Совместное водопользование это что значит

Статья 38 Водного кодекса. Виды водопользования

1. Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование водопользование подразделяется на:

1) совместное водопользование;

2) обособленное водопользование.

2. Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

3. По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на:

1) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;

2) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;

3) водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Комментарии к ст. 38 ВК РФ

Комментируемая статья понимается и уясняется в контексте с нормами статей 6 — 9 ВК РФ. Подразделение водопользования на совместное и обособленное отражает отношение к водам как основе жизни и деятельности народов, проживающих на совместной территории (часть первая ст. 9 Конституции РФ).

Качество природных ресурсов как общего достояния всех народов Российской Федерации предусматривается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Республики Алтай и Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии и с Водным кодексом РФ использование и охрана водных объектов как природного ресурса и как объекта права собственности (п. 1 ст. 3) теснее увязывается с использованием и охраной земли как части природы и предмета гражданских, имущественных отношений. Это обусловливает применение норм Земельного кодекса РФ к водным отношениям, если они не урегулированы в ВК РФ.

Так, в соответствии с пунктом 3 ст. 23 ЗК РФ для свободного доступа к прибрежной полосе могут устанавливаться публичные сервитуты. В пункте 8 ст. 27 ЗК РФ предусмотрен запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ.

Вопрос о предоставлении рыбопромысловых участков в обособленное пользование для рыбоводства в Федеральном законе от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» не решен. В статье 1 Закона рыбоводство определено как выращивание рыбы, других водных животных и растений, а в ст. 18 дано понятие рыбопромысловых участков.

Рыбопромысловый участок состоит из акватории водного объекта или ее части и прибрежной полосы суши и формируется в определенных границах для осуществления в том числе промышленного рыбоводства. В указанном Законе определен порядок утверждения перечня рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод и территориального моря.

Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах, принадлежащих на праве собственности физическим или юридическим лицам. В соответствии со статьей 8 ВК РФ физическим или юридическим лицам могут принадлежать на праве собственности лишь пруды и обводненные карьеры.

Согласно Федеральному закону от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» термины «обособленный водный объект», «замкнутый водоем», «закрытый водоем» не применяются и заменены на термины «пруды, обводненные карьеры» (п. 1 ст. 130, п. 2 ст. 261 ГК РФ, п. 3 ст. 23, п. 1 ст. 40, п. 2 ст. 77, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ч. 2 и ч. 3 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно пункту 2 ст. 261 ГК РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, произрастающие на нем растения. В статье 40 ЗК РФ перечисляются права землеобладателей. Права и обязанности собственников водных объектов и водопользователей предусматриваются в статье 39 ВК РФ.

Источник

Комментарий к водному кодексу Российской федерации (стр. 21 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Совместное водопользование может осуществляться в отношении водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исключая случаи предоставления указанных водных объектов (или их частей) для обособленного водопользования.

В случае совместного водопользования водный объект представляет интерес прежде всего как природной ресурс, используемый человеком для личных и бытовых нужд (п. 1 ст. 3 ВК РФ).

Примером совместного водопользование является пользование общедоступными водными объектами, что предполагает право каждого на доступ и бесплатное использование поверхностных водных объектов для личных и бытовых нужд (см. комментарий к ст. 6 ВК РФ).

Согласно части 2 настоящей статьи обособленное водопользование, в отличие от совместного, предполагает предоставление водных объектов (или их частей) в пользование для целей, обеспечение которых исключает использование данных водных объектов (или их частей) другими физическими лицами, юридическими лицами
.

К целям обособленного водопользования относятся:

— обеспечение обороны страны и безопасности государства;

— иные государственные или муниципальные нужды, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами;

Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах (или их частях), находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, а также в государственной или муниципальной собственности.

В случае обособленного водопользования речь идет о водном объекте не только как природном ресурсе, используемом для осуществления хозяйственной и иной деятельности, но и, прежде всего, одновременно как об объекте права собственности и иных прав (п. 1 ст. 3 ВК РФ).

