Социалистические политические взгляды что это значит

Социалистические политические взгляды – это приоритет человека

Политика нынче так сложна, что люди поневоле путаются. Одно понятно: чего хотят капиталисты. Это мы на своей жизни ощущаем. А что такое социалистические политические взгляды? Это когда человек желает вернуть прошлое или стремится в будущее? Чего хочет их приверженец? Давайте разберемся.

Определение

Мы как люди образованные обратимся к словарям. Там указано, что социалистические политические взгляды — это учения, в основу которых положен марксизм. История этого течения довольно длительная. Некоторые специалисты считают, что социализм является обратной стороной капитализма. Правда, Маркс об этом не писал. Но нельзя отрицать, что возникли рассматриваемые идеи в глубинах капиталистического общества. Это было в те времена, когда эксплуатация рабочего человека считалась нормой. Люди тяжко трудились «на дядю» за малую плату. Естественно, они были недовольны своей судьбой. Вот тут и стали возникать социалистические политические взгляды. Это целое направление в общественном мировоззрении, направленное на установление иного строя. Во главу угла течения был поставлен труженик, его права. Социалисты высказывали идеи о более справедливом устройстве жизни. Они касались глубоких основ общества. При капитализме средства производства принадлежат горстке людей. Остальные свободны от таковых тягот. Социалистические политические взгляды это полностью отрицают.

Читайте также:  Что значит обывательские черты

Из истории вопроса

Посмотрим на нашу действительность. Она в корне отличается от того, что испытывали наши предки, жившие в девятнадцатом веке, когда стал утверждаться капитализм. На людей рабочих никто не обращал внимания. Они реально трудились за гроши. Во многих странах не имели прав. То есть принятие важных решений проходило без учета их мнения. Кроме того, детей никто не учил. Капиталисты старались наживаться на их труде. Бесправие процветало в обществе.

Невозможно представить, что значит «социалистические политические взгляды», если не понять, откуда они произошли. Нашлись прогрессивные умы, которые задумались о положении труженика. Человек своими руками создает богатства, а сам ничего не имеет. Такое положение казалось несправедливым. Нужны были перемены. Поэтому социалисты стали бороться за права всех членов общества. Это был трудный, постепенный, изобилующий сложностями процесс. Но он привел ко всем известным результатам. Социалистические политические взгляды со временем получили развитие и поддержку людей.

Развитие

Общество не стоит на месте. Сторонники капитализма поняли, что невозможно задавить социалистические политические взгляды. Это все равно что отказаться от воздуха. Идеи, овладевая массами, как говорил классик, живут и развиваются самостоятельно. Пришлось смириться с переменами. Рабочие получили права. Это отражалось в основных законах стран. Теперь уже во всех государствах существуют социалисты. Они выступают за то, чтобы власти заботились о гражданах, независимо от их материального положения. Каждый должен получать самое необходимое, иметь возможность реализовать свои способности. Причем капитализм, с которым соревновался социализм, никуда не делся. Наоборот, он нынче завоевал весь мир. Только несколько стран провозглашают официально отличную от него идеологию. А на деле экономика их строится по капиталистическим правилам. Идеи срослись между собой. Теперь социалисты прекрасно работают в общем политическом поле. Они продвигают собственные идеи, завоевывают поддержку избирателей.

Читайте также:  Что значит трансабдоминальное узи при беременности

Социалисты-утописты

Скажем несколько слов о мечтах и развалившемся СССР. Без этого невозможно полностью понять, что такое социалистические политические взгляды. Ведь «половина мира» десятилетиями жила в другом обществе, конфронтационном капитализму. Люди исповедовали и иные взгляды, у них были свои мечты и устремления. Миру о них поведали социалисты-утописты. Они были уверены, что возможно создать мир всеобщего благоденствия. В нем каждый человек получал бы все, что ему требуется, а отдавал людям свои способности и таланты. Это общество — мечта.

В реальности такового не смогли построить. Не станем анализировать причины провала. Ученые написали на эту тему множество трудов, но так и не пришли к общепризнанным выводам. Социализм же остался мечтой тех, кто неравнодушен к людям, желает каждого наделить счастливой судьбой. Во многих прогрессивных странах политики читают труды Карла Маркса, пытаясь понять, чем он так мил народу. Другие ищут в них зерна нового общества, время которого уже пришло. Об этом, кстати, говорит развивающийся на наших глазах мировой кризис.

