- Значение слова «стреляться»
- стреля́ться
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Помогите пожалуйста! мне надо краткий сюжет А. С. Пушкина «Выстрел», но надо 3-7 предлжений
- Повести Белкина (Выстрел)
- Повести Белкина (Выстрел) ⇐ Интересное в литературе
- Значение слова стреляться
- Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
- Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
- Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
- Примеры употребления слова стреляться в литературе.
- Особенности повествовательной структуры повести А.С.Пушкина «Выстрел».
Значение слова «стреляться»
1. Разг. Стрелять в себя с целью самоубийства. [Петр:] Самоубийство — глупость! Ужасно дрянно, когда люди моих лет стреляются. М. Горький, Последние.
2. с кем и без доп. Устар. Драться на дуэли (на пистолетах). [Князь:] Кровь! ваша кровь лишь смоет оскорбленье! [Арбенин:] Стреляться? с вами? мне? Вы в заблужденье. Лермонтов, Маскарад.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СТРЕЛЯ’ТЬСЯ, я́юсь, я́ешься, несов. 1. Страд. к стрелять во 2 и 3 знач. Утки стреляются осенью. 2. Кончать жизнь самоубийством при помощи огнестрельного оружия. Вешаются, стреляются и травятся неуравновешенные субъекты. 3. Быть участником дуэли с кем-н., драться на дуэли, применяя огнестрельное оружие (устар.). Пушкин стрелялся с Дантесом.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
стреля́ться
1. стрелять в себя с целью самоубийства; убивать себя выстрелом ◆ Но застрелился на мосту, ― кто же стреляется на мосту? Чернышевский, «Что делать?», 1863 г. ◆ ― То есть как же это беспричинные? ― неприятно осклабился Штерн. ― Совесть их замучила, вот они и вешаются или стреляются. Домбровский, «Факультет ненужных вещей, часть 5», 1978 г. (цитата из НКРЯ)
2. с кем без доп. устар. драться с противником на дуэли, участвовать в поединке, применяя огнестрельное оружие ◆ Переговоры наши продолжались довольно долго; наконец мы решили дело вот как: вёрстах в пяти отсюда есть глухое ущелье; они туда поедут завтра в четыре часа утра, а мы выедем полчаса после них; стреляться будете на шести шагах ― этого требовал Грушницкий. Лермонтов, «Герой нашего времени», 1839 г. ◆ Секунданты взяли на всякий случай рапиры с отточенными концами, хотя и знали, что противники будут стреляться. Герцен, «Былое и думы. Часть шестая. Англия», 1864 г.
3. страд. к стрелять (в 1 и 4 значениях) ◆ Остервенение было столь велико, что солдаты втыкали штыки в промежутки палисадов, стрелялись на верную смерть; турки резали кинжалами. Бестужев-Марлинский, «Вадимов», 1834 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: эстрадник — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Источник
Помогите пожалуйста! мне надо краткий сюжет А. С. Пушкина «Выстрел», но надо 3-7 предлжений
Эпиграфом к «повести» взята фраза, состоящая всего из двух слов «Стрелялись мы». Эпиграф носит ярко выраженный пародийный характер (гротеск: пустая фраза, которая лишь внешне соответствует теме повести) .
Второй эпиграф строится по тем же канонам (взят из произведения Л. Бестужева-Марлинского) : «Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним остался еще мой выстрел) «.
Игра в стрельбу — стреляют куда угодно, только не в человека с целью убить его.
Главный герой этой повести — Сильвио. Он пришёл из уходящей эпохи романтизма. Он красивый сильный храбрый человек с цельным страстным характером и экзотически нерусским именем. Сильвио был великий стрелец, который всю свою жизнь потратил на то, чтобы повернуть счастье к себе лицом, изменить свою судьбу, отомстить графу, отстоять своё первенство и достоинство.
У него был конфликт с графом, уже со времен, когда он служил в полку, там он получил пощёчину от молодого человека, фамилию которого он упоминать не хотел. Вызвавши его на дуэль, он не выстрелил в него, потому что видел равнодушие в его глазах, и решил, что незачем убивать человека, который своей жизнью совсем не дорожит. И много лет спустя, он дождался такого момента, когда графу жизнь действительно дорога. Сильвио было достаточно увидеть в глазах недавно счастливо женившегося графа расстройство, чтобы получить то удовольствие, о ком мечтал всю свою жизнь.
