Учиться трудиться что это значит

Статья Классный час на тему «Учиться — значит трудиться». Автор: Ануфриева Наталья Николаевна

Автор: Ануфриева Наталья Николаевна
Развивать у второклассников осознанное отношение к учебе, воспитывать уважения к себе, уверенность в том, что знания всегда пригодятся в жизни, способствовать развитию мышления и творческой активности учащихся.

Автор: Ануфриева Наталья Николаевна

Классный час на тему «Учиться – значит трудиться»

ЦЕЛЬ : развивать у второклассников осознанное отношение к учебе, воспитывать уважения к себе, уверенность в том , что знания всегда пригодятся в жизни, способствовать развитию мышления и творческой активности учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ : пословицы об учении и учебе, анкеты для учащихся, иллюстрации царя Петра I .

Человек должен учиться потому, что он человек.

Ход классного часа

— Здравствуйте, мои маленькие друзья!

Начать классный час хочу с пословиц. Правда, закончить их я предлагаю вам.

/На доске начала пословиц. Задание – закончить их /

Ученье и труд… рядом живут.

Знание и мудрость… украшают человека.

Ученье — свет, а … неученье – тьма.

Не стыдно не знать –… стыдно не учиться.

Корень учения горек,… да плод сладок.

Ученье лучше… богатства.

Рукой победишь одного,… головой – тысячи.

-Как вы думаете, что станет предметом нашего разговора сегодня?

— Да, вы правы, мы будем говорить об учебе, а чтобы беседа состоялась, нам нужно сформулировать тему кл ассного часа. Кто готов попробовать ?

/ “Учиться – значит трудиться”/

— Хорошо. Итак, тема нашего разговора: “Учиться – значит трудиться”.

— Ребята, а теперь мне бы хотелось послушать вас, выскажите свое мнение, ответьте мне на один вопрос: “Для чего человек учится?”

Дети свободно высказываются (чтобы быть грамотным, чтобы быть богатым, мама заставляет, чтобы получить престижную профессию, чтобы радовать родителей и др.).

— Молодцы, ребята, главное, что вы не лукавите и не хитрите, а сейчас я попрошу вас ответить на несколько вопросов анкеты.

Всегда ли ты с желанием ходишь в школу?

Легко ли тебе учиться во 2 классе?

Какие учебные предметы даются тебе легко?

Какие учебные предметы даются тебе с трудом?

Сколько времени ты тратишь на выполнение домашнего задания?

Домашние задания выполняешь самостоятельно или прибегаешь к помощи родителей, друзей?

Кем ты видишь себя в будущем?

Что нужно тебе для того, чтобы в будущем стать тем, кем хочешь?

Твоя заветная мечта.

Пожелай себе сам того, чего хотел бы.

— Итак, вы ответили на все вопросы анкеты, большое вам спасибо. А теперь я хочу тоже ответить на вопрос: “Для чего человек учится?” Послушайте меня внимательно.

— Человек учится , прежде всего , потому, что его мучит любознательность, инстинктивная тяга к знанию. Это – внутренние побудительные причины. От природы они есть у всех, но в иных людях они развиваются, в других – заглушаются обстоятельствами. Человек может учиться и потому, что его принуждает к учению житейское здравомыслие: не выучившись, он не сможет занять в жизни то положение, которое хотел бы занять.

— Все это создает внешние побудительные причины. Они также сильны, как и внутренние. Когда внешние побуждения развивают природную любознательность, эти два двигателя творят чудеса, делают человека невероятно способным.

— Чтобы подтвердить эту мысль, вспомним историю Петра Великого. Ни в ком практическая потребность в знаниях и природная любознательность не проявились с такой бурной силой, как в Петре.

Петр на верфях работает плотником, сидит, согнувшись в тесной каморке над залом английского парламента – слушает речи ораторов; спускается в шахты… Он учится каждый день своей жизни, но учится для того, чтобы приобретенные знания тут же претворить в указ, распоряжение, в дело. Он не стеснялся мелочей, так как он не стеснялся учиться, не стыдился учиться. Учиться – значит покорить в себе гордыню, признаться в невежестве. Этот необузданный, своенравный человек, царь, император, владелец огромных территорий и хозяин миллионов людей, не останавливался ни перед чем и никого не боявшийся, этот человек лишь в одном не знал гордости – в учении, лишь перед одним послушно склонял голову – перед знанием.

