- Классификация грузовых железнодорожных вагонов
- Виды классификаций грузовых вагонов по различным признакам
- Подвиды вагонов по специализации
- Крытые
- Полувагоны
- Транспортеры
- Цистерны
- Думпкар
- Хопперы
- Автомобилевозы
- Типы, виды и размеры грузовых ЖД вагонов
- Виды вагонов для перевозки грузов
- Основные типы вагонов
- Крытые вагоны
- Характеристики крытых вагонов
- Вагоны платформы
- Характеристики вагонов платформ
- Полувагоны
- Характеристики полувагонов
- Вагоны цистерны
- Характеристики вагонов цистерн
- Изотермические вагоны
- Вагоны специального назначения
- Технические показатели вагонов
Классификация грузовых железнодорожных вагонов
Грузовые ж/д вагоны – единицы подвижного состава, предназначенные для железнодорожных грузоперевозок. Они отличаются по числу осей, материалу корпуса, грузоподъемности, сфере применения.
Рассмотрим подробнее классификацию и особенности грузовых вагонов.
Виды классификаций грузовых вагонов по различным признакам
Классифицируют грузовые железнодорожные вагоны по нескольким параметрам:
Количеству осей: выделяют дву-, четырех-, шести-, восьмиосные модели, а также многоосные, бестележечные и тележечные варианты.
В зависимости от видов кузовов различают вагоны цельнометаллические, с обшивкой из металла или древесины, сварные варианты с клепаными узлами.
Предельная грузоподъемность, габариты тары и нагрузка ось также разделяет подвижной состав.
Габариты ж/д состава с учетом ширины железнодорожного полотна: ширококолейные или узкоколейные.
По месту применения: универсальные для перевозки широкой номенклатуры грузов или со специальным назначением, то есть ограниченного числа грузов или редких, сложных грузов.
Вагоны спецназначения – транспортеры для отправки и доставки негабаритных грузов, авто, животных и другого специфического товара. К этой же подгруппе относят вагоны-мастерские, дозаторы, вспомогательные, предназначенные для техобслуживания ж/д полотна.
Подвиды вагонов по специализации
Все грузовые вагоны можно разделить на 7 основных подгрупп:
Крытые. Имеют дополнительную классификацию. Нужны для перевозки груза, которому требуется защита от осадков.
Цистерны – модели для перевозки жидких продуктов.
Полувагоны – открытые конфигурации для навалочных или насыпных продуктов.
Транспортеры – платформы для очень больших или тяжелых предметов.
Думпкары подходят только для сыпучих грузов, которым не нужна защита от осадков.
Хопперы – вагоны с системой быстрой выгрузки за счет конструктивных особенностей.
Автомобилевозы – специальные составы для перевозки авто, микроавтобусов и двухколесной техники.
Рассмотрим характеристики каждого варианта подробнее.
Крытые
Закрытые конструкции защищают груз от атмосферных осадков, ветра и даже хищения. Подходят для перевозки штучного груза в упаковке и без нее. В таких вагонах часто транспортируют пищевые продукты, различное оборудование, станки, сыпучие упакованные товары.
Закрытые вагоны имеют внутреннюю классификацию:
Универсальные модели для товарно-штучных, упаковочных или сыпучих грузов.
Специальные – нужны для перевозки сельскохозяйственных животных, птиц, легковых авто, рулонной стали или металла в пачках, а также бумаги и других видов продукции.
По грузоподъемности конструкции могут перевозить от 66 до 68 тонн с вместительностью от 81 до 138 м³. Специальные модели для перевозки автомобилей транспортируют 42 тонны с объемом до 265 м³.
Отдельно в подклассе крытых грузовых вагонов выделяют варианты для транспортировки скоропортящихся продуктов:
Рефрижераторы. За счет специального оборудования поддерживают заданную температуру внутри.
Термосы – для перевозки термически подготовленных продуктов. Они имеют утепленную конструкцию с большим слоем теплоизоляции, чтобы поддерживать заданную температуру без специального оборудования.
Ледники – специальные тары для перевозки грузов с применением сменного хладагента.
Все варианты грузовых вагонов широко применяются для перевозки товарно-материальных ценностей на дальние расстояния. Загрузка чаще всего боковая через откатные ворота.
Полувагоны
Применяются для перевозки навалочных грузов, контейнеров, автомобильного транспорта и длинномеров (лесозаготовок, труб и металла). Полувагоны оборудованы открытым кузовом, позволяющим быстро загружать и выгружать продукции. В полу часто обустроены люки для разгрузки (саморазгружающиеся модели).
