Суета сует все суета что это значит

Что значит

Что означает слово

«Суета сует» — значение фразеологизма

Выражение суета сует — показывает, что многие жизненные проблемы и неприятности, которые сейчас кажутся драматическими подчас настолько ничтожны, преходящи и сиюминутны, что не стоят затраченных на них денег, здоровья, нервов, внимания и сил. Время, как мощный каток, проносится по чужим судьбам и оставляет после себя лишь весьма значимые моменты и ничто не в силах остановить его движение.
Эта фраза была заимствована из латинского языка и полностью произносится, как » суета сует и всё суета » («vanitum vanitatum et omnium vanitatum»).

Своим происхождением этот фразеологизм обязан девятнадцатой книге Пятикнижия, которая называется Экклесиаст. Она расположена в разделе Писания, между книгой Эстер и «Плачем Иеремии».

Что такое Экклесиаст?

Слово Экклесиаст является переводом на греческий язык еврейского слова «Кохелет», который означает человека, выступающего перед народом. Он ведёт заседание или поучает народ, как правильно жить и проповедует для почтенной публики.
В самой первой строчке книги, фраза «суета сует» показывает, что это выражение Принадлежит Экклесиасту, Иерусалимскому царю, сыну Давидову. Далее на двенадцатой строке автор этого труда разъясняет, что он занимал должность царя в Иерусалиме над Израилем.
Исходя из этих неоднозначных по своему смыслу строк исследователи приписывают авторство этого религиозного труда Соломону, древнему царю Израиля. Который остался в памяти человечества благодаря своей мудрости.
Фразеологизм «суета сует» можно обнаружить уже в 1-ой части книги Экклесиаста во 2-ой строчке: «Всё суета сует проговорил Экклесиаст, суета сует, — всё суета!»

Читайте также:  Что значит аист принес

Затем автор продолжает философствовать:

Какая польза для человека от его ежедневной работы, которой занимается он под этим солнцем?

Люди рождаются, и люди умирают, а земля не меняется.

Раз за разом восходит солнце и торопится к тому месту, где восходит.

Дует ветер к востоку и переходит к западу, крутится и крутится и возвращает ветер всё на круги своя.

Все реки впадают в океан, но океан не наполняется — к тому месту, откуда начинают течь реки всё возвращается, чтобы снова течь в океан.

Все вещи в труде: не способен человек всего пересказать; не наполнится око слушанием, не насытится око зрением.

Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.

Читайте ещё: что означает Звезда Давида

Использование фразеологизма «суета сует» в литературе


«Кто из нас доволен своей жизнью? Кому из нас достаётся то, что он жаждет получить, а получив, хочет гораздо большего? Ах, vanitas vanitatum!»
(«Ярмарка тщеславия» Теккерай)

«Этот человек по имени Лукулл из семьи Мило умер, при этом написав завещание на своего сына, оставив тому родовое гнездо, хотя и без права взимания налогов со своих вассалов, но зато с украшенными его гербом, с флюгерами и тысячью луидоров в придачу. Приличную сумму для 1802 года, и векселями знатных эмигрантов, которые хранятся в папке рядом со стихами и с надписью: «Vanitas vanitatum et omnla vanitas!»
(«Провинциальная муза» Оноре де Бальзак)

«Это самый покладистый для женитьбы человек. Он не злиться, на всё согласен и весьма покладист. Свою любимую жену называет душенькой. Ему нравятся певчие, поросёнок с хреном, холодок и всё кислое. Выражение «Чепуха чепух и всяческая чепуха» (Vanitas vanitatum et omnia vanitas) пожалуй придумана флегматиком» («Темпераменты» Чехов)

«Я без всякого хвастовства заявляю, что я жил лишь исходя из собственного опыта, и испил всю семейную чашу до дна, и разглядел все непрочные семейные связи. Они крепки только в том сучае, если они жиждятся на духовной близости, а без них рушатся от любого толчка. Суета! Суета! Vanitas! Vanitas!»
(«Дневник» Герцен)

