Материал для беседы с детьми «Что такое солнечный зайчик» к международному Дню Солнца
Наталья Плахтеева
Материал для беседы с детьми «Что такое солнечный зайчик» к международному Дню Солнца
Материал может быть полезен воспитателям и родителям детей дошкольного возраста, а также он будет актуальным в период самоизоляции.
Цель: познакомить детей с понятиями «солнечный луч», «солнечный зайчик» а также понять причину и условия возникновения солнечных зайчиков.
Задачи:
— сформировать представление о солнечном зайчике;
— развивать логическое мышление и воображение, память, внимание;
— воспитывать в детях интерес к познанию нового;
— научить пускать солнечных зайчиков;
— вызвать у детей радостные эмоции.
Начать беседу можно с загадки-стихотворения К. Чуковского о солнечном зайчике.
Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.
Хорошая копеечка, а в руки не даётся.
Пойдите, приведите четырнадцать коней,
Пойдите, позовите пятнадцать силачей!
Пускай они попробуют копеечку поднять!
Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!
И кони прискакали, и силачи пришли,
Но маленькой копеечки не подняли с земли,
Не подняли, не подняли, и сдвинуть не смогли.
Ответ на эту загадку можно найти в нашей беседе.
Взрослый спрашивает детей, какая погода за окном. Если она солнечная, обращает внимание на то, как ярко освещена комната. И освещена она солнечными лучами, которые идут сквозь стёкла окон.
А если зашторить окна плотными шторами, то солнечные лучи не смогут проникнуть и в комнате станет темно.
Взрослый задёргивает шторы и обращает внимание детей на то, что солнечных лучей не видно и в комнате стало темно.
Затем опять раздвинуть шторы и обратить внимание, что в комнате опять стало светло.
Обратить внимание на то, солнечные лучи появились в комнате на стенах (полу и мебели). И если некоторое время понаблюдать за солнечными лучами, то можно увидеть, что они не стоят на месте, а движутся по стене (полу и мебели), потому что Солнце тоже перемещается по небу.
Что же такое солнечные лучи? И откуда они к нам приходят?
Солнечные лучи идут от Солнца и приходят к нам с неба. Солнце нас греет, солнечные лучи тоже нас греют.
У Солнца есть детки — солнечные зайчики. Откуда они берутся? Как они могут появиться?
Солнечный зайчик — это отражение Солнца. Взрослый может показать детям, как появляются солнечные зайчики. Можно проследить за движения зайчика взглядом.
Затем можно предложить и детям научиться пускать солнечных зайчиков с помощью зеркала.
Но сначала надо рассказать детям правила – не следует направлять солнечного зайчика в глаза, потому что это вредно для глаз.
Далее можно предложить детям поиграть и попытаться «поймать» солнечных зайчиков?
Мы познакомились с «комнатными» солнечными зайчиками. Правда, они быстро бегают, они резвые и очень весёлые!
Солнечный зайчик – это пятно солнечного света. Солнечный зайчик – это солнечный луч, который отражается от зеркала и «превращается» в солнечного зайчика.
Давайте посмотрим, будут ли нас греть солнечные зайчики. Можно предложить детям направить солнечных зайчиков себе на ладошки (взрослый внимательно следит за действиями детей и при необходимости помогает) и спрашивает, что дети чувствуют.
Действительно – чувствуется тепло. Значит и солнечные зайчики, как Солнце и солнечные лучи, приносят нам тепло.
Ты такое тёплое!
Ты такое доброе!
Приходи к нам поиграть,
Малых деток забавлять!
Солнечные зайчики появляются, когда погода солнечная и на небе ярко светит Солнце. Солнечные зайчики отражаются от зеркала и от всех блестящих и гладких предметов, которые отражают солнечные лучи.
В конце беседы можно задать детям вопросы о том, что такое солнечный зайчик?
В какую погоду могут появиться солнечные зайчики?
Можно ли пускать солнечного зайчика, если нет зеркала?
Если нет на небе Солнца, может ли появиться солнечный зайчик? Почему?
После беседы можно заняться с детьми художественным ручным трудом, и изготовить игрушку из ткани «Зайчик»
Литература для чтения детям:
Сказики-рассказы о Солнечном Зайчике и его друзьях
Сказки Зиновьевой Марины (МаТольны)
Мини игра «Сказка о любопытном солнечном зайчике»
Ефименко Н. Н. Физкультурные сказки или как подарить детям радость движения, познания, достижения.
Загадки и стихи о солнечных зайчиках таких авторов, как, например,
Аношина В., Чернышев А., Ищук И., Сивакова Г., Новицкая М.
