Скатерть самобранка что это значит

Фразеологизм Скатерть-самобранка

Среди волшебных предметов в волшебной сказке, которые обеспечивают изобилие, известна скатерть-самобранка.
«Скатерть-самобранка (самобранная скатерть, скатерть-хлебосолка) — волшебный предмет, который в любое время и в любом месте может накормить и напоить своего хозяина, достаточно только развернуть её и произнести заветные слова. Волшебная скатерть фигурирует в русских народных, а также во французских и немецких сказках.
Чтобы накрыть на стол, достаточно развернуть скатерть, и она тут же будет уставлена разнообразными яствами. Накормив хозяина, скатерть затем сама убирается и складывается.» [Википедия].
С точки зрения В. Я. Проппа скатерть-самобранка является принадлежностью страны мёртвых, где еда всегда в изобилии.
«Материалы Фрэзера, сопоставленные с тем, что высказано выше, показывают, что магическая власть над обилием животных сменяется просто обилием, готовым к употреблению. Здесь кроется источник представления о неисчерпаемом изобилии. Там, в стране мертвых, никогда не прекращается еда. Если принести такую еду оттуда, то еда эта и на земле никогда не будет исчерпана. Отсюда — скатерть-самобранка.» [1].
Из чего В. Я. Пропп делает ложные выводы о вредности таких представлений для трудящихся, ориентируясь на пролетарскую идеологию своего времени.
«В сказке мотив кисельных берегов часто связан с комическим возвеличением феноменальных лентяев (Гримм 151).» [1].
Спору нет, что часто в русской сказке мы наблюдаем в качестве героев персонажи лежебок и лентяев наподобие Емели, но нельзя забывать, что крестьянин, который получил скатерть-самобранку от ветра, вначале был разорён от этого ветра. То есть подобное дарение можно рассматривать как некую компенсацию за потерю урожая, а не желание о неисчерпаемом изобилии. Заметим, что герой сказки о скатерти-самобранке получает назидательный урок из-за излишней расточительности, а антигерой в роли вора получает по заслугам за ограбление бедного человека.
Следует отметить, что в ряде сказок в качестве дарителя скатерти-самобранки являются маленькая птичка [1], журавль [4] и ветер [2], [3], дочь лешего [5]. Эти дарители отнюдь не обитатели царства мёртвых, хотя косвенно дочь лешего можно отнести к родственнице Бабы-яги, а ветер [2] является её сыном.
Но в этих сказках нет традиционного путешествия героя в тридесятое царство за волшебным предметом. Здесь нет связи с архаическим обычаем жертвоприношения царского сына. Поэтому в происхождении фразеологизма «скатерть-самобранка» следует искать другие причины.
Во-первых этимология скатерти-самобранки говорит о том, что:
«Слово «самобранка» состоит из двух частей: сам (сама) и браный (бран) — от глагола брать. Слово браный, в свою очередь, имело в старину несколько значений. Скатерть браная — скатерть, тканая в узор или сделанная из узорчатой ткани. Браной называли узорчатую ткань, в которой нитяная основа перебирается, или берётся, по узору (откуда и название полотна — браное). Нарядные, браные полотна употреблялись в русском быту для изготовления рушников, праздничных скатертей. В русских былинах при описании пиров нередко упоминаются «столы дубовые», покрытые «скатертями браными». Слово «браная» также имело значение — отборная.» [Википедия].
