- Этапы и сроки таможенного оформления импорта коммерческих грузов
- Подготовка к оформлению
- Прибытие груза на таможенный терминал
- Основные этапы таможенного оформления импорта
- Каковы сроки таможенного оформления?
- Таможенное оформление импорта
- Таможенное оформление в аэропорту Шереметьево
- Этапы таможенного оформления импорта
- Особенности регистрации товаров
- Документы, необходимые для оформления импорта
- Дополнительные документы
- Уплата таможенных платежей
Этапы и сроки таможенного оформления импорта коммерческих грузов
Порядок таможенного оформления импорта коммерческих грузов регламентирован Таможенным кодексом ЕАЭС. Все связанные с ним процедуры можно разделить на три основных этапа: подготовку к оформлению, прибытие груза на таможню и само оформление, которое начинается после подачи декларации. У каждого из этапов есть особенности.
Подготовка к оформлению
Она начинается еще до прибытия груза на границу. Чтобы он был оформлен как можно быстрее, важно правильно подготовить документы. Их проверяют, запрашивают или оформляют недостающие бумаги. Для растаможки могут понадобиться документы следующих видов:
- сопровождающие груз, связанные с ним: счет-фактура или инвойс, сертификат происхождения, пакинг-лист и другие;
- связанные с перевозкой: счет за транспортировку и оформление страховки, транспортная накладная CMR, документ таможенного транзита, экспортная декларация и другие;
- относящиеся к сделке: контракт с поставщиком, документы об оплате товара;
- разрешительные: сертификаты соответствия, лицензии, фитосанитарные и другие сертификаты;
- другие документы: договор с агентом или брокером, документы о технических характеристиках ввозимых товаров и т.п.
Еще до начала оформления нужно определить код ТН ВЭД и таможенную стоимость груза. Классификация по ТН ВЭД выполняется, чтобы определить ставки пошлин, размер НДС, наличие льгот или дополнительных требований при растаможке товара. При классификации его относят к определенной товарной категории, и важно определить ее как можно точнее, однозначно, так, чтобы таможня не смогла ее оспорить. Таможенная стоимость рассчитывается как цена сделки, суммированная с транспортными, страховыми и некоторыми другими расходами, которые импортер понес до прибытия груза на таможню. Эта стоимость является основой, базой, от которой исчисляются обязательные платежи. Зная код ТН ВЭД и таможенную стоимость товара, можно заранее рассчитать примерный размер сборов, пошлин и налогов.
До поступления груза на терминал нужно проверить баланс единого лицевого счета импортера в системе ФТС. Баланс заранее пополняют так, чтобы его остатка хватило на выполнение обязательных платежей с учетом возможного колебания курса валют.
Прибытие груза на таможенный терминал
Декларант направляет таможне уведомление о планируемом прибытии груза. При этом декларацию можно подавать позже: не одновременно с доставкой товара на терминал и не сразу после нее. До подачи декларации можно провести сертификацию и осмотр груза.
Требования по сертификации устанавливает ряд нормативных актов, для каждого кода ТН ВЭД они являются своими. Так, сертификаты соответствия нужны только для товаров, указанных в постановлении Правительства РФ №982 от 01.12.2009. Требования о фитосанитарном контроле устанавливает Решение Совета ЕЭК №157 от 30.11.2016. Почти всегда сертификаты оформляют заранее или получают у производителя вместе с товаром, но в некоторых случаях сертификация проводится после поставки груза на таможню. Так делают, например, при фитоконтроле, отбирая образцы товара из транспортного средства. Лабораторные тесты и подготовка акта фитоконтроля обычно занимает всего несколько часов, поэтому сертификация ненамного увеличивает срок оформления.
Осмотр является частью предварительного контроля. Он может проводиться по запросу декларанта или по инициативе инспектора. Его организуют, чтобы проверить правильность маркировки товара, проконтролировать состав партии.
Основные этапы таможенного оформления импорта
Процедура оформления начинается после подачи декларации. Ее сопровождают комплектом документов. Весь документооборот ведется в электронном виде, с помощью специальных программ, с использованием электронной цифровой подписи декларанта. Получив электронные документы, таможня начинает проверку.
Первой оценивают правильность заполнения декларации: во всех графах должны стоять правильные значения, декларацию должен сопровождать полный набор документов. Эта проверка частично автоматизирована, и сразу после ее начала с принадлежащего импортеру лицевого счета за оформление списывается таможенный сбор.
Декларации присваивается номер, после чего выполняется автоматическая проверка рисков. Система управления рисками оценивает вероятность нарушения законодательства. При «срабатывании» тех или иных рисков инспектор получает информацию о том, какую дополнительную проверку он должен провести. Кроме того, часть дополнительных проверок назначается случайным образом.
