- Социалистические страны
- Содержание
- Классификация в СССР
- Прекратившие существование
- Действующие
- Существующие социалистические страны
- Реформы кубинского социализма
- Свобода передвижения
- Социализм — что это такое простыми словами, суть и примеры стран
- Что такое социализм?
- Подробнее о сути социализма
- Зарождение социализма
- Социализм и капитализм
- Отличия социализма и капитализма
- Может ли страна совмещать и то, и другое?
- Как развиваются смешанные экономики
- Переход от социализма к рынку
- Примеры приватизации социалистической экономики
Социалистические страны
Социалисти́ческие стра́ны — определение, использовавшееся во время холодной войны в СССР, в соответствии с терминологией КПСС, для обозначения стран, вставших на путь развития социализма, то есть придерживающихся идеологии марксизма-ленинизма и с достаточно устойчивыми режимами — независимо от дружественных или враждебных отношений с СССР [1] (ряд стран социалистического строя имели серьёзные идеологические и политические разногласия с Советским Союзом, например, социалистические Югославия, КНР и Албания).
В литературе США и их политических союзников такие страны и страны социалистической ориентации вместе как правило называли коммунисти́ческими (термин, который с конца 1980-х также используется рядом российских политологов и журналистов [кем?] для характеристики стран с подобным строем).
Наряду с понятием «социалистические страны» также использовался термин «социалисти́ческое содру́жество» (по-западному — социалистический лагерь, советский блок) для союзных СССР социалистических стран, в число которых входили все соц.страны, кроме Югославии, КНР, Албании и союзной СССР, но идеологически обособленной КНДР.
Содержание
Классификация в СССР
С середины 1940-х до середины 1950-х годов в СССР и ряде других стран для обозначения стран с переходным между капиталистическим и социалистическим строем использовалось определение «страны народной демократии».
К середине 1980-х годов в СССР к социалистическим странам относили 15 государств:
Прекратившие существование
Флаг | Название республик | период существования |
---|---|---|
Союз Советских Социалистических Республик (СССР) | 1922-1991 гг. | |
Народная Социалистическая Республика Албания (НСРА) | 1946-1992 гг. | |
Народная Республика Болгария (НРБ) | 1946-1990 гг. | |
Венгерская Народная Республика (ВНР) | 1949-1989 гг. | |
Германская Демократическая Республика (ГДР) | 1949-1990 гг. | |
Монгольская Народная Республика (МНР) | 1924-1992 гг. | |
Польская Народная Республика (ПНР) | 1952-1989 гг. | |
Социалистическая Республика Румыния (СРР) | 1947-1989 гг. | |
Чехословацкая Социалистическая Республика (ЧССР) | 1960-1990 гг. | |
Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) | 1945-1992 гг. |
Действующие
Флаг | Название республик |
---|---|
Китайская Народная Республика (КНР) | |
Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ) | |
Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) | |
Республика Куба (РК) | |
Лаосская Народно-Демократическая Республика (ЛНДР) |
Такие страны, как Демократическая Социалистическая Республика Шри Ланка, Великая Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия, Сенегал, Мавритания, Тунис, Суринам, Судан, Замбия, провозглашавшие национальные модели социализма, но ориентировавшиеся (за исключением Ливии) на Запад, или страны, в которых элементы социализма закреплены в конституциях, как Индия и Португалия, а также Демократическая Кампучия «аграрного социализма» режима «красных кхмеров», где идеи коммунизма были доведены до абсурда, к социалистическим странам в СССР не причислялись.
Существующие социалистические страны
В настоящее время к классическим социалистическим странам как в политическом, так и в экономическом отношении относятся Корейская Народно-Демократическая Республика и Куба.
В социалистических КНР и Вьетнаме у власти продолжают находиться коммунистические партии, однако в экономике присутствует значительный сектор частной собственности на средства производства. Сходная ситуация наблюдается и в Лаосе.
Во всех остальных вышеперечисленных странах в начале 1990-х годов произошёл возврат к капитализму.
В начале XXI века социализм стал усиливать свои позиции в странах Латинской Америки. На 2010 год правительства Никарагуа, Венесуэлы, Эквадора и Боливии уже проводят в жизнь социалистическую политику.
В 2008 году в Непале коммунисты (Коммунистическая партия Непала (маоистская) одержали победу на выборах в Учредительное собрание и с тех пор формируют правительство. С 29 августа 2011 года главой правительства Непала стал главный идеолог ОКПН(м) Бабурам Бхаттараи. Однако взять в свои руки всю власть маоистам не удалось. Президентом Непала избран представитель Непальского конгресса. На сегодняшний день Непал представляет из себя страну с преобладанием в политической жизни коммунистических идей и доминированием двух основных коммунистических партий — Объединённой Коммунистической партии Непала (маоистской) (ОКПН(м)) и Коммунистической партии Непала (объединённой марксистско-ленинской) (КПН(омл)).
