Символ лошади что это значит

Символ лошади что это значит

Точность Выборочно проверено
Полнота базовая
Читаемость приемлемая
конь; лошадь; жеребец; кобыла ————

Священные животные с древних времен. Изображения людей в лошадиных масках в произведениях искусства каменного века (Британия).

Играет важную роль во многих мифологических системах Евразии. Является атрибутом (или образом) ряда божеств. На конях передвигаются (по небу и из одной стихии или мира в другой) боги и герои.

В индоевропейской мифологии коню принадлежит особое место, объясняющееся его ролью в хозяйстве и переселениях древних индоевропейцев. В индоевропейском близнечном мифе в виде двух коней представлялись божественные близнецы (ср. др.-инд. Ашвины, греч. Диоскуры, «дети бога» в балтийской мифологии) и связанные с ними два мифологических предводителя — родоначальники племени (англосакс. Hengist и Horsa). Представляется возможной также реконструкция бога грозы индоевропейской мифологии — *Per(k)uno-s в виде воина-змееборца на коне (или на боевой колеснице, запряженной конями), что находит продолжение в представлении о хеттском боге Пирва и родственных по имени богах в других индоевропейских мифологиях, которые также передвигаются на повозках, запряженных конями (ср. слав. Перун). Общим для индоевропейских народов является образ бога солнца на боевой колеснице, запряженной конями, причем само солнце представляется в виде колеса.

Сравнение греческой Пotnia ippon, «хозяйка коней» (в роли Пotnia tnron «хозяйка зверей»), др.-инд. Drvaspa «хозяйки благоденствующих лошадей», кельтской богини Эпона (букв. «богиня лошадей»), прусского конского божества позволяет также предположить наличие особого индоевропейского (в большинстве традиций женского) мифологического образа, связанного преимущественно с лошадью (хетт. Пирва мог иметь и женский образ — подобие хуррит. Иштар-Шавушки). Возможно, что малоазиатское представление о женском божестве на коне сказалось и в греческих преданиях об амазонках, по некоторым признакам отождествляемых с хеттами.

Рассказы о мифических конях известны в древнеиндийской, кельтской и славянской мифологиях.

Соответствие общеиндоевропейскому представлению о конях божества можно видеть в ритуале жертвоприношения коня; ср. др.-инд. ритуал убийства коня (ашвамедха), приравнивавшегося к трем частям космоса, римский обряд Equus October («октябрьский конь») и сходные обряды у славян и германцев. В скандинавской мифологии древо мировое называется Иггдрасиль (др.-исл. Yggdrasill), что буквально означает «конь Игга», то есть конь Одина; это соответствует обозначению мирового древа в Древней Индии (см. Ашваттха).

Ряд мифологических и ритуальных представлений, связанных с конём (символ коня у мирового дерева, жертвоприношение коня и т. п.), совпадает у древних индоевропейцев и народов Центральной Азии, говоривших на алтайских, в частности тюркских, языках, что, по-видимому, отражает древние контакты между этими народами.

Английский исследователь Э. Паллиблэнк обнаруживает влияние индоевропейской мифологии также и в древнекитайских представлениях о «небесных конях», сопоставляемых с конскими масками из Пазырыкских курганов Алтая. В енисейской, в частности кетской, мифологии сохранились рассказы о происхождении коней у разных народов; согласно А. П. Дульзону, общеенисейское название коня (qus) восходит к индоевропейскому *ekwos. Ряд исследователей считает также возможной диффузию некоторых мифологических образов, связанных с конём, в процессе миграции народов из центров одомашнивания этих животных (Передняя Азия или Юго-Восточная Европа) во II-м тыс. до н. э.

От масти Лошади зависит смысл символа:

конь, исключительно белый, всегда был связан с Солнцем, с дневной ясностью, с огнем, воздухом, небесами, водой, солнечными героями, как выражение добрых человеческих устремлений в его повседневных трудах и борьбе с трудностями… Таковыми были солнечная колесница у персов, а также у античных греков (Гелиос, Фаэтон, Аполлон, Феб), у скандинавов. Запряженная огненными скакунами, колесница неслась по небосклону. Солнцу же, неутомимо проплывавшему по небосклону, древние приносили самые ценные жертвы. белый солнечный конь — интеллект, разум, чистота, святой Георгий… Атрибут божественных сил, постоянно борющихся со Злом, противопоставление Смерти (скакунам Персефоны). конь черный всегда связан с ночной тьмой, с мрачным подземным царством, с растениями и их корнями, с Матерью-Землей, с пламенем вулканов, с глубинами земли и моря, с дном рек, с морскими приливами и лунным светом, с ночными видениями и кошмарами, с сексом, ворожбой, магией, злыми желаниями… вороная или мертвенно-бледная связывается с луной и водой и является воплощением дьявола или проклятия белая и крылатая (духовность) символизирует самообладание черный конь — знак похорон. Предвещает смерть и символизирует хаос Появляется в период двенадцати дней хаоса между старым и новым годом.

