- Централизованное государство
- Централизованное государство
- Признаки централизованного государства
- Признаки централизации власти
- Примеры средневековых централизованных государств
- Централизация в политике
- Централизация в экономике
- Связь между централизацией (т.е. концентрацией производства) и капитализмом
- Централизация бизнес-исследований
Централизованное государство
Централизованное государство — это единая держава, в которой все управленческие и контрольные функции государства сосредоточены в условном «политическом центре». Сильная централизованная власть, объединяет ранее разделенные территории, устанавливает обязательное для всех законодательство, создает единый беспошлинный рынок и устраивает общую столицу.
В период формирования большинства централизованных государств, прослеживается тенденция к установлению неограниченной монархической власти, приобретающей форму абсолютизма. Например, в России конце XV века Великий князь Иван III начал активный процесс сосредоточения абсолютной власти в своих руках. В его время, главным городом России – столицей стала Москва. В столице пребывал сам глава централизованного государства, в ней был собран высший слой законодательной власти и аппарата управления. Здесь же располагались идеологический, культурный и духовный очаги централизованного государства. Российский процесс централизации растянулся больше чем на два столетия и завершился установлением Петром I абсолютизма в начале XVIII века.
Образование централизованных государств обусловлено несколькими обязательными факторами:
Стремление широких народных масс к национальному единству.
Государство (монарх) берет на себя функцию отстаивания интересов всего народа (нации, как политической общности), а не отдельных элитарных групп.
Сплочение нации происходит благодаря усилению власти центра, в противовес ослаблению региональных, этнических и элитарных групп – противников централизации.
Стремлением к упрочению позиций государства на международной арене (внешнеполитический фактор).
Все территориально-административные единицы централизованного государства объединены вокруг сильного центра. Он обеспечивает им реально действующие общее законодательство, единые экономические условия, систему государственной власти, гражданство, суд, налоги, бюджет и определенные социальные гарантии.
Для централизованного государства характерны признаки:
унификация вертикали органов государственного управления. Центр предоставляет гражданам единый режим предоставления публичных услуг;
обеспечение государством возможности свободно передвигаться в пределах границ страны;
позитивное влияние на экономическое развитие страны;
создается режим относительного равенства граждан внутри своих социальных слоев, выстроенных в определенной иерархии;
автономия местной власти существенно ограничена авторитарным режимом власти;
центральная власть берет на себя полномочия по обеспечению граждан гарантированными благами: правами, свободами и безопасностью;
государство принуждает всех подданных к исполнению всех обязательств перед центральной властью, соблюдению существующих в рамках централизованного государства законности и правопорядка.
Централизованное государство не является высшей формой в теории развития государства. Многие страны, прошедшие в средневековье стадию централизации территориально-государственного устройства стали федерациями. Авторитарные централизованные государства продолжают существовать в основном в странах, где сильны этно-конфессиональные традиции (Саудовская Аравия, Бруней и т. п.). В настоящее время в государственном строительстве наметилась устойчивая тенденция к децентрализации в целом. Однако по целому ряду позиций централизованное государство, по некоторым показателям эффективна, как система организации общества и сегодня.
О древних забыть – выдумка. Страны – это организованный иудаизм. Ни одно государство, ни Англия, ни США, ни СССР, ни Китай с Индией, ни Лесото и т.д. не просуществовало бы и секунды, если бы большинство населения мира не составляла ***.
Источник
Централизованное государство
Централизованное государство – это такое государство, в котором система управления основывается на принципе подчинения всех местных органов самоуправления единому центральному, управляющему всей системой и координирующему ее.
В этом государстве земли (территории, административные подразделения и т.п.) объединены политически общим законодательством и экономически единым рынком вокруг сильной центральной власти. При этом на стадии интенсивного объединения земель устанавливается неограниченная монархия в форме абсолютизма (самодержавия).
На Руси централизованное государство было создано в конце 15 века при Иване III. Его главным городом стала Москва. Завершение процессов централизации произошло при первых Романовых, закончившись в начале 18 века утверждением абсолютизма при Петре I.
Такая политико-территориальная организация государства основывается на делении всех его территорий на провинции, округа, районы, обладающие сравнительно ограниченной самостоятельностью. Государство имеет единое законодательство, общее гражданство, систему органов госвласти и управления, судебную и налоговую систему, бюджет и т.д.
