Столбовой дворянин что это значит

Столбовая дворянка — это кто?

Многие слова из старых сказок у современных детей вызывают лишь недоумение, да и взрослым не совсем понятно, как объяснить то или иное понятие. Например, что означает «дворянка столбовая» из сказок Пушкина? Откуда пошло это слово? Попробуем разобраться.
Дворянство на Руси

В Киевской Руси понятие «дворянство» еще не сложилось. Естественно, княжеские роды уже существовали, но пополнить ряды дружинников или бояр, в принципе, мог любой свободный человек. Как класс, дворянство оформилось уже в XIII- XV веке на Руси Московской. Появление этого сословия неразрывно связанно с переосмотрением принципов землевладения.что означает столбовая дворянка
Поместье и вотчина

В Московии были два вида частных земельных угодий – вотчина и поместье. Вотчиной называлась частная земля, которую передавали из поколения в поколение. Поместье – это земля во временное пользование, которую давали за выслугу на государственной службе. В связи с расширением территории Московской Руси, за счет приращение земель с юга и Восточной Сибири, сельскохозяйственных угодий становилось больше, но их можно было получить только на службе у царя.
Столбцы

Земли, которые предоставлялись служивым людям, были оформлены по законам того времени в специальные указы – столбцы. В них каждый служащий мог узнать, имелась ли у него земля, и вправе ли он был ее обрабатывать. Списки составлялись довольно часто, а просматривались и заверялись самим царем. Так государь всея Руси имел представления о количестве верных ему людей, которые владели поместьями. Попасть в такой список – мечта каждого служилого, ведь это означало не только владение земными угодьями, но и вероятное внимание и милость самого царя.

Читайте также:  Один ноль пять что значит

В списках фамилии владельцев поместий были написаны сверху вниз – « в столбец». Таким образом человек, фамилия которого была в «столбцах» и назывались «столбовой дворянин» и «столбовая дворянка». Это почетное звание говорило и о наличии земельных владений, и об особой милости государя. Попасть в заветные «столбцы» было непросто.
Женщины-дворянки
столбовая дворянка это

Поначалу в «столбцы» попадали только мужчины. Но со временем в заветных списках оказались и женские имена. Так и появилось понятие «столбовая дворянка». Значение слова «дворянка» подразумевает хорошее происхождение или выгодный брак. Термин «столбовая» указывает на наличие пометных земель и о привилегированном положении.

Таким образом, столбовая дворянка – это женщина, из хорошей семьи, жена или вдова государственного служащего, владеющая поместьем. После смерти государственного служащего, его вдова имела право сохранить поместные земли «на проживание», после ее смерти поместье возвращалось в казну и могло быть передано другим столбовым дворянам. Случаи, когда жены или дочери владели поместьем лично, были довольно редкими. Как правило, этим правом обладала лишь столбовая дворянка. Это владение обычно находилось под особой опекой царской власти, и продать, заложить или же передать по наследству угодья женщина не могла.

Путаница среди владельцев вотчинных и поместных земель была настолько типичной, что создавало массу неудобств и неправильных судебных решений. Стоит уточнить, что судебные решения в те времена в основном происходили на прецедентном праве, и цепочка неправомерных судебных решений, о передачи поместных владений в наследство, аренду или продажу, разнеслась по все стране. Для легализации существующего положения вещей была предпринята земельная реформа.столбовая дворянка значение

Земельные реформы начала XVI века уравнивали положение владельцев вотчинных и поместных земель. Земли, принадлежащие семьям из поколения в поколение, и угодья, которыми владели тот или иной дворянин или столбовая дворянка – это земли, подчиняющиеся одним и тем же законам. Такое решение было предпринято для того, чтобы легализовать огромные поместные земли которые, условно говоря, не принадлежали их владельцам. Таким образом, столбовые дворяне стали дворянами потомственными – их правом на землю могли распоряжаться лишь они сами. Естественно, в те годы росло и укреплялось самодержавие, и царская власть оставляла за собой право забирать земли и разжаловать дворянина.столбовая дворянка значение слова

Так мы и разобрались с термином «столбовая дворянка». Значение слова лежит на поверхности – это представительница дворянского сословия, чья фамилия есть в «столбовых списках» самого государя. Возможно, это дочь именного царского слуги или же его вдова, за которой были оставленные поместные земли «на содержание». Но после принятия земельной реформы это слово начинает выходить из употребления и практически теряет свое значение. А. С. Пушкин в своей сказке применил это слово для того, чтобы обозначить не только жадность старухи, но и ее стремление быть известной особой для самого царя. Но чем это закончилось для жадной женщины, известно каждому. и ещё Какие дворяне в России назывались столбовыми?

