- Что такое расстройство социальной адаптации?
- МКБ-10 — Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации (F43)
- Причины расстройства социальной адаптации
- Типы расстройств адаптации
- Диагностика
- Лечение
- Заключение
- Нарушение социальной адаптации
- Социальная дезадаптация
- Причины социальной дезадаптации
- Готовые работы на аналогичную тему
- Проявления нарушений социальной адаптации
- Социальная дезадаптация как одна из актуальнейших проблем современности
- Что это такое
- Теория и практика
- Концепции
- Кризисная
- Медицинская
- Психологическая
- Причины
- Признаки
- Уровни
- Первый
- Второй
- Третий
- Четвёртый
- Классификация
- Особенности
- В детском саду
- В школе
- У подростков
- У взрослых
- Акцентуации характера
- Коррекция и профилактика
Что такое расстройство социальной адаптации?
Расстройство социальной адаптации — это состояние, которое некоторые люди могут испытывать в течение нескольких месяцев после стрессового события или изменений в жизни. Расстройство социальной адаптации может вызвать целый ряд симптомов, таких как депрессия, тревога и нарушение эмоций.
МКБ-10 — Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации (F43)
Расстройство социальной адаптации — это крайняя эмоциональная и поведенческая реакция в течение 3 месяцев после стрессового или монументального события в жизни. Люди могут испытывать ненормальную реакцию или высокий уровень эмоционального расстройства, чем ожидалось в ответ на определенную ситуацию. Этот стресс может вызвать целый ряд симптомов, которые могут повлиять на людей умственно и физически. Симптомы расстройства адаптации не связаны с каким-либо другим психическим заболеванием, с обычным процессом скорби или адаптацией к драматическим изменениям в жизни.
Причины расстройства социальной адаптации
Даже позитивные события могут вызвать расстройство социальной адаптации, если они представляют собой значительные изменения. Примеры жизненных событий или изменений, которые могут вызвать расстройство социальной адаптации:
- переезд
- развод или раздельное проживание
- потеря любимого человека
- рождение ребенка или родного брата
- серьезное заболевание или тяжелая травма
- переход в новую школу
- семейные проблемы
- выход на пенсию
- финансовые трудности
- потеря работы
- стихийное бедствие или травматическое событие
Некоторые факторы могут увеличить риск расстройства адаптации.
Генетика, жизненный опыт, личность и существующие проблемы психического здоровья — все это может играть определенную роль в том, как люди реагируют на жизненные события. Если люди испытывают сразу несколько стрессоров, это может привести к нарушению адаптации. У детей с частым стрессом чаще развивается расстройство адаптации. Расстройство адаптации происходит одинаково как у мужчин, так и у женщин.
Расстройства адаптации начинаются в течение 3 месяцев после стрессового события и не длятся более 6 месяцев после этого события. Однако в некоторых случаях хроническое расстройство адаптации может длиться дольше.
Типы расстройств адаптации
- С тревогой — чувство нервозности, беспокойства или страха разлуки.
- С подавленным настроением — чувство подавленности, безнадежности или слезливость.
- С тревогой и подавленным настроением — сочетание вышеперечисленных симптомов.
- С нарушением поведения — нарушение прав других лиц, общественных норм и правил.
- С нарушением эмоций и поведения — сочетание всех вышеперечисленных видов расстройства адаптации.
- Неопределенные — симптомы, которые не вписываются ни в одну из вышеперечисленных категорий.
- Симптомы
Симптомы расстройства адаптации могут включать в себя:
- подавленное настроение
- частое беспокойство или чувство тревоги
- постоянный плач
- безнадежность
- взволнованность
- безрассудное поведение или нарушение общественных правил
- социальную самоизоляцию
- суицидальные мысли или поведение
- трудности в школе или на работе
Люди могут иметь только эмоциональные симптомы, в то время как другие могут иметь поведенческие симптомы. Симптомы расстройства адаптации могут зависеть от возраста человека.
Дети и подростки могут иметь больше поведенческих симптомов, таких как деструктивное поведение. Взрослые могут испытывать более выраженные депрессивные симптомы.
