Соборная мечеть что это значит

Содержание
  1. Значение словосочетания «соборная мечеть»
  2. Значение слова «соборный&raquo
  3. Значение слова «мечеть&raquo
  4. Делаем Карту слов лучше вместе
  5. Ассоциации к слову «мечеть&raquo
  6. Синонимы к словосочетанию «соборная мечеть&raquo
  7. Предложения со словосочетанием «соборная мечеть&raquo
  8. Сочетаемость слова «соборный&raquo
  9. Сочетаемость слова «мечеть&raquo
  10. Понятия, связанные со словосочетанием «соборная мечеть»
  11. Афоризмы русских писателей со словом «соборный&raquo
  12. Отправить комментарий
  13. Дополнительно
  14. Значение слова «соборный&raquo
  15. Значение слова «мечеть&raquo
  16. Предложения со словосочетанием «соборная мечеть&raquo
  17. Синонимы к словосочетанию «соборная мечеть&raquo
  18. Ассоциации к слову «мечеть&raquo
  19. Сочетаемость слова «соборный&raquo
  20. Сочетаемость слова «мечеть&raquo
  21. Морфология
  22. Правописание
  23. Карта слов и выражений русского языка
  24. Соборная мечеть как ядро мусульманской сакральной архитектуры
  25. Основные особенности исламской сакральной архитектуры
  26. Внутренняя организация
  27. Виды мечетей
  28. Назначение
  29. СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ
  30. Смотреть что такое СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ в других словарях:
  31. СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ Г. КУРГАНА
  32. СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ Г. МАГНИТОГОРСКА
  33. СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ Г. ПЕРМИ
  34. СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ Г. ЧЕЛЯБИНСКА

Значение словосочетания «соборная мечеть»

Значение слова «соборный&raquo

СОБО́РНЫЙ , —ая, —ое. 1. Прил. к собор (в 1 и 2 знач.). Соборное постановление. Соборные грамоты. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «мечеть&raquo

МЕЧЕ́ТЬ , -и, ж. Молитвенный дом у мусульман. (Малый академический словарь, МАС)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: выжидательность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «мечеть&raquo

Синонимы к словосочетанию «соборная мечеть&raquo

Предложения со словосочетанием «соборная мечеть&raquo

  • Муэдзины произносят его с минаретов соборных мечетей за полчаса до полудня.

Сочетаемость слова «соборный&raquo

Сочетаемость слова «мечеть&raquo

Понятия, связанные со словосочетанием «соборная мечеть»

Афоризмы русских писателей со словом «соборный&raquo

  • Не верю в разум коллективный
    с его соборной головой:
    в ней правит бал дурак активный
    или мерзавец волевой.
Читайте также:  Адениум размер 5 что значит

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «соборный&raquo

СОБО́РНЫЙ , —ая, —ое. 1. Прил. к собор (в 1 и 2 знач.). Соборное постановление. Соборные грамоты.

Значение слова «мечеть&raquo

МЕЧЕ́ТЬ , -и, ж. Молитвенный дом у мусульман.

Предложения со словосочетанием «соборная мечеть&raquo

Муэдзины произносят его с минаретов соборных мечетей за полчаса до полудня.

– Не кощунствуй, мой повелитель, – кротко заметил имам соборной мечети, который намеревался записывать указания хана, но отложил калям в сторону.

Как писал известный арабский географ X в. ал-Мукаддаси, соборная мечеть города была «расположена посреди рынков».

Синонимы к словосочетанию «соборная мечеть&raquo

Ассоциации к слову «мечеть&raquo

Сочетаемость слова «соборный&raquo

Сочетаемость слова «мечеть&raquo

Морфология

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Соборная мечеть как ядро мусульманской сакральной архитектуры

Совсем недавно была отреставрирована и расширена Московская соборная мечеть, главная в России и наиболее крупная мечеть во всей Европе. Сооружение вышло воистину монументальным: площадь – 19 тыс. кв. метров, общая вместимость – 10 тыс. человек, шесть этажей с лифтами и все необходимые приспособления для людей с ограниченными возможностями.

