Что значит
Что означает слово
Что означает слово «Фишт»
Совсем недавно слово » Фишт » буквально ворвалось на медиа ресурсы нашей страны.Это слово стало популярным и узнаваемым даже за рубежом нашей отчизны.
Что обозначает термин » Фишт » и когда конкретно он стал популярным мы рассмотрим в этой небольшой статье.
История возникновения слова «Фишт»
Это странное слово узнали буквально все люди на нашей планете в зимние олимпийские игры.Когда проходила эта потрясающая и завораживающая олимпиада наверное не отыскалось бы ни одного гражданина,который присутствовал на этих играх не не узнал значение слова » Фишт «.
Это не просто слово,это название крупнейшего и красивейшего стадиона в нашей стране.Его возвели к зимним олимпийским играм в Сочи 2014.
Остается только один вопрос,почему именно так назвали этот стадион,какой смысл заключен в слове » Фишт «?
На самом деле ответ лежит буквально на поверхности.На Кавказском хребте в западной части существует гора, которую местные граждане издавна называют » Фишт «. Именно в честь этой не очень высокой горы и был назван этот стадион,на котором Россия получила 33 медали из них 13 золотые. На » Фиште » произошло самое яркое действо за всю историю олимпийских игр,это открытие и закрытие игр.Это было не забываемое зрелище.Если вы по каким то причинам не посмотрели,обязательно найдите видео в интернете,вы получите настоящее эстетическое удовольствие от игры света,отлично поставленного спектакля и огромных фигур — символов олимпиады.
Мы разобрались почему этот стадион получил наименование » Фишт «,однако остается вопрос,почему так называется гора.Дело в том,что слово » Фишт » было заимствовано из адыгейского языка.В переводе оно звучит,как » белая голова «.
То есть стадион заранее спроектировали с учетом своего наименования.
- Вопрос:Почему стадион в Сочи был назван словом » Фишт «?
- Ответ:Его назвали так в честь горы,которая расположена в западной части кавказского хребта.
- Вопрос:Что значит слово » Фишт «
- Ответ:Слово » Фишт » в переводе с адыгейского языка означает — » белая голова «.
Гора Фишт видео
Источник
Северный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева
Почему главный олимпийский стадион называется «Фишт» и о мифологии гор у черкесов
Главный стадион Олимпиады в Сочи-2014 носит название горы Фишт. Как говорится на официальном сайте Олимпийских игр, «гора Фишт возвышается на 2 857 м. над уровнем моря и входит в число наиболее популярных и известных вершин на российских просторах. В переводе с адыгейского языка название горы означает «Белая голова», «Белая изморозь» или «Седоглавый». Свое название гора получила благодаря леднику на ее вершине. Сверкающая снежная шапка послужила и прообразом оригинальной архитектурной концепции центрального олимпийского стадиона. Кстати, прозрачная крыша этого спортивного сооружения позволит зрителям рассмотреть гору от подножия до пика».
В этом посте – о культе гор у черкесов…
В культуре и мифологии многих народов гора- образ мира, модель Вселенной, в которой отражены все основные элементы и параметры космического устройства. Гора находится в центре мира, там, где проходит его ось.
Александр Дюма в своих записках «Кавказ» (Дюма путешествовал по Кавказу в 1858-1859 гг.) приводит легенду об образовании Большого Кавказского хребта:
«В стародавние времена жил да был на самой высокой из гор Кавказа — тогда еще гряды ровных, зеленых холмов — Отшельник. И повадился к нему ходить в гости Бляго (Дьявол). (Примечание от меня- Дюма, конечно, ошибался, переведя Бляго как «Дьявол». В адыгской мифологии и фольклоре персонажс таким именем — это дракон или змееподобное чудовище. О чем справедливо заметили читатели в своих комментариях. Спасибо!). Безжалостно мучила нечистая сила старца — не было у Отшельника ни дня покоя. И обратился Отшельник за помощью к Богу, и разрешил ему Бог проучить хорошенько исчадие ада.
Отшельник раскалил на огне добела клещи и стал ждать, когда появится Бляго. Как только Бляго подошел к хижине и, как всегда, просунул в нее голову, чтобы испугать своим мерзким видом Отшельника, ловкий старец сотворил крестное знамение и схватил нечистую силу за нос раскаленными клещами.
Бляго взвыл от боли и принялся в ярости топать ногами и хлестать все вокруг хвостом. И такой величины был у него хвост, что вздыбил он всю землю от Анапы до Баку.