У детей могут наблюдаться следующие симптомы:
- проблемы со сном
- частый плач
- нежелание ходить в школу
- изоляция от друзей и семьи
- провоцирование драк
- раздражительность
- вандализм
- проявление враждебности
- депрессия и тревога
Люди с расстройством социальной адаптации могут иметь группу симптомов, которые перекрываются симптомами других состояний. К ним относятся:
Люди могут испытывать подавленное настроение и беспокойство с расстройством адаптации. Однако расстройство социальной адаптации имеет иной набор критериев, чем другие состояния психического здоровья, что позволяет врачам различать их.
ПТСР обычно происходит после угрожающего жизни события, такого как война или физическое нападение, по сравнению с изменением жизни или стрессором, который может вызвать расстройство адаптации. ПТСР также может длиться дольше, чем расстройство адаптации. Сложное ПТСР может возникнуть, если человек пережил длительную или повторную травму, а не одно событие.
Расстройство адаптации трудно отделить от депрессивных расстройств, так как они могут иметь схожие симптомы.
Диагностика
Врач оценит симптомы человека, спросит о его истории болезни и проведет психиатрическую экспертизу, чтобы диагностировать расстройство социальной адаптации. Это обследование помогает исключить любые другие возможные психические расстройства. Врач может расспросить о любых недавних событиях, которые могли бы вызвать расстройство адаптации.
У детей врачи могут проверить, как идет их развитие, поскольку это может повлиять на эмоциональные и поведенческие реакции.
В некоторых случаях назначают анализы крови и мочи, чтобы убедиться, что другое состояние не вызывает симптомов.
Лечение
Психотерапия может помочь людям преодолеть расстройство адаптации.
Психотерапевт поможет проработать эмоциональные и психические симптомы расстройства. Другим людям может помочь групповая терапия для развития социальных и межличностных навыков.
Один из подходов может включать когнитивно-поведенческую терапию (КПТ). Эта техника фокусируется на изменении паттернов мышления, чтобы помочь людям решать проблемы и развивать позитивные методы совладания.
Дети с расстройством адаптации могут получить пользу от семейной терапии. Члены семьи будут работать вместе с терапевтом, чтобы внести позитивные изменения, такие как улучшение общения, взаимодействия и поддержка в семье.
В некоторых случаях врач может назначить медикаментозное лечение наряду с психотерапевтическим лечением таких симптомов, как депрессия и тревога. Однако медикаментозное лечение обычно не является первой линией лечения расстройств адаптации.
Заключение
Расстройство социальной адаптации — это крайняя реакция на стрессовое жизненное событие или значительное изменение. Оно может проявляться у людей различного возраста и пола. Изменения в семье, развод или переезд — все это может вызвать расстройство адаптации.
Люди могут испытывать чувство депрессии, тревоги и безнадежности, могут замкнуться в себе, у них может появится плаксивость и трудности со сном.
Дети и подростки могут проявлять деструктивное поведение.
Расстройство адаптации возникает в течение 3 месяцев после стрессового события и обычно длится не более 6 месяцев после события, а его последствия устраняются.
Люди могут обратиться к врачу, если у них появляются симптомы расстройства адаптации.
Перед применением советов и рекомендаций, изложенных на сайте «Medical Insider», обязательно проконсультируйтесь с врачом!
Редактор, автор статей.
Врач невролог в СЗЦДМ, г. Санкт-Петербург
Источник
Нарушение социальной адаптации
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социальная дезадаптация
В результате социализации личности формируется полноценный субъект, способный полноценно участвовать в жизни общества. Социализация личности и социальная адаптация тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Они могут рассматриваться в качестве тождественных понятий, или как осуществляющиеся в непрерывной взаимосвязи.
В результате неудачной социализации происходит нарушение социальной адаптации человека.
Социальная дезадаптация, или десоциализация – частичная или полная неспособность адаптироваться к окружающей социальной среде.
Механизм социальной адаптации функционирует с раннего детства. Благодаря ему индивид учится соблюдать определенные правила и нормы, общаться в соответствии с принятыми в данном обществе правилами, корректировать свое поведение согласно возникающим ситуациям.