Основные особенности исламской сакральной архитектуры

Мечеть – это мусульманское культовое сооружение, предназначенное для проведения молитвы. Самое первое подобное строение было возведено в Медине самим Мухаммедом, последним пророком ислама. Тогда оно имело вид небольшой площадки, ограниченной покрытием и оградой. В переводе на арабский язык мечеть звучит как «масджид», т. е. место для осуществления земных поклонов.

Основные внешние элементы сооружения — колонны, арки, купола. Эти строительные формы ислам заимствовал у христианских храмов. После того как турки захватили Византийскую империю, они превратили многие культовые постройки христианства в мечети. Позднее мусульманские архитекторы так вдохновились их формами, что продолжили возведение новых сооружений по тем же строительным образцам. Самым ярким примером такого подражательного зодчества можно назвать Голубую мечеть – прототип храма Св. Софии Премудрости Божией.

Архитектурные особенности мечети призваны выразить собой всю многогранность исламского мироощущения. Само строение – символ земной сущности человека, верхушка купола символизирует предел всего сущего, т. е. Аллаха, а внутреннее пространство купола воплощает собой Дух.

К зданию мечети обычно достраивается один либо же несколько минаретов. Наиболее часто встречающееся количество минаретов – 2 или 4. Два минарета символизируют собой две руки, воздетые к небу в молитве.

Именно с минарета муадзин совершает призыв на молитву. Для этого он должен взобраться по винтовой лестнице минарета, повернуться в сторону Мекки и громко пропеть азан (призыв). В современное время муадзинам уже не нужно подниматься на минареты, оповещающую роль исполняют аудиозаписи азана, проигрываемые в нужное время в громкоговоритель.

Внутренняя организация

Самыми примечательными элементами внутреннего пространства мечети являются:

  • Ниша михраб, которая находится в одной из стен мечети, её основное назначение – ориентирование на Мекку, ибо именно туда молящийся должен быть обращён лицом.
  • Кафедра муллы минбар, которая стоит справа от михраба.
  • Хранилище священного Корана.

Внутри мечети не изображено ничего одушевлённого, ибо такое изображение претендует на уподобление Всевышнему. Данный запрет дан в Коране, где написано, что того, кто создаст такое изображение, Аллах будет мучить до тех пор, пока создатель не вдохнет жизнь в изображаемый объект.

В мечетях широко распространены геометрические и растительные орнаменты и каллиграфические росписи цитат из Корана и Сунны. Наиболее специфическая черта – это ритмичность, синхронность изображения, на котором витиеватые узоры из листьев органично сплетаются со строками священного текста.

Виды мечетей

Выделяются такие типы мечети:

  • Мусалла — сооружение городского значения, используемое для служений на празднике Курбан-байрам. Имеет вид открытой площади.
  • Квартальная мечеть – здание, предназначенное для каждодневной пятиразовой молитвы.
  • Соборная мечеть — сооружение, предназначенное для пятничной молитвы.
  • Кабире — центральное мусульманское культовое сооружение столицы.

Назначение

Еще с эпохи Омейядов соборная мечеть – наглядный аспект величия мусульманских правителей и благоденствия уммы. Именно поэтому она всегда отличается богатством убранства и вычурностью декора.

В соборной мечети мусульмане собираются на пятничную молитву (джума-намаз). В пятницу здесь читается молитва хутба. Также проводятся праздничные проповеди.

В исламе есть такая примечательная традиция: мечети можно по-разному называть. К примеру, в честь великого пророка, одного из четырёх праведных халифов, либо же, если здание построено конкретным человеком, – именем его или его родителей. Если сооружение строится на деньги общины либо на пожертвования от иностранных братьев по вере, то его название должно быть как можно более обобщающим. К примеру, исходя из того, где находится соборная мечеть Москвы, и учитывая то, что построена она общими силами уммы, можно сказать, что она обобщает, сплачивает в географическом и сакральном смыслах всех мусульман России. Кстати, адрес ее: Выползов переулок, 7.

По отзывам представителей высшего духовного руководства, именно соборная мечеть играет основополагающую роль в укреплении основ мусульманской уммы. К примеру, Московская помимо своих прямых функций также выполняет роль универсального духовного центра: здесь принимаются важные для уммы документы, организовываются международные приёмы лидеров арабского мира, устраиваются массовые духовно-культурные мероприятия и экскурсии, проводятся объяснительные беседы об исламе.

