- Социализм с человеческим лицом
- Ссылки
- Смотреть что такое «Социализм с человеческим лицом» в других словарях:
- Социализм с человеческим лицом
- Смотреть что такое «Социализм с человеческим лицом» в других словарях:
- 13,«Социализм с человеческим лицом»
- Социализм с человеческим лицом
- Энциклопедичный YouTube
- Примечания
- Конец цензуры
- Социализм с человеческим лицом — Socialism with a human face
- СОДЕРЖАНИЕ
- Выступление Дубчека
- Программа действий
- Программа «социализм с человеческим лицом».
- Публикации и СМИ
Социализм с человеческим лицом
«Социализм с человеческим лицом» (чеш. Socialismus s lidskou tváří ) — выражение, которым охарактеризовали попытку смягчения тоталитарного характера государства в Чехословакии в 1968 году. В более широком смысле может означать попытку соединить социалистическую доктрину с элементами демократического общества.
Источником выражения стала фраза Александра Дубчека, сказанная им 18 июля 1968 во время выступления по телевидению. В ней он призвал проводить «такую политику, чтобы социализм не утратил своё человеческое лицо». События этого периода политической либерализации получили название «Пражская весна».
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Социализм с человеческим лицом» в других словарях:
Социализм с человеческим лицом — Первоисточник выступление по телевидению (18 июля 1968 г.) лидера Компартии Чехословакии Александра Дубчека (1921 1992), в котором он призвал проводить «такую политику, чтобы социализм не утратил свое человеческое лицо». Вероятно, А. Дубчек в… … Словарь крылатых слов и выражений
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ — утопическая концепция и программа, провозглашающая возможность построения (в условиях доминирования государственной/коллективной собственности на средства производства) нетоталитарного общества посредством всеобъемлющего использования процедур… … Социология: Энциклопедия
Пражская весна (1968) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пражская весна (значения). «Пражская весна» (чеш. «Pražské jaro», словацк. «Pražská jar») период политической либерализации в Чехословакии с 5 января по 20 августа 1968, закончившийся вводом … Википедия
Операция «Дунай» — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия
Пражская весна 1968 г. — «Пражская весна» (чешск. «Pražské jaro», словацк. «Pražská jar») период политической либерализации в Чехословакии с 5 января по 20 августа 1968, закончившийся вводом в страну советских войск и войск стран Организации Варшавского договора (кроме… … Википедия
Чехословацкая Социалистическая Республика — (ЧССР)* Československá socialistická republika (ČSSR) унитарная (с 1969 федеративная) республика ← … Википедия
История Чехии — Историческая Чехия (Богемия) область в Центральной Европе, лежащая между Силезией, Саксонией[неоднозначная ссылка], Баварией, Австрией и Моравией, в междуречье Одера и Дуная, к северо востоку от Альп. Содержание 1 Доисторический период … Википедия
ШЕСТИДЕСЯТНИКИ — ШЕСТИДЕСЯТНИКИ, поколение советской интеллигенции, сформировавшееся после XX съезда КПСС (см. ДВАДЦАТЫЙ СЪЕЗД КПСС) в основном в 1960 е гг. (отсюда название). Понятие «шестидесятники» появилось еще в 19 в., но относилось преимущественно к… … Энциклопедический словарь
18 июля — ← июль → Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 … Википедия
Чехия — Чешская Республика чеш. Česká republika … Википедия
Источник
Социализм с человеческим лицом
Социализм с человеческим лицом
Первоисточник — выступление по телевидению (18 июля 1968 г.) лидера Компартии Чехословакии Александра Дубчека (1921 — 1992), в котором он призвал проводить «такую политику, чтобы социализм не утратил свое человеческое лицо». Вероятно, А. Дубчек в данном случае воспользовался образом американского политолога А. Хедли, автора книги «Власть с человеческим лицом» («Power\’s Human Face», 1965).
Иносказательно: о попытке соединить социалистическую доктрину (в изложении К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина) с ценностями демократического, цивилизованного общества.
