- Толкования Священного Писания
- Содержание
- Толкования на Пс. 27:9
- Свт. Афанасий Великий
- Блж. Феодорит Кирский
- Евфимий Зигабен
- Прот. Григорий Разумовский
- Твое достоянье что значит
- Твое достоянье что значит
- Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
- Толкование на Псалтирь 2:8
- Толкование на Псалтирь 2:8 / Пс 2:8
- Феофан Затворник (1815−1894)
- Феодорит Кирский (386/93−
- Евфимий Зигабен (
- Лопухин А.П. (1852−1904)
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
- Вам может быть интересно:
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 27:9
Свт. Афанасий Великий
Спаси люди Твоя, и благослови достояние Твое, и упаси я, и возми я до века
И упаси я, и вознеси я до века. Ибо сам Он пасет нас, вместо Себя и как Себя самого послав нам Утешителя, а также возносит нас, т. е. являет высокими в будущие и бесконечные веки.
Толкование на псалмы.
Блж. Феодорит Кирский
Спаси люди Твоя, и благослови достояние Твое, и упаси я, и возми я до века
Посему преподай, говорит, сие благословение и спасение народу Твоему, управляя им, пася и делая его победителем врагов. И молитва сия о народе прилична царю. Достойно же удивления в великом Давиде, что и гонимый народом, (потому что и народ вместе с Саулом вооружался на Давида), приносит за него молитву Богу. Ибо предвидел он будущую перемену в народе, и взирал не на обиду, а на будущую покорность.
Евфимий Зигабен
Спаси люди Твоя, и благослови достояние Твое, и упаси я, и возми я до века
Спаси, Господи, люди твоя и благослови достояние (наследие) Твое
Имея в скором времени получить царство, Давид посему молится о народе Божием—Израиле. В книге Исхода Бог назвал израильтян народом избранным, или наследственным, сказав: Будете мне народом избранным (Исх. 19,5).
И упаси я и возми я до века
Паси, говорит, народ Твой, Господи, и царствуй мысленно над ним вмести со мною, царствующим над ним чувственно; и вместе со мною давай ему надлежащие советы. Также посредством знамений и побед возноси его всегда. Вышесказанное проклятиe—дай им, Господи, по делам их и прочее, можно понимать о распявших Христа иудеях. Они, будучи весьма злы, не уразумели чудес, произведенных Господом. Посему когда они низринулись и пали, уже не восстали из рабства. А Бог укрепил верный народ христианский и прочее. Вышесказанная молитва—спаси, Господи, люди твоя—может быть произносима ко Христу; она, говорю, может быть читаема ко Христу о народе из язычников, данном Ему в наследие, то есть о христианах. Ибо этот народ упас Христос и истинно возвысил и возвеличил его и в настоящем и в будущем.
Феодорит: Приличная молитва о народе. Достойно удивления в Давиде и то, что он, будучи гоним народом (который против него воевал вместе с Саулом), приносил Богу молитву о нем. Ибо он предвидел будущую перемену его и не смотрел на обиду, но на будущее служение.
Прот. Григорий Разумовский
Спаси люди Твоя, и благослови достояние Твое, и упаси я, и возми я до века
Сими словами Давид молится прежде всего о народе Божием, т.е. избранном народе израильском, испрашивая ему спасения и благословения. Достойно удивления, как говорит блж. Феодорит, что Давид гонимый народом, приносит за него молитву, ибо предвидел он будущую перемену в народе и взирал не на обиду, а на будущую покорность [6, с. 126]. Под словом достояние нужно разуметь пророчество о христианах, обращенных к вере во Христа из разных языческих народов. К ним приличнее всего относится и это моление: и упаси я, и возми я до века. В подстрочной сноске нового (1891 г.) синодального издания славянской Библии слово возми поясняется словом вознеси. В таком же значении оно переведено с еврейского и греческого языков в изданиях Псалтири на русском языке. Словами упаси и вознеси Давид просит Бога принять верующих в Него под Свое покровительство и прославить Церковь Христову – достояние Свое до века, даровав ей победы на всех врагов, видимых и невидимых, да не одолена будет вратами адовыми во веки (Мф. 16:18). В этом же смысле слова сего стиха: спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое взяты для употребления в молитвах и песнопениях церковных (тропарь Воздвижения Креста Господня и др.).