— Да ребята, о плодах Петра I можно говорить долго, но время нашей встречи подходит к концу. Я думаю, что каждому из нас есть над чем задуматься и тем, кто не совсем добросовестно относится к учебе, призадуматься над своим будущим.

— Вот и подошла к концу наша беседа о пользе учения, знаний. Мы обсудили многие вопр осы, теперь дело за вами. Удачи!

Источник

Классный час во 2 классе по теме «Учиться — значит трудиться»

ТЕМА: «Учиться – значит трудиться»

ЦЕЛЬ : развивать у второклассников осознанное отношение к учебе, воспитывать уважения к себе, уверенность в том, что знания всегда пригодятся в жизни, способствовать развитию мышления и творческой активности учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ: пословицы об учении и учебе, анкеты для учащихся, иллюстрации царя Петра I .

Человек должен учиться потому, что он человек.

Ход классного часа

Здравствуйте, мои маленькие друзья!

Начать классный час хочу с пословиц. Правда, закончить их я предлагаю вам.

/На доске начала пословиц. Задание – закончить их /

Ученье и труд… рядом живут.

Знание и мудрость… украшают человека.

Ученье — свет, а … неученье – тьма.

Не стыдно не знать –… стыдно не учиться.

Корень учения горек,… да плод сладок.

Ученье лучше… богатства.

Рукой победишь одного,… головой – тысячи.

-Как вы думаете, что станет предметом нашего разговора сегодня?

— Да, вы правы, мы будем говорить об учебе, а чтобы беседа состоялась, нам нужно сформулировать тему классного часа. Кто готов попробовать?

/ “Учиться – значит трудиться”/

— Хорошо. Итак, тема нашего разговора: “Учиться – значит трудиться”.

-Ребята, а теперь мне бы хотелось послушать вас, выскажите свое мнение, ответьте мне на один вопрос: “Для чего человек учится?”

Дети свободно высказываются (чтобы быть грамотным, чтобы быть богатым, мама заставляет, чтобы получить престижную профессию, чтобы радовать родителей и др.).

— Молодцы, ребята, главное, что вы не лукавите и не хитрите, а сейчас я попрошу вас ответить на несколько вопросов анкеты.

Всегда ли ты с желанием ходишь в школу?

Легко ли тебе учиться во 2 классе?

Какие учебные предметы даются тебе легко?

Какие учебные предметы даются тебе с трудом?

Сколько времени ты тратишь на выполнение домашнего задания?

Домашние задания выполняешь самостоятельно или прибегаешь к помощи родителей, друзей?

Кем ты видишь себя в будущем?

Что нужно тебе для того, чтобы в будущем стать тем, кем хочешь?

Пожелай себе сам того, чего хотел бы.

— Итак, вы ответили на все вопросы анкеты, большое вам спасибо. А теперь я хочу тоже ответить на вопрос: “Для чего человек учится?” Послушайте меня внимательно.

— Человек учится прежде всего потому, что его мучит любознательность, инстинктивная тяга к знанию. Это – внутренние побудительные причины. От природы они есть у всех, но в иных людях они развиваются, в других – заглушаются обстоятельствами. Человек может учиться и потому, что его принуждает к учению житейское здравомыслие: не выучившись, он не сможет занять в жизни то положение, которое хотел бы занять.

— Все это создает внешние побудительные причины. Они также сильны, как и внутренние. Когда внешние побуждения развивают природную любознательность, эти два двигателя творят чудеса, делают человека невероятно способным.

— Чтобы подтвердить эту мысль, вспомним историю Петра Великого. Ни в ком практическая потребность в знаниях и природная любознательность не проявились с такой бурной силой, как в Петре.

