Один пояс — один путь: обзор последних новостей
Обрушившаяся на нашу планету в этом году эпидемия коронавируса не помешала КНР наращивать показатели экспорта, а также продолжать активную работу по реализации проектов концепции «Один пояс — один путь». «Свободная пресса» предлагает читателям обзор новостей Китая и «Нового шёлкового пути».
Сиань отправил вдвое больше рейсов, чем в прошлом году
Несмотря на пандемию коронавируса, в первом полугодии 2020 года из китайского Сианя по маршруту грузового железнодорожного сообщения Китай — Европа было совершено более 1600 рейсов — почти в 2 раза был улучшен результат за аналогичный период 2019 года.
Согласно данным Сианьского международного торгово-логистического парка, в период с января по конец июня по данному маршруту в совокупности было перевезено свыше 1,3 млн. тонн грузов — в 1,9 раз больше, чем за первое полугодие прошлого года, отмечает «Международное радио Китая».
Поезда идут по графику, помогая странам и районам, расположенным вдоль «Одного пояса и одного пути», справиться с последствиями вспышки коронавируса, стабилизировать торговлю и восстановить производство, так, с января по май из Сианя в страны Центральной Азии и Европы было отправлено более 5500 тонн различных средств для борьбы с эпидемией, отмечает Сианьское подразделение Китайских железных дорог.
Сиань постепенно превращается в крупный узел грузовых перевозок для многих китайских городов. По словам главы управляющего комитета Сианьского торгово-логистического парка Сунь Имина, через Сиань за рубеж отправляются грузы из 29 китайских регионов провинциального уровня, в том числе из провинций Хубэй, Аньхой и Фуцзянь.
Первый товарный поезд отправился из Сианя в Европу в 2013 году. Сейчас действуют 15 маршрутов, которые связывают Сиань с 44 городами в 14 странах мира, в том числе с Россией, Казахстаном, Бельгией и Германией. По железной дороге было перевезено более 5000 видов товаров, включая автомобили, бытовую технику, одежду и обувь, стройматериалы, сырье для текстильной промышленности, бытовую химию, товары личной гигиены
Как сообщает «Жэньминь Жибао», в городе Сиань к концу года откроются еще два маршрута в страны Центральной и Восточной Европы в рамках грузового железнодорожного сообщения Китай-Европа. Первый маршрут соединит Сиань с украинским Чопом и Будапештом в Венгрии, а груз по другому направлению будет доставляться в такие города, как Вена в Австрии, Плоешти в Румынии и Стамбул в Турции.
24 июля первый состав по еще одному недавно открывшемуся направлению покинул Сиань в сторону Киева. Маршрут до столицы Украины пролегает через Монголию и Россию.
1 августа грузовое судно «Синьциндао» («Новый Циндао») длиной 280 метров, принадлежащее корпорации COSCO Shipping, было выведено буксиром в море из портовой зоны Цзянъинь города Фучжоу. Это первое судно, отправившееся из Фучжоу по экспресс-маршруту «морского Шелкового пути».
Как сообщает «Жэньминь Жибао», на борту судна 5668 стандартных контейнеров.
«Один пояс — один путь» — вне торговых рамок
Посол России в Китае Андрей Денисов заявил, что российско-китайская торговля восстановится по мере нормализации эпидемиологической обстановки, а цель довести товарооборот между двумя странами до 200 млрд долларов остается актуальной.
«Уверен, что по мере нормализации эпидемиологической обстановки наша /российско-китайская/ торговля постепенно восстановится. Во всяком случае никто не снимает задачу доведения ее объема до 200 млрд долларов в 2024 году, о чем договорились лидеры России и Китая», — заявил Андрей Денисов в ходе дискуссии «Экономическое стратегическое взаимодействие Китая и России в эпоху постпандемии» на площадке Международного дискуссионного клуба «Валдай».
Посол России в Китае отметил, что страны постепенно двигаются по пути дедолларизации двусторонней торговли — в американской валюте по итогам 2019 года осуществлялись 39 проц всех торговых расчетов между Россией и Китаем. При этом, по данным ЦБ РФ, в 2018 году этот показатель составлял 75,1 проц.