Необходимо отметить, что согласно части 2 статьи 8 ВК РФ физическим и юридическим лицам могут принадлежать на праве собственности только пруды и обводненные карьеры (см. комментарий к ст. 8 ВК РФ).

Обособленное водопользование водными объектами осуществляется в соответствии с положениями не только комментируемого кодекса, а также с учетом соответствующих норм гражданского и земельного законодательства. Свидетельством тому служит неразрывная связь права собственности на пруд или обводненный карьер с правом собственности на земельный участок, в границах которого расположен данный пруд или обводненный карьер (см. ч. ч. 2, 3, 4 ст. 8 ВК РФ). Так, согласно ст. 261 ГК РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Согласно части 2 статьи 11 ВК РФ пользование водными объектами для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование (см. комментарий к ст. 11 ВК РФ).

Обособленное водопользование для удовлетворения государственных и муниципальных нужд осуществляется, как правило, через государственные и муниципальные унитарные предприятия (например, МГУП «Мосводоканал»).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 01.01.01 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств РФ, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ (федеральные нужды), либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (нужды субъектов РФ). Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.

При осуществлении обособленного водопользования в целях рыбоводства необходимо обратиться к положениям Федерального закона от 01.01.01 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» , где под рыбоводством понимается выращивание не только рыбы, но и других водных животных и растений. Для осуществления рыбоводства как одного из мероприятий по охране и воспроизводству рыбных запасов формируются рыбопромысловые участки, состоящие из акватории водного объекта рыбохозяйственного значения или ее части. Использование рыбопромыслового участка осуществляется в соответствии с законодательством о водных биоресурсах и водным законодательством. В свою очередь, использование земельных участков для целей рыболовства осуществляется в соответствии с водным и земельным законодательством (ст. 18).

СЗ РФ. 2004. N 52 (часть 1). Ст. 5270.

В части 3 комментируемой статьи водопользование подразделяется по способу использования водных объектов на:

— водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;

— водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;

— водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Следует отметить, что нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение мер административной ответственности (ст. 8.14 КОАП РФ «Нарушение правил водопользования).

В статье 11 ВК РФ перечислены направления использования водных объектов в ряде случаев с учетом одного из указанных выше способов использования водных объектов. К примеру, на основании договора водопользования осуществляются забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов, а также использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии (ч. 1 ст. 11 ВК РФ).

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется забор (изъятие) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ) (ч. 2 ст. 11 ВК РФ). Не требуется ни заключение договора водопользования, ни принятие решения о предоставлении водного объекта при осуществлении:

— забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;

— забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

— забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);

— забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств.

При этом обязательным условием как договора водопользования (п. 2 ч. 1 ст. 13 ВК РФ), так решения о предоставлении водного объекта в пользование (п. 2 ч. 1 ст. 22 ВК РФ) является указание цели, вида и условия использования водного объекта или его части (в том числе объема допустимого забора (изъятия) водных ресурсов).

Статья 39. Права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов

Комментарий к статье 39

Часть первая комментируемой статьи очерчивает круг прав собственников водных объектов и водопользователей при их использовании. Прежде всего, стоит определиться с тем, кто является водопользователями и собственниками водных объектов. В соответствии со ст. 1 ВК РФ в качестве водопользователей выступают физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом. Собственником же водных объектов, в основном, является РФ, однако субъект РФ, муниципальное образование, физическое лицо и юридическое лицо также могут быть собственниками пруда, обводненного карьера, если таковые расположены в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности перечисленным субъектам.

Итак, собственники водных объектов, водопользователи имеют право самостоятельно осуществлять использование водных объектов. Ключевым понятием здесь является «самостоятельность», под которой законодатель подразумевает такое использование собственником или водопользователем водных объектов, которое бы не ограничивалось вмешательством третьих лиц. То есть непосредственно собственник может использовать различными способами, по своему усмотрению, принадлежащий ему водный объект для удовлетворения собственных потребностей. В данном случае такая свобода ограничивается лишь некими обязанностями собственника, о которых мы поговорим ниже и правами других лиц, которые установлены законами. Относительно водопользователей действует то же правило, однако, их права могут быть ограничены еще и договором, на основании которого осуществляется водопользование, если таковой имеется.

