Цсм что это значит

Цсм что это значит

Центр социализации молодёжи

Центристский союз Молдовы

центр семейной медицины

центр стандартизации и метрологии
центр стандартизации, метрологии и сертификации

  1. ЦСМ
  2. СМН

цементосмесительная машина;
цементно-смесительная машина

в маркировке, строительство

цельное сухое молоко

центральный склад металлопроката

ОАО
входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг»

г. Тверь, организация

Словарь сокращений и аббревиатур . Академик . 2015 .

Полезное

Смотреть что такое «ЦСМ» в других словарях:

ЦСМ — цементосмесительная машина Центр стандартизации и метрологии … Словарь сокращений русского языка

Тверской ЦСМ — ТЦСМ Тверской центр стандартизации, метрологии и сертификации ФГУ http://www.tverstandart.ru/​ г. Тверь ТЦСМ Источник: http://www.etver.ru/lenta/index.php?newsid=13475 … Словарь сокращений и аббревиатур

Томский ЦСМ — ТЦСМ ТЦСМиС Томский центр стандартизации, метрологии и сертификации http://www.tcsms.ru/​ г. Томск ТЦСМ Источник: http://www.tcsms.ru/?q=metrologia … Словарь сокращений и аббревиатур

Чувашский ЦСМ — ЧувЦСМ Чувашский ЦСМ Чувашский центр стандартизации, метрологии и сертификации организация, Чувашия … Словарь сокращений и аббревиатур

Приморский ЦСМ — ПЦСМ Приморский центр стандартизации и метрологии Приморский центр стандартизации, метрологии и сертификации http://csm.vladivostok.ru/​ морск. ПЦСМ Источник: http://www.logistic.ru/news/2006/11/14/23/80368.html … Словарь сокращений и аббревиатур

Тест цвето-социометрический — (ЦСМ). П. В. Яньшин. Предназначен для изучения комплекса социально психол. параметров группы, структуры группы, индивидуальных аттитюдов членов группы, индивидуально психол. особенностей членов группы. Социально психол. параметры и структура… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Центристский союз Молдовы — молд. Uniunea Centristă din Moldova, UCM Лидер: Михай Петраке Дата основания: 15 мая 2000 Штаб квартира: Кишинёв … Википедия

Тарлев, Василий — Председатель Центристского союза Молдовы Председатель Центристского союза Молдовы, председатель организационного комитета общественной организации Друзья России в Молдавии . Бывший премьер министр Республики Молдавия (2001 2006 и 2006 2008). В… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Тарлев, Василий Павлович — Василий Павлович Тарлев молд. Vasile Tarlev … Википедия

Маков, Павел — Павел Маков Дата рождения: 1958 год(1958) Место рождения … Википедия

Источник

Как расшифровывается «ЦСМ»

  • Еврейская автономная область
  • Институт безопасности гидротехнических сооружений
  • департамент материально-технического обеспечения и вооружения
  • Департамент материально-технического обеспечения и вооружения МЧС России
  • ядерная реакторная установка
  • Якутское речное училище
  • малозаметная проволочная сеть
  • малозаметное препятствие
  • малокалиберный зенитный пулемёт
  • масло зародышей пшеницы
  • Челябинская финансово-строительная компания
  • Институт теоретической и экспериментальной биофизики
  • Институт теоретической и экспериментальной биофизики Российской академии наук
  • Всесоюзный научно-исследовательский институт автоматизации чёрной металлургии
  • коэффициент опасности внезапного острого ингаляционного отравления
  • Международная научно-техническая конференция
  • Международный научно-технический комплекс
  • межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза»
  • Министерство науки и технологий КНР
  • Региональный центр по стандартизации в строительстве
  • Республиканский центр сейсмологической службы
  • Ресурсный центр содействия семье
  • Российский центр спортивного собаководства

Источник

Цсм что это значит

Информация о мерах, принимаемых Ростест-Москва по предупреждению распространения коронавирусной инфекции

Информация о мерах, принимаемых Ростест-Москва по предупреждению распространения коронавирусной инфекции

На пути к точности и качеству: от Поверочных палаток торговых мер и весов — к Государственным региональным центрам стандартизации, метрологии и испытаний

Единство измерений – непременное, базовое условие функционирования государства. Самые точные, самые совершенные измерительные приборы беспомощны, а измерения бессмысленны, если в стране не сформирована, как часы, работающая Метрологическая служба.

