Эмоциональные нарушения у детей
Эмоции ребенка связаны с его внутренним миром и различными социальными ситуациями, переживание которых вызывает у него определенные эмоциональные состояния. В результате нарушения социальных ситуаций (изменение режима дня, образа жизни и т.п.) у ребенка может возникнуть стрессовое состояние, аффективные реакции, страх. Это вызывает негативное самочувствие ребенка, эмоциональное неблагополучие.
Причины
Детские психологи полагают, что основными причинами возникновения эмоциональных нарушений у детей могут стать: перенесенные в детстве заболевания и стрессы; особенности физического и психоэмоционального развития ребенка, в том числе задержки, нарушения или отставания в интеллектуальном развитии; микроклимат в семье, а также особенности воспитания; социально-бытовые условия проживания ребенка, его близкое окружение. Нарушения в эмоциональной сфере у детей могут быть вызваны и другими факторами. К примеру, психологическую травму детскому организму могут нанести фильмы, которые он смотрит или компьютерные игры, в которые играет. Эмоциональные нарушения у детей проявляются чаще всего в переломные периоды развития. Ярким примером такого психически нестабильного поведения может служить так называемый «переходный возраст».
Виды эмоциональных нарушений
Эйфория — неадекватно повышенное, радостное настроение. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.
Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого. Дисфория является разновидностью депрессии.
Депрессия, в свою очередь, — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.
Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного. Этот синдром выражается в частой смене настроений, плаксивости, ослаблении аппетита, сосании пальцев, обидчивости и чувствительности. Тревога часто переходит в страхи (фобии).
Страх – это эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности – мнимой или реальной. Ребенок, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.
Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. При апатии утрата эмоциональных реакций сочетается с поражением или отсутствием волевых побуждений. Только с большим трудом можно ненадолго растормозить эмоциональную сферу, способствовать проявлению чувств.
Эмоциональная тупость — характеризуется не только отсутствием эмоций (на адекватные или неадекватные раздражители), но и невозможностью их появления вообще. Введение возбуждающих медикаментозных средств приводит к временному беспредметному двигательному возбуждению, но не к появлению чувств или контактности.
Паратимии или неадекватность эмоций – расстройство настроения, при котором переживание одной эмоции сопровождается внешним проявлением эмоции противоположной валентности. Необходимо отметить, что и паратимии, и эмоциональная тупость характерны для детей, страдающих шизофренией.
Синдром гиперактивности и дефицита внимания(СДВГ) представляет собой сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Отсюда следует, что основные признаки данного синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Таким образом, ребенок, страдающий СДВГ, непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.
Агрессия – разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. Может быть физическая, вербальная (нецензурная брань), косвенная (смещение агрессивной реакции на постороннее лицо или предмет). Может проявляться в виде подозрительности, обиды, негативизма, чувства вины.
Кроме указанных групп эмоциональных расстройств можно выделить и эмоциональные трудности в общении. Они представлены у детей аутичным поведением и трудностями в адекватном определении эмоциональных состояний людей.
Лечение
Эмоциональные нарушения у детей лечатся также, как и у взрослых: сочетание индивидуальной, семейной психотерапии и фармакотерапии дают наилучший эффект.
Ведущим методом коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте является имитация детьми различных эмоциональных состояний. Значимость данного метода обусловлена рядом особенностей:
1) активные мимические и пантомимические проявления помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию;
2) благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций;
3) у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что позволяет, в ряде случаев, найти первопричину нервного напряжения ребенка и нивелировать его реальные страхи.
Имитация детьми эмоциональных состояний способствует расширению их системы знаний об эмоциях, дает возможность наглядно убедиться в том, что различные настроения, переживания выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Эти знания позволяют дошкольникам грамотнее ориентироваться в собственных эмоциональных состояниях и эмоциях окружающих
Источник
Как распознать детей с аффективным поведением
Надежда Минаева
Как распознать детей с аффективным поведением
Для значительной части «трудных» детей характерно аффективное поведение. В данном случае мы имеем в виду не медицинский диагноз, а склонность детей к частым, острым, разрушительным эмоциональным реакциям.
Отрицательные аффективные переживания вызывают соответствующие им формы поведения: повышенную обидчивость, упрямство, негативизм, замкнутость, заторможенность, эмоциональную неустойчивость. Из состояния аффекта не могут вывести ни просьбы, ни порицания, ни обещания взрослых.