Объяснение священной книги псалмов.
Источник
Твое достоянье что значит
Cпаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Достояние — собственность, то есть верующие во Христа. Сопротивныя — противники, враги. Жительство — жилище, общество, Церковь.
В этой молитве мы просим, чтобы Господь избавил нас, православных христиан, от бед и несчастий, даровал нам благополучие в жизни, дал силу побеждать всех нарушителей покоя и безопасности государства и охранял нас Своим Крестом.
Перевод: Спаси, Господь, людей Твоих и благослови принадлежащих Тебе, помогая православным христианам побеждать врагов и сохраняя силой Креста Твоего cвятую Церковь Твою.
Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его) , родителей моих (имена) , сродники моя по плоти, и вся ближняя рода моего, и други (имена их) и даруй им мирная Твоя и премирная блага.
Духовный отец — священник, у которого вы исповедуетесь и советы которого принимаете; други — друзья; мирная — земные; премирная — небесные, неземные, надмирные.
Перевод: Спаси, Господь, и помилуй моего духовного отца (имя его) , родителей моих (имена их) , братьев и сестер, и родственников моих, и всех ближних моих, и друзей (имена их) , и подай им Твои земные и небесные блага.
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих (имена их) , сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения, вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Упокой — помести в спокойном месте, то есть вместе со святыми в вечном блаженном жилище. Усопших — уснувших; так мы называем умерших, души которых, отделившись от тел, переселились из этой жизни в другую, небесную, где и пребывают до времени всеобщего воскресения, которое будет при Втором пришествии Сына Божия. Согрешения вольная — грехи, сделанные по собственной воле; невольная — помимо воли, по принуждению или неведению. Даруй им — дай им. Царствие Небесное — вечная, блаженная жизнь с Богом.
В этой молитве мы молим Бога, чтобы Он наших умерших родственников, ближних и всех православных христиан поселил вместе со святыми в Царстве Небесном, где нет никаких страданий, а только одно блаженство, простив им все грехи по несказанному Своему милосердию.
Перевод: Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих: родителей моих (имена их) , родственников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им все грехи, сделанные по собственной воле и помимо их воли, и дай им Царствие Небесное.
Источник
Твое достоянье что значит
В 1993 году, когда я только пришел в Церковь. Не помню откуда, у меня появился старый молитвослов. И в нем в тропаре кресту присутствовало слово «православным», то есть была фраза «. победы православным христианам на сопротивныя даруя. «. Вопрос: Или это особенности того молитвослова или это слово по каким-то причинам исключили позже? Также в предпоследней молитве на сон грядущим, той, которая предшествует исповедальной молитве после предложения «Путешествующим спутешествуй» шло: «Православным христианам споборствуй», в других молитвословах я этого предложения не встречал. Вопрос такой же, как и в первом случае.
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Тропарь Кресту был написан в 8 веке св. Косьмой, епископом Маиумским, совоспитанником и другом преп. Иоанна Дамаскина: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверным царем на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим жительство. В этом кратком песнопении выражена не только вера во всепобеждающую силу Креста, но и указание на знамение его на небе с греческой надписью «сим побеждай» (touto nika), которое видел св. Константин Великий и его воины. В греческом тексте и древний период на Руси пелось царем (без имени). В России в период христианской монархии пели: благочестивому императору нашему (имя). После прекращения христианской государственности тропарь изменился: православным христианом. Иногда эти слова без должного основания опускают. Также и в молитве Ненавидящих и обидящих нас произошло изменение.
