Скрепы что это значит духовные

Духовные скрепы

Как известно, у нашего государства есть три главных объединяющих скрепы. Это Победа, Гагарин и Православие.
Олег Макаренко

Духовные скрепы или просто скрепы — распространённое обозначение духовных оснований, объединяющих общество современной России. Выражение является интернет-мемом и достаточно широко употребляется в публичной риторике. Для несистемных оппозиционеров этот мем является поводом для иронии и насмешки. Патриоты относятся к духовным скрепам всерьёз.

Содержание

Возникновение мема

Словосочетание «духовные скрепы» встречалось в русской публицистике и ранее, но широкую известность приобрело благодаря обращению президента России Владимира Путина к Федеральному собранию России от 12 декабря 2012 года.

«Мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп», — сказал российский лидер. По его словам, под этим подразумевается «дефицит того, что во все времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились», то есть таких явлений, как милосердие, сострадание, сочувствие. [1]

После этого о духовных скрепах широко заговорили в российском интернете.

Что же такое скрепы?

Точка зрения Путина

Путин в своей речи говорил о духовных скрепах в первую очередь как о характеристиках духовного состояния народа, «нравственных ориентирах», «духовно-нравственной основе общества». Для возрождения этих основ Путин предложил следующее:

«. связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию той простой истины, что Россия началась не с 1917-го и даже не с 1991 года, что у нас единая, неразрывная тысячелетняя история, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития». [1]
Читайте также:  Что значит крест у немцев
«Мы должны беречь уникальный опыт, который передали нам наши предки. Россия веками развивалась как многонациональное государство — изначально так было, — государство-цивилизация, скреплённое русским народом, русским языком и русской культурой, которые для всех нас родные, которые нас объединяют и не дают раствориться в этом многообразном мире. Для планеты мы, независимо от нашей этнической принадлежности, были и остаёмся единым народом». [1]

Вместе с тем, по словам Путина надо ценить этническое и культурное многообразие народа России:

«В нашем многообразии всегда была и есть наша красота и наша сила». [1]

Критика скреп

Такая постановка вопроса, несмотря на всю её очевидность и безальтернативность, вызвала ожидаемую критику со стороны интернет-троллей и русофобов:

  • духовно-нравственные основы подверглись насмешкам со стороны скептиков как вещь нематериальная;
  • примирение идеологически разнящихся периодов российской истории — например, царского и советского — критики из левого или правого лагеря посчитали невозможным;
  • тезисы о единстве и многообразии российского народа — не понравились националистам разных мастей.

Особым нападкам подверглась Русская Православная Церковь, о которой Путин вроде бы и не говорил, но которая считает своей главной задачей именно духовные вопросы. Досталось также и другим традиционным религиям России, немало критики прозвучало в сторону памяти о Великой Отечественной войне, и так далее.

Список скреп

Кроме указанной выше цивилизационной и многоэтнической специфики России, в целом ситуация с духовными основами общества в России не слишком отличается от ситуации в других государствах: скрепы нужны любой стране, кроме, разве что, полностью зависимых от внешнего управления. Ранее же независимое, но внутренне разделённое государство быстро перестанет существовать в результате внутреннего разброда и/или внешнего давления, либо будет подчинено внешним силам.

Таким образом, можно сформировать следующий список основных типов скреп:

  • Нравственные основы — ценности веры, семьи, дружбы, труда, межчеловеческих отношений на всех уровнях.
  • Положительные черты национального характера.
  • Историческая память — основные победы и трагедии в истории страны.
  • Достижения страны — как в прошлом, так и в настоящем.
  • Общие традиции.
  • Язык и культура.

Региональная и историческая специфика России

От региона к региону или среди различных народов России связующие основы общества могут несколько отличаться. Также они могут дополняться другими скрепами — местными диалектами и языками, традициями и культурой. И это совершенно естественная и правильная ситуация — в норме это лишь крепче связывает локальные сообщества, не нарушая при этом общего единства: таким образом, система в целом становится более крепкой, но одновременно гибкой и разнообразной. Какие-то скрепы со временем могут приобрести общенациональный характер или существенно повлиять на существующие общие ценности.

