- Смежные числа что это значит
- СРАВНЕНИЕ СМЕЖНЫХ ЧИСЕЛ
- интернет проект BeginnerSchool.ru
- Сайт для детей и их родителей
- Готовимся к школе: сравнение смежных чисел
- Игра – сравнение 1
- Игра – сравнение 2
- Конспект занятия по ФЭМП на тему «Количественный и порядковый счёт. Смежные числа (числа-соседи).» в подготовительной группе
- Ход занятия:
Смежные числа что это значит
Смежными принято называть предыдущее и последующее числа.
Очень важной задачей в старшей группе остается установление связей между «смежными» числами, понимание их отношений: какое число следует за каким, какое из «смежных» чисел больше или меньше и как их сделать равными. Для этого все изучаемые детьми числа сравниваются на конкретном материале (два мяча, два ежа, две лягушки и т. д. меньше трех кружков, трех квадратов, трех рыбок, трех елок и т. д.). Знания закрепляются на разных группах предметов, чтобы дети убедились в постоянстве отношений между числами.
Например, воспитатель ставит четырех зайцев и к трем из них подкладывает морковки. Дети считают зайцев и морковки, выясняют, что зайцев больше— их четыре, а морковок меньше — их три, устанавливают, что число четыре больше трех, а число три меньше четырех. Воспитатель спрашивает детей: «Что надо сделать, чтобы зайцев и морковок было поровну?» Кто-нибудь из детей должен предложить убрать одного зайца, тогда зайцев и морковок будет по три, поровну; или добавить одну морковку — будет тоже поровну, по четыре. При сравнении необходимо одновременно давать обе зависимости: т. е. три больше чем два, а два меньше чем три. Чтобы добиться равенства, надо или прибавить один к двум,, или отнять один из трех.
Так формируется понимание связей между числами, а затем и понимание отношений: на сколько пять больше четырех и на сколько четыре меньше пяти.
Дети должны понимать, что два — это один и один, три — это один, один, еще один и т. д. на числах до пяти, т. е. знать количественный состав числа (из отдельных единиц).
Продолжая работу, начатую в средней группе, педагог должен уточнять представления детей о том, что число не зависит от величины предметов, от расстояния между ними (см. рис. 2), от их пространственного расположения, от направления счета (слева направо или справа налево). Решение этой программной задачи позволит сформировать у детей представление об отвлеченности числа.
Источник
СРАВНЕНИЕ СМЕЖНЫХ ЧИСЕЛ
Сравнивать смежные числа — значит определять, какое из них больше, а какое меньше.
С опорой на наглядный материал дети уже сравнивали смежные числа. На основе «сопоставления 2 совокупностей, в одной из которых на 1 предмет больше (меньше), чем в другой, их знакомили с приемами получения всех чисел до 10. Поэтому они имеют представление о связях между числами, т.е., какое из смежных чисел больше (меньше) какого.
Необходимо углубить эти представления. На конкретных примерах детям раскрывают постоянство связей между смежными числами (3 всегда больше 2, а 2 меньше 3, и т. д.). С самого начала подчеркивают, что понятия «больше», «меньше» относительные, каждое число (кроме единицы) больше или меньше другого в зависимости от того, с каким числом его сравнивают (3>2, но 3
Вариантами являются такие задания, в которых говорится о предметах, представленных условными знаками, моделями геометрических фигур (кружками, квадратами, точками и пр.). Дети, например, угадывают, кого в трамвае было больше: мальчиков или девочек, если мальчики представлены на доске большими кружками, а девочки — маленькими. Опыт показывает, что ребенок шестого года жизни легко принимает такую абстракцию. Появляется возможность использования «промежуточных» средств — меток, моделирования отношений величин.
Детей учат получать не только «равенство из неравенства», но и, наоборот, «из равенства неравенство», причем сравнение чисел производят на основе сопоставления совокупностей, воспринимаемых как зрительно, так и на слух, на ощупь, на основе мышечного чувства. Включение в активную работу разных анализаторов служит обобщению соответствующих представлений. Даются, например, такие задания: «Поднимите руку на 1 раз больше (меньше), чем было пуговиц на карточке у Саши. Сколько раз вы подняли руку? Почему?», «Сколько вы услышали звуков? Сколько надо отсчитать треугольников, чтобы их было на 1 больше (меньше), чем вы услышали звуков?» Дети сначала сравнивают числа, а затем производят соответствующие действия. Выполнив задание, ребенок должен не только сказать, сколько положил предметов или сколько выполнил движений, но и объяснить, почему именно столько, т. е. сравнить числа.
