Цб мегарегулятор что это значит

Развитие финансового рынка

Банк России — мегарегулятор финансового рынка. Это означает, что Банк России отвечает за надзор, регулирование и развитие во всех секторах финансового рынка: банковской системы, страхового сектора, коллективных инвестиций и пенсионных накоплений, рынке ценных бумаг, микрофинансировании. А также отвечает за инфраструктуру финансового рынка — деятельность рейтинговых агентств, бирж, депозитариев и других участников.

Все сектора финансового рынка предоставляют потребителям разные продукты и услуги, но все они должны быть устойчивы, не участвовать в сомнительных операциях, добросовестно выполнять свои обязательства перед клиентами. Чтобы этого добиться для каждого из секторов финансового рынка Банк России вырабатывает принципы регулирования, которые не позволяют участникам накапливать риски и нарушать интересы клиентов. Это создает условия для формирования доверительной среды на финансовом рынке. Не менее важны конкуренция, доступность услуг и капитала, а также финансовая стабильность.

Сегодня для развития финансового рынка все более важным фактором становятся финансовые технологии. Банк России работает над созданием национальной технологической инфраструктуры для финансового рынка, а также отвечает за борьбу с киберпреступлениями и предотвращение киберрисков в финансовой системе.

Основные направления развития финансового рынка

Цели и задачи по развитию финансового рынка определяются на три года в стратегическом документе Банка России — «Основных направлениях развития финансового рынка».

Основные направления развития финансового рынка обсуждаются с участниками рынка, профильными министерствами и ведомствами, рассматриваются Государственной Думой. Это позволяет синхронизировать реализацию мер Правительства Российской Федерации и Банка России по общим задачам, например, развитию институтов длинных денег, конкуренции, внедрению новых технологий.

Читайте также:  Речь не соответствует возрасту что это значит

Цели развития финансового рынка, определенные в «Основных направлениях»:

  1. Повышение уровня и качества жизни граждан Российской Федерации за счет использования инструментов финансового рынка.
  2. Содействие экономическому росту за счет предоставления конкурентного доступа субъектам российской экономики к долговому и долевому финансированию, инструментам страхования рисков.
  3. Создание условий для роста финансовой индустрии.

Источник

Банк России как мегарегулятор финансового рынка: цели деятельности, функции и полномочия

Экмалян Ашот Мамиконович, доктор философских наук, профессор.

В связи с преобразованием Банка России в мегарегулятор финансового рынка страны цели его деятельности, а также функции и полномочия претерпели существенные изменения. Статья посвящена анализу правовых основ вышеуказанных изменений и причин, сделавших необходимым создание мегарегулятора финансового рынка. Рассматривается также история создания в России мегарегулятора финансового рынка и правовое регулирование этого процесса.

Ключевые слова: финансовый рынок, структура финансового рынка, мегарегулятор финансового рынка, кредитные финансовые организации, некредитные финансовые организации, консолидированный контроль и надзор на финансовом рынке.

The Bank of Russia as a mega-regulator of financial market: purposes of activities, functions and powers

E’kmalyan Ashot M., doctor of philosophical sciences, professor.

As a result of the Central Bank of Russia (CBR) becoming the country’s Financial Mega-Regulator its purpose of activity, functions and authority have changed dramatically. The current article analyses legal basis of the above mentioned changes and reasons for the Financial Mega-Regulator to be created. The history of the Financial Mega-Regulator creation and legal regulation of the process are analyzed as well.

Key words: financial market, financial market structure, Financial Mega-Regulator, credit financial organization, non-credit financial organization, consolidated control on the financial market.

Финансовый рынок является сегментом рынка современного государства с рыночной экономикой. По общему правилу рынок — это место, где совершаются акты купли-продажи товаров и услуг. Рынок имеет многообразную, разветвленную структуру, сегменты которой различаются по ряду оснований, в том числе и по виду продаваемого товара и предоставляемых услуг. Так, например, на финансовом рынке предоставляются финансовые услуги, осуществляется торговля финансовыми активами. В зависимости от вида финансового актива, которым торгуют на соответствующем финансовом рынке, он подразделяется на фондовый рынок, срочный рынок, денежный рынок, валютный рынок, рынок капиталов. В результате их действий происходит в конечном итоге «перелив капитала», перераспределение денежных средств между отраслями народного хозяйства.