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .
Смотреть что такое «Социализм с человеческим лицом» в других словарях:
Социализм с человеческим лицом — «Социализм с человеческим лицом» (чеш. Socialismus s lidskou tváří) выражение, которым охарактеризовали попытку смягчения тоталитарного характера государства в Чехословакии в 1968 году. В более широком смысле может означать попытку… … Википедия
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ — утопическая концепция и программа, провозглашающая возможность построения (в условиях доминирования государственной/коллективной собственности на средства производства) нетоталитарного общества посредством всеобъемлющего использования процедур… … Социология: Энциклопедия
Пражская весна (1968) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пражская весна (значения). «Пражская весна» (чеш. «Pražské jaro», словацк. «Pražská jar») период политической либерализации в Чехословакии с 5 января по 20 августа 1968, закончившийся вводом … Википедия
Операция «Дунай» — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия
Пражская весна 1968 г. — «Пражская весна» (чешск. «Pražské jaro», словацк. «Pražská jar») период политической либерализации в Чехословакии с 5 января по 20 августа 1968, закончившийся вводом в страну советских войск и войск стран Организации Варшавского договора (кроме… … Википедия
Чехословацкая Социалистическая Республика — (ЧССР)* Československá socialistická republika (ČSSR) унитарная (с 1969 федеративная) республика ← … Википедия
История Чехии — Историческая Чехия (Богемия) область в Центральной Европе, лежащая между Силезией, Саксонией[неоднозначная ссылка], Баварией, Австрией и Моравией, в междуречье Одера и Дуная, к северо востоку от Альп. Содержание 1 Доисторический период … Википедия
ШЕСТИДЕСЯТНИКИ — ШЕСТИДЕСЯТНИКИ, поколение советской интеллигенции, сформировавшееся после XX съезда КПСС (см. ДВАДЦАТЫЙ СЪЕЗД КПСС) в основном в 1960 е гг. (отсюда название). Понятие «шестидесятники» появилось еще в 19 в., но относилось преимущественно к… … Энциклопедический словарь
18 июля — ← июль → Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 … Википедия
Чехия — Чешская Республика чеш. Česká republika … Википедия
Источник
13,«Социализм с человеческим лицом»
«Социали́зм с челове́ческим лицо́м» (чеш. Socialismus s lidskou tváří) — выражение, которым охарактеризовали попытку смягчения тоталитарного характера государства в Чехословакии в 1968 году, получившую название «Пражская весна». В более широком смысле может означать попытку соединить социалистическую доктрину с элементами демократического общества (демократический социализм).
Источником выражения стала фраза Александра Дубчека, сказанная им 18 июля 1968 года во время выступления по телевидению. В ней он призвал проводить «такую политику, чтобы социализм не утратил своё человеческое лицо». Впрочем, авторство термина «социализм с человеческим лицом» приписывается теоретику технологической эволюции Радовану Рихте, от которого Дубчек будто бы услышал эту фразу.
Предполагают, что Дубчек мог воспользоваться образом американского политолога Артура Хедли (24.06.1924—25.11.2015), автора книги «Человеческое лицо власти» («Power’s Human Face»), вышедшей в 1965 году.
Социализм с человеческим лицом
Приход к власти Дубчека был последним звеном в цепи событий на пути к «Пражской весне», уверен чешский историк Петр Блажек. До того были хрущевская оттепель в СССР, освобождение политических заключенных в начале 1960-х годов, протесты чехословацких писателей в 1967 году, а также острая необходимость в экономических реформах.
Контраст между новым и старым руководством страны был поразительным. «Дубчек был гораздо более открытым в своих взглядах и в народе приобрел популярность как улыбающийся политик», — говорит Блажек.
Дубчек заработал также очки у общественности, дав своей программе реформ броское название, вызвавшее резонанс по всему миру — «Социализм с человеческим лицом».
Как и многие в Чехословакии, певица Марта Кубишова была на стороне Дубчека. Но даже она сомневалась в его знаменитой доктрине.