Источник

СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ

Собо́рная мече́ть (Выползов переулок, 7). Построена в 1903—05 (архитектор Н.А. Жуков). Скромная, лаконичная по набору декоративных элементов архитектура здания в достаточно условных формах стилизует приёмы «восточно-мавританского» зодчества. В 1990-х гг. комплекс Соборной мечети был дополнен монументальным зданием медресе, завершённым мощным куполом.

Смотреть что такое СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ в других словарях:

СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ Г. КУРГАНА

В 1910 г. курганский купец Амрофзан (Амирафзал) Галлеев пожертвовал под мечеть свой полукаменный 2-этажный дом в Гостинодворском пер., недалеко от католического костела и евангелической кирхи. Первоначально мус. община планировала отвести 1-й этаж под медресе, а 2-й этаж здания использовать для совершения намазов. Дом решено было перестроить. Однако Тобольское губ. правление не дало разрешение на строительство. Мус. община Кургана попыталась взять в аренду каменный дом купца Зайцева, но получила отказ властей. После 2-летней переписки с губ. властями разрешение на перестройку здания было получено. После возведения минарета с.м. открылась 18.10.1912 г. Мечеть проработала до 1929 г. В день празднования Курбан-байрама активисты Союза воинствующих безбожников устроили под окнами с.м. антирелигиозный митинг, предшествовавший закрытию культового сооружения. Здание было конфисковано и переделано под школу №7. В советское время оно обветшало и в 1962 г. снесено. Также в 1929 г. было закрыто здание медресе (угол ул. Пичугина и Урицкого), переданное под дом военных. Был закрыт и татаробашкирский клуб, располагавшийся по ул. К. Маркса. Его помещение было передано двоеданской церкви. С сер. 1990-х гг. мус. община г. Кургана совершала молитвы в небольшом арендуемом помещении по адресу: ул. Томина 112, состоящем из молельной комнаты, учебного класса и небольшой кухни. С 1999 г. начались работы по подготовке к строительству новой с.м. Были проведены испытания грунтов, закуплены материалы, 17.06.1999 г. состоялось окончательное утверждение проекта, автором которого выступила архитектор Галина Стадных. Согласно проекту, в здании с.м. предусмотрены гардеробы, цокольный этаж – для омовений, раздельные входы для мужчин и женщин. Молельный зал имеет антресоль и балкон для женщин.15.07.2000 г. в Кургане состоялась торжественная закладка первого камня в основание нового здания с.м. на земельном участке, выделенном властями в адрес ДУМ АЧР. Строительство с.м. ведется Казыятским управлением мусульман Курганской обл. исключительно на пожертвования верующих (так, на собранные мус. общиной г. Шадринска 300 тыс. руб. были поставлены пластиковые окна). Поскольку пожертвования поступают нерегулярно, строительство периодически прекращается. Это вызывает опасения администрации Курганской обл., которая неоднократно угрожала передать здание для завершения строительства в адрес ЦДУМ, но пока этого не сделала. В наст. момент завершено строительство 2-го этажа и купола с.м., но в 2009 г. из-за мирового финансового кризиса строительство было заморожено. Несмотря на то что здание недостроено, пятничные намазы уже проводятся на первом этаже. Имам-хатыбом с.м. является Зиедали Мизробоев. Завершение строительства мечети является одной из приоритетных задач Уральского муфтията ДУМ АЧР, об этом было заявлено на прошедшем в г. Кургане 23.12.2008 г. встрече муфтиев УрФО. На сегодняшний день единственным действующим мус. молитвенным помещением г. Кургана является молельная комната в исправительной колонии № 1, открытая в декабре 2007 г. Численность заключенных-мусульман составляет 200 чел. Лит.: Ахметов А. Утерянная мечеть // Мусульмане Сибири. – 10.1999, с. 2; Возобновилось строительство Курганской соборной мечети. Сообщение ИАП «Ислам в РФ» от 07.04.2008; Галиуллин Р. Адрес мусульман – г. Курган // Мусульмане Сибири. – 06.2000, № 9 (10), с. 4–5; Исакаев Г. Курган: мечеть у Тобола // Мусульмане Сибири. – 12.1999, № 2 (3), с. 6; Муратов Р. В Кургане прошла встреча муфтиев Уральского федерального округа // Истина. – 12.2008, № 1(62), с. 1; Он же. О первой мечети Кургана // Истина. – 03.2006, № 32, с. 8; ОГАЧО, ф. Р-274, оп. 3, д. 4414, л. 15. К.Ш. смотреть

СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ Г. МАГНИТОГОРСКА

выполнена по проекту архитектора Н.Г. Саяхова. Церемония освящения места строительства с.м. в правобережной части города в парковой зоне у Южного перехода состоялась 27.11.1991 г. Площадь землеотвода составляет 4,2 га. Прообразом с.м. стала мечеть Куббат ас-Сахра («Купол скалы») в Иерусалиме. Магнитогорский комплекс состоит из нескольких композиционно-планировочных объемов: самой с.м. с двумя залами для мужчин и женщин на 350 молящихся, гостинично-бытового корпуса, минарета, хозяйственного комплекса с бойлерной. В объемно-планировочном отношении с.м. выполнена в виде символа ислама – полумесяца со звездой, где полумесяц – это бытовой корпус, а 9-угольная в плане звезда – само здание мечети. В геометрическом центре полумесяца стоит высокий одноярусный спицевидный минарет с видовой площадкой для муэдзина. Композиционнопланировочной осью все три объема ориентированы в сторону Мекки. Мечеть обращена гл. входом к ул. Грязнова, с поворотом на 20? относительно оси север–юг. Два этажа здания объединены арочным порталом. Интерьеры скромные, применены геометрические и растительные орнаменты в оформлении михраба. Из-за особенностей строения, проект с.м. долго не утверждался городскими архитекторами: все улицы Магнитогорска идут строго с севера на юг, а с.м. повернута по отношению ко всем зданиям на 20?. Однако мусульманам удалось реализовать проект при спонсорской помощи Магнитогорского металлургического комбината, пожертвований мусульман, ежемесячно перечислявших часть своей зарплаты в фонд строительства с.м., и содействии мэрии города, выделившей мусульманам землю для организации рынка автозапчастей, доход от продажи которых также шел на строительство. В наст. время построены с.м. и минарет. Идет строительство гостинично-бытового комплекса, где будут размещены ритуальные узлы омовения, медресе, библиотека, канцелярия, квартиры имама, сторожа и гостиничные номера. Рядом вырастут еще несколько зданий: приют для немощных стариков и бездомных детей на 30 коек и исламский центр. Весь комплекс приподнят на 3 м относительно существующего рельефа, что придает сооружениям монументальность. На данный момент с.м. – крупнейшая в Челябинской обл. Имам-хатыб с.м. – У.М. Шакиров. Лит.: Саяхов Н. Соборная мечеть // Магнитогорск. Краткая энциклопедия / Гл. ред. Б.А. Никифоров. – Магнитогорск, 2002, с. 170; Семеновских А. Развитие ислама в Челябинской области. – http://www.islamrf.ru/news/ reportages/umma/2869/; Шевченко У. Челябинская область. Мечеть в виде полумесяца с девятиугольной звездой // Комсомольская правда – Челябинск. 31.07.2006. К.Ш. смотреть

СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ Г. ПЕРМИ

расположена на углу ул. Орджоникидзе (ранее Монастырская), 67 и Осинской, 5. Подготовка к строительству каменной с.м. в центре губернии началась в кон. XIX в. Пожертвования на ее строительство направляли все мусульмане Пермской губ., а также наиболее состоятельные купцы: братья Агафуровы, Тимкины, Зиганша Ибатуллин. 12.12.1897 г. строительное отделение Пермского губправления отказало поверенному мус. общины крупному купцу З. Ибатуллину в ходатайстве по строительству с.м. из-за нарушения строительных норм в связи с близостью расположения с.м. от соседней межи. Получив отказ, Ибатуллин обстоятельно проанализировал «Устав строительный», на который опирались губ. чиновники, и составил прошение к министру внутренних дел И.Л. Горемыкину, в котором предлагал руководствоваться общеимперской практикой строительства мечетей в городах, когда расстояние между мус. храмом и постройками составляет столько, сколько положено для застройки в городских условиях каменных зданий. Вторичное прошение к губ. властям поступило 17.05.1900 г. и вновь было направлено на рассмотрение в техническо-строительный комитет МВД. В итоге строительство было разрешено по правилам, определявшим строительство православных храмов, т.е. на расстоянии не менее 10 сажен от соседних строений. Проект с.м. был разработан архитектором А.И. Ожеговым, автором проектов Вознесенской и Успенской церквей в Перми. Строительство началось в 1901 г. и продолжалось в течение двух лет. В 1903 г. состоялось торжественное открытие с.м. По замыслу архитектора, она представляет собой 2-этажное кирпичное здание с яйцеобразными вытянутыми куполами стального цвета и 2-ярусным минаретом. Здание бирюзового цвета с белой лепниной и украшениями, построено в стиле эклектики. 2-ярусный минарет с 4 ложными башенками с куполами у основания украшен окнами с белыми полуколоннами, квадратами и гексаграммами, а также площадкой для муэдзина. Михрабная ниша, ориентированная на юго-запад, подчеркнута отдельным куполом с золоченым полумесяцем. Вход в мечеть – с сев. стороны. Основной купол расположен по центру 4-скатной крыши и украшен поясом из белых гексаграмм с бирюзовыми ромбами по середине. Окна с.м. украшены круговым геометрическим орнаментом. Внутреннее убранство с.м. скромно, отсутствуют настенные украшения, михрабная ниша обозначена небольшой лесенкой минбара. Комплекс с.м. включал в себя здание медресе и дом муэдзина. В двух соседних полукаменных особняках (ул. Осинская, 7 и 9) располагалось Пермское мус. благотв. и просветительское общество. С.м. была построена в р-не компактного проживания татар и до кон. 1930-х гг. служила центром религиозной жизни мус. населения города. В 1920-е гг. имамом с.м. служил Айдаров. В октябре 1937 г. были репрессированы имам с.м. Афлитун Халитов и еще 10 духовных лиц, после чего в 1938 г. городские власти, ссылаясь на то, что «у татар мечеть находится без присмотра», закрыли с.м. как культовое учреждение. Здание было передано Пермскому облархиву КПСС, в годы войны там размещалась часть эвакуированных экспонатов Эрмитажа. Архив находился в здании с.м. до 1986 г., когда был перемещен в спец. построенное для него здание. В 1986–89 гг. в с.м. располагались выставочный зал и библиотека Пермского обл. краеведческого музея. После митинга с требованием вернуть верующим культовые сооружения, который прошел 7.05.1989 г. с участием христиан и мусульман, сессия городского Совета вынесла решение удовлетворить требования о возврате с.м. 4.04.1990 г. здание было передано верующим. За годы работы в нем советских учреждений здание пришло в запустение. После ремонта в 1991 г. с.м. возобновила свою работу. Во 2-й пол. 1990-х гг. в результате конфликта руководства общины с.м. с М. Хузиным и ЦДУМ она стала базой для формирования в Прикамье второго муфтията – Централизованного религиозного управления мусульман Пермского края во главе с муфтием Х. Галяутдиновым в структуре ДУМЕР. В сер. 1990-х гг. в с.м. был сделан ремонт, с 23.03.2004 г. при с.м. работает филиал Московского исламского ун-та, имеется киоск по продаже халяль-продукции. Община с.м. поддерживает официальный сайт «Ислам в Пермском крае». Лит.: ГАПК, ф. 1205, оп. 1, д. 59; Загидуллин И.К. Исламские институты в Российской империи. Мечети в европейской части России и Сибири. – Казань, 2007, с. 342–43; Каммунис (Коммунист) – Свердловск, 22.03.1924, № 18 (на татар. яз.); Материалы сайта www. islam.perm.ru; Пермской мечети 100 лет // Новый компаньон. – Пермь, 29.04.2003, № 15; Пермь от основания до наших дней. – Пермь, 2000; Пермь: путеводительсправочник. – Пермь, 1970; Селянинова Г.Д. Мусульманская община Прикамья в годы Великой Отечественной войны. – http://www.moslem.ru/docsgd.htm; Спешилова Е.А. Старая Пермь. Дома. Улицы. Люди. 1723–1917. 2-е изд., доп. и перераб. – Пермь, 2003, с. 76–78; Фаизов Ф. // Идел. – Казань, 1991, № 4. А.С., Р.Б. смотреть

СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ Г. ЧЕЛЯБИНСКА

Акмечеть») – историческое мус. культовое здание (ул. Елькина, 16). В связи со значительным увеличением в 1870–80-е гг. численности мус. общины Челябинска (выросшей с 1863 по 1894 г. в 4,8 раза) за счет татарских и башкирских переселенцев, компактно проживавших на Азиатской ул. (ныне ул. Елькина), у них возникла потребность в назначении муллы и строительстве с.м. 30.03.1883 г. мусульмане Челябинска ходатайствовали об утверждении в должности муллы избранного ими башкира М.М. Салимова «впредь до постройки ими мечети», а 30.04.1884 г. мусульмане в количестве 143 чел. ходатайствовали о разрешении им постройки с.м. с образованием самост. прихода численностью не менее 300 душ м.п. (из них в Челябинске было 200 мусульман м.п., остальные должны были быть приписаны из окрестных деревень). Они обязались после получения разрешения немедленно представить на рассмотрение план предполагаемой с.м. Через челябинское полицейское управление было объявлено, что строительство будет разрешено губ. правлением не раньше, чем мусульмане представят на утверждение план и добьются в городской управе соответствующего земельного отвода. Однако крупный челябинский предприниматель З.Г. Галеев пожертвовал под строительство с.м. собств. участок в 24-м квартале по Азиатской ул. 3.02.1889 г. мусульмане подали заявление в городскую управу, в котором просили освидетельствовать место на предмет будущей постройки. Городская дума на заседании 14.02.1889 г. постановила образовать спецкомиссию, которая 8.03.1889 г. осмотрела участок и единогласно высказалась за то, что «место вполне и совершенно пригодно для постройки мечети». 9.04.1890 г. от мусульман был подан официальный запрос с просьбой разрешить начало строительства, которое продолжалось с 1890 по 1899 г. Из сохранившихся архивных документов следует, что во время строительства, в частности в 1894–96 гг., мусульмане совершали молитвы во временной деревянной мечети. Вокруг истории с.м. сложилась обширная историография. Один из исследователей вопроса отмечает, что новая каменная с.м., открытая в 1899 г., «получившая в народе название “Белой” (Ак-мечети), стала подлинным центром объединения мус. общины города, местом сосредоточения религиозной и культурной жизни». В др. статье, посвященной с.м., приводится архитектурное описание здания. С.м. «состоит из молитвенного дома с михрабом и минарета. Одноэтажное кирпичное оштукатуренное здание под вальмовой крышей с металлической кровлей. Высокие с полукруглым завершением окна в профилированных наличниках. По периметру здания, под многопрофильным карнизом на кронштейнах проходит фриз, декорированный “ширинками”. Михраб обработан горизонтальным рустом, перекрыт граненой конхой. 4-ярусный, 8-угольный в плане минарет, встроенный в объем мечети, завершен куполом, увенчанным шпилем. Два верх. яруса имеют круговые балконы. Грани минарета выполнены под небольшим уклоном к центру». В 1896 г. муэдзином с.м. был избран Исхак Хусаинович Хусаинов. Одновременно со строительством с.м. поблизости был возведен комплекс из трех зданий для мектеба, в последующем в одном из них разместилось медресе при соборной мечети Челябинска. В 1906 г. попечителем с.м. был избран З.Г. Галеев, утвержденный в этой должности муфтием ОМДС. Для содержания с.м. он пожертвовал свой магазин на ул. Сибирской (ныне ул. Труда), ежегодный доход которого составлял 1200 руб. Вторым муллой был избран известный историк и обществ. деятель М.Г. Гадиев, выступивший одним из учредителей Челябинского мус. благотв. общества. В том же году при с.м. открылась мус. библиотека г. Челябинска. После революции с.м. была объявлена собственностью гос-ва и передана во временное пользование зарегистрированной общине верующих. Мус. община с.