«Гегель настолько высоко завязывал паруса своей философии, которая настолько свободно и гордо плыла по логическому морю, опасаясь отплывать далеко от берегов и попасть в шторм. Нибур опасаясь такого же предсказания скончался уже в 1830 году, при этом застав июльскую революцию. В Германии появилась некая школа, которая жаждала остановить прошедшее будущим, подпереть дверь новорождённого трупом его отца. — Vanitas vanitatum!»
(«С того берега» Герцен)

«Митенька при этом продолжал рассуждать, — Что такое нигилизм?, урезоньте стриженных девушек, отриньте пожары, отриньте противозаконные волнения. и что я вас спрашиваю вы получите в результате? У вас получится: vanitatum et omnium vanitatum»
(«Помпадуры» Солтыков-Щедрин)

Суета сует видео

Источник

Суета сует и всяческая суета

(значение фразеологизма) — мелочные повседневные волнения, суета.

Фраза «Суета сует» указана в Большом толково-фразеологическом словаре Михельсона М. И. (1904 г.) .

Суета сует и всяческая суета на латыни — Vanitas vanitatum et omnie vanitas (ванитас ванитатум эт омниэ ванитас).

Выражение из Библии . Полный вариант — суета сует и всяческая суета.

В Ветхом Завете ( Книга Екклесиаста , гл. 1, ст. 1 – 2) сказано:

«Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – всё суета!»

А также далее (гл. 1, ст. 14):

«Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё – суета и томление духа!».

Фраза применяется и в английском языке:

Суета сует — vanity of vanities

Суета сует и всяческая суета — vanity of vanities! All is vanity

Первые две строки главы 1 Книги Екклесиаста на английском языке:

«Vanity of vanities, says the Preacher,

vanity of vanities! All is vanity».

В словарях

(устар. высок.) — мелочные повседневные волнения, суета (в 1 значении — 1. Всё тщетное, пустое, не имеющее истинной ценности, прах). ( Толковый словарь Ожегова (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., 1992 г.) , «Суета»)

(устар. высок.) — то же, что суета (в 1 значении — 1. Всё тщетное, пустое, не имеющее истинной ценности, прах). ( Толковый словарь Ожегова (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., 1992 г.) , «Суета»)

(церк., книжн. устар.) — то же, что суета в 1 значении — 1. Всё тщетное, ничтожное, бесполезное, не представляющее истинной ценности (из библейского выражения «суета сует и всяческая суета»). ( Толковый словарь Ушакова (Ушаков Д.Н., 1935 – 1940 гг.) , «Суета»)

Примеры

«Продавец обуви. История компании Nike, рассказанная ее основателем» , 2015 г., перевод на русский язык Царев В. М. 2016 г. (ч. 1, «Безумная идея»):

«. у ног Большого Сфинкса, и все мы, щурясь, вглядывались в его вечно открытые глаза. Солнце било своими лучами мне по голове, то же солнце, что обрушивало свой жар на тысячи тех, кто построил эти пирамиды, и на миллионы посетителей, приходившим сюда потом. Ни об одном из них ничего не осталось в памяти, думал я. Все – суета, говорится в Библии. Существует только настоящее, говорит учение дзен. Все – пыль, говорит пустыня.»

«Теперь же я сидел в Чикаго, обремененный долгами глава балансирующей на грани краха обувной компании, и выставлял на всеобщее обозрение новый бренд – образец никудышного мастерства с кривыми свушами. Все суета сует

«Суета сует» — художественный фильм

Режиссёр Алла Сурикова, Мосфильм 1978 г.

«Понедельник начинается в субботу» (1965 г.), история 2 называется «Суета Сует», а история 3 «Всяческая суета».

«Жизнь господина де Мольера» :

«- Все суета сует и всяческая суета! — кричал зловеще Шапель, грозно указывая куда-то пальцем.»

«Суета сует» (рассказ, 1926 г.)

«В городе он говел и писал у нотариуса завещание (недели две назад с ним приключился легкий удар), и теперь в вагоне все время, пока он ехал, его не покидали грустные, серьезные мысли о близкой смерти, о суете сует, о бренности всего земного.»

