Страсти по матфею что это значит
И.С. Бах «Страсти по Матфею»
Самые драматические эпизоды библейской истории связаны с последними днями жизни Иисуса Христа. Пассионы, или Страсти – так назывались произведения, созданные специально к богослужениям Великой Пятницы в протестантских храмах. И.С. Бах написал несколько пассионов, одним из которых стали «Страсти по Матфею».
Сложно найти истоки вдохновения композитора, жившего в начале 18 века. Тем более что после первого исполнения 15 апреля 1729 года, произведение было почти на 100 лет предано забвению. Бах заказал либретто известному лейпцигскому поэту Пикандеру, базовую версию которого переработал самостоятельно, сочетая литературный текст с прямым цитированием Евангелия от Матфея. Это был уже второй опыт создания пассионов для Баха после написанных в 1724 году «Страстей по Иоанну», схема произведения также была уже понятна и проверена. Действующими лицами стали как конкретные библейские персонажи – Иисус, Пилат, Петр, Иуда, евангелист, так и хоры апостолов, первосвященников, толпы.
В годы работы над «Страстями по Матфею» Бах служил кантором в лейпцигской церкви Святого Фомы. Устройство храма позволяло расположить хоры, музыкантов и солистов таким образом, чтобы звук лился со всех сторон. Две части «Страстей по Матфею» предполагались к исполнению на утренней и дневной службах. Но музыку Баха – яркую, эмоциональную – прихожане с пониманием не приняли. Отзывы о премьере были резкими, ее обвиняли в театральной природе, неуместной в церкви — как часто случается, современники не заметили ее истинный масштаб и историческое значение.
30 марта 1736 года состоялось следующее исполнение «Страстей по Матфею», к которому Бах их заметно отредактировал. Еще раз, последний при жизни композитора, произведение звучало 23 марта 1742 года. Бах вносил изменения в партитуру вплоть до 1746 года. После его кончины отрывки из «Страстей по Матфею» несколько раз звучали в церкви Святого Фомы.
Сегодня трудно представить, что в течение многих десятилетий после смерти Бах оставался практически неизвестен широкому слушателю. Из небытия «Страсти по Матфею» вывел начинающий композитор Феликс Мендельсон , известный многим благодаря своему свадебному маршу. Ему было всего 14 лет, когда он получил от бабушки в подарок партитуру «Страстей по Матфею». Познакомившись с самым грандиозным произведением Баха, Мендельсон несколько лет вынашивал планы по его исполнению и воплотил их в жизнь 11 марта 1829 года, когда в Берлине, пусть и в сокращенном виде, прозвучали «Страсти по Матфею». Это было первое исполнение произведения за пределами Лейпцига. Оно мгновенно обрело популярность, последовали еще два концерта. Именно благодаря им, юный композитор завоевал себе международную известность. В 1849 году Вильям Беннетт основал лондонское общество Баха, Хелен Джонстон перевела на английский язык текст «Страстей по Матфею», и в 1854 они были исполнены, а также опубликованы в Лондоне.
«Страсти по Матфею» состоят из двух больших частей, включающих в себя 78 музыкальных эпизодов: 15 хоралов, 14 арий, речитативы и хоры. Арий, являющихся, по сути, личностными эмоциональными высказываниями, в этом произведении больше, чем в других баховских пассионах. Основная форма арии – трехчастная, песенная, с контрастным по настроению центральным эпизодом. В музыкальной основе произведения – узнаваемые протестантские хоралы с каноническими текстами. Их включение было осознанным приемом для того, чтобы прихожане могли напевать знакомые молитвы. Ко всему, в Лейпциге было запрещено пересказывать или интерпретировать текст Евангелия, предназначенный для использования в богослужениях Великой Пятницы.
Иисус – единственный из персонажей, который имеет свой музыкальный портрет – его речитативам аккомпанируют струнные, тогда как речитативы других персонажей преимущественно исполняются под сопровождение органа. Еще одна интересная особенность – в отличие от речитативов, арии не принадлежат героям оратории, а исполняются солистами в повествовательном, неперсонифицированном ключе. Смысл подобного разделения очевиден – речитативы практически дословно передают прямую речь персонажей, тогда как арии выражают настроения и эмоции от какого-то значительного события.