Повествование ведётся от лица свидетеля событий, который в бытность свою армейским офицером, познакомился с Сильвио. Среди прочих отставной гусар слыл весьма угрюмым человеком, но мало кто-то б решился указать ему это в лицо: Сильвио — прекрасный стрелок. И вот однажды, увлекаемый обстоятельствами к отъезду, Сильвио рассказывает свою историю. Дескать, шесть лет назад, он был участником дуэли с одним молодым повесой, который, мало того, что, стреляя первым, как будто нарочно подпортил Сильвио его кивер, так ещё и отнёсся к ответному выстрелу весьма равнодушно (легкомысленно ел черешню, сплёвывая косточки в сторону) . Взбешённый таким поведением, и пренебрежением противника к возможной предстоящей смерти, Сильвио откладывает свой выстрел, подаёт в отставку и уезжает. И вот, спустя шесть лет, он узнаёт, что его обидчик женится, и решает вернуть ему должок.
Окончание этой истории, рассказывает уже помещик, граф — тот самый некогда молодой повеса, оскорбивший Сильвио. Выясняется, что Сильвио его нашёл, вынудил снова разыграть выстрел (определить, кто из противников стреляет первым) , мотивируя это тем, что не может стрелять в безоружного человека. И увидев, что теперь-то графу есть чего терять, увидев слёзы его испуганной жены, удовлетворённый Сильвио уезжает.
Источник
Повести Белкина (Выстрел)
Интересное в литературе. Русский язык для нас
Повести Белкина (Выстрел) ⇐ Интересное в литературе
Модератор: Сергей Титов
Сообщение Синица » 05 июн 2016, 08:09
У «Выстрела» два эпиграфа:
Стрелялись мы.
Баратынский.
Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним остался еще мой выстрел).
Вечер на бивуаке.
Сразу же возникает вопрос: почему у первого не указано произведение (Бал), а у второго — автор (Бестужев-Марлинский)? Верно ли, что таким образом Пушкин как бы ссылался на всю лирику Баратынского, но на тип/тематику именно этой повести Марлинского? Или это просто потому, что в 1830 году цензура не допустила бы прямого упоминания имени декабриста Бестужева?
И второй вопрос. Почему Пушкин выбрал именно эти эпиграфы? Насколько важна отсылка к содержанию цитируемых произведений? Более развёрнутая цитата из «Бала»:
Ее покинул я с презреньем,
Всю боль души в душе тая.
Сказал «прости» всему: но мщеньем
Сопернику поклялся я.
Всечасно колкими словами
Скучал я, досаждал ему,
И по желанью моему
Вскипела ссора между нами:
Стрелялись мы. В крови упав,
Навек я думал мир оставить;
С одра восстал я телом здрав,
Но сердцем болен. Что прибавить?
То есть, главный герой здесь подобен Сильвио тем, что спровоцировал ссору и дуэль. Но первым выстрелом был сильно ранен, и не было никакого продолжения дуэли. Вообще, эта дуэль Арсения — лишь деталь повествования, нужная для того, чтобы временно разлучить Арсения с Оленькой. Нет ни жажды мести, ни отложенного выстрела. Стрелялись, как многие тогда стрелялись.
В «Вечере на бивуаке» рассказчика тоже чуть не убивают первым выстрелом. Выздоровев, он хочет продолжить дуэль, но друг его это предотвращает. Никакой затаённой мести нет и в помине.
Пушкин таким образом противопоставлял «обычные» дуэли и дуэль Сильвио с графом? Какой смысл в выборе именно этих эпиграфов?
Источник
Значение слова стреляться
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
стреляюсь, стреляешься, несов.
Страд. к стрелять во 2 и 3 знач. Утки стреляются осенью.
Кончать жизнь самоубийством при помощи огнестрельного оружия. Вешаются, стреляются и травятся неуравновешенные субъекты.
Быть участником дуэли с кем-н., драться на дуэли, применяя огнестрельное оружие (устар.). Пушкин стрелялся с Дантесом.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-яюсь, -яешься; несов.
Стрелять в себя с целью самоубийства (разг.). Хоть стреляйся! (о полной безвыходности).
с кем. Стрелять друг в друга на дуэли (устар.). С. на шести шагах (т. е. на расстоянии в шесть шагов от барьера для каждого из стрелков). Офицер с лакеем не стреляется (афоризм).
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
Стрелять в себя с целью самоубийства.
Драться на дуэли с кем-л., используя огнестрельное оружие.
Примеры употребления слова стреляться в литературе.
А там род Карпати пополнится юным отпрыском, и вы избавитесь от тягостных обязательств: и шею можете себе тогда ломать, и стреляться, — что вам больше по душе.
