- Идти бечевой
- Смотреть что такое «Идти бечевой» в других словарях:
- Новое в блогах
- Над великою над рекой бурлаки идут бечевой
- К 170-летию со дня рождения художника Ильи Репина «Комсомолка» собрала пять малоизвестных фактов о его самой знаменитой картине
- «Выдь на Волгу: чей стон раздается…»
- Художник Репин и поэт Некрасов сильно преувеличили страдания бурлаков
- Затянул свою волыну
- Мушкетерское братство
- Черная икра для общего пользования
- Размышления у парадного подъезда
Идти бечевой
Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .
Смотреть что такое «Идти бечевой» в других словарях:
ИДТИ — (То sail, to steam, to go) передвигаться по воде. Водою или морем плавают и ходят, идут (не ездят). Идти бакштаг идти так, чтобы угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна был бы более 90 и менее 180°. Идти бейдевинд идти так … Морской словарь
БЕЧЕВА — БЕЧЕВА, ы, жен. Прочная толстая верёвка, канат. | прил. бечевой, ая, ое. Бечевая тяга (в старину: передвижение судна бечевой, к рую тянули по берегу бурлаки или лошади). Бечевая (сущ.; узкая полоса земли вдоль берега, по к рой идут бурлаки; устар … Толковый словарь Ожегова
бечева — ы, ж. 1. Крученая веревка. 2. Приспособление для тяги судов толстая веревка с лямками, с помощью которой бурлаки или лошади тянули суда вдоль берега реки против течения. ◘ ИДТИ БЕЧЕВОЙ. ► Выдь на Волгу: чей стон раздается Над великою… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
бечево́й — ая, ое. 1. прил. к бечева. 2. в знач. сущ. бечевая, ой, ж. устар. То же, что бечевник. Идти бечевой … Малый академический словарь
Волга — I (в древности Ра, в Средние века Атель, Итель или Этель) одна из значительнейших рек земного шара и величайшая из рек Европы, берет начало в западной части Тверской губернии, в Осташковском уезде, на одном из наиболее возвышенных пунктов… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ползти́ — ползу, ползёшь; прош. полз, ла, ло; несов. 1. Передвигаться по поверхности всем телом (о пресмыкающихся). Из под камней ползет змея, Играет, нежится лениво. Лермонтов, Измаил Бей. | О насекомых и некоторых животных (обычно с большим количеством… … Малый академический словарь
тяну́ть — тяну, тянешь; прич. наст. тянущий; прич. страд. прош. тянутый, нут, а, о; несов. 1. перех. Взяв, ухватив край, конец чего л., перемещать, приближать к себе с силой, усилием. Тянуть канат. Тянуть рукоять на себя. □ [Тема] хватает за платье сестру … Малый академический словарь
Советское Дунайское пароходство — ГП Советское Государственное Дунайское пароходство ММФ СССР … Википедия
ИОАНН ПРЕДТЕЧА — [Иоанн Креститель; греч. ᾿Ιωάννης ὁ Πρόδρομος], крестивший Иисуса Христа, последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию Спасителя (пам. 24 июня Рождество Иоанна Предтечи, 29 авг. Усекновение главы Иоанна… … Православная энциклопедия
бурла́к — а, м. В старину: рабочий на реке, входивший в какую л. артель, которая передвигала суда при помощи бечевы или гребли. Вот, примерно, ходил я с отцом дедом твоим на расшиве, бечевой ходили, бурлаками, было их у нас двадцать семь человек. М.… … Малый академический словарь
Источник
Новое в блогах
Над великою над рекой бурлаки идут бечевой
К 170-летию со дня рождения художника Ильи Репина «Комсомолка» собрала пять малоизвестных фактов о его самой знаменитой картине
Сегодня 170 лет со дня рождения Ильи Репина. Специально к памятной дате мы начинаем новый проект «Комсомолки» — «История одной картины». В нем мы будем рассказывать о необычных фактах в создании тех или иных полотен, которые вы можете увидеть в музеях Петербурга. А в первом выпуске рубрики узнаем об истории знаменитой картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге».