Основными субъектами финансового рынка являются финансовые организации, существующие в виде кредитных финансовых организаций (далее — КФО) и некредитных финансовых организаций (далее — НФО).

КФО являются банки и небанковские кредитные организации.

НФО согласно ст. 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон о Банке России) признаются: профессиональные участники рынка ценных бумаг; управляющие компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; специализированные депозитарии инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; акционерные инвестиционные фонды; клиринговые палаты; организации, осуществляющие функции центрального контрагента; организаторы торговли; центральный депозитарий; страховые компании; негосударственные пенсионные фонды; микрофинансовые организации; кредитные потребительские кооперативы; жилищные накопительные кооперативы; бюро кредитных историй; организации, осуществляющие актуарную деятельность; рейтинговые агентства; сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы; ломбарды.

Как мы видим, в число НФО не включены такие организации, как лизинговые компании, коллекторские агентства и ряд других, которые по характеру своей деятельности также являются некредитными финансовыми организациями. Однако аргументированное обоснование их отнесения к этому виду финансовых организаций затруднено из-за отсутствия в Законе о Банке России общего легального определения некредитной финансовой организации.

История и причины создания мегарегулятора финансового рынка россии

Финансовый рынок ввиду его особой социально-экономической значимости для общества относится к числу наиболее строго регулируемых со стороны государства сегментов рынка.

Регулирование и надзор за деятельностью кредитных финансовых организаций всегда осуществлял Банк России. Согласно ст. 56 Закона о Банке России Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора, осуществляющим постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России с целью поддержания стабильности банковской системы Российской Федерации и защиты интересов вкладчиков и кредиторов.

Что касается некредитных финансовых организаций, то регулирование, контроль и надзор за их деятельностью осуществляли в разное время различные федеральные органы. Так, например, регулирование, контроль и надзор за рынком ценных бумаг и фондовым рынком осуществляла специально созданная на основании распоряжения Президента РФ от 9 марта 1993 г. N 163-рп Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ, которая в 1996 г. Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1008 была преобразована в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг, а ее функции по контролю и надзору за деятельностью бирж были переданы Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков за деятельностью микрофинансовых организаций и рядом других субъектов финансового рынка входили в компетенцию Министерства труда и социального развития РФ. Министерство финансов РФ осуществляло контроль и надзор в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, а контроль и надзор в страховой сфере были функцией Росстрахнадзора, входившего в систему Министерства финансов РФ.

Каждой из указанных НФО присуща специфика, обусловленная особенностями сферы финансового рынка, на котором эти лица осуществляют свою деятельность. В то же время их всех объединяет то, что они предоставляют участникам финансового рынка финансовые услуги, которые прямо или опосредованно воздействуют на движение в стране денежных средств, на устойчивость рубля, на состояние банковской системы, на национальную платежную систему, на стабильное функционирование финансового рынка и в конечном итоге — на экономическое положение в России.

Такое же по характеру воздействие на состояние финансового рынка и экономическое положение в стране оказывают банковские услуги, предоставляемые КФО. Однако регулирование, контроль и надзор за НФО и КФО долгое время осуществляли, как уже было сказано, резные федеральные органы. В итоге ни один из вышеперечисленных регуляторов не имел полного, целостного представления о состоянии финансового рынка страны и по этой причине не мог правильно оценить имеющиеся системные риски. А это существенно затрудняло получение объективной информации о финансово-экономическом положении в стране и разработку оптимальной денежно-кредитной политики государства.

Необходимость в консолидированном регулировании, контроле и надзоре на финансовом рынке начала осознаваться в конце 90-х годов прошлого века. Для решения этой проблемы стали предприниматься шаги, направленные на сокращение числа регуляторов деятельности НФО путем передачи их регулятивных функций Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Однако Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 данная Комиссия была упразднена, а ее функции и полномочия переданы утвержденной этим же указом Федеральной службе по финансовым рынкам (далее — ФСФР России), ставшей ее преемницей.