Централизованное государство существует в силу ряда объективных факторов. В первую очередь это национальное единство, являющееся обязательным условием становления такой формы объединения земель и населяющих их людей. Государство при этом отражает интересы всей нации как политической общности, а не отдельных региональных, социальных или этнических групп. Благодаря сильному центру происходит сплочение общества, которое было невозможно ранее из-за соперничества отдельных представителей знати, боровшихся за власть.
Выделяют следующие существенные признаки централизованного государства.
Фактором централизации является необходимость создания единообразных органов государственной власти. Унифицировать общие законы и предоставлять гражданам единые публичные услуги способна лишь центральная власть. Ее существование обеспечивает людям возможность свободной миграции из одних регионов в другие.
Важным преимуществом развития такого типа государства является социальное равенство всех его граждан. В условиях децентрализма отдельные периферийные административные и политические институты опираются лишь на собственные силы. Чтобы исправить неравенство, необходима власть центрального правительства, которое обладает более широкими полномочиями, чем регионы, у которых меньший экономический потенциал и которые имеют из-за этого более острые социальные проблемы и нужды.
Процессы централизации идут параллельно с экономическим усилением государства. Единый центр управления способен обеспечить стабильный экономический рост и создание инфраструктуры (системы коммуникации).
Население многих государств насчитывает миллионы человек. Поэтому в настоящее время управление ими может быть не таким эффективным, как в период их ранней истории развития. Причины этого кроются в опасностях бюрократического хаоса. Поэтому сейчас процессы централизации во многих страхах мира начинают обратное движение – к децентрализации.
Централизованное государство характеризуется полным отсутствием местной автономии, поскольку функции местной власти осуществляются назначенными сверху администраторами (чиновниками). Поэтому при таком положении явственно прослеживаются авторитарные политические свойства. Наибольшая степень централизма наблюдается в государствах, в которых существует вертикальная система органов управления. Сегодня в чистом виде такую систему можно наблюдать только в условиях военных режимов.
Источник
Признаки централизованного государства
Централизованное государство — это единая держава, в которой все управленческие и контрольные функции государства сосредоточены в условном «политическом центре». Сильная централизованная власть, объединяет ранее разделенные территории, устанавливает обязательное для всех законодательство, создает единый беспошлинный рынок и устраивает общую столицу.
В период формирования большинства централизованных государств, прослеживается тенденция к установлению неограниченной монархической власти, приобретающей форму абсолютизма. Например, в России конце XV века Великий князь Иван III начал активный процесс сосредоточения абсолютной власти в своих руках. В его время, главным городом России – столицей стала Москва. В столице пребывал сам глава централизованного государства, в ней был собран высший слой законодательной власти и аппарата управления. Здесь же располагались идеологический, культурный и духовный очаги централизованного государства. Российский процесс централизации растянулся больше чем на два столетия и завершился установлением Петром I абсолютизма в начале XVIII века.
Образование централизованных государств обусловлено несколькими обязательными факторами:
Стремление широких народных масс к национальному единству.
Государство (монарх) берет на себя функцию отстаивания интересов всего народа (нации, как политической общности), а не отдельных элитарных групп.
Сплочение нации происходит благодаря усилению власти центра, в противовес ослаблению региональных, этнических и элитарных групп – противников централизации.
Стремлением к упрочению позиций государства на международной арене (внешнеполитический фактор).
Все территориально-административные единицы централизованного государства объединены вокруг сильного центра. Он обеспечивает им реально действующие общее законодательство, единые экономические условия, систему государственной власти, гражданство, суд, налоги, бюджет и определенные социальные гарантии.
Для централизованного государства характерны признаки:
унификация вертикали органов государственного управления. Центр предоставляет гражданам единый режим предоставления публичных услуг;
обеспечение государством возможности свободно передвигаться в пределах границ страны;
позитивное влияние на экономическое развитие страны;
создается режим относительного равенства граждан внутри своих социальных слоев, выстроенных в определенной иерархии;
автономия местной власти существенно ограничена авторитарным режимом власти;
центральная власть берет на себя полномочия по обеспечению граждан гарантированными благами: правами, свободами и безопасностью;
государство принуждает всех подданных к исполнению всех обязательств перед центральной властью, соблюдению существующих в рамках централизованного государства законности и правопорядка.
