Сеппуку
Хараки́ри (яп. 腹切り ? ) или сэппуку (яп. 切腹 ? ) [1] (букв. «вспарывание живота») — ритуальное самоубийство путём вспарывания живота, принятое среди самурайского сословия средневековой Японии.
Принятая в среде самураев, эта форма самоубийства совершалась либо по приговору как наказание, либо добровольно (в тех случаях, когда была затронута честь воина, в знак верности своему сёгуну и т. д.). Совершая сэппуку, самураи демонстрировали своё мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих помыслов перед богами и людьми. В случае, когда сэппуку должны были совершить лица, которым не доверяли, или которые были слишком опасны, или не хотели совершать самоубийство, ритуальный кинжал (кусунгобу) заменялся на веер, и таким образом сэппуку сводилась к обезглавливанию.
Содержание
Этимология
«Сэппуку» и «харакири» пишутся одними и теми же двумя иероглифами. Разница в том, что сэппуку пишется как 切腹 (сначала идёт иероглиф «резать» а потом «живот», при прочтении используются «онные», японско-китайские чтения), а харакири наоборот — 腹切り (первый иероглиф — «живот», используются «кунные», чисто японские чтения). В Японии слово «харакири» является разговорной формой и несёт некоторый бытовой и уничижительный оттенок: если «сэппуку» подразумевает совершённое по всем правилам ритуальное самоубийство, то «харакири» переводится скорее как «вспороть себе живот мечом».
История возникновения
В древности сэппуку не было распространено в Японии; чаще встречались другие способы самоубийства — самосожжение и повешение. Первое сепукку было совершено даймё из рода Минамото в войне между Минамото и Тайра , в 1156 году, при Хеген. Минамото но-Таметомо, побежденный в этой короткой, но жестокой войне, разрезал себе живот, чтобы избежать позора плена. Сэппуку быстро прививается среди военного сословия и становится почётным для самурая способом свести счёты с жизнью.
Сэппуку состояло в том, что самоубийца прорезал живот поперёк, от левого бока до правого или, по другому способу, прорезал его дважды: сначала горизонтально от левого бока к правому, а потом вертикально от диафрагмы до пупка. Впоследствии, когда сэппуку распространилось и стало применяться в качестве привилегированной смертной казни, для него был выработан особый сложный ритуал, один из важных моментов которого состоял в том, что помощник (кайсяку) невольного самоубийцы, обыкновенно его лучший друг, одним взмахом меча отрубал ему в нужный момент голову, так что сэппуку по сути сводилось к ритуальному обезглавливанию.
Между обезглавливанием по сэппуку и обыкновенным обезглавливанием установилась юридическая разница, и для привилегированных лиц, начиная с самураев, смертная казнь заменялась в виде снисхождения смертью через сэппуку, то есть смертной же казнью, но только в виде ритуального обезглавливания. Такая смертная казнь полагалась за проступки, не позорящие самурайской этики, поэтому она не считалась позорной, и в этом было её отличие от обыкновенной смертной казни. Такова была её идеология, но в какой мере она осуществлялась на практике, сказать трудно. Фактом остаётся только то, что сэппуку в виде казни применялось лишь к привилегированному сословию самураев и т. д., но никоим образом не к классам населения, считавшимся ниже самураев.
Это официальное применение сэппуку относится к более позднему времени, а именно к токугавскому периоду сёгуната, но независимо от него этот способ самоубийства в частном его применении получил очень широкое распространение во всей массе населения, почти став манией, и поводами для сэппуку стали служить самые ничтожные причины. После реставрации 1868 г. с началом организации государственного строя по европейскому образцу и начавшимся под давлением новых идей изменением всего вообще уклада жизни, официальное применение сэппуку в конце концов было отменено, а вместе с тем и частное его применение стало выводиться, но не вывелось совсем. Случаи сэппуку нередко встречались и в XX веке, и каждый такой случай встречался скрытым одобрением нации, создавая по отношению к некоторым применившим сэппуку лицам более видного положения ореол славы и величия.