При создании ФСФР России в ее компетенцию вошли в соответствии с данным Указом Президента РФ функции упраздненной Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков упраздненного Министерства труда и социального развития РФ, функции по контролю и надзору за деятельностью бирж упраздненного Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а также функции по контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений Министерства финансов РФ.

Затем полномочия ФСФР России стали быстро расширяться, чему способствовал и разразившийся мировой финансово-экономический кризис 2008 — 2009 гг. В ходе и по результатам этого кризиса особенно наглядно проявилась потребность в консолидированном контроле и надзоре на финансовом рынке, что и форсировало внесение в законодательство соответствующих изменений, направленных на обеспечение такого контроля и надзора.

В итоге в орбиту контрольно-надзорных функций ФСФР России стала вовлекаться деятельность остальных НФО. Этот процесс завершился в 2011 г. включением в полномочия ФСФР России функции по регулированию, контролю и надзору в страховой сфере, которая ранее осуществлялась, как уже было сказано, Росстрахнадзором.

Таким образом, в связи с начатым в первой половине 90-х годов XX в. процессом сокращения количества регуляторов на финансовом рынке эта функция сохранилась только за Банком России и ФСФР России. В результате финансовый рынок оказался поделенным на две части: на рынок, регулируемый Банком России, на котором действовали банки и небанковские кредитные организации, и рынок, регулируемый ФСФР России, на котором действовали все остальные финансовые организации (точнее — некредитные финансовые организации), что и было зафиксировано в Постановлении Правительства РФ от 29 августа 2011 г. N 717 «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации», которым было утверждено Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам (далее — Положение о ФСФР России).

Согласно ст. 1 Положения о ФСФР России (в ред. Постановления Правительства РФ от 5 мая 2012 г. N 466) ФСФР России являлась федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Однако, несмотря на такое радикальное (до двух) сокращение числа регуляторов финансового рынка, вышесформулированная задача продолжала оставаться нерешенной. Ни Банк России, ни ФСФР России не были способны в одиночку давать обоснованную оценку общему финансово-экономическому положению в стране, выявлять имеющиеся на финансовом рынке системные риски и предлагать способы их минимизации. В то же время потребность в такой обобщенной оценке финансово-экономического положения в стране непрерывно возрастает по мере усиления процесса консолидации многих компаний финансового сектора страны в группы и в холдинги. Действительно, такие крупнейшие игроки на российском финансовом рынке, как, например, Сбербанк, ВТБ, уже давно являют собой многопрофильные структуры, включающие: юридическое лицо, выполняющее банковскую деятельность; юридическое лицо, занятое бизнесом на рынке ценных бумаг; страховую компанию и проч.

Фактически финансовые группы, как правило, предлагают на рынке весь комплекс финансовых услуг, в связи с чем риски у них могут возникать во всех сферах деятельности группы. Очевидно, что без обеспечения консолидированного надзора за финансовой группой (взятой в совокупности всех ее участников) невозможно увидеть целостную картину состояния ее дел, выявить всю палитру возможных рисков и предложить их оптимальное регулирование.

Все это указывало на необходимость совершения еще одного шага в сторону сокращения числа регуляторов на финансовом рынке, на котором должен действовать только один регулятор, способный выполнять функцию мегарегулятора финансового рынка. Его создание должно обеспечить эффективный консолидированный контроль и надзор на финансовом рынке, без которого трудно разработать и реализовать современную систему управления рисками, присущими финансовому рынку, повысить его конкурентоспособность, более равномерно распределить риски среди участников финансового рынка страны, способствуя повышению устойчивости как отдельных его участников, так и стабильности самого финансового рынка Российской Федерации.

Потребность в создании современной системы управления рисками финансового рынка особенно возросла в свете обсуждаемых планов размещения на национальном финансовом рынке средств Фонда национального благосостояния, пенсионных фондов и других институтов коллективного инвестирования.

Немаловажным аргументом в пользу закрепления функций регулирования, контроля и надзора на финансовом рынке за одним федеральным органом явилось то, что оно должно привести к снижению регулятивного арбитража и административной нагрузки на участников рынка.

