То бурлаки идут бечевой что это значит

Идти бечевой

Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое «Идти бечевой» в других словарях:

ИДТИ — (То sail, to steam, to go) передвигаться по воде. Водою или морем плавают и ходят, идут (не ездят). Идти бакштаг идти так, чтобы угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна был бы более 90 и менее 180°. Идти бейдевинд идти так … Морской словарь

БЕЧЕВА — БЕЧЕВА, ы, жен. Прочная толстая верёвка, канат. | прил. бечевой, ая, ое. Бечевая тяга (в старину: передвижение судна бечевой, к рую тянули по берегу бурлаки или лошади). Бечевая (сущ.; узкая полоса земли вдоль берега, по к рой идут бурлаки; устар … Толковый словарь Ожегова

бечева — ы, ж. 1. Крученая веревка. 2. Приспособление для тяги судов толстая веревка с лямками, с помощью которой бурлаки или лошади тянули суда вдоль берега реки против течения. ◘ ИДТИ БЕЧЕВОЙ. ► Выдь на Волгу: чей стон раздается Над великою… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

бечево́й — ая, ое. 1. прил. к бечева. 2. в знач. сущ. бечевая, ой, ж. устар. То же, что бечевник. Идти бечевой … Малый академический словарь

Читайте также:  Что значит расположить параллели

Волга — I (в древности Ра, в Средние века Атель, Итель или Этель) одна из значительнейших рек земного шара и величайшая из рек Европы, берет начало в западной части Тверской губернии, в Осташковском уезде, на одном из наиболее возвышенных пунктов… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ползти́ — ползу, ползёшь; прош. полз, ла, ло; несов. 1. Передвигаться по поверхности всем телом (о пресмыкающихся). Из под камней ползет змея, Играет, нежится лениво. Лермонтов, Измаил Бей. | О насекомых и некоторых животных (обычно с большим количеством… … Малый академический словарь

тяну́ть — тяну, тянешь; прич. наст. тянущий; прич. страд. прош. тянутый, нут, а, о; несов. 1. перех. Взяв, ухватив край, конец чего л., перемещать, приближать к себе с силой, усилием. Тянуть канат. Тянуть рукоять на себя. □ [Тема] хватает за платье сестру … Малый академический словарь

Советское Дунайское пароходство — ГП Советское Государственное Дунайское пароходство ММФ СССР … Википедия

ИОАНН ПРЕДТЕЧА — [Иоанн Креститель; греч. ᾿Ιωάννης ὁ Πρόδρομος], крестивший Иисуса Христа, последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию Спасителя (пам. 24 июня Рождество Иоанна Предтечи, 29 авг. Усекновение главы Иоанна… … Православная энциклопедия

бурла́к — а, м. В старину: рабочий на реке, входивший в какую л. артель, которая передвигала суда при помощи бечевы или гребли. Вот, примерно, ходил я с отцом дедом твоим на расшиве, бечевой ходили, бурлаками, было их у нас двадцать семь человек. М.… … Малый академический словарь

Источник

Новое в блогах

Над великою над рекой бурлаки идут бечевой

К 170-летию со дня рождения художника Ильи Репина «Комсомолка» собрала пять малоизвестных фактов о его самой знаменитой картине

Сегодня 170 лет со дня рождения Ильи Репина. Специально к памятной дате мы начинаем новый проект «Комсомолки» — «История одной картины». В нем мы будем рассказывать о необычных фактах в создании тех или иных полотен, которые вы можете увидеть в музеях Петербурга. А в первом выпуске рубрики узнаем об истории знаменитой картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге».

1. С берегов Невы

В 1869 году художник с товарищами отправился по Неве до Усть-Ижоры рисовать этюды. Среди гулявших по берегу людей они увидели оборванных и почерневших от солнца бурлаков, которые тащили тяжелую барку.

«Промозглые, страшные чудища [бурлаки] с какой-то доброй, детской улыбкой смотрят на праздных разряженных бар и любовно оглядывают их самих и их наряды», — напишет потом Репин.