Заметим, что такое нарушение эмоционального развития и соответствующие трудности в поведении детей в большой части является лишь отклонением от нормального психического развития, а не психическим заболеванием. Такие дети нуждаются в своевременной педагогической коррекции, и наилучшие результаты удается получить, если психопрофилактика и психотерапевтические мероприятия проводятся в дошкольном возрасте.
Выявить детей, имеющих в своем поведении выраженные аффективные реакции,можно с помощью методики : «Как бы ты поступил? Которая содержит наиболее часто встречающиеся ситуации, вызывающие аффект.
Основные черты поведения аффективных детей следующие :
-в определенной ситуации теряются, замыкаются, плачут;
-боятся засыпать, перед сном ждут непременно страшного4
-не могут переключить свое внимание, находятся под влиянием данной ситуации;
-не могут включиться в коллективную игру, занятие;
-боятся животных : всех подряд или одного из них;
-скучают по дому, тревожатся, плачут при расставании с близкими ;
-проявляют скрытность из-за боязни попасть в определенную ситуацию;
-не могут выбрать что-либо одно,хотят взять все;
-не осознают свои действия, словесно предполагают самые несуразные вещи;
-в конкретной ситуации не знают как поступить;
-очень послушны, в определенной ситуации сначала пугаются,затем действуют в зависимости от реакции и поведения взрослых ;
-часто плачут, падают на пол, стучат об пол кулаками,ногами ; могут впадать в состояние кратковременной истеричности;
-боятся, но затаив дыхание, смотрят, слушают страшное, с нетерпением ждут когда появится «чудовище», после этого проявляют повышенную боязливость;
Для изучения детей эти же ситуации можно обозначить на рисунках, которые сопровождаются рассказом взрослого и обыгрывание на неопределенной ситуации. Затем ребенку задается вопрос «Как бы ты в этом случае поступил?». При этом учитывается, что ребенок может при решении ситуации поступить, как желают взрослые, как «полагается». Поэтому оценивать не ответы детей сами по себе, а сопоставлять им ответы взрослых (воспитателей, родителей).Это позволяет выделить группу детей, которые в этих или аналогичных ситуациях проявляют яркие аффективные реакции, не могут соответствующим образом выйти из них.
Следует иметь в виду,что эти дети очень зависят от конкретной ситуации. Ребенок как «залипает» в ней, не может из нее никак выйти. Очень часто такие дети рефлекторно переносят свои страхи и совершенно безопасные ситуации. Даже когда взрослый сам прекращает ситуацию, ребенок долго не может из нее выйти. Например, в магазине, когда девочке,наконец. купили понравившуюся игрушку. она все равно продолжает горько плакать.
Другой характерной чертой детей с аффективными реакциями является низкий уровень произвольности их поведения. Этим то и объясняется, к примеру, то, что эти дети, боящиеся чудовищ, постоянно думают о них, рисуют, включают в игру. каждый раз при этом испытывая непреодолимый страх.
Третья характерная черта детей с аффективным поведением связанна с четким разделением познавательной и чувствительной сфер проявления личности ребенка. Единства аффекта и интеллекта, на которые указывал Л. С. Выготский, как на непременное условие формирование детской личности, у таких детей нарушается, и степень наличия определенных знаний, что часто помогает контролю за повелением, у этих детей не имеет решающего значения.Так мальчик говорит взрослому : «Я знаю, что оно не вылезет из телевизора, но я все равно боюсь и убегаю».
Наконец, четвертой характерной чертой аффективных детей является их безинициативность, внешняя послушность взрослому. Покорно выполняют просьбы взрослых. Не могут ничего сказать из-за поражденого страхом спазм голосовых связок
Анализ аффективного поведениядошкольников показывает: причина аффекта заключается в том, что ребенок однозначно воспринимает заданную ему ситуацию и не может выйти из этой ситуации и управлять ею. Источником появления аффекта в поведении служит ориентация ребенка на личную картину, уход от неоднозначных, альтернативных смысловых трактовок,игнорирование возможного осмысления ситуации в целом. Появление этих возможностей связано с развитием воображения у ребенка.
Дети с нарушениями поведения Тема: Дети с нарушениями поведения. [/h3] Поведение – система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определённой.
Результаты тематических недель Согласно новым Федеральным государственным требованиям определены десять образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие.
Источник
Состояние аффекта у детей
Аффект — что это такое?