Сбой в работе адаптационного механизма ведет к нарушениям во взаимоотношениях между индивидом и обществом, человек не может в полной мере взаимодействовать с окружающими.
Причины социальной дезадаптации
Нарушения социальной адаптации происходят в результате следующих факторов:
- эмоциональная депривация и социальная изоляция в детстве;
- дисгармоничное развитие детей, воспитывающихся в интернатах, детских домах и т.д., то есть в институционализированных учреждениях;
- педагогическая и социальная запущенность;
- неудачная социализация в семье и, как следствие, формирование акцентуаций характера;
- деформированные родительско-детские отношения;
- формирование личности в антисоциальном окружении;
- развитие аддиктивных форм поведения;
- психические расстройства, как следствие нарушенных родительско-детских отношений.
Нарушения социальной адаптации проявляются в следствие нарушенной или неудачной социализации, действия негативных психологических механизмов
Социально-психологическая дезадаптация развивается при биологических и физических нарушениях (заболевания нервной системы, травмы головного мозга, инфекционные заболевания, сопровождающиеся высокой температурой и интоксикацией); нарушениях психологического характера (акцентуации характера, особенности нервной системы – излишнее возбуждение, слабость, нарушение волевых процессов и т.д.); социальных нарушениях (отвержение ребенка, неправильное воспитание, попадание во враждебную или непривычную обстановку).
Готовые работы на аналогичную тему
На формирование психопатий, акцентуаций, аномалий иного характера большое влияние оказывает семья.
Формирование психопатий может осуществляться следующим образом (О.В. Кербиков): посредством усвоения и подражания форм поведения взрослых; в результате закрепления негативных реакций; через непосредственное культивирование аномальных черт характера у ребенка.
Если в семье отсутствуют чувства привязанности и тепла, наблюдаются негативные действия (невыполнение обещаний, несправедливые упреки, ущемление нормальных желаний и т.д.), культивируется чувство вины перед родителями, то происходит нарушение социализации, формирование неврозов, развивается социальная дезадаптация.
Проявления нарушений социальной адаптации
К нарушениям социальной адаптации, возникшей в результате нарушения коммуникации относятся:
- неспособность осуществлять основную деятельность (работа, учеба);
- неумение удовлетворять основные социальные потребности;
- отсутствие навыков продуктивного общения;
- неспособность осуществлять заданные социальные роли в межличностных отношениях;
- невозможность испытывать состояние относительно долгого внутреннего комфорта без присутствия внешних или внутренних конфликтов.
Социальная адаптация выражается в депривации, если ребенок развивался в социальной изоляции. При этом дети отвергают контакты с другими людьми, боятся их, у них наблюдается отсутствие эмоций и чувств. Такие индивиды склонны к приступам гнева, аффектам, у них отсутствуют высокие чувства, слабо сформированы моральные качества, наблюдается низкая фрустрационная толерантность.
Синдром госпитализма – состояние, характерное для детей длительное время находящихся в больнице, интернате, детском доме. Дефицит общения вызывает формирование эмоциональных нарушений, ведет к отставанию в физическом и психическом развитии, к социальной дезадаптации.
Крайним вариантом социальной дезадаптации является педагогическая запущенность, выражающаяся в задержке интеллектуального, эмоционального, физического развития, в нарушении поведения.
Школьная десоциализация наблюдается при выделении ученика из группы остальных школьников: внешние данные, низкая или высокая успеваемость, индивидуальные особенности и т.д. Возникает при резком изменении внешности ребенка, смене привычной среды и др. Отсутствие поддержки, насмешки и отторжение со стороны взрослых приводит к утрате своего места в обществе, разрушению установленных социальных связей.
К психическим расстройствам, вызывающим социальную дезадаптацию относятся шизофрения, аутизм, обсессивно-компульсивное расстройство, биполярное расстройство личности.
Социальная запущенность проявляется в:
- искаженном развитии социально-коммуникативных качеств;
- незрелости социальных потребностей;
- сложностях принятия и реализации социальных ролей;
- низком уровне сформированности социальной рефлексии.
По сравнению с детьми, воспитывающимися в семьях, дети закрытых институциональных учреждений, как правило, отстают в психическом развитии, эмоционально неустойчивы. У них отмечается ограниченность словарного запаса, снижена активность, мало оценочных суждений, им сложно организовать без участия взрослых свою деятельность.