Инспектор также проверяет декларацию вручную, контролируя следующие основные параметры:
- соответствие товара присвоенному ему коду ТН ВЭД;
- соответствие таможенной стоимости данным статистики для конкретной группы товаров;
- список сопровождающих декларацию документов.
Если есть признаки ошибок, нарушений при оформлении документов, если товар описан с неточностями или не полностью, инспектор проводит досмотр. Если по результатам досмотра никаких нарушений или несоответствий не выявлено, разрешается выпуск товара в свободное обращение.
Каковы сроки таможенного оформления?
Сроки выпуска товаров определяет ст. 19 ТК ЕАЭС. Они составляют от четырех часов, но могут быть увеличены. Для отдельных этапов процедуры установлены специальные ограничения по срокам:
- если при импорте груз доставляют на терминал до декларирования, у импортера есть 15 дней на подачу декларации;
- досмотр товаров проводится в течение суток с момента их предъявления импортером;
- при заблаговременной подаче декларации импортер обязан доставить груз на таможню в срок 30 дней, начиная с даты ее регистрации;
- при разделении груза на партии сроки увеличиваются на тот период, который нужен для формирования этих партий;
- груз может оставаться на складе временного хранения в течение двух месяцев, если инспектор назначает дополнительные проверки. В исключительных ситуациях срок хранения может быть увеличен еще на два месяца;
- если проводится смена классификации по ТН ВЭД или корректируется таможенная стоимость, срок оформления увеличивается на 10 дней.
Срок оформления может увеличиваться в случае, если при проверке документов или проведении досмотра будут выявлены неточности или нарушения законодательства. Таможенный брокер «СТТ Логистика» рекомендует тщательно проверять документы, своевременно вносить платежи и не допускать искажения данных, чтобы исключить задержки груза на границе.
Источник
Таможенное оформление импорта
Внешнеторговые связи России с остальной частью мира занимают приоритетное место в общей экономической политике страны как на уровне государства, так и на уровне общества, каждой отдельной семьи или человека. Такое внимание неслучайно, так как почти на 85% потребительский рынок России зависит от импортных поставок, а в промышленном секторе некоторые отрасли практически на 100% зависят от поставок импортных комплектующих и материалов.
О том, как производится на практике таможенное оформление импорта на границе, в частности правила и порядок таможенного оформления импорта, какие для этого необходимо соблюсти условия, какие необходимы документы, будет рассказано в этой статье.
Таможенное оформление в аэропорту Шереметьево
Процедуры, порядок таможенного оформления импорта на постах таможни России имеют в общем порядке унифицированный формат, подчиняясь единым требованиям ТК РФ. Однако в целях упрощения прохождения формальностей могут применяться специальные режимы. Таможенное оформление в Шереметьево в принципе мало отличается от подобных мероприятий в других авиационных транспортных узлах и предполагает прохождение грузовладельцем ряда последовательных этапов.
Этапы таможенного оформления импорта
Таможенное оформление грузов в Шереметьево состоит из следующих этапов:
Подготовительный этап предусматривает либо регистрацию участника ВЭД в органах ФТС, либо заключение договора на транспортное экспедиционное или таможенное брокерское обслуживание с компаниями, имеющими соответствующие лицензии.
На втором этапе таможенное оформление в аэропорту Шереметьево предусматривает подготовку документов и подбор товарных кодов по классификации ТН ВЭД, наиболее полно соответствующих ввозимому товару. Причем подбор кодов ТН ВЭД включает в себя выбор оптимальной группы товаров, по которой оплачивается минимально возможная пошлина, либо товар подлежит прохождению по льготному тарифу, например, полное освобождение от входного НДС.
После того как собраны все документы и определен таможенный брокер, осуществляется уведомление органа таможни (поста) о прибытии груза на грузовой терминал Шереметьево. Делается это в обычном порядке не позднее чем за 15 дней, однако, для грузов, следующих авиационным транспортом, предусмотрен льготный срок уведомления, сокращенный до 3 дней.
Перед тем как товару прибыть на Шереметьевскую таможню, таможенный брокер либо нанятый специально декларант составляет ГТД (грузовую таможенную декларацию). Оформление ГТД по импорту включает в себя указание всех характеристик груза, его место назначения, а также полный расчет таможенной стоимости. На этом этапе также производится оплата пошлины, которая осуществляется путем внесения депозитного платежа на счет ФТС (его регионального подразделения – счет казначейства), либо деньги перечисляются на счет таможенного брокера.
После того как товар прибыл на грузовой таможенный терминал Шереметьево, производится его таможенная очистка и таможенный досмотр (в случае если инспектор сочтет это необходимым).
Если в результате прохождения очистки никаких замечаний со стороны таможни нет, ни по грузу, ни к сумме оплачиваемой пошлины, то осуществляется оплата всех дополнительных сборов, окончательный выпуск товара.