Заключение

Чтобы разбираться в политике, не обманываться, внимая речам лидеров, необходимо понимать, чем социализм отличается от иных устройств общества. Это теория, которая считает, что государство должно заботиться о каждом гражданине, а не только об имущем классе. На самом деле такой строй более прогрессивен, так как позволяет личности развиваться во всех направлениях. Но пока мы живем в другом мире, который нас обкрадывает. И дело не только в деньгах. Капитализм отбирает у человека шанс реализовать способности, которые невозможно монетизировать. Не верите? Проверьте!

Источник

Социалистические политические взгляды — это что? Равенство граждан и государства

Социалистические политические взгляды – это учения, основанные на теориях марксизма-ленинизма. Практически каждый гражданин желает быть равным перед другим гражданином и перед государством. Исходя из этого желания и рождаются социально-политические взгляды.

Теория социализма подразумевает под собой всеобщее равенство. То есть государство не может эксплуатировать гражданина, а он, в свою очередь, не может эксплуатировать государство.

Что же такое социалистические политические взгляды?

Социалистические политические взгляды – это отсутствие крупной частной собственности. Карл Маркс писал, что во главе государства (по теории социализма) должен стоять гражданин.

Свою историю социальная модель управления начинает с далёкого XX века. Когда рушится модель монархии, граждане начинают развивать социально-политические взгляды. Это положило начало одному из самых крупных и первых коммунистических государств – Союзу Советских Социалистических Республик.

Власть принадлежит гражданам

Основной характеризующей чертой социализма является то, что власть в стране принадлежит всем гражданам страны. Соответственно, в государстве с социально-политическим устройством может существовать только одна партия. Следует понимать, что в эту партию вступает каждый гражданин государства.

Социалистические политические взгляды – это содержание в себе аспектов государства и собственности. Не должно существовать частного предпринимательства. Все предприятия, магазины, фабрики и прочее принадлежит государству.

Благодаря каким аспектам может существовать социализм?

У социализма существует несколько главных компонентов, благодаря которым социализм в государстве способен существовать. Это такие пункты, как равенство наций, коллективные цели и идеи, которые доминируют над индивидуальными целями, повышенное уважение к рабочему классу, социальное равенство и справедливость. Ленин учил тому, что социалистические взгляды – это инструмент, который должен принести пользу всему народу и каждому гражданину государства.

Единолично управлять страной по теории социализма невозможно, так как этим может заниматься только партия. Состоя в партии, граждане имеют социальные гарантии. Также они имеют право на бесплатное обучение и здравоохранение. Во времена социализма политик не имел такого количества привилегий и ничем не отличался от рядового гражданина.

Социалистические взгляды – это объединение страны в одну семью. Каждый человек так или иначе вносит вклад в строение государства. Каждая фабрика, завод и предприятие – всё строится гражданами и принадлежит им.

Социалистические взгляды в с/х отношениях

Что значит «социалистические политические взгляды в сельскохозяйственных отношениях»? Это значит, что все земли принадлежат государству. Раньше создавались специальные колхозы и совхозы. В полях работали большие коллективы и всё, что удавалось добыть нелёгким трудом на просторах земли, распределялось между гражданами, и лишь небольшая часть продукции поставлялась за пределы страны.

Чтобы государство могло полноценно функционировать и содержать своих граждан, для каждого предприятия были установлены определённые нормы, которые должны выполняться в обязательном порядке. В случае, если нормы выработки не были достигнуты в установленный период времени, главу предприятия снимали с должности.

Государства, живущие социалистическим строем

В современном мире практически не существует государств, живущих социалистическим строем. Лишь несколько стран по всему миру не отказались от данной модели управления государства. Это такие государства, как Китай, Северная Корея и Куба.

Аргументы против этой модели правления

Существует несколько аргументов против данной модели правления.

Во-первых, так как у граждан отнимают экономическую свободу, то есть получать доход они могут только на государственных предприятиях, у них пропадает желание создавать новые изобретения. Во-вторых, все зарплаты при социализме уравниваются. В связи с этим у людей пропадает желание повышать эффективность своего труда, что пагубно влияет на развитие всего предприятия. Отсутствует конкуренция на рынке. Благодаря этому качество выпускаемых товаров может ухудшаться.