В подростковом возрасте у детей закрытых институциональных учреждений наблюдается слабое развитие мотивационной сферы, ограничено целеполагание, их самооценка во многом зависит от окружения, характерен инфантилизм. Реакция на фрустрацию носит агрессивный характер (угрозы, упреки, обвинения и т.д.).
Нарушение социальной адаптации может носить частичный или полный характер. При частичном нарушении индивид перестает соприкасаться с определенными видами жизнедеятельности, контактировать с некоторыми людьми: отказывается от общения с приятелями, не ходит на работу и т.д. Полная десоциализация характеризуется нарушением контактирования во всех сферах жизнедеятельности, индивид прекращает общение с самыми близкими людьми, замыкается в себе и теряет связь с действительностью.
Источник
Социальная дезадаптация как одна из актуальнейших проблем современности
Если раньше социальная дезадаптация была диагнозом, актуальным преимущественно для детей и подростков, то на сегодняшний день он нередко ставится и взрослым. Причём в качестве факторов-провокаторов выступают не психические отклонения и заболевания, а те проблемы, которые назревают в современном обществе: его расслоение, зависимость от Интернета. Психологи бьют в колокола и призывают обратить особое внимание на этот аспект.
Что это такое
Понятие социальной дезадаптации трактуется в психологии по-разному в зависимости от подхода. Одни специалисты рассматривают её как одно из многочисленных пограничных нервно-психических нарушений, когда человек в силу своих психических особенностей не может выстраивать отношения с другими людьми в социуме (из-за аутизма, фобий, расстройств личности и поведения). Для других это временное явление, которое возникает в кризисный момент как защитная реакция подсознания и проходит после его преодоления.
Так что в психологии нет единого мнения о понятии социальной дезадаптации, её видах и способах коррекции из-за неоднозначного подхода к природе её возникновения. Чтобы не было путаницы, для академических учебников было принято дать общее определение этому термину, отражающее суть явления, но обходящее стороной спорные моменты. Оно звучит следующим образом.
Социальная дезадаптация — это неспособность жить в социуме, соблюдать его нормы, контактировать с другими людьми. Она означает невозможность человека в силу каких-то обстоятельств выполнять свою общественную функцию, взаимодействовать с той микросоциальной средой, в которой он оказывается. Наиболее ярко проявляется на работе, в школе, в гостях, на улице, в магазинах — везде, где нужно общаться с другими. Что касается дома, то отношения с близкими страдают при запущенной форме, но на ранних стадиях она может на них никак не сказываться.
Несмотря на существование разных подходов к проблеме, в психологии это не считается патологией, хотя в некоторых ситуациях она может быть следствием какого-то серьёзного нервно-психического нарушения. Но сама таковой не является.
Теория и практика
Проблема социальной дезадаптации набирает обороты и актуальна в современном обществе, как никогда. Это связано с увлечениями детей и подростков соцсетями и играми. Виртуальный мир и интернет-общение заменяет им реальность и связи с живыми людьми. В последнее время нередко это наблюдается и у взрослых. Кроме того, слишком резкое раздвоение общества на богатых и бедных породило такое явление, как буллинг (травля). Он тоже становится одним из факторов, из-за которых человек рвёт с социумом всякие отношения.
В связи с этим проводятся многочисленные исследования. Психологи, психотерапевты, социологи, медики, учёные пытаются охватить как можно больший круг факторов, которые приводят к такому нарушению личности и поведения. Ведь без устранения основной причины её коррекция невозможна.
Ещё совсем недавно для социально дезадаптированного ребёнка в психологии было с десяток названий: запущенный, трудный, неблагополучный, находящийся в группе риска, с поведенческими отклонениями, с травмированной психикой, с деформированным поведением. На сегодняшний день все эти понятия продолжают существовать, но в большинстве исследовательских работ они заменяются на термин «дезадаптант». Самое интересное, что его же начали применять и по отношению к взрослым, которые испытывают проблемы, пытаясь приспособиться к условиям социума, но терпящие в этом крах.