Полувагоны бывают универсальными с выгрузными люками снизу, открывающимися внутрь дверьми или специальными, без люка и дверей только для верхней загрузки насыпных товаров.
Грузоподъемность полувагонов от 62 до 125 тонн. Объем – от 64 до 137,5 м³. При необходимости навалочный груз закрывается сверху брезентом, чтобы не было больших товарных потерь из-за воздействия ветра.
Транспортеры
Модели для сверхгабаритного груза. Данные грузовые вагоны состоят из несущей балки, в нижней части которой находится погрузочная площадка. Грузоподъемность платформы до 220 тонн. По конструкции бывают 4-, 8- или 16-осными.
Отдельно выделяют транспортеры, разделенные на секции и соединенные автосцепками. Их грузоподъемность до 480 тонн. Также есть варианты сочлененные, где груз находится между секциями на консолях, балках, скрепленных пружинами. Предельная нагрузка на такую платформу – до 500 т.
Цистерны
Специальная железнодорожная тара для перевозки жидкостей. В конструкции предусмотрены 4 или 8 осей. Грузоподъемность – до 125 тонн. Выполнены цистерны чаще всего из стали с дополнительными добавками, покрытием и оборудованием в зависимости от типа перевозимой продукции.
Думпкар
Специальный вариант для грузоперевозки сыпучих товаров. Его кузов при разгрузке способен наклоняться и опрокидывать товар на обочину. По типу выгрузки думпкары бывают с пневматической или гидравлической разгрузкой.
Хопперы
Удобные современные вагоны для перевозки насыпных, навалочных грузов с системой саморазгрузки под воздействием силы тяжести. Они выполнены в форме трапеции, где стены наклонены к разгрузочным люкам. Могут быть открытыми и закрытыми, с выгрузкой на междупутье или в бок от рельсовых путей.
Автомобилевозы
Крытые или открытые вагоны для перевозки легкового транспорта, микроавтобусов, прицепов и мототехники. Отличаются способом загрузки и крепления товара внутри вагона.
Каждый вид грузовых железнодорожных вагонов отличается удобством, вместительностью и грузоподъемностью. Ж/д перевозка грузов идеальна для больших поставок на дальние расстояния.
Источник
Типы, виды и размеры грузовых ЖД вагонов
Виды вагонов для перевозки грузов
В зависимости от конструкции и особенностей грузовые вагоны разделяются по типу на:
- крытые вагоны;
- платформы
- полувагоны
- цистерны
- изотермические вагоны;
- вагоны специального назначения.
Такое разнообразие позволяет добиться оптимальных условий перевозки, погрузки и выгрузки любого рода груза, максимально упростив процесс доставки железнодорожным транспортом.
Основные типы вагонов
Крытые вагоны
Крытые вагоны предназначены для перевозки грузов, которые нуждаются в защите от контакта с окружающей средой, а также тарно-упаковочных грузов, грузов с высокой стоимостью.
В зависимости от материала изготовления, кузов таких вагонов может быть деревянный или цельнометаллический. В настоящее время при постройке новых вагонов, кузов изготавливают из металла. По количеству дверей, крытые вагоны могут быть однодверными или двухдверными (с уширенными дверными проемами). Для грузов, перевозка которых требует вентиляции, в большинстве моделей крытых вагонов предусмотрены специальные люки. Кроме того, некоторые модели специализированных крытых вагонов с увеличенным объемом кузова оснащены торцевыми дверями с обеих сторон вагона. Данные двери используются при погрузке грузов, которые из-за своих габаритов не могут быть погружены через боковые двери (автобусы, автомобили).
При установке дополнительного оборудования, крытый вагон может использоваться для перевозки людей или скота.
Объем кузова крытого вагона варьируется от 120 до 158 м3 для универсального крытого вагона и до 250 м3 – для специализированного крытого вагона (ЦМГВ).
Характеристики крытых вагонов
Тип вагона | Грузо- подъемность, тонн | Объем внутренний, м 3 | Внутренние размеры (длина х ширина х высота), мм |
Вагон 11-066 | 66 | 86,4 | 13800х2760х2790 |
Вагон 11-217 | 68 | 104 | 13840х2760х2740 |
Вагон 11-260 | 68 | 138 | 16800х2770х3050 |
Вагон 11-264 | 68 | 81 | 13080х2760х2790 |
Вагон 11-270 | 68 | 104 | 13840х2760х2790 |
Вагон 11-280 | 68 | 138 | 15720х2770х2800 |
Вагон 11-286 | 68 | 138 | 15720х2770х2800 |
Вагон11-К001 | 68 | 138 | 13840х2790х2800 |
Вагон для перевозки автомобилей 11-К651 | 42 | 265 | 23300х3100х3670 |
Вагоны платформы
Специализированные платформы используются для перевозки леса, контейнеров, рулонной стали, проката металлов, автомобилей. Также, довольно частым решением при перевозке негабаритных грузов и техники является перевозка на сцепе из двух и более платформ.