При социализме у человека очень узкий выбор труда, вследствие чего человек не может заниматься тем, что ему больше нравится. Тем самым гражданин может быть подавлен, что является прямым нарушением естественных прав человека.

Наверное, каждый школьник знает, что социалистические политические взгляды — это учения, по которым не живут практические никакие современные страны.

Итак, подведём итог. Модель социального строя не сможет выдержать конкуренцию у индивидуального труда в сфере экономики. Вследствие многих факторов социализм в своём роде со временем становится тоталитаризмом. Это происходит из-за того, что у людей нет свободы выбора. Со временем данная модель управления государством тормозит экономику и развитие страны в целом. В наше время капитализм выигрывает у социализма по всем направлениям.

Источник

Социализм как политическая идеология и социально-экономическая концепция

Социализм может быть определён как политическое учение противоположное капитализму, которое стремится изменить существующие общественные отношения с целью установления социальной справедливости и законности, организованный на этих принципах общественный строй и политическое движение, стремящееся к созданию этого общественного строя.

Общего научного и авторитетного определения социализма, которое бы могло охватить все исторические примеры, не существует. Это остаётся темой для споров. В результате более 130-летнего использования слова «социализм» для обозначения различных социально-политических явлений, оно потеряло своё первоначальное значение.

Для уточнения сущности социализма учёные начинают использовать термин «социализм» вместе с прилагательными (пролетарский, научный, демократический, христианский, консервативный, утопический и т. д.). В качестве дополнительных примеров можно назвать аграрный социализм, государственный социализм, реформистский социализм и др.

Ещё в 1920-е годы немецкий социолог Вернер Зобмарт перечислил на одном из семинаров известные в то время определения социализма, получив в итоге 260 вариантов определения этого термина. То есть социализм – это понятие, имеющее множество значений. Под этим термином в первую очередь имеют в виду:

  • социально-экономические идеи, учения и идеологии, основной целью и идеалом которых является осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства;
  • социально-экономическое, политическое, философское, педагогическое, этическое учение, направленное на интерпретацию, анализ, критику и воплощение некоторых типов общественных отношений;
  • политические движения, различные образования и партии «левого» политического спектра, которые стремятся к достижению на практике социалистических целей социалистическими средствами;
  • общественный строй, который воплощает социалистические отношения в производстве и социальных отношениях;
  • в рамках марксизма-ленинизма – промежуточная фаза на пути от капитализма к коммунизму;
  • в переносном смысле в политической лексике – политика экономического перераспределения национального продукта страны, направленная на социальную защиту слабых слоёв населения (поддержка бедных за счёт богатых);
  • самоназвание экономического, общественного и политического строя в СССР в XX в. (и в других социалистических странах, которые были свободными или несвободными сателлитами СССР);
  • реальный социализм, которым обозначают государства, находившиеся под монопольным правлением Коммунистической партии с 1917 г.

Сейчас термин имеет бесконечно широкое значение. Социализм всё время приспосабливают и расширяют для обозначения различных политических целей и содержания. Многозначность термина ухудшает ещё и то, что им могут обозначать как методы, так и цели, как общественно-политические движения, так и историко-общественные фазы, существующие социальные системы.

Черты социалистических государств

Обобщённо, в той или иной степени, для социалистических государств присущи следующие черты:

  • общественная собственность на средства производства и сети распространения товаров;
  • экономическая деятельность подчиняется централизованному планированию, а рынок играет незначительную роль или никакой роли;
  • власть сосредоточена в руках одной партии, которая легитимировала своё правление идейной ссылкой на учение марксизма, ленинизма или их разновидностей;
  • партия власти доминирует в политической культуре с унитарной идеологией, руководит исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти;
  • вопреки марксизму, социалистические режимы приходят к власти не в экономически развитых промышленных странах, а в аграрных странах третьего мира;
  • основной характеристикой социализма является стремление создания эгалитарного общества.

