Сказки пушкина что они значат для детей

Сказки Пушкина в нашей жизни

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…

Произведения Пушкина учат детей отличать добро от зла, нести ответственность за собственные поступки.

Источником вдохновения для Александра Сергеевича стали былины, песни, русские народные сказки.

В наши дни произведения известного писателя так же важны, как и много лет назад.

Сказки Пушкина развивают эрудицию и воображение ребёнка. Они вносят большой вклад и в эмоциональное развитие малыша. Ведь произведения великого писателя отличают богатство сюжета, неисчерпаемая мудрость.

Благодаря сказочной поэме «Руслан и Людмила» маленький читатель узнаёт о таком понятии, как рыцарство. В этом произведении добро заслоняет трусость и лживость «стойкой крепостью» добра и благородства.

Сказки Пушкина прививают у ребёнка любовь к чтению. Они учат малыша верить в собственные силы. Ведь чудеса нужно творить собственными руками, не дожидаясь, пока в твою жизнь вмешаются магические колдовские чары.

В сказке «О мёртвой царевне и семи богатырях» показана сложная судьба прекрасной принцессы, на долю которой выпало множество нелёгких испытаний.

Как и положено «по закону жанра», жестокие замыслы коварной мачехи оказываются слишком хрупкими перед верой главного героя в добро и счастье.

В этой сказке даже силы природы (ветер, солнце и месяц) сочувствуют персонажам произведения. Они предстают перед читателем в виде волшебных существ, наделённых способностью к сопереживанию.

В сказке «о рыбаке и рыбке» Пушкин иронично высмеивает жадность старухи.

Малоизвестное произведение «Жених» знакомит юного читателя со старинным обрядом свадьбы, певучими и красивыми народными песнями. В этой сказке-балладе автор умело раскрывает лицемерие злого жениха.

В этом произведение могущество доброй души оказывается сильнее коварства и подлости.

Сказки Пушкина будут интересны не только ребёнку. Взрослый человек сумеет открыть для себя новые грани в многообразном творчестве великого писателя.

Источник

Почему детям нравятся сказки Пушкина

Многие дети знакомятся со сказками Пушкина еще в дошкольном возрасте. Сначала с произведениями, где сюжет попроще, затем с поэмой о любви «Руслан и Людмила».

Сказки Александра Сергеевича вызывают у них неподдельный интерес своей волшебностью, озорством, легкой рифмой и простой мелодичностью, напоминающей детские песенки.

У поэта прекрасный слог, он хорошо чувствует язык, подбирает рифмы и интересные метафоры. Все это вкупе придает его произведениям выразительность и увлекательность.

В поэтичных сказках Пушкина уделяется много внимания приключениям и волшебству.

Вызывает интерес у ребенка говорящее волшебное зеркальце и шапка-невидимка.

Найдя шапку-невидимку, юная Людмила начинает озорничать, дразнить слуг Черномора. Кто бы из детей не захотел получить такой чудесный артефакт или подружиться с золотой рыбкой и волшебным петушком?

Детям нравятся волшебные превращения Гвидона в комара, муху и шмеля. Полны юмора сцены, в которых царевич наказывает своих теток и сватью бабу Бабариху, укусив их.

Привлекают детское внимание сцены, где лебедь превращается в красивую царевну с месяцем под косой и звездой на лбу или где колдун несет богатыря высоко над землей.

Девочки хотят быть похожими на красивых царевен. Мальчики мечтают стать храбрыми богатырями и отправиться в путешествие, сразить голову великана и добыть чудесный меч.

Сказки Пушкина необыкновенно добрые, не ожесточают и не пугают детей.

Например, когда выяснилась правда, кто виноват в длительной разлуке царя, царицы и их сына, царь Салтан, охваченный радостью встречи, отпускает виновниц домой.

Особенно любимо дошкольниками посвящение к поэме «Руслан и Людмила»: «У Лукоморья дуб зеленый…» В нескольких строчках столько волшебства и чудес, что даже сложно представить. Такие персонажи можно встретить только в русских сказках и у Пушкина.

Пушкинские сказки помогают детям научиться отличать добро от зла, понять, как хорошо жить с высокими нравственными идеалами, чем быть в плену у эгоистичных желаний.

Произведения Александра Сергеевича развивают чувство языка и прекрасного, способствуют становлению гармоничной многосторонней личности.