Без высокоэффективной метрологии невозможна ни одна сфера деятельности, будь то промышленное производство и сельское хозяйство, контроль безопасности и качества продукции, торговля, здравоохранение и фармакология, метеорология и экология, транспорт и строительство, учет ресурсов (воды, газа, нефти, электроэнергии), наука и образование, коммуникации, обеспечение безопасности населения и обороноспособность государства…

Единство измерений в масштабах, которых не знает ни одна другая страна мира – от Калининграда до Владивостока, от Махачкалы до Мурманска – осуществляет Росстандарт, 90-летие которого мы отмечаем в 2015 году.

Важнейшую роль в системе Государственной метрологической службы играют Федеральные бюджетные учреждения — Государственные региональные центры стандартизации, метрологии и испытаний (далее ЦСМ), которые являются ключевыми звеньями в цепи передачи точности с вершин государственных эталонов к рабочим средствам измерений.

ПОВЕРОЧНЫЕ ПАЛАТКИ. НАЧАЛО ПУТИ

Говоря о сегодняшнем дне Системы ЦСМ, нельзя не вспомнить, как все начиналось.

Датой рождения нынешней Системы государственных региональных центров стандартизации, метрологии и испытаний Росстандарта принято считать 1899 год. Именно в этом году, на исходе ХIХ века, было принято решение о начале создания в Российской империи, как тогда говорили, «сети» государственных территориальных поверочных учреждений нового типа, крестным отцом которых стал автор этой реформы — основоположник современной отечественной метрологии Д.И. Менделеев.

Основания для радикального реформирования организации в стране поверочного дела были. Газеты писали: «Употребление неверных измерительных приборов – у нас общераспространенное явление. Употребление неточных, а часто и вовсе неверных весов не ограничивается окраинами и глухими местностями: явление это довольно обыкновенно в практике частных промышленных и торговых заведений… Если поэтому у нас в обращении почти нет верных мер и весов, то это происходит далеко не только от злого умысла торговцев, но в большей степени от неудовлетворительной организации поверочного дела».

Первыми опорными точками разворачиваемой в огромной стране сети поверочных учреждений стали поверочные палатки торговых мер и весов, открытые в сентябре — ноябре 1900 г. в Санкт Петербурге, Москве, Варшаве и Нижнем Новгороде.

В 1901 г. метрология утверждается в Харькове, Туле, Нахичевани, Ростове-на-Дону, Муроме. В 1902 г. поверочные палатки начинают работать в Киеве, Одессе, Вильно, Екатеринодаре, Риге, Казани, Саратове, Екатеринославле, Екатеринбурге и Уфе.
Всего за 1900 — 1906 гг. было создано 25 поверочных палаток, последние пять из которых в 1905-1906 гг. в Ярославле, Курске, Астрахани, Тифлисе и Баку.
Свою метрологическую деятельность новые учреждения начали с поверки и клеймения торговых гирь и весов, мер длины, сыпучих и жидких тел и станков для дров, а также с надзора за находящимися в обращении мерами и измерительными приборами.

О том, сколь высокое значение придавалось государством поверочной деятельности, свидетельствует строгость квалификационных требований, которые предъявлялись Главною палатой мер и весов к набираемому персоналу.
Чтобы стать поверителем, соискателям должности предстояло ус­пешно пройти испытания (как тогда называли экзамены), которые должны были подтвердить, что ими в полной мере освоены правила, инструкции, приемы и способы поверочной деятельности, установленные квалификационной программой, утвержденной собственноручно Министром финансов С.Ю. Витте. Только успешно подтвердившие свою компетенцию удостаивались ста­туса поверителя, что подтверждало подписанное Управляющим Главною палатой мер и весов Свидетельство: «Сим удостоверяется, что (имярек), практически ознакомившийся с основными метрологическими приемами, при испытании обнаружил знания, предоставляющие ему право быть поверителем в местных поверочных палатках».

Поверителям по статусу была предоставлена возможность беспрепятственного доступа во все ревизуемые фабрики и учреждения, а чинам полиции вменялось в обязанность оказывать им необходимое содействие. Ви­новные в нарушении Высочайше утвержденного Положения о мерах и весах подвергались уголовному наказанию.
Начатая реформа достаточно быстро дала заметный результат: число мер и весов, поступавших на поверку, стало увеличиваться, а количество забракованных мер, напротив, постепенно уменьшаться.