Россия поддерживает принимаемые Китаем шаги в рамках реализации инициативы «Один пояс — один путь». «Исходим из того, что данная концепция выходит за рамки торгово-экономического взаимодействия и реализации инфраструктурных объектов, речь также идет и об укреплении гуманитарных обменов, развитии сотрудничества в цифровой сфере и, особенно сейчас, в развитии общественного здравоохранения», — заявил Андрей Денисов, добавив, что «на пике эпидемии Китай стал для нас, для России, практически безальтернативным источником медицинских изделий и средств индивидуальной защиты в массовом масштабе».
В Китае растут экспорт и возврат налога
В первой половине 2020 года объем возврата налога на экспорт в Китае составил 812,8 млрд юаней, то есть, 116,2 млрд долл. Данный шаг нацелен на облегчение финансового бремени экспортных предприятий на фоне пандемии COVID-19, отмечает «Жэньминь Жибао».
С марта 2020 года Китай повысил ставку возврата налога на экспорт для 1464 видов товаров с 10 до 13%, или с 6 до 9%, соответственно, сообщает Главное государственное налоговое управление КНР. По состоянию на конец июня этого года, примерно 25 тыс. экспортных компаний получили выгоды из данных мер.
Китай продвигает осуществление возврата налогов экспортным предприятиям, используя потенциал реформы таможенного оформления и оптимизации услуг для предприятий. Это является частью прилагаемых страной усилий для стабилизации внешней торговли и инвестиций.
В первой половине этого года в Китае были зарегистрированы более высокие показатели внешней торговли, чем ожидалось. В июне текущего года объем внешней торговли Китая вырос на 5,1% в годовом исчислении, при этом экспорт и импорт страны увеличились на 4,3 и 6,2%, соответственно.
Справка «СП»:
«Один пояс — один путь» — инициатива, объединяющая проекты «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века». Концепция «Нового шёлкового пути» под лозунгом «Один пояс — один путь» была выдвинута председателем КНР Си Цзиньпином во время визитов в Казахстан и в Индонезию осенью 2013 года. По выражению главы КНР, «Один пояс и один путь» — это не соло Китая, а настоящий хор всех стран вдоль маршрутов проекта».
Проект «Экономического пояса Шёлкового пути» должен состоять из трёх трансевразийских экономических коридоров: северного (Китай — Центральная Азия — Россия — Европа), центрального (Китай — Центральная и Передняя Азия — Персидский залив и Средиземное море) и южного (Китай — Юго-Восточная Азия — Южная Азия — Индийский океан). «Морской Шёлковый путь XXI века» включает в себя маршрут из побережья Китая через Южно-Китайское море в Южно-Тихоокеанский регион, а также маршрут из приморских районов Китая в Европу через Южно-Китайское море и Индийский океан.
8 мая 2015 было подписано лидеры России и КНР подписали совместное заявление о сотрудничестве в рамках Евразийского Экономического Союза и трансевразийского торгово-инфраструктурного проекта экономического пояса «Шёлковый путь».
Летом 2015 года Китай запустил самый длинный в мире грузовой железнодорожный маршрут Харбин — Гамбург через территорию России, поезд идет 15 дней, что вдвое быстрее традиционных автодорожных и морских маршрутов. В феврале 2016 года был открыт новый маршрут грузовых железнодорожных перевозок между китайским Харбином и российским Екатеринбургом, длительность рейса составила 10 дней.
Источник
Проект «Один пояс, один путь». Досье
ТАСС-ДОСЬЕ. 3 июля начинается официальный визит председателя КНР Си Цзиньпина в Россию. В ходе встречи с президентом РФ Владимиром Путиным будут подписаны несколько десятков соглашений в экономической сфере.
Предполагается, что одной из тем переговоров станет китайская инициатива «Один пояс, один путь».
Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об этом проекте.
«Один пояс, один путь»
Китайская инициатива по созданию глобальной транспортной и инвестиционной инфраструктуры «Один пояс, один путь» объединяет два проекта — «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века».
