- Как рассчитать рентабельность собственного капитала (ROE)
- Содержание статьи
- Для чего нужен ROE?
- Нормальное значение ROE
- Формула для расчета ROE
- Расчет по итоговым показателям
- Формула Дюпона
- Пример расчета ROE
- Заключение
- Виктор Грязин
- Почему такая низкая рентабельность?
- Что такое рентабельность?
- Расчет рентабельности
- Сравнение рентабельности
- Анализ рентабельности
Как рассчитать рентабельность собственного капитала (ROE)
Содержание статьи
👋 Тему для этого поста подсказал один из наших читателей!
Если вы хотели бы увидеть здесь статью на определенную тему, связанную с инвестициями и трейдингом, то сообщите нам об этом через форму в конце поста.👇
Наиболее интересные предложения мы обязательно опубликуем в течение ближайшего месяца.
В этом обзоре мы рассмотрим рентабельность капитала (ROE) – один из ключевых показателей доходности инвестиций. Он помогает оценивать финансовую устойчивость и инвестиционную привлекательность различных компаний.
Для чего нужен ROE?
Рентабельность капитала (англ. Return on Equity (ROE)) – это показатель, который оценивает, насколько эффективно работают средства владельцев (акционеров) компании, вложенные в бизнес. По сути, ROE – это годовая прибыль компании, после вычета всех налогов, сборов и прочих обязательных расходов, поделенная на стоимость всех вложенных в компанию средств учредителей и акционеров без заемных средств.
Инвесторы обычно предпочитают фирмы с более высокой рентабельностью собственного капитала. Однако уровни прибыли и дохода в разных секторах экономики отличаются. Например, в пределах одного сектора значения рентабельности собственного капитала могут различаться, если компания решает выплачивать дивиденды, а не хранить полученную прибыль в виде свободных денежных средств.
Оценивать изменение ROE важно в динамике, за определенный период времени (например, за 5 лет). Инвесторы обычно рассчитывают рентабельность собственного капитала в начале и в конце инвестиционного периода, чтобы увидеть реальное изменение доходности. Это дает возможность оценить динамику роста прибыли и сравнить результаты с показателями других компаний.
Устойчивая и растущая с течением времени рентабельность собственного капитала привлекает инвесторов. Рост ROE говорит о том, что компания надежна и способна приносить стабильный доход, поскольку она умеет разумно использовать капитал, чтобы увеличивать производительность и прибыль. Напротив, снижение рентабельности собственного капитала может означать, что руководство принимает неверные решения по инвестированию в неприбыльные активы.
Нормальное значение ROE
Показатель ROE демонстрирует собственникам, как работают вложенные ими средства: сколько чистой прибыли принесла каждая единица собственного капитала. Поэтому в отношении показателя ROE можно утверждать следующее:
- Чем выше значение показателя, тем большую доходность имеют вложения в бизнес.
- Если ROE оказался ниже среднего значения по отрасли, то целесообразность инвестирования в предприятие сомнительна.
В среднем нормальное значение ROE в развитых странах составляет примерно 10-12%. В странах с более высокой инфляцией показатель должен быть выше, примерно 20-30%. Чтобы оценить инвестиционную привлекательность, можно сравнить показатель ROE выбранной компании с рентабельностью вложения средств в такие инструменты, как облигации или депозиты. Чем выше будет значение ROE, тем более привлекательна будет компания в глазах инвесторов.
Компания с показателем ROE, превышающим в два раза ставку по банковским депозитам, будет интересна для инвесторов. Уоррен Баффет при инвестировании всегда уделяет внимание этому показателю. По его мнению, отличные инвестиционные перспективы имеет компания с высоким ROE и небольшой кредитной нагрузкой.
Формула для расчета ROE
Для расчета ROE обычно используют два варианта: расчет по итоговым показателям и более подробный анализ по формуле Дюпона.
Расчет по итоговым показателям
Рассчитывается отношение чистой прибыли компании к собственному капиталу:
ROE = ЧП / СК *100%
- ЧП – чистая прибыль компании.
- СК – собственный капитал компании. Используется среднее значение – складываются показатели на начало и конец периода, после чего сумма делится на 2.