Источник
Толкование на Псалтирь 2:8
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Псалтирь 2:8 / Пс 2:8
Феофан Затворник (1815−1894)
Ст. 8−9 проси от мене, и дам ти языки достояние твое, и одержание твое концы земли: упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я
В следующих 8−9-м стихах изображается та же небесная картина. Речь продолжается от Лица Сына. В ней возвещается Божие определение, в силу коего Мессии отдаются в наследственное владение (κληρονομιαν) все языки и вся земля, и Он может грозно карать и истреблять непокорных. Предвечное Божие определение исполнилось во времени. Как предвечный Сын Божий, Бог Слово обладает, как и Отец, вечною славою и равным могучеством, но, как Богочеловеку, как Мессии, дадеся Ему всяка власть по воскресении (см.: Мф. 28,18; ср.: Флп. 2,9−10 и другое).
Толкование на некоторые псалмы.
Феодорит Кирский (386/93−
Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли
Ибо, как Бог, Он Творец всего: «вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть» (Ин. 1:3); и: «Тем создана быша всяческая видимая и невидимая» (Кол. 1:16). А если Он — Владыка и Творец всяческих; то Он — Владыка и Господь сотвореннаго Им. Впрочем, и по естеству будучи Владыкою, как Бог, приемлет владычество над всем, как человек. И поелику древле промышлял, по-видимому, только об Иудеях, как сказано: «и бысть часть Господня людие Иаков, уже наследия его Израиль» (Втор. 32:9); народ же иудейский отвержен, как ни мало не воспользовавшийся Божиим о нем попечением; то справедливо промыслительность Свою обращает на язычников не как нерадевший о них древле, но как исполняющий Моисеево пророчество; потому что Моисеево это изречение: «возвеселитеся языцы с людми Его» (Втор. 32:43). Можно найти и событие, соответствующее пророчеству. Ибо уверовавших из Иудеев, не двенадцать только Апостолов, но семьдесят учеников, и тех сто двадесять собранных вкупе, к которым обращал речь Свою блаженный Петр (Деян. 1:16), и тех пятьсот, которым Господь по воскресении, по словам божественнаго Павла, явился в одно время (1Кор.15:6), и те три тысячи, и те пять тысяч, которых мрежею своей проповеди уловил верховный из Апостолов (Деян. 2:41; Деян. 4:4), и те многия тмы, о которых говорил великий Иаков: «видиши ли, брате, колико тем есть Иудей веровавших» (Деян. 21:20), всех этих и сверх того всех Иудеев уверовавших в целой вселенной, наименовав людьми святыми, и чрез них уловив все народы, Господь исполняет пророчество, в котором сказано: «веселитеся языцы с людми Его», а сверх того исполняет и собственное Свое проречение, которое изрек Иудеям, сказав: «и ины овцы имам, яже не суть от двора сего: и тыя Ми подобает привести. И глас Мой услышат: и будет едино стадо, и един пастырь» (Ин. 10:16). Сие сказано и в настоящем псалме: «проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли». Но мне приходит на мысль плакать о неверии Иудеев, которые, слыша пророчество, ясно упоминающее о концах земли, и зная, что, кроме единаго происшедшаго от Давида по плоти Владыки Христа, ни один из царей их не приобретал такого владычества, слепотствуют очами ума своего, изрекающее о сем пророчество «осяжут яко слепии стену, и яко суще без очес осязати будут» (Ис. 59:10). Потому и угрожает им пророческое слово:
Евфимий Зигабен (
Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли
Проси от Мене, и дам Ти языки достяние Твое
Так как Христос по плоти принадлежал к роду Иудеев, и потому прежде всего обратился к ним с проповедью благовестия, как своим единоплеменникам; но когда они не приняли Его, то Он естественно обратился потом к племенам языческим, побуждаемый к тому и волею Отца, чтобы Он избрал Себе язычников в наследие. И действительно, Сыну Божию, как приобщившемуся плоти и крови (Евр. 2, 14) человеческой, подобало и в человечестве вообще принять участие.
