Скорбь моя подвиглась что значит

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Пс. 38:3

Свт. Афанасий Великий

Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися

Онемех и смирихся, и умолчах от благ. Укоряемый, не отвечал я укоризнами, сознавая, что лишился я благ. И болезнь моя обновися. Вместо того, чтобы отвечать ругателям, приводил я себе на память грех; и припоминание греха для сердца моего было как огонь.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися

См. Толкование на Пс. 38:2

Евфимий Зигабен

Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися

Онемех и смирихся, и умолчах от благ

Добровольно, говорит, я сделался немым и не отвечал поносителю моему Семею, памятуя, что за грехи мои попустил ему Бог восстать на меня с ругательствами. При том сказал — я умолчал — от благ, то есть, от благости моей, ибо, имея возможность защищать свою честь и наказать Семея, я этого не сделал по благости и милосердно своему, почему, когда Авесса, сын Саруи, устремился к умерщвлению Семея, был остановлен Давидом, сказавшим ему: оставьте его и так, пусть проклинает, ибо Господь сказал проклинать Давида; и кто скажет, для чего ты так сделал? (2Цар. 16,10).

Великий Василий это изъясняет так: Когда восстал, говорит, против меня грешник, я не раздражался и не отмщевал, и не стоял наравне с поносителем моим, но молчал, потому что был вне всякого добра (т.е. я — злословимый) и, вместо мщения злословившим меня, я напоминал себе о грехе. Феодорит: Когда меня злословил он, мне пришел на память грех, на который я дерзнул. Некто другой: Когда он нападал, тогда я молчал, не почитая мщение благом. Ибо это значит — от благ, потому что терпящему обиду, мщение кажется добром. Или: когда грешник на меня восстал, то онемев на слова, я умолчал о тех благах, о которых начал речь. Или: от добрых учений о вере, потому что не должно отвечать на спорные слова. Или сказано по обычаю употребления похвальных наименований (вместо означающих худое что либо) от благ вместо — от зол. Или, по переводу Симмаха: не будучи в добром состоянии и не имея смелости, я вспоминал слова: согрешил, молчи (в изд. Своде). А иные изъясняют это так: я умолчал от благ вместо: по причине благ, которые доставляет в таковых случаях молчание. Прибавим из Oригeнa: умолчал, говорит, чтобы та болезнь, которую я имел от чувства, когда освобождался от грехов, не возобновилась чрез укоризны его. Также Григорий Богослов в слове о мире: я онемел и смирился, потому что был далек от всякого блага; почему по его изъяснению предлог — от (от благ) означает то же, что отвне.

и болезнь моя обновися

Когда, говорит, Семей меня бесчестил и проклинал, возобновилась в душе моей скорбь о грехах моих, потому что тогда стал я видеть ясно, что выполняю наказание за грехи мои.

Еп. Ириней (Орда)

Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися

См. Толкование на Пс. 38:2

Прот. Сергий Терновский

Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися

Умолчах от благ, и болезнь моя обновися: потому что был чист в совести; Амвр. Медиол. и Иерон. — и почувствовал облегчение от болезни. Авг. Молчал. — даже и доброго не говорил, чтобы не сказать худого. От благ, которые могли произойти от молчания, ожидал себе пользы. — Феод.; он относит это к истории Семея. Обновися болезнь моя — возбудилось чувство греха моего. Ст. 6. Се пяди положил еси дни моя, и состав мой яко ничтоже пред тобою. Ты бесконечен, а наша жизнь измеряется несколькими пядьми. Афан. Ст. 7. Образом ходит человек. По Афан. — как призрак; по Феод. — человек, как на картине. Мысль такая: человек на картине может быть облечен в богатые одежды и окружен сокровищами, но он ничем не пользуется; так настоящие блага мира бесполезны человеку. Ст. 10. Не отверзохуст моих, яко Ты сотворил еси; Я не отвечал на поношение, потому что Ты так поступил. Ст. 12. Истаял еси яко паучину душу его, то есть жизнь его так ненадежна, как паутина.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.

Лопухин А.П.

Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися

См. Толкование на Пс. 38:2

Прот. Григорий Разумовский

Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися

Онемех и смирихся – слова эти можно по-русски выразить так: я сделался немым, смиренно покорившись воле Божией. Против слов от благ в Учебной Псалтири поставлено на поле: и о благих, а потому нужно это место читать так: умолчах и о благих, а в переводе с греческого еп. Порфирия оно читается так: «и замолчал даже о добром». Таким образом, по связи с предыдущим стихом выясняется мысль и настоящего стиха, в котором Давид, продолжая речь о принятом на себя решении молчания, говорит: решившись обуздать уста свои молчанием, чтобы не согрешить злоречием или ропотом, я как бы стал немым, и смиренно предавшись в волю Божию, я перестал говорить не только о злых делах и словах людей, но и о тех благодеяниях, какие мною сделаны были врагам моим, умалчивал и о добром. Но от этого мне не было легче: я не мог успокоиться (см. выше Пс. 37:18). Сердечная скорбь моя, постоянное сокрушение о тяжести грехов моих и сознание виновности пред Богом не только не ослабевали, а еще усиливались: и болезнь моя обновися.