1. С берегов Невы
В 1869 году художник с товарищами отправился по Неве до Усть-Ижоры рисовать этюды. Среди гулявших по берегу людей они увидели оборванных и почерневших от солнца бурлаков, которые тащили тяжелую барку.
«Промозглые, страшные чудища [бурлаки] с какой-то доброй, детской улыбкой смотрят на праздных разряженных бар и любовно оглядывают их самих и их наряды», — напишет потом Репин.
2. Знакомство с героями
Чтобы сделать свое полотно правдивым, художник отправился на Волгу. Репин поселился в Ширяеве и вскоре подружился с одиннадцатью бурлаками. Он встречал их во время работы, какое-то время шел с ними в ногу, а во время отдыха беседовал.
3. Священник и боец
Бурлацкая ватага собрана из людей с разными характерами и судьбами. Ни один не повторяет другого.
На Волге Репин встретил своего любимого героя — расстриженного священника Канина. Художника поразило в бурлаке все: одежда, тряпица, которой тот повязал голову, выражение лица, а главное — глаза. Репин увидел его мельком. Бурлаки прошли, а он все находился под впечатлением. Пришлось друзьям художника по Волге догонять ватагу. Репин договорился с Каниным о портрете — так появился главарь бурлаков. Он изображен в первом ряду с правой стороны.
Рядом с Каниным — широкогрудый силач, заросший черной бородой. Из-за частых побед в кулачных боях его называли нижегородским бойцом.
За передовой двойкой с озлобленным взглядом идет Илька-матрос. Как рассказывал Репин, Илька всегда сетовал на жизнь и часто матерился.
Слева от матроса — высокий бурлак в шляпе. Он не прилагает особых усилия, не думает о других, а просто курит трубку.
Следом справа молодой деревенский паренек Ларька. Он будто пытается сбросить с себя лямку — «бурлачок» совсем еще не привык к такому труду.
Сосед паренька — больной старик. Он уже выбился из сил и утирает со лба пот. За Ларькой — еще один любитель покурить. Он спокоен, прилег на плечо юнца и набивает трубку. Тем временем за его спиной плетется калмык.
Осталась замыкающая тройка.
Ближе к нам — отставной солдат Зотов. Он единственный изображен в сапогах, потому что еще не успел их сносить, не приноровился к бурлацкому делу. Дальше — грек, со злостью оглянувшийся на баржу, где сидят наемники. В разговоре с Репиным, бурлаки называли их кровопийцами. Последний отстал. Он изо всех сил тянет корабль.
4. «Как вам не стыдно!»
Многие восторгались «Бурлаками». Среди почитателей был и Федор Достоевский. Однако критиков тоже хватало. Однажды министp пyтeй cooбщeния Зeлeнoй сказал Репину: «Кaкaя нeлегкaя дepнyлa вac пиcaть этy нeлeпyю кapтинy? Вы, дoлжнo быть, пoляк? Hy кaк нe cтыднo — pyccкий? Дa вeдь этoт дoпoтoпный cпocoб тpaнcпopтoв мнoгo yжe cвeден к нyлю, и cкopo o нeм нe бyдeт и пoминy. A вы пишитe кapтинy, вeзете ee нa Bceмиpнyю выcтaвкy в Beнy и, я дyмaю, мечтaeтe нaйти кaкoгo-нибyдь глyпцa-бoгaчa, кoтopый пpиoбpeтет ceбe этиx гopилл, нaшиx лaпoтникoв!»
Не знал тогда Зеленин, что художник писал картину пo зaкaзy вeликoгo князя Bлaдимиpa Aлeксaндpoвичa, который, увидев набросок, попросил немедленно закончить полотно.
|
5. «Этот стон у нас песней зовется»
Многие считают, что Репин создал свою картину как иллюстрацию к стихотворению Некрасова «Размышления у парадного подъезда»:
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой.
Однако это не так. Художник писал: «Стыдно признаться, но я прочитал эти некрасовские строки только через два года после поездки на Волгу».