Аффект — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, сопровождающееся выраженными двигательными и вегетативными проявлениями. Возникает в неожиданных стрессовых ситуациях как «аварийный» способ реагирования. Для аффекта характерно сужение сознания на породившие его обстоятельства и навязанные им действия. Крайняя степень аффекта — патологический аффект. Это кратковременное психическое расстройство в форме резкого эмоционального напряжения и последующего сужения сознания вплоть до полного его отключения. Возникает как реакция на сильные психотравмирующие воздействия. Сопровождается бурными эмоциональными проявлениями, часто в виде агрессивных действий. Склонность к патологическим аффектам свидетельствует о нарушении баланса процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе.
Аффекты нередко возникают у маленьких детей на той стадии развития, когда мотивы их деятельности еще не приняли отчетливо осознанного характера и отсутствует произвольная регуляция поведения. Любое затруднение в удовлетворении потребностей ребенка или любой конфликт могут привести к возникновению аффекта. По мере развития сложных форм деятельности ребенка ее мотивы начинают носить более осознанный характер, эмоциональная жизнь принимает организованные формы и аффективные реакции возникают все реже. В условиях неправильного воспитания склонность к аффективному поведению может закрепиться.
В психологии выделяют также аффект неадекватности — устойчивое отрицательное переживание, вызванное, неспособностью добиться успеха в какой-либо деятельности.
У детей в неблагоприятных условиях аффект неадекватности может возникнуть как следствие переживания ими ограниченности собственных возможностей и неспособности самостоятельно удовлетворить свои потребности. Дети в состоянии аффекта неадакратности становятся обидчивыми, подозрительными, раздражительными, склонными к негативизму и агрессивным реакциям. Длительное состояние аффекта неадекватности приводят к формированию и закреплению отрицательных черт характера.
Источник
Состояние аффекта. Симптомы, причины и правовые особенности. Рассказывает психиатр
«Преступление было совершено в состоянии аффекта» − подобные фразы часто мелькают в новостях, кино или сериалах. Это один из самых интересных и загадочных эмоциональных процессов – он позволяет человеку совершать действия, которые не соответствуют его физическим возможностям и моральным убеждениям. Главный психиатр нашей клиники Василий Шуров рассказывает, как и по каким причинам возникает состояние аффекта, какими бывают его разновидности, и как они регулируются в правовой сфере.
Что это такое? Механизм аффекта
Аффект – кратковременный психофизиологический процесс высокой интенсивности. Он возникает в ответ на ситуацию, которая воспринимается человеком как угрожающая.
По своему характеру аффект – «взрывной» процесс, смесь ярости, страха, злости, агрессивности.
Такое состояние может сопровождаться не только сильными эмоциями, но и выраженными двигательными проявлениями, изменениями работы важнейших систем организма.
Как это работает?
В состоянии аффекта сознательное, рациональное мышление человека отходит на второй план.
Ведущую роль принимает бессознательное – совокупность психических процессов и инстинктивных моделей, которые неподконтрольны личности. Бессознательное быстрее сознания оценивает текущую ситуацию и запускает рефлекторные модели поведения.
Аффект – эволюционный механизм. Он сформирован для реагирования в чрезвычайных ситуациях, когда на фоне серьезной угрозы жизни у человека нет времени на принятие осознанных решений.
Такое состояние может и ослаблять, и усиливать человека. Так, психиатры разделяют аффекты на две основные группы:
Астенические – связаны с эмоциями страха, печали и горя. Вызывают общую заторможенность, расслабление центральной нервной системы, даже ступор.
Стенические – проявляются при страхе, гневе и ярости. Повышают силу, выносливость, скорость, ловкость.
Привычное для нас понимание состояния аффекта связано именно со второй группой, о ней мы и говорим в этой статье.
При стенических аффектах повышается мышечный тонус, изменяется частота дыхания и сердцебиения, артериального давления, улучшается проводимость нервных импульсов и увеличивается скорость реакции. Высвобождаются энергетические резервы, внутренние органы и системы организма работают на пределе своих возможностей.
Яркая иллюстрация стенических аффектов – известные истории о людях, которые в критической ситуации проявляли поразительные способности. Худощавый слабый мужчина противостоял нескольким лицам крепкого телосложения или поднимал необычайно большой для себя вес. Женщина успевала в последние секунды выхватить ребенка из-под колес автомобиля. Человек выпрыгивал из окна на высоте и оставался жив благодаря правильной группировке мышц.
Источник