Идеология
Существует точка зрения, согласно которой сэппуку усиленно насаждалось религиозными догматами буддизма, его концепцией бренности бытия и непостоянством всего земного. [2] В философии дзен-буддизма центром жизнедеятельности человека и местоположением его души считалось не сердце или голова, а живот [3] , занимающий как бы срединное положение по отношению ко всему телу и способствующий более уравновешенному и гармоничному развитию человека. В связи с этим возникла масса выражений, описывающих разные душевные состояния человека с использованием слова «живот», по-японски хара [фуку]; например, харадацу — «ходить с поднявшимся животом» — «сердиться», хара китанай — «грязный живот» — «низкие стремления», хара-но курой хито — «человек с черным животом» — «человек с черной душой», хара-но най хито — «человек без живота» — «бездуховный человек». Считается, что вскрытие живота путём сэппуку осуществляется в целях показать чистоту и незапятнанность своих помыслов и устремлений, открытие своих сокровенных и истинных намерений, как доказательство своей внутренней правоты; другими словами, сэппуку является последним, крайним оправданием себя перед небом и людьми.
Также возможно, что возникновение этого обычая вызвано причинами более утилитарного характера, а именно постоянным наличием при себе орудия самоубийства — меча. Вспарывание живота мечом являлось очень действенным средством, и остаться в живых после такой раны было невозможно. В Европе существовала некоторая аналогия этого ритуала: обычай бросаться на меч в древнем Риме возник не в силу какой-нибудь особой идеологии этого явления, а в силу того, что меч был всегда при себе. Как на Западе, так и на Востоке применение меча как орудия для самоубийства началось именно среди сословия воинов, которые постоянно носили его при себе.
Примечания
Следует отметить, что проникающие ранения брюшной полости — самые болезненные по сравнению с подобными же ранениями других частей тела.
Распространено бытовое выражение «болевой шок», «смерть от болевого шока». Однако в действительности никакого «болевого шока» не существует, и умереть от одной лишь боли — даже очень сильной — человек не может.
Источник
Всё о Японии
Сеппуку и харакири – это часть культурного и религиозного наследия Японии. Оба эти явления относят к способам самоубийства, но исполняются они практически одинаково.
Что такое сеппуку?
Сеппуку – это ритуальное самоубийство, совершаемое самураем согласно кодексу Бусидо. К такому способу смерти прибегают тогда, когда самурай оказывается покрыт позором, смыть который можно только его смертью. Чтобы сеппуку было проведено правильно, необходимо строго соблюсти свод правил, которые четко регламентируют этот страшный процесс.
Ритуал сеппуку самурай мог совершить по приговору или по собственному желанию. Например, если он терял своего хозяина в бою или плохо исполнял свой долг, другие воины могли заставить его совершить сеппуку.
Но часто самурай сам хотел оправдаться перед богами и людьми, поэтому принимал решение вспороть себе живот особым образом. Вспарывать живот нужно было сидя, чтобы не упасть на спину и не опозориться. Оголив живот, самурай делал два крестообразных движения мечом или вспарывал свою плоть от одного бока до другого, а после от пупка до груди.
Позднее самоубийство сеппуку совершали, наваливаясь на меч. Данный способ считался более гуманным. Кричать и корчиться во время совершения ритуала самураям не полагалось. Поэтому некоторые из них пользовались услугами специального помощника, который после разрезания самураем живота отрубал ему голову, но не до конца, чтобы голова не упала на пол.
Женщины из сословия самураев в случае позора, измены мужу, предательства или недержания слова тоже совершали этот обряд. Поступить так могла и та женщина, которой грозило бесчестие не по ее вине.
Женское сеппуку совершалось ножом, который японке подарил муж или отец. Им она прокалывала себе сердце или, согласно другим сведениям, перерезала горло. Перед ритуалом женщина сама связывала себе ноги, чтобы умереть в достойной и целомудренной позе.
Что такое харакири?
Харакири – это все то же ритуальное самоубийство, только это слово больше прижилось на Западе, поэтому находится на слуху. В переводе с японского этот термин означает «живот» и «резать». Слово «сеппуку» пишется теми же иероглифами, но читается со слова «резать». Такая транскрипция относится к китайским лингвистическим корням.
