Для чего нужна цифровизация в госзакупках и какие переспективы это даст?
ГЛАВНОЕ В СТАТЬЕ:
1. Что такое цифровизация.
2. Цифровизация в мире.
3. Цифровизация в Казахстане.
4. Цифровизации в рамках ЕАЭС.
В последнее время мы всё чаще слышим о цифровизации, цифровой трансформации. Но что это – очередная гонка за трендом или выгодная необходимость?
Цифровизация нужна, выгоды цифровой трансформации неоспоримы – именно это можно услышать на многих экономических форумах, об этом говорят и пишут в новостях. Но многие из нас пока что не понимают, как цифровизация изменит экономику, бизнес и какие перспективы она несет. Попробуем разобраться вместе, так ли уж нужна цифровизация и какую пользу она может принести.
Что такое цифровизация.
Цифровизация (диджитализация), или цифровая трансформация (digital transformation), – это переход на цифровую форму передачи информации; преобразование информации в цифровую форму; переход на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств. Именно такие определения цифровизации можно найти в словарях.
Цифровизация (цифровая трансформация) – это не какая-то одна конкретная технология, сервис или продукт. В данном случае вернее будет определить ее как подход к использованию цифровых ресурсов для преобразования той или иной работы .
Рост компьютеризации и развитие сетей данных приводит к тому, что нужно расширять ключевые компетенции в направлении цифровых преобразований. Цифровизация открывает новые возможности, благодаря которым можно изменить существующие способы разработки и производства.
Возьмем для примера любое промышленное предприятие. Если оно будет игнорировать этот факт, не будет внедрять новые технологии или использовать цифровые ресурсы, то рискует стать просто поставщиком компонентов и растерять свои знания и опыт позиционирования на рынке, а в итоге, скорее всего, не сможет выдержать конкуренцию.
Но в цифровой трансформации нуждается не только промышленность. Все мы знаем, что в электронный формат переводятся и многие госуслуги. Бизнес тоже переходит на стадию высоких скоростей. И чтобы не попасть в число отстающих или аутсайдеров, нужно соответствовать времени. Прежние модели и процессы постепенно становятся устаревшими и теряют свою эффективность, некоторые старые методы уже не работают. Меняются сами формы потребления продуктов и услуг.
XXI век – время высоких скоростей, время цифровых технологий. И было бы странно думать, что бизнес (и не только) будет работать по старой модели так же эффективно, как раньше.
Цифровизация в мире
Процесс цифровизации сегодня затрагивает практически все страны мира. Каждая страна самостоятельно определяет приоритеты цифрового развития. Более 15 стран реализуют национальные программы цифровизации.
В числе передовых стран по цифровизации национальных экономик можно назвать Китай, Сингапур, Новую Зеландию, Южную Корею и Данию. В этих странах ключевая роль в запуске и реализации программы по цифровизации принадлежит государству. При этом успех обусловлен цифровой приватизацией – вовлечением частных игроков.
Наиболее наглядный пример подхода цифровой приватизации – Сингапур. Еще в 2014 году государство стало инициатором разработки концепции по повышению качества жизни путем внедрения цифровизации в повседневную жизнь граждан (Smart Nation). К сотрудничеству для ее уточнения и реализации пригласили предпринимателей и экспертов.
Чтобы запустить основные инициативы в рамках Smart Nation, государство определило ряд первоочередных задач, требующих решения. Под каждую из задач государство организовывает тендер, и выбирается подрядчик на разработку технического решения. Участие в тендере открыто для всех участников, которые отвечают требованиям. То есть государство привлекает не только крупный бизнес, но и представителей МСБ (в 2015–2016 гг. более половины контрактов были подписаны с МСБ).
Дания, например, активно инвестирует в цифровизацию госорганов. Сейчас у граждан и предпринимателей есть личные кабинеты для общения с госорганами в онлайн-режиме. С 2015 года все граждане (у каждого при этом есть цифровой паспорт) обязаны общаться с госорганами только через Интернет, а все госорганы и муниципалитеты связаны в единую сеть, что позволяет взаимодействовать со всеми ведомствами с помощью единого личного кабинета.
Бизнес, кроме коммуникации, имеет возможность осуществлять все операции через Интернет (получение выписок, оплата налогов, отправка отчетов), что существенно сокращает затрачиваемое на это время (5 минут при отправке электронным способом против 5 дней при отправке в бумажном виде). Такая система обеспечивает ежегодную экономию 10–20 % бюджетных средств.
Цифровизация в Казахстане
В Казахстане была разработана государственная программа «Цифровой Казахстан», цель которой:
- в среднесрочной перспективе – ускорить темпы развития экономики республики и улучшить качество жизни населения за счет использования цифровых технологий («Цифровизация существующей экономики»);
- в долгосрочной перспективе – создать условия для перехода экономики на принципиально новую траекторию развития, которая обеспечит создание цифровой экономики будущего («Создание цифровой индустрии будущего»).