Петр на верфях работает плотником, сидит, согнувшись в тесной каморке над залом английского парламента – слушает речи ораторов; спускается в шахты… Он учится каждый день своей жизни, но учится для того, чтобы приобретенные знания тут же претворить в указ, распоряжение, в дело. Он не стеснялся мелочей, так как он не стеснялся учиться, не стыдился учиться. Учиться – значит покорить в себе гордыню, признаться в невежестве. Этот необузданный, своенравный человек, царь, император, владелец огромных территорий и хозяин миллионов людей, не останавливался ни перед чем и никого не боявшийся, этот человек лишь в одном не знал гордости – в учении, лишь перед одним послушно склонял голову – перед знанием.

— Да ребята, о плодах Петра I можно говорить долго, но время нашей встречи подходит к концу. Я думаю, что каждому из нас есть над чем задуматься и тем, кто не совсем добросовестно относится к учебе, призадуматься над своим будущим.

— Вот и подошла к концу наша беседа о пользе учения, знаний. Мы обсудили многие вопросы, теперь дело за вами. Удачи!

Источник

Мы трудимся, но не учим детей трудиться. И что с этим не так

Сегодня много говорят о том, что детям должно быть интересно учиться, их надо вдохновлять и мотивировать, не создавать стрессовых ситуаций, ведь знания — это счастье. Наш блогер, учитель Марина Балуева, с этим согласна. Но считает, что за всем этим мы забыли об одной важной составляющей — труде, который помогает преодолеть сложности, выстоять и пойти дальше.

Труд сделал из обезьяны человека. Эта концепция, вынесенная из произведения Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», на долгие годы стала базовой идеологической доктриной в Советском Союзе. Дьявол, как всегда в деталях, в игре слов. Классик имел в виду труд творческий, продиктованный задачами выживания и познания. В советской агитации и пропаганде концепция стала служить оправданием принудительному, неоплачиваемому, бессмысленному труду.

Стоит ли говорить, какие коннотации приобрела тема труда в итоге? И стоит ли задаваться вопросом, почему с начала 90-х годов прошлого века она осталась в основном в юриспруденции и трудовом праве? Между тем, никто ведь не отменил фактическую роль труда в познании и выживании. В творческом преобразовании себя и мира вокруг. Мы по-прежнему трудимся (иногда тяжело трудимся), чтобы чего-то добиться. Учим ли мы детей трудиться? Не слышала о таком в последнее время.

Мотивация вместо труда

Слово «труд» прочно вытеснено из педагогического лексикона. Ему на смену пришли мотивация, восприятие, мышление и другие лексические обозначения различных процессов, обеспечивающих получение знаний и «компетенций». И хоть сейчас стало принято считать ученика субъектом процесса обучения (что само по себе не может не радовать) все же не назван (а потому непонятен) остается инструмент, с помощью которого субъект должен эти самые компетенции добывать. Ибо «создавать мотивацию», «соответствовать восприятию», «развивать мышление» и так далее — должен, согласно последнему слову науки, именно учитель. Ученик (простите, «обучающийся») видится в предлагаемой парадигме только потребителем этих элементов образовательной услуги. А потребительская позиция неизбежно ставит ученика в положение объекта.

Субъектность предполагает добровольность. Но объявив субъектность ученика, реформаторы образования не обеспечили добровольность. Известный археолог и коммерсант Генрих Шлиман выучил самостоятельно 12 языков (по некоторым источникам 19). Это при изначально плохой памяти. Его метод прост и труден одновременно: Шлиман читал и заучивал без перевода большие отрезки текста, что позволяло в короткие сроки овладеть фонетическим и грамматическим строем языка и выучить некоторое количество слов. После заучивания он писал эссе на новом языке. Делал он это добровольно.

При достаточной мотивации ребенок будет добиваться результата сам. Но для этого должна быть не подавлена воля, не погашена любознательность

И должна быть свобода отказаться от того, что неинтересно или в данный момент не занимает. На уровне детского сада и начальных классов это хороший подход. Но по мере взросления должно расти осознание того, что иногда за нежеланием маскируется лень и инертность, а достижение целей требует преодоления лени.

Учёба не может и не должна быть простой

Пока у нас в школе царствует принуждение на всех этапах, маскируемое развлекательными приемами и облегченными задачами, за которые педагогика хватается как за соломинку, будет оставаться дилемма — или учёба из-под палки, или учёба без результата. Пока с учителей строго спрашивают «показатели», «планирование» и «технологии», пока учителей наказывают за неуспеваемость учеников, дети будут оставаться в рабстве у этой дилеммы.

