Только пепел знает. Иосиф Бродский
Только пепел знает, что значит сгореть дотла.
Но я тоже скажу, близоруко взглянув вперед:
не все уносимо ветром, не все метла,
широко забирая по двору, подберет.
Мы останемся смятым окурком, плевком, в тени
под скамьей, куда угол проникнуть лучу не даст.
И слежимся в обнимку с грязью, считая дни,
в перегной, в осадок, в культурный пласт.
Замаравши совок, археолог разинет пасть
отрыгнуть; но его открытие прогремит
на весь мир, как зарытая в землю страсть,
как обратная версия пирамид.
«Падаль!» выдохнет он, обхватив живот,
но окажется дальше от нас, чем земля от птиц,
потому что падаль — свобода от клеток, свобода от
целого: апофеоз частиц.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 18.03.2010. Только пепел знает. Иосиф Бродский
- 13.03.2010. Среди миров, в мерцании светил. Иннокентий Аннен
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Иосиф Бродский
Только пепел знает, что значит сгореть дотла.
Но я тоже скажу, близоруко взглянув вперед:
не все уносимо ветром, не все метла,
широко забирая по двору, подберет.
Мы останемся смятым окурком, плевком, в тени
под скамьей, куда угол проникнуть лучу не даст.
И слежимся в обнимку с грязью, считая дни,
в перегной, в осадок, в культурный пласт.
Замаравши совок, археолог разинет пасть
отрыгнуть; но его открытие прогремит
на весь мир, как зарытая в землю страсть,
как обратная версия пирамид.
«Падаль!» выдохнет он, обхватив живот,
но окажется дальше от нас, чем земля от птиц,
потому что падаль — свобода от клеток, свобода от
целого: апофеоз частиц.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 27.02.2017. Иосиф Бродский
- 23.02.2017. Иосиф Бродский
- 22.02.2017. Иона Деген
- 18.02.2017. Константин Паустовский
- 12.02.2017. А. П. Чехов Весной.
- 10.02.2017. Хорхе Луис Борхес
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Только пепел знает что значить сгореть дотла
Только пепел знает, что значит сгореть дотла.
Но я тоже скажу, близоруко взглянув вперёд:
не всё уносимо ветром, не всё метла,
широко забирая по двору, подберёт.
Мы останемся смятым окурком, плевком, в тени
под скамьёй, куда угол проникнуть лучу не даст,
и слежимся в обнимку с грязью, считая дни,
в перегной, в осадок, в культурный пласт.
Замаравши совок, археолог разинет пасть
отрыгнуть; но его открытие прогремит
на весь мир, как зарытая в землю страсть,
как обратная версия пирамид.
«Падаль!», выдохнет он, обхватив живот,
но окажется дальше от нас, чем земля от птиц.
Потому что падаль — свобода от клеток, свобода от
целого: апофеоз частиц.
Структура стихотворения напоминает математическую теорему, которую нужно доказать. Сначала приводится сама теорема: «Только пепел знает, что значит сгореть дотла», а потом доказательства, которые предоставляет нам лирический герой. Посмотрим, что из этого получится.
Только пепел знает, что значит сгореть дотла.
Что означает выражение «сгореть дотла»? Раствориться, исчезнуть, не оставив после себя никакого остатка. А что такое пепел? Несгораемые пылевидные частицы. Возникает парадокс: как несгораемое может знать, «что значит сгореть дотла»? Никак. И лирический герой возражает такому «заявлению» пепла.
Но я тоже скажу, близоруко взглянув вперёд:
не всё уносимо ветром, не всё метла,
широко забирая по двору, подберёт.
Лирический герой говорит, что невозможно раствориться без остатка, что-то после тебя все равно останется.
С самой первой строчки ясно, что перед нами произведение, пронизанное философской мыслью. Процесс горения, тления жизни, наконец, сам образ пепла – символизируют смерть. Это стихотворение, которое Бродский пишет в 1986 году, за десять лет до своей смерти.
Отсюда и фраза «близоруко взглянув вперёд». Лирический герой чувствует смерть, ощущает, видит её, как будто на расстоянии вытянутой руки. Тогда образ метлы ассоциируется с образом Судьбы, которая, забирая всех в пучину времени, всё же что-то оставляет. Что же?
Мы останемся смятым окурком, плевком, в тени
под скамьёй, куда угол проникнуть лучу не даст,
и слежимся в обнимку с грязью, считая дни,
в перегной, в осадок, в культурный пласт.