Более того, Репин критикует поэта: «Разве может бурлак петь на ходу под лямкой? Ведь лямка тянет назад, того и гляди оступишься или о корни споткнешься. А главное — у них всегда лица злые, бледные: его глаз не выдержишь, отвернешься — никакого расположения петь я у них не встречал, даже вечером перед кострами с котелком угрюмость и злоба заедали их».
НАША СПРАВКА
Бурлак — наемный рабочий в России, который при помощи бечевы тянул речное судно против течения. Бурлацкий труд был сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью.
В СССР бурлацкую тягу запретили в 1929 году. Но в годы Великой Отечественной войны она периодически использовалась на некоторых малых реках из-за отсутствия буксиров.
Источник
«Выдь на Волгу: чей стон раздается…»
Художник Репин и поэт Некрасов сильно преувеличили страдания бурлаков
Что мы знаем о бурлаках? В основном литературные и живописные штампы. Чего стоит одно только некрасовское «Выдь на Волгу: чей стон раздается над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется. То бурлаки идут бечевой!» Но была ли на самом деле жизнь бурлаков столь беспросветной?
Затянул свою волыну
Для начала определимся в терминологии. Бурлаки — это рабочая каста буксировщиков судов по водоемам при помощи бечевы, протянутой на берег. Бечевой называлась прочная веревка (канат, трос) длиной около 200 метров. На бурлацком жаргоне бечеву именовали «волыной», отсюда пошло расхожее «затянул свою волыну».
Бурлак — не исконная русская профессия, в XVII–XIX веках она была распространена везде, где имелась необходимость перевозить товары вверх по течению рек. Широкое применение профессия получила во Фландрии, Англии, США, Китае, Испании и особенно в Германии. По одной из версий, русское слово «бурлак» происходит от немецкого burlach [бурлах] со значением «крестьянская община». Ведь бурлаки работали артелями и, как правило, были выходцами из крестьян.
К XIX веку мировым центром бурлачества стала река Волга. К тому времени на этой важной водной артерии появился большой флот. Но поскольку Волга судоходна не на всех участках, да и медлительна (средняя скорость течения 4 км/час), бурлацкий труд оказался здесь исключительно востребован.
При многих судовых работах требовалась четко отлаженная синхронность действий. И для этого бурлаками и моряками были придуманы специальные песни, речитативы. У русских это знаменитая «Эй, ухнем!», у англичан — не менее знаменитая «Йо-хо-хо и бутылка рома!», а у немцев — «Юх, юх!»:
Шкипер, пуделя держи,
Юх, юх, юх!
Чтоб не спрыгнул он с баржи,
Юх, юх, юх!
Мушкетерское братство
Русская бурлацкая артель имела четкую иерархию. Главный бурлак назывался «водоливом», он отвечал за сохранность товара; рангом ниже шел «дядя», управлявший артелью; непосредственно бурлацкую процессию возглавлял «шишка», за которым следовали двое «косных». Все эти уважаемые работники считались «коренными бурлаками» и получали 2/3 всех заработанных артелью денег. Прочие тягловые бурлаки именовались «добавочными» и набирались, в основном, из местного неработающего элемента. К слову, путешествовавший по Волге Александр Дюма был несказанно удивлен, узнав, что девиз у русских бурлаков — «Один за всех и все за одного!».
На Волге бурлаки активно работали на участке протяженностью 2645 километров от Рыбинска (бурлацкая «столица») до Астрахани. Расстояние от Астрахани до Нижнего Новгорода (2172 км) груженые расшивы (тип плоскодонного парусного речного судна) преодолевали за 2,5–3 месяца, стараясь двигаться под парусом.
Основной «бечевой» ход начинался выше устья Камы, и технология процесса была такой: на корме судна стоял барабан с намотанным канатом, к которому цеплялись три якоря. Движение начиналось с того, что матросы с якорями и канатом садились в ялик и плыли вверх по течению, пока хватало каната, после чего бросали якоря. Теперь в дело вступали бурлаки: они подходили к канату, цеплялись за него своими чалками и шли от носа на корму, выбирая канат, тогда как на корме судна его наматывали на барабан. Получалось, что бурлаки шли назад, а палуба у них под ногами двигалась вперед. Потом они опять бежали на нос судна, и все повторялось снова.
