- Что такое стилистическая принадлежность и как ее определить
- Содержание:
- Стилистическая принадлежность слова: что означает этот термин, какие стили присутствуют в русском языке
- Может ли одно слово принадлежать к нескольким стилям
- что такое стилистическая принадлежность текста? Какие бывают стили?
- Как определить стилистическую принадлежность текста?
Что такое стилистическая принадлежность и как ее определить
Содержание:
Что такое стилистическая принадлежность слова и текста — этот вопрос актуален для сдающих ОГЭ в 9 классе. Одно из заданий экзаменационного теста ориентировано на изменение стилистической характеристики слова. Нужно заменить слово из текста его аналогом, принадлежащим к указанному функциональному стилю.
Стилистическая принадлежность слова определяется его отнесением к одному из функциональных стилей русского языка.
Стилистическая принадлежность слова: что означает этот термин, какие стили присутствуют в русском языке
Функциональный стиль — это сложившаяся в процессе развития языка система языковых средств, применяемых с целью коммуникации в определенных условиях. В зависимости от речевой ситуации говорящий отбирает соответствующую лексику — стилистическая принадлежность помогает это реализовать, подсказывая уместность используемых слов.
Лингвистика сообщает, что такое стилистическая принадлежность слова — это возможность его использования в текстах разных стилей. Функциональных стилей выделяется несколько: группа книжных стилей (научный, официально-деловой и публицистический), разговорный стиль и стиль художественной литературы.
Каждый стиль обладает своими характеристиками:
- Научный — обилие терминов, отсутствие многозначных слов и художественных оборотов, предельная точность и конкретность.
- Официально-деловой — исключительно письменная форма, следование стандартам документа, использование деловых клише.
- Публицистический — энергичность, обращение непосредственно к аудитории, лозунги, публицистические штампы, риторические фигуры. Цель — воздействовать на слушателя, призвать его к участию в чем-либо.
- Разговорный — преимущественно устная форма. Эмоциональность, использование фразеологизмов, жаргонизмов, упрощенный синтаксис, эллиптические предложения.
- Стиль художественной литературы — письменная форма, образность, использование всего богатства лексики языка, употребление с целью выразительности слов из любых функциональных стилей.
Стилистическая принадлежность слова — это разновидность деления на группы в лексической системе языка. По данному критерию лексика делится на две группы:
- Общеупотребительные слова — используемые в любой речевой ситуации, например: дорога, дом, отвечать, великолепный, свободный, мы, никогда и т. д.
- Стилистически связанные слова — свойственные определенному стилю (или стилям), например: заявитель, патетический, синтаксис, документооборот и т. д.
Понять, что значит стилистическая принадлежность, поможет обращение к словарям. В словарных статьях даются пометы, характеризующие ограниченность употребления языковой единицы. Например: последующий — книжн., смешинка — разговорн., биссектриса — научн. и т. д.
Может ли одно слово принадлежать к нескольким стилям
Стилистическая принадлежность слова слагается из его восприятия говорящими и соотнесенности со стилями речи. Например, термины подлежащее, медиана, квантовый, синекдоха соотносятся с научным стилем. Слова, связанные с социально-политической тематикой: демократия, правление, сенат, общественные слушания — с публицистикой. Дебет, кредит, внешний долг, нижеподписавшийся встречаются в делопроизводстве. Разговорной речи свойственны, например: намедни, отвязаться, прикорнуть, давка и т. д.
Как определить стилистическую принадлежность слова — подскажет языковое чутье. Однако многие слова не привязаны к определенному стилю. Например, в стиле художественной литературы может использоваться любая, в том числе и разговорная лексика — с целью отразить реальность, показать речь героя, историческую эпоху.
Определив, что значит стилистическая принадлежность слова, выполним задание ЕГЭ: замените разговорное слово почесал (Мы видели, как Макс почесал к оврагу) общеупотребительным синонимом: побежал, понесся; общеупотребительное бродяга книжным: скиталец; книжное шествовать общеупотребительным: идти.
Источник
что такое стилистическая принадлежность текста? Какие бывают стили?
Чтобы избежать ошибок в определении стилевой принадлежности текста, необходимо ответить на ряд вопросов. Они помогут выявить экстралингвистические (внеязыковые) и собственно лингвистические (языковые) специфические черты стиля. Данные вопросы (вместе с ответами) мы представляем в виде памятки:
1. Сфера общения (где распространен данный стиль: быт – разговорный стиль; научная деятельность — научный стиль; официальная сфера (законодательство, делопроизводство) — официально-деловой стиль; массовая коммуникация (газета, радио, телевидение и т. д.) – публицистический стиль; эстетическая сфера (художественная литература) — художественный стиль).