Так что можно смело посчитать «сеппуку» более японским обозначением процесса. Во всем остальном харакири и сеппуку мало отличаются друг от друга.
История сеппуку
В Древней Японии ритуал сеппуку распространен не был. Он стал популярен в средние века. В 1156 году дайме из Минамото совершил первое харакири в истории. Он сделал это, чтобы избежать плена, так как попадание в плен считалось позором. С тех пор многие военные стали использовать данный обряд в критических ситуациях.
Затем, с течением времени, сеппуку стало массово использоваться по любым поводам. Но с приходом реформ в период Мэйдзи такие самоубийства официально стали порицаться, а в 1968 году обряд был запрещен на законодательном уровне. Но в культуре японцев сеппуку по-прежнему занимает важное место.
Ритуальные самоубийства сегодня
В японской культуре крайне важно сохранить лицо перед окружающими. Так же важны и живы понятия чести и достоинства. Поэтому японцы до сих пор выбирают самоубийства как панацею от многих бед.
Религия Японии не осуждает самоубийства. Наоборот, такой способ смерти считается обдуманным и достойным. Не мешает уйти в лучший мир, помогает смыть позорные пятна с репутации.
Самоубийства во всем мире совершаются по разным причинам. Например, это может быть крах бизнеса, финансовые проблемы, романтические трудности или болезни, мешающие полноценно жить. Во многих мировых религиях харакири осуждается, считается слабостью, бегством от проблем. Но не в Японии, так как японцы полагают, что для сеппуку нужна большая сила воли, а также способность признавать свои ошибки.
Харакири и сеппуку изначально были привилегией дворянства. Но затем ими стали пользоваться не только военные, но и простые люди. Совершают ли сеппуку сегодня? Конечно, такие случаи можно встретить и в нашем веке. Но они менее распространены и более обоснованы современными реалиями.
Сеппуку и харакири отличаются друг от друга лишь звучанием иероглифов. В остальном данное явление характеризуется как обряд, в конце которого человека ожидает неотвратимое наступление смерти. Плохо это или хорошо? Пусть на этот вопрос ответят сами японцы, потому что их культура кардинальным образом отличается от культуры других народов. Их жизнь устроена совсем по-другому. Ценности основаны на почтении к предкам и исторически сложившихся устоях общества. Для них харакири – это часть жизни, а смерть – закономерное явление, которое необходимо встретить достойно.
Источник
Что такое харакири и сеппуку, в чём разница
Харакири, спепуку – в чем разница между этими двумя понятиями? Существует ли между ними разница, в каких ситуациях применима сепуку, а когда харакири. Поможет рассмотреть вопрос история, традиции Японии, древний кодекс самураев.
Что такое харакири
В Японии дань культуре, чести, народу, феодалу, хозяину – превыше всего. Даже собственной жизни. Кодекс самураев говорит, что такое харакири. Это ритуальное, собственной рукой самоубийство, принятое среди высшего сословия знати Японии, самураев.
Харакири бывает добровольное, реже добровольно-принудительное – определенного рода наказание. Самурай ритуальным самоубийством сохранял собственную честь, доброе имя своей семьи.
Практиковали харакири, если затрагивалась честь самого самурая, либо феодала – начальника. А как делают харакири – это сложный ритуальный процесс, с массой тонкостей, мельчайших нюансов, которые помогали душе отойти в мир иной. Такой ритуал был привилегией исключительно знати – простой крестьянин не мог проводить его.
А чем делают жертвенное убийство своей рукой – это было личное оружие самого самурая, специальные мечи, ножи. Особым вниманием важно виделить такие ножи как кугуносбу или танто.
О сепуку
А что такое сепуку, в чем состоит его отличие от харакири – это возвышенный ритуал, проводимый, если самураи покрывает себя позором. Если харакири предусматривает простое вспарывание живота, говор в простонародье бытовой вариант ритуального убийства собственно рукой – сепуку это сложный в своем проведении, подготовке ритуал.