Так и шли вверх по течению до первого якоря, который потом поднимали, а после него — и второй, и третий. То есть якоря поочередно ставили и поднимали так, что баржа ползла по канату против течения. Разумеется, это был тяжелый физический труд. Но все-таки не такой, чтобы люди от него массово надрывались и умирали. (Известный писатель и журналист Владимир Гиляровский вспоминал, что когда он работал бурлаком, сил у него оставалось столько, что на привалах он даже лазал по деревьям.) И только когда капитан сажал судно на мель, бурлакам приходилось всей ватагой лезть в воду и стаскивать расшиву на судоходный фарватер, как на картине Репина. Но за каждый такой форс-мажор артельщикам полагалась премия деньгами и водкой.
Черная икра для общего пользования
Артель не голодала, дневная норма бурлака была обильна и калорийна: кило хлеба, четверть кило мяса, а рыбы — сколько съедят (Волга ведь!). Помимо этого бурлак регулярно получал масло, сахар, соль, чай, табак и крупу. На палубе для всех ставилась бочка, но не как в «Острове сокровищ», с яблоками, а с черной икрой. После обеда — обязательная сиеста.
Сошедшего на берег бурлака можно было узнать по ленте на шляпе, в которую вставляли, как кокарду, ложку, или по повязанному на груди кисету. Кисет служил для бурлаков ординаром: когда вода доходила до него, двигаться дальше было опасно. В таких случаях произносилась сакраментальная ныне фраза: «Дело табак»!».
Денег за сезон бурлак зарабатывал столько, что семье хватало не бедствовать до следующей весны. При условии, если деньги не пропивались хозяином. Артели различались по престижности и по скорости работы, поэтому при найме купцы часто особо оговаривали условия получения дополнительной премии, если их судно с товаром будет доставлено в Нижний раньше, чем у конкурентов. И уж тогда ради «голубой ленты» победителя пенилась Волга и раздавалось знаменитое «Эй, ухнем!».
По воспоминаниям Ильи Репина, замысел картины «Бурлаки на Волге» возник у него в 1869 году, когда, работая над конкурсной картиной «Иов и его друзья», он поехал на этюды к месту впадения Ижоры в Неву. Здесь Репин впервые увидел бурлаков, и они произвели на художника сильнейшее впечатление.
Желание написать картину о бурлаках усилилось, когда Академия художеств вместо обещанной заграничной стажировки отправила Репина на Волгу. Там, под Самарой, у Шиянова плеса он и сделал первые эскизные наброски. В 1873 году картина «Бурлаки на Волге» была закончена. На Всемирной выставке она завоевала бронзовую медаль и была куплена за 3000 рублей великим князем Владимиром Александровичем, который повесил ее в бильярдной комнате Владимирского дворца (ныне Дом ученых). Своим гостям великий князь объяснял, что эта картина символизирует для него прошлое России.
Автор текста: Сергей Виватенко
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и приобретайте архивные номера исторического журнала «Ваш тайный советник» — https://history1.ru/archive
Не забывайте делиться материалами в соцсетях, если они вам понравились 🙂
Источник
Размышления у парадного подъезда
Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает «трам-трам»,
А иные просители плачут.
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. «Допусти», — говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: «Гони!
Наш не любит оборванной черни!»
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами…
А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят…
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру…
Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках,
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в сердцах.
Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!
Безмятежней аркадской идиллии
Закатятся преклонные дни:
Под пленительным небом Сицилии,
В благовонной древесной тени,
Созерцая, как солнце пурпурное
Погружается в море лазурное,
Полосами его золотя, —
Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны, — как дитя
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением);
Привезут к нам останки твои,
Чтоб почтить похоронною тризною,
И сойдешь ты в могилу… герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой.
Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?
Не на них ли нам выместить злобу? —
Безопасней… Еще веселей
В чем-нибудь приискать утешенье…
Не беда, что потерпит мужик;
Так ведущее нас провиденье
Указало… да он же привык!
За заставой, в харчевне убогой
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут… Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой.
Волга! Волга. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля, —
Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил.
Источник