Тон и полутон. Знаки альтерации
В музыкальной грамоте используются следующие понятия: тон и полутон, а также знаки альтерации. Эти понятия взаимосвязаны.
В данной статье я постараюсь простым языком изложить, что означают эти понятия и как их применяют на практике. Начнем с полутона и тона.
ТОН И ПОЛУТОН
Полутон – это наименьшее расстояние между двумя ближайшими по высоте звучания нотами в современной музыкальной системе. Тон, соответственно, это расстояние между звуками, которое слагается из двух полутонов.
Для наглядности давайте взглянем на клавиатуру пианино, то расстояние между двумя ближайшими клавишами будет составлять полтона.
Расстояние от ноты до до до диез (она же ре бемоль) – составляет полтона. От до диез (она же ре бемоль) до ноты ре – тоже полтона. Соответственно, от ноты до до ноты ре – будет один тон. Кстати, обратите особое внимание на то, что расстояние от ноты ми до ноты фа – полтона, т.к. между этими белыми клавишами нет черной. Такая же история относится к расстоянию между нотами си и до – расстояние между ними всего полтона, потому что между ними нет черной клавиши. Вспомните определение: расстояние между двумя ближайшими клавишами на фортепиано составляет полтона.
Теперь обратимся к гитаре. Расстояние между двумя ближайшими ладами на грифе гитары составляет полтона.
К примеру, возьмем первую струну МИ. Если мы зажмем струну ми на первом ладу – у нас получится нота фа, на втором ладу – фа диез, на третьем ладу – соль, на четвертом – соль диез и т.д. Аналогично со всеми остальными струнами.
ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ
Теперь несколько слов о знаках альтерации. Существует шесть знаков альтерации:
- диез
- бемоль
- бекар
- дубль диез
- дубль бемоль
- дубль бекар
На нотном письме знаки диез и бемоль изображаются следующим образом:
2) Бемоль
Функция диеза (#) заключается в том, что он обозначает повышение ноты на полтона.
Функция бемоля (b) заключается в понижении звучания ноты на полтона.
Помимо диеза и бемоля существует знак бекар:
Бекар отменяет значение диеза и бемоля, а также дубль диеза и дубль бемоля.
Дубль диез, дубль бемоль и дубль бекар встречаются в нотах значительно реже диеза, бемоля и бекара.
Внимание! Пройдите обучающий курс гитары! Продолжительность курса : 90 минут!
Источник
Sound theory
Интервалы, тона, полутона
Что такое «интервал» в принципе? Грубо говоря – это расстояние между чем-то и чем-то.
Между зданиями, городами, вещами и т. д. Есть расстояние и между нотами. Расстояние должно в чём-то измеряться. От города до города – километры, от вещи до вещи – метры и сантиметры. А от ноты до ноты – тона и полутона.
Вот и получается, что музыкальный интервал – это расстояние между двумя нотами.
Рассмотрим привычную гамму:
До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си – До.
К слову – это гамма называется «До мажор».
Большинство людей привыкли думать, что нот 7, но музыканты знают, что технически – их 12. Всё дело в том, что между основными нотами есть ещё промежуточные:
До – До# – Ре – Ре# – Ми – Фа – Фа# – Соль – Соль# – Ля – Ля# – Си – До.
Значок «#» обозначает «Диез». Что это такое, мы разберёмся чуть позже, сейчас это не имеет принципиального значения, стоит только обратить внимание на то, что между нотами «Ми – Фа» и «Си – До» нету этого знака. Поэтому и получается, что нот всего 12.
Это очень удобно показано на клавиатуре пианино, где есть чёрные и белые клавишы. Чёрные клавишы, как раз и есть эти самые промежуточные нотки и, если посчитать белые и чёрные клавишы от «До» до «До», то получим 12.
Расстояние между каждыми двумя соседними нотками – это пол тона:
Два полутона образуют один тон.
С этим надо быть внимательными, потому что между «До» и «Ре» — тон, а от «Ми» до «Фа» — пол тона, аналогичная ситуация с «Си» и «До».
Рассмотрим растояние между «До» и «Соль». 7 полутонов. Не очень удобно для понимания. Со временем, конечно, можно привыкнуть и запомнить, но, чтобы каждый раз не считать, для интервалов были придуманы названия, что очень облегчает их понимание и запоминание.
