- От чего бежит лермонтовский парус?
- под ним струя светлей лазури Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896—1912 . Полезное Смотреть что такое «под ним струя светлей лазури<,>» в других словарях: Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой; А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! — Подъ нимъ струя свѣтлѣй лазури, Надъ нимъ лучъ солнца золотой; А онъ, мятежный, проситъ бури, Какъ будто въ буряхъ есть покой! М. Ю. Лермонтовъ. Парусъ. Ср. Средь радостей казался скучнымъ, И въ пресыщеніи зѣвалъ. Державинъ. Ср. Wenn es dem Esel… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография) ПОД — (1) ПОД (1) пода, о поде, на поду, м. Горизонтальная поверхность в печи, в печной топке, на к–рую кладется топливо. Печь пирог прямо на поду. Выложить под гладким кирпичом. Под в технике называется дном печи. (2) ПОД (2) и подо (см.) [без удар.,… … Толковый словарь Ушакова ПОД — (1) ПОД (1) пода, о поде, на поду, м. Горизонтальная поверхность в печи, в печной топке, на к–рую кладется топливо. Печь пирог прямо на поду. Выложить под гладким кирпичом. Под в технике называется дном печи. (2) ПОД (2) и подо (см.) [без удар.,… … Толковый словарь Ушакова под — (1) ПОД (1) пода, о поде, на поду, м. Горизонтальная поверхность в печи, в печной топке, на к–рую кладется топливо. Печь пирог прямо на поду. Выложить под гладким кирпичом. Под в технике называется дном печи. (2) ПОД (2) и подо (см.) [без удар.,… … Толковый словарь Ушакова под — (1) ПОД (1) пода, о поде, на поду, м. Горизонтальная поверхность в печи, в печной топке, на к–рую кладется топливо. Печь пирог прямо на поду. Выложить под гладким кирпичом. Под в технике называется дном печи. (2) ПОД (2) и подо (см.) [без удар.,… … Толковый словарь Ушакова под — 1) а, предл. о поде, на поду, м. Нижняя горизонтальная поверхность в печи, в печной топке. Лопата пекаря зло и быстро шаркала о под печи, сбрасывая скользкие вареные куски теста на горячий кирпич. М. Горький, Двадцать шесть и одна. Женщины… … Малый академический словарь под — I. с винительным падежом 1. Употребляется при указании предмета, места, ниже которых направлено действие, движение. Положить под стекло. Поставить чемодан под кровать. Пьер сел на диван, поджав под себя ноги (Л. Толстой). 2. При обозначении… … Словарь управления СТРУЯ — СТРУЯ, струи, мн. струи струи, жен. 1. Узкий поток какой нибудь жидкости, воды. Струя крови из раны. Слезы текут струями. «В землю вонзались струи дождевые.» Некрасов. «Прядает влага горячей струею.» Фет. || перен. Поток воздуха, свет. «(Самолет) … Толковый словарь Ушакова Лермонтов Михаил Юрьевич — Лермонтов, Михаил Юрьевич гениальный русский поэт. Родился в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814 г. Русская ветвь рода Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен при осаде крепости Белой и в 1613 г.… … Биографический словарь ЛАЗУРЬ — (нем. Lasur). 1) голубой цвет неба. 2) синяя краска. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛАЗУРЬ 1) краска синего цвета; 2) синева неба. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском … Словарь иностранных слов русского языка Источник Лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус» (9 класс) М. Ю. Лермонтов. «Парус» Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном. Играют волны – ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит. Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой. А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус» № 1. Объясните название стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус». — Стихотворение называется «Парус», потому что центральным образом в нем является парус, одиноко блуждающий по морю, ищущий своего счастья. № 2. Определите тему стихотворения (о чем оно)? — Одинокий парус – метафорический образ человека, который ищет свое счастье, свою жизненную цель, связанную с жизненным горением – полной отдачей себя благородному делу («буре»). — Таким образом, тема стихотворения – поиск смысла жизни. № 3. Рассмотрите композицию стихотворения. Выявите особенности построения каждой части. — Стихотворение состоит из трех частей. 1-я часть (1-я строфа): введение лирической темы – появление образа паруса, обрисовка места действия и вопроса о том, почему парус оказался «в тумане моря голубом». 2-я часть (2-я строфа): основная часть – развитие лирической темы: усиление трагичности обстановки, в которой происходит действие («Играют волны – ветер свищет. / И мачта гнется и скрыпит»); здесь дается первая, неточная попытка ответа на вопрос, заданного в 1-й строфе («Что ищет он в стране далекой? / Что кинул он в краю родном?»): «Увы! он счастия не ищет / И не от счастия бежит!» Однако из этого ответа непонятно, какова же цель мятежных метаний паруса. 3-я часть (3-я строфа): заключительная часть, в которой содержится вывод — ответ на вопрос, заявленный в 1-й строфе: «А он, мятежный, просит бури, / Как будто в бурях есть покой!» Все три части стихотворения построены одинаково: первые две строки каждой части описывают морской пейзаж, а 3-я и 4-я строки – передают душевную борьбу паруса, содержат вопросы и ответы, связанные с его психологическим состоянием. Строки первая и вторая: 1-я часть: «Белеет парус одинокий / В тумане моря голубом. » 2-я часть: «Играют волны – ветер свищет, / И мачта гнется и скрыпит. ». 3-я часть: «Под ним струя светлей лазури, / Над ним луч солнца золотой. » Строки третья и четвертая: 1-я часть: «Что ищет он в стране далекой? / Что кинул он в краю родном. » 2-я часть: «Увы! он счастия не ищет / И не от счастия бежит!» 3-я часть: «А он, мятежный, просит бури, / Как будто в бурях есть покой!» № 4. Рассмотрите систему художественных образов и охарактеризуйте их. — Центральный образ стихотворения – парус. Не просто фоном, но одновременно и силой, активно влияющей на парус, является морская стихия и связанные с нею туман, волны, ветер, струя светлей лазури, золотой луч солнца, буря. № 5. Охарактеризуйте поэтику художественного пространства и времени стихотворения. — Поэтика художественного пространства: пространство в стихотворении трехмерно: (1) «край родной», который покинул парус, (2) море, по которому блуждает парус, (3) «страна далекая», к которой стремится парус. — Поэтика художественного времени: время в стихотворении трехмерно: представлено настоящее время (парус плывет по морю в настоящем времени, сейчас), дается отсылка к прошедшему времени (когда парус кинул «край родной») и будущему времени (когда парус найдет то, чему будет рада его душа). № 6. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, сравнение, олицетворение). — Эпитеты: парус одинокий, туман голубой, луч солнца золотой, он [парус] мятежный. — Сравнение: струя светлей лазури (лазурный – небесно-голубой цвет). — Олицетворение: играют волны, парус просит бури. № 7. Приведите примеры инверсии (обратного порядка слов). С какой целью автор ее использует? — «Белеет парус» (вместо «парус белеет»), в тумане голубом (вместо «в голубом тумане»), «что ищет?» (вместо «ищет что?»), «в стране далекой» (вместо «в далекой стране»), «что кинул?» (вместо «кинул что?»), «в краю родном» (вместо «в родном краю») и другие. — Инверсия используется, чтобы акцентировать внимание читателя на наиболее значимых словах. № 8. Охарактеризуйте поэтическую лексику стихотворения (синонимы, антонимы, архаизмы). — Синонимы: «не ищет» — «бежит» (контекстуальные синонимы). — Антонимы: «ищет» — «кинул», «в стране далекой» — «в краю родном», «под ним» — «над ним», «буря» — «покой». — Архаизмы: «одинокой» (вместо «одинокий»), «скрыпит» (вместо «скрипит»), «счастия» (вместо «счастья»). № 9. Определите стихотворный размер и способ рифмовки. — Стихотворный размер – ямб. — Способ рифмовки – перекрестная. № 10. Раскройте идею стихотворения (что хотел сказать автор?). — Идея стихотворения: по мнению автора, настоящая личность – та, что постоянно ищет беспокойной жизни, что не сидит на месте, а направляет все свои усилия на поиск нового. Пусть такие люди одиноки, но именно им поэт сочувствует и гордится ими. К образу паруса М. Ю. Лермонтов обращается в финальных строках романа «Герой нашего времени»: М. Ю. Лермонтов. «Княжна Мери» (финальные строки): «И теперь, здесь, в этой скучной крепости, я часто, пробегая мыслию прошедшее, спрашиваю себя: отчего я не хотел ступить на этот путь, открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное. Нет, я бы не ужился с этой долею! Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки, но мало-помалу отделяющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани…». Лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус» № 1. Объясните название стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус». № 2. Определите тему стихотворения (о чем оно)? № 3. Рассмотрите композицию стихотворения. Выявите особенности построения каждой части. № 4. Рассмотрите систему художественных образов и охарактеризуйте их. № 5. Охарактеризуйте поэтику художественного пространства и времени стихотворения. № 6. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, сравнение, олицетворение). № 7. Приведите примеры инверсии (обратного порядка слов). С какой целью автор ее использует? № 8. Охарактеризуйте поэтическую лексику стихотворения (синонимы, антонимы, архаизмы). № 9. Определите стихотворный размер и способ рифмовки. № 10. Раскройте идею стихотворения (что хотел сказать автор?). Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Источник Читаем «Парус» Лермонтова З анятие рассчитано на пяти-, шестиклассников. Материал расписан подробно именно в расчёте на молодого словесника; можно сокращать и перестраивать его по своему усмотрению. До начала занятия на классной доске делается следующая запись: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. увы лазурь струя мятежный Начинаем беседу с классом. Вот её примерный ход. Прочитаем предложение на доске: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Теперь я заменю точку восклицательным знаком. Что изменилось в этом высказывании? В первом случае было только сообщение о том, что в море парус; теперь мы ощущаем человека, который говорит. Нам передаётся его взволнованность — ведь эта фраза заключает в себе то же чувство, что и возглас: “Смотри, парус в море!” Не скажете ли, какое слово является главным в восклицательном предложении “Смотри, парус в море!”? (Существительное парус.) А в нашем восклицательном предложении? (Тоже существительное парус.) Прочтём это предложение так, чтобы передать то чувство, которым охвачен рассказчик. Короткая фраза: “Смотри, парус в море” подсказывает, как, с какой интонацией надо прочитать это длинное предложение. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! Т еперь от доски и слов, написанных на ней, пришла пора обратиться к тексту самого стихотворения. Можно сделать это так. В одном из писем совсем ещё юного, восемнадцатилетнего поэта Михаила Лермонтова есть такая приписка: “Вот ещё стихи, которые я сочинил на берегу моря”. Затем следует само стихотворение. Строчки на нашей доске — его начало. (Учитель исправляет строчное написание предлога “в” на прописное “В”, а точку — на восклицательный знак с многоточием.) Заметьте: в конце предложения стоит восклицательный знак с многоточием. Увиденная картина — парус в открытом море — потрясла юношу. Восклицательным знаком отмечена та душевная взволнованность, которая охватила его. А многоточие означает, что не всё сказано и требуется длительная пауза, чтобы этой паузой заполнить то, что недосказано. А недосказано, не высказано множество мыслей, разом нахлынувших на юного поэта. Удалось ли Лермонтову свои чувства и свои мысли донести до читателя, мы будем решать, прочитав стихотворение. Но для этого мы должны хорошо вникнуть в произведение. И начнём вот с этих двух строчек. Ещё раз прочтём их и постараемся мысленно увидеть то, о чём в них говорится. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. Настроим внимание: море голубое или туман голубой? (В тумане. голубом.) Вот мы прочитали эти строчки и теперь вместе с автором стихотворения видим: в тумане моря белеет парус. Где видится вам этот парус: далеко от вас или тут же, рядом? Можно ли о парусе, если он не далеко от нас, сказать: “белеет в тумане моря”. Когда будем читать стихотворение, узнаем, что парус находится очень далеко от наблюдателя. При вдумчивом чтении этих строчек возникает несколько вопросов, на которые необходимо ответить, чтобы увидеть картину такой, какой она изображена поэтом. Можно ли в тумане увидеть парус, который находится далеко от нас? (Нельзя.) Теперь нам необходимо проявить пристальное внимание ко всему, что говорится о тумане, чтобы выяснить, что же это за туман такой, в котором можно видеть парус. Вы все, конечно, видели туманы. Скажите, какого цвета туман? (Серого.) А какого цвета туман в стихотворении? (Голубого.) О туманах мы говорим, например, так: “туман над лугом”, “туман на улице”, “туман в низине”, — и никогда не скажем: “туман луга”, “туман улицы”, “туман низины”. А здесь как сказано? “В тумане над морем”? (Нет, иначе: “в тумане моря”.) Так что же это за голубой туман моря. Замечали ли вы, что все предметы, удалённые от нас на большие расстояния, приобретают голубоватый оттенок. Почему это происходит? (Воздух придаёт им такой цвет.) Голубая окраска особенно хорошо наблюдается в ясную погоду. В ясный солнечный день и морская даль окрашивается в голубоватый цвет. Вот в таком голубом “тумане” моря мы и видим парус, а правильнее сказать так: на фоне морской дали голубой мы его видим. Представьте себе и подумайте: бескрайнее и непредсказуемое в своей стихии море; его высокие угрожающие волны не захлёстывают нас, потому что мы на берегу и они не докатываются до нас; а далеко в море на опасных его волнах одинокий парус. Если смогли представить себе эту картину, скажите, какие мысли и чувства возникли у вас? Не позавидовал ли кто-нибудь из вас тому смельчаку, который управляет этим парусом? Не захотелось ли оказаться на его месте, под парусом? Или его смелость, его рискованное, опасное для жизни состязание с морем кажется вам безрассудством? Или может быть, кто-нибудь из вас сожалеет о том, что не хватит смелости вот так выйти в открытое море под парусом? Лермонтову не надо было воображать картину моря с парусом, как приходится это делать нам с вами. Вспомним слова из его письма: “Вот. стихи, которые я сочинил на берегу моря”. Одинокий парус в голубой морской дали он увидел наяву. Т еперь необходимо объяснить некоторые слова. Лермонтовым написано одинокой, с окончанием -ой. (Учитель исправляет на доске окончание -ий на -ой.) Это не ошибка, так говорили раньше. Так и мы будем читать. Увы — возглас, выражающий чувство сожаления, горечи. Лазурь. Скажите, каким мы видим небо в ясный солнечный день? (Светло-синим, голубым, ярко-голубым.) Иначе такое небо можно назвать лазурным. Лазурное небо — это какое небо? (Голубое, светло-синее.) А теперь скажите: лазурь — это какой цвет? (Голубой, светло-синий.) Существительное лазурь употреблялось также в значении “небо”. А существительное струя могло употребляться в значении “вода”. Скажите, как понимать выражение: струя светлей лазури? (Вода светлее ясного голубого неба.) Мятежный. Прилагательное безмятежный знакомо вам? Что оно обозначает? (Спокойный, ничем не тревожимый.) А что означает прилагательное мятежный, например, когда говорят о человеке “мятежная душа”, “мятежный характер”? (Неспокойный, тревожный.) Послушайте стихотворение целиком (идёт чтение). Понравилось ли оно вам? Как думаете, только ли о парусе это стихотворение? Не возникло ли у вас ощущение чего-то таинственного в нём, скрытного, такого, до чего хочется дознаться, о чём хочется поразмышлять? Давайте пройдёмся по тайникам стихотворения. Вот Лермонтов видит в море парус. Этот парус для — него не просто белое полотно. Он просит бури, он что-то ищет, у него есть родной край. Этот парус для поэта нечто одухотворённое, это существо, наделённое чувствами, стремящееся к каким-то неведомым целям. Так, как Лермонтов рассказывает о парусе, можно говорить только о человеке. А может быть, и в самом деле здесь рассказано о человеке? Ведь плывет же под парусом кто-то. Обратимся к вопросам, которые возникают у поэта при виде паруса. Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном. Он — это кто? Парус или человек? К парусу или человеку направляет поэт свои вопросы-раздумья? Когда будете читать стихотворение дома, попробуйте в своём воображении заменить парус человеком. Сделать это нетрудно: заметили, наверное, что в стихотворении слово парус постоянно заменяется местоимением он? Найдите эти места в стихотворении. (“Что ищет он”, “что кинул он”, “он счастия не ищет”, “он. просит бури”, “под ним”, “над ним”.) Таким вопросом задаётся Лермонтов, наблюдая за парусом. Находите ли вы в стихотворении ответ на этот вопрос? Скажите, зачем парус в море? (Он хочет бури, жаждет бури, просит её.) Так что ищет он в стране далёкой? (Бури.) Прочтите строчку, в которой содержится ответ. Вспомним, что значит мятежный в словосочетаниях “мятежная душа”, “мятежный характер”? (Неспокойный, тревожный.) Как думаете, чем может быть вызвана мечта о буре? — Желанием испытать себя в чрезвычайных обстоятельствах, проявить свои способности в смертельно опасной обстановке, стремлением к подвигам и неприятием покоя, бездеятельности. Такова жизненная позиция человека с неспокойной, мятежной душой, того, кто жаждет бури. Прочтём следующую строчку. Это голос уже другого человека, у которого жизненная позиция иная. Ему не дано понять, почему кто-то просит бури. Вот если бы в бурях был покой, тогда ему всё было бы понятно. К акая из этих жизненных установок вам более по душе? Какой из них хотелось бы вам следовать в своей жизни? Как вы думаете, какой позиции придерживается Лермонтов? Мысли и чувства, охватившие Лермонтова при виде паруса, были как бы сопереживанием душевному состоянию мятежного пловца. Но оно, это состояние, было воображено поэтом, вымышлено им, “выдумано”, так что стихотворение выражает в действительности и мир самого Лермонтова. Послушайте, что писал он о себе за год до создания «Паруса», когда ему было шестнадцать лет. Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал. понять Всегда кипит и зреет что-нибудь В моём уме. Желанье и тоска Тревожат беспрестанно эту грудь. Но что ж? Мне жизнь всё как-то коротка, И всё боюсь, что не успею я Свершить чего-то. Уясним из этих стихов, к чему готовил себя юный поэт, какой жизненный путь выбрал из того множества дорог, на распутье которых оказывается каждый молодой человек. Послушайте и вдумайтесь в его слова. (Здесь и далее “звездочкой” отмечены тексты, которые прочитываются учащимися по карточкам.) * Мне нужно действовать. . понять Я не могу, что значит отдыхать. * . я каждый день Бессмертным сделать бы желал. * И всё боюсь, что не успею я Свершить чего-то! Сравним, что пишет Лермонтов о парусе и о себе. Парус у него мятежный, то есть какой? (Тревожный, неспокойный.) Подумайте, к мятежным или безмятежным следует отнести Лермонтова, лирический герой которого о себе рассказывает следующее: * Всегда кипит и зреет что-нибудь В моём уме. Желанье и тоска Тревожат беспрестанно эту грудь. Не скажете ли теперь, прослушав эти слова, почему парус в глазах Лермонтова мятежный? (Потому что мятежным был сам Лермонтов. Ведь поэт, рассказывая о парусе, передаёт своё мироощущение.) Сравним ещё несколько цитат из этих стихотворений. О Лермонтове: * Понять я не могу, что значит отдыхать. О парусе: * Он. просит бури. Покоя ли просит парус. А Лермонтов знает, что такое покой. Сравним ещё пару цитат. О Лермонтове: * Мне нужно действовать. О парусе:* Он. просит бури. Не для того ли просит бури, чтобы действовать, и притом энергично, бурно, с полной отдачей сил, как того требует штормовая обстановка? А для Лермонтова, которому нужно действовать, не зная отдыха, не является ли буря желанной стихией? Каким же предстаёт перед нами по этим стихотворениям юный Лермонтов? Человеком с мятежной душой (“желанье и тоска тревожат беспрестанно”, “он, мятежный”), сомневающимся в своих возможностях (“мне жизнь всё как-то коротка. не успею я”), не удовлетворённым жизнью (“не от счастия бежит”), стремящимся через непрестанный труд (“мне нужно действовать. понять я не могу, что значит отдыхать”) к большим деяниям (“я каждый день бессмертным сделать бы желал”). Н о вернёмся на берег моря. Бесстрашный парус будоражит воображение юного поэта, вызывает сильные чувства и поток мыслей. Наблюдаемая картина и возникающие мысли тут же ложатся в стихи. Складывается небольшое стихотворение из трёх строф. В каждой строфе и картина моря с парусом, и навеянные ею мысли. Что же является главным в содержании стихотворения: картины морского пейзажа или раздумья поэта? (Конечно, раздумья поэта — они непосредственно выражают душевное состояние Лермонтова.) Но для внимательного читателя и в картинах, изображающих природу, есть своя загадка. Давайте перечитаем стихи с описанием пейзажа — это первые две строчки каждой строфы. Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. Играют волны — ветер свищет, И мачта гнётся и скрыпит. Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой. Каким изображается море в первой строфе: бурным или спокойным? (Спокойным.) А во второй строфе? (Бурным.) А в третьей строфе? (Опять спокойным.) Выходит, пока Лермонтов наблюдал парус, море трижды поменяло свой состояние? Возможно ли такое в действительности? Почему же во второй строфе Лермонтов изображает море бурным, со штормовым ветром? Перечитаем строфу целиком. Играют волны — ветер свищет, И мачта гнётся и скрыпит. Увы, — он счастия не ищет И не от счастия бежит! Можно ли усомниться в том, что парус не ищет счастья? Разбушевавшаяся морская стихия изображена в таких красках, что у читателя не может даже возникнуть мысли о том, что парус (пловец) ищет какие-то блага для себя. Прочтём третью строфу. Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой. А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Вода светлей лазури бывает тогда, когда море совсем спокойно, а над морем эта самая лазурь с ярким солнцем. Кому же не по душе может быть такое море? (Только человеку с мятежной душой, не принимающему покоя, жаждущему бурной деятельности.) В первой строфе море описывается через “туман моря” — вспомним, что названо туманом? (Голубая окраска морской дали.) На фоне этой голубой дали морской виден парус — таким образом указывается его местонахождение. Скажите, далеко или близко он от берега? (Далеко.) Ведь парус потому и произвёл сильное впечатление на поэта, что одиноко плавал далеко в море, в стране далёкой. О бдумаем то, что мы нашли. Стихотворение «Парус» — это не зарисовка с натуры плывущего по морю паруса. Лермонтову важно было передать свои мысли и чувства. В каждой строфе пейзаж изображён так, чтобы помочь чётче выразить мысль и полнее передать чувство. Читая стихотворение, мы ощущаем, как сквозь думы и переживания поэта проглядывает его восхищение силой человеческого духа. Источник
- Полезное
- Смотреть что такое «под ним струя светлей лазури<,>» в других словарях:
- Лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус» (9 класс)
- Читаем «Парус» Лермонтова
От чего бежит лермонтовский парус?
Стихотворение «Парус», как и многие произведения М.Ю.Лермонтова, построено на антитезе: «ищет» (движение навстречу предмету) — «кинул» (удаление от предмета), «в стране далёкой» — «в краю родном», «под ним» — «над ним». Две последние строки стихотворения также содержат противопоставление:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
В данном фрагменте противопоставлены два состояния природы (и души лирического героя): «покой» и «буря». Этим двум состояниям соответствуют две пейзажные зарисовки — во второй и в третьей строфе стихотворения.
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит. —
так описывает поэт «бурю». Состояние «покоя» передано следующим образом:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
Невозможно не обратить внимание на то обстоятельство, что в последних двух строчках отсутствуют глаголы — часть речи, которая обозначает действие. При этом существительные и особенно прилагательные («струя светлей лазури», т. е. светлей светло-синего, «луч солнца золотой») создают ощущение небесной, божественной чистоты и красоты.
Следовательно, «покой» в сознании лирического героя ассоциируется с отсутствием движения, с ощущением божественной красоты и гармонии, с отсутствием звуков, полным безмолвием, но тогда и . с полным одиночеством! Да и не с кем лирическому герою слово молвить: пространство существует «под ним», «над ним», но ничего не сообщается о том, что (или кто) находится рядом с ним.
В описании «бури», напротив, из девяти слов (включая и дважды повторённый союз и) — четыре глагола. Причем поэт использует такие глаголы, которые не только передают движение, но и наполняют картину звуками. Мы слышим плеск волн, свист ветра, скрип мачты. Тире в первой строке фрагмента подчёркивает наличие неразрывной связи между волнами, ветром и мачтой, помогает создать ощущение разговора между ними.