«А презираете вы страдания и ничему не удивляетесь по очень простой причине: суета сует, внешнее и внутреннее, презрение к жизни, страданиям и смерти, уразумение, истинное благо, — всё это философия, самая подходящая для российского лежебока»

«— То-то. по лику вижу. А я стою вот тут и гляжу. Мир и есть мир. Суета сует. Взглянь-ка! Немцу помирать надо, а он о суете заботится. Видишь?

Старик указал палкой на графскую купальню. От купальни быстро плыла лодка. В ней сидел человек в жокейском картузике и синей куртке. То был садовник Франц.

— Каждое утро на остров деньги возит и прячет. Нет у глупого понятия в голове, что для него что песок, что деньги — одна цена. Умрет — не возьмет с собой. Дай, барин, цигарку!»

«Огни» (1888 г.) — инженер говорит молодому студенту:

«Мысли о бесцельности жизни, о ничтожестве и бренности видимого мира, соломоновская «суета сует» составляли и составляют до сих пор высшую и конечную ступень в области человеческого мышления. Дошел мыслитель до этой ступени и — стоп машина! Дальше идти некуда.»

«Фраза «Vanitas vanitatum et omnie vanitas» (Чепуха чепух и всяческая чепуха) выдумана флегматиком.»

Князь Долгорукий

«Все наши прихоти — мечта;
Все здесь, о люди, скоротечно:
Ищите в небе счастья вечно,
А мир — сует есть суета«.

«Он был очень доволен своим чином, в который был произведен недавно, и хотя иногда, ложась на диван, он говорил: „Ох, ох! Суета, всё суета! Что из этого, что я поручик?“ Но втайне его очень льстило это новое достоинство;»

Натюрморты Суета сует (Vanitas)

В натютмортах выделяют направление Суета сует (Vanitas, лат.). Натюрморты Суета сует посвящены бренности человеческой жизни, славы, власти.

В натюрмортах Суета сует обычно присутствуют: Череп — символ неизбежности смерти, Оружие и доспехи — символ власти и могущества, которые покидают человека с его смертью, Цветы, часы — символизируют скоротечность жизни.

Суета сует, Эвард Колье (конец 17 — начало 18 в.), собрание В.Г. Горященко (Москва) Memento Mori, Вюньше (18 в.), собрание В.Г. Горященко (Москва)

Источник

Что означает выражение «суета сует»?

Всё суета сует — вздохнул царь Соломон

Происхождением фразеологизм обязан книге Экклесиаст — девятнадцатой книге Пятикнижья (ТаНаХа), которая находится в разделе Писания, между «Плачем Иеремии» и книгой Эстер. Экклесиаст — это греческий перевод ивритского слова «Кохелет», обозначающего «ведущий собрание, выступающий перед публикой» или «проповедующий в собрании, поучающий народ». В первой строке книги она характеризуется как «слова» Экклесиаста, «сына Давидова, царя в Иерусалиме». В 12-ой строке автор утверждает, что он «был царем над Израилем в Иерусалиме». На этом основании авторство книги приписывается царю древнего Израиля Соломону, прославившемуся в веках своей мудростью

Выражение «суета сует» звучит уже во второй строке первой части книги Экклесиаста: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует,- всё суета!». И далее автор развивает мысль:

3. Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?
4. Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.
5. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.
6. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.
7. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.
8. Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.
9. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.