Название зависит от количества полутонов.
Есть ещё интервал в 0 полутонов – это прима, или унисон, то есть, точно та же самая нота.
Для этих названий есть краткие обозначения, в таблице, что выше – они написаны под указанием количества полутонов. Эта таблица дана для наглядности. Она выглядит громоздкой, но это не помешает нам с лёгкостью понять суть происходящего. Запишем все названия по порядку:
Как Вы уже заметили – у некоторых интервалов одинаковые названия, объединим их в группы и присвоим номера:
Тритон без номера и он находится в середине, и ещё, в нём три тона, потому и ТРИтон. Капитан очевидность в восторге!
По обеим сторонам – кварта и квинта. Кварта по-меньше, квинта по-больше. Кварта, как квадрат и обозначается цифрой 4, квинта – цифрой 5.
Первый и последний интервалы – прима и октава. Октава – это та же самая нота, но выше или ниже по звукоряду, а прима – это прям точно та же самая нота.
Меньше кварты — терции. Большая и малая. Терция – это «третья» по латински. Обозначаются цифрой «3», перед большой ставится буква «б», перед малой «м».
Меньше терции – секунды. Тоже, большая и малая. Секунда – созвучно с second, или второй. Потому и цифра 2. С соответствующими буковками «б» перед большой, и «м» перед малой. Меньше только прима.
Большие интервалы. Сексты – 6, и септимы – 7. Так же всё от латинских названий. И также с буковками «б» и «м» соответственно.
Как теперь становится понятно, названия интервалов – это всего лишь их порядковые номера.
Интересная ситуация с «тритоном». Так как теория музыки развивается довольно давно, многие названия и обозначения пришли к нам с давних времён. Так вот, в средневековье, в Европе, тритон считался дьявольским интервалом, так как он даёт очень яркий диссонанс – звучание, которое не привычно слуху. Поэтому, многие теоретики обходили его стороной, не считая чем-то важным. Наверно, именно поэтому его и обделили номером. Хотя, если подумать, то ему хорошо бы подошёл номер «666»… А что? 3 тона и 6 полутонов… Вот Вам и тритон. 9) Ну да ладно.
Понимание этих вещей важно. Сейчас это не совсем очевидно, но это так. Интервалы будут очень полезны, когда дело дойдёт до практики на каком-либо инструменте. Основная их ценность заключается в том, что это одно из первых «абстрактных» понятий, то есть интервалы не привязаны напрямую к каким-то определённым нотам, что очень полезно и удобно. В дальнейшем, у нас появится возможность в этом убедиться. С теоретической точки зрения, они нам пригодятся, когда мы дойдём до аккордов и ладов.
В общем, самое интересное только начинается 8)
Источник
Сольфеджио для начинающих — за 15 минут. Часть II
Сегодня поговорим о знаках альтерации, тоне-полутоне, тональности, интервалах и длительностях .
Знаки альтерации
Они меняют высоту ноты на полтона. Их ставят прямо перед нотой (случайные) или при ключе (в самом начале пьесы), например на линейке ноты ФА. Тогда каждый знак действует на все ноты ФА в этой пьесе.
- Диез — повышает ноту на полтона;
- Бемоль — понижает на полтона;
- Бекар — отменяет действие любого знака
Тон и полутон
Наименьшее расстояние между нотами в классической и популярной (европейской) музыке — полутон. Тон — это просто два полутона.
Хотя в восточной музыке и блюзе используются четверть-тоны и другие дробные расстояния.
Где находятся тон с полутоном на фортепиано:
И тоже самое — на гитаре:
Тональность
Прежде чем понять что такое тональность, разберемся, что есть Лад.
Лад — это звукоряд, в котором есть ГЛАВНАЯ ступень (или Тоника). От нее отсчитываются остальные ступени. Так как лад может состоять из разного набора тонов и полутонов, он обладает определенным звучанием или настроением.
Например мажор звучит весело, а минор — грустно
Формула мажорного лада на фортепиано — обратите внимание на состав тонов и полутонов в нем.
А тональность — это просто расположение лада по высоте!
Например, сыграем мажор от ноты До — и мы в тональности До-мажор. А мажорный лад от ноты Ре даст нам уже Ре-мажорную тональность.
Другими словами — тональность это набор нот , которые используются в песне.