Так, например, в 1914 г. из 60 тысяч мер и измерительных приборов, поступивших на поверку в Петроградскую палатку, забракованными оказались 57,5 тысяч, а заклеймено было только 2,5 тысячи. При повторной поверке из 28 тысяч уже было забраковано всего лишь немногим более тысячи, а 26,9 тысяч были признаны соответствующими новым нормативам и прошли клеймение. В Министерстве финансов были более чем удовлетворены получаемыми результатами.
За реформу «проголосовало» и население: обыватели при покупке мер и весов быстро сориентировались и стали отдавать предпочтение тем, правильность которых была подтверждена клеймом поверочной палатки, а покупая товары, требовали показать, что те отпускаются с применением правильных, клейменных мер и весов.
Поверочное клеймо на весах и мерах, как хорошая реклама, стало двигателем торговли!

Мы чтим вклад Д.И. Менделеева в российскую метрологию, помним предшественников. Во всех ЦСМ, вышедших из поверочных палаток, сформированы исторические экспозиции, в которых представлены документы той эпохи, а также измерительные приборы, служившие когда-то образцовыми мерами, эталонами.

СИСТЕМА ЦСМ В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Системная деятельность по стандартизации в нашей стране была начата в 1925 году, когда Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР был создан Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны. Закономерно, что начало государственной стандартизации было положено в преддверии и в порядке подготовки к индустриализации, старт которой был дан пятилетним планом 1928-1933 г.г. Вывести экономику страны, истощенной, обескровленной революциями, гражданской войной, интервенциями, из состояния хаоса и наладить массовое товарное производство, можно было только опираясь на системообразующий фундамент общегосударственной стандартизации с едиными подходами, терминами, типоразмерами, нормами и др.

И стандартизация, безусловно, сыграла важную роль в восстановлении промышленности. Одно из подтверждений тому в том, что именно в тот период рождается, говоря сегодняшним языком, слоган — «Стандартизация – столбовая дорога прогресса!». В этих словах отражено отношение общества того времени к стандартизации и тем возможностям, которые открывает этот вид деятельности для упорядочения, организации и рационализации производства, повышения производительности труда.

В эти годы различные предприятия и учреждения, осознав значение метрологии, по собственной инициативе начинают обращаться в поверочные палатки с просьбой о поверке приборов и инструментов, которые тогда не подлежали обязательной поверке и клеймению — для измерения размеров в машиностроении, для контроля температурного режима, для измерения расхода и потока пара, газа, воды и других жидкостей, для испытания механических свойств материалов, твердости металлов и т.п.

В поверочных палатках крупных промышленных центров начинает проводиться факультативная (необязательная) поверка широкой номенклатуры приборов, главным образом, промышленного применения.
В их числе — пирометры, термоэлектрические и оптические, технические термометры, гальванометры, добавочные сопротивления, шунты, магазины сопротивлений, мосты, потенциометры, фазометры, частотомеры, счетчики реактивной энергии, приборы Шора, Роквелла, Бринелля, тахометры, счетчики оборотов, секундомеры, скобы, резьбовые, конусные и угловые калибры, штангенциркули, микрометры и многие другие.

Одновременно некоторые поверочные палатки в факультативном порядке выполняли юстировку универсальных микроскопов, оптиметров, машин для испытания материалов, а также поверку и исправление схем включения электрических счетчиков, измерительных трансформаторов и других приборов на распределительных щитах отдельных фидеров.
Предприятия и организации, по просьбе которых велись эти работы, получали аттестаты, где указывались поправки на результаты измерений, которые необходимо было вносить при использовании конкретных приборов. Это стало подготовительным этапом к введению обязательных пове­рок измерительных приборов новых видов.

Но «столбовая дорога прогресса» оказалась вымощенной ухабами, неожиданными развязками и тупиками. Отношение государства и общества к стандартизации в разные периоды менялось, и часто — с точностью до наоборот! От возвеличивания, ни много ни мало, в «приводной ремень научно-технического прогресса» до приклеивания на этапе перестройки в 80-е годы ярлыка аж «тормоза» того же самого прогресса.

