Трансгуманизм что это значит

Содержание
  1. На пути к совершенству, или Что такое трансгуманизм?
  2. Александра Иваницкая
  3. Технологии развиваются, компьютеры начинают перенимать человеческие возможности и функции. Но что будет, если совершенствовать не технологии, а человеческий организм? Заменить угасающее зрение специальной камерой, а слабеющие конечности — экзоскелетом? Звучит как невероятное, но на сегодняшний день эти цели и возможности транслирует движение трансгуманистов. Рассказываем, кто эти люди и почему трансгуманизм пока еще остается в области фантастики.
  4. Что такое трансгуманизм?
  5. Возможности трансгуманизма сегодня
  6. Совершенствование возможностей мозга
  7. Биохакинг
  8. Уменьшение боли
  9. Усовершенствование физических показателей
  10. Цифровое бессмертие и цифровое обучение
  11. Клонирование и биопротезирование
  12. Крионика
  13. Что беспокоит противников трансгуманизма?
  14. Что посмотреть о трансгуманизме?
  15. «Лучший друг»
  16. «Области тьмы»
  17. «Призрак в доспехах»
  18. Трансгуманизм
  19. Что такое трансгуманизм?
  20. Краткая история трансгуманизма
  21. Трансчеловек и постчеловек
  22. Философия трансгуманизма: цели, задачи и проблемы
  23. «За» и «против» трансгуманизма
  24. Трансгуманизм в России
  25. Резюме

На пути к совершенству, или Что такое трансгуманизм?

Александра Иваницкая

Технологии развиваются, компьютеры начинают перенимать человеческие возможности и функции. Но что будет, если совершенствовать не технологии, а человеческий организм? Заменить угасающее зрение специальной камерой, а слабеющие конечности — экзоскелетом? Звучит как невероятное, но на сегодняшний день эти цели и возможности транслирует движение трансгуманистов. Рассказываем, кто эти люди и почему трансгуманизм пока еще остается в области фантастики.

Что такое трансгуманизм?

Трансгуманизм — это философская концепция, вылившаяся в международное движение, которое поддерживает использование достижений науки и технологий для совершенствования человеческого тела. Это движение предлагает использовать технологические возможности для борьбы со старением, смертностью и болезнями .

В узком смысле трансгуманизм поощряет различные боди-модификации, делающиеся по тем или иным причинам: замена угасающей от Альцгеймера памяти компьютерным алгоритмом, оцифровка воспоминаний, замещение травмированных или отсутствующих конечностей протезами и так далее. Это движение требует, чтобы направленные на улучшение жизни технологии были доступны для массового использования и обширно применялись.

Читайте также:  Что значит упрямый как осел

Впервые термин «трансгуманизм» в современном значении (то есть «выходящий за пределы человека») использовал английский биолог-эволюционист Джулиан Хаксли (старший брат Олдоса Хаксли ) в 1927 году в работе «Религия без откровения». На момент написания работы в медицину начали проникать новые технологии, появилось больше возможностей влиять на заложенный природой порядок вещей. Современники поддержали идею о том, что усиление способностей человека с помощью технологий может стать новой религией для человечества, но настоящий бум случился в 60-х, когда позади осталась война, в течение которой люди увидели совершенно не то использование достижений науки.

В 60-е синергично усиливали друг друга сразу несколько явлений: развитие технологий, активное появление произведений в жанрах научной фантастики, становление крионики, изучение человеческого сознания. Так что в 1957 году Хаксли возвращается к идее трансгуманизма, и ее подхватывают ученые Роберт Эттингер и Эван Купер, положившие начало крионике, а затем и другие футурологи.

В рамках трансгуманизма предполагается, что усовершенствование своих возможностей является правом любого человека, а не заменой отказывающих органов в случае болезни или возрастных изменений. Таким образом, человек, например, с имплантом для оцифровки воспоминаний или с механической рукой, экзоскелетом или компьютерным глазом будет не инвалидом, а трансчеловеком, киборгом.

Возможности трансгуманизма сегодня

По мнению футурологов, трансгуманизм поможет избавить человечество от страданий, боли, а также сможет дать человеку еще больше контроля над своей жизнью. В том числе человек сможет решать, когда ему жить, а когда умирать и уходить ли из жизни вообще.

