- Толкование на Псалтирь 16:10
- Толкование на Псалтирь 16:10 / Пс 16:10
- Афанасий Великий (
- Евфимий Зигабен (
- Сергий Терновский
- Лопухин А.П. (1852−1904)
- Григорий Разумовский (1883−1967)
- Толкования Священного Писания
- Содержание
- Толкования на Пс. 16:10
- Свт. Афанасий Великий
- Блж. Феодорит Кирский
- Евфимий Зигабен
- Архиеп. Ириней (Клементьевский)
- Прот. Сергий Терновский
- Лопухин А.П.
- Прот. Григорий Разумовский
- Псалом 16
- Вам может быть интересно:
Толкование на Псалтирь 16:10
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Псалтирь 16:10 / Пс 16:10
Афанасий Великий (
тук свой затвориша, уста их глаголаша гордыню
Тук свой затвориша. Словом «тук» означает весьма великое благоденствие врагов.
Источник: Толкование на псалмы.
Евфимий Зигабен (
тук свой затвориша, уста их глаголаша гордыню
Врази мои душу мою одержаша
Под душею своею пророк разумеет себя самого, употребив здесь часть вместо целого. Одержаша, т. е. окружили со всех сторон, засевши в потаенных местах.
Тук (жир) свой затвориша (закрыли)
Под туком или жиром должно разуметь сердце и вообще внутренности, потому что около них обыкновенно много жира. Итак, говорит, они заключили в самих себе всякое милосердие ко мне страждущему, исходящее от сердца и извнутри человека вообще. Иные впрочем под жиром разумеют богатство и счастье и изъясняют это место так, что они (враги Давида) затворили или заключили все это в самих себе, чтобы оно более никогда уже не ускользнуло из их рук, а осталось навсегда с ними.
Уста их глаголаша гордыню (высокомерно).
Они, говорит, хвалились, что вот скоро уже схватят меня, что не избежать мне их рук, и что мне неоткуда более ожидать помощи себе.
Сергий Терновский
тук свой затвориша, уста их глаголаша гордыню
По противоположности ясно, что под туком пророк разумеет сердце. Мысль очевидна: нечестивый затворил сердце от вопияния страждущих, а только что в гордости грозит им. Св. Писание для выражения испорченности и ожесточенного состояния сердца употребляет иногда слово: отолсте или одебеле (Ис. 7:10).
Здесь пророк смотрит на огрубение чувства народа израильского, который не хочет ни слышать наставления, ни видеть чудес Христовых; он говорит: одебелело сердце.
Давид в другом месте (Пс. 118:70) уподобляет его усыренному молоку, или молоку, превращенному в сыр. Выражение значительно: млеко жидко, сыр густ и крепок. Так жестеет сердце нечестивого ко всему доброму. Млеко имеет приятную природную сладость и питательность; в сыре, который перешел чрез брожение, есть кислота, для многих вредная. Так сердца нечестивых уклоняются от простоты младенческой и проникаются квасом, которого и одна капля все смешение квасит, и исполняются развратом нечестивых мыслей.
В настоящем месте пророк не говорит: затвори сердце одебелевшее, или усыренное, — но затвори тук. Он сим хочет показать, что они лишились сердца, что сердце их все претворилось в тук; ибо есть, по Писанию, люди, не имущие сердца (Ос. 7:11) и погубившие сердце (Притч.), а поелику сердце в Св. Писании означает вместилище закона (Рим. 2:15), то пророк хочет показать, что они потеряли все духовные чувства и сердце свое, не чувствительное ни к какому добру, затворили от его вопля.
NB. Афан. и Феодорит толкуют сие о благоденствии внешнем.
Источник: Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.
Лопухин А.П. (1852−1904)
тук свой затвориша, уста их глаголаша гордыню
Они — всюду, и стремятся лишить меня жизни
Враги, нападающие на Давида, т. е. причинившие ему страдания, покушаются на его жизнь; «они заключились в туке», закрыли свой жир; «надменно говорят». Этими словами характеризуются враги Давида, пользовавшиеся полным довольством, от которого ничего не давали бедным («заключились в туке»). Вследствие сосредоточенности в их руках довольства и силы они сделались гордыми и заносчивыми.