Что же происходит, когда два близких народа пытаются поссорить, мы видим на примере Украины, которая оказалась ограблена не только экономически, но и духовно: значительная часть исторической памяти о реальных победах и достижениях была подменена мифами или отодвинута на второй план.

Впрочем, сходные процессы можно было наблюдать и в России в целом после двух революций 1917 года и гражданской войны — вековые духовные скрепы общества были разорваны или повреждены, произошёл разрыв исторической традиции (хотя, разумеется, не абсолютный). Очень скоро советскому правительству пришлось подлатать часть старых скреп (например, вернуть преподавание истории страны вместо краткого курса истории партии, вернуть публичное почитание дореволюционных русских полководцев, изобретателей и т. д.). Однако старые скрепы были восстановлены далеко не в полной мере, а новые, коммунистические, оказались не слишком-то прочными, что стало одной из важнейших причин развала СССР. Тем не менее, советский период дал современной России такие объединяющие вещи, как память о Победе, гордость за успехи в космосе и многое другое.

Скрепы и русофобия

Русофоб не любит слово «скрепы» и старается придать ему сугубо негативный или иронический окрас. Собственно, слово «скрепы» стало одним из символов той косной и отсталой России, против которой борются «продвинутые» представители креативного класса. Дескать, посмотрите какое слово-то смешное, «скрепы». Чего только не придумают власти для оболванивания зомби…

Но давайте заменим это слово на более прозаичное «крепёж». Представим себе, например, автомобиль, в котором половина болтов и гаек вывернута, а другая половина проржавела и уже шатается в гнёздах. В некоторых местах кузов перевязан скотчем и синей изолентой, в других местах громыхающая жесть не держится ни на чём и свободно шатается туда-сюда.

Риторический вопрос — сумеет ли этот автомобиль преодолеть раллийную трассу, прыгая по кочкам и буксуя в тягучей грязи? Очевидно, нет, не сумеет. Развалится на составные части.

Вероятно, когда самый что ни на есть убеждённый русофоб садится за руль, он хочет быть уверенным, что каждая гайка на каждом колесе его автомобиля накрепко затянута и прочно держится на своём месте. Против такого рода «скреп» русофобы ничего не имеют.

Откуда же идёт нелюбовь к скрепам государственным? Ведь представляется совершенно очевидным, что страна, в которой каждый действует сам по себе, не имеет шансов пережить сколько-нибудь серьёзную бурю?

Причины нелюбви к скрепам

Причины негативного отношения русофобской общественности к духовным скрепам можно примерно сформулировать следующим образом, хотя в каждом отдельном случае ситуация довольно индивидуальна.

1. Скрепы выгодны для государства, но не так чтобы выгодны для каждого отдельного гражданина. Если все стоят на дороге в пробке, а один водитель объезжает пробку по обочине, очевидно, он экономит немало времени от того, что действует не так как все.

Конечно, если «самых умных» станет слишком много, никакой экономии времени уже не будет: на дорогах воцарится хаос и страдать будут уже все.

Однако мало кто смотрит в завтрашний день так далеко: предполагается, что если каждый будет «грести под себя и гадить на других», то «невидимая рука рынка» как-нибудь сама расставит всё максимально выгодным для общества образом. В действительности, однако, такого не происходит: если выгоду от какого-либо действия получает конкретный человек, его совершающий, а издержки ложатся на общество в целом, то в отсутствие государственного регулирования каждый, действуя с выгодой для себя, будет ухудшать общую ситуацию. Пример: уклонение одного человека от уплаты налогов очень выгодно для уклоняющегося — но почти незаметно в масштабах государства. Однако если таких уклоняющихся станет достаточно много, последствия в виде снижения качества и доступности медицины, охраны правопорядка и т. п. почувствуют все. Это явление известно под названием «трагедия общих ресурсов» или «трагедия общин».

2. Скрепы усиливают государство, и это не нравится тем, кто считает Государство Российское своим врагом. С точки зрения русофоба любое усиление России — это зло. Им кажется, что всем будет гораздо лучше, если Россия будет слабой и плюшевой, если у мишки вырвут когти с зубами и посадят его на цепь.

3. Скрепы вступают в принципиальное противоречие с ультралиберализмом, согласно которой мы все разные. Согласно этой идеологии общество является не сложным живым организмом типа муравейника, а эдакой однородной кашей из уникальных личностей, каждая из которых сама выбирает себе направление движения.