  • плодородие,
  • магия,
  • ясновидение — во все времена лошадям приписывали дар ясновидения, позволяющий им видеть невидимую опасность,
  • приметами,
  • колдунами,
  • языческими божествами.
  • верность
  • скорость, ветер, воздуха,
  • свет, огонь, молнии;
  • морская пена, водяной поток, волн, источника;
  • сила (динамичная), вселенская энергия,
  • трудолюбие,
  • упрямство глупость
  • либидо, сильное сексуальное желание, похоть, плодовитость,
  • времени, дня и ночи;
  • солнечных и лунных лучей,
  • животных сил, плодовитости, плодородия, материнской любви, разумности, чувства.
  • аристократизма и рыцарства, свободы;
  • войны, триумфа, героизма и победы;
  • смерти, отдания на волю судьбы;
  • здоровья, силы, физической и умственной энергии, движения, смелости, трудолюбия и выносливости;
  • знания, интеллекта, инстинкта, интуиции, рассудочности и расчетливости;
  • щедрости, взаимопонимания; счастья и одновременно несчастья, невезения;
  • пугливости;
  • эгоизма, злости, упрямства и глупости…
  • интеллект, мудрость, ум, рассудок, знатность, силу, проворство, быстроту мысли, бег времени.
  • чистый интеллект, невинность, непорочность, жизнь;
  • молодость, творческая сила.

Содержание

Крылатый конь появляется на ассирийских барельефах и карфагенских монетах. В шумеро-семитской мифологии колесница бога Солнца Мардука запряжена четверкой коней. Конская голова (лоб) — эмблема Карфагена и символ счастья.

Согласно древней легенде, Дарий в числе семи претендентов на персидских трон вступил в спор с условием: царем станет тот, чей конь заржет первым. Дарий выиграл спор, отдав конюшему тайный приказ: подвести к своему жеребцу кобылу.

Достойно внимания то, что конь совершенно отсутствует в египетском символизме.

Ассоциируют с похоронными ритуалами в древних хтонических культах, с духами и божествами загробного мира. Ценнейшая жертва олимпийским богам в античных Греции и Риме.

Связывается в мифологии с солнцем (символом луны являлся бык) и громом, который она создает своими копытами. На древнем Родосе [1] его жители в качестве ежегодной жертву солнцу торжественно топили в море, колесницу, запряженную четверкой коней [2] . Многие боги античности предстают и действуют в облике коня или кобылы: Гелиос, Деметра, Посейдон, Гадес.

Атрибут/связаны с лошадьми/посвящались:

  • Феб — кони влекут солнечную колесницу;
  • Посейдон — наиболее устойчиво ассоциируется с конём;
  • Деметра — в античном искусстве часто изображается с лошадиной головой;
  • Персефона — белый скакун;
  • Арес/Марс — внезапное появление коня предвещало войну [3] / неожиданное появление боевой конницы решало исход войны;
  • Дионис;
  • Плутон;
  • Афина;
  • Афродита;
  • Кронос;
  • Диана-охотница;
  • Диоскуры — всадники на белых (вар.: белом и чёрном) конях.

Укротители мифических коней:

Участницы дионисийских мистерий символически служили богам Олимпа в качестве верховых лошадей.

  • снежно-белые скакуны Резоса (царь Фракии, союзник троянцев) — попасись хоть раз эти кони на лугах Илиона, или испей они воды из Скамандра, и Троя не пала бы; поэтому Диомед убил Резоса, а Одиссей увел табун.
  • конь Ахиллеса по имени Ксантос человеческим голосом напророчил своему господину смерть [4] .

————

У римлян белые кони запряжены в колесницы Аполлона и Митры.

Эпона, заимствованная у (галльских) кельтов, становится римской богиней (восприняла римская армия) как защитница лошадей и погребальне божество.

В Древнем Риме празднество начиналось 15 октября с гонок на колесницах по полю Марса; правую пристяжную лошадь победившей колесницы приносили в жертву богам — пронзали копьем. Голову отрезали и украшали связкой булок, и за нее бились две группы в ритуальном бою, чтобы определить, какая из них получит голову как талисман. Отрезали хвост и несли его к очагу правителя, где кровь должна была стекать в очаг. Остальную кровь сохраняли, а на следующую весну ее смешивали с кровью весталок и давали пастухам, которые жгли ее, чтобы очистить стада. Весь праздник был ритуалом плодородия во имя увеличения урожая, а лошадь была представителем духа злаков.