2. Знакомство с героями

Чтобы сделать свое полотно правдивым, художник отправился на Волгу. Репин поселился в Ширяеве и вскоре подружился с одиннадцатью бурлаками. Он встречал их во время работы, какое-то время шел с ними в ногу, а во время отдыха беседовал.

3. Священник и боец

Бурлацкая ватага собрана из людей с разными характерами и судьбами. Ни один не повторяет другого.

На Волге Репин встретил своего любимого героя — расстриженного священника Канина. Художника поразило в бурлаке все: одежда, тряпица, которой тот повязал голову, выражение лица, а главное — глаза. Репин увидел его мельком. Бурлаки прошли, а он все находился под впечатлением. Пришлось друзьям художника по Волге догонять ватагу. Репин договорился с Каниным о портрете — так появился главарь бурлаков. Он изображен в первом ряду с правой стороны.

Рядом с Каниным — широкогрудый силач, заросший черной бородой. Из-за частых побед в кулачных боях его называли нижегородским бойцом.

За передовой двойкой с озлобленным взглядом идет Илька-матрос. Как рассказывал Репин, Илька всегда сетовал на жизнь и часто матерился.

Слева от матроса — высокий бурлак в шляпе. Он не прилагает особых усилия, не думает о других, а просто курит трубку.

Следом справа молодой деревенский паренек Ларька. Он будто пытается сбросить с себя лямку — «бурлачок» совсем еще не привык к такому труду.

Сосед паренька — больной старик. Он уже выбился из сил и утирает со лба пот. За Ларькой — еще один любитель покурить. Он спокоен, прилег на плечо юнца и набивает трубку. Тем временем за его спиной плетется калмык.

Осталась замыкающая тройка.

Ближе к нам — отставной солдат Зотов. Он единственный изображен в сапогах, потому что еще не успел их сносить, не приноровился к бурлацкому делу. Дальше — грек, со злостью оглянувшийся на баржу, где сидят наемники. В разговоре с Репиным, бурлаки называли их кровопийцами. Последний отстал. Он изо всех сил тянет корабль.

4. «Как вам не стыдно!»

Многие восторгались «Бурлаками». Среди почитателей был и Федор Достоевский. Однако критиков тоже хватало. Однажды министp пyтeй cooбщeния Зeлeнoй сказал Репину: «Кaкaя нeлегкaя дepнyлa вac пиcaть этy нeлeпyю кapтинy? Вы, дoлжнo быть, пoляк? Hy кaк нe cтыднo — pyccкий? Дa вeдь этoт дoпoтoпный cпocoб тpaнcпopтoв мнoгo yжe cвeден к нyлю, и cкopo o нeм нe бyдeт и пoминy. A вы пишитe кapтинy, вeзете ee нa Bceмиpнyю выcтaвкy в Beнy и, я дyмaю, мечтaeтe нaйти кaкoгo-нибyдь глyпцa-бoгaчa, кoтopый пpиoбpeтет ceбe этиx гopилл, нaшиx лaпoтникoв!»

Не знал тогда Зеленин, что художник писал картину пo зaкaзy вeликoгo князя Bлaдимиpa Aлeксaндpoвичa, который, увидев набросок, попросил немедленно закончить полотно.

Фото: картина Ильи Репина

5. «Этот стон у нас песней зовется»

Многие считают, что Репин создал свою картину как иллюстрацию к стихотворению Некрасова «Размышления у парадного подъезда»:

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется —

То бурлаки идут бечевой.

Однако это не так. Художник писал: «Стыдно признаться, но я прочитал эти некрасовские строки только через два года после поездки на Волгу».

Более того, Репин критикует поэта: «Разве может бурлак петь на ходу под лямкой? Ведь лямка тянет назад, того и гляди оступишься или о корни споткнешься. А главное — у них всегда лица злые, бледные: его глаз не выдержишь, отвернешься — никакого расположения петь я у них не встречал, даже вечером перед кострами с котелком угрюмость и злоба заедали их».