Реформы кубинского социализма
В конце 2010 года новый руководитель Кубы Рауль Кастро выдвинул радикальную программу экономических перемен фактически по китайскому пути модернизации социализма. Ранее уже было принято решение о сокращении до миллиона штатных единиц в государственном секторе. Одно из направлений реформ — значительное увеличение роли частного предпринимательства. При этом Р. Кастро отметил необходимость изменения отношения к мелкому частному бизнесу в сторону его положительной оценки как со стороны населения, так и со стороны правящей коммунистической партии. В то же время Кастро подчеркнул, что «планирование, а не свободный рынок, будет отличительной чертой экономики, и не будет дозволяться концентрация собственности». [2] Рауль Кастро призвал граждан поддержать реформы, поскольку «будущее революции висит на волоске» [3] .
Свобода передвижения
По мнению некоторых авторов, особенностью всех социалистических стран, кроме Югославии, было отсутствие возможности для граждан свободно выезжать за границу. [источник не указан 548 дней] При этом если поездки между восточноевропейскими социалистическими странами были относительно свободными (иногда даже безвизовыми, как, например, в случае ГДР и ЧССР), то советские граждане не могли свободно ездить даже и в социалистические страны [источник не указан 379 дней] .
Временный выезд за границу в СССР осуществлялся либо в связи со служебной командировкой, либо в составе организованной туристической группы, либо для посещения живущих за границей родственников. При этом часть граждан были «невыездными» (им разрешение на поездку за границу не выдавали) либо в связи с их доступом к секретной информации, либо в связи со слабым здоровьем, либо в связи с «неблагонадёжностью». [4]
Из-за ограничений были случаи «бегства» за границу (см. Невозвращенцы). Чаще всего люди, временно пребывающие в капиталистической стране, просили там политического убежища, которое гражданам соцстран предоставлялось автоматически.
На Кубе в 2011 году было принято решение о легализации выезда за границу. [5]
Источник
Социализм — что это такое простыми словами, суть и примеры стран
Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! В чисто социалистической системе все законные решения о производстве и распределении принимаются правительством, и люди полагаются на государство во всем, от продуктов питания до здравоохранения. Правительство определяет объемы производства и уровень цен на эти товары и услуги.
Социалисты утверждают, что совместное владение ресурсами и централизованное планирование обеспечивают более равномерное распределение товаров и услуг и более справедливое общество. О том что такое социализм и в чем его суть поговорим в сегодняшней статье.
Содержание статьи:
Что такое социализм?
Социализм — это популистская экономическая и политическая система, основанная на общественной собственности (также известной как коллективная или общая собственность) на средства производства. К этим средствам относятся машины, инструменты и фабрики, используемые для производства товаров, предназначенных для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Коммунизм и социализм — это общие термины, относящиеся к двум левым школам экономической мысли. Оба понятия выступают против капитализма, но социализм на несколько десятилетий старше «Манифеста Коммунистической партии», брошюры 1848 года Карла Маркса и Фридриха Энгельса.
Подробнее о сути социализма
Общая собственность при социализме может формироваться через технократическое, олигархическое, тоталитарное, демократическое или даже добровольное правление. Ярким историческим примером социалистической страны является бывший Советский Союз. Современные примеры включают Кубу, Венесуэлу и Китай.
Из-за своих практических проблем и плохой репутации социализм иногда называют утопической или «пост-дефицитной» системой, хотя современные сторонники считают, что она могла бы работать, если бы ее правильно внедрили. Они утверждают, что социализм создает равенство и обеспечивает безопасность — ценность рабочего зависит от количества времени, которое он или она работает, а не от стоимости того, что он или она производит, — в то время как капитализм эксплуатирует рабочих на благо богатых.
Социалистические идеалы включают:
- производство для использования, а не для получения прибыли
- справедливое распределение богатства и материальных ресурсов среди всех людей
- больше никаких конкурентных покупок и продаж на рынке
- свободный доступ к товарам и услугам.
Или, как описывает это старый социалистический лозунг, «От каждого по его способностям, каждому по его труду».
Зарождение социализма
Социализм развивался в противовес крайностям и злоупотреблениям либерального индивидуализма и капитализма. В условиях ранней капиталистической экономики в конце 18 и 19 веков страны Западной Европы испытали быстрое промышленное производство и общий экономический рост. Некоторые люди и семьи быстро разбогатели, в то время как другие погрузились в бедность, создавая неравенство доходов и другие социальные проблемы.
Самыми известными ранними социалистическими мыслителями были Роберт Оуэн, Анри де Сен-Симон, Карл Маркс и Владимир Ленин. В первую очередь Ленин разъяснил идеи прежних социалистов и помог вывести социалистическое планирование на национальный уровень после большевистской революции 1917 года в России.