«Мы останемся смятым окурком»… При первом прочтении создаётся впечатление, что лирический герой – обычный человек, сидящий на скамье предположительно в летнее (осеннее) время года. На начало стихотворения он уже не одну минуту просидел на этой скамье и не одну сигарету выкурил. Он задумчив. Курит одну сигарету за другой, смотрит, как стряхиваемый пепел разлетается по ветру, как огонь быстро сжигает табак и бумагу, как втаптываемые в землю окурки смешиваются с грязью, и, наконец, как кто-то подметает дороги этого тихого двора, в котором сидит наш герой. Но всё это только на первый взгляд.
«Мы останемся». Кто – мы? С какой общностью соединяет себя герой? Отсюда это стихотворение можно понимать одновременно в нескольких смыслах – широком и более узких.
Во-первых, «мы» – это все люди, всё человечество. Тогда окурки, плевки – это все наши дела, которые останутся после нас, это мы сами. Мы сами, когда мы умрём («в тени под скамьёй, куда угол проникнуть лучу не даст»). Когда мы станем трупами, когда нас захоронят и наши тела смешаются с землёй и грязью, тогда мы станем осадком, перегноем. Причём, в этих строках нет негативной окраски. Мы все когда-нибудь умрём, это неизбежно, и лирический герой не воспринимает это как трагедию, говоря, напротив, что что-то от нас всё равно останется.
Вообще, перегной – это составная часть почвы, образовавшаяся вследствие разложения, гниения различных растительных и животных остатков. Это наиболее ценное органическое удобрение. Все мы являемся частью чего-то большего. Частью огромной Вселенной. Частью этого земного мира. Мы – часть природы, мы и есть сама природа. И смерть наша не только неизбежность, это великий не обратимый процесс. Смерть даёт начало новой жизни.
Во-вторых, «мы» – это конкретное поколение, поколение, в котором живёт лирический герой.
В-третьих, «мы» – это культурное поколение. (Культурный пласт — в переносном смысле — контекст культуры какой-либо эпохи.) Тогда мы можем рассматривать это произведение в контексте темы творчества, темы поэта и поэзии. Здесь может подразумеваться то, что поэты останутся непонятыми, забытыми, уйдут из жизни, но от них останется (сохранится) остаток – их бессмертные произведения, образующие пласт конкретно их эпохи.
В прямом же значении культурный пласт означает следующее. Это слой земли на месте поселения человека, сохраняющий следы деятельности людей. В зависимости от продолжительности жизни людей в поселении и их деятельности, толщина слоя меняется от нескольких сантиметров до 30—35 метров. С целью изучения следов деятельности человека и восстановления по этим следам истории поселения, археологи проводят раскопки.
Следующая строфа как раз говорит о раскопках (Прим. Бродский участвовал в геологических экспедициях):
Замаравши совок, археолог разинет пасть
отрыгнуть; но его открытие прогремит
на весь мир, как зарытая в землю страсть,
как обратная версия пирамид.
Что здесь имеется ввиду? Если подразумевать то, что речь идёт о теме творчества, тогда в образе археолога мы видим будущее поколение, которое не очень хорошо оценило творцов предыдущей эпохи (как это обычно бывает – каждая эпоха отвергает предыдущую). Здесь употреблены слова с негативной, иронической окраской, грубые: «разинет пасть отрыгнуть». Кажется, что сквозь них просвечивается авторская позиция, настоящие авторские чувства. Это эмоция какого-то негодования, разочарования, что его не поймут, что их не поймут. Хотя они (лирический герой и его собирательное «мы») правы, как сами же они и считают.
«Падаль», выдохнет он, обхватив живот,
но окажется дальше от нас, чем земля от птиц.
Потому что падаль — свобода от клеток, свобода от
целого: апофеоз частиц.
«»Падаль», выдохнет он, обхватив живот». Что происходит во внешнем сюжете? Археолог, вдохнув запахи своих раскопок и увидев то, в чём он замарал свой совок, обхватывает живот руками – разумеется, запахи гниения вызывают естественные реакции у организма.
«Падаль». К кому обращено это слово? Если археолога смутили запахи (следуя внешнему сюжету), то тогда под этим словом можно воспринимать то, что осталось от человеческих трупов. Если мы следуем внутренней линии, то слова археолога обращены к предыдущему поколению. Не следует забывать, что слово «падаль» имеет второе значение. Падалью в бранной речи называют человека ничтожного, пропащего. В данном случае окраска этого слова не такая негативная.