В дальнейшем поместья стали наследственными. В XVII — начале XVIII века основными документами ежегодной записи служилых людей по московскому списку были боярские списки, которые в 1667—1719 гг. велись в форме книг, повторявших по назначению и структуре боярские списки-столбцы. Поскольку для действительно древних русских дворянских родов основным доказательством их древности являлось упоминание в этих столбцах — то такие дворяне назывались столбовыми.
Столбово;е дворя;нство — в дореволюционной России представители дворянских родов, относившиеся к древним потомственным дворянским родам. Название происходит от так называемых Столбцов — средневековых списков о предоставлении представителям служилого сословия поместий на время их службы.
Столбовые дворяне были представителями дворянского рода. Название »столбовые» происходит от столбцов — родословных книг.

Источник

Кого на Руси называли «Столбовые дворяне»?

Помните, как в «Сказке о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина антагонист произведения – жадная старуха не хотела больше быть «черной крестьянкой», а желала стать «столбовою дворянкой»? Совершенно очевидно, что слово «столбовой» добавлено не просто так.

Образуемое с ним словосочетание означает совершенно конкретную категорию людей. А значит, стоит разобраться в том, кто же такие были эти «столбовые дворяне».

Между знатью постоянно были конфликты. |Фото: fox-calculator.ru.

К XV веку в России окончательно оформилась так называемая система местничества. Местничество – это способ распределения государственных должностей между представителями аристократии исходя из принципа древности и знатности той или иной дворянской семьи.

Система была нужна для того, чтобы сократить количество споров и разногласий между представителями знатных родов. Проблема местничества была в том, что очень часто важные должности доставались не тем, кто действительно этого достоин по своим способностям, а тем, кто обладал большей «знатностью». Знатность семейства определялась его родовой репутацией и древностью.

Сначала углы сглаживала система местничества. |Фото: alternathistory.com.

К XVI веку данная система изжила себя окончательно, превратившись в откровенную обузу для государства. Однако, просто избавиться от нее было нельзя, так как любые попытки победить местничество приводили к жесткой реакции со стороны богатейших и знатнейших семей, опасавшихся потери своей власти и богатства.

В это же время русское государство начинает в очередной раз централизоваться. Москва постепенно собирает вокруг себя земли. Знати становится все больше. Для ее учета начинают применять так называемые «столбцы» — специальные регистрационные списки фамилий и их земельных наделов.

Со временам дворянство стали раздавать за службу. |Фото: dompredkov.ru.

В 1687 году систему местничества отменяют на государственном уровне. От используемых ранее столбцов также отказываются. Им на смену приходит новая система регистрации и учета знатных семей и их земельных наделов – «Бархатная книга». В итоге русское дворянство, начиная еще с XVI века, продолжает активный процесс дробления на две категории: старые родовые дворяне и пожалованные дворяне.

Старые родовые дворяне – это наиболее древние семейства, многие из которых вели свою историю еще от времен, предшествовавших Киевской Руси. Пожалованные дворяне – это молодые семьи, получившие звание и землю за службу. Впервые «пожалованные» начинают активно появляться во времена Ивана Грозного. Но больше всего таких аристократов в России стало во времена Петра I.

Активнее всего процесс выдвижения пошел при Петре Великом. ¦Фото: wikimedia.org.

Хотя к XVIII веку для государства и царя (императора) уже не было никакой разницы между родовыми и пожалованными, древние и молодые аристократические семьи сохраняли между собой определенный антагонизм. Принадлежность к древней семье позволяло считать себя выше других несмотря на то, что реальных бонусов такая «принадлежность» чаще всего уже не давала. Особенно, если древний род в какой-то момент обеднел.

Тем не менее, авторитет таких семей сохранялся. Из-за чего в их отношении стали применять термин «столбовое дворянство» в честь тех самых «столбцов» во времена местничества. Иными словами, столбовой дворянин – это представителей аристократического семейства, которое владело титулом и знатностью еще в допетровские времена и могло это подтвердить по государственным документам.

Материалы по теме

А вот ещё:

Чем питалось русское крестьянство

В наши дни мы почти не знаем ограничений в питании, но еще 3-4 века назад рацион крестьян значительно отличался от нашего повседневного.