Как отмечают исследователи данной проблемы, возрастной ценз социальной дезадаптации стал старше. Если раньше её диагностировали преимущественно у детей и подростков, то сегодня психологи компаний заявляют, что около 25% их сотрудников испытывают серьёзные трудности в установлении контактов со своими коллегами и начальством. Это неутешительные цифры, заставляющие учёных-специалистов искать новые пути коррекции данного нарушения, потому что не все инструменты, удачно работающие на детской психике, оказываются так же сильны при воздействии на взрослых.
Специалисты, занимающиеся вопросами социальной дезадаптации: Мамайчук И. И., Беличева С. А., Григоренко Е. Л., Собкин В. С., Гиндикин В. Я., Казанская В. Г., Личко А. Е., Лебединская К. С., Лубовский В. И., Фельдштейн Д. И. У них можно найти фундаментальные работы на эту тему, которые включают в себя как теоретические выкладки, так и практические способы коррекции нарушения.
Концепции
Кризисная
Самая знаменитая концепция — кризисная. Её автор — В. В. Козлов, российский психолог, работающий в области именно социальной психологии, основатель «интегративной психологии». По его мнению, данный тип дезадаптации развивается по следующей схеме:
- У человека имеется склонность к аутоагрессивным реакциям на сложные (кризисные) жизненные ситуации.
- Каждый такой кризис формирует личностную негативную дезинтеграцию.
- Она, в свою очередь, обрастает деструктивными изменениями в отношениях с окружающими.
- С каждым разом происходит всё большее нарастание социальной аутизации.
По мнению В. В. Козлова, аутоагрессивные личности, не устойчивые к кризисным условиям и в итоге закрывающиеся в себе от социума, подвержены хроническому саморазрушению. Оно чаще всего проявляется суицидальными наклонностями, алкоголизмом и наркоманией.
Медицинская
Есть ряд психологов, которые считают социальную дезадаптацию следствием различных психических заболеваний. Они не рассматривают её как самостоятельную патологию. Только после того, как у человека диагностируются нарушения в поведении и расстройства личности, она себя проявляет.
Действительно, при шизофрении, обсессивно-компульсивном расстройстве и прочих патологиях трудно налаживать связи с окружающими. Такие люди не могут усвоить элементарные правила поведения в обществе, простейшие социальные установки. Это и приводит к дезадаптации. Соответственно, для устранения такого последствия требуется психиатрическое (чаще всего) лечение.
Однако данная концепция не рассматривает как отдельное явление ту же подростковую социальную дезадаптацию, которая обычно никак не связана с физиологией. В этом минус подхода.
Психологическая
Тесно связана с кризисной концепцией Козлова, так как отражает процессы, происходящие с личностью. Однако при таком подходе личность может «выпасть» из социума, не переживая никакого кризиса. Это происходит в момент осознания, что собственные ценности не уживаются с правилами существования в обществе.
Например, человек по своей природе не любит подчинения и тотального контроля со стороны. Вполне естественно, что при таких акцентуациях ему будет трудно уживаться с начальником на работе и постоянными дедлайнами. Он будет всеми силами ограничивать своё общение с коллегами и шефом. Нередко такие люди открывают своё дело и делегируют полномочия заму, наслаждаясь полной свободой.
С точки зрения такого подхода можно объяснить механизм развития любой социальной дезадаптации, и в этом его несомненный плюс.
Причины
Причинами социальной дезадаптации могут быть разные факторы.
Физиологические
Социальная дезадаптация является следствием различных психических расстройств:
- психозов;
- тяжёлых невротических расстройств;
- расстройств личности и поведения;
- врождённого аутизма.
В этом случае коррекция без терапии основного заболевания невозможна.
Она также нередко диагностируется у больных, которые находятся на длительном лечении в психиатрической больнице. Такое явление называют госпитализмом.
Иногда причиной дезадаптации становится недостаток внешности. Это могут быть сильные ожоги на лице, неаккуратно зашитая заячья губа, лопоухость, ожирение и т. д. В детском возрасте в изоляции виноваты сверстники, которые отвергают ребёнка, не похожего на них. Они отказываются с ним играть, сидеть за одной партой, дружить, приглашать куда-то. У взрослых в такой ситуации срабатывают внутренние комплексы, и они сами, совершенно осознанно, пытаются уйти от общения.