Григорий Разумовский (1883−1967)
Врази мои душу мою одержаша, тук свой затвориша: уста их глаголаша гордыню
Душу мою одержаша, т.е. окружили, стеснили меня враги мои; тук значит «жир, толщина» — оттуда употребительное и в русском языке слово «тучный, жирный»; на языке Священного Писания тук означает бесчувственность, огрубелость, а также — богатство, изобилие, среди коего люди забываются. Тук свой затвориша — значит: среди изобилия и благоденствия враги мои забылись, заградили свое сердце от чувства братолюбия и жалости, сделались бесчувственными и жестокими; устами своими произносят слова гордости: уста их глаголаша гордыню. Таким образом, изображая злобу и жестокость врагов своих, псалмопевец говорит: враги стеснили меня, закрыли свое сердце от помыслов и чувств жалости и милосердия, говорят гордо и высокомерно; они не только бесчеловечны и немилосерды, но и с гордостью ругаются надо мной.
Источник: Объяснение священной книги псалмов.
Источник
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 16:10
Свт. Афанасий Великий
тук свой затвориша, уста их глаголаша гордыню
Тук свой затвориша. Словом «тук» означает весьма великое благоденствие врагов.
Толкование на псалмы.
Блж. Феодорит Кирский
тук свой затвориша, уста их глаголаша гордыню
См. Толкование на Пс. 16:8
Евфимий Зигабен
тук свой затвориша, уста их глаголаша гордыню
Врази мои душу мою одержаша
Под душею своею пророк разумеет себя самого, употребив здесь часть вместо целого. Одержаша, т. е. окружили со всех сторон, засевши в потаенных местах.
Тук (жир) свой затвориша (закрыли)
Под туком или жиром должно разуметь сердце и вообще внутренности, потому что около них обыкновенно много жира. Итак, говорит, они заключили в самих себе всякое милосердие ко мне страждущему, исходящее от сердца и извнутри человека вообще. Иные впрочем под жиром разумеют богатство и счастье и изъясняют это место так, что они (враги Давида) затворили или заключили все это в самих себе, чтобы оно более никогда уже не ускользнуло из их рук, а осталось навсегда с ними.
Уста их глаголаша гордыню (высокомерно).
Они, говорит, хвалились, что вот скоро уже схватят меня, что не избежать мне их рук, и что мне неоткуда более ожидать помощи себе.
Архиеп. Ириней (Клементьевский)
тук свой затвориша, уста их глаголаша гордыню.
Сей есть четвертый и последний довод, который берет Пророк от лютости врагов. Врази мои, глаголет, не точию обижают меня, но и самую жизнь отнять покушаются; сие бо являют слова: душу мою одержаша. За сим присовокупляет: тук свой затвориша. Тук затворить, по свойству священнаго языка, означает то же, что утробу заключить, то есть, никакой милости не иметь, по оному святаго Апостола Иоанна выражению: иже имать богатство мира сего, и видит брата своего требующа, и затворит утробу свою от сего, како любы Божия пребывает в нем (1Ин. 3:17)? А понеже утроба затворяется тогда, когда тук умножается и возрастает: сего ради Пророк лучше разсудил употребить слово тука, нежели утробы, дабы купно показать и причину, откуду затворяется утроба; причина же есть умножение тука, сиречь, временнаго богатства. Якоже бо тук естественный затворяет утробу телесную: тако умножение имений производит надмение и презрение к ближним, затворяя духовную утробу. Итак, сущность слов состоит в том, что враги его безчеловечны, и притом гордостию надменны, которая видна из самых слов их: уста бо их глаголаша гордыню, аки бы сказал: враги мои не точию безчеловечны и немилосерды, но еще и с гордостию ругаются мне.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Прот. Сергий Терновский
тук свой затвориша, уста их глаголаша гордыню
По противоположности ясно, что под туком пророк разумеет сердце. Мысль очевидна: нечестивый затворил сердце от вопияния страждущих, а только что в гордости грозит им. Св. Писание для выражения испорченности и ожесточенного состояния сердца употребляет иногда слово: отолсте или одебеле (Ис. 7:10).