Формула Дюпона
Расчет по формуле Дюпона позволяет провести анализ показателя рентабельности капитала. С помощью дополнительных переменных можно проанализировать, за счет каких факторов происходило изменение ROE:
ROE = (ЧП/В) * (В/А) * (А/СК) *100%
- ЧП – чистая прибыль компании.
- В – выручка компании.
- А – активы компании.
- СК – собственный капитал компании.
Таким образом, модель Дюпона выделяет три фактора, влияющих на рентабельность капитала:
- Операционная рентабельность (ЧП/В) – используется как индикатор операционной эффективности компании.
- Оборачиваемость активов (В/А) – является показателем интенсивности использования организацией всей совокупности имеющихся активов.
- Экономический рычаг (А/СК) – определяет соотношение между привлеченным и собственным капиталом.
Целью расчета по формуле Дюпона является не только подсчет самого показателя рентабельности, но и определение степени влияния перечисленных факторов на его значение. Это позволяет установить причины возникших проблем и принять необходимые меры для их решения.
Пример расчета ROE
Например, компания получила чистую прибыль по итогам года в размере 100 000$. При этом собственный капитал компании состоит из выпущенных в обращение 50 000 акций номиналом в 5$. Тогда значение ROE будет рассчитываться так:
ROE = 100 000 / 50 000 * 5 * 100% = 40%
Это высокий показатель рентабельности капитала, говорящий о том, что компания активно развивается. Для более детальной оценки лучше проанализировать динамику изменения ROE в среднем за 3-5 лет – это даст объективное представление о перспективах компании.
При этом нужно учитывать, что прибыль компании при росте рентабельности собственного капитала не всегда передается инвесторам. Если компания решит сохранить прибыль, не выплачивая дивиденды, акционеры получат прибыль только опосредованно, за счет удорожания акций компании.
Заключение
Показатель рентабельности собственного капитала помогает оценить финансовое состояние и уровень инвестиционной привлекательности компании. Как правило, ROE применяется для сравнения компаний внутри отдельных отраслей. Динамика изменения ROE постоянно анализируется как менеджерами компании, так и инвесторами для оценки прибыльности и устойчивости развития.
Виктор Грязин
Торгует на финансовых рынках с 2004 года. Приобретённые опыт и знания помогли ему сформировать собственный подход к анализу активов, деталями которого он охотно делится со слушателями вебинаров RoboForex.
Источник
Почему такая низкая рентабельность?
Часто руководитель, рассчитав рентабельность, задает вопрос, а почему такая низкая? Давайте разберемся, как можно провести анализ, используя возможности программы «1С:Управление нашей фирмой».
- Как рассчитать рентабельность?
- С чем сравнить рассчитанную рентабельность?
- Как провести ее анализ?
Что такое рентабельность?
Для анализа результатов деятельности компании используют как абсолютные показатели: выручка, расходы, прибыль, так и относительные — рентабельность.
Рентабельность характеризует эффективность работы компании, измеряется в процентах.
Говоря о рентабельности, в большинстве случаев подразумеваем рентабельность продаж.
Рпр = Прибыль/Выручка*100%
Рентабельность продаж показывает, сколько рублей прибыли получаем на каждый вырученный от продаж рубль.
Для расчета и анализа рентабельности используем информацию Отчета о прибылях и убытках (доходах и расходах).
Исключение составляет рентабельность активов, которая рассчитывается на основании баланса.
Расчет рентабельности
Для расчета рентабельности продаж за выбранный период используем показатели: выручка от реализации (на какую сумму продали) и величина чистой прибыли (прибыль, остающаяся в распоряжении компании после выплаты всех обязательств).
Расчетная величина рентабельности продаж составляет 16%. Т.е. компания получает 16 коп. прибыли с каждого вырученного рубля.
Но рассчитанная величина без дополнительной информации не дает ответ на вопрос, насколько высокого или низкого уровня рентабельности мы достигли.
Переходим к сопоставлению со средней величиной рентабельности по отрасли. Далее с плановыми показателями и показателями предыдущих периодов.
Сравнение рентабельности
Наша компания производит и продает мебель через свой магазин. Средний уровень рентабельности в деревообработке составляет 11%, в розничной торговле — 2%.
