- Сидящий одесную отца что это значит
- Толкования Священного Писания
- Содержание
- Толкования на Мк. 16:19
- Свт. Григорий Богослов
- Свт. Лев Великий
- Свт. Филарет (Дроздов)
- Свт. Иоанн Кронштадтский
- Сщмч. Григорий (Лебедев)
- Сщмч. Ириней Лионский
- Блж. Августин
- Блж. Феофилакт Болгарский
- Еп. Михаил (Лузин)
- Аврелий Пруденций
- Беда Достопочтенный
- Тертуллиан
- Лопухин А.П.
Сидящий одесную отца что это значит
1 Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3 Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5 И воскресшаго в третий день по Писанием. 6 И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8 И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9 Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10 Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11 Чаю воскресения мертвых, 12 и жизни будущаго века. Аминь.
Веровать в Бога — значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровенное слово Его о спасении рода человеческого. Бог есть един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная. В Символе веры Бог называется Вседержителем , потому что все, что ни есть, Он содержит в Своей силе и Своей воле. Слова Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым означают, что все сотворено Богом и ничто не может быть без Бога. Слово невидимым указывает, что Бог сотворил невидимый, или духовный, мир, к которому принадлежат Ангелы.
Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Он назван Господом , потому что Он есть истинный Бог , ибо имя Господь есть одно из имен Божиих. Сын Божий назван Иисусом , то есть Спасителем, это имя наречено самим Архангелом Гавриилом. Христом , то есть Помазанником, назвали Его пророки — так издавна называли царей, первосвященников и пророков. Иисус, Сын Божий, назван так потому, что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого и, таким образом, Ему в высочайшей степени принадлежат ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя. Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным , потому что Он только один есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому Он — единого существа с Богом Отцом. В Символе веры сказано, что Он рожден от Отца, и этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. Сказано прежде всех век , чтобы никто не думал, что было время, когда Его не было. Слова Света от Света некоторым образом изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Бог Отец есть вечный Свет, от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божеского естества. Слова Бога истинна от Бога истинна взяты из Священного Писания: Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин. 5, 20). Слова рожденна, несотворенна прибавлены святыми отцами Вселенского собора для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен. Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий есть одного и того же Божественного существа с Богом Отцом. Слова Имже вся быша показывают, что Бог Отец все сотворил Сыном Своим как вечною премудростию Своею и вечным Словом Своим. Нас ради человек и нашего ради спасения — Сын Божий, по обещанию Своему, пришел на землю не для одного какого-либо народа, а вообще для всего рода людского. Сшедшаго с небес — как сам о себе говорит: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин. 3, 13). Сын Божий вездесущ и потому всегда был на небе и на земле, но на земле Он прежде был невидим и стал видим лишь когда явился во плоти, воплотился, то есть принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом. Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева как была Девою прежде зачатия, так и в зачатии, и после зачатия, и в самом рождении пребыла Девой. Слово вочеловечшася прибавлено, чтобы никто не подумал, что Сын Божий принял одну плоть или тело, но чтобы в Нем признавали совершенного человека, состоящего из тела и души. Иисус Христос был распят за нас — Он крестною смертию Своею избавил нас от греха, проклятий и смерти.
Слова при Понтийстем Пилате указывают на время, когда Он был распят. Понтий Пилат — римский правитель Иудеи, которая была покорена римлянами. Слово страдавша прибавлено, чтобы показать, что распятие Его было не одним видом страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучителя, но подлинное страдание и смерть. Он страдал и умер не Божеством, а человеком, и не потому, что не мог избежать страдания, а потому, что восхотел пострадать. Слово погребен удостоверяет, что Он действительно умер и воскрес, ибо враги Его приставили даже стражу ко гробу и запечатали гроб. И воскресшаго в третий день по Писанием — пятый член Символа веры учит, что Господь наш Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых, как написано о Нем у пророков и в псалмах, и что Он воскрес в том же теле, в котором родился и умер. Слова по Писанию означают, что Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца — эти слова заимствованы из Священного Писания: Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф. 4, 10). Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах (Евр. 8, 1). Слова седяща одесную , то есть сидящего с правой стороны, надо понимать духовно. Они значат, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца — Священное Писание так говорит о будущем пришествии Христовом: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1, 11).