Социализм как общественно-политическая идеология

Политические идеологии, признающих себя «социалистическими» имеют очень широкий спектр – от немецкого национального социализма до коммунизма и сталинизма в Советском Союзе, от анархизма и марксизма до маоизма. Им также обозначают разные политические режимы, как бедные африканские «социалистические» страны, так и арабские, азиатские военные диктатуры.

В богатых странах Западной Европы, имеющих развитую политическую демократию и «социально-ориентированную» рыночную экономику, «социалистическими» считаются различные социально-демократические партии и их союзы (например, «Социалистический интернационал»).

Идея социализма возникла как ответ на проблемы раннего периода промышленного капитализма в странах Европы (в первую очередь, Франции, Германии и Великобритании). Преодоление недостатков капитализма социалисты видели в следующих мерах:

  • замены частной собственности на средства производства общественной собственностью;
  • отмены оплачиваемого труда;
  • создания бесклассового общества, где вместо капиталистической погони за прибылью действует социальное производство на удовлетворение потребностей человека;
  • в обществе должно осуществляться «социальное» начало человека, взаимная забота о благосостоянии другого, а не удовлетворение собственных желаний;
  • в обществе должно культивироваться сотрудничество для достижения общих целей, а не борьба за личное благосостояние, благотворительность вместо наживы.

В современных условиях рыночной экономики ряд экспертов считают, что особенности шведской модели экономики позволяют с полным правом считать её «социализмом в условиях рыночной экономики» (так называемый «шведский социализм», «шведская модель социализма»).

В буквальном смысле, социализм ничего не значит внутренне, поскольку его основная экономическая программа (национализация) не реализуема и не способствует его нравственному идеалу (равенству) способом, который везде постоянно считали присущим социализму. Часто даже утверждали, что некоторые виды социализма содержат в себе элементы религии.

С точки зрения Карла Маркса, полное значение социализма можно поместить в единую фразу: «уничтожение частной собственности». Как следствие, необходимо также уничтожить продукт частной собственности – выгоду и средство, а также источник где его черпают – рынок. Только после этого максималистская формула социализма становится полной: социализм исходит из нравственной идеи – равенства, апогея достигает в практической программе – разрушения частной собственности и рынка.

Однако никогда не становилось возможным внедрить эту максималистскую программу социализма без сокрушительной радикальной революции. Социалистическое движение на практике удовлетворялось скромными целями и эволюционными методами в их достижении. Это и привело к разнообразию программ – от прогрессивного налогообложения до общего государственного достатка, государства благоденствия, которое также завоевало себе право называться «социалистическим».

Растущий успех социалистического движения нёс за собой и опасность отклонения от основных принципов. Поэтому в 1848 г. Карл Маркс включил в «Манифест» радикальный ярлык левых – коммунизм, назвав его последней, самой важной стадией социализма.

Критика социализма и коммунистической идеологии

В конце XX в., в течение 1989-1991 гг. многие из социалистических стран постигли системные кризисы, вследствие которых, в середине 1991 г. социалистическими можно было назвать лишь четыре страны: Китай, Кубу, Северную Корею и Вьетнам. Другие страны или прекратили своё существование, либо начали переходить к рыночной экономике. После гражданской войны в России и Октябрьской революции 1917 г., Советский Союз стал первым государством, которое провозгласило себя социалистическим. В течение XX века существовало более 20 государств, которые коммунисты и их сторонники называли социалистическими.

От социализма последовательно стали отказываться многие страны. Руководства многих социалистических стран признавали социалистическую экономическую систему неэффективной и объявили планы экономических реформ, ориентированных на содействие частному предпринимательству. Авторы «Чёрной книги коммунизма» считают, что различные коммунистические режимы разных стран несут ответственность за смерть около 94 миллионов человек в течение XX в.

Построение социалистического общества в Советской России рассматривалась как крупномасштабный социальный эксперимент. Этим же путём пошли некоторые другие, – не только коммунистические, но и леворадикальные партии в других странах. Одним из результатов и первым этапом преобразования общества во всех этих странах стали массовые репрессии против всех классов и социальных групп населения. В большинстве стран репрессии сопровождались массовым уничтожением людей под разными лозунгами.