м. пыталась выстроить адекватные отношения с новой властью. В частности, в ноябре 1917 г. действовал комитет по мус. образованию при Челябинской городской думе, который выделял средства на содержание мус. учебных и просветительских учреждений. В 1922 г. была образована Челябинская губ. мус. комиссия помощи голодающим. После организованного ею 25.03.1922 г. спектакля «Голод заставил» и призыва имама-ахуна Салимзяна Урманова (см. Репрессированные имамы Челябинской обл.) была собрана значительная сумма денег в пользу голодающих. Однако усилия мус. общины оказались тщетными. В 1924 г. властями был инициирован процесс против работавшего при с.м. товарищества «Идтихад», выделявшего согласно нормам шариата 1/40 часть своих доходов на содержание мечети и платившего имаму Урманову зарплату. В результате процесса имам был осужден, а товарищество закрыто. Еще в 1923 г. была закрыта вторая мечеть Челябинска на ул. Труда, переданная губоно под школу. В кон. 1920-х гг. началась кампания по изъятию у мус. общины с.м. Проводились массовые собрания рабочих, публиковались гневные статьи в газетах (см. Типология закрытия мечетей Ср. и Юж. Урала). Не выдержав давления, имам Исхак Исмагилов 24.08.1928 г. сложил с себя обязанности муллы, объявив об этом через советскую печать. В нач. 1930 г. собрание общины с.м., на котором присутствовали 181 чел., под давлением властей приняло решение о самороспуске и закрытии с.м. 21.02.1930 г. окрисполком утвердил закрытие мечети и передал здание под «клуб нацменов». В годы войны в здании с.м. размещались фонды обл. краеведческого музея и татаро-башкирской библиотеки. Оценив патриотическую позицию мусульман страны, прав-во вернуло ряд культовых сооружений (см. III-я мечеть г. Троицка) верующим. Должно было быть возвращено и здание с.м. Решение об этом было принято 9.09.1942 г. малым составом исполкома горсовета. Однако из-за нехватки помещений для размещения ценностей, хранящихся в мечети, решение осталось невыполненным. В 1950–60-е гг. от мусульман поступало немало просьб о возвращении здания верующим, но они были проигнорированы. До сер. 1980-х гг. здание с.м. использовалось как склад под хозяйственные нужды, в результате ненадлежащего ухода были утеряны купол и часть минарета. Однако после передачи здания Челябинскому обл. краеведческому музею они были восстановлены. 16.08.1988 г. горисполком выступил с ходатайством о разрешении регистрации в Челябинске мус. общины, после чего весной 1989 г. здание с.м. было возвращено верующим. При с.м. работает воскресная школа, где все желающие могут получить начальные знания по основам шариата и чтению Корана. В администр. помещении работают редакция газеты «Хилял», аппарат Регионального ДУМ Челябинской обл., которым руководили Г.Ю. Шакаев (1992–2005), Р.А. Раев (с 2006 г. по наст. время). Лит.: Боже В.С. Материалы к истории церковнорелигиозной жизни Челябинска (1917–1937) // Челябинск неизвестный: Краевед. сб. – Челябинск, 1998, вып. 2, с. 127, 137–38, 168–70; Он же. Очерк церковно-религиозной жизни Челябинска начала ХХ века // Там же. – Челябинск, 1996, вып. 2, с. 24, 34; Боже В.С., Вознюк Л.Ю., Конышева Е.В. Ак-мечеть // Челябинск: Энциклопедия / Сост.: В.С. Боже, В.А. Черноземцев. Изд. испр. и доп. – Челябинск, 2001; Габидуллин М. Ак-Масджит – Белая Мечеть // Челябинский рабочий. 14.11.1989; Дегтярев И.В. Купола над городом: История судьбы челябинских церквей / И.В. Дегтярев, В.С. Боже. – Челябинск, 1992; Денисов Д.Н. Мусульманская община Челябинска (60-е гг. XIX – начало XX веков) // Вестник Челябинского госуниверситета. История. Вып. 27. – 2008, № 34, с. 137–48; Карымова Ю. История создания Ак мечети // Хилял. – Челябинск, 2006, № 5, с. 4, 6; ОГАЧО, ф. И-3, оп. 3, д. 50, л. 69–75. В.Б., Д.Д., А.С. смотреть

Источник

Оцените статью