В широком смысле трансгуманизм предполагает не только превращение человека в киборга с помощью использования протезов и экзоскелетов, он включает также контроль и модификацию внутренних процессов.

Читайте также:  Атрофируются мозги что значит

Совершенствование возможностей мозга

Для этого на сегодняшний день человеку доступны ноотропные препараты, которые могут стимулировать умственную деятельность, приводить человека в состояние измененного сознания. Кроме препаратов для усовершенствования мозга, планируют использовать нейропротезирование — импланты, которые будут восстанавливать и усиливать функции мозга.

Биохакинг

Управление и улучшение внутренних функций организма, управление циркадными ритмами и улучшение метаболизма как с помощью практик, так и с помощью препаратов.

Уменьшение боли

Использование препаратов для подавления физической и эмоциональной боли, тревоги, страха. Кроме химических веществ, предполагается использование паллиативной помощи.

Усовершенствование физических показателей

Увеличение физической силы, скорости движений благодаря применению имплантов, бионических протезов и экзоскелетов.

Цифровое бессмертие и цифровое обучение

Оцифровка воспоминаний и перебрасывание части когнитивных функций на цифровые носители, например обучение, как в «Матрице». Оцифровка собственной личности по оставленным в социальных сетях цифровым следам и восстановление собственной digital-копии.

Клонирование и биопротезирование

Создание своего клона для различных ситуаций: может, вам хотелось, чтобы кто-то вместо вас ходил на рабочие собрания, а может, вам нужна пара запасных органов для пересадки, как в фильме «Остров».

Крионика

Погружение человека в анабиоз как предотвращение старения или даже смерти.

Хотите жить в согласии со своим организмом и не чувствовать себя совой в мире жаворонков? Рассказываем, как это сделать, на практическом курсе по биохакингу.

Что беспокоит противников трансгуманизма?

Несмотря на то что в мире тысячи людей поддерживают идеи трансгуманизма, создают политические партии и предлагают с его помощью решать глобальные проблемы, такие как «серебряное цунами», рост доли престарелого населения, трансгуманизм сталкивается с жесткой критикой.

Так, поскольку трансгуманизм предполагает постоянное усовершенствование человека, могут быть потеряны границы человеческой личности — сможет ли считаться личностью перенесенный на жесткий диск мозг? Или мозг, половина которого заменена имплантом? Будет ли такой человек считаться дееспособным и вообще человеком?

Вторым камнем преткновения является вопрос неравенства: что будет с людьми, которые не могут позволить себе модификации? Станут ли они менее выгодными сотрудниками при найме на работу? Будет ли компаниям выгодно страховать их жизнь, сможет ли банк выдать им кредит? Все эти вопросы наталкивают на мысли о том, что технологии дадут миру новые, доселе незнакомые формы неравенства.

Перспективы трансгуманизма также беспокоят и защитников природы: не увеличат ли технологические разработки количество экологических катастроф?

На многие из этих вопросов пока невозможно найти однозначные ответы, однако трансгуманизм все чаще заполняет мысли современных людей. Одни видят в нем решение для многих проблем в области здравоохранения, другие считают, что это отличный способ повысить качество жизни большого количества людей, нужно только сделать технологии, препараты и доступными обывателям.

Что посмотреть о трансгуманизме?

Трансгуманизм вышел из области научной фантастики и футурологии и оставил за собой сильный антиутопический след. Вот несколько фильмов, которые помогут вам визуализировать мир, в котором победили технологии.

«Лучший друг»

Короткометражный фильм о мире, где придумали лекарство от одиночества. Оно выглядит как глазные капли, которые делают мир вокруг ярче, а людей — дружелюбными. В нераскрашенной реальности остаются неравенство, одиночество, усталость. Но как долго человек сможет находиться среди грез наяву?

«Области тьмы»

В руки главному герою, абсолютному неудачнику, попадают таблетки, стимулирующие мозг и заставляющие его работать на полную мощность. Герой покоряет все мыслимые и немыслимые вершины, строит карьеру, осваивает политику, но его секрет скоро может стать достоянием общественности.