А. Солженицын, ссылаясь на исследования доктора экономических наук профессора И. А. Курганова, указывает, что в период 1917-1959 гг., без военных потерь, «только от террористического уничтожения, подавления, голода, повышенной смертности в концлагерях и учитывая дефицит вследствие снижения рождаемости» СССР потерял 66700000 человек.

В выступлении президента США Д. Буша была названа цифра уничтоженных в концлагерях КНР: 60 млн. человек. Построение «коммунистического» общества красными кхмерами в Камбодже, обошлась стране в 1-3 млн. уничтоженных людей (по разным оценкам). Известно много фактов убийств людей по приказу коммунистического правительства ГДР при попытках перейти к Западной границе Берлина. Ни в одной из так называемых социалистических стран не публиковались официальные данные о количестве людей, уничтоженных в результате деятельности социалистических режимов.

Фридрих фон Хайек в своем опусе «Путь к крепостничеству» (1944 г.) считал, что любая форма социализма, коллективизма и плановой экономики противоречит либерально-индивидуальным правам человека и принципам правового государства. Варварство и верховенство насилия не является результатом озлобленности как черты характера отдельных народов, а вызвано реализацией социалистических учений.

Хайек считал, что даже государственные вмешательства, которые не ставят под вопрос существование рыночной экономики, могут серьёзно уменьшить индивидуальную свободу человека. Он пропагандировал индивидуальную готовность к риску. По его мнению, демократия без капитализма невозможна. Таким образом, экономическая свобода является предпосылкой для любой другой свободы.

Ранний социализм

Неизвестно точное происхождение идей социализма:

  • одни считают, что социалистические формы организации существовали в древних сообществах до появления сельского хозяйства и начала урбанизации на Ближнем Востоке (8000-10000 лет до н. э.);
  • вторые исследователи прослеживают корни социалистических идей в религиозных утопиях Ветхого завета, законах Моисея, анти-индивидуализме радикальных сект, возникших после Французской революции;
  • третьи учёные истоки социализма видят в публикации «Манифеста коммунистической партии».

Так или иначе, первое установленное появление термина зафиксировано в итальянских изданиях в 1803 г., хотя значение социализма в то время отличалось от современной интерпретации. Во французском языке термин был впервые использован 1832 г. в газете «Le Globe» для описания работ Анри Сен-Симона.

Ранние радикальные христианские течения, такие как левеллеры и, особенно, диггеры в Англии XVII в. и анабаптисты в Центральной Европе XVI и XVII вв. провозглашали идеи, которые имели чёткий социалистический окрас.

Более системно социалистические идеи были разработаны в трудах мыслителей начала XIX в. – Анри Сен-Симонома, Шарля Фурье и Роберта Оуэна. В те времена социализм имел черты авторитаризма, и предполагалось, что его воплощение в жизнь потребует сильной диктаторской власти. Свобода мысли считалась причиной многих общественных бед XIX в. Сен-Симон даже предполагал, что с теми, кто откажется от повиновения социалистическим комитетам (задачей которых является уравнение и планирование), следует обращаться как со скотом.

Ранних социалистов объединяла антипатия к индивидуализму, желание заменить конкуренцию сотрудничеством и вера в возможность позитивной науки об обществе и человеке, которые станут ориентиром социалистической организации. Но существенные различия заключались в их видении отдельных деталей поддерживаемой ими социалистической организации, способа её достижения и понимание природы человека, на которой она должна основываться.

Сен-Симон и Фурье отвергали взгляды мыслителей эпохи Возрождения. Прежде всего они не соглашались с Жан-Жаком Руссо и другими мыслителями в идее того, что природа человека, будучи изначально доброй, благородной и рациональной, была разложена современным обществом вообще и частной собственностью в частности. Они доказывали, что природа человека делится на определённые типы, которые могут гармонично сосуществовать в более кооперативной среде.

Роберт Оуэн придерживался противоположной точки зрения. Он считал природу человека переменной, формирующейся объективной средой. Последнее должно быть изменено так, чтобы способствовать совершенствованию человечества. Сотрудничество и солидарность должны изменить конкуренцию и индивидуализм, обеспечивая, таким образом, радость и коллективную гармонию людей. Эти взгляды были воплощены в жизнь на текстильной фабрике Оуэна в Нью Ланарк и других кооперативных обществах, основанных на этих принципах.