Мы редко задаемся вопросом, из чего состоял рацион наших предков, однако, на наш взгляд, — это интересное и полезное знание. В наш век глобализации и активного проникновения «интернациональной» кухни на наши столы, в рестораны и другие места общепита, было бы даже интересно несколько разнообразить рацион, попробовав различные древние (и не очень) русские национальные блюда.

В конце концов, как писал Вильям Похлёбкин, «наша кухня вкусная и здоровая». Кстати, именно так и называлась лучшая советская поваренная книга, для миллионов наших домохозяек ставшая настольной: «Книга о вкусной и здоровой пище».

Не хлебом единым

Многие могут подумать, мол, откуда ученые могут знать о пище на Руси в IX-XIII веках? Ответ прост: многочисленные археологические находки, естественно, «пищевой» направленности – горшки, глиняные черепки, корзины и другие емкости – даже через века сохранили остатки органических материалов, хранившихся в них. Анализ при помощи современных научных средств позволяет выяснить, что же ели наши предки.

Ржаной хлеб — Источник: pinterest.ru

Начнем с зерновых. Возглавляет этот перечень продуктов, конечно, хлеб. Причем это был кислый ржаной хлеб, который служил основной пищей крестьянина. Хлеб пекли не часто – 1-2 раза в неделю, у хозяйки редко бывало свободное время. Интересно, что он изготавливался бездрожжевым способом под воздействием грибковых культур. Также на основе ржи варили кисели, но кисель мог быть и овсяным, и гороховым.

За хлебом шли каши: гречишная, овсяная, ячменная и из полбы. Все они тоже делались из замоченного и закисшего зерна. В основном каши делились на два типа по уровню густоты – «размазня» и густая. Но были и каши, которые можно назвать едой экстренного типа – в котелок бросали всё, что было под рукой. Согласно древней поговорке про щи и кашу, каша была очень важным и даже ритуальным блюдом. Каши на Руси едали и при княжеском дворе, и на деревенских крестинах, и в будни, и в праздники.

Более поздний источник – «Домострой», который относят к XVI веку. Он не только рассказывает нам о семейных ценностях, но и даёт ценную информацию о пище. Из него мы узнаём, что хозяйки тогда уже готовили не только из ржаной, но и из пшеничной муки оладьи, шаньги, пышки, крутили баранки и бублики, делали сушки, пекли калачи и белый хлеб. На праздник готовили пироги и пирожки со всевозможными начинками: из мяса, рыбы, птицы, ягод, грибов и овощей. Существовали десятки видов пирогов и пирожков.

Каша — Источник: pinterest.ru

В годы неурожая, голода или войны часто и хлеб «скудел», так как хозяйки добавляли в муку что было под рукой. Например, очень распространено было добавление сорняка – лебеды. Но бывало, что и лебеды не было, или её уже всю съели, тогда толкли сосновую кору (её называли «березовый дуб») или брали для муки траву вахку.

В XVIII веке в Россию попадает картофель. При Петре I крестьяне всё ещё мало доверяют новому и подозрительному «земляному яблоку», но к концу века ситуация меняется благодаря усилиям Екатерины II. Крестьяне не только варили или жарили картофель с маслом или салом, но и добавляли его в муку. Представьте, разваренный картофель перемешивался с мукой, и из этого тоже делали хлеб. Хоть он и черствел быстрее зернового, но был очень сытным.

Уха и щи

Согласно всё той же известной нам всем поговорке, мы не можем обойти вниманием и супы. В древности на Руси любой суп называли ухой, но со временем место на крестьянском столе себе отбили щи (или «шти», как произносили в некоторых регионах).

Щи — Источник: pinterest.ru

Щи готовили обычно из рубленой кислой капусты, которую солили в бочках и кадках. Капусту клали слоями, перемежая со слоем ржаной муки и соли. Получались большие куски солёно-кислой капусты, которая и шла на щи. Обычно в щи добавляли так называемый сок (конопляное масло) и сметану. Начинка щей зависела от того, какой день – скоромный или постный. В скоромные дни кроме сметаны добавляли и сало, и сметану. А в постные ограничивались крупами, грибами. Были и щи с рыбой, которую удалось поймать, если ее дозволялось есть в пост. Обычно брали плотву или снетку. Как для каши, так и для щей хорошей добавкой считался добрый кусок сливочного масла.

Мясо и птица

Для большинства крестьян мясо было роскошью. Его употребляли очень редко – в праздники, на свадьбу или другие торжества. Интересно, что даже в зажиточных крестьянских хозяйствах, которые порой не уступали современным фермерским, пища была простая, и мясо ели редко. Понятно, что в богатой крестьянской семье, чтобы хотя бы раз в неделю есть мясо, нужно колоть барана. Несложно подсчитать, что за год пришлось бы заколоть от 30 до 40 баранов, семьи-то по числу ртов были больше, не в пример нынешним. Такой расход скотины себе мало кто мог позволить.

