- Тайна и смысл молитвы «Символ веры»
- Текст и смысл молитвы «Символ веры»
- Тайна молитвы «Символ веры»
- Символ веры
- Текст Символа веры
- Когда появился Символ веры?
- На каких богослужениях совершается чтение или пение Символа веры?
- Когда появилось наименование «Символ веры»?
- Почему Символ веры получил именно такое название?
- Как же связаны древние таблички с нашим Символом веры?
- Содержатся ли в Библии какие-либо аналогии Символа веры?
- Как выучить Символ веры наизусть?
- Никео-Цареградский Символ веры
- Из катехизиса «Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений» дореволюционного миссионера диакона Иоанна Смолина.
Тайна и смысл молитвы «Символ веры»
Каждая молитва в христианстве имеет свою определенную цель и смысл. Что касается «Символа веры», то она является одной из самых важных для православия в целом.
Молитвы для человека верующего — способ общения с Богом, источник спасения. Это относится ко всем молитвам, особенно к основным, типа «Отче наш», «Живые помощи» и, конечно же, «Символ веры». Не нужно ждать, пока вы сможете посетить храм. Читайте молитвы дома перед сном и с утра, причем не только в трудные дни, но и в приятные моменты в качестве благодарности.
Текст и смысл молитвы «Символ веры»
Текст одной из самых важных молитв в православном христианстве состоит из 12 частей. Начинается молитва со слова «Верую», а дальше идет перечисление того, во что необходимо верить настоящему христианину. Иначе говоря, эта молитва являет собой прямой ответ на вопрос о том, во что принято верить людям православным.
Вот текст самой молитвы, разделенный на 12 основных частей, главных составляющих веры каждого христианина:
«Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небес и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, иже от Отца рожденного прежде всех времен; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, Им же все сотворено.
Нас ради человек и нашего ради спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося.
Распятого же за грехи наши при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного.
И воскресшего в третий день по Писанию.
И восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца.
И вновь грядущего со славою судить живых и мертвых, Его же Царствию не будет конца.
И в Духа Святого, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцом и Сыном сопоклоняемого и прославляемого, глаголившего через пророков.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых
и жизни будущего века. Аминь.»
Первая строчка гласит о том, что вы верите в Бога, который сотворил все живое и неживое, Небо и Землю, а также все видимое и невидимое. Весь мир, в котором мы существуем — это подарок Небес.
Вторая часть молитвы — это строки о Сыне Божьем, Иисусе Христе, который был рожден от Бога и является его продолжением, его образом человеческим.
В третьей части поется о том, что наш Бог сошел с небес и стал человеком ради нас, людей.
Четвертая строка молитвы напоминает о распятии Христа, Спасителя нашего и принятии на себя наших с вами грехов.
Потом напоминается о чудесном Воскресении Христа.
В шестой части молитвы говорится о том, что Иисус занял свое место рядом с Отцом на Небесах.
Правлению Господа не будет конца. Господь вечен и будет судить нас, живых и мертвых.
Далее говорится о Святом Духе, который жизнь дает всему на Земле и говорит с людьми через пророков.
Часть девятая говорит нам о том, что верующий человек должен верить в церковь.
В десятой строке прославляется таинство крещения.
Предпоследняя часть говорит, что все мертвые будут воскрешены.
Последняя часть — это завершение. Верю в будущую жизнь.
Тайна молитвы «Символ веры»
Сама вера являет собою великую тайну. Никто не знает, дает ли Бог человеку веру, либо он сам ее обретает. Постоянно идут споры о том, что ждет людей, рожденных в иной культуре. Они верят в нечто иное, так какова же их судьба? Ответ прост — судьба тех, кто живет в окружении неверных, но живет по правилам морали и с любовью в сердце, попадет в рай Господень. Каждый достоин этого, ведь добро есть внутри всех нас. Это выбор, который делаем мы сами, а не который делает за нас кто-то другой.
Что касается молитвы «Символ веры», то ее тайна — это сплочение все верующих. Она словно делает из всех нас одну большую семью, которая идет к свету Божьему. Она содержит всё, во что должен верить каждый православный христианин.