Современный стандарт из 24 тональностей — 12 мажоров и 12 миноров появился, когда октаву разделили на 12 равных частей-полутонов. Это дало возможность писать музыку во всех тональностях, т.к. раньше некоторые интервалы в некоторых тональностях звучали грязно.
Вы, наверное, слышали о «странной» музыке советского композитора Альфреда Шнитке — это как раз «музыка без стандарта».
Интервалы
Интервал — это расстояние между двумя звуками.
Интервалы могут образовывать мелодию, если берутся последовательно, и гармонию — если взяты одновременно.
Очевидно, что расстояние между основанием и вершиной интервала может быть очень большим . Стоит запомнить названия восьми основных интервалов (некоторые из них бывают большими и малыми):
- малая секунда (1 полутон);
- большая секунда (2 полутона);
- малая терция (3 полутона);
- большая терция (4 полутона);
- чистая кварта (5 полутонов);
- увеличенная кварта (6 полутонов);
- чистая квинта (7 полутонов);
- малая секста (8 полутонов);
- большая секста (9 полутонов);
- малая септима (10 полутонов);
- большая септима (11 полутонов);
- чистая октава (12 полутонов).
Длительности
Длительность — это то, сколько длится одна нота относительно других!
Тут ключевое слово относительно , тк одна и та же длительность в разном темпе (скорости пьесы) будет звучать длиннее или короче!
✔ Целая нота — самая длинная. Она длится четыре удара метронома.
✔ Половинная нота — в 2 раза короче целой ноты, на 2 удара.
✔ Четвертная нота — длится 1 удар метронома.
✔ Восьмая нота — на каждый удар метронома приходится 2 таких ноты.
✔ Шестнадцатая нота — в 2 раза быстрее, чем восьмушка, 4 ноты на каждый удар.
Источник
Волшебные клавиши
Тон и Полутон
Здравствуйте, дорогие любители клавиш! Сегодня наше внимание направлено на — Тон и Полутон. Давайте с ними познакомимся! И узнаем, зачем нам они нужны? А без них никак?
Тон и Полутон — это музыкальные интервалы. Самое маленькое расстояние между двумя клавишами (черные, белые) — это ПОЛУТОН.
Сразу наглядный пример на клавишах:
Если нажать ноту ДО и посмотреть, какая нота будет ближе всего справа, то мы увидим, что это черная нота между ДО и РЕ. ( Название этой и других таинственной черных нот смотрите в статье — Диез, бемоль, бекар)
И расстояние между До и близлежащей черной нотой — это ПОЛУТОН.
Теперь определим полутон от ноты Ре. Нажмите ноту Ре и черную клавишу, которая ближе всех к ноте Ре справа. Это тоже Полутон.
А Тон — это два Полутона. (Полутон + Полутон)
Значит от ноты ДО Тон это — интервал от ДО до РЕ (белые клавиши).
До-Ре, Ре-Ми, Фа-Соль, Соль-Ля, Ля-Си — образуют Тон.
Но, обратите внимание, что не между всеми белыми клавишами есть посередине черная.
Это Ми-Фа и Си-До. Между этими клавишами черных нет. Они составляют интервал — Полутон.
Забегая вперед отвечу на вопрос, который у вас может возникнуть… а зачем нужно знать Тон и Полутон?
Нужно знать! Поверьте! Чтобы понять следующие темы — Знаки альтерации (диез, бемоль, бекар) и Построение аккордов.
На этом рисунке красные стрелки — это Тон, синяя — Полутон.
Вопрос к вам — можете ли вы различить теперь Тон и Полутон? Если возникли трудности, задавайте вопросы в комментариях.
Источник
Что такое ноты? Тон. Полутон. Октава
Конечно Вы слышали, что музыкальные звуки бывают высокими и низкими. Высокие звуки, например, издают поющие соловьи и желтые канарейки. А низкий? Зашли Вы ко льву в гости. в клетку, а он поприветствовал вкусный завтрак дружеским рычанием. Вот это и есть низкий звук. Вот Меладзе, Владимир Пресняков , Витас и Принц поют высокими голосами, а Шаляпин, Кай Метов, Круг — низкий (бас).