В конце русской сказки часто говорится «я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Широкие застолья, пиры, братчины-складчины давно известны на Руси. Известный российский историк Б. А. Рыбаков так писал об этих праздниках:
««Наследницами чисто языческих обрядовых трапез являются древнерусские «братчины» — общесельские пиры у часовни или около церкви или даже в церковной трапезной (если позволяли её размеры) в тот или иной православный праздник. Известны «братчина Никольщина», «братнина Петровщина» и др. На братчинах «всем миром» варили пиво, закалывали быка. Братчины впервые упоминаются в XII в. Полочане в 1159 г. хотели заманить обманом князя Ростислава Глебовича: «и начаша Ростислава звати льстью у братьщину к святей Богородици к Старей, на петров день, да ту имуть и» (Ипатьевская летопись, 1159 г.). Братчины подробно описаны в новгородских былинах о Ваське Буслаеве.» [6].
Многие исследователи видят происхождение празднования русских братчин от древнеримских Брумалий, которые имеют общий корень со славянскими братчинами.
Брумалия – Brumalia > bratnija – братнии/братчины (слав.)(пропуск t, замена n/m, j/l)
«Врумалия,также Врумелия, Брумелия (греч. ;;;;;;;;;; лат. Brumalia; от лат. bruma «короткий (день)») — древнеримский зимний праздничный период в честь Крона, Деметры и Вакха (Дионисия), оканчивающийся в день зимнего солнцестояния.
В византийскую эпоху, торжества начались 24 ноября и продолжался в течение месяца. Празднования проходили в ночное время и сопровождались пиршествами, питьём, и весельем. В течение этого времени, делались предсказания о погоде на оставшуюся часть зимы.» [Википедия].
Не исключена связь Брумалий и братчин со славянскими Русалиями.
«Русалии (русальные дни) — праздник в память умерших у древних славян, поминальные дни, поминальный обряд.» [Википедия]
Все эти языческо-христианские праздники Брумалии, Розалии, Сатурналии, Русалии, братчины, Семик, Троица, Святки, Рождество, Ивана Купалы, Масленица сопровождавшиеся бурным гулянием, пением, плясками, ряжением, причитаниями, восходят корнями к одному языческому обряду – поминовению умерших, который сочетал начало и окончание полевых работ, а также периоды солнцестояния и солнцеворота.
Все эти праздники имеют один общий индоевропейский корень, связанный с кружевом, узором тканой скатерти (скатерти-самобранки).
гусли – gusli > ka[r]uselji – ка[р]усельи/русалии (слав.)
карнавал — karnaval > karuselnj / krugilnj– карусельный/кружильный (слав.)
Во-вторых, скатерть-самобранка может иметь связь с фразеологизмом «ковёр-самолёт». В самом деле, ковёр и скатерть – синонимы, только область применения ковра-самолёта находится в небе, а скатерти-самобранки на земле и функции у них разные, но как ковёр так и скатерть приносятся и поддерживаются ветром. Скатерть-самобранка такой же антипод ковра-самолёта как живая вода антипод мёртвой воде, а древо жизни с молодильными яблоками антипод древу познания добра и зла с его плодами.
В-третьих, наряду со скатертью-самобранкой, герой сказки получал и другой волшебный подарок (до трёх), например, кошелёк, баранчика, суму, которые тоже не относятся к вещицам загробного мира. Эти вещи в сказке должны были показать стяжательство и жадность богатеев и корыстных родственников и неминуемое возмездие им (в лице молодцев с дубинами) пусть и в наивной и смешной форме за свои грехи.