«Экономический пояс Шелкового пути»
«Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) — проект по формированию единого евроазиатского торгово-экономического пространства и трансконтинентального транспортного коридора. Название дано в честь древнего Шелкового пути (караванный маршрут, соединявший Китай и Европу через Центральную Азию; функционировал со II в. до н. э. по XV в.).
Идея проекта была выдвинута Си Цзиньпином в сентябре 2013 г. Тогда во время выступления в «Назарбаев Университете» (Астана) руководитель Китая выделил пять основных задач, которые призван решить ЭПШП: усиление региональной экономической интеграции, строительство единой трансазиатской транспортной инфраструктуры, ликвидация инвестиционных и торговых барьеров, повышение роли национальных валют, углубление сотрудничества в гуманитарной сфере. По словам китайских представителей, к ЭПШП может подключиться 67 государств, население которых составляет 63% от мирового. Ориентировочные сроки реализации проекта — 30 лет.
По оценкам авторов проекта, ЭПШП позволит сократить сроки доставки грузов из Китая в Европу. В настоящее время средний срок доставки контейнерных грузов морским транспортом составляет 45-60 суток. В случае успешной реализации проекта ЭПШП грузы из Китая в Европу будет доставляться за 10 дней. Помимо создания единой транспортной инфраструктуры, проект подразумевает расширение таможенного сотрудничества, расширение масштабов финансовых операций между странами, создание финансовых институтов при различных региональных организациях (ШОС, БРИКС). Развитие гуманитарных связей подразумевает активный обмен в сфере культуры и науки, СМИ, молодежные контакты.
В настоящий момент четкий маршрут, по которому пройдет новый Шелковый путь, до конца не разработан. По опубликованным данным, в основе проекта лежит строительство трех железнодорожных коридоров (северный, центральный и южный). Все они соединят восточные провинции Китая со странами Западной Европы.
Маршрут северного коридора: через Казахстан и РФ к Балтийскому морю, его западная ветка пройдет через Белоруссию и Польшу в Германию и Голландию.
Центральный коридор, который является самым сложным с точки зрения политической обстановки и отсутствия действующей инфраструктуры, соединит порты восточного Китая (Шанхай, Ляньюньган) со странами Центральной Азии (Киргизия, Узбекистан, Туркменистан), Ираном, Турцией, затем проследует через Балканский полуостров к портам Франции. Его реализация потребует строительства дополнительного тоннеля под проливом Босфор в Стамбуле (Турция).
Южная ветвь проходит через Бангладеш, Индию и Пакистан.
«Морской Шелковый путь XXI века»
Кроме сухопутного транспортного коридора, китайской стороной была предложена концепция развития морских торговых путей, которая получила название «Морской Шелковый путь XXI века» (МШП). Планы по его созданию были озвучены в октябре 2013 г. Си Цзиньпином в Индонезии. Морской путь возьмет начало в городе Фучжоу (провинция Фуцзянь), пройдет через Гуанчжоу (провинция Гуандун) и остров Хайнань, по Малаккскому проливу (Малайзия-Индонезия), затем через Индийский океан, обогнет Африканский рог (Кения) и направится в Красное и Средиземное моря.
Второе направление МШП идет из китайских портов в южную часть Тихого океана.
Инвестиционные механизмы
В ноябре 2014 г. в рамках саммита АТЭС Китай выступил с заявлением о намерении выделить $40 млрд на создание Фонда Шелкового пути. Эти средства будут направлены на оказание финансовой поддержки для строительства инфраструктуры, развития финансового сотрудничества и других проектов в странах, входящих в «Один пояс, один путь». В мае 2017 г. Си Цзиньпин заявил, что размер Фонда будет увеличен еще на 100 млрд юаней ($14,5 млрд).
Другим финансовым механизмом стал Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ, учрежденный по инициативе КНР в октябре 2014 г.). Его участниками являются 57 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Латинской Америки и Европы. Россия вступила в АБИИ в 2015 г. Ее доля в капитале Банка, размер которого составит около $100 млрд, — $6,5 млрд.