Если мы посмотрим на упрямые цифры, мы увидим, что в странах, в которых регулярно проводят гей-парады, средние зарплаты выше, нежели в странах, в которых государство не поощряет гомосексуализм, а в странах, в которых государство проявляет сильную гомофобию, уровень жизни зачастую совсем низок.

Из этого некоторые политологи делают достаточно спорный вывод, согласно которому гей-парады и прочие проявления «свободы» ведут к процветанию. Хотя, возможно, всё ровно наоборот.

4. Наконец, кому-то могут не нравится конкретные скрепы, главными из которых являются Православие, Победа и Гагарин. Почему не нравятся — вопрос отдельный, главное, что по каждой из трёх этих скреп ежемесячно в сети появляется масса сочащихся недовольством материалов.

Выводы

Российское общество — уже достаточно рыхлое в восьмидесятые годы, за девяностые годы деградировало чуть ли не до состояния опилок.

В 2000-е и 2010-е ситуация постепенно изменилась к лучшему. Благодаря Олимпиаде в Сочи и воссоединению с Крымом, жители России снова вспомнили, что они русские, и начали сознавать себя не отдельными Васями Пупкиными, у которых родина там, где задница в тепле, а частицами чего-то большего.

И это правильно не только с сугубо «колбасной» точки зрения — согласно которой быть гражданином сильного государства банально выгоднее — но и с моральной. В конце концов, невозможно себе представить, чтобы тот же полёт Гагарина мог быть подготовлен не тяжёлой согласованной работой сотен тысяч «ватников», а исключительно силами расслабляющихся на тёплых побережьях креативных фрилансеров.

Поэтому духовные скрепы — это вещи реальные и крайне важные для существования и успешного развития страны, и неудивительно, что они подвергаются и будут подвергаться нападкам и высмеиванию со стороны тех, кто в усилении российского государства либо не заинтересован, либо, в силу самопоглощения антироссийскими мифами, иррационально боится этого.

Источник

Духовные скрепы

Духовные скрепы — распространенная в России фраза, которой обозначается совокупность ценностей, которые считают важными для граждан России. Впервые было использовано во время обращения президента России Владимира Путина в 2012 году. Выражение стало популярным мемом, который применяется в политической сфере, в Интернете в основном в ироническом контексте, так как оппозиция успешно провела перефорс. В частности, оппозиционеры таким выражениям смеются над определенными сферами жизни, которые им представляются неважными, в то же время сторонники российской власти считают, что скрепы нужны. В официальных выступлениях российских политиков применяется в своем оригинальном положительном значении.

Конкретного определения духовных скреп не дается и по всей видимости они представляют из себя попытку определить самое главное для россиян в стиле «Православие, самодержавие, народность» Российской Империи. В число духовных скреп записываются русский язык, история и культура.

Содержание

Описание [ править ]

В декабре 2012 года президент Путин выступил с плановым обращением к Федеральному собранию и сделал такое заявление:

«Мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп», — сказал российский лидер. По его словам, под этим подразумевается «дефицит того, что во все времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились», то есть таких явлений, как милосердие, сострадание, сочувствие.

» — Анонимус

Так как выражение имеет в себе слово «духовные», то оно также применялось для критики РПЦ, большая активность которой приходится не по нраву многим оппозиционерам. В частности, мем применялся и в контексте критики отдельных богатых или неподобающе ведущих себя священников РПЦ, в новостях про освящение космических ракет, которое по мнению оппозиции является абсурдным и «тратой денег». Используется в данном случае как насмешка.

Патриарх РПЦ Кирилл выражением «духовные скрепы» обозначал саму Русскую православную церковь, которая должна заниматься вопросами духовного развития и защиты российского народа, тем самым назвав фактически Церковь самой главной скрепой.

Во время инцидента с присоединением Крыма к Российской Федерации председатель конституционного суда высказался, что главным для России всегда было наличие духовных скреп, которые определяли жизнь в России, при этом формальные и правовые скрепы в сравнению с ними имеют явно меньший приоритет. Таким образом он сказал, что хотя с точки зрения международных правил Крым был приобретен не вполне законно, по совести и чести всё было сделано правильно.