Следовательно, «буря» для лирического героя — это возможность активного действия, самовыражения, возможность общения, это земная жизнь во всей её полноте, правда, при отсутствии той небесной гармонии, которая свойственна «покою».
Какая же «страна» для паруса (и лирического героя стихотворения) «родная», а какая «далёкая» (чужая)? И чего (если не счастья!) ищет он в этой «далёкой» стране?
Обратимся к пейзажной зарисовке, с которой начинается стихотворение:
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Цветовая гамма («белеет», «голубом»), а также прилагательное «одинокой» позволяют сделать вывод, что именно небесная сфера является для паруса «родной». Об этом же говорит и последняя строфа стихотворения: «А он, мятежный, просит бури. »). Присутствие глагола («белеет») — знак того, что «мятежный» парус стремится покинуть «родную» для него сферу «покоя» и проникнуть в другую — ту, где «играют волны» и «ветер свищет». Двойственность его положения подчёркнута: «белеет парус» «в тумане».
Зачем же «он, мятежный, просит бури»? И какой ещё покой надеется в этой буре обрести? Несомненно, парус ищет земных тревог, чтобы было с кем слово молвить, чтобы избавиться от своего тотального одиночества, а значит, обрести, наконец, душевный покой. Вот только возможно ли это? Союз как будто в последней строке стихотворения показывает, что лирический герой совсем в этом не уверен.
Источник
под ним струя светлей лазури
Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896—1912 .
Полезное
Смотреть что такое «под ним струя светлей лазури<,>» в других словарях:
Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой; А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! — Подъ нимъ струя свѣтлѣй лазури, Надъ нимъ лучъ солнца золотой; А онъ, мятежный, проситъ бури, Какъ будто въ буряхъ есть покой! М. Ю. Лермонтовъ. Парусъ. Ср. Средь радостей казался скучнымъ, И въ пресыщеніи зѣвалъ. Державинъ. Ср. Wenn es dem Esel… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ПОД — (1) ПОД (1) пода, о поде, на поду, м. Горизонтальная поверхность в печи, в печной топке, на к–рую кладется топливо. Печь пирог прямо на поду. Выложить под гладким кирпичом. Под в технике называется дном печи. (2) ПОД (2) и подо (см.) [без удар.,… … Толковый словарь Ушакова
ПОД — (1) ПОД (1) пода, о поде, на поду, м. Горизонтальная поверхность в печи, в печной топке, на к–рую кладется топливо. Печь пирог прямо на поду. Выложить под гладким кирпичом. Под в технике называется дном печи. (2) ПОД (2) и подо (см.) [без удар.,… … Толковый словарь Ушакова
под — (1) ПОД (1) пода, о поде, на поду, м. Горизонтальная поверхность в печи, в печной топке, на к–рую кладется топливо. Печь пирог прямо на поду. Выложить под гладким кирпичом. Под в технике называется дном печи. (2) ПОД (2) и подо (см.) [без удар.,… … Толковый словарь Ушакова
под — (1) ПОД (1) пода, о поде, на поду, м. Горизонтальная поверхность в печи, в печной топке, на к–рую кладется топливо. Печь пирог прямо на поду. Выложить под гладким кирпичом. Под в технике называется дном печи. (2) ПОД (2) и подо (см.) [без удар.,… … Толковый словарь Ушакова
под — 1) а, предл. о поде, на поду, м. Нижняя горизонтальная поверхность в печи, в печной топке. Лопата пекаря зло и быстро шаркала о под печи, сбрасывая скользкие вареные куски теста на горячий кирпич. М. Горький, Двадцать шесть и одна. Женщины… … Малый академический словарь
под — I. с винительным падежом 1. Употребляется при указании предмета, места, ниже которых направлено действие, движение. Положить под стекло. Поставить чемодан под кровать. Пьер сел на диван, поджав под себя ноги (Л. Толстой). 2. При обозначении… … Словарь управления
СТРУЯ — СТРУЯ, струи, мн. струи струи, жен. 1. Узкий поток какой нибудь жидкости, воды. Струя крови из раны. Слезы текут струями. «В землю вонзались струи дождевые.» Некрасов. «Прядает влага горячей струею.» Фет. || перен. Поток воздуха, свет. «(Самолет) … Толковый словарь Ушакова
Лермонтов Михаил Юрьевич — Лермонтов, Михаил Юрьевич гениальный русский поэт. Родился в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814 г. Русская ветвь рода Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен при осаде крепости Белой и в 1613 г.… … Биографический словарь
ЛАЗУРЬ — (нем. Lasur). 1) голубой цвет неба. 2) синяя краска. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛАЗУРЬ 1) краска синего цвета; 2) синева неба. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском … Словарь иностранных слов русского языка
Источник
Лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус» (9 класс)
М. Ю. Лермонтов. «Парус»
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит.
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус»
№ 1. Объясните название стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус».
— Стихотворение называется «Парус», потому что центральным образом в нем является парус, одиноко блуждающий по морю, ищущий своего счастья.
№ 2. Определите тему стихотворения (о чем оно)?
— Одинокий парус – метафорический образ человека, который ищет свое счастье, свою жизненную цель, связанную с жизненным горением – полной отдачей себя благородному делу («буре»).
— Таким образом, тема стихотворения – поиск смысла жизни.
№ 3. Рассмотрите композицию стихотворения. Выявите особенности построения каждой части.
— Стихотворение состоит из трех частей.
1-я часть (1-я строфа): введение лирической темы – появление образа паруса, обрисовка места действия и вопроса о том, почему парус оказался «в тумане моря голубом».
2-я часть (2-я строфа): основная часть – развитие лирической темы: усиление трагичности обстановки, в которой происходит действие («Играют волны – ветер свищет. / И мачта гнется и скрыпит»); здесь дается первая, неточная попытка ответа на вопрос, заданного в 1-й строфе («Что ищет он в стране далекой? / Что кинул он в краю родном?»): «Увы! он счастия не ищет / И не от счастия бежит!» Однако из этого ответа непонятно, какова же цель мятежных метаний паруса.