И одержание Твое концы земли
то есть, и власть наследия Твоего прострется до пределов земли. Так оно и сбылось; ибо Слово Евангельское пронеслось по всей земле и во все концы вселенной (Пс. 18, 5; Мф. 24, 14; 10,18). И сам Отец предлагает Сыну, чтобы Он просил Себе сего наследия, в изявление своего благоволения и желания восстановить все падшее человечество. И Сын естественно ходатайствует об этом пред Отцем, так как Он нас ради человек и нашего ради спасения вочеловечился, и, став Богочеловеком, соделался Посредником между Богом и человеками. Итак да устыдятся и усрамятся Иудеи, не находящие лица, к кому бы могли быть приспособлены эти слова. Ибо кто, кроме Христа, стяжал такую могущественную власть?
Лопухин А.П. (1852−1904)
Ст. 8−9 проси от мене, и дам ти языки достояние твое, и одержание твое концы земли: упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я
Давиду обещается Богом расширение власти над всей землей, враги же его пред ним будут так же бессильны, как слабы глиняные сосуды пред железной палкой. «Жезл» — посох, как необходимая принадлежность пастухов. Под посох они для счета пропускали овец, и посох в их руках служил знаком их власти над стадами. «Железный» посох служит образом несокрушимости этой власти. Так как псалом написан по поводу восстания на Давида врагов, то под сокрушением здесь нужно разуметь гибель тех, кто восстанет на него.
Источник
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
K заключительным относятся следующие действия литургии верных:
1. Священник обращается от престола к народу и преподает благословение: Спаси Боже люди твоя и благослови достояние (наследие) Твое. Певцы, как бы объясняя от лица предстоящих, почему они называются достоянием Божиим, поют одну из стихир Пятидесятницы, в которой перечисляются духовные преимущества христиан, избранных в достояние Божие: «Мы увидели (в Евангелии) свет истины, получили (в Таинствах) Духа Небесного, обрели веру истинную, поклоняемся Нераздельной Троице, ибо Она спасла нас» 85 .
2. Затем Святые Дары переносятся на жертвенник. Священник, собираясь перенести их с престола, воздает им честь каждением, причем троекратно повторяет псаломские слова: вознесися на Небеса Боже (будь превознесен выше Небес, Боже), и по всей земли (да будет) слава Твоя ( Пс. 56, 6 ), т.е. покажи всем людям высоту Твою (так объясняет Феодорит); или: покажи Твою Божественную силу, Божественное, необъемлемое Небесами величие, для тогочтобы нам, покрываемым Твоей всемогущей силою, не страшны были враги нашего спасения – мир, плоть и дьявол. В заключение литургии перед выходом из храма весьма прилично проникнуться мыслью о беспредельном величии нашего Искупителя, надеждой на Его всемогущество, страшное врагам нашего спасения, ибо вне храма искушения со стороны этих врагов бывают гораздо многообразнее и сильнее, чем в храме, месте нашего теснейшего общения с нашим Искупителем. После каждения и произнесения рассмотренных псаломских слов священник передает дискос со звездицей и покровцами дьякону для перенесения на жертвенник, сам же, поклонившись, берет Потир и показывает его в последний раз народу, говоря про себя: Благословен Бог наш, и потом вслух: всегда, ныне и присно и во веки веков 86 , и также вслед за дьяконом переносит его на жертвенник. Певцы на слова священника от лица народа отвечают: аминь. Христа, в последний раз явившегося в Своих Дарах, с благоговением сопровождают благодарственным и вместе с тем молебным песнопением (введенной в состав литургии в VII веке Kонстантинопольским Патриархом Сергием): «Да исполнятся уста наши хвалой Тебе, Господи, чтобы воспевать славу Твою ( Пс. 70, 8 ), потому что Ты сподобил нас причаститися Святых Твоих Божественных, Бессмертных и Животворящих Тайн. Соблюди нас в Твоем (полученном от Тебя) освящении, так чтобы весь день мы провели в размышлении о праведности Твоей».