Дух Святый называется Господом , потому что он, как и Сын Божий, — истинный Бог . Дух Святой называется Животворящим , потому что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает тварям жизнь, людям же в том числе и духовную: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Дух Святой исходит от Отца, как говорит об этом Сам Иисус Христос: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15, 26). Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном — Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). В Символе веры сказано, что Дух Святой глаголал через пророков — это основано на словах апостола Петра: никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 21). Причастным Духу Святому можно сделаться через таинства и усердную молитву: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11, 13).
Церковь едина , потому что Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф. 4, 4–6). Церковь Святая , потому что Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5, 25–27). Церковь Соборная , или, что то же, кафолическая, или Вселенская, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов. Церковь Апостольская , потому что она непрерывно и неизменно от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной , или Правоверующей .
Крещение — это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино , потому что оно есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды.
Воскресение мертвых — это действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших людей, соединясь снова с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны.
Жизнь будущаго века — это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и Всеобщего cуда Христова.
Слово Аминь , завершающее Символ веры, означает «Истинно так». Церковь хранит Символ веры с апостольских времен и будет хранить его вечно. Никому и никогда нельзя ни убавить, ни добавить что-либо к этому Символу.
Источник
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мк. 16:19
Свт. Григорий Богослов
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога
Он умирает (ср. Мф. 27:50, Мк. 15:37, Лк. 23:46, Ин. 19:30), но животворит (ср. Ин. 5:21) и смертью разрушает смерть (ср. 2 Тим. 1:10, Евр. 2:14). Погребается (ср. Мф. 27:60, Мк. 15:46, Лк. 23:53, Ин. 19:41-42, 1 Кор. 15:4), но восстает (ср. Мф. 28:6, Мк. 16:6, Лк. 24:6, Ин. 20:8-9, 1 Кор. 15:4). Нисходит в ад, но возводит души (ср. Еф. 4:8-9, Пс. 68:18); восходит на небеса (ср. Лк. 24:51, Деян. 1:10-11) и придет судить живых и мертвых (ср. 2 Тим. 4:1, 1 Пет. 4:5).
О Сыне (Слово 29).
Свт. Лев Великий
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога
Как в праздник Пасхи причиной нашей радости стало воскресение Господа, так теперь повод нашей радости — Его вознесение на небеса. Со всей надлежащей торжественностью мы вспоминаем этот день, в который наша слабая человеческая природа вознесена была во Христе над всем воинством небесным, над всеми чинами ангелов, над всеми силами небесными, до самого престола Бога Отца. Согласно этому порядку божественных деяний мы утверждены и прочно укреплены. И еще удивительнее проявляет себя благодать Божия, когда то, что заслуживает нашего почтения, скрыто от глаз людских, а вера не отступает, надежда не гаснет, любовь не холодеет… Возлюбленные, чтобы мы были в состоянии пребывать в этом блаженстве, Господь наш Иисус Христос, установив все касательно проповеди Евангелия и таинств Нового Завета, на сороковой день после воскресения в присутствии учеников был взят на небо… Так окончилось Его пребывание с ними во плоти. Теперь Ему предстояло быть одесную Отца до исполнения времен, предназначенных для умножения Церкви сынами ее. И тогда в той же плоти, в которой Он вознесся на небеса, Он придет судить живых и мертвых. Видимое присутствие нашего Искупителя перешло в таинства, и, чтобы вера становилась превосходнее и крепче, за видимым последовало учение, силе которого следуют освещенные высшим светом сердца верующих.
Проповеди.
Свт. Филарет (Дроздов)
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога
Слыша, что Христос седит одесную Бога Отца, помышляй, что он имеет единую со Отцем вседержительную власть, единую с Ним славу, единое царственное промышление о всем мире, и особенно о Церкви спасаемых. Вообще, не устремляй дерзновенно полета испытующей мысли в сию безмерную высоту: там свет неприступный (1 Тим. VI. 16).
Беседа в день Вознесения Господня и обретения мощей Святителя Алексия. 1854 г.
Свт. Иоанн Кронштадтский
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога
Святая Церковь всех земнородных возбуждает ныне к веселию и говорит: «вси языцы восплещите руками, яко взыде Христос, идеже бе первее» 1) , т. е. все народы восплещите от радости руками, потому что Христос восшел туда, где был прежде, т. е. на небо.