2. Функция речи [информативная (сообщение объективных обобщенных знаний) — в научном стиле; предписующе-констатирующая (волюнтативная) — в официально-деловом; информативно-воздействующая — в публицистическом; эстетическая (создание художественного образа) – в художественном].
3. Специфические черты стиля [логичность, доказательность, бесстрастность, точность (однозначность), безобразность, скрытая эмоциональность — в научном стиле; официальность, точность, однозначность, стандартизованность — в официально-деловом; информативность, доказательность, точность, «открытая оценочность речи», стандартизованность, экспрессивность — в публицистическом; образность, конкретизация (перевод слова-
понятия в слово-образ), эмоциональность, экспрессивность, динамизм, недопустимость стандарта, ярко выраженная авторская индивидуальность — художественном].
На основании анализа текста по предложенным вопросам можно определить, к какому стилю речи он принадлежит. Кроме того, определить стиль текста поможет характеристика способа изложения, избранного автором. Для характеристики способа изложения в качестве опорных могут быть использованы следующие вопросы:
• Какие черты присущи способу изложения: объективность, «сухость», строгость, подчеркнутая логичность; официальность, стандартизованность; эмоциональность, ярко выраженная авторская индивидуальность; ярко выраженная авторская оценочность речи, экспрессивность, стандартизованность.
• Кому адресован текст: широкому кругу читателей газеты, художественной литературы; узкому кругу специалистов; тем, кто связан с оформлением документов (делопроизводство), изданием указов, законов (законодательство) и т. д.
Чтобы избежать ошибок в определении стилевой принадлежности текста, необходимо ответить на ряд вопросов. Они помогут выявить экстралингвистические (внеязыковые) и собственно лингвистические (языковые) специфические черты стиля. Данные вопросы (вместе с ответами) мы представляем в виде памятки:
1. Сфера общения (где распространен данный стиль: быт – разговорный стиль; научная деятельность — научный стиль; официальная сфера (законодательство, делопроизводство) — официально-деловой стиль; массовая коммуникация (газета, радио, телевидение и т. д.) – публицистический стиль; эстетическая сфера (художественная литература) — художественный стиль).
2. Функция речи [информативная (сообщение объективных обобщенных знаний) — в научном стиле; предписующе-констатирующая (волюнтативная) — в официально-деловом; информативно-воздействующая — в публицистическом; эстетическая (создание художественного образа) – в художественном].
3. Специфические черты стиля [логичность, доказательность, бесстрастность, точность (однозначность), безобразность, скрытая эмоциональность — в научном стиле; официальность, точность, однозначность, стандартизованность — в официально-деловом; информативность, доказательность, точность, «открытая оценочность речи», стандартизованность, экспрессивность — в публицистическом; образность, конкретизация (перевод слова-
понятия в слово-образ), эмоциональность, экспрессивность, динамизм, недопустимость стандарта, ярко выраженная авторская индивидуальность — художественном].
На основании анализа текста по предложенным вопросам можно определить, к какому стилю речи он принадлежит. Кроме того, определить стиль текста поможет характеристика способа изложения, избранного автором. Для характеристики способа изложения в качестве опорных могут быть использованы следующие вопросы:
• Какие черты присущи способу изложения: объективность, «сухость», строгость, подчеркнутая логичность; официальность, стандартизованность; эмоциональность, ярко выраженная авторская индивидуальность; ярко выраженная авторская оценочность речи, экспрессивность, стандартизованность.
• Кому адресован текст: широкому кругу читателей газеты, художественной литературы; узкому кругу специалистов; тем, кто связан с оформлением документов (делопроизводство), изданием указов, законов (законодательство) и т. д.
Чтобы избежать ошибок в определении стилевой принадлежности текста, необходимо ответить на ряд вопросов. Они помогут выявить экстралингвистические (внеязыковые) и собственно лингвистические (языковые) специфические черты стиля. Данные вопросы (вместе с ответами) мы представляем в виде памятки:
1. Сфера общения (где распространен данный стиль: быт – разговорный стиль; научная деятельность — научный стиль; официальная сфера (законодательство, делопроизводство) — официально-деловой стиль; массовая коммуникация (газета, радио, телевидение и т. д.) – публицистический стиль; эстетическая сфера (художественная литература) — художественный стиль).
2. Функция речи [информативная (сообщение объективных обобщенных знаний) — в научном стиле; предписующе-констатирующая (волюнтативная) — в официально-деловом; информативно-воздействующая — в публицистическом; эстетическая (создание художественного образа) – в художественном].