Сюжет оратории повествует об истории гибели Иисуса Христа, начинаясь с его горестных предчувствий грядущих событий и заговора первосвященников, после которого следует Тайная вечеря, сцена в Гефсиманском саду и моление о чаше. Далее, повторяя библейскую историю, после предательства Иуды Иисуса ждет арест, отречение Петра, суд у Пилата, восход на Голгофу и распятие. Заканчиваются страсти снятием с креста и погребением.
В разное время «Страсти по Матфею» еще и по-разному звучали. До 80-х годов 20 века было принято исполнять их в сопровождении больших симфонических оркестров и хоров. После того как под управлением Н. Арнонкура пассионы впервые были исполнены аутентичными инструментами, популярностью стали пользоваться барочные версии, в которых оркестры включали такие раритеты, как виола да гамба, гобой д’амур, гобой ди качча.
Самой узнаваемой арией «Страстей по Матфею» является «Erbarme dich, mein gott» («Сжалься, мой бог»), написанная для альта. Она отражает горькое раскаяние апостола Петра после отречения от Христа.
- В партитуре «Страстей по Матфею» есть женские партии для сопрано и альта, но во времена Баха в церкви пели только мужчины и мальчики. Именно мальчики и исполняли эти партии. Более того, они были воспитанниками самого композитора, который обучал их в певческой школе при церкви Святого Фомы.
- В судьбе Ф. Мендельсона, которому мы обязаны возрождением интереса к музыке Баха, много пересечений со старшим коллегой. Одним из них стал Лейпциг – Мендельсон основал в этом городе консерваторию (первую в Германии), возглавил лейпцигскую музыкальную школу, жил там и скончался. Любовь Мендельсона к Баху трактовалась и как недостаток – Р. Вагнер, в частности, критиковал композитора за подражание великому немцу.
- «Страсти по Матфею» существуют и в балетном жанре – музыка Баха была положена в основу постановки Джона Ноймайера для Гамбургского балета. Спектакль, выпущенный в 1980 году, идет на сцене и по сей день.
- Леонард Бернстайн признался, что его личная страсть к Баху началась именно со «Страстей по Матфею».
- Всего Бах создал пять пассионов, но, кроме «Страстей по Матфею», в полном виде до наших дней сохранились только «Страсти по Иоанну».
«Страсти по Матфею» в кино
Яркая, эмоциональная музыка «Страстей по Матфею» сопровождала сюжеты фильмов:
- «Гаспар едет на свадьбу» Э.Кордье, 2017
- «Демоны» Ф. Лесажа, 2015
- «В петле» А. Ианнуччи, 2009
- «Домино» Т. Скотта, 2005
- «Можешь рассчитывать на меня» К. Лорренгана, 2000
- «Казино» М. Скорсезе, 1995
- «Зеркало» А. Т5рковского, 1974
«Страсти по Матфею» и в день премьеры, и сегодня воспринимаются как театральное, эмоциональное и очень человечное произведение. За четверть тысячелетия коренным образом изменилось отношение к этому факту, благодаря чему сочинение Баха стало очень востребовано на подмостках и обрело бессмертие.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Страсти по Матфею
Источник
Что такое Страсти по Матфею?
Страсти по Матфею Иоганна Себастьяна Баха – это такая гора Джомолунгма в классической музыке по всем параметрам: масштабности, глубины и красоты.
“Страсти по Матфею” означает, что это изложение истории страстей (страданий) Христа в версии евангелиста Матфея. В музыке у разных композиторов есть ещё Страсти по версии других евангелистов: Иоанна, Луки, Марка. У Баха известны три таких произведения: Страсти по Матфею, Иоанну и Марку.
Страсти или Пассионы ( латинский вариант) – это музыкальный жанр протестантской, а не католической церкви. Это огромное произведение для хора, солистов, оркестра и органа (баховские Страсти по Матфею звучат почти четыре часа). Оно исполняется в лютеранских и англиканских храмах в день Страстной пятницы.
Страсти по Матфею Баха представляют собой, практически, оперу, только без сценического действия. То есть тут есть сюжет (это события последних семи дней жизни Иисуса Христа ), который излагается в речитативах Евангелиста. А также есть действующие лица (Иисус, Иуда, Пётр) и корифеи (безымянные комментаторы событий).
Всё в целом представляет собой чередование больших хоров, речитативов и арий в сопровождении двух оркестров и органа. Время от времени в этот процесс включаются прихожане – они поют протестантские хоралы.