НАША СПРАВКА

Бурлак — наемный рабочий в России, который при помощи бечевы тянул речное судно против течения. Бурлацкий труд был сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью.

В СССР бурлацкую тягу запретили в 1929 году. Но в годы Великой Отечественной войны она периодически использовалась на некоторых малых реках из-за отсутствия буксиров.

Источник

«Выдь на Волгу: чей стон раздается…»

Художник Репин и поэт Некрасов сильно преувеличили страдания бурлаков

Что мы знаем о бурлаках? В основном литературные и живописные штампы. Чего стоит одно только некрасовское «Выдь на Волгу: чей стон раздается над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется. То бурлаки идут бечевой!» Но была ли на самом деле жизнь бурлаков столь беспросветной?

Затянул свою волыну

Для начала определимся в терминологии. Бурлаки — это рабочая каста буксировщиков судов по водоемам при помощи бечевы, протянутой на берег. Бечевой называлась прочная веревка (канат, трос) длиной около 200 мет­ров. На бурлацком жаргоне бечеву именовали «волыной», отсюда пошло расхожее «затянул свою волыну».

Бурлак — не исконная русская профессия, в XVII–XIX веках она была распространена везде, где имелась необходимость перевозить товары вверх по течению рек. Широкое применение профессия получила во Фландрии, Англии, США, Китае, Испании и особенно в Германии. По одной из версий, русское слово «бурлак» происходит от немецкого burlach [бурлах] со значением «крестьянская община». Ведь бурлаки работали артелями и, как правило, были выходцами из крестьян.

К XIX веку мировым центром бурлачества стала река Волга. К тому времени на этой важной водной артерии появился большой флот. Но поскольку Волга судоходна не на всех участках, да и медлительна (средняя скорость течения 4 км/час), бурлацкий труд оказался здесь исключительно востребован.

При многих судовых работах требовалась четко отлаженная синхронность действий. И для этого бурлаками и моряками были придуманы специальные песни, речитативы. У русских это знаменитая «Эй, ухнем!», у англичан — не менее знаменитая «Йо-хо-хо и бутылка рома!», а у немцев — «Юх, юх!»:

Шкипер, пуделя держи,
Юх, юх, юх!
Чтоб не спрыгнул он с баржи,
Юх, юх, юх!

Мушкетерское братство

Русская бурлацкая артель имела четкую иерархию. Главный бурлак назывался «водоливом», он отвечал за сохранность товара; рангом ниже шел «дядя», управлявший артелью; непосредственно бурлацкую процессию возглавлял «шишка», за которым следовали двое «косных». Все эти уважаемые работники считались «коренными бурлаками» и получали 2/3 всех заработанных артелью денег. Прочие тягловые бурлаки именовались «добавочными» и набирались, в основном, из местного неработающего элемента. К слову, путешествовавший по Волге Александр Дюма был несказанно удивлен, узнав, что девиз у русских бурлаков — «Один за всех и все за одного!».

На Волге бурлаки активно работали на участке протяженностью 2645 километров от Рыбинска (бурлацкая «столица») до Астра­хани. Расстояние от Астрахани до Нижнего Новгорода (2172 км) груженые расшивы (тип плоскодонного парусного речного судна) преодолевали за 2,5–3 месяца, стараясь двигаться под парусом.

Основной «бечевой» ход начинался выше устья Камы, и технология процесса была такой: на корме судна стоял барабан с намотанным канатом, к которому цеп­лялись три якоря. Движение начиналось с того, что матросы с якорями и канатом садились в ялик и плыли вверх по течению, пока хватало каната, после чего бросали якоря. Теперь в дело вступали бурлаки: они подходили к канату, цеплялись за него своими чалками и шли от носа на корму, выбирая канат, тогда как на корме судна его наматывали на барабан. Получалось, что бурлаки шли назад, а палуба у них под ногами двигалась вперед. Потом они опять бежали на нос судна, и все повторялось снова.