Объяснение священной книги псалмов.

Источник

Изъяснение псалма 38-го.

Пс.38:1 . Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.

«В конец, Идифуму, песнь Давиду». Иные писатели псалом сей приписывали Идифуму, и говорили, что написан он Идифумом. Но надписание показывает противное, а именно, что псалом Давидов, но дан для пения Идифуму, как заведывающему ликом поющих. Отсылает же нас к концу, потому что оплакивает ничтожность естества человеческаго и показывает его конец. А изрек псалом сей великий Давид, будучи преследуем Авессаломом и злословим Семеем; и оный во многом согласен с псалмом предшествовавшим.

Пс.38:2 . Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.

Пс.38:3 . Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.

«Рех, сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим: положих устом моим хранило, внегда востати грешному предо мною» .

«Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися» . Великаго Давида, спасающагося бегством от самоуправства отцеубийцы сына, встретил на пути Семей, метал в него глыбами земли, и злословил его, называя беззаконным и мужем кровей. Но божественный Давид, по обычному ему любомудрию, не только сам не отмстил, но и одному из военачальников, который готов был поразить Семея, запретил это, сказав: «Оставите его проклинати, яко Господь рече ему злословити Давида и кто речет: почто сотворил еси тако? Негли призрит Господь на смирение мое, и возвратит ми благая, вместо клятвы его во днешний день» ( 2Цар.16:10, 12 ). Таким образом выражения псалма сего во многом согласны с означенным сказанием. Ибо Пророк говорит, что был весьма осторожен на язык, зная великую поползновенность сего члена, и всегда как бы некою стеною ограждал его, особливо же, когда противостал Давиду ни в чем не обиженный им Семей. Ибо его как несправедливаго называет грешным. Тотчас «онемех и смирихся, и умолчах от благ» . Сие весьма сходно с тем, что сказано Давидом в истории: «оставите его проклинати» , потому что Господь повелел ему злословить Давида «Негли призрит Господь на смирение мое , и избавит меня в день сей из руки врагов моих». То же и здесь говорит он, а именно, что уподобился глухому, который ничего не слышит, и смирил себя ожидая от того пользы. «И болезнь моя обновися» . Злословимый Семеем, говорит Пророк, привел я себе на память грех, на какой отважился, и он не переставал уязвлять меня, когда разсуждал я, что за него подвергаюсь злословию, терплю от сыновняго властолюбия; и изгнанный из царскаго дома, принужден спасаться бегством. И в этом много сходства с историею. Ибо сказанное: Господь повелел ему злословить Давида, напоминает грех, потому что за грех постигло наказание.

Пс.38:4 . Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим.

Пс.38:5 . Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.

«Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь» . Симмах перевел сие так: «согрелось сердце мое во мне, и как подумал о сем разжегся я огнем», т.е. приведя себе на память грех, объят был огнем скорби.

«Глаголах языком моим»:

«Скажи ми, Господи, кончину мою, и число дней моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз» . Посему-то ничего не отвечал я злословящему, но умолял Господа всяческих, явным соделать для меня конец жизни моей, крайне желая себе кончины.

Пс.38:6 . Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета – всякий человек живущий.

«Се, пяди положил еси дни моя, и состав мой яко ничтоже пред Тобою» . И сие опять Симмах перевел так: «вот, как пяди дал Ты дни мои, и жизнь моя как ничто пред Тобою». Желаю же кончины, зная, что бытие человеческое не долговечно, потому что наша жизнь в сравнении с Твоею жизнию представляется ничем. Ты безначален и безконечен; а наша жизнь измеряется как бы несколькими пядями и четвертями. Сим изобразил Пророк кратковременность человеческой жизни. Так и в другом месте говорит: «яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная» ( Пс. 89:5 ). И еще в другом месте, воспомянув о небе и о земле, говорит: «та погибнут, Ты же пребываеши: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют» ( Пс. 101:27–28 ).

«Обаче всяческая суета всяк человек живый» . Посему весь род человеческий, и богатые и бедные уподобляются изчезающему пару; напрасно и всуе люди строят, садят, собирают богатство и имение.

Пс.38:7 . Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.