Социалистические идеи получили большее распространение в Англии, Франции и немецкоязычных странах в 1830-х и 1840-х годах. Ускорение индустриализации и урбанизации и вызванные ими социальные проблемы создали условия для появления различных радикальных движений, выступающих за социальные реформы и изменения.

К этим движениям принадлежали первые организации рабочих, кооперативы, профсоюзы, чартисты и ряд анти-модернистских течений, которые искали спасение в воспроизведении традиционного коммунализма. Именно в такой среде социальных и политических движений Маркс и Энгельс начали работу над тем, что Энгельс назвал научным социализмом.

Марксизм и научный социализм

Карл Маркс и Фридрих Энгельс верили, что сознание наёмных работников («пролетариат», или «рабочий класс» в широком марксистском смысле) определяется «бытием», или «зарплатной эксплуатацией», что приводит к поиску свободы за отмену капиталистической собственности в обществе. Карл Маркс писал: «Не сознание человека определяет его бытие, а социальное бытие определяет сознание». Благодаря такому полилогизму, Марксу удавалось избежать научного анализа разработанной им системы, поскольку было достаточно объявить оппонентов носителями «буржуазной» логики.

Согласно марксистской версии в изложении Энгельса, социализм – это исторический период, который заменит капитализм и будет предшествовать коммунизму. Основной чертой социализма (как считали Маркс и Энгельс после Парижской коммуны 1871 г.), будет контроль пролетариата над средствами производства через социалистическую державу, которая будет отстаивать интересы пролетариев.

Экономическая деятельность всё еще должна основываться на обмене, разделении на социальные классы, хотя и не таком сильном, как при капитализме. Для ортодоксальных марксистов, социализм ниже степени коммунизма и основан на принципе «от каждого по способности, каждому по труду». Переход на более высокую ступень основан на принципе «от каждого по способности, каждому по потребностям». Он возможен только после того, как автоматизация и повышение эффективности производства на низшей ступени приведёт к избытку товаров и услуг.

Маркс считал, что созданные капитализмом материальные производительные силы (в промышленности и торговле) образуют кооперативное общество, поскольку производство становится массовой, социальной, коллективной деятельностью класса рабочих для создания товара, но с частной собственностью.

Конфликт между коллективным характером производства и частной собственностью на полученный товар вызовет сознательное желание рабочего класса установить коллективную собственность на средства производства. В результате этого появится общество демократического сотрудничества. Наконец, государство, которое существовало во всех предыдущих обществах для подавления угнетённых классов, отойдёт в историю.

Марксизм-ленинизм

Основной вклад Ленина в дело коммунизма заключается в практике. Ленинские концепции не построены на теоретических выводах или философском опыте, а являются ответом на потребности революционной практики. Теоретические постулаты Ленина должны были задать направление деятельности нового режима. Они должны были оправдать и легитимировать практику, которая существенно отличалась от принципов Маркса и Энгельса.

Основным концептуальным вкладом Ленина была идея руководящей роли партии и глубокий развитие понятия диктатуры пролетариата. Основным смыслом руководящей роли партии является то, что пролетарское сознание может быть, и должно быть создано «сверху-вниз» интеллектуальной и организационной элитой, лидерами революции. Таким образом партия должна была заменить собой отсутствующий в Российской империи пролетариат.

Всё это противоречит не только принципам марксизма, но и ранним идеям самого Ленина: «Никакими книжками и никакой проповедью невозможно просветить пролетариат, если его не просветит собственная борьба против тёмных сил капитализма». Существуют и другие причины усомниться в приверженности Ленина идеям марксизма. В частности, ещё в 1902 г. в его трудах встречаются идеи того, что самостоятельно пролетарии способны только на формирование реформистского профсоюзного сознания, а классово-политическое сознание может быть навязано только извне.

Ленин считал, что марксизм не мог предоставить эффективных инструкций как для революционной политики, так и для строительства послереволюционной экономики. После периода неудачного эксперимента («военного коммунизма»), Ленин одобрил временное возвращение к квази-рыночной экономике – новой экономической политике (НЭП). НЭП, как и более поздние эксперименты, не имела ничего общего ни с марксизмом, ни с «научным социализмом», а лишь была ответом на вызовы того времени.