Итак, в 26 и 27 главах Евангелия от Матфея рассказывается о семи последних днях жизни Иисуса Христа. Соответственно, в Страстях по Матфею друг за другом следуют этапы сюжета, ведущие к распятию:
- предсказание Иисусом своей смерти
- тайная вечеря – последняя трапеза с учениками с последними наставлениями и пророчествами Иисуса
- молитва “о чаше” Иисуса в Гефсиманском саду. Гефсимания – это долина под Иерусалимом, где были тенистые оливковые рощи – любимое место для молитв Иисуса и его учеников. Туда он пошёл и в ночь после тайной вечери, чтобы в молитве попросить Бога-отца избавить его от тяжёлых мук смерти – “ Да минует меня чаша сия, Господи! ”
- поцелуй Иуды (условный знак для стражников – кого именно следует арестовать) и пленение Иисуса
- допрос его римским наместником Понтием Пилатом, после которого тот, не найдя в действиях Иисуса никакой вины, произносит сакраментальную фразу – “ Я умываю руки от крови невинного ”
- суд толпы, подкупленной первосвященниками, и кричащей “ Распни его! ” в адрес Иисуса и отречение Петра
- шествие Иисуса на Голгофу с огромным крестом на спине и в терновом венке в окружении беснующейся толпы
Самая прекрасная и самая популярная ария из Страстей по Матфею – ария альта “Сжалься надо мной”. С ней связан очень поучительный момент в Евангелии от Матфея.
Пётр – самый преданный ученик Иисуса – во время последней вечери пылко сказал такую речь: “Господи! с Тобой я готов и в тюрьму и на смерть идти!” Но Иисус охладил его пыл такой фразой: “Говорю тебе, Пётр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня”. Пётр не только не поверил Иисусу, но и был, вероятно, оскорблен в лучших чувствах. И вот как всё вышло в тот момент, когда толпа перед дворцом Понтия Пилата ждала оглашения приговора (в описании Матфея):
Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека.
И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.
И выйдя вон, плакал горько”.
Эта ария – чистый образец гениальности
Во времена Баха в церковных хорах обычно участвовали только мужчины и мальчики. В наше время трудно представить, что, фактически, половина всех исполнителей этого грандиозного произведения были дети. Они пели сопрановые и альтовые партии в хоре, а также все очень сложные арии для этих голосов. В том числе, и эту чудесную арию альта.
Бах сам учил этих мальчиков, потому что он был кантором в школе певчих при соборе Святого Фомы в Лейпциге. Теперь довольно трудно найти детей с такой великолепной вокальной подготовкой, которая требуется для исполнения сложных арий, и их партии обычно поручаются женщинам или контратенорам. Но есть и аутентичные записи, где все партии сопрано и альтов поют мальчики.
Именно со Страстей по Матфею Баха началось в 1829 году возрождение его музыки, которая после его смерти исполнялась крайне редко и была неизвестна широкой публике. Автор этого подвига – Феликс Мендельсон. Ему было 20 лет, он очень любил Баха и не побоялся всех трудностей, связанных с исполнением этого грандиозного произведения. В итоге, Германия обрела для себя своего главного музыкального гения.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
История одного шедевра: «Страсти по Матфею» Баха – современники не заметили историческое значение произведения, обрётшего бессмертие
Самые драматические эпизоды библейской истории связаны с последними днями жизни Иисуса Христа. Пассионы, или Страсти – так назывались произведения, созданные специально к богослужениям Великой Пятницы в протестантских храмах. И.С. Бах написал несколько пассионов, одним из которых стали «Страсти по Матфею».
История создания
Сложно найти истоки вдохновения композитора, жившего в начале 18 века. Тем более что после первого исполнения 15 апреля 1729 года, произведение было почти на 100 лет предано забвению. Бах заказал либретто известному лейпцигскому поэту Пикандеру, базовую версию которого переработал самостоятельно, сочетая литературный текст с прямым цитированием Евангелия от Матфея.
Иоганн Себастьян Бах
Это был уже второй опыт создания пассионов для Баха после написанных в 1724 году «Страстей по Иоанну», схема произведения также была уже понятна и проверена. Действующими лицами стали как конкретные библейские персонажи – Иисус, Пилат, Петр, Иуда, евангелист, так и хоры апостолов, первосвященников, толпы.
