Ситкомы что это значит

Значение слова «ситком»

ситко́м

1. неол. кино сокр. к ситуационная комедия; разновидность комедийных радио- и телепрограмм, с постоянными основными персонажами и местом действия ◆ Новые серии популярного ситкома мы увидим уже весной. Надежда ШУЛЬГА, ««Папины дочки» вернутся в конце марта», 2011 г. // «Комсомольская правда» (цитата из НКРЯ) ◆ Сериал этот — ситком, то бишь комедия положений, прерываемая веселым закадровым смехом. Валентина ЛЬВОВА, «Татьяну Догилеву заперли на заводе», 2005 г. // «Комсомольская правда» (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова акваплан (существительное):

Ассоциации к слову «ситком&raquo

Синонимы к слову «ситком&raquo

Предложения со словом «ситком&raquo

  • В каждой серии ситкома либо в главной, либо во второстепенной сюжетной линии персонаж стремится к какой-то цели, а на его пути возникают внешние препятствия.
Читайте также:  Пиелоэктазия правой почки что это значит у взрослой женщины

Понятия, связанные со словом «ситком»

Коме́дия положе́ний, также ситуацио́нная коме́дия, ситуативная комедия, или ситко́м (англ. situation comedy, sitcom), — разновидность комедийных радио- и телепрограмм, с постоянными основными персонажами и местом действия. Изначально появившийся на радио в США в 1920-х годах, к 1970-м годам ситком выделился в жанр почти исключительно телевизионной комедии и получил широкое распространение в телесериалах.

Источник

Ситком: что это такое и почему так популярно (примеры лучших ситкомов с высоким рейтингом)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Человек не может постоянно работать, иногда нужно время на отдых и размышления. Поэтому в конце дня мы хотя бы изредка пытаемся себя развлекать.

Раньше непосредственного взаимодействия было больше – мы обменивались новостями, рассказывали об интересных событиях дня и о том, что прочитали в книгах или журналах.

Однако в последнем столетии блага цивилизации начали действовать, как любое лекарство – что-то лечить, а что-то калечить.

Одна из самых неоднозначных издержек развития технологий – минимизация «живого» общения вследствие доступности разнообразных гаджетов и появления множества форматов телевидения, вместе с которыми пришла и эра ситкомов.

Что такое ситком и как он появился

На постсоветском пространстве слово «ситком» вошло в обиход примерно с начала девяностых, хотя само понятие сформировалось еще в начале XX века в США. По сути, ситком – это калькированная транскрипция англоязычного sitcom, образованного путем сокращения и объединения двух основ:

Уже из названия «ситком» очевидна ключевая особенность, когда юмор строится на поведении нескольких персонажей, то и дело попадающих в казусные ситуации. Традиционно подразумевается наличие двух и более участников комедийного действия, чтобы перед зрителем до конца раскрылась интрига сюжета.

Комедия положений – достаточно «древний» театральный формат, и до сих пор среди критиков ведутся горячие дискуссии, можно ли относить ситкомы к этому формату. Из-за того, что сюжет в обоих случаях строится на некоем курьезном событии, вероятно, речь может идти о субжанре со своими особенностями в плане съемки и подачи.

Ситком – это колоритная история с развитием

Если оригинальная комедия положений ставилась еще в первых театрах и была одной из знаковых в творчестве Шекспира, то о ситкомах человечество узнало лишь сотню лет назад. В двадцатых годах прошлого века в США появились комедийные радиопостановки, развлекавшие общество на протяжении трех десятилетий.

Но конкретный термин официально начали использовать лишь при переходе в телевизионный формат, поэтому первым ситкомом обычно называют сериал «Я люблю Люси», стартовавший в октябре 1951-го.

Шоу о предприимчивой домохозяйке, пытающейся пробиться в шоу-бизнес своего мужа, длилось всего 6 сезонов, однако до сих пор остается на вершинах рейтинга Нильсена. «Я люблю Люси» считается одним из популярнейших сериалов, охватывающих американскую аудиторию более чем в 40 млн зрителей ежегодно.