Применение выражения в литературе

«что такое нигилизм? – продолжает ораторствовать Митенька, – откиньте пожары, откиньте противозаконные волнения, урезоньте стриженых девиц… и, спрашиваю я вас, что вы получите в результате? Вы получите: vanitum vanitatum et omnium vanitatum»
(Салтыков-Щедрин «Помпадуры»)
«Гегель подвязывал паруса своей философии, так гордо и свободно плывшей по морю логики, боясь далеко уплыть от берегов и быть захваченному шквалом. Нибур, томимый тем же пророчеством, умер, увидя 1830 году и июльскую революцию. Целая школа образовалась в Германии, мечтавшая остановить будущее прошедшим, трупом отца припереть дверь новорождённому. — Vanitas vanitatum!» (Герцен «С того берега»)
«Я без хвастовства могу сказать, что я прожил собственным опытом и до дна все фазы семейной жизни и увидел всю непрочность связей крови; они крепки, когда их поддерживает духовная связь (то есть когда их не нужно), а без них держатся до первого толчка. Vanitas! Vanitas! Суета! Суета!» (Герцен «Дневник»)
«Самый удобный для женитьбы человек: на всё согласен, не ропщет и покладист. Жену величает душенькой. Любит поросёночка с хреном, певчих, всё кисленькое и холодок. Фраза «Vanitas vanitatum et omnia vanitas»6 (Чепуха чепух и всяческая чепуха) выдумана флегматиком» (Чехов «Темпераменты»)
«Этот Лукулл из рода Мило умер, завещав своему сыну родовое поместье, хоть и без права взимания подати с вассалов, но зато с флюгерами, украшенными его гербом, тысячу луидоров — сумму, довольно значительную в 1802 году, и векселя сиятельнейших эмигрантов, хранившиеся вместе со стихами в папке со следующей надписью: «Vanitas vanitatum et omnla vanitas!» (О. де Бальзак «Провинциальная муза»)
«Ах, vanitas vanitatum! Кто из нас счастлив в этом мире? Кто из нас получает то, чего жаждет его сердце, а получив, не жаждет большего?» (Теккерай «Ярмарка тщеславия»)

Источник

Суета сует

Точность Выборочно проверено

Суета́ суе́т и всяческая суета́ (лат. Vanitas vanitatum et omnia vanitas ) — восходящее к библейским текстам крылатое выражение, латинское, греческое и русское, применяется для описания всего мирского, преходящего, тщетного или ничтожного, не представляющее истинной, вечной ценности. По форме представляет собой тавтологическую формулу, многократно усиливающую и повторяющую смысл слова суета. Впервые выражение встречается в — Вульгате, латинском переводе Библии и представет собой начальные слова из книги Екклесиаста, авторство которой приписывают царю Соломону.

Содержание

Первоисточник [ править ]

Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?
Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.
Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.
Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.
Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.
Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.

Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.

В религии и философии [ править ]

И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!» доколе не померкли солнце и свет и луна и звёзды, и не нашли новые тучи вслед за дождем.
В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно; и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения; и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем.
И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его.
Суета сует, сказал Екклесиаст, всё — суета! [1]

— Книга Екклесиаста, или Проповедника, III век до Р. Х.

В Египте, на построенном русами ведическом символе ― сфинксе ― до сих пор сохранилась древнейшая надпись на русском языке: «Зрю на суету сует». И я с этим ясным и разумным утверждением позиции мыслящего человека в изменчивом нашем мире ― на всем протяжении творческих, трудовых, созидательных лет ― абсолютно согласен. Может, я и сам, в нынешнем своем положении, когда вроде меня и знают, а толком почти никто не читал, потому что все слишком заняты собою, когда одиночество и затворничество давно стали для меня привычными, когда я годами сознательно живу в стороне от суеты и хаоса, ― такой же сфинкс? Чего же вам надо еще? Вот надпись. Текст. Читайте! Чай, грамоте обучены. [2]

В публицистике и мемуарах [ править ]

Да и кая полза? Вид бобров не творит волка бобром. О глухии лицелюбцы! Внемлите грому сему: «Плоть ничто же, дух животворит». И сего ли не весте, яко вид, лице, плоть, идол есть то же и ничто же? Не весте ли, яко мыр сей есть идол поля Деирскаго? Сонце же истукану сему есть лице его и златая глава его, и се суета сует! [3]

«Может быть, половину этих чиновников мне же кормить достанется, ― говаривал он, ― полно и того, что у меня есть две тысячи душ: это такой чин, с которым в моем околотке везде дадут мне первое место».
«Всё суета сует», ― так заключал он обыкновенно свои рассуждения и после того, оставясь кругом дюжиною бутылок портеру, садился метать банк. По сему можете вы заключить, милостивые государи, что общества его были хотя не пышные, но весьма веселые. [4]

