- Что такое СНиП? Что нужно соблюдать при строительстве частного дома? на сайте Недвио
- СНиП — что это и для чего нужно?
- Какие правила СНиП действуют при строительстве частных домов?
- Какие требования и ограничения предъявляются к частному дому?
- Основные положения СНиП
- 1. Границы ЗУ и красные линии
- 2. Дистанция от межи
- 3. Дистанция от соседских строений
- Санитарно-бытовые нормы:
- Как осуществляется контроль за соблюдением СНиП?
- Заключение
- Основные нормативно-технические документы в сфере строительства и проектирования
- Строительные нормы что это значит
- Введение
- 1 Область применения
- 2 Нормативные ссылки
- 3 Определения
- 4 Основные цели, принципы и структура системы
- 5 Нормативные документы
- 6 Содержание, построение, изложение и оформление нормативных документов
Что такое СНиП? Что нужно соблюдать при строительстве частного дома? на сайте Недвио
Владеть собственным земельным участком всегда приятно, однако строить на нем что угодно, где угодно и как угодно, нарушая правила, — нельзя. При строительстве загородного дома или других объектов на своей земле важно соблюдать правила частной застройки, установленные законодательством.
СНиП — что это и для чего нужно?
СНиП — это аббревиатура термина «Строительные нормы и правила». Под ним подразумевают определенные нормы и ограничения, установленные законодательством касательно проектирования и строительства зданий и построек. Данные требования обязательны к исполнению, в противном случае владелец участка и дома может «попасть» на крупные штрафы или даже лишиться собственности в судебном порядке.
Правила СНиП созданы для контроля и регулирования в сфере индивидуального жилищного строительства. Их очень много, и обязательны к соблюдению не только при строительстве жилых домов, но также и гаражей, амбаров, складов, сараев, построек для скота и т. д. Они включают в себя также соблюдение предписаний пожарной безопасности.
Ознакомиться со всем списком СНиПов можно здесь.
Таким образом СНиПы регламентируют правила застройки практически для любых объектов недвижимости. Мы поговорим в этой статье о самых важных СНиПах, которые следует соблюдать при строительстве собственной дачи, загородного дома.
Какие правила СНиП действуют при строительстве частных домов?
Как только принято решение начать строительство дома, владельцу участка следует сразу определиться и с тем, какие хозяйственные постройки он хочет построить, и где они будут располагаться.
В соответствии с правилами на своем участке можно построить:
- частный дом;
- сарай;
- баню;
- погреб для хранения овощей;
- наружный туалет;
- конюшня;
- гостевой домик;
- гараж.
Строительные нормы регламентируют также возведение иных хозяйственных построек, в т. ч. расположение компостной ямы. К дополнительным объектам на частных участках относятся: амбары, водонапорные башни, ветряные мельницы и прочее.
Все эти объекты наносятся на специальный план участка и передаются в администрацию для согласования.
Безусловно, основной объект, к которому предъявляется наибольшее количество требований и правил — это жилой дом. Потому что речь идет о безопасности и жизнях проживающих в нем людей.
Как мы уже писали ранее, чтобы оформить жилой дом и ввести его в эксплуатацию потребуются соответствующие заключения нескольких экспертов и комиссий, а также внушительный пакет бумаг.
К другим постройкам на участке требования намного проще. Единственный тип, где необходимо получать дополнительные разрешения — возведение водонапорной башни. Здесь нужно оформить лицензию, уплатить государственную пошлину и налоги.
Какие требования и ограничения предъявляются к частному дому?
Ко всем объектам индивидуального жилищного строительства устанавливаются следующие правила и нормы:
- расположение дома и построек относительно других объектов (дорог, канализационных систем и колодцев, границ соседних участков, берегов рек, озер, леса и т. д.);
- расположение коммуникаций (вода, газ и электричество);
- удаленность от социальных объектов инфраструктуры и экстренных служб;
- качество грунта, плодородность земель;
- удаленность от промышленных сооружений (например, заводов).
Для строительства дома на участке важны, в первую очередь, первые 3 пункта. Остальные пункты относятся больше к сельхозземлям и территориям, выделяемым под сельскохозяйственную деятельность, к участкам под ИЖС — они применимы как рекомендация.
