- Проблема духовности. Что значит быть духовным человеком? (ЕГЭ по русскому)
- Сочинение на тему «Духовность»
- Духовные подвижники России нас вдохновляют на все времена
- Сочинение: Духовность человека
- Сочинение на тему «Духовность»
- Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот (Лев Толстой)
Проблема духовности. Что значит быть духовным человеком? (ЕГЭ по русскому)
Принято считать, что духовный человек – это человек образованный, интересующийся искусством, человек из «высшего общества». Симон Соловейчик в данном тексте рассуждает над этим утверждением, отвечает на вопросы, как жить духовной жизнью и что есть эта духовная жизнь.
Для автора вышесказанное является неточным определением духовности. «Духовность не то, что культура поведения или образованность», — пишет автор. Конечно же, разница между духовным человеком и не духовным отчётливо видна.
Духовность должна зарождаться в душе, поддерживать собственный дух человека. Беседуя с читателями, автор рассказывает о том, что есть и люди совершенно бездуховные, когда человек не сталкивался в жизни с высшими духовными стремлениями. «Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот». По-настоящему духовный человек не интересуется искусством ради развлечения. К искусству его влечёт желание найти собеседника, душевно просветиться.
Позиция автора по данному вопросу такова, что «духовная жизнь человека – это его собственное бесконечное стремление к добру, неутолимая жажда правды, ненасытный голод по красоте».
Трудно не согласиться с мнением автора. Духовность или бездуховность определяется тем, ради чего человек совершает то или иное действие.
Проблема духовности является одной из самых масштабных проблем в литературе. К ней обращаются многие авторы, в том числе и Антон Павлович Чехов в рассказе «Ионыч», в котором отчётливо показывает, какими недуховными могут быть люди. Автор описывает жизнь семьи Туркиных, являющейся самой образованной, культурной и талантливой, по мнению других жителей, в городе. Вера Иосифовна писала романы, в которых никогда не было того, что есть в реальной жизни. Глава семейства, Иван Петрович, развлекал гостей однообразными анекдотами, услышанными ещё в молодости. Дочь Туркиных, Котик, считала себя великой пианисткой, но играла так, словно камни сыплются с горы. И именно земский врач Старцев, поначалу восхищавшийся Туркиными, увидел настоящую некультурность, бесчувственность и необразованность семьи.
Наравне с недуховными людьми, в русской литературе существует множество духовных героев. Так, в романе Льва Толстого «Война и мир» ярким примером духовного человека является Наташа Ростова. Ей свойственны такие качества, как открытость, самоотверженность, Наташа переживает за каждую живую душу рядом. Девушка помогает своей матери духовно раскрыться, когда упрекает графиню в том, что она отказывается брать раненных солдат, вместо которых она собиралась вывозить все материальные ценности, с собой. На протяжении всего романа духовность Наташи заставляет любого читателя её любить, ценить и уважать.
Таким образом, точно дать определение духовной жизни трудно. Но точно ясно, что духовность — важнейший критерий оценивания культуры человека.
Источник
Сочинение на тему «Духовность»
Духовные подвижники России нас вдохновляют на все времена
Духовность – это пробуждение внутренней реальности нашего существа – нашей души; внутреннее стремление познать, почувствовать и отождествить себя с ней; быть с ней в связи, соединиться с ней и, в результате этого контакта преобразить, все наше существо, превращая его в новую личность, в новую природу.
Для меня психическая энергия является синонимом слову «духовность». К сожалению, сейчас под этим понятием – духовность – многие подразумевают соблюдение обрядов, воскресные походы в церковь или чтение Библии. Всё это, разумеется, хорошо, но является только подготовкой к настоящему духовному развитию, то есть к самосознанию себя, раскрытию своих потенциалов и возможностей для пользы эволюции и блага всего человечества.
Я попыталась перечислить некоторые значимые признаки духовности:
– духовность не характеризуется ни воспитанием, ни происхождением, ни образованием, ни внешней красотой, ни эпохой. Духовность кроется глубоко внутри.
– внешний блеск прикрывает внутреннюю пустоту. Чем духовнее, тем проще.