Он толст и очень нагл, как все набабы, Идеоложно выдержан, еще б — Пьет коньяки и ест люля-кебабы, И хочет, чтоб я с ним стрелялся, чтоб Вернее закатать мне пулю в лоб, Довольно мол, на первый раз хотя бы.
Казалось, ничего особенного, но что-то было в загородном кабаке, отчего сотни мечтателей, богачей, дураков, невропатов стрелялись в кабинетах под цыганские песни и плясы Шуры да Муры.
Стреляющиеся почистили и зарядили ружья, а вешающиеся весело возились с веревками, репетитуя одновременное спрыгивание с тарных ящиков, просунув головы в одну петлю.
Крестовском, где некогда стрелялись из-за аристократок, я познакомился с фрезеровщицей бывшего Путиловского завода, по-своему отвергавшей индивидуальную половую любовь по Энгельсу.
Жарко пылала буржуйка, накалившись до красна и стреляясь по металлу искорками.
О нескольких доходных домах в Санкт-Петербурге, собственном особняке на Литейном, имении в Крыму, конном заводе на Кубани и огромной коллекции живописи и драгоценностей говорить уже не приходилось Наследовали все эти несметные богатства трое — вдова фон Паллена — баронесса Нина Дмитриевна, урожденная княжна Долгорукая и двое их детей сын — Степан Аркадьевич и дочь Ирина Аркадьевна фон Паллены Надо ли говорить, что при подобном стечении счастливых обстоятельств судьбы Ирина Аркадьевна с раннего девичества отбоя от поклонников не знала и по крайней мере десятком из них была искренне и преданно любима, а один юнкер, принадлежащий к древнему аристократическому роду стрелялся из-за ее холодности, к счастью — не до смерти Однако все это было Ирине Аркадьевне скучно и не имело ничего общего с теми фантазиями, которыми грезила она по ночам В то же время о скверном характере молодой баронессы в столице империи ходили легенды Она была и взбалмошна, и капризна сверх меры, к тому же истерична — и часто утраивала совершен
Договорились стреляться, так он и тут исхитрился, выбрал месть потяжельше, подбросил свое имущество в зимовье, да еще и с прицепом.
Некоторые реплики лучших умов академии были настолько оскорбительны, что Пастер из-за этого даже стрелялся на дуэли.
И мистер Фокер, вежливо проводив гостя до дверей, уселся писать Пену письмо, в котором сообщил, что стреляться мистер Хобнелл не склонен и готов довольствоватсся полученной от Пена взбучкой.
На пару охотиться, стреляться на дуэлях, соперничать в любовных интригах, страдать метафизическими душевными муками и потягивать пиво, созерцая черноморский закат.
Завершив круг, я некоторое время постоял на пороге беседки, рассчитывая место, на котором Северин должен был стреляться, чтобы упасть так, как мы его застали.
Теперь он писал об ампутациях по методу Лисфранка, об отнятии ступней и голеней по Шопару, о вылушении суставов по способу Гранжо, писал о том, что фронтовики, не выдержав болей, иногда стрелялись прямо на койках харбинских госпиталей.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: strelyat’sya
Задом наперед читается как: ясьтялертс
Стреляться состоит из 10 букв
Источник
Особенности повествовательной структуры повести А.С.Пушкина «Выстрел».
В «Выстреле» явно заметна пародия на романтические литературные штампы. Литературные реминисценции из Бестужева-Марлинского («Вечер на Кавказских водах 1824 года», «Роман в семи письмах», «Гедеон», «Замок Вейден», «Замок Нейгаузен», «Изменник», «Ревельский турнир»). Автореминисценции: из «Моцарта и Сальери» мотив отложенного мщения, злодейства.