Основные положения СНиП
Соблюдать СНиПы обязательно, если вы строите дом на участке ИЖС. Получить разрешение на строительство и сопутствующих построек можно только на основании проектно-сметной документации, разработанной с учетом всех предписанных норм.
Соблюдать требования при застройке необходимо еще потому, что, в противном случае, это может привести к ущемлению прав других граждан, владеющих соседними территориями. При выявлении таких нарушений, вам не дадут оформить дом в собственность и получить разрешение на ввод в эксплуатацию. К тому же, это чревато высокими штрафами, и это меньшее из зол. По решению суда, незаконно построенный дом и другие постройки на участке вообще могут определить под снос.
1. Границы ЗУ и красные линии
Любой проект разрабатывается до начала строительства, ведь именно по нему собственник получает допуск к стройке. В этом документе, как правило, уже учитываются все требования СНиП, включая территориальные границы и расстояние между постройками на участке.
Ориентиром застройки выступают границы земельного участка (ЗУ) и соседних территорий. Согласно правилам, забор должен проходить точно по границе земли, находящейся в собственности. В противном случае, если забор выступает за территорию ЗУ, налагается штраф.
Красная линия — это граница, отделяющая общие земли населенного пункта от собственности застройщика. Они являются своеобразной межой, разделяющей общедоступную землю с частными владениями. СНиПом также определены допустимые расстояния между красными линиями и частным домом.
Кроме того, строить жилые дома запрещено:
- в природоохранных зонах — берег реки, озера, водохранилища (даже если частная территория является прилегающей);
- вплотную с лесополосой (если расстояние до леса — меньше 15 метров).
Другие отступы регулируются в индивидуальном порядке. В каждом районе и населенном пункте есть свои исключения и допуски. Получить более подробную информацию о них, можно сделав соответствующий запрос в местную администрацию.
2. Дистанция от межи
Межой в частном секторе является улица. Жилой дом должен находиться как минимум в 5 метрах от дороги с активным движением, и в 3 метрах, если он расположен в тупике или на улице с незначительным движением транспорта.
Хозяйственные объекты следует обязательно располагать на внутренней стороне участка, как можно дальше от улицы. Оптимально — за жилым зданием. Минимальное расстояние от дома должно быть не меньше 5 м.
3. Дистанция от соседских строений
Дистанция между домами и постройками на соседствующих территориях учитывается в соответствии с материалом, из которого они возведены. Так, минимальное расстояние должно составлять:
- 15 м между деревянными домами;
- 10 м между деревянным и другим домом из камня или кирпича;
- 6 м между кирпичными домами.
Эти нормы рассчитаны исходя их требований противопожарной безопасности. Как известно, дерево имеет высокую восприимчивость к огню. В случае, если возникнет пожар, он не должен перекинуться на другие здания.
Потому отдаленность от построек на соседних участках должна быть достаточной, чтобы предотвратить распространение пламени. Это особенно важно для сельской местности, где много деревьев, кустарников и другой растительности, которые также прекрасно горят.
Заливать фундамент можно на расстоянии как минимум в 3 м от соседского забора. Если у дома есть пристройки, терраса или крыльцо, и они выступают больше, чем на 0,5 м, в таком случае дистанция рассчитывается уже от них.
При пристроенном гараже дистанция должна быть 1 м от забора, не меньше 3 м до жилого дома. А, при наличии амбара для хранения сена, конюшни и двора для скотины, минимальное расстояние от стен постройки до соседского забора составляет 4 м.
Санитарно-бытовые нормы:
- 8 метров между баней и соседним частным домом (потому бани часто располагаются в глубине);
- 8 м между водонапорным сооружением (колодец, башня, колонка), ямой для отходов и туалетом;
- 12 м — до наружного туалета;
- 4 м — до хозяйственных построек;
- 1 м — для иных строений.
Как осуществляется контроль за соблюдением СНиП?
Планировка расположения дома на участке и всех прилегающих строений определяется проектно-сметной документацией, где также учитываются расположение коммуникаций на участке. Любые дополнительные постройки либо подлежат сносу, либо дополнительно вносятся в этот документ — для узаконивания.