«Призрак в доспехах»

Антиутопическое будущее, в котором люди могут становиться киборгами, добавлять себе нейроимпланты, усовершенствующие их способности. Но неожиданно тысячам человек с нейроимплантами стал угрожать «взлом мозга». Некто по имени Кукловод вскрывает воспоминания людей, заменяет их подделками, неотличимыми от правды. Мотоко Кусанаги и ее партнер Бато должны узнать, кто такой Кукловод и как его остановить.

Также вы можете посмотреть голливудскую экранизацию 2017 года.

Источник

Трансгуманизм

Что подразумевается под термином «трансгуманизм»? Чтобы понять, важно сказать, что в наше время научно-технический прогресс приобрел настолько громадный размах, что сами собой возникли предпосылки к изменениям в природе человеческого бытия.

У мозга человека и вычислительных машин есть определенное сходство. Это способность к пошаговому выполнению различных инструкций и обработке информации, память и т.д. Поэтому и мысли о том, что их можно объединить, возникают у людей все чаще. Границы же, разделяющие искусственное и природное, теряют свою четкость из-за смешения реального пространства и виртуального, а также благодаря информатизации общества.

Это и подводит нас к феномену трансгуманизма. Но все же: что это такое? К чему он может привести: станут ли реальностью вечное счастье, бессмертие и неограниченные возможности человека? На эти и некоторые другие вопросы мы попытаемся дать ответ в нашей статье.

Что такое трансгуманизм?

Трансгуманизм, часто обозначаемый, является современным философским движением, основанном на предположении, что человек – это не заключительное звено эволюции, и, следовательно, он способен совершенствоваться до бесконечности.

Сторонники этого движения уверены, что вполне реально устранить такие вещи как смерть и старение, многократно повысить физический и умственный потенциал. Для этого необходимо сосредоточить все силы на изучении научных достижений, перспектив и потенциальных опасностей технологий, науки, творчества и прочих способов, благодаря которым можно будет ступить за пределы фундаментальных возможностей человека.

Появилось это философское движение в середине 20 века, и его история достаточно интересна. Рассказывать обо всем мы не будем, а укажем лишь на основные вехи.

Краткая история трансгуманизма

Корни термина «трансгуманизм» тянутся к давним временам. Первым, кто его употребил, был итальянский мыслитель, поэт и богослов Данте Алигьери (произведение «Божественная комедия»). Однако более современный смысл, который нам и нужен, это понятие приобрело лишь в 1957 году. Тогда известный эволюционист и биолог Джулиан Хаксли говорил о трансгуманизме, как о стремлении человека к самосовершенствованию с целью овладения новыми способностями и навыками (можете почитать его эссе «Новые бутылки для нового вина»). Но заметим, что еще в 1927 году в книге «Религия без апокалипсиса» Хаксли тоже употреблял этот термин.

Позже, в 1966 году ирано-американский футурист Ферейдун М. Эсфендиари (известен также под именем FM-2030) говорил о трансгуманистах, как о людях с особым мировоззрением и ведущих своеобразный стиль жизни, который направлен на самосовершенствование. Трансгуманисты, согласно ему, применяют новейшие научные и технические достижения, чтобы перейти к «постчеловеку» – существу с принципиально новыми возможностями (понятия «трансгуманизм» и «постчеловечество» часто употребляются совместно).

В 1980-х годах трансгуманизм уже стали понимать в значении, разнящемся с тем, что давал Хаксли. Его последователи были не теми, кто стремится стать более совершенными людьми, но теми, кто вообще не предполагает людьми оставаться. Трансгуманизм начал толковаться, как стремление к прекращению человеческой формы бытия и его замене новой формой существования. Сегодня многие трансгуманисты называют себя «Transhuman», чтобы не отождествляться с гуманизмом.

В 1988 году трансгуманизм начал еще больше набирать обороты. Вышел первый выпуск журнала «Extropy Magazine»,создателями которого стали два лидера движения – Max More и T. O. Morrow. Четыре году спустя они же основали Институт Экстропии, что послужило толчком к объединению разрозненных групп трансгуманистов.

В итоге упомянутый выше Max More дал определение трансгуманизма, которое мы используем сегодня. Трансгуманизм стал интеллектуальным и культурным движением, подтверждающим целесообразность и возможность фундаментального улучшения жизненных условий человека через использование прикладных технологий. Особое внимание здесь уделяется разработке и обеспечению доступности технологий, позволяющих устранить старение и повысить психологический, физический и интеллектуальный потенциал человека.