И так в праздник Вознесения Господня нужно радоваться всем христианам. Чему же радоваться? Казалось бы, скорее надобно было печалиться и скорбеть, потому что сладчайший Спаситель наш Иисус Христос оставил нас видимым Своим присутствием и вознесся на небеса, откуда придет опять, но придет уже грозным Судиею всех земнородных. Нет, в день воспоминания вознесения Господня больше причин к радости, чем к печали. Рассмотрим только, почему Господь от нас вознесся на небо.
Господь вознесся от нас на небо не для того, чтобы опечалить нас Своим отшествием, но чтобы устроить нам полезнейшее. Вся жизнь Его, все дела Его были на пользу нашу, во спасение наше; точно также и вознесение Его было для нашего блага. Как любя нас, Он сошел к нам с небес и, пожив с человеками, положил за них душу Свою на кресте, так любя нас и на небо вознесся, нам же благодетельствуя. Так Он Сам говорил ученикам Своим: «лучше для вас, чтобы Я пошел, ибо если Я не пойду, то Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16, 7). Итак, Господь вознесся на небо для того, чтобы вместо Себя послать равного Себе — Утешителя Духа Святого, Который утешил бы св. апостолов и всех истинных христиан в их скорбях, бедах и гонениях. — Вот первая причина радости. Гряди же, гряди, Господи Иисусе, и посли нам Утешителя!
Далее — вознесся от нас Господь на небо, чтобы Ему с высоты призирать на нас, как Отцу на чад, как пастырю на овец, как Орлу на птенцов, как Вождю на свое воинство, чтобы всякого видеть и у каждого из нас рассматривать нужду и потребности, и каждому подать помощь. Как какой-нибудь царь, собрав на войну многочисленные войска свои и желая видеть все свои полки, восходит для того на высокое место, — на гору или на какое-нибудь здание, и с высоты смотрит и устрояет их, и, когда видит, что они одолевают, радуется о них; а если замечает, что их одолевают, посылает им скорую помощь: так Господь наш, Царь царям, имея воинствующую на земле Церковь Свою, т. е. верных христиан Своих, восшел на небо, как бы на гору, чтоб с высоты видеть подвиг каждого и подвизающимся сплетать венцы, а изнемогающим подавать руку помощи, — чтобы падших восстановлять и делать их сильнейшими против врагов, а гонящим нас полагать препятствие. Святый первомученик Стефан подвизается в страдальческом подвиге, его побивают иудеи камнями, а Господь наш, отверзши небо, с высоты славы Своей смотрит на него, — так что страдалец, видя это, восклицает: «вижу небеса отверста, и Сына человеча одесную стояща Бога» (Деян. 7, 56).
Вознесся от нас Господь на небо и для того, чтобы, как солнце, осиявать всех нас благодатию Своею с высоты небесной. Как солнце, скрывшись на западе, производит темноту ночную по всей поднебесной, а когда взойдет и поднимется на высоту, тогда со всей поднебесной тьма бежит прочь, и лучи солнечные осиявают вселенную дивным светом: так мысленное Солнце наше — Христос, доколе живя на земле, как бы на западе, не являл светозарного Божества Своего людям, до тех пор по всей земле была тьма незнания Бога; а когда, воссиявши от гроба Своего, восшел на небо, тогда молния Его Божества осветила вселенную и имя Его сделалось славно от восток солнца до запад, по всей земле, — познанием Бога просветилась вся вселенная.
Господь вознесся от нас на небо еще для того, чтобы устроить нам путь к небу, и чтобы быть нашим Предводителем в горние страны. Не было для человека пути к небу до самого вознесения Господа на небо; «никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе», говорит Господь (Ин. 3, 13). «Сшедый, той есть и восшедый превыше всех небес» (Еф. 4, 10). Так прежде никто не мог взойти на небо, хотя и был праведен и свят; а когда Господь наш, облекшийся в человеческое естество, восшел на небо, — то устроился путь к небу для всего рода человеческого, и тем путем пошли вслед за Христом души св. праотцев и пророков, изведенные из ада; им взошли апостолы, святители, мученики, исповедники; им и ныне восходят достойные — праведные люди, последующие Христовым стопам; ныне всем известен путь к небу. Только не ленитесь восходить им, христиане!