Отдельной строкой выделено такое право, как осуществление строительства гидротехнических и иных сооружений на водных объектах. Под гидротехническими сооружениями в соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Стоит отметить, что перечень прав водопользователей и собственников водных объектов при их использовании открыт, однако ограничен правами, предоставляемыми ВК РФ и другими федеральными законами. Так, согласно ст. 19 ВК РФ водопользователь с согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе передавать свои права и обязанности по договору водопользования другому лицу, за исключением прав и обязанностей по договору водопользования в части забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В части второй комментируемой статьи содержится перечень обязанностей собственников водных объектов и водопользователей. Самой первой и самой главной обязанностью является недопущение нарушения прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде. Анализ судебной практики позволяет понять, что наиболее частым нарушением является причинение ущерба водному объекту в результате сброса в него неочищенных сточных вод, в результате чего концентрация взвешенных веществ в сточных водах превышает предельно допустимую норму (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.01.2001 по делу N А79-6841/2008, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.01.2001 N Ф03-4677/2009 по делу N А59-4020/2008). Случаи утечки топлива с палубы судна, эксплуатации лодочных станций при отсутствии системы отвода и очистки поверхностного стока также являются прямым нарушением обязанности непричинения вреда окружающей среде. И в данном случае принятие нарушителем мер для устранения в кратчайшие сроки загрязнения водного объекта является всего лишь смягчающим обстоятельством.

Что же касается недопущения нарушения прав других собственников водных объектов и водопользователей, то в качестве примера такого нарушения может быть приведена установка на береговой полосе ограждения, препятствующего свободному доступу граждан к водному объекту (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.01.2001 года по делу N А79-7347/2008).

Кроме того, стоит отметить, что сам по себе факт нарушения правил водопользования не доказывает причинение вреда водному объекту и размер данного вреда, имеет место материальный состав правонарушения, связанный с нарушением обязанности собственником или водопользователем (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.01.2001 по делу N А63-883/2009).

Выполняя обязанность содержания в исправном состоянии эксплуатируемых очистных сооружений и расположенных на водных объектах гидротехнических и иных сооружений, собственник водных объектов и водопользователь не должны забывать о такой очень важной обязанности, как информирование уполномоченных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах. Уполномоченными органами в данном случае являются Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы. Заметим, что собственники и водопользователи также обязаны своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах. Весьма оценочной представляется категория своевременности осуществления мероприятий. Своевременность предупредительных мер означает проведение мер в тот срок, который может исключить неизбежность наступления аварий и чрезвычайных ситуаций. Своевременность же мер по ликвидации последствий должна оцениваться как немедленность принятия соответствующих мер. Однако стоит учитывать, что в данном случае обязанность подлежит расширительному толкованию с учетом судебной практики, согласно которому водопользователи и собственники водных объектов обязаны не только своевременно принять меры, но и принять все зависящие от них меры, что немаловажно (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.01.2001 по делу N А/2009).

Последняя из обозначенных обязанностей — обязанность вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества. Такой порядок в настоящее время утвержден Приказом Минприроды России от 01.01.2001 N 205. Здесь же указывается на обязанность вести регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки
представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Что же касается сроков, то сведения, полученные в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества, представляются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Перечень обязанностей, впрочем, как и прав является открытым: водопользователи и собственники водных объектов должны выполнять иные предусмотренные ВК РФ и другими федеральными законами обязанности. Например, в соответствии со статьей 48 ВК РФ водопользователи, осуществляющие сплав древесины, обязаны регулярно проводить очистку водных объектов от затонувшей древесины.

Статья 40. Защита конкуренции в области использования водных объектов

Комментарий к статье 40

Часть первая комментируемой статьи содержит прямой запрет монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в области использования водных объектов, дублируя тем самым норму антимонопольного законодательства, с той лишь особенностью, что уточняет сферу антимонопольных требований — сфера использования водных объектов. В Федеральном законе от 01.01.01 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» содержатся понятия монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Что же касается монополистической деятельности, то под ней понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Кроме того, в соответствии с частью 2 комментируемой статьи установлен запрет для федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих их функции органов или организаций принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), а также заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области использования водных объектов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В данной части статьи упоминаются акты как нормативного, так и ненормативного характера.