«Социализм с человеческим лицом, — говорит Кубишова, — звучит великолепно. Но к тому времени у меня уже был опыт жизни с коммунистами, так что я не особо вдумывалась в то, что на самом деле этот лозунг может означать».
Историк Ян Адамек считает лозунг «примером отличного политического маркетинга». Расплывчатая фраза допускала самое широкое толкование, от «гуманной» коммунистической диктатуры до либеральной демократии с социалистическими элементами.
Около 200 тысяч участников бархатной революции на Вацлавской площади в Праге. 21 ноября 1989. Фото с сайта lenta.ru
Энциклопедичный YouTube
Анархизм с человеческим лицом (1 из 6)
Анархизм с человеческим лицом (3 из 6)
Примечания
Эта страница в последний раз была отредактирована 25 марта 2018 в 20:47.
Конец цензуры
О роли Дубчека в «Пражской весне», был ли он действительно инициатором или же только шел в кильватере событий, по-прежнему спорят историки. Ян Адамек полагает, что Дубчек и его сторонники «хотели создать новое прогрессивное руководство, но вряд ли мечтали о том, что в итоге произошло в 1968 году. Реальные события обгоняли политику реформ, делая ее инициаторов наблюдателями происходящего».
Одним из самых радикальных нововведений Дубчека стала отмена цензуры в апреле 1968 года. Эффект был, однако, двойственный. «Когда вы даете людям свободу слова в обществе, где до того была цензура, вы сами подвергаетесь постоянной критике, — поясняет историк Ян Адамек. — Дубчека критиковали за то, что он слишком радикален, и за то, что он недостаточно радикален».
Пражские реформаторы не собирались лишать Коммунистическую партию руководящей роли. Однако руководство СССР с тревогой наблюдало как за реформами сверху, так и за давлением снизу — народа Чехословакии, который хотел еще больших перемен. 21 августа 1968 года войска Варшавского договора вошли на территорию ЧССР: «Пражская весна» закончилась, началась советская оккупация.
Фото с сайта bigbeet67.livejournal.com
Мудрый политик мог бы предвидеть такое развитие событий. Но Александр Дубчек, по мнению историка Яна Блажека, оказался неспособен ни провести четкую линию во внутренней политике, ни предугадать реакцию СССР на реформы в Чехословакии. «Он был странной личностью. Пользовался популярностью, завоевал сердца очень многих людей. Но лично я не считаю Дубчека одним из великих чехословацких политиков 20-го века», — заключает Ян Блажек.
«Зачем мы здесь? Что нам здесь нужно?» Интервью с участником чехословацких событий 1968 года
Во время ввода войск и подавления протестов Марта Кубишова публично поддержала Дубчека. Она также спешно записала балладу «Молитва о Марте», призывающую к миру и прекращению ненависти, которая стала символом чехословацкого сопротивления «нормализации» и протестом против подавления «Пражской весны». Песня вскоре была полностью изъята из эфира, самой певице было запрещено выступать в течение 20 лет, вплоть до 1989 года.
«Пражская весна» длилась немногим более семи месяцев. Закончилась она отменой почти всех реформ и крупномасштабной эмиграцией. Но вкус свободы помог сохранить надежду на то, что коммунизму однажды наступит конец, резюмирует Марта Кубишова.
«Это стоило того, потому что это сделало нас сильнее. Это был шанс вдохнуть свежий воздух, и он пробудил в нас еще большее желание добиться свободы, — говорит певица. — Мы его пронесли через последующие два десятилетия».