— Иван Крылов, «Похвальная речь в память моему дедушке», 1792

Процессия между тем приблизилась. Я навел мой лорнет, начал рассматривать и, признаюсь в моем бесчувствии, не увидел ничего, что бы меня сильно тронуло. Впрочем, этому, конечно, я сам виноват. Я вообще не охотник до зрелищ, полагающих такое великое различие между человеком и человеком… Девицы Патриотического общества, шедшие по две в ряд; мужики в богатых кафтанах, жалованных им покойною императрицею; фигуры в черных мантиях; роскошная карета покойницы; великолепный гроб с ничтожными останками величия ― все это проносилось передо мной, как китайские тени. В заключение я, как малая капля в океане, отхлынул с толпой от Марсова поля и направился домой, повторяя про себя избитые, но многозначительные слова: «суета сует» и т. д. [5]

Женщина жизни строгой и воздержанной в бытность свою лютеранкою, Христина по обращении в католицизм сделалась ревностной последовательницей учения Эпикура; она писала любимице своей девице Спарра: «Не слушаю проповедей, презираю проповедников. Прав Соломон: все суета сует; ешь, пей, веселись и живи в полное свое удовольствие». [6]

— Пётр Каратыгин, «Временщики и фаворитки 16, 17 и 18 столетий», 1871

В то время когда в нашей семье таинственно приобретенный достаток вел только к тупой скуке, к какому-то у всей семьи скрытому, подавленному страданию, вел (для отдохновения) ко всенощной, напоминал о смерти, напоминал о том, что хорошо бы для облегчения отслужить по всем умершим родственникам какую-нибудь грандиознейшую панихиду, словом, вел к мысли о смерти и о том, что все ― суета сует и что не суета ― только деньги в кармане, в это же время в семье «иностранца» жило ясное, всем понятное убеждение, что жизнь вовсе не кладбище, но что свободные часы дороги, что ими надо пользоваться и жить. [7]

Всем сонмищем гостей, отцов, матерей и посторонних зрителей и любителей с удовольствием вязли мы по колено в жирных и глубоких пластах накопившегося в скотнике навоза и по чистой совести говорили слово «благодать!» , если приходилось увязнуть выше колен; но в конце концов меня, как непривычного человека, начинало утомлять обилие трудовых приспособлений, обилие мелочей, обставляющих этот вековечный непрерывный труд ― труд для одежи, «обужи», чтобы, приобретя то и другое, приобрести в, конце концов и кусок хлеба, а при его помощи опять же биться из-за одежи и из-за «обужи», и так жить до конца дней. «Неужели же все это ― о едином хлебе?» ― не без страха перед ничтожностью суеты сует приходило мне в голову, по мере того как внимание мое все более и более утомлялось обилием хозяйственных мелочей. Я невольно припоминал свой собственный опыт деревенской жизни, притягивающий как отдохновение от суеты сует городской, и находил, что и деревенская суета сует не выработалась ни во что иное, кроме пустопорожнего недосуга. [8]

Время Экклезиаста прошло безвозвратно. «Суета сует и всяческая суета» для нас только «медь звенящая, кимвал бряцающий». Мир стал больше человека, и теперь только гимназисты (о, эти вечные гимназисты мысли!), затосковав, шалят с пессимизмом. Взрослый человек (много ли их?) рад борьбе. Он гибок, он силён, он верит в своё право найти землю, где можно было бы жить. [9]

При попытке обосновать оптимистическую теорию человеческой природы невольно возникает вопрос: почему же столько выдающихся умов останавливалось на чисто пессимистическом мировоззрении? Пессимизм ― очень давнего происхождения, хотя проповедовался он и распространился главным образом в современную нам эпоху. Всем известен пессимистический возглас Екклезиаста за десять веков до нашей эры: «Все суета сует и всяческая суета!» Предполагаемый автор этого изречения Соломон провозглашает, что он «возненавидел жизнь, потому что противны стали ему дела, которые делаются под солнцем, ибо все суета и томление духа» (Екклезиаст, II, 17). Будда возвел пессимизм на степень учения. По его мнению, жизнь есть сплошное страдание. [10]

В художественной литературе [ править ]