Сравнивая числа, некоторые дети называют только одно из них: «5 больше» или «4 меньше». Добиваясь точного ответа, педагог задает наводящие вопросы, например: «С каким числом мы сравнили число 5?», «Какого числа оно больше (меньше)?» Пользуясь возможностью подчеркнуть относительность выражений «больше», «меньше», воспитатель предлагает ребенку сравнить данное число с предшествующим или последующим. Он говорит, например: «Ты сказал, что 4 меньше. А если я назову числа 3 и 4, что ты скажешь про число 4?» Дети убеждаются, что одно и то же число может быть и больше, и меньше другого в зависимости от того, с каким числом его сравнивают. Поэтому надо называть оба сравниваемых числа и указывать, какое из них больше (меньше) какого. Иначе ответ будет неточным.
Показать относительность выражений «больше», «меньше» позволяет сравнение нескольких чисел, следующих друг за другом. Наглядной основой для такого сравнения служат совокупности однородных предметов (кружков, квадратов и др.), расположенных горизонтальными рядами точно друг под другом.
Наиболее ценным приемом является построение числовой лесенки. Окрашенные с 2 сторон кружки (квадраты) синего и красного цвета раскладывают по 5 (10) шт. рядами. Количество кружков в ряду последовательно увеличивают на 1, причем «дополнительный» кружок повернут другой стороной. Числовая лесенка позволяет наглядно представить определенную конечную последовательность чисел натурального ряда.
Предлагая в каждом следующем ряду положить столько же кружков, сколько в данном, да еще 1, педагог напоминает детям способ получения последующего числа (n + 1).
Источник
интернет проект BeginnerSchool.ru
Сайт для детей и их родителей
Готовимся к школе: сравнение смежных чисел
Продолжим тему обучения счету дошколят и в этой статье поговорим о сравнении смежных чисел, то есть об определении какое из смежных чисел меньше, а какое больше.
Ранее мы говорили об обучении ребенка счету, прибавляя и отнимая от чисел по единице. Теперь закрепим этот материал, научив ребенка определять, какое из смежных чисел больше или меньше.
Ребенок, в результате наших занятий, должен понять, что понятия больше и меньше относительные и что каждое число, кроме единицы, всегда больше или меньше другого числа. Это зависит лишь от того, что с чем сравнивают.
Например, 2 > 3, но 3 .
При этом прививаем ребенку понятия, на сколько больше и на сколько меньше.
То есть 2 > 3 на 1 .
Игра – сравнение 1
Для этой игры нам понадобится набор шашек. Выставим на шахматное поле шашки рядами таким образом: первый ряд 1 шашка белого цвета, под ней второй ряд – 2 черных шашки, под вторым третий ряд – 3 белых шашки, под ним четвертый ряд – 4 черных и так далее.
Покажем ребенку, что шашек в каждом ряду больше чем в предыдущем, но меньше чем в последующем ровно на одну фигуру. Теперь покажите ребенку, что для того, чтобы в любом ряду стало фигурок столько же, сколько в ряду к верху от него надо, надо убрать одну шашку, а к низу – добавить шашку. Теперь выберите ряд, и пусть ребенок сам покажет вам, где шашек больше, чем в этом ряду, а где меньше.
Цель следующей игры не только научить сравнивать смежные числа, но также показать независимость размера предметов от их количества.
Игра – сравнение 2
Для этой игры нам понадобится 6 – 7 кружков большого размера диаметром 7 см и столько же кружков меньшего диаметра, допустим 5 см.
Разложим кружки на две группы с одной стороны 4 большего диаметра, а с другой стороны 5 меньшего. Сосчитайте кружки в обоих группах вместе с ребенком, указывая ему на то, что сравнить количество кружочков можно не зависимо от их размеров. Теперь добавьте кружочек в группу с большим диаметром. Попросите ребенка посчитать и сравнить количество. Спросите, равно ли количество кружочков в группах. Таким образом, вы покажите ребенку, что количество предметов не зависит от их размеров.