– преданность, простота, альтруизм, прирожденная мудрость – обязательные явления духовности.
На протяжении всей истории России были духовные подвижники, мотивирующие людей к самосовершенствованию. Однако никто не достиг совершенства, даже те люди, которых мы называем духовными подвижниками. Их точный список никогда не будет полным и точным, так как для каждого духовный подвижник свой, но общепринятыми можно считать православных святых. Так же художники, литераторы, философы, музыканты и даже физики, к примеру, являются мощным стимулом к саморазвитию многих. Без них любая страна представляла бы собою огромное моральное «чудовище».
Для меня духовным подвижником является русский философ и писатель Елена Ивановна Рерих. Её произведения, написанные в первой половине XX века, вошли в духовную и культурную жизнь России сравнительно недавно, но вызвало интерес у многих людей, не исключая меня.
Елена Ивановна Рерих родилась 12 февраля 1879 года в Санкт-Петербурге в семье архитектора-академика Ивана Ивановича Шапошникова и его жены Екатерины Васильевны, внучатой племянницы великого фельдмаршала М.И. Кутузова. По линии матери Елена Ивановна приходилась дальней родственницей выдающемуся русскому композитору Модесту Петровичу Мусоргскому.
С самого детства девочка проявляла глубокий интерес к литературе и языкам, уже к семи годам она могла писать и читать на трех языках. После окончания Мариинской гимназии и получения музыкального диплома она могла бы сделать блестящую карьеру пианистки, но жизнь распорядилась иначе.
В 1899 году в имении своей тети Елена Ивановна встречается со своим будущим мужем Николаем Константиновичем Рерихом. Тогда он был еще молодым и неизвестным художником, но позже Елена Ивановна становится его музой. Они не просто любили друг друга, их связывали не только узы брака, но и общность интересов, и духовная близость.
В августе 1902 года у них рождается сын Юрий, в будущем ученый-востоковед с мировым именем, а в октябре 1904 года – Святослав, будущий художник, мыслитель, общественный деятель.
Елена Ивановна Рерих была наставником всей семьи, вдохновлявшей всем духовными беседами, подтверждающими вечные истины. Но всё равно эта женщина была необычайно скромна, войдя в жизнь великого художника, она всегда оставалась в тени.
В 1916 году семья переезжает из Петербурга в Сортавалу (Финляндия) в связи с болезнью Н.К.Рериха, а в 1920 году – в Лондон, где Елена Ивановна начинает работу над книгами «Живая Этика», представляющей собой новую концепцию философской системы. Эти произведения создавались в тесном сотрудничестве с группой анонимных философов.
Осенью 1920 года вместе с мужем и детьми Е.И. Рерих выезжает в Нью-Йорк, где у Николая Константиновича были запланированы выставки по городам США.
В Америке под руководством удивительной четы Рерихов небольшая группа их сподвижников развернула широкую культурно-просветительскую деятельность. Ее результаты поражают: Музей Николая Рериха, Мастер-Институт Объединенных Искусств, Международный художественный центр «Corona Mundi». Эти учреждения – крупные культурные центры, влияние которых распространилось за пределы страны, став международным. Многочисленные общества, творческие клубы и образовательные учреждения были созданы не только для художников, но и для людей, желавших воплотить гуманистические идеалы. Елена Ивановна писала: «Радостно видеть, как в дни разрушения светлые души собираются во имя Культуры, стараясь сохранить огонь и дать радость творческого созидания и расширения сознания ищущим выхода из создавшегося умственного тупика, ведущего за собою и материальное бедствие». С 1924 по 1928 годы Елена Ивановна участвует в экспедиции, организованной её мужем по труднодоступным и малоисследованным районам Центральной Азии. В 1926 году в Монголии была опубликована её рукопись «Основы буддизма».
В этом же году увидела свет одна из книг Живой Этики – «Община».