Контроль за соблюдением норм осуществляют органы местной администрации. Чтобы получить от них разрешение на строительство нужно подать заявление и следующие бумаги:
- свидетельство, подтверждающее право собственности на ЗУ;
- генеральный план ЗУ (после внесения всех правок);
- проект дома (с указанием размеров, площади, расположения и т.п.);
- акт об установлении красной линии, отступов и разбивки территории.
После одобрения всех документов составляется паспорт проекта на строительство, состоящий из:
- разрешения на строительство;
- свидетельства;
- схем подведения коммуникаций;
- акта границ (межевого акта).
Вся процедура обычно занимает от одной недели до месяца. В течение этого времени государственные инспекторы могут приехать на место для проверки границ, указанных в плане. Только после этого можно приступать к строительству. Нетерпеливым застройщикам, которые начинают процесс без подготовки бумаг и решения вопросов, могут выписать штраф или даже заставить снести незаконные объекты.
Стоит учитывать, что проверки могут быть не один раз. Инспекция имеет право контролировать весь процесс строительства, на предмет соответствия с одобренным генеральным планом. От начала до сдачи объекта в эксплуатацию.
Заключение
Выполнение строительных норм и правил (СНиП) — это не просто прихоть законодателей. Если вы построите дом с нарушением норм, это может обернутся для вас проблемами с соседями и крупными штрафами. И если нарушения не устранить, все может закончится судом и сносом построек.
Не забудьте добавить сайт Недвио в Закладки. Рассказываем о строительстве, ремонте, загородной недвижимости интересно, с пользой и понятным языком.
Источник
Основные нормативно-технические документы в сфере строительства и проектирования
Ассоциация СРО «МежрегионСтройГрупп» осуществляет прием в свои члены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Подробная информация о вступлении у экспертов СРО.
Саморегулируемая организация строителей (СРО) – некоммерческая организация , созданная в целях саморегулирования, основанная на членстве, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих строительство.
Основными целями саморегулируемых организаций являются:
1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;
2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
3) обеспечение исполнения членами саморегулируемых организаций обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным (далее — с использованием конкурентных способов заключения договоров).
В задачи СРО строителей входят разработка нормативных документов и стандартов , контроль выполнения разработанных предписаний, стандартов членами саморегулируемой организации строителей.
Членами СРО строителей может быть юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель, соответствующие требованиям к членству в СРО.
Для каждого предпринимателя, изъявившего желание «получить сро», откроется множество новых возможностей связанных с профессиональным ростом его компании.
Источник
Строительные нормы что это значит
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
System of normative documents in construction
Basic principles
Дата введения 1995-01-01
1 РАЗРАБОТАНЫ Главным управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации, Государственным предприятием — Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ГП ЦНС) и экспертным советом в составе ведущих специалистов по нормированию и стандартизации научно-исследовательских и проектных организаций Госстроя России.
ВНЕСЕНЫ Главным управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России.
2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстроя России от 17 мая 1994 г. N 18-38.
4 ИЗДАНЫ с учетом постановления Минстроя России от 25 июля 1994 г. N 18-2.
В СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» внесены: изменение N 1, утвержденное постановлением Госстроя России от 23 июня 1997 года N 18-20 и введенное в действие с 1 июля 1997 года, изменение N 2, утвержденное постановлением Госстроя России от 16 января 1998 года N 18-6 и введенное в действие с 1 июля 1998 года. Пункты, таблицы, в которые внесены изменения, отмечены в настоящих Строительных нормах и правилах знаком (К).
Изменения внесены изготовителем базы данных по БСТ N 8 1997 г., N 6 1998 г.
Введение
Система нормативных документов Российской Федерации в строительстве создается в соответствии с новыми экономическими условиями, законодательством и структурой управления на базе действующих в России строительных норм, правил и государственных стандартов в этой области.
Главная направленность вновь разрабатываемых нормативных документов Системы — защита прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы предприятий, организаций и специалистов.