Трансчеловек и постчеловек

Трансчеловек – понятие, непосредственно связанное с трансгуманизмом. Приверженцы движения обозначают им «переходного человека» (впервые он был описан уже упомянутым нами FM-2030) – человека, который готовится стать постчеловеком. Постчеловек же – это результат всевозможных модификаций, и человеком он уже не является.

Постчеловек обладает физическими и умственными возможностями, многократно превосходящими возможности обычного человека. Его тело не могут поразить никакие болезни и старение; он не подвержен смерти. Постчеловечество вполне может стать новой расой, состоящей из существ, созданных искусственным интеллектом, и жить оно способно даже внутри виртуальной реальности.

Прийти к таким результатам трансгуманисты намерены с помощью самых разных средств, среди которых искусственный интеллект, генная инженерия, нанотехнологии, всевозможные препараты против старения и для улучшения интеллектуальных способностей, программы по управлению информацией и т.д.

Фокусируясь на достижении своих основных целей, сегодня трансгуманизм ставит перед собой конкретные задачи и проблемы, которые необходимо решить. О них мы и побеседуем ниже, но прежде предлагаем вам посмотреть очень интересный 15-тиминутный видеоролик о трансгуманизме и постчеловечестве.

Философия трансгуманизма: цели, задачи и проблемы

Основная цель трансгуманизма состоит в постоянном совершенствовании человеческого существа, для чего применяются инновационные технологии и другие методы. Но для успеха в достижении этой цели необходимо решать ряд конкретных задач:

  • Всячески способствовать техническому прогрессу
  • Изучать и внедрять научные и технические достижения
  • Устранять любые опасности и проблемы (в том числе и нравственные), мешающие внедрению инноваций
  • Использовать научно-технический прогресс для расширения свободы каждого человека
  • Искать новые способы отдаления (в идеале – полного устранения) старения и смерти, чтобы человек мог сам решать, когда ему умереть и умирать ли вообще
  • Всячески противостоять организациям и учениям, цели которых противоречат целям трансгуманизма (сюда относятся разные формы антипрогрессизма и антимодернизма, такие как традиционализм, религиозный фундаментализм, радикальный энвайронментализм – полный отказ от технического прогресса и т.д.)

Сторонники трансгуманизма всеми силами радеют за разработку новых технологий. К основным направлениям, требующим внимания и развития, они относят:

  • Информационные технологии
  • Биоинженерию
  • Генную инженерию
  • Нанотехнологии
  • Искусственный интеллект
  • Крионику (если просто – заморозка человека для разморозки (оживления) в будущем)
  • Загрузку сознания в память компьютера
  • Репродуктивные технологии
  • Клонирование
  • Создание ноотропов и средств повышения производительности
  • Создание средств для борьбы против страданий (антидепрессантов, энтактогенов, анальгетиков, анксиолитиков и т.д.)
  • Создание экзоскелета
  • Создание изолированного мозга
  • Пластическую хирургию
  • Экзортекс (если просто – внешняя система обработки данных для усиления интеллекта)

Большинство трансгуманистов уверены, что благодаря техническому прогрессу уже в 2050 году появится возможность создания постчеловека со сверхспособностями. Для этого сейчас все силы брошены на разработки в области молекулярных нанотехнологий, генной инженерии, нейропротезирования, нейрофармацевтики и прямых интерфейсов по схеме «компьютер – мозг».

Кстати, по мнению трансгуманистов, благодаря тому, что скорость развития и реализации технологий становится все выше, не за горами время, когда важнейшие открытия будут совершаться практически одновременно, т.е. наступит эпоха технологической сингулярности.

Что же касается конкретно проблем (или угроз), связанных с научно-техническим прогрессом и решаемых в рамках трансгуманистической философии, то к ним относятся следующие:

  • Генетическое дробление
  • Недостижимость
  • Презрение к плоти
  • Высокомерие
  • Угроза нравственности
  • Угроза демократии
  • Упрощение личности
  • Дегуманизация
  • Социальное дробление
  • Угроза существованию
  • Фантом принуждения

Эти проблемы часто связываются не с прогрессом науки и техники или его последствиями, а с явлением трансгуманизма как мировоззрения. Противники трансгуманизма приводят в качестве аргумента против движения саму их нерешенность.