Голова моя идет кругом, сердце так преисполнено горести, досады, негодования, что я не приберу для них выражений. Суета сует и всяческая суета! ― вот слова, которые я, ветреник, каковым ты знавал меня, редко заглядывавший в Священное писание, ныне твержу беспрестанно; вот слова, вырывающиеся у меня теперь из груди и служащие мне якорем для утверждения на них моего послания. Ты счастлив! Дай мне настроить свои силы, чтобы приступить к ужасному описанию; собери и ты все присутствие своего духа, чтобы читать его. Начну издалека и опять обопрусь на якоре священных слов: суета сует и всяческая суета! После письма, которое я старался доставить тебе надежными путями и в котором описывал подробно все, со мною или, лучше сказать, с нами случившееся с того времени, как мы расстались, заключен я был в Дерпте до взятия его русскими. Лифляндцы отстаивали крепость, как любовник милую ему особу от нападения соперников; однако же не устояли против множества осаждавших, личного мужества и искусства венчанного героя. [11]

И кто ж не хочет забыться от забот здешней жизни, вкусив хоть несколько капель у фонтана этого веселья, бьющего для всех и про каждого? Мужичок окунает в нем свою бороду, так он жаден напиться его до безумия; мудрец ― хоть и мудрец, с припевом из Соломона «все суета сует», осторожно, исподтишка, лезет тоже, за щитом густой бороды черни, испить с отдыхами ковшичек удовольствия ― народного, грубого, как он называет его, но все-таки удовольствия. Накрой же кто его на этом ковшике любимою его сентенциею: «все суета сует», у него тотчас готова оговорка: ведь надобно ж было испытать, какова водица, чтобы описать ее свойства! А все это сведем к тому, что все мы не прочь от народных увеселений. Не пользуясь Мафусаиловой жизнью, мы не могли быть на празднике, который в последний год царствования Анны Иоанновны дан был по случаю свадьбы пажа и шута ее Кульковского. [12]

Пусть пришлет Иоанн своих палачей и исторгнет из алтаря жертвы или повелит зарезать их там и обагрит кровью их помост святого храма. Скажи ему, что он может сорвать с меня знаки моего первосвятительства, но ― горе ему…» Я не смею повторить слова, какие прибавил первосвятитель… «Я их понимаю, и… для чего не могу я изгладить их из моей памяти! Мой друг, мой добрый Склир! Все суета сует!»
― Государь! Позволишь ли сказать мне одно слово? «Говори».
― Обезображенный труп Никифора брошен в одном из дворов вукалеонских, и уже хищные птицы вьются над ним… Государь! Он был христианин, и благо тому, по словам закона, кто прикроет землею кости человеческие… [13]

Жизнь Осипа Ивановича текла так мирно и тихо и однообразно, что он оглянуться не успел, как дожил и до наводнения 1824 года. После этого страшного переворота у него осталась от сильного душевного потрясения по гроб свой привычка вздыхать по временам тяжело и приговаривать, покачав головой, кстати и некстати: «Суета сует и всяческая суета; все тленно, все бренно; нигде и никогда жизнь наша не бывает в безопасности, и умереть когда-нибудь да надо». С этого бедственного дня Осип Иванович стал невольно и часто размышлять и рассуждать о смерти, о последнем часе своем и даже о светопреставлении. Осип Иванович просидел во время наводнения преспокойно у себя дома, в комнатке, которую нанимал, у ремесленника на заднем дворе, где платил со столом тридцать пять рублей в месяц, но страх был велик. Очень опасно жить в Петербурге. Суета сует и всяческая суета; когда-нибудь умереть надо. Да, этого нельзя миновать. Эту истину я слышал от одного пьяного, которого городовой вез на дрожках; мужик лежал навзничь, поперек дрожек, глядел на небо и, указав туда же пальцем, сказал с чувством: «Служивый ― а служивый! Все там будем!!» [14]

— Владимир Даль, «Жизнь человека, или Прогулка по Невскому проспекту», 1843

Ах, vanitas vanitatum! Кто из нас счастлив в этом мире? Кто из нас получает то, чего жаждет его сердце, а получив, не жаждет большего? Давайте, дети, сложим кукол и закроем ящик, ибо наше представление окончено. [15]