3. После поставления Святых Даров на жертвенник священник возвращается к престолу и складывает антиминс в знак того, что закончилось великое дело, для которого он лежал на престоле раскрытым; а дьякон выходит на амвон и произносит ектению, по содержанию имеющую связь с пропетым перед этим стихом. В этом стихе испрашивается у Бога благодать к Его благодарственному прославлению за то, что Он сподобил нас причаститься Святых Бессмертных и Животворящих Тайн. Соответственно этому и дьякон побуждает нас достойно благодарить Господа: Прости (т.е. будем бдительны, как свойственно людям, совершающим важное дело); приимше (причастившись) Божественных, Святых, Пречистых, Небесных и Животворящих Христовых Тайн, достойно благодарим Господа. Хор: Господи помилуй. Заступи, – продолжает дьякон, – спаси, помилуй и сохрани нас Боже Твоею благодатию. Хор: Господи помилуй. Потом в соответствие молебным словам помянутого стиха: «Соблюди нас в Твоем освящении, чтобы весь день размышлять о праведности Твоей», – дьякон возглашает: День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим. Хор: Тебе Господи. Священник после окончания ектении, имея в виду испрашиваемое в последней ее части святое препровождение всего дня, возглашает: Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь.
4. Затем следуют действия, которые служат напутствием для предстоящих перед выходом из храма. Это напутствие начинается словами священника: с миром изыдем, т.е. из храма, на что хор от лица предстоящих отвечает: о имени Господнем, т.е. мы готовы выйти из храма с тем миром и благословением, которое преподается именем Господа. Затем следует отпустительная заамвонная молитва, предваряемая словами дьякона: Господу помолимся и ответом хора: Господи помилуй 87 . Священник в этой молитве испрашивает благословение от Господа сперва на предстоящих, согласно выраженному ими желанию получить благословение именем Господним, потом на любящих благолепие храма и на всю Церковь. Вот эта молитва в полном виде: «Господи, благословляющий благословляющих (прославляющих) Тебя и освящающий уповающих на Тебя! Спаси людей Твоих и благослови наследие Твое, соблюди целость Твоей Церкви (так чтобы никто из принадлежащих к ней не отступил от нее), освяти любящих благолепие дома Твоего (храма), воздай им за это славой по Твоей Божественной силе и нас уповающих на Тебя не оставь. Даруй мир Твоему миру (всем людям на свете), церквям Твоим, священникам, воинству и всем людям Твоим; потому что всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше – от Тебя Отца светов (Творца светил небесных, у которого, в противоположность им, то увеличивающим свой свет, то уменьшающим, то появляющимся, то скрывающимся, – нет изменения и ни тени перемены, и который следственно есть неизменный источник всякого блага. Иак. 1, 17 ), и Тебе славу, и благодарение, и поклонение воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, сегодня и непрестанно и во веки веков». Хор: Аминь.
«Да будет благословенно имя Господа отныне и до века (трижды)». Изложенную молитву священник читает за амвоном, стоя посреди народа, в память древнего обычая читать в это время молитву перед народом, который при этом, после возгласа дьякона: преклонитеся и благословитеся, – подходил к священнику и с наклоненными главами выслушивал эту отпустительную молитву. В настоящее время народ не преклоняет глав при чтении заамвонной молитвы, а только один дьякон, в память древнего обычая главопреклонения, выслушивает ее до конца с преклоненной главою, стоя перед иконостасом. Затем раздается антидор. Антидором (по-русски: вместодарием) называются остатки от просфоры, из которой был изъят Агнец. Эти оставшиеся части Агничной просфоры называются так потому, что для присутствовавших на литургии, но не причастившихся Святых Тайн, они служат некоторой заменой этих Божественных Даров, некоторым освящением для вкушающих, ибо это не простой хлеб, но освященный на проскомидии, во время изготовления Агнца, крестным знамением и словами Священного Писания. Поэтому церковное правило предписывает принимать антидор натощак, притом только в храме, также его запрещено давать неверным и находящимся под епитимиею 88 . Раздача антидора народу в конце литургии также служит отчасти памятником древних вечерей любви, или трапез братолюбия, которые с апостольских времен ( 1Кор. 11, 21 ) были устраиваемы после литургии в храме из остатков от принесенных к жертвеннику даров. Они были благотворным средством братского общения, ибо в них за одним столом сидели богатые и бедные, знатные и незнатные. Но иногда при их совершении на них происходили беспорядки, замечаемые уже самими апостолами ( 1Кор. 11, 28 ). Это стало причиной их постепенного выхода из употребления в конце IV веке. На Лаодикийском Соборе (правило 28) прямо воспрещяется в доме Божием ясти и возлежание творити, и только вкушение антидора, раздаваемого в церкви всем без различия, справедливо может быть почитаемо остатком древних трапез братолюбия.