Верить — значит не принимать во внимание все то, что говорят враги религии. Да, никто из нас не видел Бога, но каждый верит, что это случится. Каждый верит, что после смерти нас ждет нечто теплое и прекрасное, а не холодная и черная пустота. Тайный смысл этой молитвы заключен в первом слове — «верую». Без нашей веры мы лишь люди. С верой в Бога мы дети Божьи, его воплощения и отражения.
Верьте в Бога, в любовь, в добро, в себя и во все, что делает вас счастливыми. Верьте в свет Божий, в то, что он заботится о нас и хранит нас.
Данную молитву поют на каждом богослужении во всех церквях, поэтому вы ее должны были слышать. Обычно ее поют все вместе. Учить ее не обязательно, но читать ее лучше как можно чаще. Это не благодарственная, а скорее прославляющая молитва, которая должна читаться на сон грядущий и с утра. Таким образом вы будете напоминать себе о том, во что вы верите. По своему назначению эта молитва похожа на «Отче наш». Чтением этих строк вы укрепляете свою веру в Бога.
Источник
Символ веры
Cвятоотеческие толкования Символа веры
Пение Символа веры на литургии:
Си́мволом ве́ры называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1‑м и 2‑м Вселенских Соборах.
Символ веры – не молитва (а исповедание веры). Ибо он не содержит обращений к Богу, Ангелам, Пресвятой Богородице и святым.
Весь Символ веры состоит из двенадцати членов (предложений), и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры.
1‑й член говорит о Боге Отце, 2‑й по 7‑й члены говорят о Боге Сыне, 8‑й – о Боге Духе Святом, 9‑й – о Церкви, 10‑й – о Крещении, 11‑й и 12‑й – о воскресении мертвых и о вечной жизни.
Текст Символа веры
В церковнославянском языке нет буквы “ё”, все “е” нужно читать как “е”.
1‑й. Верую во еди́наго Бога Отца, Вседержителя, Творца не́бу и земли, видимым же всем и невидимым.
Верую во единственного 1 Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2‑й. И во еди́наго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу, Им же вся бы́ша;
(Верую) и во единственного Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единственного, рождаемого от Отца в вечности; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено;
3‑й. Нас ради человек и нашего ради спасения сше́дшаго с небес, и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася;
Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком;
4‑й. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пилате, и страдавша, и погребенна;
Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного;
5‑й. И воскре́сшаго в третий день, по Писанием;
И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими).
6‑й. И восше́дшаго на небеса, и седя́ща одесну́ю Отца;
И восшедшего на небеса и сидящего справа от Отца;
7‑й. И па́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мертвым, Его́же Царствию не будет конца.
И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству Которого не будет конца.
8‑й. И в Духа Святаго, Господа, Животворя́щаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, глаголавшаго пророки.
(Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.
9‑й. Во Еди́ну, Святу́ю, Соборную и Апостольскую Церковь.
(Верую) и во Единственную, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь.
10‑й. Испове́дую еди́но Крещение во оставле́ние грехов.
Исповедую одно Крещение во оставление грехов.
11‑й. Ча́ю воскресе́ния мертвых.
Ожидаю воскресения мертвых.
12‑й. И жизни будущаго века. Аминь.
И жизни будущего века. Истинно так.
1 Все случаи употребления в славянском Символе веры слова «единый» соответствуют различным формам слова eis в греческом тексте. Оно означает «один, одна, одно» с акцентом на единственность.