Психологические
- Наличие психологических травм в детском возрасте: фамильгении, социогении, дидактогении;
- педагогическая запущенность;
- потеря привычного окружения (при переезде, переходе в новую школу или на другое место работы);
- конфликтность характера (невозможность с кем-то ужиться в силу акцентуаций);
- зависимости различного рода: алкогольная, наркотическая, от соцсетей, компьютерных игр;
- замена реального мира виртуальным.
При подозрении на социальную дезадаптацию специалисты в первую очередь стараются докопаться до её сути, выяснить основную причину, из-за чего она могла возникнуть. Иногда в качестве пуска срабатывает целый комплекс провоцирующих факторов. Типичные способы выявления — беседы с психологами, медицинские обследования, тестирование, иногда гипноз.
Признаки
Какими могут быть признаки социально-психологической дезадаптации и проблемного поведения:
- непризнание правил культуры поведения, сатурация (отвращение) деятельности, которую выполняют все;
- неуравновешенность;
- уход в себя, одна из форм аутизма;
- чрезмерная возбудимость вплоть до агрессии или обратный полюс — заторможенность, иногда они могут чередоваться;
- вызывающее поведение и поступки;
- участие в неформальных группировках;
- нарочитое противопоставление себя окружающим;
- слабое стратегическое прогнозирование (опоздания, нарушение обещаний);
- решение проблем натиском, грубостью, драками или слезами, истериками, попытками убежать и спрятаться;
- социофобия.
Социальная дезадаптация личности выражается по-разному в зависимости от уровней её развития.
Уровни
Первый
Названия: начальный этап, скрытый, нижний, латентный.
Признаки: не выявляются, так как всё происходит внутри человека. Он начинает задумываться о том, что боится или не хочет строить отношения с окружающими. На этом уровне чётко обозначается причина, из-за которой впоследствии произойдёт обрыв связей с другими.
Как интерпретируют начальный этап социальной дезадаптации в психологии: его сравнивают с латентной, инкубационной стадией болезни, когда вирус уже попал в организм, но пока ещё только подготавливает почву для своей активации.
Коррекция: социальная дезадаптация ещё не диагностируется, а вот причина, которая послужила толчком, может быть выявлена и устранена (если это возможно). Если это произойдёт, человек сможет и дальше беспрепятственно налаживать контакты и строить отношения в социуме, благополучно живя по его правилам.
Второй
Название: «половинный» уровень.
Признаки: дезадаптивные пертурбации дают о себе знать, но носят временный характер вспышек. Человек может закрыться в своей комнате и не выходить оттуда несколько дней, отказываясь общаться вживую, по телефону, в соцсетях. Но потом ведёт себя, как обычно: улыбается, разговаривает, шутит, встречается с друзьями.
Как интерпретируют: как продромальный период болезни, когда себя проявляют её «предвестники». Но сам диагноз поставить ещё трудно, потому что симптомы слишком неспецифичны и типичны для многих других недугов. Ведь каждому человеку в определённый момент может стать плохо и он не захочет ни с кем общаться. Это ещё не значит, что он социально дезадаптирован.
Коррекция: если социально дезадаптированный на данном этапе посещает психолога или делится с кем-то своими переживаниями, специалист и близкие могут увидеть начало развивающейся проблемы. Надо лишь связать фактор-провокатор и эти самые «предвестники». В этом случае с помощью бесед и поддержки со стороны друзей развитие отклонения можно остановить.
Третий
Название: устойчиво входящий.
Признаки: социальная дезадаптация проявляется и становится заметной всем окружающим. Её характерные черты позволяют чётко увидеть проблему. Человек рвёт прежние контакты, не заводит новых, сторонится людей. С точки зрения психики, разрушаются все те адаптивные механизмы, которые формировались до этого момента годами.
Как интерпретируют: как период полного развития болезни, когда признаки ярко выражены и позволяют поставить правильный диагноз.