Предпосылки [ править ]

Историческим прототипом части нынешних духовных скреп была идеология Российской Империи (а до этого и Русского царства, преемницей которого, собственно и стала империя). Да-да, то самое «православие, самодержавие, народность» (которое активно культивировалось при царе-тиране Николае Первом). В таком виде она и существовала вплоть до прихода к власти Николая Второго и связанных с этим трагических событий, после чего народ в ней как-то разуверился (жизнь-то дороже царя будет, как известно, царь не долго думая отдал приказ стрелять на поражение в толпу своих подданых, которые пришли жаловаться государю на беспредел, но не были настроены против него). В результате возникла и ширилась революция и на какое-то время подобные идеи были забыты.

Во времена СССР духовных скреп в привычном виде не существовало, их заменила государственная идеология, — марксизм-ленинизм. На начальном этапе контру (среди которой мог оказаться как тамбовский лапотник, так и кронштадтский матрос, вчерашний революционер), истребляли радикальным способом. Дискуссии велись лишь вокруг тем половой распущенности. Так например марксистские феминистки Александра Коллонтай и Клара Цеткин продвигали так называемую «теорию стакана воды», сводящую брак, семью, отношения между мужчиной к удовлетворению половых потребностей. Надо признать, что в отдельных кругах леваков и анархистов данное теоретическое обоснование их пониженной социальной ответственности, принималось с теплотою. Однако вождь русской революции весьма нелестно отозвался об этой «теории», и о ней говорить всерьёз прекратили. Обобществление пиздятины, которого в то время всерьёз боялись на деревне, таки не произошло. В период оттепели в 1961 году был принят моральный кодекс строителей коммунизма, и как утверждали очевидцы его составления, идеи, лёгшие в его основу, позаимствованы из Ветхого и Нового заветов. После того, как СССР развалился, а период свободы и безыдейности (либеральные ценности, или то что за них выдавали чубайсы с явлинскими, не прижились, особенно после того как пиндосы, наплевав на мнение ООН разбомбили братушек-сербов), уже прошёл, перед новой властью остро встала проблема контроля населения. Влияние на умы людей медийных ресурсов, ориентированных только на зрелища и потребление, всё же не вездесуще. По-началу «как раб на галерах» необходимость государственной идеологии отрицал, но со временем признал, что если будет продолжать «добрые» ельцинские «традиции», то вполне может лишиться не только власти, но и свободы, а его друзья нажитых непосильным трудом активов. В итоге поддался увещеваниям, и разрешил по-быстрому сляпать скрепную диктатуру. Началось насаждение новой идеологии, предусматривающей покорность власти, любовь к царю, веру в его непогрешимость и желание сокрушать всех, на кого эта власть пальцем укажет. Впрочем, у «Единой России» нет чёткой идеологии и партийной программы. В ЕР состоят лица различных политических взглядов и убеждений: социалисты, либералы, монархисты, русские националисты и т. д.

История мема [ править ]

Фраза получила широкую известность 12 декабря 2012 года сразу же после выступления Владимира Путина. В оригинале фраза звучала так: «Мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп». Далее под одобрительные кивки котреарха перила следовали перечисления этих самых скреп с отсылом к субнарративам: асобомупути и россии которую мы потеряли (см. видео). Ранее это словосочетание применительно к Российскому государству, либо истории религии, в публикациях авторитетных авторов обнаружено не было.

Впоследствии прокремлевским движением «Сеть» было сформулировано 12 духовных скреп:

  • Щедрость.
  • История.
  • Пасха.
  • Победа
  • Родина
  • Семья
  • Милосердие
  • Русский язык
  • Путин
  • Народ
  • Государство
  • Литература

Пропаганда новой концепции вызвала резкую критику как со стороны либеральной общественности, так и со стороны православного сообщества. В концепции оказались смешаны «на равных правах» базовые ценности с фамилией самого главы государства, а также концепциями, авторами которых являлись штатные кремлёвские пропагандисты.

Ещё одной проблемой концепции, по мнению критиков, оказалась размытость некоторых понятий. Так «Народ», который по версии авторов концепции скреп к базовому элементу по списку, является слишком обобщенным понятием для жителей России, говорящих более чем на сотне языков. Именно это порождает как спекуляции великорусских шовинистов, так и выпады ультимативно настроенных лиц из среды национальных меньшинств. По заявлению авторов концепции, ими был организован одноименный фестиваль кино, где было представлено около 100 короткометражных фильмов. Правда страница так называемого «кейса» не содержит ссылок на данное кинематографическое творчество, оценить художественную ценность данных произведений впоследствии не представляется возможным.