Так вознесся от нас Господь на небо — для того, чтобы отворить нам двери небесные — для невозбранного входа туда. Праотец наш Адам затворил было райскую дверь всему роду человеческому, и у райских дверей стал Херувим с пламенным оружием; затворил, говорю, Адам рай и вход к жизни, а отворил было одни входы к смерти и аду, а Господь сделал противное: входы к смерти и аду затворил, а рай отверз — и прежде всего разбойнику, которому сказал: днесь со Мною будеши в раи (Лк. 23, 43), потом и всем; а наконец и самое небо отворил Своим вознесением.
Какие всерадостные причины вознесения от нас Господа на небо. Далее — Господь вознесся от нас на небо, чтобы ходатайствовать о нас пред Богом Отцем. Так говорит св. апостол Иоанн Богослов: «аще кто согрешит, Ходатая имамы к Богу Отцу, Иисуса Христа Праведника: и Той очищение есть о гресех наших» (1 Ин. 2, 1-2). И так, не будем мы, грешные люди отчаиваться в своем спасении, а будем благонадежны: мы имеем доброго Заступника о нас к Богу Отцу — Самого Христа Спасителя нашего, Который и ходатайствует о нас, только не будем ленивы и сами, при ходатайстве Христовом, воссылать свои теплые молитвы к Отцу небесному; — да, Господь Иисус Христос ходатайствует о нас к Богу Отцу и умилостивляет Его.
Но, о ком ходатайствует? О грешниках. О каких грешниках? о кающихся, и о них умилостивляет Отца Своего; а о некающихся грешниках не умилостивляет, потому что они второй раз (распинают) Сына Божия в себе тяжкими грехами своими, своим коснением в нераскаянности и кровь Сына Божия попирают нераскаянностью своею. И так бойся, грешник, пребывающий в нераскаянности, — чтобы не постигло тебя внезапное наказание Божие и не потребиться бы тебе от земли живых, и не быть осужденные вместе с убийцами, распявшими Сына Божия.
Наконец, Господь вознесся от нас на небо, чтобы на небеси уготовать нам место, где мы будем жить во веки и соцарствовать Ему, Господу нашему. Так Он Сам говорит: «иду уготовати место вам; и аще пойду, и уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к Себе: да, идеже есмь Аз, и вы будете» (Ин. 14, 2-3). Какая радостная причина вознесения! Господь вознесся от нас на небо, чтобы приготовить каждому из праведных и благочестивых людей место на небеси, а также и нам грешным, если обратимся и покаемся от всего сердца. Где место апостолу Петру, отвергшемуся Господа, и горько о том после плакавшему, где жене блуднице, плакавшей у ног Его, где блудному сыну, где мытарю, где разбойнику там и нам будет место; только поплачем горько о грехах своих, как Петр, припадем к ногам Его с покаянием, как блудница, обратимся, как мытарь, сораспнемся Ему, как благоразумный разбойник. Покаемся — и спасемся.
Все возрадуемся Вознесению своего Господа Спасителя. Аминь.
Слово в день Вознесения Господня.