Конь, плачущий над могилой своего господина: «За похоронной процессией юного Палласа, сына Эвандра, союзника Энея, шел Этой, боевой скакун Палласа — грустный и плачущий» [5] .

Согласно «Натуральной истории» Плиния, кобылы могут беременеть от северного ветра (Борея).

Тотемическое животное германских народов, солярный символ, скачущий — олицетворяет движение небесных светил. Часто выступает знаком мужества и плодородия, выполняет роль посланника богов и психопомпа (души попадают в землю мертвых верхом на лошадях).

Лошадь — обычное жертвенное животное древних германцев. Обряд сопровождался употреблением жертвенного мяса, что после христианизации обусловило если не прямой запрет на употребление в пищу конины, то сохранившееся до сих пор восприятие его «непринятого в обществе». В Дании на Празднике лошади, запрещённом Церковью в средние века, жрец опрыскивал лошадиной кровью восток и запад в обряде воскрешения лошади как Духа года Солнца.

У кельтов конь — атрибут или образ богов-лошадей (таких как Эпона, Великая Лошадь, богиня-кобыла; Мебд из Тара и Мача из Ольстера, защитница лошадей) как хтонических божеств и сил смерти.

Галльские кельты поклонялись греческой богине плодородия Деметре, как Богине-Кобыле под именем Европа, или Три Эпоны, что ассоциировалось с тройственной Богиней. Эпона широко почиталась во всей Европе. В Ирландии до XII в. сохранился один из ритуалов её культа в котором местный король подвергался символическому возрождению от белой кобылы. Он имитировал жеребца, подползая обнаженным и на четвереньках к кобыле, которую затем резали, разделывали на куски и варили в котле. Король залезал в котел, в котором ел куски мяса и бульон, а затем становился на коронационный камень и получал прямой белый жезл, который держал, поворачивая по три раза налево и направо, в честь тройственной Богини.

В скандинавской и тевтонской мифологии конь посвящен Одину (Водану), который скачет над сушей и морем на быстром как ветер восьминогом жеребце Слейпнире

Воинственные валькирии, служительницы Одина, скачут на тучах / на конях выше туч, над полями сражений, собирая души павших героев, достойных быть взятыми в Валгаллу.

Конь появляется в сопровождении Ванира как бога полей, лесов, Солнца и дождя.

Конь Фрейфакс, посвященный богу Фрейру, символизирует плодовитость.

Богиня Эпона широко почиталась во всей Европе.

В Британии и во всей Европе конина — табуированная пища, которую разрешалось есть только в октябре на Празднике лошади.

В качестве духа злаков лошадь присутствует в некоторых языческих ритуалах урожая. Так, в Хертфордшире (Англия) сбор урожая заканчивался церемонией, называемой «зов Кобылы». Последние былинки стоящей пшеницы связывали вместе, и это представляло кобылу. Фермеры бросали свои серпы на нее, и тот, кому удавалось разрубить ее, получал благословение.

В народной традиции одно из наиболее мифологизированных животных, воплощение связи с миром сверхъестественного, «тем светом», атрибут мифологических (эпических) персонажей. Связан одновременно с культом плодородия (солнца и т. п.), смертью и погребальным культом. Отсюда роль коня (и соответствующих обрядовых персонажей при ряжении и т. п.) в календарных и семейных обрядах (прежде всего в свадьбе), гаданиях и др.

По археологическим данным, конь (наряду с собакой) был главным жертвенным животным на похоронах, проводником на «тот свет» (ср. сказочные мотивы коня — — чудесного помощника героя, помогающего проникнуть в тридевятое царство, на вершину стеклянной горы и т. п.). Ср. лужицкое представление о том, что конь (и собака) может видеть смерть, о чем свидетельствует его беспокойное поведение и т. п. Характерен общеславянский фольклорный мотив вещего коня, предсказывающего смерть своему хозяину:

  • Марко-Кралевичу в сербском эпосе;
  • святому Глебу, чей конь сломал ногу, когда князь отправился к месту гибели;
  • средневековые легенд о коне Ивана Грозного, который пал в Пскове, и царь в страхе перед собственной смертью отказался от расправ над псковитянами;
  • в наиболее мифологизированном контексте этот мотив известен в «Повести временных лет» (под 912 г.), где волхв предрекает Вещему Олегу смерть от коня.