Читайте также:  Слишком длинная подпись инстаграм что значит

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера

Источник

Значение слова «скатерть-самобранка»

  • Ска́терть-самобра́нка (самобранная скатерть, скатерть-хлебосолка) — волшебный предмет, который в любое время и в любом месте может накормить и напоить своего хозяина, достаточно только развернуть её и произнести заветные слова. Волшебная скатерть, фигурирует в русских народных, а также во французских и немецких сказках.

Чтобы накрыть на стол, достаточно развернуть скатерть, и она тут же будет уставлена разнообразными яствами. Накормив хозяина, скатерть затем сама убирается и складывается.

В мифологии скатерть-самобранка является принадлежностью страны мёртвых, где еда всегда в изобилии.

ска́терть-самобра́нка

1. фолькл. волшебная скатерть, на которой сами собой появляются кушанья ◆ Земля являлась в его воображении в чудесном образе волшебной скатерти-самобранки, которая по одному хотенью да по щучьему веленью предоставляет в минуту всё: и хлеб, и вино, и елей, и гамбургские сапоги, и лапшу с курицей, и кашемировый платок Лукерье, и собственный самовар, и валенки ребятишкам. Ф. Д. Крюков, «Мечты», 1908 г. // «Русское Богатство» (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: хвоинка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Скатерть-самобранка: почему этот «добрый» сказочный предмет на самом деле символизировал смерть

Волшебный предмет, который в любом месте и в любое время кормит своего хозяина, встречается во многих европейских легендах; где-то это магический стол или котелок, в античных мифах — рог изобилия, ну а в русских сказках — скатерть-самобранка.

После произнесения заклинания она сама расстилается и выставляет на свою поверхность всевозможные яства, а после трапезы — все убирает обратно и складывается. Откуда же в национальном фольклоре появилось это чудо?

Желание облегчить жизнь

Во многих народных сказаниях есть волшебные вещи, которые сами все делают для своего хозяина — печка Емели возит его в лежачем положении, сапоги-скороходы и ковры-самолеты помогают быстро преодолеть расстояния, шапка-невидимка дает возможность спрятаться, ну а скатерть-самобранка — есть вдоволь и не убирать за собой. То есть, это предметы, позволяющие облегчить тяжелые жизненные условия. И ведь именно желание изобрести что-то для помощи в быту дала современному человечеству электронные печи и стиральные, посудомоечные машины, автомобили и самолеты.

Возможно, скатерть-самобранка в русских сказках именно мечта об облегченной крестьянской жизни, где не надо с рассвета до заката работать в поле, копать, косить, молотить, молоть, а затем еще часами стоять у печи и все это только для того, чтобы получить каравай хлеба. И все-таки, народные сказания существуют для того, чтобы потомки смогли осознать глубинную суть человеческой жизни.

Справедливая награда

Во всех сказках, где появляется скатерть-самобранка, высшие силы передают её в дар нищему, незаслуженно обиженному, страдающему человеку. И как правило, этот волшебный предмет спасает героя от голода, но все равно вскоре становится добычей злых и алчных людей.

Вот только получив скатерть-самобранку обманом и хитростью долго ею обладать не придется. За такой проступок всегда последует суровая расплата, ведь волшебный дар предназначен только в качестве награды за труд из последних сил, который из-за стихийных причин, оказался напрасным.

Здесь прослеживаются традиционные крестьянские опасения, связанные с неурожаем по независящим причинам; явлениями непогоды и набегами врагов. И сказка как бы передает крестьянину успокоение; высшие силы позаботятся о честных тружениках и не дадут умереть с голоду. Если придет беда, всё равно на столе у них будет хлеб и соль, не случайно во многих историях эту волшебную скатерть еще называют хлебосольной.

Таким образом, в национальном фольклоре подтверждается закон вселенской справедливости; добро всегда побеждает зло, и оно обязательно будет наказано. А еще звучит поучительный мотив: не смотря ни на что, нужно работать, никогда не отчаиваться и верить в то, что высшие силы помогут.

Смерть, как избавление от невзгод

Образ скатерти-самобранки — источника вечного изобилия еды, которой раньше герой никогда не видел, некоторые исследователи народного творчества связывают с царством мёртвых. Только там, согласно мифологическому представлению, возможны самые разные блага в неограниченном количестве, если конечно, человек заслужил этот рай тяжелой и праведной жизнью.

Не зря волшебный дар в виде скатерти-самобранки герой в сказках всегда получает от потусторонних сил, к тому же в тот момент, когда совершается несчастье и грядет неминуемый голод. Иными словами, небеса посылают обездоленному человеку избавление от невзгод и он, наконец, может вдоволь поесть и отдохнуть.