Закрепляйте полученные навыки, играя с игрушками разного размера.
Спасибо, что Вы с нами.
- Величины – подготовка к школеТема этой статьи в рубрике «подготовка к школе» – величины.
- Подготовка к школе. Снаряжение первоклассникаВот скоро и первое сентября. В этот день ваш ребенок.
- Деление целого на частиПродолжим тему обучения детей начальным математическим понятиям и сегодня поговорим.
- Обучение счету – закрепляем полученные навыкиВ предыдущей статье мы говорили о том, как научить ребенка.
- Учимся считать – подготовка к школеМы уже немало говорили о том, что готовить детей к.
Понравилась статья — поделитесь с друзьями:
Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже
Источник
Конспект занятия по ФЭМП на тему «Количественный и порядковый счёт. Смежные числа (числа-соседи).» в подготовительной группе
Потапенко Оксана Владимировна
Конспект занятия по ФЭМП на тему «Количественный и порядковый счёт. Смежные числа (числа-соседи).» в подготовительной группе
Познавательное развитие (ФЭМП)
Тема: Количественный и порядковый счёт. Смежные числа (числа-соседи).
Цель: расширить знания детей о счёте и числах.
Образовательные: закрепить умение ориентироваться в последовательности частей суток; закрепить умение счёта в прямом и обратном направлении в пределах 10; закрепить умение количественного и порядкового счёта; выкладывать числовой ряд и лесенку числовую; формировать умение различать смежные числа;
Развивающие: развивать внимание, логическое мышление;
Воспитательные: воспитывать любовь к математике.
Ход занятия:
1. Вводная часть (организационный момент)
— работа с частями суток — игра с мячом:
Посмотрите, какие у нас есть части суток. Назовите их (отв.) А теперь назовите их по порядку (отв.) Запомнили. А теперь поиграем в игру «Что дальше. «. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы ловите, говорите ответ и бросаете мяч обратно и садитесь за столы. Готовы? Только внимательно слушаем вопрос.
1. Что ты делаешь утром?
2. Что ты делаешь днём?
3. Что ты делаешь вечером?
4. Что ты делаешь ночью?
5. Зачем люди спят?
6. Что нужно делать перед сном?
7. Что нельзя делать перед сном?
8. Что нужно делать утром после сна?
9. Что нужно делать перед едой?
10. Что нельзя делать перед едой?
11. Что можно делать после еды?
12. Что нельзя делать после еды?
13. Что делают после завтрака?
14. Что делаю после обеда?
15. Что делают после сна?
2. Основная часть.
— счётв разных направлениях:
Ребята, посмотрите на доску. Я приготовила числовую лесенку. Посмотрите внимательно, как она расположена. Она идёт от самой короткой к самой длинной. Какая палочка самая короткая? (белая) А какая самая длинная? (оранжевая) Давайте посчитаем от самой короткой палочки к самой длинной. (считаем от 1 до 10)
А теперь выложим у себя на столах тоже самой, как у меня. Сначала будем выкладывать числовой ряд, а только потом подбирать палочки Кьизенера к цифрам. Когда я позвоню в колокольчик, значит должны все закончить.
А теперь поиграем. Я буду называть цифру, а вы говорите цвет палочки. Только говорим правильно, полным предложением.
Назови цвет палочки по цифрой 5. (отв.)
Назови цвет палочки под цифрой 3 (отв.)
Назови цвет палочки под цифрой 7 (отв.)
Назови цвет палочки под цифрой 6 (отв.)
Назови цвет палочки под цифрой 4 (отв.)
Назови цвет палочки под цифрой 10 (отв.)
Молодцы! А теперь посчитаем. Только слушайте внимательно. Я буду говорить первую и последнюю цифры, а вам надо будет сосчитать с первой до последней. Например — посчитайте с 2 до 4, будем считать 2, 3, 4. Будем считать в прямом и обратном порядке.