Конь (конский череп) и змея — характерные воплощения хтонических сил и смерти в общеславянской традиции. Мифического змея — предводителя змей в Хорватии именуют «змеиный конь», «вилинский конь» (ср. Вила); волосы из конского хвоста превращаются в змей (македон.). При этом конь, и особенно всадник — герой или святой (субститут языческого божества), выступают как противники змея, злых сил, болезней в фольклорных и изобразительных текстах (в том числе на иконах «Чудо Георгия о змие» и т. п.). Ср. русский заговор: «На море Киане, на острове Буяне, на бел-горючем камне Алатыре, на храбром коне сидят Егорий Победоносец, Михаил Архангел, Илия Пророк, Николай Чудотворец, побеждают змея лютого огненного» и т. д. Согласно древнейшему известию в «Деяниях датчан» Саксона Грамматика (XII в.), белый конь бога Свентовита ночью сражался с врагами и возвращался темным от грязи.

Особое значение имела масть коня:

  • белый (золотой) конь был атрибутом Господа Бога, Юрия-Егория в польской и восточнославянский традициях (в белорусских заговорах);
  • в русской волшебной сказке белый всадник — ясный день, красный всадник — красное солнце, черный всадник — воплощение ночи;
  • в сербской песне св. Николай едет на синем, красном и белом коне (ср. в ст. Цвет).

В соответствии с двойственной природой коня-медиатора амбивалентными свойствами наделяется конский череп: ср. полесский ритуал сожжения на купальском костре черепа лошади как воплощения «ведьмы», смерти и т. п. и использование конского черепа в качестве оберега скота, пчел, огорода (при отдельных случаях применения его для наведения порчи — пол.). Повсеместно конский череп использовался в качестве строительной жертвы.

Связь коня с «тем светом» и знанием судьбы определяла его роль в гаданиях: коня Свентовита выводили из храма к трем рядам вонзенных в землю копий и следили, с какой ноги тот начнет ступать: если с правой — предприятие будет удачным и можно выступать в поход. В русских святочных гаданиях лошади завязывали глаза, садились на нее задом наперед и следили, куда она пойдет: там гадающую ждет замужество. При гаданиях, чтобы увидеть суженого, идут в полночь к конюшне — услышавшая ржание выйдет замуж (лужицк.); по поведению коня гадали о смерти (если конь бьет копытом о землю — к смерти), любви (если конь ест сено, пьет воду — парень любит девушку — пол.). Соответственно конь, воплощающий в гаданиях связь с иным миром и будущим, оказывался демоническим существом: ср. вологодскую быличку о девках, во время гаданий призывавших «дьявола» показаться «прямо в лицо» — гадающих чуть не затоптали появившиеся неведомо откуда лошади.

Конь мог появиться и на месте, где зарыт клад (укр., черный конь в серб, быличке). В украинской быличке чорна кобыла явилась матери и сыну, остановившимся в поисках доли у могилы на дороге: человеческим голосом она обещала сыну отвезти его к колодцу, где дают счастливую долю; сын искупался в колодце, и одним скоком кобыла вернула его к матери, а затем исчезла.

В обрядах семейного цикла конь был задействован прежде всего в ритуалах «перехода»: др.-рус. княжеский обряд постригов — первой стрижки волос у княжича сопровождался ритуальным сажанием на коня (этот обряд инициации сохранился у русских и в казачьей среде). В свадебной обрядности особое значение имели кони, запряженные в повозку с молодыми. В русском средневековом свадебном обряде коня давали в качестве выкупа за невесту (ср. позднейшие игровые варианты обмена жены на коней и т. п. в русском и украинском фольклоре); жеребцов и кобылиц, согласно «Домострою» (XVI в.), привязывали у сенника (подклета), где молодые проводили первую брачную ночь. Производительная сила коня и человека при этом считались взаимосвязанными: перед случкой кобылу должна была кормить из подола беременная женщина (рус.). При похоронах считалось, что лошади очень тяжело везти покойника; в Витебской губ. старший в доме с плачем целовал копыта лошади; у русских на кладбище лошадь распрягают, обводят по солнцу вокруг саней и запрягают вновь.

