Синий плат небес что это значит

Сергей Есенин — Топи да болота: Стих

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Вззвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

Анализ стихотворения «Топи да болота» Есенина

Ранняя лирика Есенина отличается особой искренностью и чистотой. Первое время после переезда в Москву он продолжал считать себя простым деревенским поэтом, испытывающим огромную тоску по родному селу. При этом Есенин видел, что его «деревенская лирика» находит множество поклонников среди уставшего от жизни городского общества. Печаль от разлуки с родиной и желание рассказать о ее красоте окружающим рождали в душе поэта очень чистые произведения. Одним из них является стихотворение «Топи да болота» (1914 г.).

Есенин не идеализирует родную землю. Бескрайние «топи да болота» составляют большую часть ее территории. Просто в бесхитростной русской природе нужно уметь разглядеть особое очарование и привлекательность. Ранние стихотворения поэта сами по себе напоминают родную землю. Они написаны в предельно сжатой форме, но с использованием очень метких и выразительных слов и эпитетов. Есенин словно разбрасывает по простым и наивным строчкам настоящие жемчужины: «хвойная позолота», «лесные кудри», «посвист ветряной».

Читайте также:  Что значит место рождения особое

Еще одним приемом поэта является олицетворение родной природы. В любом описании пейзажа чувствуется особенная, не зависящая от человека жизнь («елям снится», «слухают ракиты»). Человеческая деятельность становится не определяющей, а всего лишь дополняющей природу, подстраивающейся под ее законы. «Гомон косарей» — это просто сон деревьев. Тянущийся по лугу обоз органично вписывается в окружающую природу, становится ее неотъемлемой частью («суховатой липой пахнет от колес»).

В последней строфе появляется печальный мотив. Есенин обращается к родной земле: «Край ты мой забытый». В этом выражается личная тоска поэта, который предчувствует, что с годами ему будет сложнее приезжать погостить в родное Константиново. В более широком смысле Есенин понимает, что патриархальный образ жизни постепенно изживает себя. Ему самому первое время было очень нелегко вжиться в бурный поток городской жизни. Жители больших городов утратили связь с родными корнями. Крестьянская одежда и простонародный говор Есенина делали его иностранцем в глазах городского общества. Для вхождение в это общество поэту невольно придется изменится. Но, как покажет время, самым дорогим и близким к сердцу обращением к с. Константиново для него останется: «Край ты мой родной».

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

21.05.2020

Есенин С. «Топи да болота»

Главные герои стихотворения «Топи да болота» и их характеристика

  1. Поэт. Лирический герой. Меланхолик, романтик. Пребывает в ностальгии.

План пересказа стихотворения «Топи да болота»

  1. Топи и небо
  2. Вззвенивает лес
  3. Тенькают синицы
  4. Косари
  5. Обоз
  6. Липовые колеса
  7. Ракиты и ветер
  8. Забытый край

Главная мысль стихотворения «Топи да болота»
Природа родного края всегда самая красивая на свете.

Чему учит стихотворение «Топи да болота»
Стихотворение учит любить Родину, родной край. Учит замечать красоты природы, находить ее в самых обычных и привычных вещах, нас окружающих. Учит образному мышлению.

Отзыв на стихотворение «Топи да болота»
Мне нравится это немного грустное, но такое красивое стихотворение. В нем поэт описывает свой родной край, и кажется, будто там нет ничего красивого — болота и лес. Все очень просто. Но именно эта простота и завораживает. И описана она с таким пронзительным чувством ностальгии, что дух захватывает.

Анализ стихотворения «Топи да болота»
Стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1914 году.
По жанру это пейзажная лирика.
Тема стихотворения — любовь к родному краю.
В стихотворении поэт описывает простую природу своего края. Другому она показалась бы скучной — болота, хвойный лес, редкие птицы и ветер. Но автор находит такие яркие образы, такие красивые эпитеты, что в его изображении эта природа оживает. Поэт переносит читателя в волшебный мир своего собственного видения окружающего. Грусть, сопутствующая этому стихотворению, проникает в сердце, заставляет сопереживать человеку, оторванном от Родины.
Автор использует множество олицетворений, ведь природа для него является живым существом. Именно это делает это стихотворение таким запоминающимся.
Стихотворный размер хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении «Топи да болота»
Эпитеты: синий плат, хвойной позолотой, темным елям, суховатой липой, край забытый, край родной.
Метафоры: плат небес, хвойной позолотой, вззвенивет лес, лесных кудрей, тянется обоз.
Олицетворения: елям снится, слухают ракиты, посвист ветряной.

Пословицы к стихотворению «Топи да болота»
Где родной край, там и рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
В своем болоте и лягушка поет.
На родной стороне каждый камушек знаком.
Где родился, там и пригодился.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Топи да болота»
Над болото синеет небо. Вокруг хвойный лес. Мелькают синицы, а ели помнят о косарях.
Мимо по лугу едет обоз. От него тянет липой.
Ракиты слушают свист ветра. Это забытый, родной край.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Топи да болота»

Читать стихотворение «Топи да болота»
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Вззвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

Источник

Стихотворение и анализ «Топи да болота…»

Синий плат небес.