Пасхальный обед — Источник: pinterest.ru

Но в богатых хозяйствах разводили и домашнюю птицу. А это хорошее подспорье – и мясо, и яйца. Яичница в богатых семьях была на столе частенько. В разведении птицы крестьяне были весьма находчивым народом. Они разводили не только домашнюю, но и дикую птицу в лесу: создавали дупла в деревьях, собирали яйца. Да и охота выручала: утка, куропатка, вальдшнеп, тетерев и другая дичь были доступной добычей, несмотря на некоторые помещичьи запреты. Отдельно стоит сказать о добыче крупной дичи. Ее мясо попадало на стол редко из-за тех же запретов. Разводили кроликов, с силком ходили на зайца, и это мясо встречалось в рационе чаще.

Но всё-таки следует подчеркнуть, что мясо было скорее роскошью, а не обыденностью. Часто крестьяне объедались на праздник, «болели животом» с непривычки. Нужно понимать, что мясо – продукт скоропортящийся, а холодильников тогда не было. Поэтому 2-5 суток были пределом тогдашнего «срока годности». А если не было ледника, мясо просто замачивали в кадке с пивом, уксусом, молоком или сразу варили.

Овощи и другие «ествы»

Традиции русских солений хорошо известны и в наши дни. Репа, редька, свекла, капуста. Эти овощи были на столах практически всегда, причем в разном виде: пареные, вареные, жареные и сырые. Чаще всего, чтобы сохранить подольше, овощи солили, причем тем же способом, что и капусту, о которой мы говорили выше. «Довольно соли», мука, 7 дней в тёплой избе – и готова кадка солений.

Крестьянский праздник — Источник: pinterest.ru

Самым популярным овощем на столе до появления огурцов и помидоров была пареная репа (и она тоже стала именем нарицательным). Кстати, репа спела за 2 месяца, что позволяло снимать частые урожаи, поэтому ею засевали огромные площади. Крестьяне ее любили, и часто, кроме «щей да каши», была еще «репа, рыба да грибы». Популярной была и редька, резаная кружочками, с луком и соком (конопляным маслом). Да и сами лук и чеснок хранили здоровье наших крестьян, и присутствовали в рационе почти всегда.

Ествы – это еда для праздничных дней. Мы уже этой темы касались, теперь расскажем подробнее о том, что украшало стол. Мясные щи или похлебки (например, «варить баранину с луком, морковью или репой; и после подправить подпалкой»). Жареное мясо, студень, птица (разумеется, у состоятельных крестьян). Наконец, яичницы – простые, с ветчиной и так называемые «драчены». Вот один из рецептов, можете взять себе на кухню:

«Разбить в чашку несколько яиц и, сбивши их, прибавить туда молоко и масло, и опять сбивать, подбавляя понемногу пшеничной или крупичатой (ржаной) муки до тех пор, покамест зделается наподобие блинного теста. После чего, немного осоля, поставить в печь в вольной дух».

В праздники крестьянки каши варили на молоке, готовили также сырники, оладьи, пироги – всё, о чем мы тоже упомянули.

Крестьянская трапеза — Источник: pinterest.ru

Итак, краткий обзор материалов по крестьянской пище лишь подтверждает главную мысль о том, что в условиях суровой природы, с коротким земледельческим сезоном работ, весь быт, весь уклад жизни великорусского населения Европейской России носил четко выраженный «мобилизационно-кризисный» характер. Такой быт заставлял выбирать крайне рациональный тип питания.

Прежде всего это обилие хлебопекарных изделий (их, кстати, заготовливали сразу на большой срок), преобладание в пище не скоропортящихся продуктов поварского мастерства (щи, каша, квас), обилие солений (солонина мясная, «коренные» сорта рыбы, то есть «крутого» соления, сушеная, вяленая рыба и т. п.), «дары природы» (лесные ягоды, грибы и т. п.).

Существенную роль играли и выращенные в огороде овощи, и заготовки диких трав (серая листовая капуста, репа, редька, ботвиньи свежие и квашеные, щавель, сныть и т. д.). В целом рацион был весьма однообразен, но он же при этом способствовал поддержанию сил и здоровья населения. Сравнительно небольшой слой зажиточного крестьянства имел более разнообразную пищу, но и она всегда была далека от изысканности.

Источник

Оцените статью