Успешная реализация указанных нововведений была необходима для решения важнейшей народно-хозяйственной задачи: улучшить инвестиционный климат в стране, остановить отток капитала из России и повысить ее привлекательность для иностранных инвесторов, что является приоритетной задачей Правительства Российской Федерации до 2018 г. .

См.: Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 г. во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // СПС «КонсультантПлюс».

Улучшение инвестиционного климата в России, повышение конкурентоспособности российского финансового рынка путем перехода к консолидированному регулированию, контролю и надзору на финансовом рынке, формирование устойчивой, но гибкой регулятивной среды, стимулирующей создание современных услуг для российских и иностранных участников финансового рынка, являются необходимым шагом в сторону реализации утвержденной государственной программы создания в России международного финансового центра .

См.: Стенограмма заседания Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. // СПС «КонсультантПлюс».

Все вышеизложенное и обусловило настоятельную необходимость формирования в России мегарегулятора финансового рынка. Однако вопрос о том, какой из регуляторов финансового рынка: Банк России или ФСФР России — более подготовлен для этой роли, вызывал большие споры.

Соответствующий международный опыт подтверждает, что на определенном этапе развития национальный финансовый рынок для обеспечения своего дальнейшего развития и стабильного функционирования начинает нуждаться в осуществлении консолидированного контроля и надзора за своей деятельностью.

Первыми, как известно, это осознали страны Северной Европы еще в конце 80-х годов прошлого века. А решалась эта задача в разных странах по-разному. В ряде случаев полномочиями мегарегулятора финансового рынка наделялись национальные (центральные) банки этих стран. В Англии для выполнения этой функции в 1998 г. был создан новый орган — Управление финансового регулирования и надзора (FSA). А в Германии для выполнения функции мегарегулятора финансового рынка в 2002 г. было создано путем объединения соответствующих полномочий трех ведомств Федеральное ведомство по регулированию и надзору за финансовыми инструментами (BAFin).

Многолетняя дискуссия о необходимости создания в России мегарегулятора финансового рынка и путях его формирования завершилась в 2013 г.

Во исполнение поручения Президента РФ о необходимости совершенствования системы регулирования, надзора и контроля в сфере финансового рынка страны, сформулированного 12 февраля 2013 г. в документе N Пр-258 , и ряда поручений Правительства РФ был подготовлен, обсужден и принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» (далее — Закон N 251-ФЗ).

См.: Пояснительная записка к проекту Федерального закона N 249469-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков)» // СПС «КонсультантПлюс».

На основании Закона N 251-ФЗ с 1 сентября 2013 г. Банк России стал мегарегулятором финансового рынка страны . С этого времени прекратила свое существование как отдельное ведомство Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России), а ее функции и полномочии были переданы Банку России .

Закон N 251-ФЗ вступил в силу с 1 сентября 2013 г. за исключением отдельных положений (ч. 1 ст. 50 Закона N 251-ФЗ).
См.: Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 г. N 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.07.2013).

Однако согласно ч. 1 ст. 49 Закона N 251-ФЗ передача Банку России функций и полномочий ФСФР России в первое время не скажется на правовой силе подзаконных актов, которые принимались Правительством РФ и ФСФР России (до своего упразднения). Они будут продолжать применяться до вступления в силу соответствующих нормативных актов Банка России.

Цели и функции банка россии как мегарегулятора финансового рынка

В связи с преобразованием Банка России в мегарегулятор финансового рынка страны цели его деятельности, функции и полномочия претерпели существенные изменения. Отметим основные изменения.

Во-первых, Банк России, став мегарегулятором финансового рынка страны, хотя и сохранил все свои прежние функции и полномочия, но при этом в формулировку некоторых из них были внесены изменения и дополнения, уточняющие и расширяющие содержание этих функций и полномочий.

Во-вторых, Банк России унаследовал все основные полномочия упраздненной Федеральной службы по финансовым рынкам России, в связи с чем его полномочия качественно расширились.

В-третьих, Банк России в новом качестве получил функции, которых не было ни у ФСФР России, ни у Банка России.