Источник
Социализм с человеческим лицом — Socialism with a human face
Социализм с человеческим лицом ( чешский : socialismus s lidskou tváří , словацкий : socializmus s ľudskou tvárou ) — лозунг, относящийся к реформистской и демократической социалистической программе Александра Дубчека и его коллег, согласованной на Президиуме Коммунистической партии Чехословакии в апреле. 1968, после того, как он стал председателем КСЧ в январе 1968 года. Первым автором этого лозунга был Радован Рихта , и это был процесс умеренной демократизации , экономической модернизации и политической либерализации.который стремился построить развитое и современное социалистическое общество, которое ценило демократические чехословацкие традиции, но при этом позволяло Коммунистической партии продолжать править. Социализм с человеческим лицом был ключевой силой в начале Пражской весны , периода национальной демократизации и экономической децентрализации, который, однако, был отброшен вторжением Варшавского договора в Чехословакию 21 августа 1968 года.
СОДЕРЖАНИЕ
Программа была попыткой преодолеть разочарование народа Чехословакии политической и экономической ситуацией того времени. Как следует из названия, план состоял в том, чтобы вдохнуть новую жизнь в идеалы социализма, которые потеряли поддержку населения из-за политики правительства предыдущих двух десятилетий. Хотя он никогда не намеревался вернуть рыночный капитализм, Александр Дубчек предложил торговлю как с западными, так и с советскими державами и десятилетний переход к многопартийному демократизированному социализму .
Выступление Дубчека
По случаю 20- летия « Победного февраля » Чехословакии Дубчек выступил с речью, в которой объяснил необходимость перемен после победы социализма. Он подчеркнул необходимость «более эффективно усилить ведущую роль партии» и признал, что, несмотря на призывы Клемента Готвальда к улучшению отношений с обществом, партия слишком часто принимала жесткие решения по тривиальным вопросам. Дубчек заявил, что миссия партии заключается в «построении передового социалистического общества на прочной экономической основе . социализма, соответствующего историческим демократическим традициям Чехословакии, в соответствии с опытом других коммунистических партий . »
Одним из наиболее важных шагов на пути к реформе было сокращение, а затем отмена цензуры 4 марта 1968 года. Впервые в истории Чехии цензура была отменена, и это также, вероятно, была единственная реформа, полностью осуществленная, хотя и только для короткий период. Из инструмента партийной пропаганды СМИ быстро превратились в инструмент критики режима.
Программа действий
В апреле Дубчек запустил « Программу действий » по либерализации, которая включала увеличение свободы прессы , свободы слова и свободы передвижения с экономическим акцентом на потребительские товары и возможность создания многопартийного правительства . Программа была основана на точке зрения, что «социализм не может означать только освобождение трудящихся от господства эксплуататорских классовых отношений, но должен предусматривать больше условий для более полной жизни личности, чем любая буржуазная демократия». Это ограничило бы власть тайной полиции и обеспечило бы федерализацию ЧССР на два равных государства. Программа также охватывала внешнюю политику, включая как поддержание хороших отношений с западными странами, так и сотрудничество с Советским Союзом и другими странами Восточного блока . В нем говорилось о десятилетнем переходном периоде, через который станут возможными демократические выборы и новая форма демократического социализма заменит статус-кво.
Разработчики Программы действий старались не критиковать действия послевоенного коммунистического режима, а лишь указывать на политику, которая, по их мнению, изжила себя. Например, непосредственная послевоенная ситуация потребовала «централистских и директивно-административных методов» для борьбы с «остатками буржуазии ». Поскольку «антагонистические классы», как говорилось, были побеждены с достижением социализма, в этих методах больше не было необходимости. Реформа была необходима для того, чтобы чехословацкая экономика присоединилась к «научно-технической революции в мире», а не полагалась на тяжелую промышленность сталинской эпохи , рабочую силу и сырье. Более того, поскольку внутренний классовый конфликт был преодолен, рабочие теперь могли быть должным образом вознаграждены за свою квалификацию и технические навыки, не противореча марксизму-ленинизму . Программа предполагала, что теперь необходимо обеспечить, чтобы важные должности были «заполнены способными, образованными социалистическими экспертными кадрами», чтобы конкурировать с капитализмом.
Программа «социализм с человеческим лицом».
