Такаси мураками цветок что значит

5 проявлений художника Такаши Мураками

1.

Изобразительное искусство

Пожалуй, самое известное визуальное проявление Такаши Мураками — его улыбающиеся цветы, встречающиеся в разных вариациях.

«Цветочный шар (3D)»

«500 архатов» — самая большая картина в истории. Ее длина – 100 метров. В буддизме архат — человек, вышедший из колеса перерождений. «500 архатов» можно увидеть на одноименной выставке в Токио, которая продлится до 6 марта.

2.

Скульптура

Работа «Мой одинокий ковбой» была продана на аукционе Sotheby’s за $ 15,2 миллиона и установила ценовой рекорд для произведений Мураками.

3.

Музыка

Такаши стилизовал для Канье Уэста обложку альбома Graduation. Кроме того, художник снял клип для Фаррелла Уильямса.

4.

Кино

«Глаза медузы» — режиссерский дебют Такаши. В научно-фантастическом фильме показана жизнь японских школьников после Фукусимы. Мир населили странные существа, которых видят только дети.

5.

Мода

В прошлом году случился пик отношений Такаши Мураками и Louis Vuitton: художник создал коллекцию для модного дома.

Источник

Улыбающийся цветок Такаси Мураками расцвел на часах Hublot

В продажу поступит всего 200 экземпляров коллекционной модели.

В портфолио Такаси Мураками, несколько лет назад выставлявшегося в «Гараже», огромное количество всевозможных коллабораций: хоррор-клип для Билли Айлиш, коллекция для Shu Uemura, экспозиция с Вирджилом Абло. Теперь список пополнился сотрудничеством с Hublot, которое художник называет уникальным.

Все началось с приезда Такаси на часовую мануфактуру в феврале 2020 года. И вот 11 месяцев спустя Hublot представил Classic Fusion Takashi Murakami All Black — часы, выпущенные ограниченной серией в 200 экземпляров и обреченные стать мечтой коллекционера.

На циферблате новинки расцвел фирменный цветок Мураками. Правда, вместо привычных ярких оттенков художник использовал всего один цвет — черный.

На монохромном фоне из 563 черных бриллиантов особенно отчетливо видна трехмерная серединка цветка и 12 лепестков. Последние, к слову, вращаются благодаря хитроумной системе шарикоподшипников, разработанной инженерами Hublot.

Материалы по теме

Сегодня читают

Комментарии

«Сетевое издание «Woman’sDay.ru (ВумансДей.ру)» Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-67790, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 декабря 2016 г. 16+.

Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Главный редактор: Дудина Виктория Жоржевна

Copyright (с) ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг», 2021.

Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.

Контактные данные для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):

Источник

Мистер Нигде: Такаси Мураками и его постапокалиптическое искусство

В Музее современного искусства «Гараж» 29 сентября открывается первая в России масштабная ретроспектива одного из самых дорогих художников современности — японца Такаси Мураками. Рекордная сумма в $15,16 млн за его скульптуру «My Lonesome Cowboy», изображающую мультипликационного обнаженного молодого человека с фонтаном из спермы, была достигнута на аукционе Sotheby’s в 2008 году, а живописная работа 1998 года «The Castle of Tin Tin» с придуманным Мураками персонажем была продана за $4,22 млн на торгах в 2012-м.

Выставка «Будет ласковый дождь» охватывает несколько периодов творчества художника — с 1990-х годов до наших дней. Ее название напоминает о стихотворении Сары Тисдейл и постапокалиптическом рассказе Рэя Бредбери, где оно же и упоминается. За ярким фасадом живописных и скульптурных работ Мураками, в большинстве своем похожих на вдохновленные европейской культурой японские комиксы или кадры из мультфильмов Хаяо Миядзаки, проевропейского режиссера-мультипликатора, отчасти повлиявшего на творческий метод художника, скрывается переживание катастроф. В их числе атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, осмысление последствий которых стало определяющим для творчества Такаси, а также цунами 2011 года и авария на АЭС «Фукусима-1», находящие отражение в современных работах. Важным мотивом в проектах японского художника также является непрекращающийся поиск идентичности в глобализирующемся мире, осмысление субкультурных движений родной страны, в частности, отаку — фанатизма по аниме и манге.