Флегматик. Милый человек (я говорю, разумеется, не про англичанина, а про российского флегматика). Наружность самая обыкновенная, топорная. Вечно серьезен, потому что лень смеяться. Ест когда и что угодно; не пьет, потому что боится кондрашки, спит 20 часов в сутки. Непременный член всевозможных комиссий, заседаний и экстренных собраний, на которых ничего не понимает, дремлет без зазрения совести и терпеливо ожидает конца. Женится в 30 лет при помощи дядюшек и тетушек. Самый удобный для женитьбы человек: на всё согласен, не ропщет и покладист. Жену величает душенькой. Любит поросеночка с хреном, певчих, всё кисленькое и холодок. Фраза «Vanitas vanitatum et omnie vanitas» (Чепуха чепух и всяческая чепуха) выдумана флегматиком. [16]

— Антон Чехов, «Темпераменты : По последним выводам науки», 1881

― Что опять заскакал? Аль тот лодырь приехал? ― Приехал. ― То-то… по лику вижу… А я стою вот тут и гляжу… Мир и есть мир. Суета сует… Взглянь-ка! Немцу помирать надо, а он о суете заботится… Видишь? Старик указал палкой на графскую купальню. От купальни быстро плыла лодка. В ней сидел человек в жокейском картузике и синей куртке. То был садовник Франц.
— Каждое утро на остров деньги возит и прячет… Нет у глупого понятия в голове, что для него что песок, что деньги — одна цена… Умрет — не возьмет с собой. Дай, барин, цигарку! [17]

― Вы изволите шутить все! ― брезгливо заметил Чиж. Наумов посмотрел на него в упор.
― Я никогда не шучу и не умею шутить. Я говорю то, что думаю, и всегда говорю одно и то же!
― Что? Что все ― суета сует? ― Этого повторять не стоит. Это уже сказано, и в глубине души и вы сознаете эту истину, недаром же у вас такое нервное измученное лицо. Я говорю о том, что раз и навсегда надо понять, что ни революция, ни какие бы то ни было формы правления, ни капитализм, ни пролетариат, ничто не даст счастья человечеству, обреченному на вечные страдания. Что нам в вашем социальном строе, если смерть стоит у каждого за плечами, если мы уходим во тьму, если люди, дорогие нам, умирают, если все, что бы ни делали мы, носит в себе вечные задатки страдания и неудовлетворенности? [18]

Но я не довела мысль до конца: ужасные недоразумения в любви, как правило, происходят из этой идиотической, ложной гордости. Разумеется, чувство собственного достоинства, личности обязано существовать, но в той бездне доверия, которое непременно подразумевает настоящая любовь, это пустяки и суета сует. Доверяя мне любовь, ты не имеешь права, идиот паршивый, сомневаться в том, поеду я с тобой к чёрту на рога или не поеду. Если не поеду, тогда, значит, ничего нет, не было и быть не может, и не потому, что поехать с тобой ― это значит пожертвовать собою, согласно терминологии нашего Женюрочки, а потому, что любовь, если только она есть, непременно и с радостью идет на все, что способствует ее расцвету, и решительно отказывается от того, что мешает ей развиваться нормально. [19]

В поэзии [ править ]

Блажен, кто менее зависит от людей,
Свободен от долгов и от хлопот приказных,
Не ищет при Дворе ни злата, ни честей
И чужд сует разнообразных!
Иль в зеркало времен, качая головой,
На страсти, на дела зрю древних, новых веков,
Не видя ничего, кроме любви одной
К себе, ― и драки человеков.
Все суета сует! я воздыхая мню:
Но бросив взор на блеск светила полудневна,
О коль прекрасен мир! Что ж дух мой бременю?
Творцем содержится вселенна. [20]

Что в ней прочел ты? Что узнал?
Всё та же истина от века,
Иной нам мир не открывал:
Жил человек, любил, страдал,
И нет уж боле человека.
Один живущему закон:
Пеленки саваном сменяют!
И правду рек царь Соломон: «
Всё суета сует и сон!»
О чем же мудрецы мечтают? [21]

Но доказала мне судьба,
Что жизнь не сказка и не сон,
Что я ― страстей своих раба,
Что плотью дух порабощен…
Что грешный мир погряз во зле,
Что нет бессмертья на земле,
И красоты и славы свет ―
Все тлен, все суета сует! [22]