Каждый удар хвоста, обезумевшего от боли Бляго, прокладывал в некогда аккуратных, ухоженных Богом холмах пропасти и стремнины, разрезал расщелинами плодородные долины и вздымал до небес целые горы. Таким — в полнейшем и живописном беспорядке — остался Кавказ во веки веков, вплоть до наших дней».
У всех горских народов, в том числе и живущих на Кавказе, сложилась специфическая космософия, т. е. особый, вечнопознаваемый мир, который включает не только их географическое пространство, но и сакральный смысл.
Artur Grottger. Escaping Circassian 1858 г.
«Космо-психо-логос горцев особый, и основным Космосом выступают у них Горы. Горы у горцев больше, чем горы, они у них и Дом, и Небо, спасение и опасность. Горы у них – связующее звено между Землей, ими и Небом. Горы – это вечность для их обитателей. Горы – это вечный их очаг Исходя из этих особенностей своего Космоса, горцы обустроили свою жизнь и создали особый мир», — пишет черкесский исследователь К.Унежев.
Горы предопределяют менталитет людей, влияют на поведение, на характер восприятия информации, на отношения с другими людьми. Горы существуют рядом с людьми всю их жизнь, горцы рождаются с горами и умирают вместе с ними. Горы – особый таинственный мир. Они требовательны к человеку – не прощают ему измен, грубых слов, крика, они требуют внимания, благоговения, почтительного тона в разговоре, иногда даже шепота.
Самым святым местом у героев черкесского нартского эпоса была Харама-гора (Хьэрамэ Iуащхьэ). На ней восседал Тхашхуэ (самый главный бог из всех богов адыгов) и решал их судьбы. С вершины этой горы обращались к нартам и другие боги. Именно на вершине этой горы главный герой нартского эпоса, богатырь Сосруко, добыл огонь для своих соплеменников. Именно на этой же горе, или у подножия этой горы убили его самого.
Черкесы в знак своего почтения к горам приносили им жертвы, на горных перевалах до сих пор находят наконечники стрел и пули. В древних фольклорных текстах упоминается бог Кушхэтх (Къушъхьэтхь — букв.: «къушъхьэ» — гора, «Тхьэ» — бог), или Кушхамтха (Къушъхьэм итхь — бог горы), но этот образ не получил развития.
Для черкесов главная гора – Эльбрус (Ошхамахо, или Ошхэмаф). Адыг уверен, что эта гора ему дает и жизнь, и благополучие в этой жизни. Поэтому Эльбрус переводится как «Гора счастья». Эта гора для адыга как бы Верховный Бог, она – гора гор. И по сей день пожилые черкесы вспоминают, как их предки когда-то прислушивались к «настроению» Эльбруса, буквально ловили его дыхание.
В старину «почитали Эльбрус и нередко молились в его сторону, там как будто бы находится местопребывание богов».
Этот мотив содержит и эпос черкесов «Нарты». Предания указывают на то, что Тхэшхо (Всевышний), Псэтх (Бог души), даже злое божество Пако (покровитель атмосферных явлений), живут на вершине Эльбруса, поэтому нарты считали эту гору священной.
Отважные герои нартского эпоса не могли подниматься на Ошхамаф только по своему желанию, а лишь по приглашению богов. Один раз в год боги приглашали разделить с ними трапезу и санопитие самого отважного нарта, и он награждался бокалом божественного вина. Нарты часто клялись именем Ошхэмафа.
Одним из традиционных обращений к священному Ошхэмафу является и фраза, с которой нарт Канж подошел к горе. Он, положив в одну из горных расщелин родившегося сына нарта Шэуая, сказал: «Ты нам даешь при желании и при желании отбираешь».
Нарт Шэуай, выросший на горе Ошхамаф, питаясь льдинками и горной водой, в минуты тревоги обращается к своей воспитательнице. Отправляясь в первый поход, Шэуай просит священную гору:
— Ошхэмаф, наш Тхэ,
Чьим молоком меня вскормили,
Что у меня была вместо люльки,
Не только Шэуай преклоняется перед горой, его конь при первой встрече с Шэуаем восклицает: «Клянусь именем Ошхэмаф, что никогда не подведу тебя!»
Люди, считая гору Ошхамаф священной, боялись взбираться на неё. Место пребывания богов не должно быть доступно простому человеку. Кто нарушит запрет, тот непременно должен был наказан.