Некоторые трансгуманисты стараются решить часть вышеназванных проблем, оперируя выводом из главного принципа трансгуманизма. Он гласит, что человек обязан развиваться и подниматься по ступеням эволюции, используя любые возможные способы. А с учетом того, что эволюция предполагает выживание сильнейшего, получается, что с позиции трансгуманизма, любой, кто не эволюционирует, должен «освободить» место (жизненное пространство, ресурсы) для «новых» людей.

Но большинство трансгуманистов совершенно не разделяют такую позицию, считая, что развитие технологий (в особенности нанотехнологий) обеспечит человечество избытком жизненного пространства и ресурсов, которых хватит всем – и людям, и транслюдям, и постлюдям.

Естественно, проблемы трансгуманизма, как и само это явление, не могли и не могут восприниматься всеми людьми однозначно, и есть огромное количество противников движения. Поэтому вокруг него ведутся оживленные (и даже ожесточенные) споры.

«За» и «против» трансгуманизма

Перспективы модификации человека стали причиной множества дискуссий и споров не только среди обычных людей, но, как и следовало ожидать, и в научных кругах. Например, американский писатель, философ и политолог Фрэнсис Фукуяма воспринял трансгуманизм, как самую опасную в мире идею.

В целом же критика трансгуманизма и того, что он предлагает, представлена двумя основными формами (нередко они дополняют друг друга):

  • «Практическая» форма (возражения на тему достижимости трансгуманистических целей)
  • «Этическая» форма (возражения на тему мировоззрения и нравственных убеждений сторонников трансгуманизма и самих трансгуманистов)

Зачастую критики рассматривают цели трансгуманизма в качестве серьезной угрозы для общечеловеческих ценностей, социальных программ, гражданских свобод и прав. Несмотря на это, подобная критика лишена объективных оснований, ведь практически все трансгуманисты:

  • Поддерживают социальные программы, направленные на улучшение образовательной системы и развитие информационных технологий
  • Защищают личные свободы человека
  • Укрепляют традиции демократии
  • Поддерживают разработки по реализации технологий, способных решить проблемы экологического кризиса и бедности, улучшить качество жизни человека и т.д.

Помимо этого, проблема трансгуманизма рассматривается и как проблема выбора в направлении, по которому человек будет совершенствоваться. Если, например, религия предлагает использовать для этого свободную волю и последовательные усилия, то трансгуманизм подразумевает вмешательства на физическом уровне.

Некоторые критики трансгуманизма проводят параллели между ним и евгеникой, гласящей, что сильные должны развиваться, а слабые – уничтожаться. Здесь критики указывают на то, что трансгуманизм отнимает у человека саму человечность, а также предполагает, что доступны новые технологии будут лишь элите общества, а остальные станут их рабочей силой или подопытными.

Другие критики сопоставляют гуманизм, трансгуманизм и постгуманизм. Главным предметом споров является вопрос о том, следует ли считать трансгуманизм ответвлением постгуманизма. К примеру, консервативные, христианские и прогрессивные критики считают трансгуманизм активной формой постгуманизма. Они указывают на то, что сходство двух этих течений состоит в создании нового вида разумного существа, который способен заменить человека, а значит, начать довлеть над ним и вообще уничтожить или полностью подчинить своей воле.

Более резкие выпады в сторону трансгуманизма можно найти в фантастических фильмах и художественных произведениях, хотя в них зачастую рисуются некие воображаемые реальности, нежели анализируются существующие проблемы и делаются попытки их решения.

Разбирать все «за» и «против» трансгуманизма можно и с других позиций, но мы не ставили перед собой задачу провести полноценное исследование этого вопроса, а хотели лишь дать пищу для размышлений и донести, что перспективы, которые может предложить трансгуманизм, на самом деле неоднозначны, и о них стоит задуматься. В Сети можно отыскать множество видео на тему того, какие опасности таит в себе это философское движение, но чтобы не ходить далеко, можете начать с этого.