Наша рентабельность 16% выше данных по отрасли. Анализируем дальше.
Сравниваем с показателями прошлого периода. Прошлыми периодами могут быть предыдущие годы или месяцы. Для нашей задачи сравним с предыдущим месяцем.
Видим, что в апреле рентабельность была на уровне 22%. В мае рентабельность сократилась до 16%.
Т.к. мы планировали по данным прошлого месяца и не получили желаемый уровень, то переходим к анализу возможных причин внутри компании.
Анализ рентабельности
Для проведения анализа посмотрим на составляющие рентабельности: выручка, расходы, прибыль.
Для этого нам нужен полный вариант Отчета о прибылях и убытках.
Для проведения анализа рассчитаем разные виды рентабельности в зависимости от вида прибыли.
Сравним рассчитанные показатели с теми же показателями за предыдущий месяц.
Разница в величине видов прибыли позволит выявить причины снижения рентабельности.
Валовая прибыль
Показывает эффективность операционной деятельности.
Валовая прибыль = Выручка от реализации — Себестоимость
Воспользуемся отчетом Валовая прибыль по категориям номенклатуры:
Если видим, что снижается валовая прибыль, анализируем продажи и состав себестоимости.
В нашем примере валовая прибыль (3) увеличивается на 15%.
А рентабельность по валовой прибыли (16) снизилась с 65% до 60%. Почему такое произошло?
Результат увеличения валовой прибыли достигнут за счет увеличения выручки (1) на 25% с 800 000 руб до 1 000 000 руб. Рост объема производства и продаж обеспечила покупка собственного оборудования.
Почему же снизилась рентабельность?
Анализируем себестоимость (2), видим, что она увеличилась на 43%.
Обычно себестоимость представляет собой прямые переменные расходы, которые изменяются пропорционально росту продаж.
Что произошло в нашем случае. Появилась дополнительная статья расходов — амортизация (2.3). Стоимость нового оборудования переносится на стоимость продукции через амортизацию. Поэтому вложения в новое оборудование, с одной стороны, позволили нарастить объем производства и продаж на 25%.
С другой стороны, увеличили себестоимость на 43%, что повлекло снижение рентабельности на 5%.
В итоге расходы на закупку оборудования увеличили расходы больше, чем получили эффект от роста продаж.
Рассмотрим следующий вид прибыли.
Прибыль от реализации учитывает и понесенные косвенные расходы, которые чаще всего постоянные.
Прибыль от реализации = Валовая прибыль — Коммерческие расходы — Управленческие расходы.
Формируется в программе отчетом Доходы и расходы по статьям (по отгрузке).
Если Прибыль от реализации (8) снижается более высокими темпами, чем Валовая прибыль (3), то важно обратить внимание на соотношение прямых (2) и косвенных расходов (5+6).
Если косвенные постоянные расходы составляют более 30%, то у компании большая зависимость от объема продаж. Такая ситуация характерна, например, для розничной торговли и общественного питания с высокими платежами за аренду помещений.
Чем выше объем продаж, тем меньше косвенных постоянных расходов (коммерческие (5) и управленческие (6)) будет в одном вырученном рубле.
Если объемы продаж увеличить невозможно, то анализируем каждую статью и сокращаем косвенные расходы.
В нашем случае прибыль от реализации выросла больше (на 36%), чем валовая прибыль (15%). Вызвано ростом выручки на 25%, при сохранении той же величины коммерческих и управленческих расходов.
Постоянные расходы (коммерческие и управленческие 300 000 = 100 000 + 200 000) распределились на больший объем продаж (1 000 000). Поэтому в одном вырученном рубле их стало меньше.
В то же время, видим, что ранее не было амортизации. Закупили собственное помещение и машину для доставки продукции. Величина амортизации составила столько же, сколько расходы за аренду помещения и машин до покупки. Поэтому и рентабельность по прибыли от реализации (17) выросла на 3%.
Рассмотрим следующий вид прибыли.
Чистая прибыль показывает оставшуюся прибыль после выплаты всех обязательств.
В нашем примере чистая прибыль (13) уменьшилась на 9% , а рентабельность по чистой прибыли уменьшилась на 6% (с 22% до 16%).