Конспект беседы с детьми о крылатом выражении «Гоголем ходить». Материал подготовлен с использованием книги Т. А. Шорыгиной Гоголь – это дикая утка. У нее нарядное красивое оперение. По берегу утка ходит важно, вперевалочку, выпятив вперед грудь и гордо откинув.
Конспект беседы: «Что такое Новый год?» для детей младшей группы Цель: — дать представление о Новогоднем празднике;Ход беседы:Воспитатель: Здравствуйте ребята. Я очень рада видеть вас. Послушайте загадку.
Конспект беседы «Что такое Пасха?» с детьми дошкольного возраста Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Во время чтения детям.
Конспект беседы с детьми второй младшей группы «А что такое здоровье?» «А что такое здоровье?» Цель: сформировать понятие о здоровье и здоровом образе жизни. Задачи: — формировать у детей навыки здорового образа.
Конспект НОД по рисованию в младшей группе «Солнечный зайчик» КОНСПЕКТ НОД ПО РИСОВАНИЮ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»Цели:Учить цветовым пятном передавать характер образа; развивать навыки работы.
Мастер-класс изготовления поделки из фантиков «Наше Солнышко» к международному Дню Солнца Солнышко красно, Гори-гори ясно! Благинина Е. 3 мая отмечается праздник — день Солнца. Этот праздник – прекрасный повод для того, чтобы.
Материал для беседы с детьми «Високосный год, или зачем придумали 29 февраля» Материал может быть полезен воспитателям и родителям детей подготовительного к школе возраста. Цель: познакомить детей с понятием високосный.
Материал для беседы с детьми «Всё о празднике «Сороки»: обычаи, традиции, песенки-заклички, народные приметы» Актуальность Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания зачастую утрачивается историческая преемственность.
Информационный материал для проведения беседы с детьми подготовительной группы «Московский мемориальный музей космонавтики» Вступление: Данная разработка тоже возникла благодаря нашей переписки с друзьями. Как то отправили мы в Петербург открытку с изображением.
Стихи о солнышке к международному Дню солнца 1. Кто заглянул с утра в окошко, Своим прекрасным светом? Лучи, как теплые ладошки. И все вокруг согрето. Конечно солнышко с утра, Нам.
Источник
Почему отражение солнца от чего-либо называют солнечным зайчиком?
СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ
Из их жизни на Земле
Солнечные зайчики — это сказочные персонажи, причем чрезвычайно загадочные. Мы знаем о них очень много и в то же время очень мало, но никогда не узнаем всего.
Они живут повсюду: летают куда хотят, двигают что хотят и обожают весело проводить время. Они могут создавать энергию, воду, землю, огонь, все что угодно. Они могут такое, что даже сложно себе представить, что это вообще возможно или что это такое. Так кто же они на самом деле эти солнечные зайчики?
Давным-давно они нашли планету, которая теперь называется Земля, и решили остаться на ней на некоторое время. А когда на Земле появились люди, солнечным зайчикам захотелось и вовсе остаться на Земле как можно дольше. Ведь оказалось, что многие люди очень похожи на солнечных зайчиков. Они так же, как и солнечные зайчики, любят играть, общаться и преобразовывать мир вокруг себя. Солнечным зайчикам люди очень понравились. Они теперь помогают людям во многом, а люди и не догадываются об этом, но наверняка что-то подозревают.
Солнечные зайчики постоянно меняются: то они похожи на разноцветные шарики, то вдруг уже напоминают каких-то забавных зверушек, то они словно облака парят в небе, то уже как бурлящая вода падают вместе с водопадом. Наверняка многие их видели в чьем-то образе, ведь солнечных зайчиков все-таки можно увидеть, но только если они сами захотят, чтобы их увидели.
Людям всегда было интересно, одни ли они в этом мире. Они уже изучают далекие звезды, но до сих пор не знают, что с ними рядом всегда жили и живут солнечные зайчики, бок о бок.
На протяжении всей истории развития человеческой цивилизации солнечные зайчики всегда принимали непосредственное участие в освоении людьми новых технологий. Солнечные зайчики всегда подталкивали к чему-то новому людей и подсказывали пути решения новых проблем, встающих перед человеком. А каждый шаг пройденного пути человека от первобытного общества к постиндустриальному и информационному обществу был сделан не без помощи солнечных зайчиков. Особенно солнечные зайчики любят помогать людям в энергетике. Будь-то первые шаги по освоению огня, изобретение водяных мельниц, строительство угольных, атомных или гидроэлектростанций. Солнечные зайчики особенно гордятся подобными достижениями.