Сщмч. Григорий (Лебедев)
Ст. 19-20 И так Господь, после беседования с ними (учениками), вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь
Вознесение Господа на небо не есть уход Бога, оставление Им земли. Нет, нет! Напротив, оно есть вдвижение в земное Божественной природы и поднятие человека до Бога. Ведь последней задачей искупления было совершенное истребление человеческого «тления» и усвоение человеческой природе бессмертия и вечности. Господь, вознесшийся на небо с преображенным по Воскресении человеческим телом, это и делает. Как «новый Адам», Он возносит в Своем Лице человеческую природу на небо и тем вдвигает ее, обновленную, в Царство Отца, т.е. в Царство бессмертия и вечности. Вознесение Господа есть, таким образом, завершение искупительного пути. Оно замкнуло кольцо восстановления падшего человека и осталось на вечные времена величайшим знамением того, что и всякий верующий, вслед за своим Искупителем, призывается к своему вознесению, всыновлению Отцу и сидению одесную Его. Вот почему сказано: «Приду… и возьму вас (верующих) к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14:3). Актом вознесения обновленной и обоженной человеческой природы замыкается искупление человека. Но этот акт не поглощает земное, не заменяет его небесным. Он соединяет небо с землею, поднимает земное в обожение неба, низводя небесное на землю ради восстановления земли. Вот почему в Вознесении не разрывность, а замыкание круга. И в Вознесении же сила, образовавшая неразрывность круга неба – земли и делающая этот круг живым в каждой точке и устремленным к главной завершительной точке – обожению человека. Это – сила Животворящего Божиего Духа. Дух животворит, и жизнь неустанно движется к завершению, к вечности. Об этой животворящей силе Духа говорит Сам Христос: «Если Я не пойду (к Отцу), Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам… Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину… (Он) пребудет с вами вовек» (Ин. 16:7, 13, 14, 16). Вот эта сила Духа, посланного по Вознесении, и сцепила Небо и землю в один круг, и она же одухотворяет каждую точку круга, или, иначе, каждую точку спасительного пути. Это – сила святой благодати. Без нее немыслимо восстание от тления, движение вперед и возрождение души. Об этой совершающей силе Святого Духа и говорит в последних словах своего повествования святой евангелист. Это она, совершительная сила Святого Духа, в «Господнем содействии», и она во всех бесконечных «последующих знамениях», сопутствующих на земле Божию делу. Следовательно, и то и другое – и «Господне содействие», и «знамения» – обеспечены верующему. Они – неразрывное звено спасительного круга; они – сила, сцепляющая землю с Небом. Разве в этом не величайшая утеха верующей душе?! «Не оставлю вас сиротами…» (Ин. 14:18). Дыханием Божественного Духа Спаситель наших душ с нами в каждом шаге жизни, в каждом дыхании уст. Ему, даже до страсти, креста и смерти возлюбившему нас, Ему, освятившему нас в Светлом Воскресении и Великом Вознесении, вместе с милосердным Отцом, от века зовущим нас к Себе, и Совершителем нашего обожения – Святым Духом да будет слава, честь и поклонение от нас грешных, но любимых и призываемых, ныне и присно и в бесконечные веки. Аминь. Истинно.
«О Божественнаго, о любезнаго, о сладчайшаго Твоего гласа! С нами бо неложно обещался еси быти до скончания века, Христе! Егоже, вернии, утверждение надежды имуще, радуемся!» (тропарь 9-й песни пасхального канона).
Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.
Сщмч. Ириней Лионский
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога
В конце Евангелия Марк говорит: И так Господь, после беседования с нижи, вознесся на небо и воссел одесную Бога. Это соответствует сказанному пророком: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109:1). Один и тот же Бог и Отец предсказан пророками и засвидетельствован истинным Евангелием. Его, Создателя неба и земли и всего, что есть на них, мы, христиане, чтим и любим всем сердцем.
Против ересей.
Блж. Августин
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога
Будучи восприняты в телесном смысле, такие вещи становятся неподобающими, что вынуждает нас понимать их как невыразимо духовные. Если, думая о теле Господнем, в котором Он из гроба взошел на небо, мы представляем Его в человеческом виде, то из этого не следует, что, раз Он восседает одесную Отца, то Отец сидит от Него по левую сторону. Дело в том, что в этом блаженстве, превосходящем всякое человеческое разумение, есть только одна десница, и эта десница — имя самого блаженства.
Не сомневайся, что человек Иисус Христос находится сейчас там, откуда Он придет. Помни и верно держись исповедания христиан, что Он воскрес из мертвых, взошел на небеса, восседает одесную Отца (ср. Кол. 3:1, Евр. 1:3, 10:12) и именно оттуда придет судить живых и мертвых. По свидетельству ангела, Он придет так, как виден был восходящим на небо (ср. Деян. 1:10-11, 2 Тим. 4:1), то есть в том же виде и в той же плоти, которой Он действительно дал бессмертие, но не отказался от ее природы. Что касается плоти, то не следует думать, будто она присутствует везде. Нужно остерегаться того, чтобы божественность человека подчеркивать до такой степени, что реальность его тела начнет разрушаться. Вовсе не следует полагать, что все, имеющееся в Боге находится повсюду, как Сам Бог. И о нас Писание истинно говорит, что мы Им живем и движемся и существуем (Деян. 17:28), однако в отличие от Него мы не присутствуем повсюду: по- своему человек в Боге, по-своему и Бог в человеке — неповторимо. Одно Лицо — Бог и человек, то и другое — один Христос Иисус, который повсюду как Бог, но на небе как человек.