Давайте разберемся в причинах. На величину чистой прибыли повлияли появившиеся обязательства по кредиту и сумма налога на прибыль. Часть основных средств была закуплена за счет привлечения кредита, и поэтому повлекла за собой обязательства по его обслуживанию в виде процентов (10).
Таким образом, рост выручки (1) всего на 25% повлек увеличение расходов (20) на 38% . Что привело к снижению рентабельности по чистой прибыли.
Кроме привычных значений прибыли и рентабельности по ним заимствовали из международной практики и часто используют показатель EBIDTA и рентабельность по EBIDTA.
Почему используют этот показатель?
EBITDA — прибыль до выплаты процентов, налогов и без учета износа и амортизации. Показатель отражает привлекательность компании без учета выплачиваемых обязательств и амортизации.
EBIDTA = Чистая прибыль + Налоги + Амортизация + Проценты
Т.е. сколько прибыли может генерировать компания.
В нашем случае EBIDTA (15) выросла на 82%, а рентабельность по EBIDTA (18) на 13%.
Показатель EBIDTA, с одной стороны, хорошо использовать для экспресс-анализа работы компании. Чтобы оценить, насколько эффективна операционная деятельность. И в нашем случае мы видим рост.
Но, с другой стороны, не следует пользоваться только этим показателем. Т.к. не учитывается, а за счет чего мы достигли таких результатов. А это могут значительные вложения в активы и привлечение кредитов.
Важно сравнить эффект от вложений с самими вложениями.
Итоги анализа рентабельности
На основе проведенного анализа делаем вывод, что основная доля расходов, которая повлияла на снижение рентабельности продаж, заключается в привлечении кредита и расходов по нему, а также покупке основных средств, которые повлекли расходы по амортизации.
Необходимо учитывать, что всегда перед закупкой оборудования составляется инвестиционный план. В этом плане мы рассчитываем, за какое количество времени вложения окупятся на основании планируемого объема продаж. И далее каждый месяц сравниваем показатели инвестиционного плана с фактом. Тем самым отслеживаем отклонения, чтобы оперативно вносить изменения.
В нашей компании, с одной стороны, видим, что компании все также эффективно работает и даже лучше без учета кредита и амортизации. Но с другой стороны, видим, что вложения в основные средства и привлечение кредита, не дали прироста прибыли, достаточного для выхода на тот же уровень рентабельности продаж.
Давайте рассчитаем, сколько должны быть продажи, чтобы выйти на тот же уровень рентабельности продажи по чистой прибыли. В нашей задаче объем продаж в 1 231 000 руб. обеспечит тот же уровень рентабельности с учетом выплачиваемых процентов за кредит и увеличившейся амортизации.
Но т. к. такие инвестиции долгосрочные, то очень важно контролировать динамику прибыли и рентабельности каждый месяц.
Что нам делать дальше? Следить за тем, чтобы вложенные средства привели к снижению себестоимости. И наращивать объем производства и продаж, используя имеющиеся собственные производственные мощности. Оказывать дополнительные услуги клиентам, наращивая выручку от реализации за счет использования собственного помещения и собственной доставки.
P.S.
Проводить анализ и делать выводы только по показателю рентабельности продаж недостаточно.
Т.к. показатель относительный, то необходимо всегда дополнительно смотреть и абсолютные показатели прибыли. Незначительное снижение рентабельности на фоне роста продаж в несколько раз даст гораздо больший эффект в росте прибыли компании.
Для видения общей картины бизнеса полезно иметь три отчета: Отчет о прибылях и убытках, Отчет о движении денежных средств и Баланс. Все отчеты доступны для использования в «1С:Управление нашей фирмой».
Отчет о движении денежных средств в нашем случае показал бы в денежном потоке по инвестиционной деятельности вложения в основные средства. А в денежном потоке по финансовой деятельности мы бы увидели привлечение заемных средств.
В балансе можно увидеть величину активов и за счет чего они сформировались — задолженность по кредиту. На основании данных баланса может рассчитать рентабельность активов и отслеживать ее динамику.
Проводите анализ, используя «1С:Управление нашей фирмой», и предлагайте новые практические решения.
Если вам интересны эти темы, пишите и ждем ваших практических решений!
Источник