Здесь пророк смотрит на огрубение чувства народа израильского, который не хочет ни слышать наставления, ни видеть чудес Христовых; он говорит: одебелело сердце.
Давид в другом месте (Пс. 118:70) уподобляет его усыренному молоку, или молоку, превращенному в сыр. Выражение значительно: млеко жидко, сыр густ и крепок. Так жестеет сердце нечестивого ко всему доброму. Млеко имеет приятную природную сладость и питательность; в сыре, который перешел чрез брожение, есть кислота, для многих вредная. Так сердца нечестивых уклоняются от простоты младенческой и проникаются квасом, которого и одна капля все смешение квасит, и исполняются развратом нечестивых мыслей.
В настоящем месте пророк не говорит: затвори сердце одебелевшее, или усыренное, — но затвори тук. Он сим хочет показать, что они лишились сердца, что сердце их все претворилось в тук; ибо есть, по Писанию, люди, не имущие сердца (Ос. 7:11) и погубившие сердце (Притч.), а поелику сердце в Св. Писании означает вместилище закона (Рим. 2:15), то пророк хочет показать, что они потеряли все духовные чувства и сердце свое, не чувствительное ни к какому добру, затворили от его вопля.
NB. Афан. и Феодорит толкуют сие о благоденствии внешнем.
Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.
Лопухин А.П.
тук свой затвориша, уста их глаголаша гордыню
Они — всюду, и стремятся лишить меня жизни
Враги, нападающие на Давида, т. е. причинившие ему страдания, покушаются на его жизнь; «они заключились в туке», закрыли свой жир; «надменно говорят». Этими словами характеризуются враги Давида, пользовавшиеся полным довольством, от которого ничего не давали бедным («заключились в туке»). Вследствие сосредоточенности в их руках довольства и силы они сделались гордыми и заносчивыми.
Прот. Григорий Разумовский
Врази мои душу мою одержаша, тук свой затвориша: уста их глаголаша гордыню
Душу мою одержаша, т.е. окружили, стеснили меня враги мои; тук значит «жир, толщина» – оттуда употребительное и в русском языке слово «тучный, жирный»; на языке Священного Писания тук означает бесчувственность, огрубелость, а также – богатство, изобилие, среди коего люди забываются. Тук свой затвориша – значит: среди изобилия и благоденствия враги мои забылись, заградили свое сердце от чувства братолюбия и жалости, сделались бесчувственными и жестокими; устами своими произносят слова гордости: уста их глаголаша гордыню. Таким образом, изображая злобу и жестокость врагов своих, псалмопевец говорит: враги стеснили меня, закрыли свое сердце от помыслов и чувств жалости и милосердия, говорят гордо и высокомерно; они не только бесчеловечны и немилосерды, но и с гордостью ругаются надо мной.
Объяснение священной книги псалмов.
Источник
Псалом 16
Пс.16:1 . Молитва Давиду. Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых.
Сей псалом, как и самое надписание показывает, содержит молитву праведнаго Давида, неправедно гонение претерпевающаго, еюже молится к Богу о избавлении своем от врагов, паче же от Саула. Ругается временному их счастию и суетным забавам: себя же в несчастии своем утешает надеждою будущия жизни. В молитве употребляет четыре довода для испрошения помощи против врагов, из коих первый берет от невинности своея, вторый от правосудия Божия, третий от милости Божией, четвертый от лютости врагов.
В начале просит, дабы Господь услышал правду, то есть, справедливость дела его: ибо пред лицем праведнаго Судии больше вопиет правда, нежели лице просящаго. Потом присовокупляет, дабы Господь внял прошению и молитве его: понеже Бог не точию правду, но и праведных любит, и якоже святый Апостол Иаков глаголет: много может молитва праведнаго ( Иак. 5:16 ). Наконец совокупляя обоя, сиречь, и правду и моление, глаголет: внуши молитву мою не во устнах льстивых, сиречь, не на льсти, но на правде основанную. Вкратце же глаголет: да подвижит тебе, Господи, правда, да подвижит прошение, да подвижит молитва праведнаго.