Меж лесных кудрей,

Темным елям снится

По лугу со скрипом

Пахнет от колес.

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной.

Краткое содержание

В. Менк. Утро на болоте. 1880

Русская природа была для Есенина музой на протяжении всего его творчества. Данное стихотворение подтверждает это буквально каждой своей фразой. Очень ярко и выразительно, не приукрашивая, описывает поэт осень в своем родном Константиново. В стихотворении видны не только зрительные образы, но слышатся звуки и ощущаются запахи осенней поры.

Топи и болота, яркое синее небо, зелень хвойного леса – все пребывает в гармонии, наполнено жизнью и умиротворением. Благодаря простым, народным выражениям, текст становится максимально приближенным к разговорной речи. Слышно, как «тенькает синица», «взвенивает лес», «со скрипом тянется обоз». Ощущается запах хвои, как «суховатой липой пахнет от колес». Есенин практически не пользуется высокой лексикой, поэтому его произведения понятны представителю любого сословия – и крестьянину, и городскому жителю. Они наполняют сердце любовью, учат видеть прекрасное в простых сельских пейзажах.

Анализ

История создания

Данное стихотворение было написано в 1914 году. Это время относится к раннему периоду творчества С.А. Есенина. Он только что переехал в Москву, поэтому тоска по родным местам, где прошли его детство и юность, очень сильно одолевала поэта. Воспоминания о Константиново, его природе, о близких сердцу уголках и стали поводом для создания этого произведения.

Весь текст стихотворения – это один огромный сгусток любви к родине. Здесь явно прослеживается так характерная для раннего творчества Есенина идеализация сельских пейзажей и всего деревенского уклада в целом. Впервые произведение было напечатано в есенинском сборнике стихов «Радуница» в 1916 году.

Персонажи и образы

Вся пейзажная лирика Есенина выстроена на образах родной природы. Поэт не просто рисует поля, небеса, деревья, топи, он наделяет их чертами и свойствами живых существ, которые все понимают и чувствуют. Они словно находятся в постоянном ожидании того светловолосого мальчика, который рос в этих краях, а потом покинул их. Слова «Край ты мой забытый, край ты мой родной» являются этому подтверждением. Лирический герой, на которого спроецирован образ самого Есенина, здесь выражен не явно. Но он присутствует, потому что именно его глазами читатель видит всю описываемую картину.

Композиция

Сюжет, как его принято понимать, здесь отсутствует. Композиция линейная, относительно простая, без выраженных композиционных точек. Экспозицию и завязку можно наблюдать в первом четверостишии, когда читатель знакомится с лесом, благодаря краткому, но точному описанию.

После этого начинается развитие действия: пение синицы, спящие ели, скрип обоза, ветер над ракитами. С помощь этих деталей создается красочный образ сельской жизни. В последних двух строках содержатся и кульминация, и развязка. В них заключена непомерная тоска поэта по покинутому родному краю.

Произведение относится к литературному направлению имажинизм, но содержит и элементы романтизма. Литературный род – лирика, жанр – стихотворение о природе, или пейзажная лирика.

Размер и средства художественной выразительности

При создании стихотворения использовался трехстопный хорей с перекрестной рифмовкой (АБАБ) и множеством неточных рифм, характерных для поэзии Серебряного века: болота – позолотой, скрипом – липой.

Стихи Есенина о природе насыщены средствами художественной выразительности. Данный текст содержит: эпитеты: «синий плат», «лесные кудри», «темные ели»; метафоры: «синий плат небес», «хвойной позолотой вззвенивает лес»; олицетворения: «лесные кудри», «темным елям снится», «слухают ракиты посвист ветряной». Помимо этого автор пользуется живыми образными словами, так называемыми просторечиями: «тенькает», «слухают», а также применяет собственный окказионализм (новое, нигде до этого не встречающееся слово, придуманное самим поэтом, авторский неологизм).

Проблематика и основная идея произведения

Поэт не поднимает в данном стихотворении никаких проблем, он просто выражает восхищение красотой родного края. Тема эта также не нова для его творчества, она обусловлена горячей сыновьей любовью к родине, светлыми чувствами к русской природе. Произведение учит беречь природу, относиться к ней так, если бы это было понимающее и чувствующее существо, никогда не забывать отчий край, то место, где появился на свет.

Источник

Краткий анализ стихотворения Есенина «Топи да болота…» по плану

1. История создания

Стихотворение «Топи да болота…» относится к раннему периоду есенинской лирики.

Оно было написано, когда поэт только переселился в Москву, а точнее – в первый год его жизни в столице, в 1914.