Принимать или не принимать идеи трансгуманизма – личный выбор каждого. Но в любом случае необходимо смотреть на него через призму реалий не только нашего времени, но и государства, где мы живем. И о том, какое развитие трансгуманизм получил в России, тоже есть смысл сказать пару слов.

Трансгуманизм в России

Вопросы трансгуманизма (философия движения, его цели, задачи и т.п.) сегодня активно обсуждаются на посвященных ему мероприятиях. Проводятся международные и всероссийские научные конференции. Организуют их Российское философское общество и Институт философии РАН.

В качестве первичной организации Российского философского общества был зарегистрирован междисциплинарный семинар по трансгуманизму, а главной организацией трансгуманистов в России является Российское трансгуманистическое движение, официально функционирующее с 2004 года. На сегодняшний день на его сайте можно найти информацию о движении трансгуманистов и имморталистов, материалы на тему самоулучшения, данные о связанных проектах и сопутствующую литературу.

Многие философские журналы размещают статьи и другие работы по соответствующей тематике. При содействии российских трансгуманистов в Интернете появились тематические сообщества, одним из самых популярных среди которых является Партия продления жизни. В 2011 году было организовано движение «Россия 2045», которое также пропагандирует трансгуманистические идеи.

В своих научных работах и книгах это явление изучают известные российские философы, такие как Б. Г. Юдин, В. С. Степин, И. В. Вищев. Также можете познакомиться с трудами зарубежных исследователей, например, Фрэнсиса Фукуямы и Ника Бострома. Кстати, в той или иной мере идеи трансгуманизма отражаются и в художественных произведениях. Это книги Роберта Хайнлайна, Станислава Лема, Артура Кларка, Джона Райта, Карла Шредера, Аластера Рейнолдса, Вернора Винджа, Чарльза Стросса, Юрия Никитина и братьев Стругацких.

Проблемы человечества будущего волнуют людей по всему миру. И это не только ученые, творческие личности и сильные мира сего, но и обычные люди, многим из которых не остается ничего, кроме как оставаться пассивными наблюдателями. Впрочем, не будем вдаваться в пространные размышления, а подведем небольшой итог всему сказанному.

Резюме

Трансгуманизм, пусть и подвергается всевозможной критике и неоднозначным оценкам, представляет собой набирающее популярность международное интеллектуальное, культурное и идеологическое движение, поддерживающее применение научного знания и технологических возможностей. Его цель – усовершенствовать человеческую анатомию и познавательные способности. Как ни крути, цель эта призвана нести добро, ведь в перспективе люди смогут избежать тягот старения и заболеваний, причем рассматриваются они вовсе не как нечто неизбежное.

Идеология этого движения говорит, что люди через различные трансформации и модификации могут стать сверхлюдьми с поистине фантастическими возможностями и способностями, и в итоге превратиться в постлюдей. Но есть и оборотная сторона этой медали – одновременно с воплощением идеалистических идей, трансгуманизм может привести и к осуществлению самых опасных замыслов в мире. И знакомая всем нам поговорка «Благими намерениями вымощена дорога в ад» подходит здесь как нельзя кстати.

Как вы помните, в начале статьи мы говорили о Джулиане Хаксли. Не многие знают, но его братом был знаменитый английский писатель и философ Олдос Хаксли, написавший роман-антиутопию «О дивный новый мир». В нем автор описывает потребительское и разделенное на касты общество будущего. Эта тема нам близка, поэтому и мы можем задать вопрос: каким станет наш мир через несколько десятков лет, если идеи трансгуманизма будут воплощены? Будет ли человек счастлив? Будет ли он обладать неисчерпаемым потенциалом или же станет винтиком в антиутопическом обществе?

Часто постчеловечество понимается как не-человечество. Но не станет ли это причиной конфликтов и еще более ужасных войн между «старыми» и «новыми» людьми? Хотелось бы надеяться, что этого не произойдет, и новейшие достижения и возможности науки приведут наших потомков (а может и нас с вами) к жизни в обществе, где царствует мир и добро, где решаются проблемы с болезнями, старением, смертью, где возможности человека огромны, но используются лишь во благо. Пусть это будет общество, глядя на которое мы сможем без угрызений совести сказать, что действительно счастливы в этом дивном новом мире.

Источник

Оцените статью