Во время раздачи антидора читается 33-й псалом, в котором святой пророк Давид изливает перед Богом благодарные чувства за спасение от погибели, угрожавшей ему во владениях Гефского царя, куда он бежал от гонений Саула. Часть этого псалма до слов: боящиеся Господа не лишатся всякаго блага, – также положено читать за всенощным бдением при раздаянии благословенных хлебов. Этот же псалом в древней Церкви пелся за литургией во время причащения верующих. Причина, почему он пелся именно в это время, заключается в словах (стих 9): вкусите и видите, яко благ Господь, ибо эти слова были прилагаемы ко вкушению Евхаристии и до сегодняшнего дня прилагаются к ней в стихе, который на Литургии Преждеосвященных даров поется после дьяконского возглашения: со страхом Божиим и верою приступите. Вот этот стих: Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих. Хлеб Небесный и Чашу жизни вкусите, и видите, яко благ Господь. Причина же, почему тот же самый псалом в настоящее время читается при раздаче антидора или благословенных хлебов, отчасти заключается в том же стихе псалма, а главным образом в 10-м и 11-м стихах: Бойтеся Господа вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага. Вкушающим куски антидора и благословенного хлеба эти слова внушают, что эти благословенные Церковью куски служат залогом обильных благословений Господа боящимся Его и уповающим на Него; что боящиеся Господа и уповающие на Него никогда не лишатся от Него всякого блага, если будут обращаться к Его вседейственному благословению во всякой нужде; что при этом благословении у них даже будет избыток в земных благах, которым они могут делиться с другими нуждающимися.
Вот текст 33-го псалма с объяснением.
Стих 2: Благословлю (буду прославлять) Господа на всякое время, выну (непрестанно) хвала Его во устех моих.
Стих 3: О Господе похвалится душа моя; да услышат кротцыи (с кротостию переносящие озлобления и страдания) и возвеселятся.
Стих 4: Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе.
Стих 5: Взысках Господа и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя.
Стих 6: Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся (т.е. среди бедствий и скорбей вы не будете постыждены в уповании на Бога, и сами лица ваши, светлые и радостные, будут свидетельствовать о вашем непосрамленном уповании).
Стих 7: Сей нищий (страдалец, каким был я, гонимый врагами) воззва, и Господь услыша и (его), и от всех скорбей его спасе и.
Стих 8: Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их ( Быт. 32, 2 ; 4Цар. 6, 17 ).
Стих 9: Вкусите (испытайте) и видите, яко (как) благ Господь (каждый на самом себе может увидеть, как благ Господь, если вступит на путь общения с Господом и вне Его не будет искать для себя помощи и утешения). Блажен муж, иже уповает нань.
Стих 10: Бойтеся Господа вси святии Его (служите Господу все почитатели Его, с неизменной верностью, как свойственно истинно благоговеющим перед Его величием), яко (ибо) несть лишения (скудости) боящимся Его.
Стих 11: Богатии обнищаша и взалкаша, взы скающии же Господа не лишатся всякаго блага 89 .
Стих 12: Приидите чада (люди, по-детски простые и прямодушные), послушайте мене (я преподам вам простое наставление касательно того, как достигнуть истинного благополучия); страху бо Господню (и обязанностям, из него проистекающим) научу вас.
Стих 13: Кто есть человек хотяй живот (т.е. желающий благополучной жизни), любяй дни видети благи? Вот какие средства для достижения этой цели внушает страх Божий:
Стих 14: Удержи язык твой от зла и устне твои еже не глаголати льсти.