Стихотворение пронизано искренней любовью к родному краю. В нем мы видим характерное для раннего творчества Есенина идеализирование деревенских пейзажей и сельского уклада жизни в целом.

Произведение увидело свет в самом первом авторском сборнике Сергея Александровича «Радуница», который вышел в 1916 году.

2. Литературное направление

Стихотворение относится к имажинизму, но так же в нем просматриваются нотки романтизма.

3. Род

По роду это лирика.

4. Жанр

Жанровая принадлежность произведения – пейзажная лирика, или стихи о природе.

5. Проблематика

В своем стихотворении автор просто делится с читателем тем искренним восхищением, которое он испытывает, наблюдая картины родного края.

Никаких проблем Есенин здесь не понимает.

6. Тематика

Тема произведения характерна для всего творчества Сергея Александровича – любовь к родине, искреннее любование простой русской природой.

7. Идея

Автор написал это стихотворение, чтобы передать все свои светлые чувства, связанные с деревенскими пейзажами, описать их неповторимую, живую красоту.

8. Пафос

Это небольшое творение Есенина наполнено восхищением родными местами. В стихотворении поэт не просто воспевает природу, знакомую ему с детства, но даже идеализирует ее, описывает, как нечто живое и очень доброе, светлое.

9. Система образов

Как и многие есенинские произведения, анализируемое стихотворение построено на удивительных, живых образах русской природы.

Автор не просто описывает деревья, нет, он представляет их некими сказочными существами, способными все чувствовать и понимать. Они словно ждут мальчика Сергея, выросшего в этих местах и ушедшего когда-то покорять Москву, обратно. Недаром появляются щемящие душу строки «Край ты мой забытый. Край ты мой родной».

10. Центральные персонажи

Центральные пейзажи этого небольшого стихотворения – конечно, художественные образы русской природы.

Они словно живые, разумные существа, все понимающие. Автор не просто рисует картину лесов, а наполняет ее сказочностью, неким волшебством, которое особенно сближает его произведения с фольклором.

Есенинская природа живая, и она является полноценным персонажем произведений поэта.

11. Лирический герой

Лирический герой тут не слишком выражен, но он есть. Можно смело сказать, что это художественная проекция автора.

Поэт лично много раз наблюдал чудесные картины, описываемые в произведении, даже больше, – он вырос среди них. Это именно его, есенинский, забытый родной край.

12. Сюжет

Автор просто рисует пейзаж, хоть и оживляет его благодаря своему великому таланту. Как такового, сюжета тут нет.

13. Композиция

Про композицию можно сказать, что она простая, линейная, без особо выраженных точек действия.

Условно экспозицией и завязкой можно назвать первое четверостишие: автор вводит читателя в русский лес, дает краткие, но емкие описания.

Затем следует развитие действия: теньканье синицы, сон елей, движение обоза, слушание ракитами ветра. Все эти детали создают красочную картину деревенской жизни.

Наконец, кульминация и развязка – последние два стиха произведения. В них автор изливает всю свою тоску по покинутым родным местам и выражает искреннюю любовь к ним.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано простым, емким и очень живым языком.

Есенин не любил и практически нигде не использовал высокой лексики, и поэтому его произведения можно назвать народными в самом теплом и добром понимании этого слова. Они понятны как крестьянам, так и дворянам, наполняют душу любовью и учат видеть прекрасное в простых пейзажах русской природы.

Кроме того, Есенин использует народные слова, например, «тенькает», «слухают», а также вводит собственный окказионализм – «вззвенивает».

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано излюбленным есенинским размером – трехстопным хореем, которым создано большинство произведение фольклора.

Рифмовка перекрестная (АБАБ), много неточных рифм: болота – позолотой, скрипом – липой.

16. Средства художественной выразительности

Есенин – мастер метафор и эпитетов, но особенно он любил олицетворения. В стихотворении очень много этих средств художественной выразительности.

  • эпитеты («синий плат», «лесные кудри», «темные ели»),
  • метафоры («синий плат небес», «хвойной позолотой вззвенивает лес»),
  • олицетворения («лесные кудри», «темным елям снится», «слухают ракиты посвист ветряной»).

17. Значение произведения

Произведение помогает понять, с какой нежностью и любовью Есенин относился к родной деревне, как скучал по ней. Позже он увидит идеализированную жизнь с другой стороны, но раннее творчество наполнено именно такими чувствами.

18. Актуальность

Каждый человек любит свою малую родину и скучает, оказавшись далеко от нее. В этом плане произведение актуально всегда.

19. Моё отношение

Мне очень нравится это стихотворение своим образным, метафоричным языком и теми светлыми эмоциями, которыми оно наполнено.

20. Чему учит

Произведение учит особенно бережно и трепетно относиться к родным местам, уметь видеть в них красоту и воспринимать природу, как нечто живое и очень доброе.

Источник

Оцените статью