Хотя было оговорено, что реформа должна проводиться под руководством KSČ, народное давление усилилось, чтобы провести реформы немедленно. Активизировались радикальные элементы: антисоветская полемика появилась в прессе 26 июня 1968 года, социал-демократы начали формировать отдельную партию, были созданы новые независимые политические клубы. Консерваторы партии призвали к репрессивным мерам, но Дубчек посоветовал умеренность и вновь подчеркнул лидерство KSČ. В апреле на Президиуме Коммунистической партии Чехословакии Дубчек объявил политическую программу «социализма с человеческим лицом». В мае он объявил, что XIV съезд партии состоится 9 сентября. Съезд включит Программу действий в устав партии, разработает закон о федерализации и выберет новый Центральный комитет.
Реформы Дубчека гарантировали свободу прессы, а политические комментарии были впервые разрешены в основных средствах массовой информации. Во время Пражской весны конкурентоспособность чехословацкого экспорта снижалась, и реформы Дубчека планировали решить эти проблемы путем смешивания плановой и рыночной экономики . Внутри партии были разные мнения о том, как это должно происходить; одни экономисты хотели более смешанной экономики, в то время как другие хотели, чтобы экономика оставалась в основном плановой. Дубчек продолжал подчеркивать важность проведения экономических реформ при правлении Коммунистической партии.
27 июня Людвик Вацулик , ведущий писатель и журналист, опубликовал манифест «Две тысячи слов» . Он выразил озабоченность по поводу консервативных элементов внутри КСЧ и так называемых «иностранных» сил. Вацулик призвал людей проявить инициативу в реализации программы реформ. Дубчек, президиум партии, Национальный фронт и правительство осудили этот манифест.
Публикации и СМИ
Ослабление Дубчеком цензуры ознаменовало кратковременный период свободы слова и печати. Первым ощутимым проявлением этой новой политики открытости стал выпуск ранее бескомпромиссного коммунистического еженедельника Literární noviny , переименованного в Literární listy .
Свобода прессы также открыла дверь для первого честного взгляда на прошлое Чехословакии со стороны народа Чехословакии. Многие исследования были сосредоточены на истории страны при коммунизме, особенно в период Иосифа Сталина . В другом телевизионном выступлении Гольдштюкер представил фотографии бывших коммунистических лидеров, подвергнутых чистке, заключенных в тюрьму или казненных, и таким образом вычеркнутых из коммунистической истории. Союз писателей также сформировал в апреле 1968 года комитет во главе с поэтом Ярославом Зейфертом для расследования преследований писателей после коммунистического переворота в феврале 1948 года и реабилитации литературных деятелей в Союзе, книжных магазинах и библиотеках, а также в литературном мире. Дискуссии о нынешнем состоянии коммунизма и абстрактных идеях, таких как свобода и идентичность, также становились все более распространенными; вскоре стали появляться беспартийные издания, такие как ежедневная профсоюзная газета Prace (Лейбористская партия). Этому также способствовал Союз журналистов, который к марту 1968 года уже убедил Центральный издательский совет, государственного цензора, разрешить редакторам получать подписку на иностранные газеты без цензуры, что позволило вести более международный диалог вокруг новостей.
Пресса, радио и телевидение также внесли свой вклад в эти дискуссии, организовав встречи, на которых студенты и молодые рабочие могли задать вопросы писателям, таким как Гольдштюкер, Павел Когоут и Ян Прохазка, и политическим жертвам, таким как Йозеф Смрковски , Зденек Хейзлар и Густав. Гусак . Телевидение также транслировало встречи бывших политических заключенных с лидерами коммунистов из тайной полиции или тюрем, где они содержались. Наиболее важно то, что эта новая свобода прессы и появление телевидения в повседневной жизни чехословацких граждан переместили политический диалог из интеллектуальной сферы в популярную.
Когда во время визита Горбачева в Прагу в 1987 году его официального представителя Геннадия Герасимова спросили, в чем разница между Пражской весной и перестройкой , он ответил: «Девятнадцать лет».
Источник