В обрядах календарного цикла конь, конские праздники и связанные с ними персонажи (святые, ряженые) отмечали смену календарных циклов. Ср., в частности, катание молодежи на лошадях на масленицу (рус.: «на конех ристание» обличается в послании Тихона Задонского, ок. 1765 г.), скачки парней, пасущих коней, в первый день «зеленых святок» (пол.), сербские конные состязания на Рождество (известие 1435 г.), белорусский обычай перескакивать на жеребцах через купальский костер — вплоть до состязаний ряженых «коней» из соседних деревень (на Юрьев день, рус.). Соответственно с семантикой смены сезонных циклов связаны фольклорные образы всадников, воплощающих календарные праздники — Коляды (рус., пол.), Авсеня (рус.), Божича (серб.; ср. сербский рождественский обычай разъезжать на лошадях с криком «Божич!»), «зеленого Юрия», едущего на зеленом коне (хорв., см. Георгий) и др. «Конь», «кобыла» — общеславянские образы ряжения на святки (вождение «бесовской кобылки» упомянуто в царской грамоте 1648 г.), связанные не только с аграрной магией, но и с символикой брака, соития и т. п.

Покровителями коней считались святые всадники — Георгий-Юрий (о.-слав, покровитель скота; ср. именование коней «Егорием храбрым» в Приангарье), «конские боги» Флор и Лавр у русских, Феодор (Тодор) Тирон у южных славян (день его памяти — Тодорова суббота — именуется Конски Великден, «конская пасха»). Реже в качестве специализированных покровителей коней выступает св. Власий (который также иногда изображается на иконах всадником) и Никола (Николай): в Белоруссии праздник Власия назывался «конское свято» — в этот день объезжают молодых лошадей, не работают на лошадях, устраивают для них специальную трапезу; Николу могли представлять всадником в сербской традиции, наряду со св. Саввой и др. Конь белый (в.-слав., болг.), огненный (в.-слав.) — атрибут Ильи, разъезжающего по небу верхом или в колеснице; гром — грохот конских копыт (ср. русские загадки, где гром — топот или ржание коней).

Характерна также связь коня с персонажами низшей мифологии — вилами у южных славян (самим вилам иногда приписываются конские ноги), русалками у восточных (русалку изображал ряженый «конь»), домовым и др. Нечистую силу, в том числе домового, можно увидеть, надев на шею хомут. Домовой — хозяин лошадиный может любить лошадей особой масти или, наоборот, невзлюбить коня, который пришелся не ко двору. Лошадь неопределенной — пегой масти опасна в хозяйстве, на ней в хлев может въехать хлявник (бел.).

В магии особую роль играл не только лошадиный череп, но и копыта, предметы упряжи (в том числе хомут), подкова, волос, отыскав который можно было угадать любимую масть домового, и т. п. При купле лошади старались получить и узду, чтобы лошадь пришлась ко двору, не тосковала по прежнему дому, передать узду «из полы в полу», взять след из-под правого копыта и т. п. (в.-слав.).

В китайской мифологии конь — Небеса, огонь, ян, юг, скорость, упорство, доброе предзнаменование. Когда космический конь является солярным, его противопоставляют земной корове. В паре с драконом, символизирующим Небеса, конь олицетворяет землю.

Копыто коня (не подкова) приносит удачу.

Конь/лошадь (ма) — седьмое из животных Двенадцати Земных Ветвей, представляет личность с холерическим темпераментом, зачастую веселую и очаровательную однако, но переменчивую и упрямую. Год Лошади является беспокойным и наполненным событиями, благоприятствующими рискованным начинаниям; насыщенным и напряженным в дипломатической и политической сферах.

в китайском буддизме крылатый конь, несущий на своей спине Книгу Закона, — знак удачи и богатства.

В брачном символизме конь означает скорость и сопровождает жениха, льва сильного, невесту сопровождают цветы.

Белая лошадь — средство передвижения или форма проявления богини милости и Великой Матери Бато Кваннон, соответствущей Авалокитешваре и Гуань-иню. В иконографии изображается в образе белой лошади, женщины с головой лошади, либо с фигурой лошади в её короне.

Чёрная лошадь — атрибут бога дождя.

В шаманском мифологии — животное психопомп, средство передвижения шамана в его мистическом путешествии к небесам / «в трансформирующем опыте мистической смерти и возрождения».

Жертвенное животное в Сибири и на Алтае / в центральной и северной Азии. Лошадь благословляют, а потом убивают, ломая спину таким образом, чтобы ни капли крови не попало на участников жертвоприношения. Во время церемонии шаман изгоняет душу лошади из её тела и захватывает, чтобы использовать для собственных путешествий между мирами. Шкуру и кости вешают на длинные шесты как жертву предкам, и мясо поедается в соответствии с церемонией, когда лучшие куски берут себе шаманы.

На следующий вечер после жертвоприношения верхом на душе лошади совершает экстатическое путешествие: для этой цели в шаманских ритуалах (достижения транса, танцы) используются деревянные изображения лошади (иногда с восемью копытами) или палки с лошадиными головами в которых заключён дух принесённого в жертву животного.