Всю нотную грамоту музыканты придумали для того, чтобы их произведения не канули в лету, и эту музыку могли исполнить другие музыканты. Поэтому звуки по высоте были поделены на ноты. Но Вы, конечно же, понимаете, высот так много, что и слов не хватит, а еще и запомнить это, то лучше не надо никаких нот. Но музыканты народ упорный. Где-то в серединке между самым высоким и самым низким звуком они выделили двенадцать нот, о семи из которых (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля и Си) Вы наверняка когда-нибудь слышали, чтобы послушать как они звучат, послушайте этот файл gammaCmaj.mid. Названы ноты в порядке возрастания по высоте. До — самая низкая нота из этого наборчика.
Кроме этого есть еще диезы (#) и бемоли (b). Это — так называемые знаки альтерации. Вот если говорят, Ре-диез (Ре#), то эта нота чуть выше Ре, но ниже, чем Ми. А нота Ре-бемоль (Реb) — чуть ниже, чем Ре, но выше До. До# — это тоже самое, что и Реb.
Все ноты имеют свои диезы и бемоли. Есть два исключения:
- До-бемоль — это то же самое, что и Си, соответственно Си-диез = До;
- Фа-бемоль — равен Ми, и, естественно, Ми-диез = Фа.
Вот посмотрите, как это выглядит на фортепианной клавиатуре:
До # | Ре # | Фа # | Cо ль # | Ля # | До # |
До | Ре | Ми | Фа | Соль | Ля | Си | До2 | Ре2 |
Полутон — это расстояние между соседними клавишами (Ми — Ми-бемоль, Ми-Фа ).
А расстояние в два полутона составляют тон. На гитаре — тоже самое. Расстояние между двумя соседними ладами — это полутон.
Но вспомните, остался еще почти весь звуковой диапазон, как вниз, так и вверх. Так вот и все остальное пространство было заполнено тоже полутонами. После До внизу оказалась опять нота Си, потом Ля-диез, Ля, и так далее. В общем, названия нот периодически (через 12 полутонов) повторяются.
Итак мы узнали об основе музыкальных интервалов — полутонах. А теперь о самих интервалах:
Прима — 0 полутонов.
Секунда малая — полутон. Секунда большая — 2 полутона (или 1 тон).
Терция малая — 3 полутона или (полтора тона). Терция большая — 4 полутона (два тона).
Кварта — 5 полутонов (2 1/2 тона).
Уменьшенная квинта (тоже самое, что и увеличенная кварта) — 6 полутонов.
Квинта — 7 полутнов.
Секста малая — 8 полутонов. Секста большая — 9 полутонов.
Септима малая — 10 полутонов. Септима большая — 11 полутонов.
Октава — нотное расстояние в 12 полутонов (например между До и следующим До).
Чтобы не запутаться в бесконечной череде октав, их пронумеровали. Классически первой считается октава, находящаяся посреди фортепианной (в 7 октав) клавиатуры. Но в электронной музыке, для упрощения понимания всего этого дела машиной, эта октава является пятой. Ноты обозначаются, как До5 (До пятой октавы), Ре#3 (Ре-диез третьей октавы). Чем ниже номер октавы, тем ниже звук. Минимальный номер октавы в электронной музыке — 0, а каждая нота имеет свой порядковый номер. У До нулевой октавы он равен 0. До#0 =1, Ре0=2 и так далее. Если номер одной ноты на 1 больше другой, то значит — первая нота выше на полтона. А если на 2, то — на тон.
Напоследок стоит отметить, что у музыкантов, а следовательно и во всех музыкальных программах, ноты принято обозначать латинскими буквами До — С, До#1 — (С#1). Смотрите на рисунок.
C#1 |
До
#
Ре
#
Фа
#
Cоль
#
Ля
#
C1
D1
E1
F1
G1
A1
H1
C2
D2
Недавно появился новый метод записи нот на основе хроморяда Белецкого . Вкратце, суть его в том, что черные ноты фортепианной клавиатуры (диезы/ бемоли) приобретают каждая свое уникальное имя (Ту, Мо, Зу, Ло, Цу). Смотрите на рисунок.
Ту |
До
#
Ре
#
Фа
#
Cоль
#
Ля
#
C1
D1
E1
F1
G1
A1
H1
C2
D2
Это облегчает их мысленное произношение, когда Вы наигрываете мелодию. А то на выговаривание словечка ДО-ДИЕЗ уходит куча времени. Более подробно об этом читайте здесь.
Источник