Источник

Консультация «Воспитательное значение сказок А. С. Пушкина»

Надежда Дорохова
Консультация «Воспитательное значение сказок А. С. Пушкина»

В период наивысшего расцвета творчества А. С. Пушкин создает свои сказки. Они не предназначались для детей, но почти сразу полюбились ими. Основой для написания сказок стал фольклорный материал. Сказку Александр Сергеевич считал большим эпическим жанром литературы.При жизни в Михайловском в ссылке он писал своему брату: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Сказки писателя – это сюжетные произведения с резким конфликтом между добром и злом. Данный произведения стали итогом многолетних стремлений Пушкина постичь образ мыслей и чувств народа, особенностей его характера, языка и устного творчества.

В 1830 году Пушкин написал «Сказку о попе и его работнике Балде», которая не была напечатана при жизни автора из-за цензурных ограничений, потому что произведение являлось сатирой на обманывающих народ служителей православной церкви. В ней высмеивается жадность, лицемерие и глупость. Поп хотел нанять слугу, который бы за гроши выполнял обязанности по дому. Жадность заставляет его получать щелчки от Балды. Но Поп не только жаден, он зол и коварен, поэтому хочет погубить своего работника, давая невыполнимое задание – собрать оброк с чертей. Сам Балда, как положительный герой, не преследует материальной выгоды, а нанимается на работу, чтобы проучить Попа. Балда трудолюбив и умен. В сказке подчеркивается уважение к нему и беспокойство за исход борьбы с хитрым Попом.

«Сказка о царе Салтане» была написана в 1931 году. Это самая первая сказка поэта, появившаяся в печати. В ней изображен «светлый» и «темный» мир.Положительные персонажи: князь Гвидон, царевна Лебедь, царица-мать побеждают в длительной борьбе. Читатель всем сердцем на стороне добрых сил в сказке.Сомнение вызывает царь Салтан : он то хороший, то плохой, то есть иногда поддается влиянию плохого. Сочувствие у читателя вызывает князь Гвидон – он добр, бескорыстен и тверд духом. Поэтическое очарование усиливает тоска по отцу и желание создать свою семью. У произведения глубокий социальный смысл.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана А. С. Пушкиным в 1833 году. В ней четко прослеживается гуманистическая направленность сказок автора. Положительные персонажи наделены такими чертами характера,которые ценятся людьми всех поколений: доброта, великодушие, храбрость, преданность дружбе, постоянство в любви.

Царевна дочь вызывает любовь и преданность семи богатырей за свою доброту, готовность прийти на помощь, отзывчивость. Образ королевича Елисея преподнесен в былинных тонах. Он отправляется в дорогу за красавицей – «душой и невестой молодой». Он близок с природой. Лирические обращения к солнцу, ветру, месяцу – поэтически окрашивают его образ, придают особое обаяние. Но Пушкин не ограничивается романтические показом героев, он добавляет в сказку реалистические картины жизни царского двора, создает и сатирические персонажи. Таковым является царь отец, который поспешил жениться, едва истек положенный срок вдовства.

Основная сила сатиры в сказке направлена против царицы-мачехи, которая олицетворяет «темный мир». Он гордая, завистливая, своенравная, ревнивая Зависть и злость ко всему доброму и светлому в итоге приводят ее к гибели от тоски. Так победа добра символизирует гибель зла.

Образцом глубоко народной социальной сатиры является «Сказка о золотом Петушке». В ней есть сатирический образ царя Дадона, который предпочитает царствовать без забор. Именно поэтому царь бездумно соглашается выполнить первую просьбу звездочета, подарившего ему золотого петушка. Царь Дадон изображен, как человек, не способный любить не только страну, которой управляет, но и собственных сыновей. Слезы, вызванные их гибелью, легко уступают место восторгу перед шамаханской царицей.В то же время царь показан не безобидным: он самодур, способный из-за прихоти погубить старика, в свое время пришедшего ему на помощь.

В 1835 году в печати появилась «Сказка о рыбаке и рыбке», написанная за два года до этого. Сказка является сатирической, высмеивает самодержавие и крепостничество.Это периодически подчеркивает резкое противопоставление старика и старухи: он остается крестьянином, а она поднимается все выше по социальной лестнице. И чем выше она поднимается, тем хуже становится. В образе старика олицетворяются народные сказки. Он вынужден покоряться воле жадной старухи, но не испытывает почтения к ней, как бы высока она не вознеслась. Об этом свидетельствует его обращение к ней,когда она хотела стать царицей: «Что ты баба белены объелась?». Образ старухи постепенно выходит за рамки изображения жадности, становится символом социального гнета.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразилось народное отношение к тиранам. В ней торжествует правда, произведение завершается поучительной картиной наказанного самодурства – золотая рыбка возвращает старуху к нищенскому положению.