Верую – верю, я убежден; Единороднаго – единственного; прежде всех век – прежде всякого времени, от вечности; единосущна Отцу – имеющего одинаковую сущность (природу, естество) с (Богом) Отцом; Им же вся быша, – и Им, то есть Сыном Божиим, все сотворено; воплотившагося – принявшего на Себя тело человеческое; вочеловечшася – сделавшегося человеком, подобным нам, но не переставая быть Богом; воскресшаго – ожившего: по Писанием – согласно со Священным Писанием, где пророки предсказали, что Он воскреснет из мертвых в третий день; восшедшаго – вознесшегося; одесную – по правую сторону Бога Отца, Слова седяща одесную, то есть сидящего с правой стороны (эту фразу следует понимать в том смысле, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом); паки – опять, во второй раз; мертвых – умерших, которые тогда воскреснут; Его же Царствию не будет конца – после суда настанет бесконечно царство Его; Животворящаго – дающего жизнь; спокланяема и сславима – Духу Святому следует поклоняться и прославлять Его наравне с Отцом и Сыном, т. е. Дух Святой равный Богу Отцу и Богу Сыну; Глаголавшаго пророки – Дух Святой говорил через пророков; Соборную – согласную, единодушную, охватывающую людей со всей вселенной; исповедую – открыто признаю словом и делом; чаю – ожидаю; И жизни будущаго века – настанет после всеобщего суда вечная жизнь.
Когда появился Символ веры?
С апостольских времен, христиане пользовались так называемыми “символами веры” для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней церкви существовало несколько кратких символов веры. В 4‑м веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить.
На Первом Вселенском Соборе были сформулированы первые семь членов Символа, на Втором – следующие пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. по Рождестве Христовом для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария, считавшего, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царьграде) в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео-Цареградского.
На каких богослужениях совершается чтение или пение Символа веры?
Символ веры произносится принимающим Крещение (“оглашенным”) во время совершения Таинства Крещения. При крещении младенца Символ веры произносится восприемниками. Кроме того, Символ веры соборно поется верующими в храме за Литургией, читается ежедневно в составе утреннего молитвенного правила, входит в состав Полунощницы, Изобразительных и Великого повечерия.
Когда появилось наименование «Символ веры»?
Словосочетание «Символ веры» использовалось Церковью не сразу. В первые веха христианства вместо «Символ веры» говорили: «Изложение веры» или просто «Вера». Например, Апостольская вера Иерусалимской Церкви, Вселенская вера Антиохийской Церкви и так далее. Словосочетание «Символ веры» мы впервые находим у жившего в IV веке свт. Амвросия Медиоланского, в его Послании (XLII) к папе Сирицию I.
Почему Символ веры получил именно такое название?
Слово «символ» имеет греческое происхождение – σύμβολον. На церковнославянском оно звучит как «симво́л», с ударением на «о». Слово это возводит нас к древним временам, когда существовал следующий обычай. Люди разламывали дощечку, пластину и каждый оставлял себе одну ее половинку. Наличие этих половинок подтверждало договорные отношения. Такая пластинка и называлась σύμβολον, то есть символ.
Как же связаны древние таблички с нашим Символом веры?
Господь дал нам веру, мы её приняли, и она должна соответствовать вере христианской, а не представлять из себя что-то аморфное или самодельное. То, что мы говорим, думаем, делаем, исповедаем должно соответствовать тому, что заповедал Спаситель, тому, что сохранено в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Содержатся ли в Библии какие-либо аналогии Символа веры?
Прообраз Символа веры можно найти в Первом Послании к Коринфянам святого апостола Павла: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам» ( 1Кор.15:3-7 ).
Как выучить Символ веры наизусть?
Достаточно совершать ежедневное чтение утреннего молитвенного правила (впрочем, как и вечернего), где содержится Символ веры, и хотя бы раз в неделю участвовать в Литургии, где также совершается пение Символа веры. Через некоторое время вы заметите, как Символ веры естественным путем войдет в вашу память.
Никео-Цареградский Символ веры
Из катехизиса «Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений» дореволюционного миссионера диакона Иоанна Смолина.
8. И в Духа Святаго ( Быт.1:2 , Мф.3:16 , Ин.3:5-8 , Деян.13:2 ), Господа ( Деян.5:3-4 ), Животворящаго ( Ис.11:1-3 , Ин.3:5 , 1Кор.3:16 , Рим.8:14-16,26 ), Иже от Отца исходящаго ( Ин.14:16,26, 15:26 ), Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима ( Мф.28:19 , Ин.16:13-15 , Пс.32:6 , Деян.5:3-4 , 1Кор.12:3 ), глаголавшего пророки ( 1Пет.1:12 , 2Пет.1:21 ).
Источник