Если я сейчас дам задание детям выучить абзац текста, разобранного в классе и дословно понятного, выполнят его от силы два-три ученика, остальные будут канючить, что не могут. А родители станут жаловаться на «скучное» преподавание. Я давно не даю таких заданий. А что уж говорить, если имеется что-то «непонятное». Что-то, что учитель «плохо объяснил» (напомню, Шлиман учил непереведенные тексты на незнакомом языке)!

«Мне ничего не интересно. И я кайфую от этого». Подростки — про лень и отсутствие мотивации

Требовать в обучении полной ясности на всех этапах — все равно, что готовиться к чемпионату по фигурному катанию, не выходя на лед. Требование всегда и во всем полной ясности доводит до абсурда. Однажды родители пожаловались, что я веду урок английского языка на… английском языке. «Это трудно», — сказали родители и потрясли в воздухе еще и учебником, где — безобразие — все задания были написаны тоже на английском языке. Я попыталась объяснить, что веду диалог с учениками, да, он утомителен, но дети отвечают весь урок, значит, им это доступно. А кому непонятны надписи в учебнике, все можно исправить с помощью словаря, заодно обогатив свой недостаточный лексический запас.

Я не виню этих родителей. Когда учились они, классики марксизма и дореволюционной педагогики уже были основательно забыты. А новых концепций нет. Вернее, их нет в официальном поле. Маргинальные варианты — Монтессори, Вальдорфская педагогика и другие подобные — слишком затратны и слишком трудны для контроля над учителями, а потому для массового применения в бюрократической системе не годны.

Трудиться и ошибаться не стыдно

Когда я начинала школьную карьеру, наивно полагала, что открытый урок должен быть, как есть на самом деле. То есть с ошибками, трудностями, преодолениями. Иначе зачем он нужен? Я ошибалась: открытый урок в современной школе — это срежиссированный и отрепетированный перформанс о том, как все легко и просто. Никаких отступлений от плана, никаких ошибок, никаких неожиданностей. Обучение без труда — показатель профессионализма педагога.

Год назад у меня появился ученик, которому понадобилась помощь в подготовке к сочинению на русском. Смышленый и старательный юноша предвыпускного возраста вставал в тупик перед задачей написать хоть абзац какого-нибудь текста. Как только убирался готовый алгоритм, как только появлялся вызов сочинить что-нибудь самостоятельно, так тут же вопрос решался с помощью копипастинга. На уникальность приходилось проверять все сколько-нибудь сносные тексты. Мама мальчика поговорила с ним и сказала, что ему стыдно, поэтому он так выходит из положения.

С большим трудом мы с ней объяснили подростку, что это не стыдно — испытывать затруднения, что это не стыдно, когда что-нибудь не получается сразу, это не стыдно — трудиться и думать, прежде чем будет результат. После этого процесс пошел. Со срывами и отступлениями, но пошел.

Я так и вижу учителей в его школе, которым внушили на курсах и педсоветах, что все должно получаться быстро и без проблем, для отчетности

И директора, требующего блеска открытых уроков, которые идут всегда гладко, без сучка и задоринки. Где ученики не делают ошибок и понимают все с первого раза. Иначе учитель — не профессионал.

«Умственный труд едва ли не самый тяжелый труд для человека. Мечтать —легко и приятно, но думать — трудно. Не только в детях, но и во взрослых людях мы чаще всего встречаемся с леностью мысли». Это Ушинский Константин Дмитриевич, классик. Статья «Труд в его психическом и воспитательном значении».

Кстати, в той же статье Константин Дмитриевич упоминает о жалкой роли домашнего учителя в семье, где не ценится труд. Труд не должен быть ни бессмысленным, ни чрезмерным, ни принудительным. Но он должен быть. Когда-то в школе была оценка «за прилежание». Теперь от нее осталось только воспоминание. Оценивать прилежание, усердие, трудолюбие нельзя. Непедагогично.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Читайте также:  Что значит если развязывается шнурок
Оцените статью