Если цели деятельности Банка России до передачи ему полномочий ФСФР России ограничивались защитой и обеспечением устойчивости рубля, развитием и укреплением банковской системы Российской Федерации, обеспечением стабильности и развития национальной платежной системы, то после получения полномочий ФСФР России к целям его деятельности добавились развитие финансового рынка Российской Федерации и обеспечение его стабильности (ст. 3 Закона о Банке России в ред. Федеральных законов от 27.06.2011 N 162-ФЗ и от 23.07.2013 N 251-ФЗ).

Соответственно расширились функции, выполняемые Банком России. Если в роли государственного органа по регулированию, контролю и надзору на рынке банковских услуг Банк России выполнял функции, перечисленные в ст. 4 Закона о Банке России (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ), в том числе во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывал и проводил единую государственную денежно-кредитную политику, то в новом качестве он стал во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывать и проводить политику развития и обеспечения стабильности функционирования еще и финансового рынка (п. 1 ст. 4, ст. 45.1 Закона о Банке России в ред. Закона N 251-ФЗ). В связи с этим Закон N 251-ФЗ вменил в обязанность Банку России публиковать не менее двух раз в год обзор финансовой стабильности экономики страны, осуществлять мониторинг состояния финансового рынка Российской Федерации на предмет выявления ситуаций, угрожающих финансовой стабильности Российской Федерации, и разрабатывать меры, направленные на снижение этих угроз, а также один раз в три года представлять в Государственную Думу проект основных направлений развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации (ст. 45.1 — 45.3 Закона о Банке России в ред. Закона N 251-ФЗ).

Далее, Банк России стал принимать решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов (п. 8.1 ст. 4 Закона о Банке России); осуществлять регулирование, контроль и надзор за деятельностью НФО в соответствии с федеральными законами (п. 9.1 ст. 4 Закона о Банке России), т.е. принимать решения, входившие в компетенцию ФСФР России: проводить проверку деятельности НФО, направлять им обязательные для исполнения предписания, а также применять к НФО предусмотренные федеральными законами меры воздействия (ст. 76.5 Закона о Банке России в ред. Закона N 251-ФЗ). В соответствии со ст. 76.6 Закона о Банке России он стал устанавливать для НФО сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. Став мегарегулятором финансового рынка, Банк России начал вести базы данных о НФО, их должностных лицах и иных лицах, в отношении которых он получает персональные данные в рамках возложенных на него функций (ст. 76.7 Закона о Банке России). В прежнем своем качестве Банк России выполнял аналогичные функции лишь в отношении банков и небанковских кредитных организаций.

Кроме того, Банк России стал осуществлять регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг (п. 10 ст. 4 Закона о Банке России). Как известно, соответствующие полномочия Банк России имел и раньше, но лишь применительно к ценным бумагам кредитных организаций, а теперь его компетенция распространилась на ценные бумаги всех эмитентов. Более того, в новом качестве Банк России стал осуществлять контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах (п. 10.1 ст. 4 Закона о Банке России), а также осуществлять регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах (п. 10.2 ст. 4 Закона о Банке России).

Расширились функции Банка России, имеющие отношение к определению правил бухгалтерского учета и отчетности. Так, если раньше в функции Банка России входило установление правил бухгалтерского учета и отчетности лишь для банковской системы России, то в новом качестве в его обязанности вошло утверждение отраслевых стандартов бухгалтерского учета, плана счетов бухгалтерского учета и порядка его применения не только для кредитных организаций и Банка России, но и для НФО (п. 14 ст. 4 Закона о Банке России).

Далее, став мегарегулятором финансового рынка, Банк России начал осуществлять официальный статистический учет прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 16.2 ст. 4 Закона о Банке России); самостоятельно формировать статистическую методологию прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж (п. 16.3 ст. 4 Закона о Банке России); проводить анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации и публиковать соответствующие материалы и статистические данные (п. 18 ст. 4 Закона о Банке России); осуществлять контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком (п. 18.3 ст. 4 Закона о Банке России); осуществлять защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению (п. 18.4 ст. 4 Закона о Банке России).