Характеристики вагонов платформ
Длина, мм | Ширина, мм | Высота, мм | Вес, т | Загрузка, т |
13300 | 2770 | 400 | 23,5 | 71 |
Полувагоны
Полувагон — это еще один тип универсального подвижного состава. Этот тип вагона используется для перевозки массовых навалочных сыпучих грузов, не требующих защиты от воздействия окружающей среды, продукции горнодобывающей промышленности: угля, руды, кокса, щебня, известняка и т.д.
Самыми распространенными являются 4-осные полувагоны.
Погрузка в полувагоны осуществляется навалом через открытый верх кузова вагона. В редких случаях, при погрузке открывают торцевые двери. Однако, в некоторых моделях полувагонов, торцевых дверей может и не быть.
Кроме того, полувагоны подразделяются на люковые и безлюковые (глуходонные).
Выгрузка сыпучих грузов из первых происходит при помощи открытия люков, через которые груз высыпается под действием силы тяжести.
Выгрузка сыпучих грузов из глуходонных полувагонов осуществляется при помощи вагоноопрокидывателей, которые переворачивают вагон над выгрузочным бункером.
Грузоподъемность 4-осных вагонов, изготавливаемых до 2000-х годов находилась в диапазоне 68-70 т. В настоящее время, вагоностроительные заводы изготавливают универсальные инновационные 4-осные полувагоны с грузоподъемностью до 75,5 т.
Характеристики полувагонов
Тип вагона | Грузо- подъемность, тонн | Объем внутренний, м 3 | Внутренние размеры (длина х ширина х высота), мм |
Полувагон 12-1000 | 69 | 73 | 12120х2880х2730 |
Полувагон 12-127 | 70 | 138 | 12700х2880х2000 |
Полувагон 12-1505 | 69 | 76 | 12700х2870х2000 |
Полувагон 12-508 | 125 | 137,5 | 18760х2790х2450 |
Полувагон 12-П152 | 94 | 106 | 14580х2900х2360 |
Полувагон 12-П153 | 63 | 64 | 12000х2850х1880 |
Полувагон 12-726 | 62 | 73 | 12100х2880х2730 |
Полувагон 12-753 | 69 | 73 | 12330х2880х2730 |
Полувагон 13-Н001 для 3т и 5т контейнеров | 69 | 73 | 12330х2880х2730 |
Вагоны цистерны
Для транспортировки жидких и газообразных грузов по железной дороге используются вагоны цистерны.
- цистерны для нефтепродуктов
- цистерны кислотные
- цистерны пищевые
- цистерны-ЦМВ;
- цистерны газовые;
- цистерны битумные;
- цистерны прочие;
Характеристики вагонов цистерн
Вес, т | Загрузка, т | Объем, м 3 |
27 | 67 | 83 |
Изотермические вагоны
Для перевозки грузов, требующих соблюдения температурного режима, а также поддержания необходимого значения влажности используются изотермические вагоны.
Оборудование, расположенное в этих вагонах позволяет доставлять скоропортящиеся грузы на большие расстояния без потери их качества.
На железной дороге изотермические вагоны принято разделять на:
- АРВ (автономный рефрижераторный вагон);
- вагон-термос;
- ИВ-Термос;
- Ледник;
- Рефрижератор;
- СТВ РЕ.
Современные рефрижераторные секции состоят из 5 или 10 вагонов. В одном из них находится помещение для обслуживающей бригады и центральная холодильная установка, которая обеспечивает поддержание температуры в остальных вагонах секции, в которых располагается груз.
Другой вариант – холодильное оборудование расположено в каждом вагоне (АРВ).
Вагоны специального назначения
Грузы, требующие особых условий перевозки, транспортируются в вагонах специального назначения.
На железнодорожном транспорте эти типы грузовых вагонов классифицируются следующим образом:
- Автомобилевозы двухъярусные;
- Автомобилевозы;
- Думпкары;
- Минераловозы;
- Окатышевозы;
- Хоппер-дозатор;
- Хоппер-цементовоз;
- Транспортер;
- Остальные;
- Неопределенные.
К вагонам специального назначения также относят вагоны пожарных и восстановительных поездов и вагоны-мастерские.
Технические показатели вагонов
Основными техническими характеристиками, которые имеют важное значение для оценки качества эффективности работы вагона, являются:
Источник