А были периоды, когда стандартизация отступала на второй, а то и третий план общественного интереса, и, не привлекая к себе излишнего внимания, без шума и пыли, делала свое дело. А именно — служила инструментом организации производства, выполняя по определению присущие ей функции: обеспечение единства измерений, совместимости и взаимозаменяемости, установление разного рода норм и требований.

Во второй половине 30-х годов было не до стандартизации. В результате худо-бедно работающая система вместо того, чтобы совершенствоваться в качестве инструмента организации производства, по сути, разного рода реформированиями, в том числе децентрализацией, была доведена до состояния упадка. Упадка, опасно дезорганизовавшего промышленность.

Реанимировать систему стандартизации в режиме «скорой помощи» пришлось с переводом экономики на военные рельсы. Насколько это удалось, выяснилось в 1944 году, когда В. Емельянов, в то время руководитель Всесоюзного комитета стандартов, докладывал И. Сталину о достигнутых результатах — об эффективности стандартизации в экономии материалов, снижении трудоемкости и повышении производительности. И, судя по тому, что по выходу из кабинета Верховного главнокомандующего глава ведомства не только не был репрессирован, но даже остался в должности, И. В. Сталин счел, что дела в стандартизации не так уж плохи и она сыграла свою роль в создании оружия победы.

Действительно, применение стандартного инструмента и оснастки дало промышленности экономию многих сотен тонн инструментальной стали. На 36,7% было сокращено число контрольно-измерительных операций при приемке артиллерийских стандартов. Расширена взаимозаменяемость узлов и деталей, сокращены типы машин, приборов и инструментов. Стандартизация конструкторской и технической документации в судостроении сделала возможной организацию производства взаимозаменяемых механизмов и изделий. Как результат, выпуск отдельных типов малых кораблей к 1943 году вырос по отношению к началу войны на 300%. Производственный цикл с 90 дней сокращен до 30!

Система государственной стандартизации, просуществовавшая вплоть до смены социально-экономических эпох и перехода к экономике, основанной на рыночных принципах развития, начала складываться в 60-е годы под руководством доктора технических наук, профессора Василия Васильевича Бойцова, к тому времени возглавившего Госстандарт СССР и руководившего ведомством вплоть до 1985 года.

На Бойцовский период истории Росстандарта пришелся пик развития Системы ЦСМ, в которые постепенно начали преобразовываться их предшественники – лаборатории госнадзора. Это была не просто смена «вывески». Центры стандартизации и метрологии, как когда-то поверочные палатки, были учреждениями «нового типа»: на них была возложена задача оказывать предприятиям практическую помощь в их деятельности по улучшению качества выпускаемой ими продукции.

И надо сказать, они с этой задачей довольно успешно справлялись. Достаточно быстро центры сумели стать в своих регионах заметными, авторитетными и влиятельными организациями. Не столько благодаря официальному надзорно-контрольному статусу, сколько признанию предприятиями той реальной поддержки, которую они начали им оказывать в работе по качеству средствами метрологии и стандартизации.

Именно ЦСМ стали основными проводниками технической политики Госстандарта, направленной на повышение качества продукции методами стандартизации, и таких ее инструментов, как:

  • Системы стандартов: «Государственная система стандартизации» (ГСС), Единая система технической документации (ЕСТД), Единая система конструкторской документации (ЕСКД) и др
  • государственная аттестация продукции по категориям качества
  • разработка и практическое внедрение заводских, отраслевых и территориальных систем управления качеством продукции
  • государственная приемка продукции
  • сертификация продукции

Это был период, когда все явственнее становилось то, что возможности дальнейшего преимущественно экстенсивного пути развития советской экономики исчерпываются. Интенсификация виделась, прежде всего, как тогда говорили, в коренном повышении качества, которое было ахиллесовой пятой ориентированной на количество, на «вал» нерыночной плановой экономики.

При этом отсутствие в нашей стране рынка с его «гримасами» идеологически преподносилось как «историческое завоевание социализма, избавляющее нас от лихорадящих мир капитализма кризисов перепроизводства». Мол, централизованное планирование и распределение позволяет точно рассчитывать и удовлетворять потребности в тракторах, детских сосках, чулках-носках и т.д., и нам потому не приходится разбазаривать ресурсы на производство излишних товаров. Народу втолковывали, что слишком дорогой и неоправданной роскошью для «общенародной» экономики было бы добиваться качества товаров, как при капитализме, конкуренцией, заведомой избыточностью товарного производства: продукции должно производиться ровно столько, сколько ее нужно стране. И того качества, которое нужно!