Такаси Мураками часто называют «японским Уорхолом»: открытая им в 1996 году фабрика «Хиропон», на основе которой позднее была создана корпорация Kaikai Kiki Co., Ltd с офисами в Японии и США, занимающаяся производством и продвижением произведений искусства и поддержкой начинающих художников, была вдохновлена именно уорхоловской «Фабрикой», студией легендарного американского художника, просуществовавшей два десятилетия, с начала 1960-х до 1984-го, ставшая пристанищем нью-йоркской богемы и местом, где произведения искусства буквально штамповались.

Такаси Мураками. «Кайкай и Кики», 2000–2005

Тиражность и воспроизводимость — одни из важных качеств современных художественных работ, которые активно исследует Мураками. Большинство его скульптур создаются небольшими тиражами, а принты — печатаются сотнями и тысячами. Под его пристальным взглядом на фабрике Kaikai Kiki создаются не только работы, которые потом окажутся в галереях, на аукционах и в частных и музейных коллекциях (подробнее о масштабах и работе на «фабрике искусств» Мураками можно прочитать в книге Сары Торнтон «Семь дней в искусстве», где ее визиту к Такаси посвящена отдельная глава), но и различные мелкие игрушки, вдохновленные персонажами его произведений искусства, наклейки, подушки, брелоки, футболки, предметы интерьера и т.п. «Когда мне было лет 30, — вспоминает Мураками сейчас, в свои 55, — я думал о том, как сделать высокое искусство народным. Сейчас же я делаю вещи, которые способствуют коммуникации с детьми. Однако, поскольку количество производимой продукции невелико, да и сами расходы на производство обходятся недешево, возникает противоречие — эти вещи становятся малодоступными, и этот факт причиняет мне страдания». Малодоступны сейчас сумки и аксессуары из совместной коллекции Такаси Мураками с Louis Vuitton — их сотрудничество длилось беспреденцентное для модного и арт-мира время, с 2003 по 2015 год, и установило своебразные стандарты активного взаимодействия этих двух миров, ранее существовавших в параллельных вселенных.

Такаси Мураками. «Эка данпи» («Ампутация руки Эки»): Мое сердце разрывается от любви к моему учителю, поэтому я решил преподнести ему свою руку», 2015 год.

Несмотря на то что европейскому взгляду работы Мураками кажутся по-настоящему японскими, прежде всего благодаря тому, что на них запечатлены аниме-герои, в самой Японии о его творчестве, по признанию самого художника, принято умалчивать: представители культурных институций выступают против упрощения японской культуры, подачи ее в виде своеобразного лубка, как они воспринимают работы Мураками. Поэтому именно с Америки, куда он приехал работать в 1994-м, и опыт художественной и выставочной деятельности в которой привел к разработке фирменного художественного метода «superflat» (сплав традиционных японских кропотливых художественных и мультипликационных техник), началось победное шествие Такаси по миру.

Такаси Мураками. Оммаж Фрэнсису Бэкону (Этюд к портрету Изабель Росторн), 2002

Сейчас произведения художника уверенно хорошо продаются на аукционах, входят в коллекции главных мировых музеев, а его имя регулярно появляется в рейтингах самых влиятельных людей искусства (к примеру, в журналах ArtReview и Time). У самого же Мураками отношение к славе более чем прохладное, хоть он и не скрывает того факта, что востребованность его работ на рынке вызывает у него радость. «После того как мы пережили землетрясение на северо-востоке Японии в 2011 году, — оправдывает нелюдимость последних лет Такаси, — мне стало неприятно взаимодействовать со СМИ. Вдруг мне осталось жить совсем недолго. Я просто живу, сосредоточив все усилия на том, чтобы закончить свои работы, не принимая в расчет то, что говорят обо мне по всему миру». Это необходимое информационное «затворничество» призвано не только ограждать художника от лишних и лишенных смысла действий, но и стимулировать творческий процесс. «В последнее время я живу как ребенок, — делится своим ощущением от жизни Мураками — ни о чем не задумываясь, вообще ни о чем. Иначе искусства не выйдет».

На новой выставке «Будет ласковый дождь» в «Гараже» собрано более 80 работ, все они разделены на пять своеобразных глав. Первая — «Гэидзюцу» («Техника и обучение») — сосредоточена на осмыслении труда художника в целом, а также происхождении художественного метода Мураками. Этот раздел показывает один из важнейших для японской жизни сюжетов — последовательный и ежедневный труд, и неважно, идет речь о создании гравюр, живописи и производстве керамики или приготовлении суши.