Раньше Банк России консультировал Министерство финансов РФ по вопросам выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга Российской Федерации лишь с учетом их воздействия на состояние банковской системы Российской Федерации и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. Теперь же Банк России, консультируя Министерство финансов РФ, должен учитывать также воздействие названных факторов на состояние всего финансового рынка страны (ч. 4 ст. 21 Закона о Банке России). Также если раньше годовой отчет Банка России включал в том числе анализ состояния банковской системы Российской Федерации, то теперь он должен включать анализ состояния финансового рынка Российской Федерации в целом и национальной платежной системы (ч. 3 ст. 25 Закона о Банке России).

К числу важных изменений, внесенных в Закон о Банке России в связи с преобразованием Банка России в мегарегулятор финансового рынка, следует отнести положение, сформулированное в ст. 34.1 этого Закона, согласно которому основной целью денежно-кредитной политики признается защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержки ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста. Это означает, что защита и обеспечение устойчивости рубля посредством ценовой политики впервые провозглашаются основной целью денежно-кредитной политики Банка России и средством для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста. На наш взгляд, вопросу об ответственности Банка России за экономическое развитие страны в целом раньше уделялось недостаточное внимание.

Согласно ст. 9 Закона о Банке России, став мегарегулятором финансового рынка, Банк России не только сохранил свое право участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств, но и получил право участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в иных сферах финансового рынка, а также участвовать в деятельности объединений, не имеющих статуса организаций.

Следует отметить, что все изменения, внесенные в Закон о Банке России и в ряд других законодательных актов Российской Федерации Законом N 251-ФЗ, не затронули особый конституционный статус Банка России, закрепленный в ст. 75 Конституции Российской Федерации, сохранив за ним право осуществлять свою основную функцию — защиту и обеспечение устойчивости рубля независимо от других органов государственной власти, что в условиях нарастающей финансово-экономической нестабильности имеет большое практическое значение.

Для достижения целей деятельности и выполнения своих функций Банк России, как и прежде, имеет право издавать по вопросам, отнесенным федеральным законодательством к его компетенции, нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций, которые обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Однако в новом качестве Банк России имеет право принимать нормативные акты по значительно большему числу вопросов, в том числе связанных с деятельностью НФО.

В связи с новыми целями деятельности и функциями Банка России произошло расширение его компетенций, что привело к соответствующим изменениям в организационной структуре и органах управления Банка России, которые выразились в следующем.

  1. Коллегиальный орган Банка России — Национальный банковский совет — стал именоваться Национальным финансовым советом.
  2. Председатель Банка России, во-первых, стал назначаться на должность не на четыре года (как раньше), а на пять лет; во-вторых, был расширен перечень оснований, по которым он может быть освобожден от должности.
  3. Изменилась численность Совета директоров Банка России. Согласно ст. 15 Закона о Банке России (в ред. Закона N 251-ФЗ) в состав Совета директоров входят, помимо Председателя Банка России, еще 14 (а не 12, как раньше) членов Совета директоров.

Члены Совета директоров по-прежнему назначаются на должность Государственной Думой, но сроком не на четыре года (как раньше), а на пять лет (ст. 15 Закона о Банке России в ред. Закона N 251-ФЗ).

Свои решения Совет директоров принимает большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета директоров, но при кворуме в восемь, а не семь (как раньше) человек (ст. 16 Закона о Банке России в ред. Закона N 251-ФЗ).

Статья 17 Закона о Банке России (в ред. Закона N 251-ФЗ) подтвердила правило, согласно которому Совет директоров должен заседать не реже одного раза в месяц, а его заседания назначаются Председателем Банка России либо лицом, его замещающим, или по требованию не менее четырех членов Совета директоров (а не трех, как раньше).

  1. Создан новый постоянно действующий орган — Комитет финансового надзора. Он объединяет руководителей структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение его регулирующих, контрольных и надзорных функций в сфере финансовых рынков.

Положение о Комитете финансового надзора и его структура утверждаются Советом директоров Банка России, а его руководителя назначает на должность Председатель Банка России из числа членов Совета директоров Банка России (ст. 76.3 Закона о Банке России).

Источник

Оцените статью