3. Специфические черты стиля [логичность, доказательность, бесстрастность, точность (однозначность), безобразность, скрытая эмоциональность — в научном стиле; официальность, точность, однозначность, стандартизованность — в официально-деловом; информативность, доказательность, точность, «открытая оценочность речи», стандартизованность, экспрессивность — в публицистическом; образность, конкретизация (перевод слова-
понятия в слово-образ), эмоциональность, экспрессивность, динамизм, недопустимость стандарта, ярко выраженная авторская индивидуальность — художественном].
На основании анализа текста по предложенным вопросам можно определить, к какому стилю речи он принадлежит. Кроме того, определить стиль текста поможет характеристика способа изложения, избранного автором. Для характеристики способа изложения в качестве опорных могут быть использованы следующие вопросы:
Чтобы избежать ошибок в определении стилевой принадлежности текста, необходимо ответить на ряд вопросов. Они помогут выявить экстралингвистические (внеязыковые) и собственно лингвистические (языковые) специфические черты стиля. Данные вопросы (вместе с ответами) мы представляем в виде памятки:
1. Сфера общения (где распространен данный стиль: быт – разговорный стиль; научная деятельность — научный стиль; официальная сфера (законодательство, делопроизводство) — официально-деловой стиль; массовая коммуникация (газета, радио, телевидение и т. д.) – публицистический стиль; эстетическая сфера (художественная литература) — художественный стиль).
2. Функция речи [информативная (сообщение объективных обобщенных знаний) — в научном стиле; предписующе-констатирующая (волюнтативная) — в официально-деловом; информативно-воздействующая — в публицистическом; эстетическая (создание художественного образа) – в художественном].
3. Специфические черты стиля [логичность, доказательность, бесстрастность, точность (однозначность), безобразность, скрытая эмоциональность — в научном стиле; официальность, точность, однозначность, стандартизованность — в официально-деловом; информативность, доказательность, точность, «открытая оценочность речи», стандартизованность, экспрессивность — в публицистическом; образность, конкретизация (перевод слова-
понятия в слово-образ), эмоциональность, экспрессивность, динамизм, недопустимость стандарта, ярко выраженная авторская индивидуальность — художественном].
На основании анализа текста по предложенным вопросам можно определить, к какому стилю речи он принадлежит. Кроме того, определить стиль текста поможет характеристика способа изложения, избранного автором. Для характеристики способа изложения в качестве опорных могут быть использованы следующие вопросы:
Чтобы избежать ошибок в определении стилевой принадлежности текста, необходимо ответить на ряд вопросов. Они помогут выявить экстралингвистические (внеязыковые) и собственно лингвистические (языковые) специфические черты стиля. Данные вопросы (вместе с ответами) мы представляем в виде памятки:
1. Сфера общения (где распространен данный стиль: быт – разговорный стиль; научная деятельность — научный стиль; официальная сфера (законодательство, делопроизводство) — официально-деловой стиль; массовая коммуникация (газета, радио, телевидение и т. д.) – публицистический стиль; эстетическая сфера (художественная литература) — художественный стиль).
2. Функция речи [информативная (сообщение объективных обобщенных знаний) — в научном стиле; предписующе-констатирующая (волюнтативная) — в официально-деловом; информативно-воздействующая — в публицистическом; эстетическая (создание художественного образа) – в художественном].
3. Специфические черты стиля [логичность, доказательность, бесстрастность, точность (однозначность), безобразность, скрытая эмоциональность — в научном стиле; официальность, точность, однозначность, стандартизованность — в официально-деловом; информативность, доказательность, точность, «открытая оценочность речи», стандартизованность, экспрессивность — в публицистическом; образность, конкретизация (перевод слова-
понятия в слово-образ), эмоциональность, экспрессивность, динамизм, недопустимость стандарта, ярко выраженная авторская индивидуальность — художественном].
На основании анализа текста по предложенным вопросам можно определить, к какому стилю речи он принадлежит. Кроме того, определить стиль текста поможет характеристика способа изложения, избранного автором. Для характеристики способа изложения в качестве опорных могут быть использованы следующие вопросы:
Источник
Как определить стилистическую принадлежность текста?
Как правило, в школьном варианте, не разветвленном, предлагают все тексты распределять на:
1) а) научный стиль; б) научно-популярный;
2) официально-деловой стиль;
3) публицистический стиль;
4) художественный стиль;
5) разговорный стиль.