Централизованное государство не является высшей формой в теории развития государства. Многие страны, прошедшие в средневековье стадию централизации территориально-государственного устройства стали федерациями. Авторитарные централизованные государства продолжают существовать в основном в странах, где сильны этно-конфессиональные традиции (Саудовская Аравия, Бруней и т. п.). В настоящее время в государственном строительстве наметилась устойчивая тенденция к децентрализации в целом. Однако по целому ряду позиций централизованное государство, по некоторым показателям эффективна, как система организации общества и сегодня.
Централизованное государство – государство, основанное на принципах подчинения местных органов власти центральным, сосредоточенным, в большинстве случаев, в столице. У каждой отдельно взятой страны своя история образования, но признаки централизованной власти едины для всего мира.
Признаки централизации власти
Главный признак централизации – подчинение всех территорий одной – центральной. Процесс централизации занимает много времени. Нагляднее всего он прослеживается на примере стран Средневековой Европы, где на принципе – «Один король – одна страна» основывалось само понимание королевской власти и абсолютизма.
К основным признакам централизации также относят:
Общую систему управления на всей занимаемой страной территории, единый закон и суд. На всех подчиненных королю (парламенту, президенту) землях действует общая система управления, проживающие в отдельных провинциях (губерниях, округах, районах) граждане подчиняются общему закону. В современном обществе – это Конституция и основанные на ней законодательные акты, в средневековье – законы, изданные королем. Из центра на места посылают наместников (губернатор), которые управляют подчиненной им землей от имени короля.
Общую финансовую систему. Граждане, проживающие в разных частях страны, облагаются одними и теми же налогами. Денежные знаки, которые используют в качестве платы за товары и услуги, производятся (чеканятся) на монетном дворе, подчиненном центральной власти или выпускаются с ее одобрения.
Единую армию. Военнослужащие подчиняются исключительно приказам, исходящим из центра. Средневековые феодалы имели право набирать собственные армии, но после усиления королевской власти все воины подчинялись, прежде всего, королю и только после этого феодалу, платившему им вознаграждение за службу. Постепенно обычай иметь собственную армию был искоренен и в современном мире армия подчиняется исключительно центру.
Ведение дипломатических переговоров от лица короля (президента). Средневековые феодалы заключали и расторгали союзы без ведома короля, но со временем права этого лишились. Объявлять о мире или войне мог только король.
Во главе централизованного государства всегда стоит один правитель, обычно король или президент (парламент). Иногда парламент и король делят власть между собой (Великобритания), но все земли подчинены центру.
Примеры средневековых централизованных государств
Формирование централизованных государств на территории Европы начинается в XI в. Это период расцвета феодального общества. Но мелкие феодалы постепенно теряют свою независимость и подчиняются более крупным. Власть во Франции, Англии и Германии переходит в руки сильных правителей. Но английские и французские короли, императоры все еще вынуждены считаться с мнением крупных феодалов, их воля ограничивается сословно-представительными органами (английский Парламент).
В период классического Средневековья вассальные отношения между королем и феодалами заменяются подданническими. Если ранее дворяне подчиняются королю из уважения и надежды на получение привилегий, то позже это входит в круг их обязанностей.
Централизация позволяет эффективнее бороться с внешними и внутренними врагами, управляя подчиненными землями на основании общего для всех закона. В централизованной стране власть принадлежит одному (нескольким — парламент) избранному народом (президент) или унаследовавшему ее по праву рождения (король).
Централизация или централизация (см. Различия в написании ) – это процесс, посредством которого деятельность организации, особенно в отношении планирования и принятия решений, определения стратегии и политики, концентрируется в пределах определенной географической группы. Это перемещает важные полномочия по принятию решений и планированию в центр организации.
Этот термин имеет множество значений в нескольких областях. В политической науке централизация относится к концентрации власти правительства – как географически, так и политически – в централизованном правительстве .
Централизация в политике
Централизация власти определяется как систематическая и последовательная концентрация власти в центральной точке или у человека внутри организации. Эта идея была впервые представлена во времена династии Цинь в Китае. Правительство Цинь было сильно бюрократическим и управлялось иерархией чиновников, все служили Первому Императору Цинь Шихуанди . Династия Цинь практиковала все то, чему учил Хань Фэйцзы , позволяя Цинь Шихуану владеть и контролировать все свои территории, в том числе завоеванные из других стран. Чжэн и его советники положили конец феодализму в Китае, установив новые законы и постановления при централизованном бюрократическом правительстве с жесткой централизацией власти.