Вторая глава «Малыш» и «Толстяк» целиком посвящена символическому значению и влиянию бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в августе 1945-го на культурное сознание японцев. Без кропотливого изучения этого раздела невозможно говорить и о творчестве Такаси Мураками. Здесь объединены произведения разных периодов — от самых ранних вещей начала 1990-х (так, к примеру, впервые в Европе будет показана масштабная инсталляция 1992 года «Морской бриз» из Музея современного искусства XXI века в Канадзаве) до новейших работ, сделанных специально для выставки в Москве. Также в пространстве, отданном под вторую главу, будут представлены аниме, оригинальные эскизы и тиражные манги, связанные с осмыслением и переживанием ядерной катастрофы.

Следующая глава, «Каваий», рассказывает об одноименной эстетике, захватившей все сферы жизни японского общества. Архитектурное решение этого раздела будет представлять собой последовательность тотальных инсталляций, одна из которых воссоздаст атмосферу специальных магазинов для косплееров и фанатов аниме и манги в гиковских районах Токио, а другая станет настоящим кинотеатром, где пройдет премьерный показ полнометражного фильма Мураками «Глаз медузы» (2013 год). На создание его первой части ушло три года, а отправным мотивом послужило землетрясение 2011 года и авария на АЭС «Фукусима-1». Вторая часть, по словам художника, до сих пор находится в производстве, работа продолжается уже пять лет.

Четвертая часть выставки — «Сутадзио» («Студия») — на время монтажа выставки станет филиалом студии Мураками. Часть новых произведений Мураками и его команда будут завершать уже в Москве, так что зрители смогут стать свидетелями их работы.

Под фантомную пятую главу — «Асоби и кадзари» («Развлечение и украшение») — будут отданы невыставочные пространства музея: кафе и книжный магазин, лестницы и фасад. Такой невероятный масштаб по меркам всех предыдущих выставок, когда-либо проходивших в «Гараже», покажет истинную величину таланта художника: не только как творца, но и как философа и бизнесмена.

Источник

Цветочечная бомбардировка

Такаси Мураками в «Гараже»

В музее «Гараж» открылась большая выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь». В дивном мире современной японской культуры разбирался Игорь Гребельников.

Хиросима на выставке Мураками оказалась на редкость привлекательной

Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов / купить фото

Хиросима на выставке Мураками оказалась на редкость привлекательной

Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов / купить фото

Смеющиеся цветочки, грибки с рожицами, мультяшные черепа, ушастый и зубастый Мистер Доб — мало что в современном искусстве может сравниться по узнаваемости с героями картин и скульптур Такаси Мураками. Многократно воспроизведенные в разных формах они давно стали частью массовой культуры, участниками коллабораций с фэшен-брендами, рекордсменами арт-рынка, любимцами крупных коллекционеров и рядовых посетителей магазинов при музеях (специальная секция товаров «от Мураками» открыта и в «Гараже»). У широкого признания есть и обратная сторона: его творческий подход упрекают в излишней развлекательности, однообразии, беззастенчивости заимствований из манги и аниме, отсутствии критического взгляда и глубины. Впрочем, такие претензии тоже давно не отличаются глубиной и оригинальностью: чему-то подобному в свое время противостоял поп-арт.

К этому направлению можно отнести и работы Мураками, правда, тут не обойтись без ссылок на японскую историю, современную массовую культуру, индустрию развлечений, которые наделяют неожиданным смыслом эти пестрые цветочки и грибки. По пути подробного комментирования, погружения зрителя в малознакомый контекст пошли организаторы выставки «Будет ласковый дождь» в «Гараже» (куратор — Екатерина Иноземцева), при этом предоставив художнику полную свободу действий. Тут есть даже полноценная студия (по сути, филиал огромной, работающей круглосуточно токийской мастерской Мураками Kaikai Kiki), где, переобувшись в тапочки, можно наблюдать, как в почти стерильной обстановке создаются произведения.

С тем же, что и в своих картинах, перфекционизмом, маниакальным желанием заполнить все по максимуму Мураками подошел к пространству «Гаража». Фасад здания украшают мерцающие фирменные черепа «Тайм Бокан», напоминающие ядерные грибы, все окна «проросли» смеющимися цветами, ими полностью покрыты даже стены, пол и потолок туалета — нужды любителей селфи здесь учтены сполна. Переступив порог музея, зритель оказывается внутри динамично развивающегося сюжета, одним из персонажей которого стала советская мозаика «Осень», сохранившаяся после реконструкции ресторана «Времена года». К ней добавлены изображения Мистера Доба, то ли спешащего на помощь девушке-осени (рядом полыхает золотом многометровая скульптура «Пламя желания», и в этом пламени, если приглядеться, уже плавятся черепа), то ли готов сразиться с Тан Тан Бо (своим альтер эго, изображенным на гигантском расписном холсте, похожем на театральный задник). Очаровательную апокалиптическую баталию, подобно конферансье, представляют две позолоченные скульптуры: это сам художник и его собака.