Каждая из сказок Пушкина имеет свои неповторимые особенности, поучительные моменты, в том числе и для детей. Именно поэтому они так прочно вошли в детское чтение. А. М. Горький называл их «чарующими умом и красотой» сказками. Высокую оценку этим произведениям давал В. Г. Белинский. Он утверждал, что никто из русских поэтов, кроме Пушкина, не заслужил такого неоспоримого права стать воспитателем юных и взрослых читателей.

Сказки Пушкина пробуждают чувство любви к Родине, родному языку, симпатии и антипатии читателей к хорошему и плохому, формируют активное отношение к героям, решают задачи эстетического, идейного и нравственного воспитания детей.

Конспект занятия «Этот чудесный мир сказок А. С. Пушкина» Цели занятия: 1. Учить самостоятельно выбирать эпизоды сказки, передавая волшебный колорит; добиваться более полного решения темы. Развивать.

Конспект литературного праздника по мотивам сказок А. С. Пушкина «Огонь, вода и медные трубы… Сказки Пушкина нам любы!» Цель: развивать у детей познавательный интерес к творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина, вызывать у детей радость от участия в.

Воспитательное мероприятие для учащихся начальной школы в форме КВН «По дорогам сказок» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования» Воспитательное мероприятие «КВН.

Консультация «Артикуляционная гимнастика и её значение» Артикуляционная гимнастика это совокупность упражнений, направленных на развитие и укрепление мышц полноценных движений и определенных.

Проект «Развитие творческих способностей детей посредством сказок А. С. Пушкина» ВВЕДЕНИЕ АКТУАЛЬНОСТЬ Одним из мощных средств развития у детей чувств и эмоций является искусство. Поэтому необходимо как можно раньше.

Сценарий развлечения для детей старшей и подготовительной группы «Путешествие в мир сказок А. С. Пушкина» Путешествие в мир сказок А. С. Пушкина Ведущая Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости придут герои разных сказок. Но все эти сказки.

Развлечение «Путешествие в страну сказок А. С Пушкина» Программное содержание Учить воспроизводить фрагменты знакомых сказок, узнавать их. Продолжать воспитывать любовь к сказкам А. С. Пушкина.

Творческо-познавательный проект «В гостях у сказок А. С. Пушкина» Проект «В гостях у сказок А. С. Пушкина». Вид проекта: творческо – познавательный. Продолжительность проекта: краткосрочный. Форма проведения:.

Сценарий викторины «Чудеса сказок» по сказкам А. С. Пушкина Викторина «Чудеса сказок» (по сказкам А. С. Пушкина) Разработали и провели: Учитель-логопед: Чернобровкина Я. В. Воспитатели: Батурина Е. В. ,.

Источник

Значение сказок Пушкина в воспитании личностных качеств ребенка

Ольга Полохало
Значение сказок Пушкина в воспитании личностных качеств ребенка

В настоящее время в психолого-педагогической работе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала.

Сказки Пушкина представляют собой совокупность мудрости и духовного наследия русского народа, богатства оригинальных сюжетов. В основе пушкинских сказок лежат русские народные сказки, фольклорные сказания, песни, былины. Сказки Пушкина оказывают огромное влияние на эмоциональное развитие детей, развивают их воображение и эрудицию, поскольку расширяют словарный запас ребенка, воспитывают лучшие морально-нравственные качества.

Знакомство со сказками Пушкина рекомендуется начинать с двухлетнего возраста. В этот период у ребенка формируется сознательное восприятие мира, он впитывает в себя новую информацию и запоминает ее.

Для начала вполне достаточно читать сказки Пушкина ребенку по 10-15 минут, например, отрывки из «Сказки о царе Салтане. » о белочке или кораблике. Затем сцены с 33-мя богатырями, которые так красочно описаны автором. Дети смогут живо представить себе этих мужественных героев «в чешуе, как жар горя». Нельзя без внимания оставить и знаменитое «У лукоморья», где собраны многочисленные сказочные персонажи. С ними ребенок будет встречаться и в других сказках.

Чем старше становится ребенок, тем осмысленнее его восприятие текста. В 3 года ребенок вполне способен обсудить поведение злой старухи, несчастного старика или царя Гвидона, проявить сочувствие к бедной царевне, поэтому немаловажно просить ребенка высказать свое мнение о прочитанном, что будет способствовать развитию его речевых навыков.