Политика марксизма-ленинизма не только привела к установлению тоталитарных режимов, но и к экономическим бедствиям и большому вреду окружающей среде.

Сталинизм

Догматизм, нетерпимость и применение террора создали условия для появления Сталина, а не демократичной альтернативы. Сталин завершил начатое Лениным подчинение теории практике. Также Сталин завершил преобразования демократического централизма в полноценную диктатуру, отметив, что «существование фракций несовместимо с единством партии и её железной дисциплиной». По его мнению, партия означает «единство воли, исключает любую фракционность и разделение властей в партии».

Собственным концептуальным произведением Сталина стала доктрина построения «социализма в отдельной стране» (в противоположность «всемирной революции» Троцкого) – очевидный ответ на потребности времени. Сталин настаивал на соответствии доктрины «социализма в отдельной стране» учением Маркса и Ленина (хотя это и противоречило существующей линии партии о мировой пролетарской революции).

Политика сталинизма коснулась образования, семьи, религии, экономики. Как и прежде, новая политика подавалась как «настоящий марксизм». Предыдущая политика называлась «мелкобуржуазной», отклонением от настоящей идеологии.

Сталин в 1936 г. объявил, что в СССР уже построен социализм. А Н. С. Хрущев на XXI съезде КПСС в 1961 г. заявил, что «социализм построен полностью, окончательно и пора приступать к строительству коммунизма».

2 апреля 2009 г. Европейский Парламент принял решение о чествовании жертв сталинизма и нацизма. ОБСЕ также приняла декларацию о поддержке памяти жертв тоталитаризма 23 августа. В апреле 2010 г. ПАСЕ приняла постановление, согласно которому преступная политика сталинского режима, приведшая к миллионам невинных жертв, является преступлением против человечности. Совет отвергал любые попытки оправдать эту смертоносную политику, и напоминал, что право на жизнь является неотъемлемым.

Маоизм

С точки зрения маоистов, марксизм-ленинизм является способом анализа и интерпретации мира, в то время как практическая составляющая идеологии должна применять эту общую методологию к конкретной ситуации в отдельной стране в текущий период.

В отличие от большинства других интерпретаций социалистических идей, вариант Мао Цзедуна известен положительным отношением к крестьянам. Предыдущие социалисты, такие как Маркс и Энгельс, скептически оценивали революционный потенциал крестьян. Как правило, их воспринимали как мелкобуржуазный класс, а потому ставили под сомнение возможность их объединения с пролетариатом. Однако, Мао Цзэдун доказывал, что в стране земледельцев, такой как Китай, традиционные пути к социализму невозможны, поскольку они требуют массовой мобилизации отсутствующего здесь пролетариата. Поэтому он настаивал, что социалистическая революция в Китае должна быть революцией земледельцев.

Ещё одно отличие маоизма заключается в отсутствии уверенности в будущем социализма. Согласно трудами Мао, социалистические победы не вечны («сразу как пыль по завершению революции оседает, так и старое неравенство может появиться вновь). Поэтому труд революционеров не завершается никогда: они всё время должны защищать социалистические достижения от оппозиции и осуществлять вечную революцию.

Реформизм и социал-демократизм

К ведущим идеологам реформизма (эволюционного социализма, или социал-демократии) относятся лидер немецкого рабочего движения Фердинанд Ласаль, немецкий социал-демократ Эдуард Бернштейн, Карл Каутский и др. Реформисты отвергали экстремизм и видели достижения социализма в постепенном воплощении реформ.

Реформизм стал объектом критики со стороны революционных социалистов, в частности Роза Люксембург в 1900 г. осудила «эволюционный социализм» Бернштейна в эссе «Реформы или революция?». Реформисты вскоре поняли, что соревнуются за поддержку пролетариата с большевиками и их партиями-сателлитами.

После победы большевиков в Гражданской войне и консолидации власти в Советском Союзе, была начата кампания по дискредитации реформистского движения как «социал-фашистов». Артур Кёстлер, бывший член Коммунистической партии Германии, признал, что поддерживаемые Советским Союзом коммунисты считали социал-демократическую партию Германии настоящим врагом в Германии (даже после захвата власти НСДАП).

Источник

Оцените статью