В годы работы над «Страстями по Матфею» Бах служил кантором в лейпцигской церкви Святого Фомы. Устройство храма позволяло расположить хоры, музыкантов и солистов таким образом, чтобы звук лился со всех сторон. Две части «Страстей по Матфею» предполагались к исполнению на утренней и дневной службах. Но музыку Баха – яркую, эмоциональную – прихожане с пониманием не приняли. Отзывы о премьере были резкими, ее обвиняли в театральной природе, неуместной в церкви — как часто случается, современники не заметили ее истинный масштаб и историческое значение.
Страница автографа «Страстей по Матфею»
30 марта 1736 года состоялось следующее исполнение «Страстей по Матфею», к которому Бах их заметно отредактировал. Еще раз, последний при жизни композитора, произведение звучало 23 марта 1742 года. Бах вносил изменения в партитуру вплоть до 1746 года. После его кончины отрывки из «Страстей по Матфею» несколько раз звучали в церкви Святого Фомы.
Возрождение шедевра
Сегодня трудно представить, что в течение многих десятилетий после смерти Бах оставался практически неизвестен широкому слушателю. Из небытия «Страсти по Матфею» вывел начинающий композитор Феликс Мендельсон, известный многим благодаря своему свадебному маршу. Ему было всего 14 лет, когда он получил от бабушки в подарок партитуру «Страстей по Матфею». Познакомившись с самым грандиозным произведением Баха, Мендельсон несколько лет вынашивал планы по его исполнению и воплотил их в жизнь 11 марта 1829 года, когда в Берлине, пусть и в сокращенном виде, прозвучали «Страсти по Матфею».
Это было первое исполнение произведения за пределами Лейпцига. Оно мгновенно обрело популярность, последовали еще два концерта. Именно благодаря им, юный композитор завоевал себе международную известность. В 1849 году Вильям Беннетт основал лондонское общество Баха, Хелен Джонстон перевела на английский язык текст «Страстей по Матфею», и в 1854 они были исполнены, а также опубликованы в Лондоне.
Музыка и сюжет
«Страсти по Матфею» состоят из двух больших частей, включающих в себя 78 музыкальных эпизодов: 15 хоралов, 14 арий, речитативы и хоры. Арий, являющихся, по сути, личностными эмоциональными высказываниями, в этом произведении больше, чем в других баховских пассионах. Основная форма арии – трехчастная, песенная, с контрастным по настроению центральным эпизодом. В музыкальной основе произведения – узнаваемые протестантские хоралы с каноническими текстами. Их включение было осознанным приемом для того, чтобы прихожане могли напевать знакомые молитвы. Ко всему, в Лейпциге было запрещено пересказывать или интерпретировать текст Евангелия, предназначенный для использования в богослужениях Великой Пятницы.
Иисус – единственный из персонажей, который имеет свой музыкальный портрет – его речитативам аккомпанируют струнные, тогда как речитативы других персонажей преимущественно исполняются под сопровождение органа. Еще одна интересная особенность – в отличие от речитативов, арии не принадлежат героям оратории, а исполняются солистами в повествовательном, неперсонифицированном ключе. Смысл подобного разделения очевиден – речитативы практически дословно передают прямую речь персонажей, тогда как арии выражают настроения и эмоции от какого-то значительного события.
Сюжет оратории повествует об истории гибели Иисуса Христа, начинаясь с его горестных предчувствий грядущих событий и заговора первосвященников, после которого следует Тайная вечеря, сцена в Гефсиманском саду и моление о чаше. Далее, повторяя библейскую историю, после предательства Иуды Иисуса ждет арест, отречение Петра, суд у Пилата, восход на Голгофу и распятие. Заканчиваются страсти снятием с креста и погребением.
В разное время «Страсти по Матфею» еще и по-разному звучали. До 80-х годов 20 века было принято исполнять их в сопровождении больших симфонических оркестров и хоров. После того как под управлением Н. Арнонкура пассионы впервые были исполнены аутентичными инструментами, популярностью стали пользоваться барочные версии, в которых оркестры включали такие раритеты, как виола да гамба, гобой д’амур, гобой ди качча.
Самой узнаваемой арией «Страстей по Матфею» является «Erbarme dich, mein gott» («Сжалься, мой бог»), написанная для альта. Она отражает горькое раскаяние апостола Петра после отречения от Христа.
«Страсти по Матфею» и в день премьеры, и сегодня воспринимаются как театральное, эмоциональное и очень человечное произведение. За четверть тысячелетия коренным образом изменилось отношение к этому факту, благодаря чему сочинение Баха стало очень востребовано на подмостках и обрело бессмертие.
Источник