- Монархическая власть – высшая власть в империи. Император монополизирует все ресурсы в стране; его личность и способности определяют процветание страны. Эта автократическая система позволяет быстрее принимать решения и позволяет избежать сложных решений возникающих проблем. Одним из недостатков является то, что придворные, которые соревнуются за благосклонность императора, могут накапливать власть для себя, что ведет к внутренней розни (Jin and Liu, 1992).
- Административный отдел обладает высоко централизованной властью. Обязанности каждого чиновника четко не определены, что ведет к неэффективности, поскольку чиновники управляют правительством и эффективно управляют страной.
Акты для реализации нужны после делегирования. Следовательно, полномочия по принятию решений могут быть распространены с помощью делегирования полномочий.
Централизация власти может быть произведена немедленно, если полная концентрация будет дана на этапе принятия решения по какой-либо должности. Централизация может осуществляться на должности или на уровне организации. В идеале право принятия решений принадлежит нескольким лицам.
Централизация власти имеет несколько преимуществ и недостатков. Преимущества включают:
- Обязанности и обязанности четко определены в центральном руководящем органе.
- Принятие решений очень прямое и ясное.
- Центральная власть поддерживает большой «всеобщий интерес» в благосостоянии государства, которым она управляет, поскольку она может извлечь выгоду из любого увеличения богатства и / или власти государства. В этом смысле стимулы государства и правителя совпадают.
С другой стороны, к недостаткам можно отнести следующие:
- Решения могут быть неправильно поняты во время их передачи, а низшие отделы не обладают полномочиями по принятию решений, поэтому для этого требуется эффективный и хорошо организованный высший отдел.
- Внимание и поддержка каждого департамента или города не могут быть сбалансированы.
- Задержка с информацией о работе может привести к неэффективности правительства.
- Расхождения в экономике и информационных ресурсах между центром и другими местами значительны.
- Исключает участников на местном и провинциальном уровнях из преобладающей системы управления, снижая способность центрального правительства обеспечивать подотчетность властей (с риском коррупции), разрешать споры или разрабатывать эффективную политику, требующую местных знаний и опыта.
Централизация в экономике
Связь между централизацией (т.е. концентрацией производства) и капитализмом
Как написано в книге В. И. Ленина « Империализм, высшая стадия капитализма »: «Замечательно быстрая концентрация производства на все более крупных предприятиях – одна из наиболее характерных черт капитализма». Он исследовал развитие производства и решил развить концепцию производства как централизованной структуры, от отдельных и разрозненных небольших мастерских до крупных фабрик, ведущих капитализм в мир. Это основано на идее, что как только концентрация производства достигнет определенного уровня, оно превратится в монополию, как партийные организации Картеля, Синдиката и Траста.
- Картель. В экономике картель – это соглашение между конкурирующими фирмами о контроле цен или недопущении выхода на рынок нового конкурента. Это формальная организация продавцов или покупателей, которые соглашаются фиксировать отпускные цены, закупочные цены или сокращать производство, используя различные тактики.
- Синдикат – синдикат – это самоорганизующаяся группа, состоящая из отдельных лиц, компаний, корпораций или организаций, созданных для ведения определенного бизнеса, преследования или продвижения общих интересов.
- Доверие – «Доверие – это … просто случай, когда одно лицо, владеющее титулом собственности, будь то земля или движимое имущество, в пользу другого, называется бенефициаром. Ничего не может быть более распространенным или более полезным. Но это слово сейчас свободно применяемый к определенному классу коммерческих соглашений, и из-за популярного и необоснованного страха перед их воздействием сам термин стал загрязненным “.
Централизация бизнес-исследований
Большинство предприятий занимается вопросами, связанными со спецификой централизации или децентрализации принятия решений. Ключевой вопрос заключается в том, должен ли орган управлять всем, что находится в центре бизнеса (централизованно), или же его следует делегировать далеко от центра (децентрализованно).
Выбор между централизованным или децентрализованным варьируется. Многие крупные предприятия обязательно включают некоторую степень децентрализации и некоторую степень централизации, когда они начинают работать из нескольких мест или при добавлении любых новых единиц и рынков.
Согласно исследованию 2021 года, «фирмы, которые перед Великой рецессией делегировали больше полномочий из центральной штаб-квартиры руководителям местных заводов, превзошли своих централизованных коллег в секторах, которые больше всего пострадали от последующего кризиса».
Источник