- Значение слова «травля»
- тра́вля
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Травля что это значит
- Что такое буллинг в школе
- Кто такой буллер
- Кто участвует в школьном буллинге
- Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга
- Как распознать буллинг и чем он опасен
- Как бороться с буллингом
- Что делать родителям
- Что делать учителю
- Что делать ребёнку
- Что делать, если твой ребёнок — буллер
- Выводы
- Что нужно знать о травле каждому, чтобы уметь с ней справляться
Значение слова «травля»
1. Преследование зверя и птицы на охоте, обычно с собаками или ловчими птицами; гон. Травля была неудачная; две лисы ушли от борзых и один волк отбился. Лермонтов, Вадим.
2. Действие по глаг. травить 1 (в 8 знач.). Это не критика, а травля писателя. Чехов, Письмо И. Л. Леонтьеву (Щеглову), 24 окт. 1892.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Тра́вля или бу́ллинг (англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.
Как проявления травли специалисты расценивают оскорбления, угрозы, физическую агрессию, постоянную негативную оценку жертвы и её деятельности, отказ в доверии и делегировании полномочий и т. д.
Буллинг может быть и в физической, и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.
Буллинг приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе. Также это явление может приводить к разной тяжести психическим отклонениям, а также психосоматическим заболеваниям, и может явиться причиной самоубийства. В этом случае важно объяснить человеку, что его травят, и показать, как действовать в сложившейся ситуации.
ТРА’ВЛЯ, и, мн. нет, ж. 1. Действие по глаг. травить 1 в 8 знач. (охот.). Т. зайцев. Т. волков. 2. Действие по глаг. травить 1 в 9 знач. (неодобрит.). . Народники в своих журналах
вели травлю марксистов.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
тра́вля
1. действие по значению гл. травить; преследование зверя, птицы, реже — человека; обычно на охоте, с собаками или ловчими птицами; гон ◆ Проживая в Александровской слободе, она занималась соколиною охотою и ездила в пригородное село Курганиху, где был большой лес; там производили ей в забаву травлю волков. Н. И. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», 1875 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Сверх того всякую неделю посещал монастыри в окрестностях столицы и в праздничные дни забавлялся медвежьею травлею. Н. М. Карамзин, «История государства Российского», 1823 г. (цитата из НКРЯ)
2. уничтожение животных с помощью ядов, ловушек и т. п. ◆ Он здраво оценил собственные перспективы и занялся старым промыслом — травлей бытовых насекомых. Виктор Беньковский, Елена Хаецкая, «Анахрон», 1997 г.
3. нападки, преследование ◆ Говорили о том, что началась настоящая травля Некрасова в печати. Владлен Давыдов, «Театр моей мечты», 2004 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: задичать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Источник
Травля что это значит
Елена Трушина, клинический психолог (МГУ имени М. В. Ломоносова), аналитический психолог, супружеский терапевт.
Что такое буллинг в школе
Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.
Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:
- словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
- распространения слухов и сплетен;
- бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).
Кто такой буллер
Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они находятся в позиции силы, на деле буллерам тоже приходится несладко. Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье.
Кто участвует в школьном буллинге
Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.
Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом.
Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.
К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.
В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием. Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей.
Один из путей решения проблемы буллинга — домашнее обучение. В онлайн-школе у учителей нет любимчиков, вы сами формируете круг общения ребёнка. Можно заниматься без стресса и давления. Воспользуйтесь бесплатным пробным периодом и познакомьтесь с нашей домашней школой.
Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга
Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.
Как распознать буллинг и чем он опасен
Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:
- беспричинные боли в животе и груди;
- нежелание идти в школу и плохая успеваемость;
- нервный тик, энурез;
- печальный вид, беспокойство, тревожность;
- нарушенный сон, кошмары;
- длительное подавленное состояние;
- участившиеся простуды и другие заболевания;
- склонность к уединению, нежелание общаться;
- проблемы с аппетитом;
- излишняя уступчивость и осторожность.
Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства.
Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.
Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость.
Как бороться с буллингом
Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон.
Что делать родителям
Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее.
Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.
В «Домашней школе Фоксфорда» справиться со сложной ситуацией может помочь профессиональный психолог. Любой ученик и родитель может получить бесплатную консультацию в течение учебного года.
После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.
- «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
- «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
- «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
- «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
- «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.
Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.
Что делать учителю
Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.
Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания. Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах. Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает.
Однако к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.
Что делать ребёнку
Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:
- Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.
- Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
- Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
- Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.
- Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.
Что делать, если твой ребёнок — буллер
Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме.
Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.
Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).
Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.
Выводы
Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и её свидетели.
Если вы узнали, что в вашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотёк. Обсудите её с учителями и другими родителями и постарайтесь найти выход.
Поговорите о буллинге со своим ребёнком, объясните, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Развивайте у ребёнка эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором.
Но если несмотря ни на что ваш ребёнок регулярно подвергается нападкам одноклассников — оградите его от травмирующего опыта, сменив школу или форму обучения.
Источник
Что нужно знать о травле каждому, чтобы уметь с ней справляться
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Последние несколько постов моего канала посвящены непростой теме — травли и опыту людей, которые смогли успешно справиться с ситуациями.
В этой статье хочу поделиться разбором этапов и аспектов самого явления буллинга — чтобы человек — будь то мама ребенка, попавшего в подобную ситуацию или взрослый, перенесший травлю ранее — смогли больше понять и увидеть выходы.
Любое явление проще понять и рассмотреть, если разбить его на части. Вот и я предлагаю есть слона по частям.
1. Определение.
Травля (или буллинг) — повторяющиеся открытые и скрытые слова и действия, производимые одним или несколькими людьми в отношении другого. Здесь обязательно присутствует стремление причинить вред (то есть, нападающая сторона довольно хорошо понимает, что ее действия — разрушительны. Хотя и может не до конца отдавать себе в этом отчет.
Также, часто присутствует реальная или кажущаяся разница в силе. Неравенство сил, повторяемость и чересчур высокая чувствительность жертвы — три существенных признака травли.
2. Причины.
Причины буллинга часто кроются в подавляющем воспитании и дети «переносят» агрессию из домашней среды, «выплескивая» ее на более слабых и беззащитных.
Сюда можно также включить борьбу за лидерство (либо — самоутверждение) — через ущемление достоинства другого человека .
Вариаций травли несколько, и здесь сложно оценивать — какой из них — самый тяжелый, так как это зависит от состояния жертвы — того, какие посылы ей труднее всего перенести.
а). Прямой — физический. (Это подзатыльники, выяснение отношений на заднем дворе школы, тычки, щипки и т.д.).
б). Вербальный (унижение словами, клички, обзывания и т.д.)
в). Поведенческий (преследователь принуждает жертву перенести тяжелые для нее ситуации: сплетни, интриги, игнорирование со стороны группы (бойкоты), вымогательства и прочее.
г.) Кибербуллинг (перенос травли в сеть. Для сегодняшних подростков — один из самых тяжелых из-за чувства незащищенности у жертвы).
В булинге, как и в другом общественном явлении (даже если оно носит отрицательный характер) — есть четко определенные роли.
а). Инициатор (преследователь). Основная фигура, агрессивно настроенная, создающая подавление. Как правило — это один человек, который вовлекает других «дружить» против кого-то.
б). Помощник инициатора. Один или несколько «друзей» инициатора, которые активно поддерживают подавляющие действия.
в). Жертва. Человек, против которого направлены разрушительные силы, также который не может найти в себе сил ответить, дать отпор.
г). Защитник жертвы. Человек, имеющий добрые побуждения, а также состояние, что он не может спокойно наблюдать за происходящим. По мере сил и возможностей — пытается помочь жертве, защитить ее. Часто — имеющий больше сил на противостояние.