Одним из основных средств решения этой задачи является переход к новым методическим принципам, которые находят все большее распространение в практике международной стандартизации. В отличие от традиционно сложившегося, так называемого описательного или предписывающего подхода, когда в нормативных документах приводят подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых материалов и т.д., вновь создаваемые строительные нормы и стандарты должны содержать, в первую очередь, эксплуатационные характеристики строительных изделий и сооружений, основанные на требованиях потребителя. Разрабатываемые в соответствии с настоящими строительными нормами и правилами нормативные документы должны не предписывать, как проектировать и строить, а устанавливать требования к строительной продукции, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства. Способы достижения поставленных целей в виде объемно-планировочных, конструктивных или технологических решений должны носить рекомендательный характер.
1 Область применения
Настоящие нормы и правила определяют основные цели, принципы и общую структуру Системы нормативных документов в строительстве (далее Системы), требования к нормативным документам, их содержанию, построению, изложению и оформлению, порядок разработки, принятия и применения.
Положения настоящего документа обязательны для органов управления и надзора, предприятий, организаций и объединений независимо от форм собственности и принадлежности, осуществляющих разработку и применение нормативных документов в строительстве.
Требования по применению нормативных документов Системы установлены разделом 8 настоящих строительных норм и правил.
2 Нормативные ссылки
В настоящих нормах и правилах использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения».
ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов».
ГОСТ Р 1.4-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения».
ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».
3 Определения
В настоящих нормах и правилах применены термины в соответствии с приложением А и ГОСТ Р 1.0.
4 Основные цели, принципы и структура системы
4.1 Система нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями и организациями для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей, общества и государства.
4.2 Исходя из общих целей стандартизации, система должна способствовать решению стоящих перед строительством задач с тем, чтобы обеспечить:
соответствие строительной продукции своему назначению и создание благоприятных условий жизнедеятельности населения;
безопасность строительной продукции для жизни и здоровья людей в процессе ее производства и эксплуатации;
защиту строительной продукции и людей от неблагоприятных воздействий с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
надежность и качество строительных конструкций и оснований, систем инженерного оборудования, зданий и сооружений;
выполнение экологических требований, рациональное использование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;
взаимопонимание при осуществлении всех видов строительной деятельности и устранение технических барьеров в международном сотрудничестве.
4.3 Объектами стандартизации и нормирования в Системе являются:
организационно-методические и общие технические правила и нормы, необходимые для разработки, производства и применения строительной продукции;
объекты градостроительной деятельности и строительная продукция — здания и сооружения и их комплексы;
промышленная продукция, применяемая в строительстве, строительные изделия и материалы, инженерное оборудование, средства оснащения строительных организаций и предприятий стройиндустрии;
экономические нормативы, необходимые для определения эффективности инвестиций, стоимости строительства, материальных и трудовых затрат.
4.4 Система формируется как открытая для дальнейшего развития единая Система государственных строительных норм, правил и стандартов, а также других нормативных документов в строительстве, разрабатываемых на общей методической и научно-технической основе.
4.5 Правовой базой стандартизации и нормирования в строительстве является законодательство Российской Федерации, определяющее взаимоотношения участников инвестиционной деятельности, их права, обязанности и ответственность за качество продукции и услуг. Строительные нормы, правила и стандарты являются одним из средств межотраслевого регулирования и управления при проектировании и строительстве в целях реализации требований законодательства.
4.6 Предусматривается повышение самостоятельности и развитие инициативы предприятий, организаций и специалистов в решении экономических и технических задач проектирования и строительства при сокращении числа обязательных требований и увеличении доли норм и правил рекомендательного характера.
Обязательными должны быть требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, охране окружающей природной среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости и взаимозаменяемости продукции и применяемых в строительстве технических решений.
4.7 Разработку нормативных документов в строительстве предусматривается осуществлять на принципах, принятых государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации при обеспечении необходимой гармонизации и сопоставимости с международными стандартами в области строительства, строительным законодательством и стандартами технически развитых зарубежных стран.
4.8 Структура Системы (приложение Б) определяется номенклатурой объектов стандартизации и нормирования. Для каждой группы однородных объектов формируется комплекс взаимосвязанных документов различных видов, объединяемых единством их цели и задач. В составе комплексов при необходимости разрабатывают основополагающие нормативные документы, в которых устанавливают положения, общие для объектов комплекса.