Сюжетные зарисовки в жанре ситкома обладают рядом отличительных черт, характерных для комедийных телепостановок с множественными эпизодами. За многие годы развития выработался оптимальный формат:

  1. такие сериалы стараются не перегружать зрителя обилием информации, большим набором героев или затяжными историями;
  2. в ситкомах обычно одни герои – персонажи не меняются, а новые появляются лишь изредка и вскоре, как правило, пропадают;
  3. яркость подачи – главными персонажами ситкома обычно выступают какие-либо типажи (то есть образы с гипертрофированными чертами);
  4. логическая завершенность сюжета – каждая серия самодостаточна (начинается с одной ситуации, развивается в ней же и заканчивается ее разрешением);
  5. преднамеренная компактность – в 20-30 минут умещается одна серия, титры и несколько рекламных блоков.

К началу восьмидесятых появились так называемые мыльные оперы, составившие опасную конкуренцию комедийным постановкам, растянутым на десятки (а то и сотни) серий. Понятно, что ситкомы были вынуждены подстраиваться и видоизменяться, чтобы не терять зрителей, заинтересовавшихся трогательными историями о любви и семейных перипетиях.

Новые особенности жанра

В то время в большинстве ситуационных комедий начали появляться более продолжительные сюжетные линии (сквозные или на несколько серий), зрителям стали больше рассказывать о героях, а число второстепенных персонажей ощутимо возросло. Ну и биографиям действующих лиц начали уделять больше внимания.

Еще одной яркой чертой ситкомов стали звуковые дорожки с закадровым смехом. Изначально он был настоящим, поскольку съемки проходили в павильонах с «живыми» зрителями, и их непосредственная реакция записывалась камерой так же, как и голоса актеров.

Впоследствии записи со смехом начали вставлять чаще, причем иногда это делалось совершенно не к месту. Примечательно, что в последние годы от этого искусственного хохота стараются избавиться, что вполне обоснованно, поскольку сегодня такие приемы воспринимаются, как нелепая попытка заставить зрителя смеяться над безвкусными или некорректными шутками.

Павильонные съемки повлияли и на картинку. Долгое время на площадке работала лишь одна камера. Впоследствии некоторые режиссеры начали использовать несколько камер, чтобы в ходе монтажа можно было выбрать наиболее удачные ракурсы.

Однако в дальнейшем производители вернулись к варианту с единственной камерой, предпочитая экономить на склейке, но стали добавлять в последующую обработку некоторые из спецэффектов.

Лучшие ситкомы с высоким рейтингом

В сети сейчас представлена уйма самых разных подборок из лучших комедийных сериалов, но кто их составлял и на какие критерии ориентировался, совершенно непонятно. Поэтому обратимся к наиболее достоверному и компетентному источнику – порталу «Кинопоиск», – и выберем из ТОП-250 самые популярные ситкомы, исходя из наивысшего рейтинга IMDb:

  1. «Друзья» – 9,2 (10 сезонов, начиная с сентября 1994-го, при этом финальный эпизод собрал у телеэкранов свыше 51 млн зрителей);
  2. «Клиника» – 8,9 (9 сезонов, начиная с октября 2000-го. Все серии были сняты одной камерой и при полном отсутствии зрителей);

Разумеется, что наша подборка весьма ограничена – в нее включены только зарубежные ситкомы с «живыми» актерами (то есть не мультфильмы) и только те, что имеют рейтинг выше 8,5 баллов.

Что касается отечественных аналогов, то первым ситкомом в России стал сериал «Клубничка» (1996—1997), снятый по «образу и подобию» «Дежурной аптеки» (Испания).

Второй попыткой создать что-то похожее была «Моя прекрасная няня» (2004—2008), где оригинальным был только последний (седьмой) сезон.

В данном контексте достаточно посмотреть программу канала ТНТ, который специализируется на показе комедийных сериалов, и вы легко найдете еще немало похожих проектов, представляющих собой своеобразный микс из адаптированных под русский менталитет сюжетов.

Здесь можно упомянуть парочку самых транслируемых ситкомов с рейтингом от 7 баллов, например:

  1. «Кухня» – 8,7 (2012—2016);
  2. «Интерны» – 7,5 (2010—2016);
  3. «Физрук» – 7,2 (2014—2017) и т.д.