Некоторые горы черкесы считали местами, где бывают нечистые силы. Л.Я. Люлье в книге «Черкесия» писал: «между черкесами существует поверие, что удды (нечисть-НН) весною, в известную ночь, собираются на вершине горы, называемой Себеркуасха, приезжая туда верхом на животных всякого рода, как домашних, так и диких. Ночь проводят они в пиршестве и плясках, а перед рассветом, схватив мешки, в коих у них содержатся все блага земные, а у других все вредное человечеству, в том числе и болезни, разлетаются по домам своим. Те из уддов, которым мешка не досталось, гонятся за другими, стараясь отнять у них оные. Таким образом, все болезни, коими страдает человечество весною, приписываются уддам».
Использованы материалы статьи: Куек А. Отражение культа горы и камня в адыгской мифологии// Вестник АГУ. Серия2. Майкоп, 2012.
Источник
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Церемония закрытия Олимпийских игр прошла на стадионе «Фишт» 23 февраля 2014 года. Основной темой шоу стала русская культура глазами европейца. На Церемонии Олимпийский флаг был передан мэру южнокорейского Пхенчана, где в 2018 году состоялись XXIII зимние Олимпийские игры.
Церемония открытия первых в истории России XI зимних Паралимпийских игр состоялась 7 марта 2014 года. В шоу «Ломая лед» участвовали более 1 тысячи артистов, из них 140 человек с инвалидностью, а также 2,5 тысячи волонтеров.
Церемония закрытия Паралимпийских игр прошла на стадионе «Фишт» 16 марта под девизом «Достигая невозможного». В шоу приняли участие более 500 человек, всего для Церемонии было сшито более 1600 костюмов и изготовлено более 1500 элементов декораций и реквизита.
СТРОИТЕЛЬСТВО
Архитектурная концепция стадиона разработана группой специалистов из Москвы, Великобритании и Швейцарии. Они утвердили проект, схожий с образами ракушки и снежной вершины. Прототипом стадиона стала гора Фишт — западная вершина Главного Кавказского хребта, чье имя и присвоили сочинской арене. В переводе с адыгейского языка «фишт» означает «белая голова».
Строительство «Фишта» в 2010 году начала компания «Ингеоком». В честь старта масштабного проекта в фундамент стадиона заложили символическую капсулу с посланием «Верьте в свои силы, и вместе мы победим». Руководил строительством австралиец Дэймон Лавель, который вместе с архитектурной компанией Populous также являлся автором проекта главной арены мундиаля 2010 года в Йоханнесбурге (Южно-Африканская Республика). Строительство стадиона завершилось в 2013 году. В период Олимпийских игр объект вмещал 40 тысяч зрителей.
ПОСТОЛИМПИЙСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ
После 2014 года стадион был закрыт на реконструкцию для подготовки к матчам Кубка Конфедераций FIFA 2017 и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России. Во время работ был выполнен огромный объем мероприятий в соответствии с требованиями организаторов мундиаля, что сильно повлияло на облик арены.
Самым значимым и заметным изменением стал демонтаж центральной части крыши. Сейчас кровля стадиона представляет собой две боковые светопрозрачные конструкции, которые состоят из так называемых «подушек», накаченных воздухом. Благодаря тому, что крыша стадиона светопрозрачная, в дни матчей и других мероприятий запускается система архитектурного освещения, которая в ночное время «раскрашивает» крышу стадиона во все цвета радуги.
Также были демонтированы временные сооружения — строения для декораций и артистов. Вес всех конструкций составил 14 тысяч тонн. Для сравнения — вес Эйфелевой башни составляет более 7 тысяч тонн. На их месте возвели постоянные и временные трибуны, благодаря которым вместимость «Фишта» увеличилась с 40 до 45 тысяч зрительских мест, установили два мультимедийных экрана, подтрибунные помещения переоборудовали в раздевалки, обустроили медиатрибуны и зоны гостеприимства.
Благодаря реконструкции сценическая площадка, где прошли церемонии открытия и закрытия Олимпиады и Паралимпиады, превратилась в футбольное поле, отвечающее международным требованиям и стандартам и принявшее четыре матча Кубка Конфедераций и шесть матчей мундиаля.
Появилось здесь и футбольное поле с натуральным газоном. Такое покрытие является обязательным условием для проведения футбольных матчей на профессиональном уровне. Во время Церемоний открытия и закрытия Олимпийских игр вместо поля была сцена, которая уходила на три метра в глубину. После реконструкции это пространство заполнили системы жизнеобеспечения поля: дренаж, полив, вентиляция, а также подогрев, трубы которого занимают почти 32 километра.
Источник