Можно будет говорить о том, что данное направление успешно реализовано, если к 2022 году:
– будет развита местная электронная торговля;
– капитализация крупнейших компаний РК выйдет на принципиально новый уровень;
– у нас будут конкурентоспособные экспортные производства в приоритетных отраслях;
– повысится уровень производительности труда до уровня топ-30 стран мира в каждой из приоритетных отраслей;
– снизится доля теневой экономики до уровня топ-30 стран мира.
Нетрудно проследить цепочку общих процессов во всех отраслях, затронутых цифровизацией: внедряются цифровые технологии, растет производительность и повышается конкурентоспособность (в том числе и на международном рынке), импульс развитию получает в целом вся отрасль.
Но какие конкретно меры или мероприятия по цифровизации запланированы в Казахстане? Приведем некоторые из них:
– организация на единой платформе для МСБ доступа для предпринимателей к различным IT-сервисам (бухгалтерия, управление человеческими ресурсами, финансовый анализ и т. п.);
– реализация программы национальной экспортной стратегии РК на 2018–2022 годы, благодаря чему будут снижаться издержки при импортно-экспортных операциях, повысится эффективность контроля качества импортируемых товаров;
– исполнение мер, направленных на повышение качества налогового и таможенного администрирования;
– внедрение единой информационной среды и маркировки товаров (производимых и импортируемых) вкупе с построением платформы по выставлению электронных счетов-фактур. Это позволит не только гарантировать качество товаров, но и бороться с недобросовестной конкуренцией, незаконным оборотом товаров и контрафактной продукцией;
– цифровизация сферы взаимодействия государства и бизнеса (включая меры, затрагивающие МСБ).
Цифровизация сферы взаимодействия государства и бизнеса приведет к снижению издержек предпринимателей, повышению прозрачности решений, принимаемых государственными органами и организациями. И немаловажную роль здесь может сыграть внедрение механизма «единого окна» , причем не только в рамках нашего государства, но и в рамках такого важного для нас интеграционного объединения, как Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС).
Таким образом, уже сейчас можно определить долгосрочные перспективы внедрения мер по цифровой трансформации. И можно говорить о том, что успешная реализация цифровизации постепенно изменит саму структуру экономики (возрастет роль электронной торговли), ИКТ и финансового сектора.
Цифровизация в рамках ЕАЭС
В нашем случае важно рассмотреть и особенности процесса цифровизации в рамках ЕАЭС.
Процесс цифровой трансформации в рамках ЕАЭС приобретает еще больший размах, так как затрагивает не одну, а пять стран, объединенных в экономический союз. У каждой свой опыт, свое видение и свои программы развития, в том числе и в сфере цифровизации.
Странам ЕАЭС необходимо объединить усилия для создания более благоприятных условий для цифровой трансформации. Консолидация усилий в этом вопросе важна прежде всего потому, что масштабы по сути, как уже говорилось, огромны. Кроме того, интеграционное объединение подразумевает определенные принципы и условия успешного существования. Граждане стран, являющихся членами одного союза, не должны сталкиваться с ограничениями, в том числе и в виртуальном пространстве. Так что это вопрос не только сквозных цифровых технологий, но и безбарьерной среды.
Целесообразным видится и проводимая отдельно работа каждого государства ЕАЭС. И это не противоречит сказанному до этого, а скорее дополняет и является практичным в условиях такой масштабной работы. Ведь за прошедшие годы каждая страна пыталась модернизировать экономику, использовала современные методы и различные новшества, в том числе и сферы цифровой экономики. Каждая страна при этом проделала определенную работу и накопила свой опыт. Следует понять, какие накопленные компетенции есть у стран ЕАЭС и в чем они видят свои сравнительные преимущества в перспективе. Так они смогут реализовать их, что в целом сыграет положительную роль в совместно реализуемой цифровой трансформации.
Например, в Беларуси был создан Парк высоких технологий. И услуги, экспортируемые в достаточно большом объеме, предоставляют именно предприятия, которые зарегистрированы в Парке высоких технологий. Кроме того, тема, которая у всех на слуху, – блокчейн и криптовалюты: Беларусь создала законодательство в этой сфере и, значит, сможет наработать определенный опыт.
Говоря о Казахстане, нельзя не вспомнить о формировании финансового центра в Астане, где нужна будет соответствующая цифровая инфраструктура. И опять-таки у нас разработаны такие программы, как «Цифровой Казахстан», «Индустрия 4.0».
У Армении накоплены определенные компетенции в сфере электронных сопроводительных документов.
Кыргызстан заинтересован в формировании центра хранения данных или создания цифровых инфраструктур.
Россия – это прежде всего государственные услуги, прослеживаемость товаров, маркировка, цифровизация транспорта.
Использование этих новых специализаций в итоге всем принесет определенные выгоды. Безусловно, всё это будет иметь пользу только при условии согласованной политики всех стран ЕАЭС и гармонизации законодательства в цифровой сфере.
Чего цифровизация коснется в первую очередь
Прежде всего это услуги и сервисы, имеющие большой потребительский спрос.