Как проводят ритуал сепуку – самурай разрезал живот крестом, буквой Х, всего двумя движениями. Хотя в более поздние сроки применяли не такой болезненный метод, когда самурай просто втыкал в живот меч или же нож, наваливаясь всем телом. Такой способ самоубийства практиковали римские легионеры, плененные врагами, считая последний благородным способом ухода из жизни. Смерть от своей руки лучше, нежели плен.
Главная разница, которая существует между данными понятиями – сам самурай, который совершал сепуку, не должен кричать, корчиться от боли, падать. Он делал собственную смерть не просто ритуальным самоубийством – красивое священное действие, показывающее насколько его душа чиста, как он предан своему роду, хозяину.
Женщина из высшего сословия, жена самурая, также могла совершать ритуальное убийство собственно рукой. Правда проводился последний в упрощенном варианте, был не таким помпезным, как у мужчин, применяя исключительно ножи. Последними вскрывали яремную вену на шее или же вонзали, пронизывая сердце. Обязательно она обязана склонить голову на левую сторону. Это определенный символ, поза увядающего цветка, конины жизни. Проводилось ритуальное женское убийство от своей руки по правилам наедине с самим собой, без свидетелей – только так его признавали, как искупление.
Истории кроваво ритуала
Историки говорят, что харакири, как ритуал самоубийства, вскрытия живота соотносится по времени становления философии буддизма, догм бренности бытия, всего существующего на земле. Согласно устоям буддизма, в центре живота распускается душа человека, его сущность. Никогда в сердце, голове, иной части тела.
Существует 3 способа популяризации данного способа суицида:
- самурай демонстрировал чистоту своей души и помыслов, его намерения незапятнанны позором, необоснованными обвинениями и он прав;
- таким способом самурай способен оправдаться сразу между небом – людьми в своих поступках, делах, собственных решениях;
- но нередко практика такого убийства от своей руки обусловлена постоянным ношением с собой боевого оружия – это помогало на поле битвы быстро умереть.
Сам ритуал сепуку пик популярности завоевал в средневековье. В 1156 году дайме из Минамото впервые совершил собственноручно харакири в истории. Причина проста как мир – плен, который расценивался как высшая степень позора. Тогда все больше воинов и знати применяли сам обряд в критических ситуациях. Его даже прописали как пункт военного кодекса чести самурая – Бусидо.
Постепенно, с приходом реформ в период правления Мэйдзи представленные ритуальные самоубийства прекратили свое существование на законодательном уровне. На уровне культурного наследия ритуал сегодня, завтра, вчера занимает немаловажное место.
Ритуальные самоубийства в современной Японии
Культура Японии подразумевает – всегда важно сохранить свое лицо, доброе имя, честь, достоинство. Потому японцы воспринимают сепуку, ритуальное харакири как спасение от бед, способ сохранить свое доброе имя.
Но религиозные догмы не осуждают самоубийство как способ лишения жизни. Данный такой способ уйти из земной жизни считают самым обдуманным, взвешенным, с достоинством смыть позор и отбелить свое имя. Иные мировые религии, православие, буддизм, такой способ уйти из жизни наоборот осуждается – это бегство от проблем. Но только не в культуре Японии. Для сепуку так важно не просто воткнуть в себя нож, меч, но проявить силу воли и достоинство. Это способ признать собственные ошибки.
Ранее ритуальный способ самоубийства был привилегией знати, но постепенно популярность харакири и сепуку росла, их практиковали все, как военная знать, так и простые люди. Практикуют ли ритуальное самоубийство сегодня? Да, даже в день современных технологий, новаций встречаются случаи харакири, сепуку. Не так редко, как в средневековье, сегодня ритуал боле обоснован сегодняшними реалиями скоротечной жизни, традициями, дошедшими до современности в неизменном своем виде.
Говоря проще, харакири и сепуку разнятся только звучанием самих китайских иероглифов. Ну и способом организации и проведения, во всем остальном – человека ждала смерть, долгая и неотвратимая. Насколько такое положение и традиция покончить жизнь самоубийством оправдана – стоит задать вопрос японцам, культура которых уникальна. Жизнь каждого устроена по-своему, для одних — это самоубийство, других – способ показать, отстоять свое доброе имя, честь. Точки над «И» расставит время, история.
Источник