Археолог произносит это слово и оказывается «дальше от нас, чем земля от птиц». Возникают оппозиции – археолог и «мы», земля и птицы. Археолог = земля, «мы» = птицы. Как так получилось, что археолог оказывается намного дальше от тех останков, что он нашёл? В предыдущей строфе автор, как мы предположили, уже знает о том, что их не поймут. Но автор как будто даёт возможность археологу одуматься. Ср. он только раскрывает пасть, чтобы отрыгнуть, он как бы задумывается о том, говорить или не говорить, но стремление получить славу перевешивает, и археолог выдыхает: «Падаль». Как только слово произнеслось – разверзлась пропасть между двумя поколениями. Не было бы этой оценки, может, всё сложилось бы иначе. Как только археолог обнаружил то наследие, которое осталось от предыдущего поколения, так сразу же взлетела до небес «зарытая в землю страсть», тот поток энергетики, те лучи света и жизни, которые вложили писатели и поэты в своё творчество, но которые прежде были позабыты и неприняты своим поколением, своими современниками. Эта раскопка, находка возвращает их к жизни, а археолога сравнивает с землёй («выдохнет он, обхватив живот» — действия, по своему вектору направленные вниз).
«Потому что падаль — свобода от клеток, свобода от целого: апофеоз частиц».
Падаль – то, чего уже нет. Целого нет, нет тела, нет оболочки. Здесь прослеживается мысль о том, что не нужно ставить себя в центр мироздания (как это сделал, к примеру, археолог), нужно быть вместе со всеми. Лирический герой растворяется у концу произведения, сливается с миллиардами частиц, такими же, как и он сам. («Я» — «мы» — «частицы»)
А что такое частица? Маленькая доля, часть чего-нибудь. Мельчайшая частица пыли. Получается, что в стихотворении кольцевая композиция. Всё началось с пепла – несгораемых частицах — и закончилась частицами. Кольцевая композиция, кольцо, представляет собой непрерывную череду жизней и смертей. Кто-то рождается, кто-то умирает, но никто не уходит из жизни бесследно. Каждый оставляет частицу себя. Мир и состоит из частиц.
В произведении ощущается явный переход от тёмного к светлому, от грустного – к радостному, от смерти – к жизни. Здесь изображены три картины – жизнь, смерть и возрождение. Явно выражено стремление вверх.
«Апофеоз частиц». Апофеоз с греч. apotheōsis – «обожествление». Дословно получается – обожествление мельчайших частиц. (Вечная жизнь.)
Таким образом, можно сделать вывод, что теорема «Только пепел знает, что значит сгореть дотла» доказана. Лирический герой к концу произведения сам становится частицей.
Источник
Текст песни «Все Розы Попадают В Ад»
pyrokinesis Lyrics
«Все Розы Попадают В Ад»
А как иначе бы согреть могла?
И говорят, что только пепел знает, что значит сгореть дотла
И за всё придется платить по счетам
Ещё как
И сколько соли впитала твоя щека?
Не плачь, солнышко
Греет звезда на тонкой ладони
Но как сжигать всё дотла, увы, знает только огонь
Ветер нужен праху так же, как искра костру
От красоты до пепла шаг, он так близко
Но я рискнул
(А там черви)
В сердце дамы трёф
По ночам моя любовь считает мёртвых воробьёв
И живых уродин
Розы ранят, розы любят вроде
Но розы вянут, розы падают на Гроб Господень
И ты не тронь
Что к рукам, то не к лицу
И моя свобода любит цепи, цепи на шее и поцелуи
Их топчут на полу, один вопрос: «Они когда и как приняли грехи?»
За что все розы попадают в ад?
Что ты или кто сама? было два вопроса
Но у каждой розы своя Виа Долороса
Что ты или кто сама? было два вопроса
Но у каждой розы своя Виа Долороса
И боль по ней ведущая до старца от юнца
И в этом Царстве идиотов так боготворят глупца
Что я звезду вставил себе в лоб сам, перевернув
Будто Адам, им свои ребра стал бросать, как псам
И там к кости близка слюна
Я заклинаю, чтобы в мозг
Тебе вросли все, как киста, слова
И эта песня – исповедь на три листа
Я искренне желаю с диким визгом радости
Подавиться кровью Христа всем вам
Цвет увидеть в темноте никак, но
Если любить, то в самом деле так
И на розовых на лепестках
Погибает красный закат –
Так розы попадают в ад
Цвет увидеть в темноте никак, но
Если любить, то в самом деле так
И на розовых на лепестках
Погибает красный закат –
Так розы попадают в ад
Все розы попадают в ад
Все розы попадают в ад
Хоть Алиса красит все по-разному
Но шипы одни, и кроме боли
Не заполнить пустоту никак
Все розы попадают в ад
Все розы попадают в ад
И плевать, хоть белый, черный, красный
Само рождение – грех
И за шипы в конце все розы попадают в ад
Их цвет увидеть в темноте никак
Но, если любить, то в самом деле так
И на розовых, на лепестках
Погибает красный закат
За что все розы попадают в ад?
Источник