Назови числа от 6 до 9 (6, 7, 8, 9)
Назови числа от 5 до 3 (5, 4, 3)
Назови числа от 3 до 6 (3, 4, 5, 6)
Назови числа от 8 до 5 (8, 7, 6, 5)
Назови числа от 4 до 7 (4, 5, 6, 7)
Назови числа от 1 до 6 (1, 2, 3, 4, 5, 6)
А теперь, все вместе хором посчитаем от 1 до 10 и от 10 до 1. Будьте внимательны, мы должны слушать друг друга, чтобы хорошо получилось. Готовы?Начали: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 — 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.
Пройдём к ковру и немного разомнёмся. Потому что очень долго сидели.
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо встать.
— работа со смежными числами:
Ребята, посмотрите, у нас выложен числовой ряд и числовая лесенка. У каждого числа есть соседи, их называют числа-соседи. А как их по-другому называют? (смежные числа) Вот например, у числа 5 соседями являются 4 и 6.
Назовите соседей числа 3.
Назовите соседей числа 9.
Назовите соседей числа 8.
Назовите соседей числа 4.
Назовите соседей числа 2.
Назовите соседей числа 7.
Назовите соседей числа 6.
Назовите число, следующее за 9.
Назовите число, следующее за 2.
Назовите число, следующее за 7.
Назовите число, следующее за 5
Назовите число, следующее за 4.
Назовите предыдущее числу 10.
Назовите предыдущее числу 8.
Назовите предыдущее числу 7.
Назовите предыдущее числу 5.
Назовите предыдущее числу 2.
Назовите число на один меньше чем 3.
Назовите число на один меньше чем 5.
Назовите число на один меньше чем 7.
Назовите число на один меньше чем 9.
Назовите число на один больше чем 6.
Назовите число на один больше чем 5.
Назовите число на один больше чем 8.
Назовите число на один больше чем 6.
1.2.3.4 – мы немного отдохнули.
— количественный и порядковый счёт:
Я принесла для вас картинку из сказки.Рассмотрите ее внимательно и ответьте на вопросы:
Назовите сказку (Репка). Сколько героев сказки тянуло репку? (6) Сколько всего предметов нарисовано на картине? (7) Посчитайте их количество. (Один, два, три.) Посчитайте их по порядку. (Первый, второй, третий.) Кто из героев сказки стоит на третьем месте? (отв.)
Назовите, на каком месте находится мышка? (На седьмом, на последнем).
Назовите, на каком месте стоит внучка?
Назовите, на каком месте стоит бабка?
Назовите, на каком месте стоит дедка?
Назовите, на каком месте стоит Жучка?
3. Заключительная часть.
Итог и рефлексия.
Дидактическая игра «Состав числа» для закрепления состава числа движением, изучения цифр, развития слухового внимания Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Состав числа десять» Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Составление числа 9 из единиц» Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе Тема: научить составлять число 9 из единиц. Цель: знакомить детей составлять число 9 из.
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе по ФГОС. Количество и счет: «Числа и цифры 4,5, 6» г. Железногорск Красноярский край. Воспитатель МБДОУ № 67 «Капитошка» Гузнова Анастасия Александровна 1 категория Количество и счет: «Числа.
Конспект занятия в старшей группе «Количественный и порядковый счет. Геометрические фигуры. Число и цифра 3» конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Цель: закреплять представления детей о геометрических фигурах; упражнять в количественной.
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Состав числа 6» Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений для подготовительной группы по теме «Состав числа 6» Выполнила :Рыжова.
Непосредственно образовательной деятельности детей 5–6 лет по ФЭМП. Тема: «Количественный и порядковый счет» Воспитатель: Баландина Наталья Владимировна Цель: Формирование детей о количественном и порядковом счете. Задачи: — Познакомить детей.
НОД «Количественный и порядковый счёт в пределах 8» (старшая группа) НОД по формированию элементарных математических понятий в старшей группе. Середина учебного года. Тема: «Количественный и порядковый счёт.
Конспект занятия по математике в средней группе «Счет количественный и порядковый в пределах 5» Цель: Закрепить счет в пределах 5,связь числа и цифры. Знание форм геометрических фигур. Развивать память, внимание, логическое мышление.
Занятие по ФЭМП в старшей группе «Число 10. Запись числа 10» Занятие по ФЭМП в старшей группе Тема: Число 10. Запись числа 10. Цель: 1) сформировать умение считать до 10, различать запись числа 10.
Источник