5 Нормативные документы
5.1 Нормативные документы Системы подразделяют на государственные федеральные документы, документы субъектов Российской Федерации и производственно-отраслевые документы субъектов хозяйственной деятельности. С учетом требований ГОСТ Р 1.0 в составе Системы разрабатывают следующие документы.
Федеральные нормативные документы:
строительные нормы и правила Российской Федерации — СНиП
государственные стандарты Российской Федерации
в области строительства — ГОСТ Р
своды правил по проектированию и строительству — СП
руководящие документы Системы — РДС
Нормативные документы субъектов Российской Федерации:
территориальные строительные нормы — ТСН
Производственно-отраслевые нормативные документы:
стандарты предприятий (объединений) строительного
комплекса и стандарты общественных объединений — СТП и СТО
В качестве федеральных нормативных документов применяют также межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты (ГОСТ), введенные в действие на территории Российской Федерации.
5.2 Строительные нормы и правила Российской Федерации устанавливают обязательные требования, определяющие цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе создания строительной продукции.
5.3 Государственные стандарты Российской Федерации в области строительства устанавливают обязательные и рекомендуемые положения, определяющие конкретные параметры и характеристики отдельных частей зданий и сооружений, строительных изделий и материалов и обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве и эксплуатации этой продукции.
5.4(К) Своды правил по проектированию и строительству устанавливают рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований строительных норм, правил и общетехнических стандартов Системы или по отдельным самостоятельным вопросам, не регламентированным обязательными нормами.
5.5(К) Руководящие документы Системы устанавливают обязательные и рекомендуемые организационно-методические процедуры по осуществлению деятельности в области разработки и применения нормативных документов в строительстве, архитектуре, градостроительстве, проектировании и изысканиях.
5.6 Территориальные строительные нормы устанавливают обязательные для применения в пределах соответствующих территорий и рекомендуемые положения, учитывающие природно-климатические и социальные особенности, национальные традиции и экономические возможности республик, краев и областей России.
5.7 Стандарты предприятий (объединений) устанавливают для применения на данном предприятии или в объединении положения по организации и технологии производства, а также обеспечению качества продукции. При этом, строительные акционерные общества, ассоциации, концерны и другие объединения в соответствии с правами, делегированными им их учредителями, устанавливают в стандартах предприятий (объединений) положения, необходимые для деятельности входящих в объединение производственных организаций и предприятий.
На поставляемую (сдаваемую заказчику) продукцию стандарты предприятия не разрабатывают. Требования к этой продукции при отсутствии государственных стандартов должны устанавливаться в технических условиях (ТУ), разрабатываемых в составе технической документации.
5.8 Нормативные документы Системы не должны нарушать положений, установленных законодательными актами Российской Федерации.
Нормативные документы субъектов Российской Федерации, нормативные документы субъектов хозяйственной деятельности и технические условия на продукцию не должны нарушать обязательных положений федеральных строительных норм и правил и государственных стандартов.
5.9 Наряду с нормативными документами Системы в строительстве применяют:
государственные стандарты и другие документы по стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России;
нормы, правила и нормативы органов государственного надзора;
стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами, государственными комитетами и комитетами в соответствии с их компетенцией.
5.10 Нормативные документы отраслевых министерств, государственных комитетов и комитетов, органов государственного надзора не должны содержать положений, относящихся к компетенции Минстроя России и территориальных органов управления строительством.
Минстрой России в установленном порядке дает заключения по направляемым ему федеральными органами исполнительной власти и органами государственного надзора нормативным документам, затрагивающим вопросы проектирования и строительства, в части соответствия этих документов обязательным требованиям строительных норм и государственных стандартов.
Разрабатываемые и утверждаемые министерствами нормы технологического проектирования представляют на заключение в Главгосэкспертизу при Минстрое России.
6 Содержание, построение, изложение и оформление
нормативных документов
6.1 Нормативные документы Системы должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, передовом отечественном и зарубежном опыте проектирования и строительства и учитывать международные и национальные стандарты технически развитых стран.
Они должны содержать в необходимом объеме технически и экономически обоснованные положения, направленные на достижение целей Системы и обеспечивающие решение конкретных задач каждого документа в соответствии с областью его применения.
Источник