Вместо заключения

Но будем справедливы: детская наивность, обозначение конфликтных ситуаций контрастом характеров, пародия на социальные и политические темы сделали формат ситкома по-настоящему востребованным.

Но будем справедливы: детская наивность, обозначение конфликтных ситуаций контрастом характеров, пародия на социальные и политические темы сделали формат ситкома по-настоящему востребованным.

И хотя в XXI веке классические ситкомы снимают все реже, их наработки легли в основу большинства популярных телевизионных шоу с комедийным уклоном.

Источник

Ситком – что за жанр?

ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА

Ситком – это комедийный сериал с постоянными персонажами, простыми и повторяющимися локациями и общей историей.

Жанр ситуационной комедии пришел в Россию из Голливуда, и с каждым годом число его поклонников только растет. Это связано с хорошими ТВ-рейтингами, умеренными бюджетами, опытом и профессионализмом работников киноиндустрии, что за пару десятилетий практически с нуля освоили новое перспективное направление.

Жанровые особенности ситкома

Главное условие – наличие смешных ситуаций. Отсюда и название «ситком» – комедия ситуаций. Чем больше, тем лучше. И тут важно отходить от клише и не прогонять одну тему из серии в серию. В классическом ситкоме персонажи развиваются только внутри серии, а в начале следующего эпизода откатываются назад, забывая все уроки. Как, например, Эл Банди из сериала «Женаты с детьми…», он же Гена Букин из российской адаптации «Счастливы вместе». Он годами не может ничему научиться.

Но сегодня все чаще можно встретить ситкомы, где герои пусть медленно и незначительно, но все же меняются: «Теория большого взрыва», «Американская семейка», «Дылды», «Ольга» и т. д.

Разумеется, хорошо, если в вашем ситкоме помимо комедийных ситуаций будет еще и пара шуток.

Шутки состоят на нескольких элементов:

  • сетап (заход);
  • собственно шутка;
  • панчлайн (гэг).

На заходе лежит важная миссия – подготовить зрителя к шутке, тем самым вызвав максимальную обратную реакцию. Панчлайн – хлесткий финал, который чаще всего разворачивает то, что презентовал сетап, на 180 градусов. Во многом здесь заложен парадокс и разрушение ожиданий.

– У меня и правда, есть чувства к тебе.

– Да, я чувствую, что ты мне действуешь на нервы.

Шутки умело разбросаны по таймингу, чтобы не дать заскучать зрителю. Еще один важный момент – пережидание смеха, то есть дать возможность зрителю высмеяться.

В классическом ситкоме после каждой шутки обычно идет пауза, которую герои отыгрывают мимикой. Сделано это для того, чтобы следующая шутка достигла цели, а не затерялась в смеховой реакции на предыдущий панчлайн. Но сегодня есть и противоположные примеры. Например, в «Рике и Морти» шутки выдаются в таком количестве и с такой скоростью, что часть из них теряется при первом просмотре. Однако в эпоху интернета такой подход оказался даже полезным, потому что он повышает пересматриваемость старых серий онлайн.

Как появился жанр ситкома

Направление вышло из комедийных радиосценок и стендапа. Первым ТВ-ситкомом в Великобритании стал сериал «Прогресс Пинрайна» (1946), в Штатах – «Мэри Кей и Джонни» (1947). Сам термин появился в 1951 году в Америке с выходом на экраны «Я люблю Люси» (1951–1956), что повлияло на развитие жанра. Эта картина стала самым популярным сериалом США, достигнув вершины рейтинга Нельсона.

В 80-е годы американское телевидение захлестнул наплыв мыльных опер, ситуационные комедии стали терять рейтинги и отходить на второй план.

В России первые ситкомы появились в начале 90-х («Клубничка» и «Мелочи жизни»), они надолго отбили желание у зрителей поглощать этот ТВ-продукт. В 2000-х было много попыток вновь привить россиянам любовь к коротким комедийным сериям. Сперва пошла в ход адаптация успешных западных проектов («Счастливы вместе», «Моя прекрасная няня», «Воронины»), а потом принялись за авторские проекты («Универ», «Интерны»).