Примерно с тех пор мнения прокремлёвского агитпрома, побуждающие к изменениям в Конституции, стали звучать громче и отчётливей.

Суть духовных скреп [ править ]

Существуют несколько пунктов, являющихся главной составной частью духовных скреп:

  • «Традиционные» ценности. В кавычках потому, что на деле ничего подобного на Российской земле никогда не было, а сконструированы они нынешней властью.
  • Слепое почитание Владимира Путина, возведение его в ранг идеального государя всей Руси.
  • Ненависть ко всем т. н. врагам, куда в зависимости от повестки дня может войти кто угодно.
  • Лицемерие и двойные стандарты. Так, например, вполне нормальным считается ненавидеть Америку, при этом потребляя всё американское.
  • Победобесие. Каждый носитель духовных скреп ветеранов почитает святыми. В особо тяжёлых случаях и сам хотел бы на той войне повоевать.
  • Гомофобия. Любой человек нетрадиционной ориентации почитается агентом Госдепа, которого надо в лучшем случае хорошо побить. Что характерно, зачастую геи из-за такого отношения агентами Госпеда как раз и становятся: ругают власть направо и налево, но чаще всего в интернетах с фэйковых учёток. Но здесь стоит отметить, что если при Сталине, относившимся к педерастам, как «мерзавцам», которых «надо примерно наказать, а в законодательство ввести соответствующее руководящее постановление» (то есть уголовно, сроком до 8 лет), то ныне такой статьи нет, и заднеприводные могут сколь угодно предаваться анальным игрищам и забавам в интимной обстановке. Более того в интервью «Первому каналу» и агентству Associated Press перед сочинской Олимпиадой нынешний гарант конституции прямо симпатизируя геям подчеркнул, что российские сторонники гомосексуализма — «полноценные и равные в правах граждане», а лично у него с геями «абсолютно нормальные отношения», к тому же он иногда награждает их орденами и медалями. Здесь
  • Псевдопатриархальные семейные роли. И мужчина и женщина должны работать, платить налоги, перестать просить у государства, воспитывать детей на собственные средства. Если классическая патриархальная система подразумевает, что основную часть семейного бюджета вносит мужчина, а женщина занимается домашним хозяйством и воспитанием детей, путинская идеологическая система предлагает в корне отличающийся сценарий. По сути своей, это соединение патриархального семейного уклада в отношениях, при равной роли в добывании материальных благ. Если ранняя советская идеологическая система до 30-х годов XX века подразумевала, что женщина — такой же товарищ, то нынешняя система отношений не предполагает равенства мужчины и женщины в семье. С одной стороны «пополамщица» должна обстировать, обглаживать, убирать и готовить на всю семью, как «у дидов было», с другой стороны пополнять семейный бюджет, и частенько зарабатывать больше мужа. При явном противоречии двух укладов совместной жизни, духовные скрепы предполагают многодетность, как основу возрождения России и русского народа. Тем не менее, сам вопрос средств и времени воспитания и содержания детей является одним из идеологических табу. Фактически он решается воспитанием детей поколением бабушек, которые после продления сроков выхода на пенсию, будут косвенно влиять на планирование беременности дочек. В части переноса на более поздний срок естественно. Логично, что вероятность быть многодетной матерью, при таком раскладе, у дочки снижается. Данный вопрос является одним из неразрешимых противоречий путинской идеологии.
  • Ярая псевдоправославная религиозность. Некоторые исследователи отмечают, что данное явление не имеет отношение к изначальному православию, но представляет собою худшее, собранное из новых ересей и обрядоверия. Так иерей Савватий Горбовский (в миру Иван Горбовский, ныне вышел на покой, Петушинский район, Владимирская область), в диалогах и проповедях неоднократно отмечал, что такого термина, как «духовные скрепы» изначально не было. Термин был порожден Владимиром Путиным в одном из своих выступлений в районе 2014 года (точную дату указать не может), а затем популяризирован по заказу пропагандистами. Так, совершение крестного хода при бедах и напастях в действительности практиковалось, но являлось элементом богослужения. В рамках идеологии скреп ему придается религиозно-мистический аспект. «…И если человек, воспитанный в христианских традициях в семье, где есть опытный духовник, понимает, что благодать Святого Духа вне места и времени, а даруется исключительно по Милости Божией, то мракобесы совершают окропление земли с вертолетов, возят беспрестанно мощи Святых Отцов, думая Промыслом Божьим решить свои мирские проблемы…» Так, появилась традиция купания в прорубях на Крещение Господне, хотя ранее она не была распространена в Нижегородской, Кировской, Владимирской, Ивановской, Рязанской губерниях. Утеряна важность исповеди, как одного из главных христианских таинств. Многие люди, не только не умеют правильно исповедаться, но не могут и подготовиться к самой исповеди, искренне считая себя русскими православными христианами. Так называемые скрепы объединили в себе многие народные суеверия Центральной России. Так восприятие Благодати в виде вещественной и количественно измеряемой величины привело к коллекционированию икон, «святых вещей», показной религиозностью. За счёт этого многие храмы стали местом торговли и осуществления треб за пожертвования, взимаемых в том числе в качестве обязательно платы. При этом истина, что храм — не место для торговли, достаточно четко изложенная в Евангилие от Матфея, ушла на второй план, а то и не вспоминается. Церковь в рамках данной концепции встала «на службу Кесарю», являясь прямым проводником воли власть имущих. Так была попытка увековечивания Владимира Путина, Валентины Матвиенко и Сергея Шойгу в мозаике в Храме Минобороны, которая вызвала широкий общественный резонанс. В другой мозаике, расположенной в том же храме, был увековечен Иосиф Джугашвилли (Сталин), который приложил немало усилий к искоренению православия.
  • Функционирующая система насилия, где каждый унижает более слабого. А к непохожим насилие применяется массово и организовано.