В 1928 году, по возвращении из Центрально-Азиатской экспедиции, Рерихи поселяются в древней живописной долине Кулу в Западных Гималаях. Здесь они основывают Институт Гималайских исследований «Урусвати» – «Утренняя звезда». Е.И.Рерих избирается почетным вице-президентом этого уникального научного учреждения и принимает самое деятельное участие в организации его работы, но всё равно посвящает себя работе над главным трудом своей жизни – книгами Живой Этики – и продолжает вести эту работу до конца жизни. Являясь философией космической реальности, Живая Этика содержит в себе уникальную систему познания, основанную на общих и частных законах Космоса, неотъемлемой частью которого является Земля и человечество. Эта система познания Живой Этики соответствует новому эволюционному витку развития человечества, когда на смену научному мышлению приходит космическое мироощущение. Название самой философии – Живая Этика – связывает человека и Космос в единую одухотворенную систему.
В январе 1948 года, вскоре после смерти мужа, Елена Ивановна вместе с Юрием Николаевичем Рерихом покидает долину Кулу и после краткого пребывания в Дели и Кхандале поселяется в небольшом городке Калимпонге на склонах Восточных Гималаев.
Е.И. Рерих всегда хотела вернуться в Россию. Ее обращения о возвращении на Родину, поданные в советское посольство, оставались без ответа. Такая же судьба постигла письма и прошения в адрес правительства. Не помогла и Академия художеств. Но, несмотря на все отказы, Елена Ивановна надеялась вернуться, довезти все собранные ею сокровища и хотя бы несколько лет поработать для Страны Лучшей – так она называла Россию. Надежда увидеть Россию не покидала ее до самых последних дней: «Не может быть, чтобы я не приехала. Я должна приехать!» – повторила она уже перед своим уходом. Но это возвращение так и не состоялось. 5 октября 1955 года Елена Ивановна Рерих ушла из жизни.
Чем больше проходит времени и чем глубже мы проникаем в духовно-философское наследие выдающегося русского философа Елены Ивановны Рерих, тем ясней становится величие сделанного ею для эволюции планеты и всего человечества.
Для меня саморазвитием является в первую очередь воспитание культуры чувств. Я считаю, что в это понятие включаются, разумеется, Божьи заповеди, а также Этика. Если бы каждый человек был культурно воспитан, то мы бы не слышали об убийствах, воровстве, насилии, предательствах и т.п. В таком случае стране не нужна была полиция, судебная система, а значит, больше денег государство выделяло бы, например, на образовательную систему. Таким образом, общество бы бесконечно развивалось, жили бы мы в любви и гармонии. Но эта мысль может показаться утопичной.
Так зачем нужны духовные подвижники, если в самосовершенствовании нет смысла? Если мы никогда не добьемся идеального общества? Я считаю, что сложные взаимоотношения в социуме некоторых людей заставляет совершать преступления или просто злиться на окружающий мир. Но других – умных и здравомыслящих людей – это заставляет менять себя, менять мир. Этим и занимались духовные подвижники на протяжении истории планеты.
По моему мнению, каждый преподаватель также, в некотором роде, духовной подвижник. Учителя наставляют своих учеников на истинный путь, подсказывая молодому неопытному поколению в каком направлении нужно двигаться, чтобы быть уважаемым человеком, нужной ячейкой общества, а не бесполезным грузом социума.
Но бесконечное стремление к совершенству не подходит всем. Это для сильных, упорных, терпеливых и стойких людей. Для тех, кто никогда не сдаётся. А таких, к сожалению, не так много. Именно они являются двигателем процесса – тем, что держат общество на плаву, закрывая ему пути к деградации.
Человечество забыло о своей эволюционной роли преобразователя. Большая часть современного общества живет согласно правилу «здесь и сейчас», не задумываясь о будущих поколениях и дальнейшей судьбе планеты. Я бы сказала, что социум находится в состоянии духовного голодания, от чего и страдает. Я считаю, что нужно вернуться к учениям духовных подвижников, которые посвятили свою жизнь спасению общества, чтобы изменить ситуацию.