На самом же деле страна пребывала в режиме постоянного кризиса перепроизводства, причем, не конкурентоспособной, а именно некачественной, никому не нужной продукции. В условиях острейшего и хронического дефицита всего и вся, главным показателем эффективности экономической деятельности предприятия был «Его величество Вал», объем выпускаемой продукции, и страна, с энтузиазмом выполняя и перевыполняя план, работала не на потребителя, а на. «склад»!

«План любой ценой» выполнялся ценой. качества! Рекордные выпуски бракованной, некондиционной, недоброкачественной продукции не решали проблему ее дефицита, а лишь усугубляли острейшую нехватку самых необходимых товаров.

РАВНЕНИЕ НА ГОСТ

Спрос инспекторов госнадзора ЦСМ за качество должен был быть не только дотошным, строгим, но и требовал очень высокой квалификации. Поэтому штат ЦСМ принципиально формировался не из числа «столоначальников» , а специалистами, досконально знающими производство, способными вникнуть в суть дела и вести с производственниками профессиональный диалог. Ветеран Ленинградского ЦСМ вспоминала: «Мы только своим знанием завоевывали себе авторитет».

В 70-80-е годы становится очевидным, что кроме кнута в виде санкций и репрессий к бракоделам за несоблюдение стандарта, нужен и пряник – экономические стимулы. Но чтобы включить экономические рычаги, нужен «приводной ремень» — механизм оценки качества.

Но как в условиях тотального дефицита, когда потребителю что ни дай – тот счастлив, оценить качество? Центры стандартизации и метрологии привлекаются к проведению государственной аттестации продукции по категориям качества. По сути, на их плечи ложится основная работа с предприятиями. Квалифицированные специалисты оказывают им информационную помощь, консультируют, помогают правильно составить необходимую документацию, участвуют в определении технического уровня номинируемой на Знак качества продукции и подтверждении стабильности ее производства.

Продукция высшей категории качества (уровня лучших отечественных и зарубежных аналогов) отмечается почетным Знаком качества и получает право на реализацию по более высокой цене. Так же начинает стимулироваться производство новых видов продукции: новинки маркировались так называемым «индексом Н». Предприятиям, отраслям и регионам даже спускался план по удельному весу продукции, подлежащей аттестации по высшей категории качества. Срыв плана грозил неудачникам большими выволочками в верхах и лишением годовых премий.
О том, что этот механизм работал, говорит тот факт, что и в наше время, спустя многие десятилетия, в другую социально-экономическую эпоху, люди вспоминают «почетный пятиугольник» не только с сарказмом, говорят о полезности и сегодня иметь вызывающие доверие потребителя ориентиры и маркеры качества.

«Кнут и пряник» со временем дополнились разработкой программ качества и комплексных систем управления качеством. Такие программы и системы создавались на предприятиях, в регионах, отраслях.
Саратовская система, Львовская, Днепропетровская, Московская, Ярославская. Горьковская… И координаторами и методистами этой деятельности в регионах были ЦСМ.

Удивительно, но методы системной комплексной стандартизации, рожденные на советских оборонных предприятиях и призванные компенсировать отсутствие рыночных механизмов качества, оказались прекрасным к ним дополнением и стали прототипом распространенных сегодня во всем мире систем менеджмента качества.

Если шла борьба за качество, то должен был быть и штаб. В регионах «Штабами точности и качества» стали называть ЦСМ, которые осуществляли госнадзор за соблюдением стандартов, оказывали практическое содействие предприятиям в подготовке к аттестации продукции, в разработке систем управления качеством, осуществляли методическое руководство созданием заводских, отраслевых и территориальных комплексных систем управления качеством продукции (КС УКП).

Но, как выяснилось, даже самые умные системы бессильны в отсутствие на предприятиях элементарного порядка, элементарной трудовой дисциплины. Так зародилась «спасительная» идея госприемки, по примеру ВП (военной приемки), ковавшей никем и никогда неоспариваемое качество советского оружия.