Пс.16:2 . От лица твоего судьба моя изыдет: очи мои да видита правоты.
То есть: Тебе призываю, Господи, от Тебе судитися хощу, понеже Ты еси Судия праведнейший; от лица убо Твоего, сиречь, от уст Твоих, решение судьбы моея да изыдет. Очи мои да видят правоты, сиречь, праведныя судьбы твоя, яже Ты твориши.
Пс.16:3 . Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию: искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда.
Приводит причину, чего ради хощет судитися от Бога. Понеже, глаголет: Ты един испытуеши сердца: убо Ты совершенно веси, каков я внутрь, куда никто кроме Тебя не проникает. Сим извещает, что многократно имев Саула в руках своих, умертвить его не хотел, но благодеянием за обиду воздал. Сего ради и о нощи воспоминает, в которую сие сотворил, и спящему безопасно в нощи врагу никому из своих нанести смертельнаго удара не попустил. Искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда. То есть: испытал мя еси, и яко злато чистое, огнем искушенное, обрел мя еси Господи. Сие же глаголет в разсуждении невинности своея пред Саулом и пред другими врагами, которых он ничем не обидел, а не в разсуждении праведных дел, которыми никто пред Богом похвалиться не может.
Пс.16:4 . Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен твоих аз сохраних пути жестоки.
Давид свидетельствует, что хотя многие убеждали его убить Саула, но он от того удерживался словом Божиим, запрещающим силу силою отражать, или зло за зло воздавать. Не точию, глаголет, врага моего ничем я не оскорбил, хотя и многие к тому убеждали меня, представляя свои услуги; но и язык сохранил свободен от поносных слов против особы его, и чего он и прочие враги мои делать не стыдилися, того я ниже говорить хотел. Сие же, толь трудное и по естеству своему жестокое дело, исполнил я единственно для того, дабы оказать повиновение к Твоим заповедям. За словеса уст Твоих сохраних пути жестоки.
Пс.16:5 . Соверши стопы моя во стезях твоих, да не подвижутся стопы моя.
Признавая, что не своими силами, но Божиею помощию пребыл непоколебим на пути правды, просит Бога, дабы продолжил и совершил благодеяние сие. Соверши стопы моя во стезях Твоих: то есть, утверди и укрепи стопы моя на сем спасительном пути, да не како уклонюся от него, аще лишен буду помощи Твоея. В Еврейском тексте то же самое означается подобием, взятым от скользкаго пути; поддержи стопы моя, да не падут. Ибо немощь плоти и прелесть мира сего творят путь жития человеческаго зело поползновенным, и многие падают на нем.
Пс.16:6 . Аз воззвах, яко услышал мя еси, Боже: приклони ухо твое мне и услыши глаголы моя.
Предложив довод от невинности своея, и от правосудия Божия, паки повторяет молитву, в начале псалма положенную, которая есть аки заключение, извлеченное из двух оных доводов. Аз воззвах, яко услышал мя еси. То есть: того ради прибегл с молитвою, и к Тебе возопил, понеже и прежде всегда послушал мя еси; сего ради и ныне по обычной милости Твоей приклони ухо Твое мне, и услыши глаголы моя.
Пс.16:7 . Удиви милости твоя, спасаяй уповающыя на тя от противящихся деснице твоей:
Пс.16:8 . сохрани мя, Господи, яко зеницу ока: в крове крилу твоею покрыеши мя
Пс.16:9 . от лица нечестивых острастших мя: врази мои душу мою одержаша
Употребляет третий довод, взимаемый от милости Божией, аки бы тако глаголя: предложил я невинность мою, призвал правду Твою; ныне призываю милость Твою, зане аще и неповинна себя быти мню в преступлении противу Саула, от негоже гонение претерпеваю: но имею многие другие грехи, ихже ради праведно наказан быти могу. Покажи убо яве милости Твоя на мне, да вси удивятся и познают, яко Ты еси помощник и покровитель мой. Избави мя от врагов, противящихся деснице Твоей. То есть: от злых людей, противляющихся власти Твоей и причиняющих вред покровительствуемым от Тебе . Сохрани мя от них со тщанием, якоже мы храним зеницу ока. И якоже кокошь покрывает птенцы своя, да невреждени будут от хищных птиц: тако Ты покрой мя в крове крилу Твоею от лица нечестивых обидящих мя.