Каждый имеет свои лексические и синтаксические признаки, которые не так уж сложно отыскать и определить.
Вот Вам цитата из учебника по стилистике в помощь:
«Среди официально-деловой литературы, которые определяет черты официально-делового стиля,
выделяются тексты дипломатические, законодательные, юридические,
административно-канцелярские, которые в свою очередь имеют жанровую
дифференциацию: нота, конвенция, международный договор, заявление;
закон, устав, распоряжение; протокол, докладная и т. п.
Научная (специальная) литература, ориентированная на использование научного стиля речи,
также представляет сложное образование: собственно научные тексты
(научно-технические, научно-гуманитарные, естественнонаучные) ,
научно-популярные; учебные. Особняком стоят тексты справочного и
производственного характера. В стилевом отношении различаются и жанровые разновидности: монография, статья, тезисы, реферат, учебник, учебное
пособие, сборники упражнений, задач и др.
Тексты научно-публицистические также неоднородны: тексты
агитационно-пропагандистские, политико-идеологические,
газетно-публицистические, критико-публицистические,
художественно-публицистические. Все это представлено разными жанрами:
призывы, воззвания, прокламации, партийные документы; репортажи,
интервью, корреспонденции, заметки; очерки, фельетоны и др. Такие тексты
сориентированы в речевом плане на газетно-публицистический стиль.
Художественная литература, соответственно классическому делению на роды, представлена
прозой, поэзией и драматургией, где господствует художественный стиль речи. «
И НЕМНОГО ОТ СЕБЯ, для более простого понимания (я так объясняла сыну, в 4 классе, как ему определить стиль текста) .
Художественный: масса художественных средств (эпитеты, сравнения, аллегории, олицетворения и т. д. ) ; красивые, иногда длинные и витиеватые описания. Так в жизни никто говорить не будет) ) ) Всё это — лексическая («красочная») сторона. Плюс соответствующее синтаксическое «сопровождение»: длинные конструкции-периоды, сложные предложения, подчинения и т. д. Тема и сюжет: «о жизни», «о погоде», «о природе», «о человеке» и т. д.
Разговорный: лексически — много просторечий, междометий (даже слов-паразитов! ) , элипсов (выпускание смысловых слов, понятных из контекста) , не всегда правильное построение конструкций. Чаще всего — диалог (или более участников) , иногда — монолог, предполагающий молчаливого второго участника. Иначе, монологи бывают такие «заумные», что попадают уже в другой стиль.
Публицистический: то, что Вы прочитаете в газете, журнале. Здесь своя «узнаваемая» лексика. В синтаксическом смысле — проще, чем художественный стиль. Много выражается эмоций.
Всё зависит от жанровости и тематики.
Научный: тут всё предельно понятно. Всё равно, что читаете статью в энциклопедии (сейчас часто энциклопедии используют научно-популярный стиль, чтобы читатель не уснул на первом абзаце от перегруженности цифрами, данными и конструкциями, при прочтении которых понимаешь не раньше, чем со 2-3 раза, кто на ком стоял) ) ) Лексика сухая, набор терминов. Синтаксически — длиииииииииииииннющие предложения-периоды (вроде того: «Смотри в начало статьи, там и начало предложения:)))))))) ) ) )
Официально-деловой: если Вы хоть раз писали документы, расписки, заявления, объявления, то понимаете специфику этого жанра.
Лексика: канцелярские слова, фразы построены тоже не очень живенько)
При определении стилевой принадлежности текста учитываются как экстралингвистические показатели, так и собственно языковые. Важными оказываются сфера общения (деловая, специальная, политико-идеологическая, эстетическая) , функция речи и текста в целом (сообщение, воздействие) , назначение текста (информирование, предписание, инструктирование, обучение) .
Среди официально-деловой литературы, которые определяет черты официально-делового стиля, выделяются тексты дипломатические, законодательные, юридические, административно-канцелярские, которые в свою очередь имеют жанровую дифференциацию: нота, конвенция, международный договор, заявление; закон, устав, распоряжение; протокол, докладная и т. п.
Научная (специальная) литература, ориентированная на использование научного стиля речи, также представляет сложное образование: собственно научные тексты (научно-технические, научно-гуманитарные, естественнонаучные) , научно-популярные; учебные. Особняком стоят тексты справочного и производственного характера. В стилевом отношении различаются и жанровые разновидности: монография, статья, тезисы, реферат, учебник, учебное пособие, сборники упражнений, задач и др.