По словам Си Цзиньпина, в 2015 г. китайскими инвесторами было вложено в страны — участницы проекта ЭПШП и МШП около $15 млрд. В частности, к инвестированию проектов были привлечены китайские портовые операторы и транспортные компании (Cosco Pacific, China Merchants, China Road and Bridge и др.), которые, по данным Reuters, вложили около $5 млрд в развитие транспортной инфраструктуры в странах, через которой проходят маршруты ЭПШП и МШП. При этом, по словам председателя КНР, объем торговли Китая с этими странами в 2014-2016 гг. превысил $3 трлн.
Сопряжение проектов ЭПШП и ЕАЭС
В мае 2015 г. президент РФ Владимир Путин и Си Цзиньпин подписали соглашение о сопряжении ЭПШП и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). При этом в соглашении было отмечено, что основной площадкой, где будут обсуждаться вопросы сопряжения, станет Шанхайская организация сотрудничества.
Руководство Китая достигло соглашения по сопряжению ЭПШП с инфраструктурными проектами других стран. В частности, с монгольским проектом «Степной путь» (модернизация трансмонгольской железной дороги Китай — Россия) и южнокорейской «Евразийской инициативой» (объединение железных дорог Северной и Южной Кореи с выходом на Транссибирскую магистраль) и казахстанской программы «Светлый путь».
Источник
Стратегия экономического развития «Один пояс — один путь»
Концепция «Один пояс — один путь» — международная инициатива Китая, направленная на совершенствование существующих и создание новых торговых путей, транспортных, а также экономических коридоров, связывающих более чем 60 стран Центральной Азии, Европы и Африки, которая будет способствовать развитию торговых отношений между ними и Китаем.
Идея формирования «Экономического пояса Шелкового пути» была выдвинута председателем КНР Си Цзиньпином и впервые прозвучала во время его выступления в Астане в рамках государственного визита в Казахстан в сентябре 2013 года. Как отметил Си Цзиньпин, у Китая и стран Центрально-Азиатского региона — общая стратегическая цель, которая заключается в стабильном развитии экономики, процветании и могуществе государств. Китайский лидер подчеркнул необходимость «всесторонне укреплять практическое взаимодействие» и «конвертировать преимущества политического диалога, географической близости и экономической взаимодополняемости в преимущества сотрудничества, устойчивого роста, создания общности интересов на основе взаимной выгоды и общего выигрыша».
В связи с этим Си Цзиньпин призвал применять на пространстве Евразии новые модели сотрудничества, общими усилиями формировать «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) и предложил пять необходимых для этого мер: политическая координация, взаимосвязь инфраструктуры, либерализация торговли, свободное передвижение капитала и укрепление взаимопонимания между народами.
В октябре 2013 года во время своего визита в страны Юго-Восточной Азии глава КНР предложил странам — членам АСЕАН идею совместного строительства «Морского Шелкового пути XXI века» (МШП). Обе инициативы — ЭПШП и МШП — были объединены в общую стратегическую концепцию Китая под названием «Один пояс — один путь», которая представляет сегодня одно из основных направлений внешнеэкономического и внешнеполитического курса КНР.
В марте 2015 года по поручению Госсовета КНР Государственный комитет по делам развития и реформ, Министерство иностранных дел и Министерство торговли Китая опубликовали документ «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века». Документ призван способствовать реализации концепции «Один пояс — один путь».
В документе отмечается, что проект «Один пояс — один путь» является открытым для всех стран, международных и региональных организаций, а также создает основу для экономического сотрудничества КНР с заинтересованными странами.
Предполагается, что основные маршруты «Экономического пояса Шелкового пути» будут проходить:
— из Китая через Центральную Азию, Россию до Европы (до Балтийского моря);
— из Китая через Центральную Азию и Западную Азию к Персидскому заливу и Средиземному морю;
— из Китая в Юго-Восточную Азию, Южную Азию, к Индийскому океану.