В итоге в 2010-е ситкомы в России обрели вторую жизнь. После успеха «Универа», «Интернов» на ТНТ и «Ворониных», «Папиных дочек» на СТС их производство было поставлено на поток. Каждый сезон каналы радуют зрителя сразу несколькими комедийными проектами этого жанра – «Саша и Таня», «Два отца и два сына», «Две девицы на мели».

Ситуационные комедии дали продюсерам уверенность в окупаемости комедийного продукта, посему развлекательные ТВ-каналы предлагают зрителю комедийный жанр в большом разнообразии.

Большинство современных отечественных ситкомов снимают студии Yellow, Black and White и Good Story Media для каналов ТНТ и СТС. Сейчас на эту сцену активно выходят 1-2-3 Production и Art Pictures Studio.

На мировом ТВ-рынке ситкомы сегодня чувствуют себя вполне комфортно. Они не хватают звезд с неба, но и не падают на самое дно. Но иногда некоторым из них удается обойти даже драматические проекты с бОльшими бюджетами и потенциалом в сетке рейтингов и наград. Вот только несколько примеров:

  • «Друзья»,
  • «Клиника»,
  • «Замедленное развитие»,
  • «Американская семейка»,
  • «Как я встретил вашу маму»,
  • «Теория Большого взрыва».

Отличительные особенности

Премьерные показы серий преимущественно идут по ТВ, иногда – на стриминговых платформах или видеохостингах. В США они выходят с осени и до конца весны по одной серии в неделю. Из-за чего на вечер каждого буднего дня нужен свой проект.

В России серии выходят обычно с понедельника по четверг, иногда с понедельника по пятницу. На показ всего сезона уходит от двух до трех месяцев, после чего канал запускает в этот слот следующий проект

  • тайминг серии – 24 минуты (с рекламой – полчаса);
  • количество серий в сезоне – от 16 до 24;
  • закадровый смех, если это многокамерный ситком, снятый в павильоне (смех настоящих зрителей, приглашенных на съемку, для обкатки сценария)
  • ограниченное число повторяющихся из серии в серию локаций (кафе, дома героев, их мест работы);
  • музыкальные отбивки при переходе от одной сцены к другой;
  • сюжет серии строится по формуле: «исходное положение – происшествие – перипетии – кульминация – возврат в исходное положение»;
  • в классическом ситкоме серии между собой сюжетно почти не связаны. Но сегодня эта тенденция отступает;
  • контрастность характеров героев (8 комедийных характеров по Скотту Седите).

Контрасты

Контрасты – важнейший элемент хороших комедийных ситкомов. И если в драмах и боевиках на художественных весах автора расположились антагонист и протагонист, то в комедийном жанре это разношерстные и необычные персонажи, которые во многом являют собой абсолютные противоположности:

  • Чендлер и Джо (умный – глупый) в «Друзьях»;
  • Труди и Клемми (чудовище – красавица) в «Рино 911»;
  • Макс и Керолайн (бедная – богатая) в «Двух девицах на мели».

Во многих сериях именно контрасты помогают создавать конфликты и нелепые ситуации, из которых герои потом сообща ищут выход.

Структура серии ситкома

Проследить, как строятся серии ситуационной комедии, можно, например по правилам, что вывел Билли Айделсон («Чертова служба в госпитале МЭШ»).

  • Завязка в раю. В начале серии возникает некая проблема, которую герои решают сообща или поодиночке (иногда в серии может быть несколько проблем – своя для каждого героя).
  • Неприятности – ситуация не получает быстрого решения, а только усугубляется.
  • Поворот – все идет не по плану.
  • Обдумывание – персонажи думают, как выйти из оказии.
  • Герои начинают воплощать план в действия, здесь назревает апофеоз, важнейший эмоциональный комедийный конфликт всего эпизода.
  • Решение проблемы – все хорошо, герои подводят итоги.

Другие подходы могут отличаться в нюансах, но по сути очень близки к этой схеме.

Шутки

В сценарий ситкома часто вставляются вербальные и визуальные шутки.