3-я часть (3-я строфа): заключительная часть, в которой содержится вывод — ответ на вопрос, заявленный в 1-й строфе: «А он, мятежный, просит бури, / Как будто в бурях есть покой!»
Все три части стихотворения построены одинаково: первые две строки каждой части описывают морской пейзаж, а 3-я и 4-я строки – передают душевную борьбу паруса, содержат вопросы и ответы, связанные с его психологическим состоянием.
Строки первая и вторая:
1-я часть: «Белеет парус одинокий / В тумане моря голубом. »
2-я часть: «Играют волны – ветер свищет, / И мачта гнется и скрыпит. ».
3-я часть: «Под ним струя светлей лазури, / Над ним луч солнца золотой. »
Строки третья и четвертая:
1-я часть: «Что ищет он в стране далекой? / Что кинул он в краю родном. »
2-я часть: «Увы! он счастия не ищет / И не от счастия бежит!»
3-я часть: «А он, мятежный, просит бури, / Как будто в бурях есть покой!»
№ 4. Рассмотрите систему художественных образов и охарактеризуйте их.
— Центральный образ стихотворения – парус. Не просто фоном, но одновременно и силой, активно влияющей на парус, является морская стихия и связанные с нею туман, волны, ветер, струя светлей лазури, золотой луч солнца, буря.
№ 5. Охарактеризуйте поэтику художественного пространства и времени стихотворения.
— Поэтика художественного пространства: пространство в стихотворении трехмерно: (1) «край родной», который покинул парус, (2) море, по которому блуждает парус, (3) «страна далекая», к которой стремится парус.
— Поэтика художественного времени: время в стихотворении трехмерно: представлено настоящее время (парус плывет по морю в настоящем времени, сейчас), дается отсылка к прошедшему времени (когда парус кинул «край родной») и будущему времени (когда парус найдет то, чему будет рада его душа).
№ 6. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, сравнение, олицетворение).
— Эпитеты: парус одинокий, туман голубой, луч солнца золотой, он [парус] мятежный.
— Сравнение: струя светлей лазури (лазурный – небесно-голубой цвет).
— Олицетворение: играют волны, парус просит бури.
№ 7. Приведите примеры инверсии (обратного порядка слов). С какой целью автор ее использует?
— «Белеет парус» (вместо «парус белеет»), в тумане голубом (вместо «в голубом тумане»), «что ищет?» (вместо «ищет что?»), «в стране далекой» (вместо «в далекой стране»), «что кинул?» (вместо «кинул что?»), «в краю родном» (вместо «в родном краю») и другие.
— Инверсия используется, чтобы акцентировать внимание читателя на наиболее значимых словах.
№ 8. Охарактеризуйте поэтическую лексику стихотворения (синонимы, антонимы, архаизмы).
— Синонимы: «не ищет» — «бежит» (контекстуальные синонимы).
— Антонимы: «ищет» — «кинул», «в стране далекой» — «в краю родном», «под ним» — «над ним», «буря» — «покой».
— Архаизмы: «одинокой» (вместо «одинокий»), «скрыпит» (вместо «скрипит»), «счастия» (вместо «счастья»).
№ 9. Определите стихотворный размер и способ рифмовки.
— Стихотворный размер – ямб.
— Способ рифмовки – перекрестная.
№ 10. Раскройте идею стихотворения (что хотел сказать автор?).
— Идея стихотворения: по мнению автора, настоящая личность – та, что постоянно ищет беспокойной жизни, что не сидит на месте, а направляет все свои усилия на поиск нового. Пусть такие люди одиноки, но именно им поэт сочувствует и гордится ими.
К образу паруса М. Ю. Лермонтов обращается в финальных строках романа «Герой нашего времени»:
М. Ю. Лермонтов. «Княжна Мери» (финальные строки):
«И теперь, здесь, в этой скучной крепости, я часто, пробегая мыслию прошедшее, спрашиваю себя: отчего я не хотел ступить на этот путь, открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное. Нет, я бы не ужился с этой долею! Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки, но мало-помалу отделяющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани…».
Лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус»
№ 1. Объясните название стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус». № 2. Определите тему стихотворения (о чем оно)? № 3. Рассмотрите композицию стихотворения. Выявите особенности построения каждой части. № 4. Рассмотрите систему художественных образов и охарактеризуйте их. № 5. Охарактеризуйте поэтику художественного пространства и времени стихотворения. № 6. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, сравнение, олицетворение). № 7. Приведите примеры инверсии (обратного порядка слов). С какой целью автор ее использует? № 8. Охарактеризуйте поэтическую лексику стихотворения (синонимы, антонимы, архаизмы). № 9. Определите стихотворный размер и способ рифмовки. № 10. Раскройте идею стихотворения (что хотел сказать автор?).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Читаем «Парус» Лермонтова
З анятие рассчитано на пяти-, шестиклассников. Материал расписан подробно именно в расчёте на молодого словесника; можно сокращать и перестраивать его по своему усмотрению. До начала занятия на классной доске делается следующая запись:
Белеет парус одинокий
в тумане моря голубом.
увы
лазурь
струя
мятежный
Начинаем беседу с классом. Вот её примерный ход.
Прочитаем предложение на доске:
Белеет парус одинокий
в тумане моря голубом.
Теперь я заменю точку восклицательным знаком. Что изменилось в этом высказывании? В первом случае было только сообщение о том, что в море парус; теперь мы ощущаем человека, который говорит. Нам передаётся его взволнованность — ведь эта фраза заключает в себе то же чувство, что и возглас: “Смотри, парус в море!”
Не скажете ли, какое слово является главным в восклицательном предложении “Смотри, парус в море!”? (Существительное парус.) А в нашем восклицательном предложении? (Тоже существительное парус.) Прочтём это предложение так, чтобы передать то чувство, которым охвачен рассказчик. Короткая фраза: “Смотри, парус в море” подсказывает, как, с какой интонацией надо прочитать это длинное предложение.
Белеет парус одинокий
в тумане моря голубом!
Т еперь от доски и слов, написанных на ней, пришла пора обратиться к тексту самого стихотворения. Можно сделать это так.