Пс.16:10 . тук свой затвориша, уста их глаголаша гордыню.
Сей есть четвертый и последний довод, который берет Пророк от лютости врагов. Врази мои, глаголет, не точию обижают меня, но и самую жизнь отнять покушаются; сие бо являют слова: душу мою одержаша. За сим присовокупляет: тук свой затвориша. Тук затворить, по свойству священнаго языка, означает то же, что утробу заключить, то есть, никакой милости не иметь, по оному святаго Апостола Иоанна выражению: иже имать богатство мира сего, и видит брата своего требующа, и затворит утробу свою от сего, како любы Божия пребывает в нем ( 1Ин. 3:17 )? А понеже утроба затворяется тогда, когда тук умножается и возрастает: сего ради Пророк лучше разсудил употребить слово тука, нежели утробы, дабы купно показать и причину, откуду затворяется утроба; причина же есть умножение тука, сиречь, временнаго богатства. Якоже бо тук естественный затворяет утробу телесную: тако умножение имений производит надмение и презрение к ближним, затворяя духовную утробу. Итак, сущность слов состоит в том, что враги его безчеловечны, и притом гордостию надменны, которая видна из самых слов их: уста бо их глаголаша гордыню, аки бы сказал: враги мои не точию безчеловечны и немилосерды, но еще и с гордостию ругаются мне.
Пс.16:11 . Изгонящии мя ныне обыдоша мя, очи свои возложиша уклонити на землю.
Продолжает описывать злобу врагов, жалуяся, что ежели Бог с небеси не прострет к нему руку Свою, то уже не останется никакого убежища. Ибо те, которые прежде выгнали его из отечества и удалили от сообщества своего, ныне уже гонятся в след и ищут совсем погубить.
Ибо в Еврейском тексте сия мысль выражена так: в шествиях моих уже обыдоша мя. То есть, что он не только в очевидной находится опасности, но и ежеминутно подвержен страху: ибо куда бы ни обратился, везде усретает врагов, преследующих его. В следующих словах: очи свои возложиша уклонити на землю, Давид сравнивает врагов своих с ловцами, которые, устремя глаза на добычу, в молчании стараются повергнуть оную на землю. Сие самое подтверждает другим подобием, в следующем стихе:
Пс.16:12 . Объяша мя яко лев готов на лов и яко скимен обитаяй в тайных.
Аки бы сказал: враги мои, отвергнув естественное употребление разума, подражают зверям, ищущим пищи и устремляющимся на добычу. Они уже не токмо окружили меня, но и с зверскою свирепостию напали яко львы, или яко скимны, выбегающие из сокровенных мест и нападающие на встречающуюся добычу.
Пс.16:13 . Воскресни, Господи, предвари я и запни им: избави душу мою от нечестиваго, оружие твое
Описав злобу гонителей, просит Бога, дабы пришел на помощь и спас жизнь Его, яко един могий сие сотворити. Воскресни, Господи: востани яко всесилен, не замедли помощию Твоею. Предвари их: преускори зияющия челюсти врагов, кои на подобие льва ищут меня поглотить. Предвари зубы их, да не угрызнут, или да не растерзают, якоже предварил еси зубы львов, да не повредят Даниилу во рве, и якоже предварил еси силу огня, да не сожжет триех отроков, вверженных в пещь. Запни им: положи препоны на пути, да мене не постигнут. Или: прехитри их, устрояя чудным промыслом Твоим, да мнящеся угрызати плоть праведнаго, угрызнут плоть свою. Избави душу мою от нечестиваго: спаси жизнь мою от главнаго врага моего Саула, ярящагося на подобие льва, не попусти ему убить меня. И да сие сотвориши, всторгни оружие Твое из рук прочих врагов: суть бо врази руки Твоея, не покаряющиеся власти Твоей. Отъими убо власть и могущество у врагов Твоих, которые во зло употребляют оное: ибо не последуют руце Твоей, управляющей и вселенную и их.