Коррекция: займёт много времени, но приведёт к успешным результатам. Без психолога и поддержки близких невозможна. Основная задача — не дать нарушениям перейти на следующий уровень развития и стать закрепившимся паттерном поведения.
Четвёртый
Название: закрепившаяся социальная дезадаптация.
Признаки: закрытость человека от других распространяется на большинство сфер его жизни. Он может отказаться от общения даже с самыми близкими людьми (родителями, детьми, супругом/-ой). Нередко перестаёт ходить на работу, в школу, в магазин — лишь бы избежать столкновения с социумом.
Как интерпретируют: как переход болезни в хроническую форму.
Коррекция: длительная (от полугода и больше), затруднена устойчивыми паттернами поведения. Данную работу в обязательном порядке должен поводить психолог. В самых запущенных случаях — психотерапевт. Чтобы докопаться до истинной причины, которая привела к этому, нередко задействуется гипноз.
Классификация
В зависимости от причин:
- физиологическая / патогенная;
- социально-психологическая.
В зависимости от характера проявления:
- поведенческая / явная;
- глубинная / скрытая.
В зависимости от области проявления:
- мировоззренческая / социально-идеологическая;
- коммуникативная;
- субъектно-личностная.
По глубине охвата:
- общая / полная;
- частная / частичная.
По характеру возникновения:
В настоящее время для диагностики и коррекции у детей и взрослых применяются все вышеперечисленные классификации. Такое разнообразие позволяет не упустить ни один аспект в описании нарушения, а это, в свою очередь, помогает подобрать наиболее успешные инструменты коррекции.
Особенности
В детском саду
Социальная дезадаптация может возникнуть даже у ребёнка, который кажется ещё совсем маленьким. Многие считают, что такое серьёзное психологическое явление проявляет себя гораздо позже, но уже в 2-3 года малыш может вступить в конфликт с социумом. Ведущий фактор-провокатор — избалованность, неправильное воспитание.
Если с него дома сдувают пылинки и выполняют по первому требованию любой каприз, он однозначно не захочет делиться на детской площадке совком и ведёрком с другими детками. Он будет истерить в магазине, чтобы ему купили игрушку. Станет проблемным для нянечек и воспитателей, так как будет отказываться спать днём, есть кашу, идти со всеми на прогулку и т. д. Если на данном этапе не будет проведена коррекция, такой ребёнок однозначно станет ставить себя выше остальных и не сможет принять правила микросоциума.
В школе
Самые яркие проявления социальной дезадаптации наблюдаются в школе. Почти в каждом классе есть ребёнок-изгой. Иногда он сам ставит себя таким образом, что другие не хотят с ним общаться. Причины могут быть разными: опять-таки избалованность и завышенная самооценка, подмена реального мира виртуальным, аутизм.
Но чаще всего у него не получается ужиться со сверстниками, потому что именно они не принимают его из-за скверного характера, нищеты, какой-то отвратительной привычки и даже просто потому, что он не такой, как все (с какими-то внешними дефектами). Ребёнок не может наладить отношения сначала только со сверстниками, но потом эта проблема распространяется и на взрослых. Он становится обозлённым на весь мир из-за постоянного буллинга, закрывается в себе.
У подростков
В подростковом возрасте данная проблема стоит особенно остро. Если ребёнок в начальной школе не смог вжиться в микросоциум класса, он и дальше идёт с этим багажом, до самого выпуска. Взрослея, он с каждым годом всё чувствительнее воспринимает собственную изолированность. Дезадаптация углубляется и становится устойчивым паттерном. Это приводит к таким проблемам, как прогуливание уроков, девиантное поведение, неумение общаться и идти на компромиссы. Самым страшным последствием становится суицид.
Дома из-за всего этого обстановка накаляется, происходят ссоры с родителями. Если в такой ситуации подросток не получает помощи специалиста и поддержки со стороны родных, это приводит к серьёзным психологическим расстройствам личности и поведения.
Согласно статистике, более 60% детей и подростков в определённый период жизни испытывали дезадаптацию в школьном социуме. Однако 40% из них преодолевали кризисы и личностные акцентуации и находили выход с помощью психологов, родителей, друзей. Оставшимся 20% приходилось с этим жить дальше.