Источник
Сочинение: Духовность человека
Сочинение на тему «Духовность»
Духовность – это пробуждение внутренней реальности нашего существа – нашей души; внутреннее стремление познать, почувствовать и отождествить себя с ней; быть с ней в связи, соединиться с ней и, в результате этого контакта преобразить, все наше существо, превращая его в новую личность, в новую природу.
Для меня психическая энергия является синонимом слову «духовность». К сожалению, сейчас под этим понятием – духовность – многие подразумевают соблюдение обрядов, воскресные походы в церковь или чтение Библии. Всё это, разумеется, хорошо, но является только подготовкой к настоящему духовному развитию, то есть к самосознанию себя, раскрытию своих потенциалов и возможностей для пользы эволюции и блага всего человечества.
Я попыталась перечислить некоторые значимые признаки духовности:
– духовность не характеризуется ни воспитанием, ни происхождением, ни образованием, ни внешней красотой, ни эпохой. Духовность кроется глубоко внутри.
– внешний блеск прикрывает внутреннюю пустоту. Чем духовнее, тем проще.
– преданность, простота, альтруизм, прирожденная мудрость – обязательные явления духовности.
На протяжении всей истории России были духовные подвижники, мотивирующие людей к самосовершенствованию. Однако никто не достиг совершенства, даже те люди, которых мы называем духовными подвижниками. Их точный список никогда не будет полным и точным, так как для каждого духовный подвижник свой, но общепринятыми можно считать православных святых. Так же художники, литераторы, философы, музыканты и даже физики, к примеру, являются мощным стимулом к саморазвитию многих. Без них любая страна представляла бы собою огромное моральное «чудовище».
Для меня духовным подвижником является русский философ и писатель Елена Ивановна Рерих. Её произведения, написанные в первой половине XX века, вошли в духовную и культурную жизнь России сравнительно недавно, но вызвало интерес у многих людей, не исключая меня.
Елена Ивановна Рерих родилась 12 февраля 1879 года в Санкт-Петербурге в семье архитектора-академика Ивана Ивановича Шапошникова и его жены Екатерины Васильевны, внучатой племянницы великого фельдмаршала М.И. Кутузова. По линии матери Елена Ивановна приходилась дальней родственницей выдающемуся русскому композитору Модесту Петровичу Мусоргскому.
С самого детства девочка проявляла глубокий интерес к литературе и языкам, уже к семи годам она могла писать и читать на трех языках. После окончания Мариинской гимназии и получения музыкального диплома она могла бы сделать блестящую карьеру пианистки, но жизнь распорядилась иначе.
В 1899 году в имении своей тети Елена Ивановна встречается со своим будущим мужем Николаем Константиновичем Рерихом. Тогда он был еще молодым и неизвестным художником, но позже Елена Ивановна становится его музой. Они не просто любили друг друга, их связывали не только узы брака, но и общность интересов, и духовная близость.
В августе 1902 года у них рождается сын Юрий, в будущем ученый-востоковед с мировым именем, а в октябре 1904 года – Святослав, будущий художник, мыслитель, общественный деятель.
Елена Ивановна Рерих была наставником всей семьи, вдохновлявшей всем духовными беседами, подтверждающими вечные истины. Но всё равно эта женщина была необычайно скромна, войдя в жизнь великого художника, она всегда оставалась в тени.
В 1916 году семья переезжает из Петербурга в Сортавалу (Финляндия) в связи с болезнью Н.К.Рериха, а в 1920 году – в Лондон, где Елена Ивановна начинает работу над книгами «Живая Этика», представляющей собой новую концепцию философской системы. Эти произведения создавались в тесном сотрудничестве с группой анонимных философов.
Осенью 1920 года вместе с мужем и детьми Е.И. Рерих выезжает в Нью-Йорк, где у Николая Константиновича были запланированы выставки по городам США.