После провала социалистического централизованного планирования в Советском Союзе и маоистском Китае в 20 веке многие современные социалисты приспособились к жесткой регулирующей и перераспределительной системе, иногда называемой рыночным социализмом или демократическим социализмом.
Социализм и капитализм
Капиталистические экономики (также известные как свободный рынок или рыночная экономика) и социалистические экономики различаются по своей логической основе, заявленным или подразумеваемым целям и структурам собственности и производства. Социалисты и сторонники рыночной экономики склонны соглашаться в фундаментальной экономической теории — например, в структуре спроса и предложения, — но не соглашаться с ее надлежащей адаптацией. Несколько философских вопросов также лежат в основе дебатов между социализмом и капитализмом: какова роль государства? Что составляет право человека? Какую роль в обществе должны играть равенство и справедливость?
Функционально социализм и рыночный капитализм можно разделить на права собственности и контроль над производством. В капиталистической экономике частные лица и предприятия владеют средствами производства и правом извлекать из них прибыль. К правам частной собственности относятся очень серьезно и применимы практически ко всему. В социалистической экономике государство владеет средствами производства и контролирует их. Личное имущество иногда разрешено, но только в виде товаров народного потребления.
В социалистической экономике государственные чиновники контролируют производителей, потребителей, вкладчиков, заемщиков и инвесторов, принимая на себя и регулируя торговлю, поток капитала и другие ресурсы. В рыночной экономике торговля ведется на добровольной или нерегулируемой основе.
Рыночная экономика полагается на отдельные действия самоопределяющихся людей для определения производства, распределения и потребления. Решения о том, что, когда и как производить, принимаются в частном порядке и координируются стихийно разработанной системой цен, а цены определяются законами спроса и предложения. Сторонники говорят, что свободно плавающие рыночные цены направляют ресурсы на их наиболее эффективные цели. Прибыль поощряется и стимулирует производство в будущем.
Социалистические экономики полагаются либо на государство, либо на рабочие кооперативы, чтобы управлять производством и распределением. Потребление регулируется, но частично это остается на усмотрение частных лиц. Государство определяет, как используются основные ресурсы, и облагает налогом богатство для целей перераспределения. Социалистические экономические мыслители считают иррациональными многие виды частной экономической деятельности, такие как арбитраж или использование заемных средств, поскольку они не создают немедленного потребления или «использования».
Отличия социализма и капитализма
Между этими двумя системами существует много разногласий. Социалисты считают капитализм и свободный рынок несправедливыми и, возможно, неустойчивыми. Например, большинство социалистов утверждают, что рыночный капитализм не способен обеспечить достаточно средств существования для низших классов. Они утверждают, что жадные владельцы подавляют заработную плату и стремятся сохранить прибыль для себя.
Сторонники рыночного капитализма возражают, что для социалистической экономики невозможно эффективно распределять ограниченные ресурсы без реальных рыночных цен. Они утверждают, что возникающие в результате нехватка, излишки и политическая коррупция приведут к еще большей бедности, а не к ее уменьшению. В целом, они говорят, что социализм непрактичен и неэффективен, страдая, в частности, от двух основных проблем.
Первая проблема, широко называемая «проблемой стимулов», заключается в том, что никто не хочет работать санитарным работником или мыть окна в небоскребах. То есть социалистические планировщики не могут стимулировать рабочих к принятию опасной или неудобной работы без нарушения равенства результатов.
Гораздо более серьезной является проблема расчетов, концепция, восходящая к статье экономиста Людвига фон Мизеса «Экономические расчеты в Социалистическом Содружестве» 1920 года. Социалисты, как писал Мизес, не могут производить никаких реальных экономических расчетов без механизма ценообразования. Без точных факторных затрат не может быть точного учета. Без фьючерсных рынков капитал никогда не сможет эффективно реорганизоваться с течением времени.
Может ли страна совмещать и то, и другое?
Хотя социализм и капитализм кажутся диаметрально противоположными, в большинстве капиталистических экономик сегодня есть некоторые социалистические элементы. Элементы рыночной экономики и социалистической экономики могут быть объединены в смешанную экономику. Фактически, большинство современных стран работают со смешанной экономической системой и правительство, и частные лица влияют на производство и распределение.
Экономист и социальный теоретик Ганс Герман Хоппе писал, что в экономической жизни есть только два архетипа — социализм и капитализм, и что каждая реальная система представляет собой комбинацию этих архетипов. Но из-за различий архетипов философии смешанной экономики присуща проблема, и она становится бесконечным балансирующим действием между предсказуемым подчинением государству и непредсказуемыми последствиями индивидуального поведения.