Пс.16:14 . от враг руки твоея, Господи, от малых от земли: раздели я в животе их, и сокровенных твоих исполнися чрево их: насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим.
Следуя переводу седмидесяти толковников, разум слов сих есть следующий: разлучи множество нечестивых от малаго стада избранных Твоих сущих на земли, да не развращают беззаконным житием своим нравы незлобивых. Твоим бо определением люди препосылаются к смерти. Ты бо рекл еси: земля еси, и в землю отидеши ( Быт. 3:19 ). Впрочем, хотя Тебе удобно предать их смерти, но я прошу живых их разсыпать, и злое их согласие разрушить. Следуя же Еврейскому тексту, Пророк просит Бога, дабы Он рукою Своею, или небесною помощию, избавил его от людей века сего, коих участь состоит в жизни сей: ибо, не имея понятия о духе и будучи пригвождены к тленным благам, мыслей своих превыше мира не простирают, но так прилепляются к миру, как бы он создан был единственно в угодность им. Отсюду наводит, что сие было бы несправедливо, дабы нечестивые всегда веселилися и радовалися, присвояя себе одним, как бы по наследственному праву доставшуюся, спокойную и благополучную жизнь. К тому же относятся и следующия за сим слова, в которых Давид присовокупляет, что Бог сокровенными благими Своими исполняет чрево их, как и в самом деле видим их не токмо общим светом, дыханием и пищею, но и другими лучшими выгодами наслаждающихся так, как бы Господь носил их в недрах Своих, аки любезнейших пред прочими сынов. Ибо сокровенными Божиими благими нарицает редкие и изящнейшие удовольствий виды. Тяжко сие искушение, ежели кто благоволение Божие оценивает, судя по земному благополучию. Почему не удивительно, что сим обстоятельством смущался и Давид, яко человек. Однако заметить должно, что он сею благочестивою жалобою утешения себе просит, и не на Бога ропщет, дабы и мы от примера его научилися воздыхания наши к Нему направлять. Последних слов разум в том состоит, что люди века сего богатства свои безпрерывным преемством препосылают к сынам и внукам. Ибо как не суть из числа сынов Божиих, то и надо им сие токмо благословение. Следовательно, на день заклания утучняются. Итак, намерение жалобы в том состоит, что они во зло употребляют снисхождение Божие, и потому достойны мщения Его.
Пс.16:15 . Аз же правдою явлюся лицу твоему, насыщуся, внегда явитимися славе твоей.
Пусть, глаголет, враги мои кичатся, пусть пресыщаются в жизни сей всякими благими: но что касается до меня, то я одной только правды держаться буду, да в будущей жизни вечным наслаждуся блаженством. Правдою явлюся лицу Твоему, то есть: праведно и непорочно пред тобою жить потщуся, и в том все мое насыщение и удовольствие поставлять хощу, да якоже ныне явится Тебе правда моя, тако некогда явится мне слава твоя, тогда бо всесовершенно насыщуся, и ничего больше не востребую.
Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. — Изд. 7-е. — Москва : в Синодальной тип., 1882. — 25 см.
Вам может быть интересно:
- Толкование на Псалмы – Псалом 16 – епископ Палладий (Пьянков)
- Толковая Псалтирь – Псалом 16 – Евфимий Зигавинос (Зигабен)
- Толкование на Псалтирь – митрополит Антоний (Храповицкий)
- Толкование на сто пятьдесят псалмов – Изъяснение псалма 16-го. – блаженный Феодорит Кирский
- Руководственное пособие к пониманию Псалтири – Третья книга Псалтири. Псалмы 72–88 – епископ Ириней (Орда)
- Собеседование о Псалмах – Собеседование 34 на псалом 86 – Святитель Иоанн Златоуст
- Толкование на Псалтирь. Часть 2 – архиепископ Ириней (Клементьевский)
- Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви – Часть первая – протоиерей Сергий Терновский
- Мессианское значение типологических псалмов, по Генгстенбергу – протоиерей Андрей Полотебнов
- Объяснение священной книги псалмов – Псалом 16 – протоиерей Григорий Разумовский
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Источник