В Америке под руководством удивительной четы Рерихов небольшая группа их сподвижников развернула широкую культурно-просветительскую деятельность. Ее результаты поражают: Музей Николая Рериха, Мастер-Институт Объединенных Искусств, Международный художественный . Эти учреждения – крупные культурные центры, влияние которых распространилось за пределы страны, став международным. Многочисленные общества, творческие клубы и образовательные учреждения были созданы не только для художников, но и для людей, желавших воплотить гуманистические идеалы. Елена Ивановна писала: «Радостно видеть, как в дни разрушения светлые души собираются во имя Культуры, стараясь сохранить огонь и дать радость творческого созидания и расширения сознания ищущим выхода из создавшегося умственного тупика, ведущего за собою и материальное бедствие». С 1924 по 1928 годы Елена Ивановна участвует в экспедиции, организованной её мужем по труднодоступным и малоисследованным районам Центральной Азии. В 1926 году в Монголии была опубликована её рукопись «Основы буддизма».
В этом же году увидела свет одна из книг Живой Этики – «Община».
В 1928 году, по возвращении из Центрально-Азиатской экспедиции, Рерихи поселяются в древней живописной долине Кулу в Западных Гималаях. Здесь они основывают Институт Гималайских исследований «Урусвати» – «Утренняя звезда». Е.И.Рерих избирается почетным вице-президентом этого уникального научного учреждения и принимает самое деятельное участие в организации его работы, но всё равно посвящает себя работе над главным трудом своей жизни – книгами Живой Этики – и продолжает вести эту работу до конца жизни. Являясь философией космической реальности, Живая Этика содержит в себе уникальную систему познания, основанную на общих и частных законах Космоса, неотъемлемой частью которого является Земля и человечество. Эта система познания Живой Этики соответствует новому эволюционному витку развития человечества, когда на смену научному мышлению приходит космическое мироощущение. Название самой философии – Живая Этика – связывает человека и Космос в единую одухотворенную систему.
В январе 1948 года, вскоре после смерти мужа, Елена Ивановна вместе с Юрием Николаевичем Рерихом покидает долину Кулу и после краткого пребывания в Дели и Кхандале поселяется в небольшом городке Калимпонге на склонах Восточных Гималаев.
Е.И. Рерих всегда хотела вернуться в Россию. Ее обращения о возвращении на Родину, поданные в советское посольство, оставались без ответа. Такая же судьба постигла письма и прошения в адрес правительства. Не помогла и Академия художеств. Но, несмотря на все отказы, Елена Ивановна надеялась вернуться, довезти все собранные ею сокровища и хотя бы несколько лет поработать для Страны Лучшей – так она называла Россию. Надежда увидеть Россию не покидала ее до самых последних дней: «Не может быть, чтобы я не приехала. Я должна приехать!» – повторила она уже перед своим уходом. Но это возвращение так и не состоялось. 5 октября 1955 года Елена Ивановна Рерих ушла из жизни.
Чем больше проходит времени и чем глубже мы проникаем в духовно-философское наследие выдающегося русского философа Елены Ивановны Рерих, тем ясней становится величие сделанного ею для эволюции планеты и всего человечества.
Для меня саморазвитием является в первую очередь воспитание культуры чувств. Я считаю, что в это понятие включаются, разумеется, Божьи заповеди, а также Этика. Если бы каждый человек был культурно воспитан, то мы бы не слышали об убийствах, воровстве, насилии, предательствах и т.п. В таком случае стране не нужна была полиция, судебная система, а значит, больше денег государство выделяло бы, например, на образовательную систему. Таким образом, общество бы бесконечно развивалось, жили бы мы в любви и гармонии. Но эта мысль может показаться утопичной.
Так зачем нужны духовные подвижники, если в самосовершенствовании нет смысла? Если мы никогда не добьемся идеального общества? Я считаю, что сложные взаимоотношения в социуме некоторых людей заставляет совершать преступления или просто злиться на окружающий мир. Но других – умных и здравомыслящих людей – это заставляет менять себя, менять мир. Этим и занимались духовные подвижники на протяжении истории планеты.
По моему мнению, каждый преподаватель также, в некотором роде, духовной подвижник. Учителя наставляют своих учеников на истинный путь, подсказывая молодому неопытному поколению в каком направлении нужно двигаться, чтобы быть уважаемым человеком, нужной ячейкой общества, а не бесполезным грузом социума.