д). Наблюдатель. В силу особенностей своего характера (страх, или фиксированные идеи — «не вмешиваться — сами разберутся»), является пассивным свидетелем происходящих (зачастую, жестоких) событий рядом.
5. Кто чаще всего становится жертвой
В школьном формате жертвами, или «белыми воронами» часто становятся дети, у которых:
а) присутствуют физические недостатки
б) особенности поведения
в) особенности внешности
г) низкие навыки адаптации+повышенная чувствительность
д) низкий уровень интеллекта (здесь ситуация двоякая — человек может стать как жертвой, так и преследователем)
6. Поведение жертвы
Здесь оговорюсь — что это приблизительный набор характеристик . И с учетом того, что все люди разные — что-то может присутствовать, а что-то — нет.
а) его школьные принадлежности (ручки, портфель, тетрадки-книжки) часто могут быть разбросаны или спрятаны подавителем.
б) на уроках ведет себя боязливо, тихо, часто теряется
в) другая крайность — наоборот — пытается заявить о себе, но не может отразить нападок, тушуется.
г) когда отвечает — в классе начинает распространяться шум, комментарии, смешки, подколки
д) во время перемен старается находиться отстранившись от других сверстников — прячется на другом этаже, или замыкается, не контактирует с другими.
е)старается находиться недалеко от учителей, взрослых (с ними чаще находит общий язык).
7. Последствия школьной травли
Очень часто эти последствия не дают спокойно жить всю оставшуюся жизнь:
а) нарушение социальных связей
б) отверженность, ощущение, что «меня не любят»
в) низкий статус в группе
г) проблемы в учебе, коммуникациях
д) развитие (или повышение риска развития) нервно-психических расстройств (невроз, депрессия, нарушение сна и аппетита)
е) длительный стресс
ж) апатия
8. Преследователь — кто он
Часто преследователями (буллями) становятся дети или подростки, которые сами воспитываются в условиях подавления . Не имея сил и возможностей ответить токсичным взрослым, они находят более слабого человека, на котором «отыгрывают» те болезненные эмоции и ощущения, которые получили ранее
— дети из неполных семей, ощущающие свою ущербность
— дети из властных и авторитарных семей
— дети из конфликтных семей
— дети с низкой успеваемостью
Еще одна интересная категория в ситуация травли. Это те, кто не участвует активно в травле, но ежедневно наблюдает картину подавления.
Заступаться за жертву может быть страшно, примыкать к преследователям — не хочется. Что делать — непонятно. И в этой ситуации безмолвного попустительства человек проводит длительное время.
Минус этой роли в том, что в таком качестве человек день за днем наблюдает за страданиями жертвы, чувство жалости, сочувствия — притупляется, человек становится более черствым.
(Здесь оговорюсь- это не значит, что человек в подобной ситуации обязательно должен бежать спасать жертву травли. Нет. Один из методов реагирования — привлечь взрослых, рассказать родителям. Но, как правило, зритель бездействует. )
10. Причины травли в конкретном классе
Существует версия (и я с ней согласна), что буллинг присутствует в классе со слабым учителем (или учителями) . Само явление можно рассматривать как вариацию нарушения дисциплины, установленных правил.
В случае с травлей взрослый не хочет или не может урегулировать подобную ситуацию .
Жертвы травли часто думают, что взрослые (педагоги) этого не видят. На самом же деле, если это длительный конфликт, это говорит о том, что взрослый, по какой-то причине сливается (в нескольких своих предыдущих статьях я рассказывала об инфантильной учительнице, которая все видела и знала, но особо не торопилась что-либо делать).
11. Насилие — что делать
А. Жертвы должны научиться стоять за себя, не молчать, давать отпор (если это ситуация, которая перешла во взрослую жизнь, то здесь может помочь работа со специалистом).
Б. Агрессоры должны отвечать за свои действия, и научиться другой модели поведения.
В. Свидетели должны научиться не поощрять подавление, не утаивать его, быть способными сообщить взрослым.
Источник