Всё суета сует… приходят поколенья
И вновь уходят в тьму, прожив немного дней,
И их исчезнет след, ― печали, наслажденья
Все суета сует… Ступай же, ешь и пей. [23]

— Эллис (Л.Л.Кобылинский), «Из «Экклезиаста царя Соломона». Глава 1, 1914

7077 лет
Идёт к Земле их свет,
А на осмысленной земле
Лишь суета сует. [24]

— Николай Глазков, «Не я живу в великом времени. » (из сборника «Поэтоград»), 1941

Суета сует,
толчея толчей,
предзакатный свет
твой и мой ― ничей.
Мой троллейбус «Б»,
почему не «А»?
Говорю тебе,
что всему хана.

Пословицы и поговорки [ править ]

Суета сует и всяческая суета. На суету и смерти нет. [25]

Источники [ править ]

  1. ↑ Библия, или книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Синодальный перевод РПЦ МП, редакция от 2000 года
  2. В. Д. Алейников. «Тадзимас». — М.: Рипол классик, 2013 г.
  3. ↑ Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII в. Том I. ― М.: ГОСПОЛИТИЗДАТ, 1952 г.
  4. ↑Крылов И. А., Полное собрание сочинений: в 3 томах, под редакцией Д. Д. Благого; — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1945 год. — Т. I
  5. Никитенко А.В. Записки и дневник: в трёх томах, Том 1. Москва, «Захаров», 2005 г.
  6. Кондратий Биркин (П.П. Каратыгин). «Временщики и фаворитки 16, 17 и 18 столетий» (книга третья) (1871)
  7. Успенский Г.И. Собрание сочинений в девяти томах. Том 5. — Москва, ГИХЛ, 1957 г.
  8. Успенский Г.И. Собрание сочинений в девяти томах. Том 7. — Москва, ГИХЛ, 1957 г.
  9. Н. Гумилёв. Собрание сочинений в четырёх томах / Под редакцией проф. Г. П. Струве и Б. А. Филиппова. — Вашингтон: Изд. книжного магазина Victor Kamkin, Inc., 1962 г.
  10. И.И. Мечников. «Этюды оптимизма». (1907-1913) — М.: Наука, 1988 г.
  11. Иван Лажечников, «Последний Новик» 1833 г. (текст)
  12. И.И. Лажечников. «Ледяной дом». — М.: Эксмо, 2006 г.
  13. Полевой Н. А. Избранная историческая проза. — М.: Правда, 1990 г.
  14. В.И.Даль (Казак Луганский), Повести. Рассказы. Очерки. Сказки. — М.-Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1961 г.
  15. Теккерей У. «Ярмарка тщеславия». — Мн., Народная асвета, 1987, том 2, стр. 339
  16. Чехов А. П. Сочинения в 18 томах, Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. — М.: Наука, 1974 год — том 1. (Рассказы. Повести. Юморески), 1880-1882. — стр.82
  17. Чехов А. П. Сочинения в 18 томах, Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. — М.: Наука, 1974 год — том 3. (Рассказы. Юморески. «Драма на охоте»), 1884-85. — стр.436
  18. М.П.Арцыбашев. Собрание сочинений в трёх томах. Том 1. — М., Терра, 1994 г.
  19. Юрий Герман. «Дорогой мой человек». М.: «Правда», 1990 г.
  20. Г.Р.Державин, Сочинения. — СПб., Новая библиотека поэта, 2001 г.
  21. Л. А. Якубович в кн. «Поэты 1820-1830-х годов». Библиотека поэта. Второе издание. — Л.: Советский писатель, 1972 г.
  22. Лохвицкая-Жибер М. А. Собрание сочинений тт. 1-5. — М., 1896-1898, СПб., 1900-1904 гг.
  23. Эллис (Л.Л.Кобылинский). Стихотворения. — Томск: Водолей, 2000 г.
  24. Н. И. Глазков. Зелёный простор. — М.: Советский писатель, 1960 г.
  25. В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. — 1853.

См. также [ править ]

  • Статья в Википедии
  • Значения в Викисловаре

Поделитесь цитатами в социальных сетях:
VK • Facebook • Twitter • LiveJournal

Источник

Оцените статью