Часть 3 комментируемой статьи гласит о том, что Порядок осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов утвержден Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2009 г. N 314. Такой контроль осуществляет Федеральная антимонопольная служба РФ. Также в данном Постановлении указан перечень сделок, проведение которых требует уведомления антимонопольного органа в связи с потенциальной возможностью ограничения конкуренции. Антимонопольный орган, в свою очередь, либо принимает уведомление, либо продлевает срок его рассмотрения, либо принимает уведомление с выдачей предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

Комментируемая статья до второй половины 2008 года носила название «Антимонопольные требования в области использования водных объектов» и излагалась в другой редакции. В частности, говорилось о том, что антимонопольный контроль в сфере водных отношений осуществлялся в соответствии с антимонопольным законодательством РФ. Сейчас же порядок такого контроля специально установлен Постановлением Правительства РФ, часть норм содержится в нем же, а также имеются ссылки на антимонопольное законодательство.

Статья 41. Приостановление или ограничение водопользования

Комментарий к статье 41

Статья 1 ВК РФ определяет водопользование как использование водных объектов для удовлетворения потребностей РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц различными способами. По договору водопользования водопользователю предоставляется водный объект или его часть в пользование за плату. Так по договору водопользования водные объекты должны быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных ВК РФ целей. По содержанию прав и обязанностей водопользователи приравниваются к собственникам водных объектов.

В соответствии с комментируемой статьей водопользование может быть как ограничено, так и приостановлено. В соответствии с п. 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В случае введения чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Таким образом, под ограничением водопользования понимают временное ограничение некоторых прав водопользователя, не полный их запрет, а частичный. Под приостановлением же необходимо понимать введение запрета на использование водопользователем водных объектов, то есть в своих правомочиях водопользователь ограничен полностью, на срок приостановления водопользователь не может воспользоваться правами, предусмотренными статьей 39 ВК РФ.

В соответствии с комментируемой статьей водопользование может быть приостановлено или ограничено в случае:

1) угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека;

2) возникновения радиационной аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;

3) причинения вреда окружающей среде;

4) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

ВК РФ к таким случаям относит, например, ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в случае нарушения требований по использованию и охране водных объектов (данная норма предусмотрена ст. 60 ВК РФ). Также статьей 43 ВК РФ установлено, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны, в этих зонах осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются.

Федеральным законом от 01.01.01 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (принят ГД ФС РФ 12.03.1999) установлено, что органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 01.01.01 г. N 24 «О введении в действие Санитарных правил» (вместе с «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. СанПиН 2.1.4.1074-01») утверждено, что питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям. Эти нормативы установлены в указанных правилах.

В соответствии с комментируемой статьей приостановление водопользования осуществляется в судебном порядке либо по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в пределах их компетенции.

Так, в соответствии со статьей 8.14 КОАП РФ в судебном порядке приостановление водопользования производится при нарушении правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.

Ограничение водопользования устанавливается нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления или решением суда.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относят осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования. Обычно информирование населения происходит через средства массовой информации — телевидение, радио, газеты, либо путем рассылки писем всем водопользователям, чьи права пытаются ограничить.

Статья 42. Основные требования к использованию водных объектов

Комментарий к статье 42

В комментируемой статье содержатся правила, выполнение которых обязательно для водопользователя, так как при заключении договора водопользования стороны обязались соблюдать предписания, предусмотренные ВК РФ. Пункт 1 статьи 42 ВК РФ содержит требования, которые должны соблюдаться при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений. В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 01.01.01 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» на перечисленных выше стадиях собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности является основным документом, обосновывающим безопасность гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности, проекту, действующим техническим нормам и правилам, а также определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации. Декларация безопасности гидротехнического сооружения предоставляется в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений (Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору). Декларация безопасности, утвержденная органом надзора, является основанием для внесения гидротехнических сооружений в Российский регистр гидротехнических сооружений и выдачи этим органом разрешений на эксплуатацию, ввод и вывод из эксплуатации, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений. Статьей 5 ФЗ N 117-ФЗ предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ должны обеспечивать безопасность гидротехнических сооружений при использовании водных объектов и осуществлении природоохранных мероприятий.