В одном из писем совсем ещё юного, восемнадцатилетнего поэта Михаила Лермонтова есть такая приписка: “Вот ещё стихи, которые я сочинил на берегу моря”. Затем следует само стихотворение. Строчки на нашей доске — его начало.
(Учитель исправляет строчное написание предлога “в” на прописное “В”, а точку — на восклицательный знак с многоточием.)
Заметьте: в конце предложения стоит восклицательный знак с многоточием. Увиденная картина — парус в открытом море — потрясла юношу. Восклицательным знаком отмечена та душевная взволнованность, которая охватила его. А многоточие означает, что не всё сказано и требуется длительная пауза, чтобы этой паузой заполнить то, что недосказано. А недосказано, не высказано множество мыслей, разом нахлынувших на юного поэта.
Удалось ли Лермонтову свои чувства и свои мысли донести до читателя, мы будем решать, прочитав стихотворение. Но для этого мы должны хорошо вникнуть в произведение. И начнём вот с этих двух строчек. Ещё раз прочтём их и постараемся мысленно увидеть то, о чём в них говорится.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Настроим внимание: море голубое или туман голубой? (В тумане. голубом.)
Вот мы прочитали эти строчки и теперь вместе с автором стихотворения видим: в тумане моря белеет парус. Где видится вам этот парус: далеко от вас или тут же, рядом? Можно ли о парусе, если он не далеко от нас, сказать: “белеет в тумане моря”. Когда будем читать стихотворение, узнаем, что парус находится очень далеко от наблюдателя.
При вдумчивом чтении этих строчек возникает несколько вопросов, на которые необходимо ответить, чтобы увидеть картину такой, какой она изображена поэтом.
Можно ли в тумане увидеть парус, который находится далеко от нас? (Нельзя.) Теперь нам необходимо проявить пристальное внимание ко всему, что говорится о тумане, чтобы выяснить, что же это за туман такой, в котором можно видеть парус.
Вы все, конечно, видели туманы. Скажите, какого цвета туман? (Серого.) А какого цвета туман в стихотворении? (Голубого.)
О туманах мы говорим, например, так: “туман над лугом”, “туман на улице”, “туман в низине”, — и никогда не скажем: “туман луга”, “туман улицы”, “туман низины”. А здесь как сказано? “В тумане над морем”? (Нет, иначе: “в тумане моря”.) Так что же это за голубой туман моря.
Замечали ли вы, что все предметы, удалённые от нас на большие расстояния, приобретают голубоватый оттенок. Почему это происходит? (Воздух придаёт им такой цвет.) Голубая окраска особенно хорошо наблюдается в ясную погоду. В ясный солнечный день и морская даль окрашивается в голубоватый цвет. Вот в таком голубом “тумане” моря мы и видим парус, а правильнее сказать так: на фоне морской дали голубой мы его видим.
Представьте себе и подумайте: бескрайнее и непредсказуемое в своей стихии море; его высокие угрожающие волны не захлёстывают нас, потому что мы на берегу и они не докатываются до нас; а далеко в море на опасных его волнах одинокий парус.
Если смогли представить себе эту картину, скажите, какие мысли и чувства возникли у вас? Не позавидовал ли кто-нибудь из вас тому смельчаку, который управляет этим парусом? Не захотелось ли оказаться на его месте, под парусом? Или его смелость, его рискованное, опасное для жизни состязание с морем кажется вам безрассудством? Или может быть, кто-нибудь из вас сожалеет о том, что не хватит смелости вот так выйти в открытое море под парусом?
Лермонтову не надо было воображать картину моря с парусом, как приходится это делать нам с вами. Вспомним слова из его письма: “Вот. стихи, которые я сочинил на берегу моря”. Одинокий парус в голубой морской дали он увидел наяву.
Т еперь необходимо объяснить некоторые слова. Лермонтовым написано одинокой, с окончанием -ой. (Учитель исправляет на доске окончание -ий на -ой.) Это не ошибка, так говорили раньше. Так и мы будем читать.
Увы — возглас, выражающий чувство сожаления, горечи.
Лазурь. Скажите, каким мы видим небо в ясный солнечный день? (Светло-синим, голубым, ярко-голубым.) Иначе такое небо можно назвать лазурным. Лазурное небо — это какое небо? (Голубое, светло-синее.) А теперь скажите: лазурь — это какой цвет? (Голубой, светло-синий.) Существительное лазурь употреблялось также в значении “небо”.
А существительное струя могло употребляться в значении “вода”. Скажите, как понимать выражение: струя светлей лазури? (Вода светлее ясного голубого неба.)
Мятежный. Прилагательное безмятежный знакомо вам? Что оно обозначает? (Спокойный, ничем не тревожимый.) А что означает прилагательное мятежный, например, когда говорят о человеке “мятежная душа”, “мятежный характер”? (Неспокойный, тревожный.)
Послушайте стихотворение целиком (идёт чтение). Понравилось ли оно вам? Как думаете, только ли о парусе это стихотворение? Не возникло ли у вас ощущение чего-то таинственного в нём, скрытного, такого, до чего хочется дознаться, о чём хочется поразмышлять? Давайте пройдёмся по тайникам стихотворения.
Вот Лермонтов видит в море парус. Этот парус для — него не просто белое полотно. Он просит бури, он что-то ищет, у него есть родной край. Этот парус для поэта нечто одухотворённое, это существо, наделённое чувствами, стремящееся к каким-то неведомым целям. Так, как Лермонтов рассказывает о парусе, можно говорить только о человеке.
А может быть, и в самом деле здесь рассказано о человеке? Ведь плывет же под парусом кто-то. Обратимся к вопросам, которые возникают у поэта при виде паруса.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном.
Он — это кто? Парус или человек? К парусу или человеку направляет поэт свои вопросы-раздумья?
Когда будете читать стихотворение дома, попробуйте в своём воображении заменить парус человеком. Сделать это нетрудно: заметили, наверное, что в стихотворении слово парус постоянно заменяется местоимением он? Найдите эти места в стихотворении. (“Что ищет он”, “что кинул он”, “он счастия не ищет”, “он. просит бури”, “под ним”, “над ним”.)