Так и шли вверх по течению до первого якоря, который потом поднимали, а после него — и второй, и третий. То есть якоря по­очередно ставили и поднимали так, что баржа ползла по канату против течения. Разумеется, это был тяжелый физический труд. Но все-таки не такой, чтобы люди от него массово надрывались и умирали. (Извест­ный писатель и журналист Влади­мир Гиляровский вспоминал, что когда он работал бурлаком, сил у него оставалось столько, что на привалах он даже лазал по деревьям.) И только когда капитан сажал судно на мель, бурлакам приходилось всей ватагой лезть в воду и стаскивать расшиву на судоходный фарватер, как на картине Репина. Но за каждый такой форс-мажор артельщикам полагалась премия деньгами и водкой.

Черная икра для общего пользования

Артель не голодала, дневная норма бурлака была обильна и калорийна: кило хлеба, четверть кило мяса, а рыбы — сколько съедят (Волга ведь!). Помимо этого бурлак регулярно получал масло, сахар, соль, чай, табак и крупу. На палубе для всех ставилась бочка, но не как в «Острове сокровищ», с яблоками, а с черной ик­рой. После обеда — обязательная сиеста.

Сошедшего на берег бурлака можно было узнать по ленте на шляпе, в которую вставляли, как кокарду, ложку, или по повязанному на груди кисету. Кисет служил для бурлаков ординаром: когда вода доходила до него, двигаться дальше было опасно. В таких случаях произносилась сакраментальная ныне фраза: «Дело табак»!».

Денег за сезон бурлак зарабатывал столько, что семье хватало не бедствовать до следующей весны. При условии, если деньги не пропивались хозяином. Артели различались по престижности и по скорости работы, поэтому при найме купцы часто особо оговаривали условия получения дополнительной премии, если их судно с товаром будет доставлено в Ниж­ний раньше, чем у конкурентов. И уж тогда ради «голубой ленты» победителя пенилась Волга и раздавалось знаменитое «Эй, ухнем!».

По воспоминаниям Ильи Репина, замысел картины «Бурлаки на Волге» возник у него в 1869 году, когда, работая над конкурсной картиной «Иов и его друзья», он поехал на этюды к месту впадения Ижоры в Неву. Здесь Репин впервые увидел бурлаков, и они произвели на художника сильнейшее впечатление.
Желание написать картину о бурлаках усилилось, когда Академия художеств вместо обещанной заграничной стажировки отправила Репина на Волгу. Там, под Самарой, у Шиянова плеса он и сделал первые эскизные наброски. В 1873 году картина «Бурлаки на Волге» была закончена. На Всемирной выставке она завоевала бронзовую медаль и была куплена за 3000 рублей великим князем Владимиром Александровичем, который повесил ее в бильярдной комнате Владимирского дворца (ныне Дом ученых). Своим гостям великий князь объяснял, что эта картина символизирует для него прошлое России.

Автор текста: Сергей Виватенко

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и приобретайте архивные номера исторического журнала «Ваш тайный советник» — https://history1.ru/archive

Не забывайте делиться материалами в соцсетях, если они вам понравились 🙂

Источник

Размышления у парадного подъезда

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает «трам-трам»,
А иные просители плачут.
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. «Допусти», — говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: «Гони!
Наш не любит оборванной черни!»
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами…
А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят…
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру…
Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках,
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в сердцах.
Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!
Безмятежней аркадской идиллии
Закатятся преклонные дни:
Под пленительным небом Сицилии,
В благовонной древесной тени,
Созерцая, как солнце пурпурное
Погружается в море лазурное,
Полосами его золотя, —
Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны, — как дитя
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением);
Привезут к нам останки твои,
Чтоб почтить похоронною тризною,
И сойдешь ты в могилу… герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой.
Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?
Не на них ли нам выместить злобу? —
Безопасней… Еще веселей
В чем-нибудь приискать утешенье…
Не беда, что потерпит мужик;
Так ведущее нас провиденье
Указало… да он же привык!
За заставой, в харчевне убогой
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут… Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой.
Волга! Волга. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля, —
Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил.

Источник

Оцените статью