Ритуальное значение имеют шкура и голова коня: шкура, подобно золотому руну, разделяет символизм жира, а голова содержит жизненный принцип.

Общеарийский символ верховенства, солнца, агрессивной маскулинности. В послеведический период его сменяет лунная, эротическая кобылой, хранящая огонь разрушения у края мира.

В иранской символике жеребец олицетворяет силу солнца и огня и является атрибутом класса воинов Четвёрка белых коней — ветер, дождь, облако и мокрый снегом, запряжена в колесницу Ардвисуры Анахиты.

В митраизме белые кони несут колесницу Митры как бога Солнца.

В маздаизме в образе коня нередко представлялся бог тьмы и зла Ариман.

В «Брихадараньяка Упанишаде» конь практически олицетворяет космос [6] .

Кобыла Ману — обожествленная земля. Варуна — космический конь, рожденный водами.

Белый конь служит ваханой Калки — последней, десятой аватары Вишну.

Гандхарвы, люди-кони, представляют собой комбинацию природной плодовитости и абстрактного мышления, интеллекта и музыки (?).

Конь — страж Юга (?).

Конь — телесный корабль, а всадник — это дух (?).

Нечто неразрушимое, скрытая природа вещей.

Будда покинул дом на белом коне.

Крылатый или Космический конь «Туча» является одним из образов Авалокитешвары или Гуань-Иня.

В китайском буддизме белый крылатый конь носит на спине Книгу Закона / перевозит Священные писания из Индии в Тибет.

Атрибут Чанг Куо — одного из восьми бессмертных.

Служит символом разума, призванного усмирять инстинкты, подобно тому как всадник укрощает дикого скакуна.

  • «И египтяне — люди, а не Боги; кони их — плоть, а не дух. И прострет руку Свою Господь, и споткнется защитник, и упадет защищаемый, и все вместе погибнут» [7] .
  • «Видел я рабов на конях, а князей ходящих, подобно рабам, пешком» [8] .
  • «От Дана слышен храп коней его, от громкого ржанья жеребцов его дрожит вся земля…» [9] .
  • «Это — откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого» [10] .
  • «Не на силу коня смотрит Он» [11] . — указание на разум, не подкрепленный мудростью.
  • «Не будьте как конь, как лошак несмысленный» [12] . — притупление разума человека в стремлении к материальному.

Илья-пророк попал на небо на колеснице, запряженной огненным конем [13] .

В христианском искусстве конь выступает символом Солнца, отваги/смелость, благородства, щедрости, а также победы, например, мучеников над грешным миром.

Высеченные в древнеримских катакомбах изображения коней символизируют бег времени и быстротечность жизни, они нередки относятся к миру мертвых, либо служат свидетельством отречения от римской религии.

В Средние века конь считается атрибутом чувственной любви, набожности и вдохновенной веры. Позднее, в эпоху Возрождения, конь становится стал символом высокомерия и, в особенности, вожделения/сладострастия и неудержимой похоти. Это толкование толкование основано на одном месте Книге пророка Иеремии, где о прелюбодеях говорится, что «это — откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого» [14] .

  • Св. Георгий — всадник, побеждающий дракона;
  • Св. Мартин — всадник, делящийся своей мантией;
  • св. Мартин — всадник;
  • Св. Губерт —

;

  • Св. Маврикий;
  • Св. Виктор;
  • апостола Иакова Старшего;
  • Св. Аидана, апостола Нортумбрии;
  • Св. Колумба, апостола Шотландии;
  • Св. Ипполит — разрываемый дикими лошадьми.
  • На изображениях распятия кони римлян отворачивают от Христа головы, что указывает на неверие их всадников.

    Часто это символическое содержание было противоречивым, когда, с одной стороны, показывается сияюще белый конь «Христа триумфатора». с другой — кони «апокалипсических всадников» (Откровение Иоанна Богослова). В Апокалипсисе белая лошадь является символом победы, рыжая — разрушения Четыре коня Апокалипсиса — это война, смерть, голод и эпидемия В Библии и в средневековых преданиях выступает воплощением муки, уничтожения / чёрный конь — мучения от голода и мора / всадники Апокалипсиса

    • «И вышел другой конь, черный; и сидящему на нем дано взять мир с земли…» (Откровение 6: 4).
    • «И воинства небесные следовали за Ним на конях белых». (Откровение 19: 14).

    Аллегорический призыв: Собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы», копей и сидящих на них (Алок. XIX, 17, 18),— означает требование приноравливать разум к божественным истинам, где всадник выступает символом мудрости, которая направляет разум, повозку, религиозную доктрину.