Таким вопросом задаётся Лермонтов, наблюдая за парусом. Находите ли вы в стихотворении ответ на этот вопрос? Скажите, зачем парус в море? (Он хочет бури, жаждет бури, просит её.) Так что ищет он в стране далёкой? (Бури.) Прочтите строчку, в которой содержится ответ.
Вспомним, что значит мятежный в словосочетаниях “мятежная душа”, “мятежный характер”? (Неспокойный, тревожный.)
Как думаете, чем может быть вызвана мечта о буре? — Желанием испытать себя в чрезвычайных обстоятельствах, проявить свои способности в смертельно опасной обстановке, стремлением к подвигам и неприятием покоя, бездеятельности. Такова жизненная позиция человека с неспокойной, мятежной душой, того, кто жаждет бури.
Прочтём следующую строчку.
Это голос уже другого человека, у которого жизненная позиция иная. Ему не дано понять, почему кто-то просит бури. Вот если бы в бурях был покой, тогда ему всё было бы понятно.
К акая из этих жизненных установок вам более по душе? Какой из них хотелось бы вам следовать в своей жизни? Как вы думаете, какой позиции придерживается Лермонтов?
Мысли и чувства, охватившие Лермонтова при виде паруса, были как бы сопереживанием душевному состоянию мятежного пловца. Но оно, это состояние, было воображено поэтом, вымышлено им, “выдумано”, так что стихотворение выражает в действительности и мир самого Лермонтова. Послушайте, что писал он о себе за год до создания «Паруса», когда ему было шестнадцать лет.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал.
понять
Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моём уме. Желанье и тоска
Тревожат беспрестанно эту грудь.
Но что ж? Мне жизнь всё как-то коротка,
И всё боюсь, что не успею я
Свершить чего-то.
Уясним из этих стихов, к чему готовил себя юный поэт, какой жизненный путь выбрал из того множества дорог, на распутье которых оказывается каждый молодой человек. Послушайте и вдумайтесь в его слова.
(Здесь и далее “звездочкой” отмечены тексты, которые прочитываются учащимися по карточкам.)
* Мне нужно действовать.
. понять
Я не могу, что значит отдыхать.
* . я каждый день
Бессмертным сделать бы желал.
* И всё боюсь, что не успею я
Свершить чего-то!
Сравним, что пишет Лермонтов о парусе и о себе. Парус у него мятежный, то есть какой? (Тревожный, неспокойный.) Подумайте, к мятежным или безмятежным следует отнести Лермонтова, лирический герой которого о себе рассказывает следующее:
* Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моём уме. Желанье и тоска
Тревожат беспрестанно эту грудь.
Не скажете ли теперь, прослушав эти слова, почему парус в глазах Лермонтова мятежный? (Потому что мятежным был сам Лермонтов. Ведь поэт, рассказывая о парусе, передаёт своё мироощущение.)
Сравним ещё несколько цитат из этих стихотворений.
О Лермонтове: * Понять я не могу, что значит отдыхать.
О парусе: * Он. просит бури.
Покоя ли просит парус. А Лермонтов знает, что такое покой. Сравним ещё пару цитат.
О Лермонтове: * Мне нужно действовать.
О парусе:* Он. просит бури.
Не для того ли просит бури, чтобы действовать, и притом энергично, бурно, с полной отдачей сил, как того требует штормовая обстановка? А для Лермонтова, которому нужно действовать, не зная отдыха, не является ли буря желанной стихией?
Каким же предстаёт перед нами по этим стихотворениям юный Лермонтов? Человеком с мятежной душой (“желанье и тоска тревожат беспрестанно”, “он, мятежный”), сомневающимся в своих возможностях (“мне жизнь всё как-то коротка. не успею я”), не удовлетворённым жизнью (“не от счастия бежит”), стремящимся через непрестанный труд (“мне нужно действовать. понять я не могу, что значит отдыхать”) к большим деяниям (“я каждый день бессмертным сделать бы желал”).
Н о вернёмся на берег моря. Бесстрашный парус будоражит воображение юного поэта, вызывает сильные чувства и поток мыслей. Наблюдаемая картина и возникающие мысли тут же ложатся в стихи. Складывается небольшое стихотворение из трёх строф. В каждой строфе и картина моря с парусом, и навеянные ею мысли.
Что же является главным в содержании стихотворения: картины морского пейзажа или раздумья поэта? (Конечно, раздумья поэта — они непосредственно выражают душевное состояние Лермонтова.)
Но для внимательного читателя и в картинах, изображающих природу, есть своя загадка. Давайте перечитаем стихи с описанием пейзажа — это первые две строчки каждой строфы.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит.
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
Каким изображается море в первой строфе: бурным или спокойным? (Спокойным.) А во второй строфе? (Бурным.) А в третьей строфе? (Опять спокойным.)
Выходит, пока Лермонтов наблюдал парус, море трижды поменяло свой состояние? Возможно ли такое в действительности? Почему же во второй строфе Лермонтов изображает море бурным, со штормовым ветром? Перечитаем строфу целиком.
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит.
Увы, — он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Можно ли усомниться в том, что парус не ищет счастья? Разбушевавшаяся морская стихия изображена в таких красках, что у читателя не может даже возникнуть мысли о том, что парус (пловец) ищет какие-то блага для себя.
Прочтём третью строфу.
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Вода светлей лазури бывает тогда, когда море совсем спокойно, а над морем эта самая лазурь с ярким солнцем. Кому же не по душе может быть такое море? (Только человеку с мятежной душой, не принимающему покоя, жаждущему бурной деятельности.)
В первой строфе море описывается через “туман моря” — вспомним, что названо туманом? (Голубая окраска морской дали.) На фоне этой голубой дали морской виден парус — таким образом указывается его местонахождение. Скажите, далеко или близко он от берега? (Далеко.) Ведь парус потому и произвёл сильное впечатление на поэта, что одиноко плавал далеко в море, в стране далёкой.
О бдумаем то, что мы нашли. Стихотворение «Парус» — это не зарисовка с натуры плывущего по морю паруса. Лермонтову важно было передать свои мысли и чувства. В каждой строфе пейзаж изображён так, чтобы помочь чётче выразить мысль и полнее передать чувство. Читая стихотворение, мы ощущаем, как сквозь думы и переживания поэта проглядывает его восхищение силой человеческого духа.
Источник