Частью 2 комментируемой статьи предусмотрено, что при использовании водных объектов, входящих в водохозяйственные системы, не допускается изменение водного режима водных объектов, которое может привести к нарушению прав третьих лиц. В соответствии со статьей 1 ВК РФ водохозяйственная система — это комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений. В статье 60 ВК РФ установлен запрет на сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов; забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект; сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

В части 3 комментируемой статьи указывается, что все работы, связанные с изменением или обустройством природного водоема, должны проводиться при условии сохранения его естественного происхождения. К водоемам естественного происхождения принято относить озера, пруды, речки, ручьи, водопады, каскады, болотца.

В соответствии с Приказом Минприроды РФ от 01.01.01 г. N 413 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления)» при проведении проверок Ростехнадзор (территориальное управление) должен проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Статья 43. Использование водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения

Комментарий к статье 43

В части 1 комментируемой статьи сказано, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. В статье 5 ВК РФ сказано, какие воды принято относить к поверхностным, а какие к подземным. Так, к поверхностным относят: моря, водотоки, водоемы, болота, природные выходы подземных вод, ледники, снежники. К подземным водным объектам относятся: бассейны подземных вод, водоносные горизонты.

В соответствии со статьей 56 ВК РФ охрана водных объектов от загрязнения и засорения осуществляется в виде запрета на сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, на сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты; на захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ; на проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества; на ограничение проведения на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы.

Критерии безопасности и безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01 решение о запрещении или приостановлении использования населением питьевой воды из конкретной системы водоснабжения принимается органом местного самоуправления по постановлению Главного государственного санитарного врача по соответствующей территории на основании оценки опасности и риска для здоровья населения, связанных как с дальнейшим потреблением воды, не соответствующей гигиеническим нормативам, так и с прекращением или приостановлением ее использования в питьевых и бытовых целях. О принятом решении о запрещении или приостановлении использования питьевой воды, о ее качестве, осуществляемых мероприятиях, а также о рекомендациях по действиям в данной ситуации население должно быть должным образом проинформировано.

В части 2 комментируемой статьи говорится об установлении зон санитарной охраны, в которых деятельность по осуществлению жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются. В Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» сказано, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 8 ноября 2001 г. N 32 «О введении в действие санитарных правил СП 2.1.4.1075-01» (вместе с Санитарными правилами «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы. СП 2.1.4.1075-01», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 11.10.2001) устанавливаются санитарные правила, которые определяют гигиенические требования к организации и содержанию территории и акватории зон санитарной охраны Московского водопровода. Территория зон санитарной охраны относится к зоне ограниченного хозяйственного и градостроительного освоения, на которой не допускается размещение и развитие промышленного и крупного сельскохозяйственного производства, а развитие населенных мест и размещение новых объектов гражданского строительства ограничивается ассимиляционной способностью почв и водных объектов.

Часть 3 комментируемой статьи гласит, что порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах. В статье 23 Закона РФ от 01.01.01 г. N 2395-1 «О недрах» говорится, что недра должны использоваться рационально, а также они должны охраняться, должны приниматься все усилия для предотвращения загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; для предотвращения размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Часть 4 статьи 43 ВК РФ говорит, что на территориях, на которых отсутствуют поверхностные водные объекты, но имеются достаточные ресурсы подземных вод, пригодных для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в соответствии с законодательством о недрах допускается в исключительных случаях использование подземных вод для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением. В статье 19 Закона «О недрах» сказано, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

Статья 44. Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод

Источник

Читайте также:  Креветка северная 150 200 что значит
Оцените статью