    В пророчествах Захарии — атрибут ангела (1: 8) говорится: «Видел я ночью: вот, муж на рыжем коне стоит между миртами, которые в углублении, а позади его кони рыжие, пегие и белые».

    Счастье и богатство.

    Сверкающая лошадь уносит Магомета на небо (?).

    Начиная от Средневековья, конская подкова становится своеобразным амулетом «на счастье».

    Считаются особо восприимчивыми к заговорам ведьм.

    Считалось, что одержимые сладострастием ведьмы ночью устраивают дикие скачки и возвращают лошадей на рассвете измученными и покрытыми потом и пеной. Чтобы помешать «скачкам ведьм», колдовству и сглазу, владельцы клали обереги и амулеты в стойла, прикрепляли медные колокольчики на поводья.

    Верили, что дьявол и ведьма могли превращаться в черных лошадей.

    На убеждении в магической природе коня также основана вера в то, что подкова приносит удачу.

    Гиппомантия — древнеримская ворожба о сохранении, сбережении коня; прорицание о скрытых возможностях скакуна по его прыжкам и ржанию, известное также древним германцам.

    • (белый) конь, — сон, предвещающий счастье — «почти во всем мире»;
    • белый — к богатству;

    к близкой смерти — Германии и Англии [15] ;

  • пёстрый — к небольшому доходу;
  • чёрный — предупреждение о смертельной опасности;
  • падающий — плохая новость.
  • Готовность к службе в любое время; герб королевского конюшего.

    Белый конь — герб древних саксов, эмблема графства Кент (Англия),

    Скачущий белый конь — герб Ганноверской династии.

    Дикий бесцельно несущийся конь с развевающейся гривой

    • Я еще не изведал ни удил, ни уздечки.

    Символ олицетворение ничем не ограниченной свободы и не признающей закона необузданной юности, которая в своей жизни еще не познала преимуществ, вытекающих из образования и воспитания. По этой причине такие люди не приносят пользы и не могут оказывать услуги обществу, а скорее наносят ему ущерб и приносят разрушения. У Шекспира вырвавшийся из узды на волю конь превращается в символ раздора, препирательств: «Раздор, который вырвался на волю, Словно конь безумный, И сокрушает все, Что встретит на своем пути». EMSI 34-9 с.247

    Взнузданный конь, привязанный к двум столбам в стойле

    • Искусство нас облагораживает.

    Символ преимуществ, проистекающих из обучения и воспитания и превращающие нас в полезных и достойных членов общества. EMSI 34-4 с.247

    Психологически ориентированное символоведение видит в коне/лошади многогранный символ, связанный с психическими процессами, обладающий отчётливой двойственностью: рассматриваясь в «нормальном» состоянии как благородное и умное животное, а при «расстройстве» — как воплощение страха и испуга.

    Вселенский символ психической энергии, поставленной на службу страстям (г.о., «чуждые духовности» воплощение гордость и вдастолюбие) и сексуальности, которые будучи неуправляемы ведут к саморазрушению человека.

    Скрытая противоречивость коня как символа наглядно представлена в образе кентавра.

    Согласно своему общему символизму и символике средств передвижения, конь соответствует природной, бессознательной зоне инстинктов и выступает олицетворением таких движущих факторов человеческого поведения, как импульсивность, инстинктивные влечения, необузданные (неудержимые) страсти и желания (буйный Посейдон, пылкий Фаэтон) [16] .

    Как материнский архетип сказок и легенд выступает воплощением животной/телесной жизни (тёмных сил человеческого естества), материнского лона и сексуальности (соответственно, конь связан с мужским началом). По мнению Юнга, конь выражает интуитивное познание — магическую, интуитивную сторону Человека, «мать внутри нас», но также служит воплощением низших сил Человека и воды (отсюда — связь с Плутоном и Нептуном [17] . Как существо интуитивно умное конь со времён античности наделяется способностью к ясновидению и предсказанию [18] и поэтому в сказках и легендах часто даёт своему хозяину предостережения и советы.

    В образе коня и его всадника воспринимаются «Оно» — сфера влечений, и «Я» соответственно.

    • сформированность и определенность инстинктивных влечений, подталкивающих человека к достижению реальных целей;
    • нищета, воплощение негативного/извращенного либидо — черная лошадь как символ смерти и разрушения;
    • белая — говорит об утрате чувства реальности, может быть связана со смертью;
    • встающая на дыбы (фыркает, неистовствует, убегает) — свидетельство «внутренней безнравственности эротической жизни сновидящего»;
    • сны о слепо лягающихся лошадях — сигнал о нарушении взаимосвязи Оно и Я, призыв к единству.