Стих 15: Уклонися от зла и сотвори благо, взыщи мира и пожени и (гонись за ним).
Стих 16: Очи Господни (благоволение Господа обращено) на праведных, и уши Его в молитву их.
Стих 17: Лице же (грозное) Господне на творящия злая, еже (чтобы) потребити от земли память их.
Стих 18: Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их.
Стих 19: Близ Господь сокрушенных сердцем и смиренные духом спасет.
Стих 20: Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь.
Стих 21: Хранит Господь вся кости их (все части тела), ни едина от них сокрушится (все волосы на голове праведного на счету у Него ( Мф. 10, 36 ), так что ни один не пропадет без Его воли).
Стих 22: Смерть грешников люта (ибо в час смерти с ужасом увидят они, что все потеряно, и они погибли; а состояние после смерти еще более лютое: там они испытают на деле то, представление чего ужасало их в час смерти), и не навидящии праведнаго прегрешат (обманутся: нечестивый, копающий яму праведному, сам попадет в нее).
Стих 23: Избавит Господь души раб Своих, и не прегрешат (не обманутся) вси повающии на Него.
В то время когда верующие благоговейно вкушают антидор, раздаваемый священником, дьякон с благоговением потребляет все, что осталось в Чаше, прежде выслушав молитву священника ко Христу, относящуюся к этому действию, и получив от него благословение. Вот эта молитва: «В Тебе, Христе Боже наш, нашли исполнение закон и пророки (заповеди закона, чаяния и предсказания пророков); Ты исполнил все, чего требовало домостроительство (нашего спасения), предначертанное Отцом (Твоим); исполни радостью и веселием сердца наши, всегда, сегодня и непрестанно и во веки веков». На литургии святителя Василия Великого эта молитва имеет следующий вид: «Исполнено и совершено нами, Христе Боже наш, по силам нашим, Таинство Твоего домостроительства (по этому домостроительству Тебе надлежало умереть за нас, воскреснуть и соделать нас причастниками Твоей бесконечной жизни и непрестающей духовной радости; в совершенной нами Евхаристии воспроизведено дело Твоего домостроительства), ибо в Евхаристии имеем память Твоей смерти, видели образ Твоего воскресения (ибо всякий раз, когда мы едим этот хлеб и пьем эту Чашу, мы возвещаем Твою смерть ( 1Кор. 12, 26 ) и исповедуем Твое воскресение, потому что только через Твое воскресение соделалась животворящей та Плоть, которой мы приобщаемся в Таинстве), наполнились бесконечной Твоей жизни, вкусили неистощимой Твоей сладости, которой благоволи сподобиться всем нам и в будущем веке, благодатью Безначального Твоего Отца, и Святого и Благого и Животворящего Твоего Духа».
Раздав антидор, священник окончательно благословляет народ к выходу из храма словами: Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь. Священник: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. Хор: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи помилуй (трижды). Благослови. Священник говорит полный отпуст: Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матери. помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец. Хор произносит многолетие Святейшему Патриарху, местному архиерею и всем православным христианам.
После отпуста священнослужители удаляются в ризницу и разоблачаются. При разоблачении священник читает молитву Симеона Богоприимца: Ныне отпущаеши, – выражая этим чтением радость, что он, подобно праведному Симеону, сподобился видеть Христа Спасителя в Его Пречистых Тайнах, и даже осязать Его руками, и держать Его на ладонях. Вслед за этой молитвой читается: Трисвятое, Отче наш, тропарь и кондак святителю Иоанну Златоусту или Василию Великому, смотря по тому, по какому чинопоследованию была совершена литургия, и Богородичен: Предстательство христиан непостыдное. Все заключается кратким отпустом.