ЦСМ формируют предложения по предприятиям, на которых целесообразно введение государственной приемки продукции, отрабатывают схемы этой работы, подбирают, готовят и консультируют кадры, которым будет доверено от имени государства (Государственная приемка!) осуществлять надзор за качеством работ и приемку готовой продукции.
Но даже такая отчаянная акция жесткой эпохи укрепления дисциплины генсека Андропова, как учреждение госприемки, не дала сколько-нибудь существенного результата.
Хотя делалось многое: утверждалась трудовая и исполнительская дисциплина, ужесточался технический контроль, производства оснащались необходимыми контрольно-измерительными приборами и испытательными стендами, отрабатывались принципы управления производством, разрабатывались и внедрялись регламенты на выполне­ние технологических операций, устанавливался контроль за качеством управления про­цессами производства, четкостью его ритма работы…
Вектор был задан верно, но от наведения порядка нельзя ожидать сиюминутного эффекта. Это необходимое, но недостаточное условие качественной работы.

Госприемка по существу стала последним и по всем статьям проигранным боем в борьбе за качество. Именно госприемка со всей очевидностью продемонстрировала обреченность попыток найти сколько-нибудь эффективные заменители рыночным мотиваторам качества, стала поводом всерьез и настойчиво говорить о необходимости перехода к рыночной экономике. Справедливости ради скажем, что мероприятия, не формально, не для галочки проведенные предприятиями в сотрудничестве с госприемкой, многим из них помогли с меньшими потерями пережить вхождение в рынок.

С переходом к рынку стандарты перестали быть обязательными, государственный контроль качества канул в лету. Предполагалось, что рынок, товарное изобилие, конкуренция «сами по себе» все быстро расставят по местам, станут эффективной мотивацией к повышению качества продукции. Контроль качества выпускаемой продукции, мол, должны осуществлять не грозные контролеры, а сами ее производители. Которые, якобы, больше чем кто-либо в условиях рынка заинтересованы в качестве своей продукции.

Что получилось, известно. Отделы технического контроля стали сокращаться и даже упраздняться по логике: качество контролируется рублем! Спросом. Стала хиреть заводская метрология, в то время как точные измерения – основа

технического контроля качества… Никак не защищенный рынок захлестнул вал фальсификата и контрафакта.

ЗАЩИТНАЯ ДАМБА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

В начале 90-х, когда на настежь распахнутый перестройкой российский рынок со всех концов света хлынул поток недоброкачественной продукции, на базе ЦСМ были созданы первые, тогда еще государственные органы по сертификации. Нет сомнений в том, что эта деятельность ЦСМ помогла навести определенный порядок на рынке и заложить основы региональных систем защиты здоровья и жизни потребителей от недоброкачественной продукции.

В ФБУ «Ростест-Москва» сохранилось благодарственное письмо мэра Москвы Ю.М.Лужкова, который писал: «Сотни москвичей избежали беды благодаря компетентности и принципиальности ваших экспертов!».

Переход к рынку стал тяжелым испытанием для Росстандарта, для ЦСМ. По мере продвижения страны к рыночной экономике государственная система стандартизации стала подвергаться все более острой критике. И это было естественно: какова экономическая модель – таковой должна быть и стандартизация. Система стандартизации, созданная под командно-административную и планово-распорядительную экономику, никак не отвечала реалиям рынка.

Начался поиск новой модели стандартизации, и этот крайне болезненный процесс, как для учреждений Росстандарта, так и для экономики страны в целом, затянулся на долгие годы.

«Капитаны производства», сформировавшиеся в эпоху административно-командных принципов управления, привыкли к тому, что к соблюдению стандартов и метрологических требований их обязывает главным образом «карающий меч» госнадзора. Вполне естественно, что либерализацию государственного метрологического надзора и снижение его объемов многие руководители истолковали как начало некоей вольницы: быстро было подсчитано, что каждое из 3,5 миллионов предприятий инспектор госнадзора посетит лишь один раз в… 13 лет! В результате, те, кто видели мотивацию к метрологии лишь в госнадзоре, не замедлили существенно ограничить деятельность по метрологическому обеспечению производства.

Инвестиции в метрологию — это инвестиции в качество. В завтра! Это не короткие деньги. Чтобы оценить эффективность этих вложений, нужно быть руководителем, связывающим свое преуспевание со своим предприятием в длительной перспективе. Временщикам, руководившим предприятиями в тот переходный, «мутный» период, это было не нужно.