Также это сферы, в которых расстояние создает издержки для ведения бизнеса, но их можно устранить с помощью новых технологий.
Цифровизация нужна и в сферах, в которых создаются общие рынки и реализуется совместная компетенция стран ЕАЭС: таможня и торговля, государственные закупки, транспорт, фармацевтический рынок, финансовый рынок, системы обмена данными, рынок труда, промышленность и АПК.
Например, новый Таможенный кодекс ЕАЭС ориентирован именно на использование современных технологий. Электронное декларирование подразумевает не только сокращение расходов предпринимателей, но и снижение затрачиваемого времени.
Таким образом, благодаря оптимизации всех процедур создается более комфортная среда. И это касается любой из перечисленных сфер, где могут использоваться цифровые технологии.
Непосредственное отношение к процессу цифровой трансформации имеет и цифровая повестка ЕАЭС .
Исследование, проведенное совместно со Всемирным банком, показало, что вклад от совместной реализации цифровой повестки будет почти вдвое выше, чем вклад от реализации национальных цифровых программ странами ЕАЭС по отдельности.
Примеры цифровых дивидендов от внедрения цифровой повестки ЕАЭС (2025):
- устранение правовых барьеров – 46,5 млрд долл. США;
- цифровизация госзакупок – 16,3 млрд долл. США;
- госуслуги «открытого правительства» – 3,6 млрд долл. США;
- трансграничные электронные госуслуги – 0,5 млрд долл. США.
Цифровизация и МСБ
Многие представители МСБ считают, что цифровизация их затрагивает лишь косвенно или недоступна для них из-за дороговизны современных технологий. На деле же современные технологии, во-первых, сильно влияют на бизнес, меняя само его построение; во-вторых, они становятся более доступными вследствие снижения цен на них из-за масштабирования.
Немало цифровых платформ, которые создаются сегодня и которые планируется создавать в ближайшем будущем, ориентировано именно на МСБ. Они помогают не только получить доступ к госуслугам, но и снизить расходы, а также реализовать свою продукцию на новых рынках и в новых цифровых форматах. Поэтому представителям МСБ нужно не игнорировать происходящие процессы, а принять во внимание новые формы и стараться максимально использовать новые возможности.
Таким образом, цифровизация – это неизбежный процесс, который переживает и экономика, и бизнес в большинстве стран мира, и необходимо адаптироваться к этим новым условиям цифровой экономики.
Источник
Цифровизация, как новая форма приватизации
Хорошо когда есть возможность в реале посмотреть на типа целевую модель какого нибудь процесса. Например на движуху в сторону так называемого «цифрового государства» — Эстония со своим e-estonia, декларирует, что намберван в этой теме.
Буквально вчера они обновили презентаху на своем вордпрессовском сайте с цифрами:
Вот их дорожная карта:
В принципе как обычно в цифре — иконки, как для даунов, все понятно.
Еще схема оттуда:
Плюс к этому 50% голосующих по интернету, оный как гражданское право (бесплатный?), возможность совершать все операции, кроме женитьбы, продажи недвиги не выходя из дома.
у 13% населения нет компьютеров.
А вот статистика с другого сайта:
Как говорят на евроньюз — но коумментс.
Энергоснабжение тоже под хе-хе вопросом, с учетом энергобаланса соседей очевидно, что с росатомовской финской станции будут «питаться» (или еще веселее с сосновоборской)
Облако в котором крутится электронное государство частное:
The Estonian Government Cloud is developed in collaboration between the Estonian Government, represented by the State Infocommunication Foundation (RIKS), and a consortium of private sector companies including Cybernetica, Dell EMC, Ericsson, OpenNode and Telia.
Даже смотреть не хочется кто там собственники и что с чем едят.
Это кстати ключевой момент — как бы у нас также не оказалось [ https://romansmirnov.org/147 ].
В некотором смысле цифровизация это продолжение взятого в 90ые глобального тренда на приватизацию государств (далее цифровой федолизм, ну и т.д. и т.п. со всеми остановками как говорится — накатал уже с десяток заметок на тему).
Большинство «цыфровиков» конечно воспринимают этот тренд без всяких «сантиментов», а как последнюю возможность урвать подрядик. но у нормальных людей есть вопросы во первых о конечной остановке, во вторых о роли Государства как такового и здесь может быть даже и хорошо, что подобные процессы подсветят оную.
Зачем платить пенсию, заботиться о населении и как распределяются «природные богатства», эффективность госуправления в частностях и целом и прч., прч. неудобные вопросы задавать будет гораздо легче при реальной, а не виртуальной, оцифровке.
Впрочем если только оная это всего лишь не очередной усовершенствованный способ переписи «налогоплательщиков».
В том, что касается «эстонии» после того как полистал их «росстат» с абсолютно закрытой информацией даже по энергобалансам (а что говорить например по обезличенной статистике по электронным медицинским картам например) зачем эта перепись «новой нефти» делается тоже ясно. Месторождение правда слабое там.
Источник