Как развиваются смешанные экономики
Страны со смешанной экономикой все еще относительно молоды, и теории вокруг них были систематизированы только недавно. «Богатство народов», новаторский экономический трактат Адама Смита, утверждал, что рынки были спонтанными и что государство не могло направлять ни ими, ни экономикой. Более поздние экономисты, включая Джона-Батиста Сэя, Ф.А. Хайека, Милтона Фридмана и Джозефа Шумпетера, расширили эту идею. Однако в 1985 году теоретики политической экономии Вольфганг Стрик и Филипп Шмиттер ввели термин «экономическое управление» для описания рынков, которые не являются спонтанными, а должны создаваться и поддерживаться институтами. Государству для достижения своих целей необходимо создать рынок, который следует его правилам.
Исторически смешанные экономики следовали двумя типами траекторий. Первый тип предполагает, что частные лица имеют право владеть собственностью, производить и торговать. Государственное вмешательство развивалось постепенно, обычно во имя защиты потребителей, поддержки отраслей, имеющих решающее значение для общественного блага (в таких областях, как энергетика или связь), обеспечения благосостояния или других аспектов сети социальной защиты. Большинство западных демократий, например США, следуют этой модели.
Вторая траектория включает государства, которые произошли от чисто коллективистских или тоталитарных режимов. Интересы отдельных лиц считаются второстепенными по сравнению с интересами государства, но элементы капитализма принимаются для содействия экономическому росту. Китай и Россия являются примерами второй модели.
Переход от социализма к рынку
Нации необходимо передать средства производства для перехода от социализма к свободным рынкам. Процесс передачи функций и активов от центральных органов власти частным лицам известен как приватизация.
Приватизация происходит всякий раз, когда права собственности переходят от принудительного государственного органа к частному субъекту, будь то компания или физическое лицо. Различные формы приватизации включают заключение контрактов с частными фирмами, предоставление франшиз и прямую продажу государственных активов или продажу путем девистиции.
В некоторых случаях приватизация на самом деле не приватизация. Показательный пример: частные тюрьмы. Вместо того, чтобы полностью уступить услугу конкурентным рынкам и влиянию спроса и предложения, частные тюрьмы в Соединенных Штатах на самом деле являются лишь государственной монополией, заключенной по контракту. Объем функций тюрьмы в значительной степени регулируется государственными законами и осуществляется в соответствии с государственной политикой. Важно помнить, что не все передачи государственного контроля приводят к свободному рынку.
Примеры приватизации социалистической экономики
Некоторые общенациональные усилия по приватизации были относительно умеренными, в то время как другие были драматичными. Наиболее яркими примерами являются бывшие страны-сателлиты советского блока после распада СССР и модернизации китайского правительства после Мао.
Процесс приватизации включает в себя несколько различных видов реформ, не все из которых полностью экономические. Необходимо дерегулировать предприятия и разрешить движение цен на основе микроэкономических соображений. Необходимо устранить тарифы и импортные/экспортные барьеры, госпредприятия нужно продавать, инвестиционные ограничения должны быть ослаблены, а государственные органы должны отказаться от своих личных интересов в средствах производства. Материально-технические проблемы, связанные с этими действиями, не были полностью решены, и на протяжении всей истории предлагалось несколько различных теорий и практик.
Должны ли эти переводы быть постепенными или немедленными? Каковы последствия шока для экономики, построенной на централизованном контроле? Можно ли эффективно деполитизировать фирмы? Как показывает борьба в Восточной Европе в 1990-х годах, населению может быть очень трудно приспособиться от полного государственного контроля к внезапному обретению политических и экономических свобод.
В Румынии, например, Национальному агентству приватизации было поручено контролировать контролируемую приватизацию коммерческой деятельности. Фонды частной собственности, или ФЧС, были созданы в 1991 году. Фонду государственной собственности, или ФГС, было поручено ежегодно продавать 10% государственных акций ФЧС, что позволяло ценам и рынкам адаптироваться к новому экономическому процессу. Но первоначальные усилия не увенчались успехом, поскольку прогресс был медленным, а политизация поставила под угрозу многие переходные процессы. Дальнейший контроль был передан большему количеству государственных учреждений, и в течение следующего десятилетия бюрократия захватила то, что должно было стать частным рынком.
Эти неудачи указывают на главную проблему постепенных переходов: когда политические субъекты контролируют процесс, экономические решения по-прежнему принимаются на основе неэкономических обоснований. Быстрый переход может привести к сильнейшему первоначальному шоку и сильному начальному смещению, но он приводит к скорейшему перераспределению ресурсов на наиболее ценные рыночные цели.
А на этом сегодня все про социализм. Надеюсь статья оказалась для вас интересной. Делитесь ей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. У спехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!
Источник