ЦСМ в полной мере ощутили экономический пресс затянувшегося и не всегда логичного формирования новой системы технического регулирования к началу «нулевых», когда сводить концы с концами становилось все тяжелее. Высокой квалификации специалистам даже психологически было крайне тяжело работать с ощущением невостребованности, ненужности их знаний, опыта, информации.

С другой стороны, было очевидно, что нет в мире ни одной успешной рыночной экономики без четкой и авторитетной стандартизации, без метрологии. Без системной работы по качеству! Но понадобились еще долгие годы и неимоверные усилия, прежде чем Росстандарт и вместе с ним ЦСМ начали обретать свое место в системе координат рыночной экономики.

НОВАЯ ИСТОРИЯ

Этап реальной адаптации ЦСМ к рыночной экономике начался, когда ответственность за дальнейшую судьбу этих организаций взяли на себя руководители нового поколения, профессионально сформировавшиеся в рыночную эпоху и способные по новому, с позиций менеджмента взглянуть на стоящие проблемы.

Новые времена требовали выработки новой концепции взаимоотношений с предприятиями регионов. Ее можно свести к следующей программе действий: мы в рынке, и мы не можем ждать, когда предприятия сами осознают, что соблюдение метрологических норм — важнейшее условие качества и непременное условие конкурентоспособности. То есть требование рынка!

Такой подход требовал ломки привычного сознания, отношения к работе. Если раньше перед метрологическими органи­зациями стояла проблема «в максималь­но возможной степени удовлетворить потребности народного хозяйства в метро­логическом обеспечении», то теперь глав­ная проблема сводилась к другому — фор­мировать такие потребности.

Понимая, что рыночное продвижение услуг по метрологии связано с тем, как скоро предприятия осознают инновационность метрологического обеспечения производства и окупаемость требуемых затрат, метрологи пошли «в народ». ЦСМ провели в регионах масштабные информационные кампании.

На семинарах, в личных контактах, на переговорах, при каждом удобном случае метрологи разъясняли, что предприятия без метрологии будут просто-напросто не в состоянии перейти на принципиально новые документы в статусе закона РФ – технические регламенты, формулирующие нормы безопасности к параметрам продукции и базирующиеся на измерениях. Как следствие, их производственная деятельность будет квалифицироваться, как не соответствующая требованиям российского законодательства.

Одновременно была начата структурная реформа, с учетом особенностей региональных экономик переориентировавшая ЦСМ на направления деятельности, наиболее востребованные в условиях перехода экономики на инновационный путь развития: «Метрология оценки качества пищевой продукции», «Метрология ресурсосбережения», «Метрология и энергоэффективность», «Метрология промышленной безопасности», «Метрология и здоровье человека», «Метрология цифрового телевидения» и др.

В целях организационно-технического обеспечения вышеназванных направлений деятельности центрам предстояла большая и чрезвычайно затратная работа по модернизации эталонной и испытательной базы, освоению и внедрению большой номенклатуры современного эталонного оборудования, ротации, омоложению и профессиональной переподготовке кадрового состава.
Впервые в формат профессиональной подготовки сотрудников ЦСМ было введено ознакомление с основами маркетинга, менеджмента, мониторинга рынка, формирования ценовой политики применительно к деятельности в области испытаний и метрологии.

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

Сегодня Система ЦСМ демонстрирует высокий технический уровень эталонной и испытательной базы. Все центры работают на уровне, отвечающем метрологическим потребностям предприятий обслуживаемого региона.

Однако жизнь не стоит на месте. Год от года требования к точности возрастают все стремительнее. Если раньше в среднем жизненный цикл эталона составлял 10-15 лет, то сегодня нужды передовых промышленных технологий, обороны, развития экономики требуют, чтобы эти сроки были сокращены вдвое – до 5-7 лет. Соответственно необходимо подтягивать всю цепь передачи размера единицы, в том числе, вывести на новую ступень метрологический потенциал ЦСМ — звеньев, связывающих госэталоны и рабочие СИ.
И этот процесс – забег человека к точности — бесконечен. При этом принципиальная особенность метрологии в необходимости обеспечения ее опережающего развития по отношению к приборостроению. Производители, дистрибьюторы и пользователи новейших средств измерений должны быть уверены в том, что ЦСМ сумеют предоставить возможность качественного метрологического обслуживания измерительных приборов, без которого невозможно их широкое применение, в частности, использование в сферах государственного регулирования обеспечения единства измерений.