История пребывания солнечных зайчиков на Земле начинается ещё с того времени, когда в океанах только только зарождалась жизнь. Не исключено, что в какой-то мере солнечные зайчики и к этому событию причастны. И вот уже на протяжении миллионов лет солнечные зайчики наблюдают всё происходящее на Земле. Но они не могут на вечно остаться на планете, которой люди дали не совсем верное имя. Солнечные зайчики должны перадать эстафету людям в скором будущем, но для этого человечеству нужно ещё многое постичь. Остаётся лишь верить, что люди не упустят свой шанс, и достигнут таких же высот, до каких добрались солнечные зайчики за многие годы странствий и невероятных приключений
Источник
Что такое солнечный зайчик?
Когда Солнце светит, то испущенные им лучи света летят прямо, рядышком друг с другом и вместе падают на Землю. Но есть предметы, например зеркало, которые могут отражать свет. Лучик света, который упал прямо на зеркало, отрывается от своих собратьев-лучей (которые на зеркало не попали) и улетает вбок в одиночестве.
Солнечный зайчик — это и есть кусочек солнечного света, такой луч, который пошел по другому пути, не так, как все.
Похожим образом можно управлять не только светом. Например, вода стекает с гор в море в виде речки. Но если проложить трубу от речки до дома, то в водопроводном кране дома тоже появится струя воды. Это — кусочек речки, который с помощью трубы пошел по не такому пути, как все.
Ответил: Игорь Иванов
Вопрос задан на форуме сайта «Деточка»
По-моему, вы проводите аналогию с такой ситуацией: подносишь зеркало к своему лицу — видишь только своё лицо, отходишь от зеркала на пару метров — видишь чуть ли не всего себя.
В случае с Солнцем все не так.
1) двигать зеркало ближе-дальше он Солнца бесполезно — мы никогда не заметим разницы при расстоянии до него в 1 а.е.;
2) если зеркало не микроскопическое, то в него попали лучи из всех частей Солнца, а не только из какой-то одной;
3) угловые размеры Солнца на небе достаточно малы для того, чтоб его можно было считать точечным источником при наших расстояниях до стены с зайчиком;
4) лучи в зайчике не совсем параллельны, вернее, парраллельны только те, что испущены соседними частями Солнца (вообще, есть, конечно и параллельные от других частей, но они просто не попали в зеркало, так как оно не огромно), потому при удалении от зеркала (в вакууме) будет все наоборот — мы будем видеть все меньше лучей, испущенных другими частями Солнца (так как они были не параллельны оси пучка и потому ушли в стороны, образовав именно тот самый круг на стене!).
Путано получилось, но мысль какая-то есть:))))
: По-моему, вы проводите аналогию такой ситуацией: подносишь зеркало к своему лицу — видишь только своё лицо, отходишь от зеркала на пару метров — видишь чуть ли не всего себя.
Savatyev, ну Вы и даёте! 🙂 Размер части себя, который можно наблюдать в зеркало, не зависит от расстояния до зеркала, это школьная задачка по геометрии!
Все с точностью до наоборот.
Прямые солнечные лучи освешают любую точку поверхности на Земле и на зеркальце конусом света с углом 1/2 градуса. Каждая точка зеркальца отражает этот конус на экран, и если бы зеркальце имело размеры точки то на экране мы видели бы изображение солнца. Зеркальце далеко не точка. Когда зеркальце так близко к экрану, что со стороны экрана оно видно под углом значительно больше 1/2 грдуса, то мы видим изображение зеркальца размазанное расходящимися световыми конусами изображения солнца, поэтому границы зайчика-зеркальца размыты. Когда зеркальце так далеко от экрана, что со стороны экрана оно видно под углом значительно меньше 1/2 градуса, то мы видим изображение солнца размазанное параллельными лучами изображения зеркальца, поэтому границы зайчика-солнца размыты, причем размыты они будут сильнее в том направлении в котором зеркальце имеет большие угловые размеры. Когда зеркальце находится на расстоянии, таком что оно со стороны экрана видно под углом сопоставимым с 1/2 градуса, то мы видим причудливую смесь изображения солнца и зеркальца.
Для проявления эффектов дифракции нужны очень большие расстояния по сравнению с размерами зеркальца.
Все это справедливо также и для зайчика-света от солнца после прохождения отверстия вместо зеркала.
А мне кажется, что переход от прямоугольной формы зайчика к круглой отвечает переходу «поля» зеркала от ближней зоны к дальней, в которой фронт волны становится сферическим.
Объснил как акустик, но наверное не прав =)
Источник