Наиболее популярны — пять сказок Пушкина. Это достаточно объемные произведения, и читать их следует не сразу полностью, но обязательно по главам, в том порядке, в каком их распределил автор. Таким образом, у ребенка развиваются не только внимательность, но и причинно-следственные связи. Чтение сказок должно быть выразительным и эмоциональным, что поможет ребенку сформировать собственное отношение к персонажам и сюжетным событиям сказки.

«Сказка о попе и работнике его Балде» расширит познания ребенка, потому что потребует объяснения значений таких слов, как оброк, полба, толоконный лоб. При чтении этой сказки Пушкина для детей,следует обратить особое внимание на Балду: он привлекателен своей находчивостью, справедливостью, трудолюбием.

Сказочная поэма «Руслан и Людмила» погружает маленького читателя в загадочный мир древней истории и знакомит с понятием рыцарство. Торжество благородства и добра над лживостью, трусостью, предательством воспитает лучшие нравственные качества в личности маленького читателя.

Читая ребенку «Сказку о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», следует обратить внимание на выразительные женские образы — мать Гвидона и царевну Лебедь; на сыновнюю заботу о матери; на верность и преданность любящих сердец.

Сюжетная основа «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» созвучна со многими другими сказками мировой литературы. Анализируя эту сказку Пушкина, ребенок сможет сопоставить сюжеты других сказок, найти сходства и различия.

Понять, что жадность и стремление к наживе не должны становиться для человека жизненной целью, и всегда наказуемы, поможет «Сказка о рыбаке и рыбке«. С фразеологизмом разбитое корыто ребенок встретится в жизни человека не единожды.

«Сказка о золотом петушке» учит детей держать свое слово даже тогда, когда совсем не хочется платить по счетам, и формирует сознание того, что за любые свои поступки рано или поздно придется отвечать.

С другими произведениями поэта дети будут знакомиться на всем протяжении образовательного процесса, но только сказки Пушкина, прочитанные в раннем детстве, помогут постичь философию и значимость поэтического наследия великого поэта. Очень важно дать возможность ребенку нарисовать героев сказок, организовать инсценирование небольших отрывков. Это способствуют развитию фантазии, способности к рисованию и актерскому мастерству.

В заключение важно отметить, что сказки Пушкина являются неотделимой частью не только национальной и мировой литературы, но и представляют целый пласт культурного наследия нашей страны. Персонажи, символы, сюжетные линии сказок, ставшие афористичными, часто встречаются в других литературных произведениях, а также в повседневной жизни.

1. Иванова О. А.Учимся читать художественную литературу: Программа. Тематическое планирование. Конспекты занятий. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста. – М. : Школьная пресса, 2005. – 80 с.

2. Карпова С. И., Мамаева В. В.Развитие речи и познавательных способностей дошкольников : — 7 лет. – СПб. : Речь, 2007. – 144 с.

3. Полная хрестоматия для начальной школы. В 2 т. Т. 1 /Сост. И. Сивохина. – М. : ОЛМА_ПРЕСС, 2001. – 576 с.

4. Царенко Л. И. от потешек к Пушкинскому балу…- М. : ЛИНКА_ПРЕСС, 1999. – 160 с

Формирование социально-ценных личностных качеств средствами театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Консультация для родителей «Значение семьи при воспитании ребенка» За всю историю человечества сложились две ветви воспитания детей: семейное и общественное. Что важнее в становлении личности: семья или.

Консультация для родителей «Значение книги в развитии и воспитании ребенка» Уважаемые родители! Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить.

Опыт работы по теме «Роль сказок А. С. Пушкина в духовно — нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Опыт работы по теме «Роль сказок А. С. Пушкина в духовно — нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Ковалева Елена Алексеевна.

Развитие личностных качеств дошкольников в игровой деятельности Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко.

Развитие социально-личностных качеств дошкольников через патриотическое воспитание Развитие социально- личностных качеств дошкольников через патриотическое воспитание. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное.

Совместная деятельность с родителями по развитию личностных качеств ребенка в ходе опытно-экспериментальной деятельности Вовлечение родителей в совместную деятельность по развитию личностных качеств ребенка в ходе опытно-экспериментальной деятельности 1 слайд.

Совместная деятельность с родителями по развитию личностных качеств ребенка в ходе опытно-экспериментальной деятельности Одним их эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое дает.

Игровая деятельность как средство формирования личностных и психических качеств ребёнка Личностные особенности и психические качества ребёнка наиболее интенсивно формируются в игровой деятельности. Игра – это косвенный метод.

Консультация «Значение семьи в воспитании ребенка с нарушениями речи» . Значение семьи в воспитании ребенка с нарушениями речи Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни.

Источник

Читайте также:  Всегда невеста никогда жена что это значит
Оцените статью