Тексты научно-публицистические также неоднородны: тексты агитационно-пропагандистские, политико-идеологические, газетно-публицистические, критико-публицистические, художественно-публицистические. Все это представлено разными жанрами: призывы, воззвания, прокламации, партийные документы; репортажи, интервью, корреспонденции, заметки; очерки, фельетоны и др. Такие тексты сориентированы в речевом плане на газетно-публицистический стиль.
Художественная литература, соответственно классическому делению на роды, представлена прозой, поэзией и драматургией, где господствует художественный стиль речи.
Выявление функционально-стилистического своеобразия разных видов текста, их стилеобразующих факторов определяет принадлежность каждого текста к тому или иному функциональному стилю.
Знание стилевой дифференциации современного русского языка, системы функциональных стилей дает основание для определения текста как функционально-стилевой категории, поскольку сами стили выявились и сформировались на базе совокупности контекстов с тождественной или близкой стилистической окраской
Стилистическая принадлежность данного текста — газетный.
Как правило, в школьном варианте, не разветвленном, предлагают все тексты распределять на:
1) а) научный стиль; б) научно-популярный;
2) официально-деловой стиль;
3) публицистический стиль;
4) художественный стиль;
5) разговорный стиль.
Каждый имеет свои лексические и синтаксические признаки, которые не так уж сложно отыскать и определить.
Вот Вам цитата из учебника по стилистике в помощь:
«Среди официально-деловой литературы, которые определяет черты официально-делового стиля,
выделяются тексты дипломатические, законодательные, юридические,
административно-канцелярские, которые в свою очередь имеют жанровую
дифференциацию: нота, конвенция, международный договор, заявление;
закон, устав, распоряжение; протокол, докладная и т. п.
Научная (специальная) литература, ориентированная на использование научного стиля речи,
также представляет сложное образование: собственно научные тексты
(научно-технические, научно-гуманитарные, естественнонаучные) ,
научно-популярные; учебные. Особняком стоят тексты справочного и
производственного характера. В стилевом отношении различаются и жанровые разновидности: монография, статья, тезисы, реферат, учебник, учебное
пособие, сборники упражнений, задач и др.
Тексты научно-публицистические также неоднородны: тексты
агитационно-пропагандистские, политико-идеологические,
газетно-публицистические, критико-публицистические,
художественно-публицистические. Все это представлено разными жанрами:
призывы, воззвания, прокламации, партийные документы; репортажи,
интервью, корреспонденции, заметки; очерки, фельетоны и др. Такие тексты
сориентированы в речевом плане на газетно-публицистический стиль.
Художественная литература, соответственно классическому делению на роды, представлена
прозой, поэзией и драматургией, где господствует художественный стиль речи. «
И НЕМНОГО ОТ СЕБЯ, для более простого понимания (я так объясняла сыну, в 4 классе, как ему определить стиль текста) .
Художественный: масса художественных средств (эпитеты, сравнения, аллегории, олицетворения и т. д. ) ; красивые, иногда длинные и витиеватые описания. Так в жизни никто говорить не будет) ) ) Всё это — лексическая («красочная») сторона. Плюс соответствующее синтаксическое «сопровождение»: длинные конструкции-периоды, сложные предложения, подчинения и т. д. Тема и сюжет: «о жизни», «о погоде», «о природе», «о человеке» и т. д.
Разговорный: лексически — много просторечий, междометий (даже слов-паразитов! ) , элипсов (выпускание смысловых слов, понятных из контекста) , не всегда правильное построение конструкций. Чаще всего — диалог (или более участников) , иногда — монолог, предполагающий молчаливого второго участника. Иначе, монологи бывают такие «заумные», что попадают уже в другой стиль.
Публицистический: то, что Вы прочитаете в газете, журнале. Здесь своя «узнаваемая» лексика. В синтаксическом смысле — проще, чем художественный стиль. Много выражается эмоций.
Всё зависит от жанровости и тематики.
Научный: тут всё предельно понятно. Всё равно, что читаете статью в энциклопедии (сейчас часто энциклопедии используют научно-популярный стиль, чтобы читатель не уснул на первом абзаце от перегруженности цифрами, данными и конструкциями, при прочтении которых понимаешь не раньше, чем со 2-3 раза, кто на ком стоял) ) ) Лексика сухая, набор терминов. Синтаксически — длиииииииииииииннющие предложения-периоды (вроде того: «Смотри в начало статьи, там и начало предложения:)))))))) ) ) )
Официально-деловой: если Вы хоть раз писали документы, расписки, заявления, объявления, то понимаете специфику этого жанра.
Лексика: канцелярские слова, фразы построены тоже не очень живенько)
Источник