Вот в переводе тропари и кондаки Иоанну Златоусту и Василию Великому:
Тропарь святителю Иоанну Златоусту: «Благодать, воссиявшая как огонь от уст твоих, просветила всю землю, завещала миру сокровища несребролюбия, показала высоту смиренномудрия. Но наставляя нас, отче Иоанне Златоусте, твоими словами, молись Христу Богу о спасении душ наших». Kондак: «Отче Иоанне Златоусте, всеблаженный, преподобный! Ты с Небес приял Божественную благодать и устами твоими научаешь нас поклоняться Единому в Троице Богу. Достойно прославляем Тебя как учителя, вразумительно изъясняющего Божественные предметы».
Тропарь святителю Василию Великому: «Голос твой раздался по всей земле, приявшей слово твое, которым ты благоприлично изложил догматическое учение, изъяснил природу существ, благоустроил нравы людские. Царственное священство, преподобный отче! молись Христу Богу о спасении душ наших». Kондак: «Явился ты, небоявленный Василий блаженный, непоколебимым основанием для Церкви, всем людям подавая нерасхищенную собственность (т.е. сокровище веры), которую запечатлеваешь твоими учениями».
Святитель Василий Великий восхваляется здесь как страж Православной веры, своим богомудрым учением оградивший ее от нападений еретиков и сохранивший ее для верующих во всей чистоте и целости. Наименования же святителя Василия Великого царственным священством и основанием для Церкви знаменательны тем, что на греческом языке созвучны с именем Василий: царское священство по-гречески – βασιλιον ιερατευμα , основание – βασιξ .
Первое наименование святой апостол Петр усваивает и всем христианам ( 1Пет. 2, 9 ) в том смысле, что они, подобно избранному еврейскому народу, совмещают в себе и царское достоинство, как чада Царя Небесного по благодати возрождения, и священническое, как посвященные на служение Ему духовными жертвами.
Но преимущественно эти достоинства, конечно, принадлежат таким великим святым, как небоявленным, славой небесной осиян ным, святителям Василию Великому и Иоанну Златоусту.
В греческих чинах литургии не видно этого песнопения, а вместо него в некоторых из них народ отвечает на священническое благословение приветствием: на многая лета, владыко (Гоар. Евхология. Венеция. 1730. С. 67).
По некоторым греческим спискам, те и другие слова священник произносит вслух (Гоар. Евхология. Венеция. 1730. С. 89).
В некоторых греческих списках к этому присовокупляется: владыко благослови, т.е. именем Господним преподай нам молитвенное благословение перед выходом из церкви (Гоар. Евхология. Венеция. 1730. С. 68).
Священник Никольский в своей книге «Пособие к изучению устава» ссылается на архиерейский Чиновник, Кормчую книгу, а также на Собор во дни Kонстантинопольского Патриарха Николая.
В еврейском: львы бедны и голодны, а ищущие Господа не скудны ни в каком благе (скорее львы, при могучей силе и смелости, легко достающие себе добычу, будут терпеть скудость и голод, чем ищущие Господа будут лишены от Него всякого блага).
Источник: Объяснение Божественной Литургии / Епископ Виссарион (Нечаев) – Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство: «Даръ», 2005.- 432 с. ISBN: 5-485-00039-8
Вам может быть интересно:
- Отдел 7 (2). О богослужении православной церкви. О литургии – протоиерей Григорий Дьяченко
- Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии – Предисловие, содержащее предварительные рассуждения: – Иван Иванович Дмитревский
- Божественная литургия, ее смысл и назначение – схиархимандрит Иоанн (Маслов)
- Очерк истории литургии нашей Православной Церкви – профессор Александр Львович Катанский
- Объяснение апостольских чтений на Литургии во все воскресные дни года – Неделя всех святых – смотри № 5 – протоиерей Василий Михайловский
- Изречения слова Божия, располагающие к покаянию – епископ Виссарион (Нечаев)
- Толковый Типикон – ИНОСЛАВНЫЕ ВЕЧЕРНИ – профессор Михаил Николаевич Скабалланович
- Великий пост. Духовные поучения – Краткие поучения причастникам – протоиерей Валентин Амфитеатров
- Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова) – Праведность – святитель Игнатий (Брянчанинов)
- О церковном богослужении – протоиерей Петр Смирнов
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Источник