Но бесконечное стремление к совершенству не подходит всем. Это для сильных, упорных, терпеливых и стойких людей. Для тех, кто никогда не сдаётся. А таких, к сожалению, не так много. Именно они являются двигателем процесса – тем, что держат общество на плаву, закрывая ему пути к деградации.
Человечество забыло о своей эволюционной роли преобразователя. Большая часть современного общества живет согласно правилу «здесь и сейчас», не задумываясь о будущих поколениях и дальнейшей судьбе планеты. Я бы сказала, что социум находится в состоянии духовного голодания, от чего и страдает. Я считаю, что нужно вернуться к учениям духовных подвижников, которые посвятили свою жизнь спасению общества, чтобы изменить ситуацию.
Семенова Анастасия, гимн. № 446
Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот (Лев Толстой)
В этом высказывании классиком русской литературы поднимается проблема выбора личностью своей жизненной позиции. Толстой имел в виду, что человек тогда сможет стать хозяином своей судьбы, когда он много думает, размышляет, ставит перед собою чёткие цели – словом, действует – как в физическом плане, так и в духовном. А не просто «плывёт по течению», надеясь на волю судьбы.
Я согласен с данным утверждением, поскольку тоже полагаю, что люди, не развивающиеся духовно, при встрече с трудностями склонны винить в них судьбу. А те, кто стремится к духовному развитию – ищут причины в себе, стараются измениться сами и изменить к лучшему свою жизнь.
Обратимся к теоретическим аспектам данного высказывания. Из курса обществознания нам известно, что духовная жизнь – это сфера, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением морально-нравственных потребностей человека. Духовностью называется внутренний мира человека, совокупность его мировоззрения и ценностей. Духовность напрямую зависит от развития личности. человека. Людей, которые стремятся к саморазвитию, стараются быть лучше, – можно назвать духовно развитыми. Это развитие достигается путём самовоспитания – настойчивой работы личности, позволяющей достичь высоких целей. Судьбой называется некая предопределенность жизненного пути, а также вера человека в эту предопределённость.
Самым ярким историческим примером человека, который благодаря активному и настойчивому духовному развитию стал хозяином своей судьбы, является Михаил Ломоносов. Он родился в деревне Мишанинской, в отдалённой Архангельской губернии. Если бы Ломоносов покорился судьбе и «плыл по течению», он бы так и остался никому не ведомым крестьянином, рыбаком или мелким ремесленником в глуши. Но он активно учился, духовно и интеллектуально развивался. Несмотря на непонимание родственников, которые считали такие умствования бесполезной и неуместной причудой. 19-летним юношей Ломоносов сбежал из дому и вместе с рыбным обозом зимой три недели добирался до Москвы. Благодаря своему упорству, трудолюбию, неустанной работе над собой, Михаил Васильевич преодолел все предначертания судьбы и стал выдающимся учёным.
С другой стороны, у детей богатых и знаменитых родителей есть всё, о чём только можно мечтать. Но они далеко не всегда пользуются возможностями, которые перед ними открывают родители, потому что не занимаются своим духовным развитием. Некоторые пускаются во все тяжкие и становятся героями скандальной хроники «жёлтой прессы». К примеру, в 2008 году 30-летнего Кэмерона Дугласа, сына знаменитого актёра Майкла Дугласа, арестовали с наркотиками. В ходе расследования выяснилось, что он с 18-ти лет употреблял тяжёлые наркотические вещества, в том числе героин, а также помогал их перевозить. Если бы не помощь известного и влиятельного отца, Кэмерону пришлось бы провести в тюрьме не 5 лет, которые он отсидел, а гораздо больше. Это всего лишь один из многих примеров человека, который просто «плывёт по течению судьбы», занимаясь не своим духовным развитием, а развлечениями.
Подводя общую черту, хотелось бы сделать следующие выводы. Человек, который работает над собой, действует, пытается изменить свой духовный мир, гораздо меньше зависит от судьбы, чем тот, что полагается на обстоятельство. Поэтому для того, чтобы иметь возможность управлять своей жизнью, нужно духовно развиваться.
Источник