Схолия. I. Молодые армейские офицеры, к которым принадлежит повествователь, скучают в местечке. Среди окрестных жителей только один входил в их веселое общество: странный человек 35 лет, обладатель противоречивого и загадочного характера, отличный стрелок, в чем всегда упражняется, по имени Сильвио. Однажды во время игры в карты один из офицеров, поручик, ещё не привыкший к странностям Сильвио, воспринял манеры Сильвио как оскорбление, вызвал Сильвио на дуэль. Однако дуэли не состоялось. Это обстоятельство снизило его в глазах общества, хотя скоро многие забыли об этом происшествии, но повествователь испытывал неприятное ощущение оттого, что Сильвио, казавшийся ему раньше романтическим героем, оказался не тем, их взаимоотношения охладели. Вдруг Сильвио получает письмо и тут же объявляет, что уезжает насовсем и поэтому приглашает всех на последний обед. Когда гости разошлись Сильвио просит повествователя остаться и все ему объясняет: с поручиком он не стрелялся не из великодушия или трусости, а потому, что ему нельзя рисковать жизнью, так как он еще не отомстил старому врагу. 6 лет назад он стрелялся на дуэли, но свой выстрел не сделал, так как его обидчик ел на дуэли черешни и это задело Сильвио, он отложил свой выстрел. II. Повествователь однажды, скучая в своей деревне, поехал в гости к богатому соседу. В разговоре случайно выяснилось, что этот граф и есть соперник Сильвио. Повествователь узнал от графа продолжение истории: Сильвио приезжал к нему, застал врасплох, заставил поволноваться, унизил графа (заставил его смалодушничать и сделать выстрел), а сам опять не стал стрелять и уехал.
О Сильвио читатель узнает из двух источников: рассказ самого Сильвио и рассказ его противника, графа. Однако и тот и другой рассказы известны нам уже в пересказе подполковника И.Л.П., который в свою очередь литературно обработан Белкиным, которого создал Пушкин… Что это значит? Чтобы разобраться в истории с выстрелом и понять ее, читатель вынужден сначала разобраться с позициями тех, кто рассказал эту историю, а это возможно только при внимательном рассмотрении всех мелочей: возраст рассказчика, социальное положение, привычки, степень близости герою (друг, приятель, враг) и т.д. Таким образом Пушкин подражает самой жизни, где мы не можем полностью доверять ничьим оценкам, так как правда всегда больше, шире, и она не является простой суммой оценок. Мир в «Выстреле» оказывается подвижным, ускользающим. Рассмотрим пересечение точек зрения («кругозоров сознаний») в этой повести.
Повествователю, который является любителем чтения («малое число книг, найденных мною под шкафами и в кладовой, были вытвержены мною наизусть», С.64; первое, на что он обратил внимание в доме графа, это книги: «около стен стояли шкафы с книгами», С.65) Сильвио кажется «героем таинственной какой-то повести» (С.60), неудивительно поэтому, что повествователь, глядя на Сильвио испытывает «странные, противуречивые чувства» (С.64).
Сильвио сам себе кажется человеком исключительным, обладающим особым характером, достойным лидерства; свое поведение он характеризует словами «буйство», «взбесило меня», «я возненавидел», «волнение злобы». Сильвио преувеличивает особенности своего характера, оценивает себя неадекватно, по литературным моделям (ср. его хвастливое заявление, что он перепил известного пьяницу).
Графу Сильвио кажется необъяснимым злодеем, может быть даже демоном или чёртом, — у него характерный для этого вид («увидел в темноте человека, запыленного и обросшего бородой», С.67), Сильвио демонически усмехается, у него дрожит от волнения голос, он наводит ужас на графа («волоса стали вдруг на мне дыбом», С.67; «голова моя шла кругом», С.68). Однако мнение графа о Сильвио несколько искажено тем обстоятельством, что он рассказывает это приятелю Сильвио, поэтому старается избегать прямых оценок. Тем не менее косвенно он свое отношение выразил — он тоже романтически преувеличивает Сильвио.
Повествователь наивно верит обоим рассказчикам, так как он сам начитался романтической литературы.
Белкин более мудр. Его точка зрения проявляется в эпиграфе: «Стрелялись мы. Баратынский. Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним остался ещё мой выстрел).Вечер на бивуаке.» (VI, 58). Смысл двойного эпиграфа: поэт Баратынский воспринимает дуэль как поэтическое «стрелялись мы», а воины на привале воспринимают дуэль как предлог для убийства (на самом деле вторая часть эпиграфа тоже литературная, это цитата из повести Бестужева-Марлинского «Вечер на бивуаке»). Две разных оценки дуэли — поэтическая и прозаическая. Герои повести видят красивую романтическую историю о демоническом таинственном Сильвио, совершающем странный загадочный поступок. Для Белкина дуэль — это поэтическое оправдание убийства, так как в основе её лежит не защита чести, а месть, злоба, желание увидеть противника униженным.
Пушкин. Крайне трудно восстановить его точку зрения. Возможно мы не замечаем эзотерический уровень смысла (пародирование Бестужева и Баратынского? Ирония по поводу какой-то конкретной дуэли? Своей собственной?). Скорее всего Пушкин склонен видеть во всем этом отсутствие смысла. Каждый видит то, что хотел увидеть.
Источник