Основные направления «Морского Шелкового пути XXI века»:
— из морских портов Китая через Южно-Китайское море до Индийского океана и дальше до Европы;
— из китайских портов через Южно-Китайское море в южную акваторию Тихого океана.
В указанных направлениях планируется сформировать международные коридоры экономического сотрудничества: «Китай — Монголия — Россия», «Китай — Центральная Азия — Западная Азия», «Китай — Индокитай», «Китай — Пакистан» и «Бангладеш — Индия — Мьянма — Китай».
В документе обозначены задачи в сфере инфраструктурного строительства, инвестиций в промышленные мощности, освоения природных ресурсов, торгово-экономического и финансового сотрудничества, гуманитарных обменов, защиты окружающей среды и взаимодействия на море.
В качестве важнейшего фактора расширения сотрудничества в регионе названо взаимодействие таких многосторонних механизмов, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Китай-АСЕАН (формат «10+1»), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Форум «Азия — Европа» (АСЕМ), Диалог по сотрудничеству в Азии (ДСА), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Форум китайско-арабского сотрудничества, Диалог Китай — Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (Китай-ССАГПЗ), Экономическое сотрудничество Субрегиона Большого Меконга (СБМ), Центрально-азиатское региональное экономическое сотрудничество (ЦАРЭС).
Концепция «Экономического пояса Шелкового пути» рассчитана на несколько ближайших десятилетий, в настоящее время ее реализация пока не приобрела системности, и сегодня она скорее представляет собой один из векторов в продвижении Китая к новой глобальной роли.
В целях финансирования проектов концепции «Один пояс — один путь» в 2014 году в Китае были созданы два новых финансовых института: Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Фонд Шелкового пути.
Целью Азиатского банка инфраструктурных инвестиций является финансирование крупных инфраструктурных проектов стран-учредителей банка и содействие их экономическому развитию. На сегодняшний день в число учредителей банка входят 57 стран (37 из Азиатского региона и 20 стран не входящих в данный регион). 29 июня 2015 года было подписано соглашение о создании банка. 16 января 2016 года АБИИ с капиталом 100 миллиардов долларов начал свою работу. Пятерку крупнейших соучредителей по объему вложений составили Китай, Индия, Россия, Германия и Республика Корея.
Фонд Шелкового пути был зарегистрирован в декабре 2014 года в Пекине. Общий капитал ФШП, как предполагается, составит 40 миллиардов долларов, однако его формирование будет происходить в несколько этапов. Фонд был запущен с начальным капиталом в 10 миллиардов долларов.
Основной целью Фонда является поиск инвестиционных возможностей и предоставление услуг для реализации проектов в странах, через которые проходит новый Шелковый путь. Предполагается, что Фонд будет в основном осуществлять инвестиции в инфраструктуру, а также в развитие промышленной и финансовой кооперации. Весь капитал Фонда принадлежит Китаю, а основными источниками финансирования являются Государственная администрация иностранной валюты Китая (65%), Китайская Инвестиционная Корпорация (15%), Экспортно-импортный банк Китая (15%) и Банк развития Китая (5%). В дальнейшем Фонд будет привлекать институциональных инвесторов из других стран, готовых осуществлять долгосрочные инвестиции.
Соглашение о сопряжении Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и китайской инициативы «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП) было подписано главами РФ и КНР в мае 2015 года во время визита Си Цзиньпина в Россию. Готовность поддержать инициативу и присоединиться к ней выразили более 100 стран и международных организаций. Китай подписал соглашения о сотрудничестве с более чем 40 странами и международными организациями.
Наиболее значимым из них стало Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути.
В рамках взаимодействия двух стран создана и действует Комиссия по сопряжению ЕАЭС и ЭПШП, которую возглавили первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов и его китайский коллега, первый вице-премьер Государственного совета КНР Чжан Гаоли.
В 2016 году настоящим прорывом в развитии многосторонних экономических коридоров в рамках инициативы «Один пояс — один путь» стало официальное подписание Китаем, Монголией и Россией планов по строительству экономического коридора. Устойчивый прогресс также был достигнут в синергетической инициативе с Евразийским экономическим союзом.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Источник