Для этого метрологам надо заблаговременно сформировать информацию об объектах и видах измерений, о требуемых точностных характеристиках, о необходимом программном обеспечении.
В этих целях центры увязывают планы своего технического развития с теми, для кого они работают, с ведущими предприятиями региона, определяют целевые индикаторы своего развития, ориентируясь на прогнозные потребности основных потребителей метрологических услуг.

В формате этой деятельности ЦСМ совместно с отечественными и зарубежными приборостроительными фирмами и их дистрибьюторами проводят семинары с презентацией перспективных образцов измерительной техники, проведением мастер-классов, обсуждением возможностей их метрологического обслуживания

Понятно, что региональные центры не могут все, как один, быть оснащены самым дорогостоящим оборудованием, что называется, на все случаи жизни. В этом и нет объективной необходимости. Необходимо, чтобы потребности экономики в точности оптимальным образом удовлетворяла Система ЦСМ в целом.

Поэтому модернизация центров осуществляется в соответствии с единой стратегией развития Государственной метрологической службы, одна из целей которой — оптимизация системы метрологического обслуживания.

Доказала свою эффективность межрегиональная координация деятельности ЦСМ в масштабе федеральных округов. Взаимодействие центров по горизонтали позволяет в округах (а они у нас по размерам с десяток иных зарубежных стран!) сформировать метрологическую инфраструктуру, при которой выполнение задачи оперативного и качественного метрологического обеспечения предприятий достигается при минимальных совокупных затратах. Это становится возможным благодаря продуманной и согласованной специализации региональных ЦСМ с учетом возможностей имеющейся у них эталонной базы, интересов их основных партнеров и логистики
Решение задач, поставленных Росстандартом перед государственными региональными центрами стандартизации, метрологии и испытаний на ближайший период и перспективу, обуславливают необходимость последовательно продолжать выход на новые уровни метрологических возможностей.

Одновременно важно глубже осваивать применительно к метрологии и испытаниям технологии маркетинга, логистики и иных направлений, обеспечивающих повышение производительности труда и коэффициента использования оборудования, снижение затрат на единицу продукции. Все это должно помочь в максимальной степени противостоять давлениям на тарифы и поддержать ценовую конкурентоспособность оказываемых услуг.

В настоящее время рынок, в том числе, рынок средств измерений, переживает сложный период, обусловленный кризисной ситуацией, осложняемый внешнеполитическими факторами. Но даже в условиях снижения импорта СИ и, и как следствие, снижения спроса на метрологические услуги, центрам удается удержать, а некоторым даже нарастить объемы выполненных работ.

В последние годы предприятиями Системы ЦСМ значительно расширены метрологические возможности за счет внедрения нового эталонного оборудования, и, соответственно, увеличена номенклатура обслуживаемых СИ. Растет перечень предлагаемых услуг. В прошлом году целый ряд центров сумел получить лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующих излучений, освоить техническое обслуживание и ремонт изделий медицинской техники, в том числе, такой сложной, как компьютерные томографы, и др.

Привлечь новые объемы работ помогает развитие парка передвижных поверочных лабораторий и специализированных автотранспортных средств, позволяющих проводить метрологическое обслуживание средств измерений по месту их эксплуатации.

Все это стало возможным благодаря правильно выбранным приоритетам модернизации эталонной базы и выверенной тарифной политике. И правильно выстроенным отношением с партнерами. В частности, оказывая консалтинговые услуги, помогая производителям средств измерений и их потребителям найти друг друга, мы стремимся содействовать импортозамещению в приборостроении – в сфере, имеющей определяющее значение для инновационного развития страны.

Выполняя рекомендации Росстандарта по принятию мер к обеспечению открытости и информирования о своей деятельности общества, ЦСМ для популяризации значения стандартизации, испытаний и метрологии используют все возможные коммуникации с обществом и СМИ, активно работает над расширением своего присутствия в социальных сетях сети Интернет.

Участвуя в статусе экспертной организации в представительных конкурсных программах, специалисты центров популяризируют значение стандартизации, метрологии и испытаний для обеспечения, контроля и подтверждения безопасности и качества продукции и услуг.

Источник

Читайте также:  Что значит западает родничок у новорожденного
Оцените статью