Выставка охватывает все творчество Мураками — от работ начала 1990-х годов, периода его учебы в Токийском университете искусств, до произведений, созданных прямо в «Гараже» специально для нынешней экспозиции. И при этом привлекает японские расписанные свитки и цветные ксилографии XVIII–XIX веков из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, которые, несмотря на свой скромный по сравнению с полотнами Мураками формат, крепко держат удар рядом с технически изощренной живописью. Кроме того, эта выставка пытается заинтересовать и самых непредвзятых зрителей: на ней есть даже детская горка, спускающаяся из пасти огромного скульптурного Мистера Доба. То, что в европейской культуре воспринимается как инфантильность, в японской имеет вполне взрослые черты. Фанатично увлеченных мангой и аниме там называют отаку, и Мураками — яркий представитель этой культуры. Но благодаря классическому художественному образованию весь этот анимешный мир в его исполнении приобрел филигранную пластику.

Смысловой центр экспозиции — раздел «“Малыш” и “Толстяк”», так назывались атомные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки в мае 1945 года. О событии, унесшем сотни тысяч жизней, повлиявшем на массовое сознание и культуру японцев, напоминают фотографии из Мемориального музея мира в Хиросиме, но куда более удивительным оно оказывается в интерпретации Мураками. В 2005 году он курировал выставку «“Малыш”: искусство японской взрывной субкультуры», где исследовал, как атомная бомбардировка и поражение в войне сформировали новую японскую идентичность. Мураками показал, как травма вытеснена шквалом причудливой образности, сублимирована в Годзилле, Hello Kitty и прочих персонажах, напоминающих мутантов, а катастрофа, сопровождаемая вспышкой, на разные лады воспроизводится в манге и аниме.

Слепящую яркую вспышку на выставке можно ощутить физически: раз в час открывается огромный бокс, заливающий пространство светом прожекторов,— это одна из ранних работ Мураками, названная, как ни странно, «Морской бриз». Способность трансформировать ужасное в прекрасное, трагедию в сказку подчеркнута названием выставки, позаимствованным у одноименного рассказа Рея Брэдбери. В нем описан догорающий после катастрофы дом, в котором по радио звучат стихи американской поэтессы Сары Тисдейл «Будет ласковый дождь, будет запах земли. », рисующие райские картины уже безлюдного мира. Так и ядерный гриб, в котором проявляется изображение черепа, в аниме-сериале «Тайм Бокан», откуда этот образ позаимствовал Мураками, обозначает уже не трагедию, а лишь окончание очередной серии приключенческого фильма. Или его изысканный скульптурный «Цветок-Матанга», раскидистые колючие ветки которого, хоть и считаются результатом мутаций, восхищают своим ювелирным исполнением. Разнообразные черепа, как на отдельных картинах, так и на тех, где они проглядывают через плотные россыпи улыбающихся цветов, стали фирменными образами Мураками. Его работы будто призваны произвести обезболивающий эффект и, судя по успеху далеко за пределами Японии, производят его вне зависимости от декларируемых художником задач.

Большой раздел выставки посвящен кавайи — трудно переводимому понятию, свойственному массовой японской культуре. Оно обозначает нечто миленькое, прелестное, трогательное,— словом, относящееся к тому самому инфантильному восприятию реальности. Череда залов с улыбающимися цветочками, рисованными и скульптурными, с портретами художника на их фоне, с придуманными им персонажами Кайкая и Кики, ведет к гигантской инсталляции, составленной из тысяч пластиковых и плюшевых персонажей аниме и манги. Игрушки скуплены в токийском квартале Накано Бродвей, на главном рынке для отаку, который часто посещает художник. Эту игрушечную армию, противостоящую не только гипотетическому «Малышу», но и прочим тревогам нашего времени, на поле современного искусства умело возглавил Такаси Мураками.

Источник

Читайте также:  Плотских утех что это значит
Оцените статью