По вкусу может добавляться:

  • Сталинизм. Парадоксальным образом складывается с вышеперечисленными пунктами в непротиворечивую систему.
  • Русский нацизм. Иногда даже доходят до идеи объединения с Гитлером. Победобесие при этом не отменяется.
  • Язычество. Несмотря на то что основной духовных скреп является псевдоправославие (долбославие), его можно заменить и родноверием (долбоверие), и даже другой религией. Главное, чтобы она отрицала критическое мышление.
  • «Мы первые полетели в космос». Занятно как в курятник к скрепе «деды воевале» потихонечьку подсаживают «гагарина». Наверное чтобы деды не заклевали. Зел там что-то вскукарекнул про руину, но его осекли: «это наша скрепа!». Но между скрепами #дидываевале и #космоснаш есть две критические разницы. Вторая Мировая была и закончилась, теперь про дидов можно безнаказанно рякать до бесконечности. А космос — он никуда не делся, тут одними труселями Гагарина не обойтись. Тут нужно постоянно какие-то новые достижения демонстрировать. Иначе пидорашки рано или поздно заподозрят неладное, и на слова «не имеет нынешняя Украина никакого отношения к полету Гагарина», будут справедливо негодовать «будто бы нынешняя Россия какое-то отношение к Гагарину имеет», как говорится, «Бери всегда скрепу по себе…»

Духовная скрепка [ править ]

В интернетах можно встретить весьма любопытный мем в виде карикатурных фигурок, попадающих в разные трешевые ситуации:

  • Небритая фигура в шапке-ушанке со звездой. Обязательно участвуют во всех сценах, символизирует обывателя со стандартным набором проблем и типовым мышлением.
  • Духовная скрепка. Ещё один обязательный персонаж. Переделана из скрепки-помощницы из серии книжек-учебников «компьютер для чайников», которая в оригинале всегда знала ответы на все вопросы незадачливого юзера, и готова ими делиться. В нашем случае она чаще всего жёлтого цвета, с крестом на голове, напоминающий то ли храм, то ли складной крестик на голове патриарха РПЦ МП. Уверена в себе, знает ответы на любые вопросы, требует считаться с её мнением, часто подталкивая обывателя на преступления или иные аморальные действия. Исключительно лицемерна и беспринципна.
  • Меняющиеся персонажи.

Источник

Оцените статью