Ну а крестьяне всегда считали, что отдохнуть от своих бесконечных трудов они могут только на том свете. Таким образом, получив волшебный предмет, способный утолить смертельный голод, герой, незаметно переходит в царство мертвых, где, в отличие от реальной жизни, справедливость, опять же, согласно мифологическому представлению, всегда торжествует, поэтому и у сказок, как правило, счастливый конец

Источник

Откуда в русских сказках скатерть-самобранка

Волшебный предмет, который в любом месте и в любое время кормит своего хозяина, встречается во многих европейских легендах; где-то это магический стол или котелок, в античных мифах — рог изобилия, ну а в русских сказках — скатерть-самобранка.

После произнесения заклинания она сама расстилается и выставляет на свою поверхность всевозможные яства, а после трапезы — все убирает обратно и складывается. Откуда же в национальном фольклоре появилось это чудо?

Желание облегчить жизнь

Во многих народных сказаниях есть волшебные вещи, которые сами все делают для своего хозяина — печка Емели возит его в лежачем положении, сапоги-скороходы и ковры-самолеты помогают быстро преодолеть расстояния, шапка-невидимка дает возможность спрятаться, ну а скатерть-самобранка — есть вдоволь и не убирать за собой. То есть, это предметы, позволяющие облегчить тяжелые жизненные условия. И ведь именно желание изобрести что-то для помощи в быту дала современному человечеству электронные печи и стиральные, посудомоечные машины, автомобили и самолеты.

Возможно, скатерть-самобранка в русских сказках именно мечта об облегченной крестьянской жизни, где не надо с рассвета до заката работать в поле, копать, косить, молотить, молоть, а затем еще часами стоять у печи и все это только для того, чтобы получить каравай хлеба. И все-таки, народные сказания существуют для того, чтобы потомки смогли осознать глубинную суть человеческой жизни.

Справедливая награда

Во всех сказках, где появляется скатерть-самобранка, высшие силы передают её в дар нищему, незаслуженно обиженному, страдающему человеку. И как правило, этот волшебный предмет спасает героя от голода, но все равно вскоре становится добычей злых и алчных людей.

Вот только получив скатерть-самобранку обманом и хитростью долго ею обладать не придется. За такой проступок всегда последует суровая расплата, ведь волшебный дар предназначен только в качестве награды за труд из последних сил, который из-за стихийных причин, оказался напрасным.

Здесь прослеживаются традиционные крестьянские опасения, связанные с неурожаем по независящим причинам; явлениями непогоды и набегами врагов. И сказка как бы передает крестьянину успокоение; высшие силы позаботятся о честных тружениках и не дадут умереть с голоду. Если придет беда, всё равно на столе у них будет хлеб и соль, не случайно во многих историях эту волшебную скатерть еще называют хлебосольной.

Таким образом, в национальном фольклоре подтверждается закон вселенской справедливости; добро всегда побеждает зло, и оно обязательно будет наказано. А еще звучит поучительный мотив: не смотря ни на что, нужно работать, никогда не отчаиваться и верить в то, что высшие силы помогут.

Смерть, как избавление от невзгод

Образ скатерти-самобранки — источника вечного изобилия еды, которой раньше герой никогда не видел, некоторые исследователи народного творчества связывают с царством мёртвых. Только там, согласно мифологическому представлению, возможны самые разные блага в неограниченном количестве, если конечно, человек заслужил этот рай тяжелой и праведной жизнью.

Не зря волшебный дар в виде скатерти-самобранки герой в сказках всегда получает от потусторонних сил, к тому же в тот момент, когда совершается несчастье и грядет неминуемый голод. Иными словами, небеса посылают обездоленному человеку избавление от невзгод и он, наконец, может вдоволь поесть и отдохнуть.

Ну а крестьяне всегда считали, что отдохнуть от своих бесконечных трудов они могут только на том свете. Таким образом, получив волшебный предмет, способный утолить смертельный голод, герой, незаметно переходит в царство мертвых, где, в отличие от реальной жизни, справедливость, опять же, согласно мифологическому представлению, всегда торжествует, поэтому и у сказок, как правило, счастливый конец

Источник

Оцените статью