«Убо образом ходит человек, обаче всуе мятется: сокровиществует, и не весть, кому соберет я» . Живые люди ничем не отличаются от написанных на картине, потому что и те и другие одинаково разрушаются и исчезают со временем. Но тем не менее однакож люди мятутся, состязуясь, ратоборствуя, враждуя и торгуя; вся жизнь исполнена бурь, концем имея смерть. С великим трудом и в поте собирая богатство, не знают будущаго наследника. Написал же сие блаженный Давид, подвигнутый тем, что испытал на себе самом. Ибо, добычами, собранными со врагов, и данию, вносимою иноплеменниками, возвеличив и весьма прославив царство свое, не знал он о нечестивом и беззаконном намерении сына; а потом увидев, что сын стал обладателем царскаго дома и себе присвоил собранное там богатство, изрек это достойное удивления слово: «обаче всуе мятется: сокровиществует, и не весть, кому соберет я» .

Пс.38:8 . И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя – на Тебя.

«И ныне кто терпение мое? Не Господь ли? И состав мой от Тебе есть» . Распростившись со всем тем, от Тебя ожидаю помощи. Слово «состав» Акила перевел: «нетерпеливое ожидание», то есть, с нетерпением высматривая ожидаю Тебя, Твоего жду благоволения. Потом показывает причину скорбей.

Пс.38:9 . От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.

«От всех беззаконий моих избави мя» . И снова приводит на память Семея. «Поношение безумному дал мя еси» . И сие весьма согласно с сказанным в истории: «Господь рече ему злословить Давида» . Да и присовокупленное сообразно с сказанным выше.

Пс.38:10 . Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.

«Онемех и не отверзох уст моих, яко Ты сотворил еси» . Ибо по Твоему попущению, говорит Пророк, наругался надо мною Семей, и он уподобился бичу, а Ты им наказал меня. Посему-то безмолвно принял я раны, обращая внимания не на него, но на Тебя наказующаго. Весьма же кстати приложил Пророк и следующее.

Пс.38:11 . Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.

«Отстави от Мене раны Твоя: от крепости бо руки Твоея аз изчезох» . Посему прошу и умоляю Тебя, Владыка, прекрати наконец наказание, потому что истощен я множеством ран.

Пс.38:12 . Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!

«Во обличениих о беззаконии наказал еси человека, и истаял еси яко паучину душу его» . Не напрасно и не без цели, говорит Пророк, употреблял Ты наказания, но чтобы изобличить проступки, как врач вырезывает согнившее и извлекает сокрытый внутри гной. И хотя изнуряешь болезненным врачеванием, однако же сечениями Своими возстановляешь здравие.

«Обаче всуе мятется всяк человек». Посему, разсуждая об этом сам с собою, вижу, что люди вовсе ни к чему мятутся ради вещей временных.

Пс.38:13 . Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.

Пс.38:14 . Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня.

«Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи: яко пресельник аз есмь у тебе , и пришлец, якоже вси отцы мои» .

«Ослаби ми, да почию, прежде даже не отъиду, и ктому не буду» . Умоляю Тебя, Владыка, говорит Пророк, услыши взывающаго и со слезами просящаго; не обитатель, но пресельник я на земле; подобно отцам, прожив малое время, прииму смерть. Посему дай мне малую ослабу, чтобы несколько дней прожить без болезни, прежде нежели отойду к будущей жизни, потому что отшедши не возвращусь. Сие выразил, сказав: «и ктому не буду» , т.е. не возвращусь в эту тленную жизнь. Достойно же удивления, что великий Давид на царском престоле, при богатстве и могуществе, называет себя пресельником и пришельцем, и не полагается на счастливую участь. Изречения сии подлинно исполнены мудрости, которая знает природу существующаго и потому небрежет о благоденствии в настоящем.

Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. — М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви). / Т. 2: Изъяснение псалмов. — 2004. — 535 с. ISBN 5-94625-081-7

Вам может быть интересно:

  1. Толкование на Псалтирь – Псалом 38 – профессор Александр Павлович Лопухин
  2. Толковая Псалтирь – Псалом 38 – Евфимий Зигавинос (Зигабен)
  3. Толкование на Псалмы – Псалом 38 – епископ Палладий (Пьянков)
  4. Толкование на пророка Иеремию – Глава 3 – блаженный Феодорит Кирский
  5. Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому – Псалом 40 – архиепископ Ириней (Клементьевский)
  6. Толкование на начало книги Екклесиаста – священномученик Дионисий Александрийский
  7. Книга пророка Исаии – Глава 13 – преподобный Ефрем Сирин
  8. Толкование на пророка Осию – Глава 2 – святитель Кирилл Александрийский
  9. Толкование на Псалтирь – митрополит Антоний (Храповицкий)
  10. Точное истолкование Екклезиаста Соломонова – Беседа 1 – святитель Григорий Нисский

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Читайте также:  Любви отдавались что это значит
Оцените статью