    Кони часто представлены влекущими колесницы в триумфальных процессиях. Верхом обычно представляются воины, правители и военачальники на охоте, в путешествии или руководящие сражением. Обыкновение увековечения памяти великого лидера в виде конной статуи или порьрета [19] ) восходит к знаменитой статуе императора Марка Аврелия (Площадь Капитолия, Рим). Этот монумент — единственный сохранившийся античный конный памятник [20] , послужил образцом для ренессансных памятников кондотьерам Гаттамелате (площадь перед базиликой св. Антония Падуе) и Коллеони (Венеция). Первый из них создан в 1447 г. Донателло [21] , второй — произведение А. Верроккио. Примеры этой традиции в живописи XVII в. — конные портреты Филиппа IV Испанского кисти Веласкеса и Карла I Английского работы Ван Дейка.

      персонифицированной Европы (части света);

    Гордыни — всадник, падающий с лошади;

  • Св. Ипполита — разрываемый диким лошадям;
  • Св. Элигия — конь в кузнице с отнятой, чтобы её подковать, ногой.
  • Букефал, лошадь АЛЕКСАНДРА ВЕЛИКОГО, обычно изображается белой.

    • римский воин верхом на коне, бросающийся в пропасть — Марк Курций;
    • упавший всадник, возможно в римском воинском облачении — Св. Павел;
    • всадник на белом коне и два ангела изгоняют из Храма Гелиодора;
    • монарх верхом на коне, держащий крест — Ираклий (история Креста Господня);
    • всадник, убивающий дракона — Св. Георгий;
    • крылатый конь — Пегас, верховое животное Персея или Беллерофонта;
    • рыцарь на костлявой лошади, сопровождаемый крестьянином на осле — Дон Кихот;
    • девушка, часто обнаженная, переплывающая реку верхом — Клелия;
    • четыре атакующих всадника, вооружённых: первый — луком, другой — мечом, третий — весами, четвертый — трезубцем (возможно) — всадники Апокалипсиса;
    • конь, его атакует герой с дубиной — Геркулес;
    • конь и оливковое дерево, рядом Нептун и Афина — . ;
    • падающие с неба кони и колесница — Фаэтон;
    • деревянный конь на колесах — Троянская война;
    • верховыми изображаются Свв. Евстафий, Губерт, Мартин Турский.
    • «Наивысшее достижение Человечества — освоение той мысленной и пламенной победы, которая делит с ним плоды войны и борьбы». — Бюффон
    • «Мои ноги — это ноги лошади, они семенят и галопируют, несмотря на препятствия, и их стремительный ход дарит мне дьявольское удовольствие». — Ницше «Так сказал Заратуштра».

    Пословицы и поговори:

    • «Сильный, как конь».
    • «Добрый конь — это доброе оружие».
    • «И на ста конях не догонишь».
    • «Как будто на ста конях ездил».
    • «Дареному коню в зубы не смотрят».
    • «У кого не было белого коня, тот не знает истинного добра».
    • «Белая и черная шерсть выше всех прочих мастей конских» — о жизни и смерти.
    • «Конь о четырех ногах, а спотыкается».
    • «Каждый может проводить коня на водопой, но не каждый сможет заставить его пить».
    • «Добрый конь и умирает в упряжи» — нем. «Ein braves Pferd stirbt in den Sielen» — так сказал канцлер Бисмарк в прусском сейме 4.XI.1881 г.
    • «Ведал бы конь о своей силе, никто бы на нем не ездил».

    ————

    • «… вел их [Господь] чрез бездны, как коня по степи, и они не спотыкались» — Исайя 63:13.
    • «… кони его быстрее орлов» — Иеремия 4:13..

    ————

    • «Нищий ездит на коне смерти» — У. Шекспир «Генрих IV».
    • «Конь держит землю, оседлаешь коня, оседлаешь даль!» — И. Тетмайер «Военная песнь».
    • «Кони глупы, но телегу тянут» — И. Красецкий «Кони и возницы».
    • «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе» — Псалом 31:9.
    • «Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею» — Псалом 32:17.
    • «Горе тем, которые идут в Египет за помощию, надеются на коней» — Исайя 31:1.
    • «И вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный» — Откровение 19:11.

    ————

    • Конь Троянский — …

    В книге Дж. Свифта «Приключения Гулливера» описываются разумные лошади — гуингмы.

    «Белая лошадь» — название знаменитого сорта шотландского виски «White Horse».

    Источник

    Читайте также:  Что значит просроченный газовый баллон
    Оцените статью