У взрослых
Всё-таки возраст имеет определённое влияние на социальную дезадаптацию. Согласно статистике, после 30 лет она практически исчезает с радаров психологов. То есть у старшего поколения она диагностируется крайне редко и только вследствие экстренных обстоятельств (из-за обнаружившегося заболевания или тяжёлой психологической травмы). Это объясняется тем, что взрослый человек в силу своего возраста и опыта усваивает нормы общества и имеет уже устоявшиеся контакты, которые проверены временем.
А вот у молодых людей социальная адаптация ярко выражается во время студенчества (18-19 лет) и устройства на работу (примерно в 25 лет). Первый кризис связан с тем, что приходится ехать учиться в другой город, улетать из насиженного и такого уютного родительского гнезда. Школьная система и обучение в колледже/институте сильно отличаются. Зачастую те, кто были звёздами в классе, становятся никем в новом коллективе. Это приводит к разочарованию, изменению личностных ориентиров и, как результат, социальной дезадаптации.
Во время устройства на работу ведущей акцентуацией становится несовпадение ожиданий и реальности. Большинство студентов сразу после получения диплома ожидают высокую зарплату, карьерный рост, офисную непыльную должность и много других приятностей. Но действительность оказывается более жестокой. Кто-то втискивает себя в рамки требования нового микросоциума, другим приходится искать иные способы, как справиться со своей дезадаптацией.
Акцентуации характера
Отдельно стоит раскрыть особенности социальной дезадаптации с нарушениями характера, когда человеку мешают приспособиться к общественным нормам собственные акцентуации.
- Гипертимный / демонстративный тип личности
Человеку нужно постоянно находиться в центре внимания. Если оно отсутствует и в каком-то коллективе его воспринимают не более чем серой мышкой, это может привести к дезадаптации.
- Дистимический /интровертивный
Склонность к одинокому образу жизни. Таких людей дезадаптация в социуме совершенно не напрягает. Они даже рады своей изоляции.
- Аффективно-лабильный
Постоянные перемены настроения делают такого человека невозможным в общении, так как он слишком резко и беспричинно меняется. Поэтому постепенно круг его друзей сходит на нет.
- Эмотивный / возбудимый /застревающий
Слишком эмоциональный, чувствительный, легкоранимый, воспринимающий всё близко к сердцу. Такой человек способен отказаться от общения из-за одного косого взгляда, неосторожного слова, замечания по проделанной работе.
Не может принимать решения в сложных ситуациях. Любой кризис способен его социально дезадаптировать.
- Экзальтированный
Яркие, эпатажные личности, как ни странно, оказываются чаще всего социально дезадаптированными, хотя сами об этом не подозревают и живут с этим всю жизнь. Они не могут втиснуть своё поведение в рамки норм, установленных обществом. И все из знакомства оказываются «на час».
Коррекция и профилактика
Социальная дезадаптация легко поддаётся коррекции с помощью профильного специалиста, родных и близких. Самые эффективные способы:
- Создание благоприятной обстановки в семье, школе, на работе.
- Специальный курс консультаций у психолога. При необходимости — гипноз для выявления провоцирующего фактора. Работа над его устранением.
- Восстановление прежних социальных контактов.
- Новые знакомства.
- Поиск увлечений и хобби — это заставляет человека находить людей с общими интересами.
- Поиск постоянной официальной работы.
- Аутотренинги по борьбе с собственными комплексами, сомнениями, страхами.
- Тренинги по контролю и управлению собственными акцентуациями характера.
- Тренинги по развитию навыков коммуникативности.
- Психотехнические занятия для многостороннего развития личности.
Если причина является физиологической, при наличии психических отклонений человек направляется на приём к психиатру, где проходит курс терапии.
Профилактика социальной дезадаптации должна вестись в двух направлениях. Во-первых, через усвоение норм и правил поведения в обществе. В детском возрасте за это несут ответственность родители, воспитатели, педагоги, школьные психологи. Взрослые сами должны научиться усмирять собственные акцентуации. Во-вторых, необходимо постоянно следить за психическим здоровьем. Ведь если с ним начнутся проблемы, то полноценная жизнь в социуме может оказаться невозможной.
Источник