Разобраться в словесных (вербальных) можно, изучив, например, классификацию Дина Грега:

  • Отсылка к предыдущей шутке – сквозная шутка, которая повторяется в течение одного или нескольких эпизодов («У нас был перерыв!» – сквозная фраза, которую Рос и Рейчел из «Друзей» повторяли друг другу в течение нескольких сезонов).
  • Эхо – мгновенное отражение и перенаправление шутки.
  • Ирония с подтекстом – говорить о смешных вещах с серьезным видом и наоборот.
  • Разрушение ожиданий.

А визуальные шутки хорошо разобрал Константин Глинка:

  • Слоуберн – медленный поворот головы героя как реакция на фразу или диалог.
  • Покерфейс – наблюдать, ощущать свое превосходство над другими персонажами, зная некую тайну, и стрелять глазами с загадочным видом.
  • Ломание «четвертой стены» – персонаж после шутки иронично смотрит прямо в камеру, на зрителя, как бы говоря «ну, ты меня понял, да?».

Особый эффект достигается при умелом сочетании визуальных и вербальных шуток.

Популярные ситкомы всех времен

  • «Друзья». 10 сезонов с огромными рейтингами, миллионный гонорар каждому из шести главных актеров за серию. История про дружбу и любовь колоритных персонажей, каждый из которых стал культовым.
  • «Офис». Концентрированный ситком об офисном планктоне и их одиозном начальнике. Стив Карелл демонстрирует все грани своего комедийного амплуа.
  • «Теория Большого взрыва». Оказалось, что гики тоже регулярно попадают в нелепые ситуации, особенно если они связаны с наукой и женским полом.
  • «Клиника». Самый самобытный ситком из списка. Главное достоинство – мультики в голове главного героя, который совершенно не обделен фантазией. Новоиспеченному стажеру-медику ДжеюДи придется познать все прелести и тяготы работы под руководством доктора Кокса.
  • «Американская семейка». Жизнь трех необычных семей в разрезе современной жизни. 11 сезонов, «Золотой глобус» и четыре премии «Эмми».
  • «Меня зовут Люси». Живая классика, которая даже в наши дни может немало рассмешить.
  • «Женаты…с детьми». Мы прежде всего знаем этот сериал по русской адаптации «Счастливы вместе». В отличие от российского аналога, американский сериал предлагает не только шутки поразнообразнее, но и впечатляет актерским кастом (Эд О’Нил, Кэти Сагал).
  • «Сайнфелд». Как называли его сами создатели, «шоу ни о чем» дало мощное развитие жанру ситкома. Некоторые эпизоды «Друзей» во многом вдохновлены именно «Сайнфелдом».
  • «Альф». Похождения веселого и пушистого инопланетянина на нашей планете в антураже простой американской семьи.
  • «Чертова служба в госпитале МЭШ». Военный цинизм, возведенный в абсолют, с убойным черным юмором и харизматичными персонажами.
  • «Как я встретил вашу маму». Планку юмористического качества не удалось выдержать в последние сезоны, но первая половина сериала – бриллиант. Тэд на протяжении девяти сезонов рассказывает своим детям, как он познакомился с мамой.

Главные герои

В ситкомах характеры и личные качества героев гипертрофированы. Если это умник, то он знает все (Шелдон в «Теории Большого взрыва»), если любит выпивку и женщин, то каждую серию у него будут новые приключения и загулы (Чарли в сериале «Два с половиной человека»). Всем им дал характеристику Скотт Седита. Рассмотрим их на примере «Друзей».

  • Обаятельный неудачник (Джоуи).
  • Логичный умник (Рос, Чендлер).
  • Невротик (Моника, Чендлер).
  • Дуралей (Джоуи).
  • Язва (Рейчел).
  • Меркантильные (Рейчел).
  • Ловелас / Сердцеедка (Джоуи).
  • Чудак не от мира сего (Фиби).

Как видим, в современных ситкомах чистые амплуа характеров по этой классификации встречаются редко и достаются исключительно второстепенным героям. Главные же персонажи ситкома наделены сразу несколькими яркими чертами.

Подобная тенденция прослеживается и в мире российских ситуационных комедий. Он ширится, растет и наполняется новаторскими героями.

Источник

Оцените статью