Порядок таможенного оформления импорта включает в себя и другие важные моменты. Например, если по каким-либо причинам груз таможней арестован или подлежит дополнительному контролю, экспертизе, требуется предоставление дополнительных документов, он отправляется на СВХ (таможенный склад временного хранения). Там он будет находиться до тех пор, пока не будут урегулированы все вопросы. Оплата хранения будет также производиться за счет грузовладельца.
Особенности регистрации товаров
В ряде случаев для ввоза импорта таможенное оформление производится с некоторыми специфическими требованиями со стороны инспекторов. В частности:
- Товары, ввозимые на территорию РФ, должны не только соответствовать нормам ввоза, количеству грузовых мест или иметь предельные весовые характеристики, но и удовлетворять требованиям фитосанитарной, медико-биологической, ветеринарной и радиационной безопасности.
- Грузы, ввозимые на территорию РФ, не должны входить в группу запрещенных к ввозу товаров, либо иметь специальные разрешения как со стороны таможенных, так и других компетентных органов власти и служб.
- Для некоторых категорий грузов, импортируемых на территорию РФ, предусмотрена специальная страховка, а также полная предварительная оплата всех необходимых пошлин и сборов.
Кроме этого, для тех товаров, которые ввозятся на территорию страны временно, например, таможенный транзит для последующей отправки в третьи страны, то для растаможки импорта должна быть оформлена специальная декларация ВТТ (внутренний таможенный транзит). Также на такой транзитный груз накладывается специальная пломба, а в некоторых случаях может быть затребовано сопровождение вплоть до границы третьей страны.
Документы, необходимые для оформления импорта
Список документов для таможенного оформления при импорте товаров и грузов в РФ во многом определяется тем, физическое или юридическое лицо ввозит (декларирует) такой импорт.
Тем не менее, существует минимально необходимый перечень документов для таможенного оформления импорта. Сюда входят в первую очередь:
- грузовые таможенные декларации ГТД по импорту;
- счет и договор на приобретение товара между продавцом и покупателем;
- инвойс, по которому осуществляется оплата всех таможенных и транспортных расходов при ввозе на территорию РФ;
- упаковочные листы;
- перевозочный документ – автотранспортные накладные, морские и речные коносаменты, авиационные накладные.
Кроме этих документов, таможенное оформление товаров, импортных грузов предусматривает варианты, при которых таможня имеет право запросить любые дополнительные документы, необходимые для прохождения таможенной очистки при ввозе на территорию РФ.
Дополнительные документы
Документы для таможенного оформления импорта, кроме обязательного списка, также могут включать в себя по требованию инспекторов следующие позиции:
- документ, подтверждающий право собственности на торговую марку;
- лицензионные документы на право владения, пользования и распоряжения товаром;
- сертификаты происхождения груза;
- сертификаты качества, заверенные международными признанными экспертными организациями (например, ТПП);
- сертификаты или документы, подтверждающие класс опасности груза или его отсутствие;
- копии транзитных перевозочных документов – коносаменты, мультимодальные сквозные перевозочные документы.
Уплата таможенных платежей
Оплата таможенных пошлин, акцизов, налогов и сборов состоит из двух основных частей:
- Первая часть – это пошлина или акциз. Они рассчитываются либо по процентной стоимости груза, либо за единицу его учета. Иногда сумма пошлины определяется путем экспертных оценок или по специальным каталогам. Сюда же входит и оплата НДС, если такой предусмотрен для соответствующей группы ТН ВЭД товаров.
- Вторая часть – это дополнительные платежи, например, за хранение груза на СВХ, его перемещение внутри таможенной зоны, оплата сертификации, экспертиз и инструментального контроля.
Как правило, все пошлины, акцизы оплачиваются грузовладельцем или таможенным брокером заранее, путем внесения депозита на счета организации (на специальный казначейский счет). Все платежи оформляются счетом-квитанцией либо банковским платежным поручением, в том числе имеющем электронную форму.
При импорте товаров имеется множество нюансов – список документов, порядок таможенного оформления и оплаты пошлин. Неспециалисту бывает трудно во всем этом разобраться. Тем не менее, знание хотя бы общего порядка оформления импорта на таможне может намного упростить задачу быстрой перевозки груза в нужном направлении.
Мы работаем только с юридическими лицами, являющимися собственниками/отправителями/получателями грузов, а также готовой коммерческой документацией на товар.
Чтобы получить консультацию, необходимо предоставить: подписанный внешнеторговый контракт, инвойс, упаковочный лист и заключить с нами договор таможенного представительства.
Просьба формировать запросы с корпоративной почты компании. Обращения с почтовых адресов зарегистрированных на бесплатных почтовых сервисах, в соответствии с политикой безопасности компании, попадают в СПАМ.
Подробнее об особенностях таможенного оформления различных категорий товаров вы можете узнать в разделе «Полезная информация», воспользовавшись поиском.
Источник