Послания.
Победив дьявола воскресением, Иисус восседает одесную Отца, где уже не умрет, и смерть уже не будет властвовать над Ним (ср. Рим. 6:9).
Толкование Псалмов.
Блж. Феофилакт Болгарский
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога
См. Толкование на Мк. 16:15
Еп. Михаил (Лузин)
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога
После беседования с ними: в продолжение 40 дней Господь являлся своим ученикам по воскресении своем и открывал им тайны Царствия Божия (Деян. 1:3). Евангелисты вообще передают немногое об этом времени; точно так же и ев. Марк.
Вознесся на небо: подробнее это событие описывает ев. Лука, частью в своем Евангелии (Лк. 24:50—51), но особенно в книге Деяний Апостольских (Деян. 1:2—11).
На небо: в ту премирную область, где по преимуществу являет присутствие свое Бог, и где по преимуществу в Его присутствии пребывают святые чистые духи — ангелы и святые Божии человеки.
И воссел одесную Бога: выражение образное, основывающееся частью на видениях сверхъестественных (Деян. 7:36), частью на обетовании самого Господа (Ин. 14:3). Собственно же это образное выражение — седение одесную Бога — означает то, что Господь Иисус Христос и по человечеству приял божественную власть над всем миром вместе с Богом Отцом, так как сидение по правую руку на образном языке библейском означает именно разделение власти посаждаемого так с сидящим.
Толковое Евангелие.
Аврелий Пруденций
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога
Хвала Судье мертвых (ср. Деян. 10:42), хвала Царю живых! Сидящий одесную Отца в сиянии силы на небе, Ты грядешь воздать справедливо за всякий наш грех.
Гимны на всякий день.
Беда Достопочтенный
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога
Вознесенный на небеса, Он есть Бог и человек. И потому по Своему человечеству, взятому от земли, Он пребывает на земле со святыми, а по Божеству, которым Он наполняет равно небо и землю, Он пребудет во все дни до скончания века. Из этого ясно, что вплоть до конца в мире не перестанут жить люди, достойные жилищ и обителей Божьих. Не следует сомневаться, что после сражений с веком сим они останутся в Царстве Христа, — они, кто, сражаясь с веком сим, заслужили принять в качестве гостя в свое сердце Христа. Впрочем, следует отметить, что присутствующее повсюду величие Божие по-разному проявляет себя в избранных и в осужденных. Он присутствует в осужденных силою своей непостижимой природы, благодаря которой знает прошедшее и настоящее, понимает помышления и предвидит все пути каждого человека (ср. Пс. 138:2-4). Он присутствует в избранных благодатью благосклонного покровительства, с помощью которой ведет их чрез дары и наказания, подобно тому, как отец воспитывает своих сыновей, готовя их к предстоящему владению наследством.
Гомилии на Евангелия.
Тертуллиан
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога
Сын и умер, и воскрешен Отцом согласно Писанию. Сын возносится на небесную высь (ср. Ин. 3:13) и опускается в преисподние места земли (Еф. 4:9). Он восседает одесную Отца (ср. Мк. 16:19 , Отк. 3:21), не Отец у Его десницы. Его видел Стефан, побиваемый камнями, стоящим одесную Бога (ср. Деян. 7:55-56), где Он будет пребывать, покуда Отец не положит Его врагов к ногам Его (ср. Пс. 109:1). И придет Он на облаках небесных таким же, каким вознесся (ср. Деян. 1:9-11, Лк. 24:51).
Против Праксея.
Лопухин А.П.
Ст. 19-20 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь
«После беседования с ними…» Не тотчас после беседы за трапезой (стих 14), а спустя 40 дней по воскресении Своем Господь Иисус Христос вознесся на небо (см. Деян. 1:2–11) и воссел одесную Бога, т. е. и по вознесении Своем получил власть, равную с властью Бога Отца. Но через это Он сделался источником чудесных сил для Своих апостолов, которые пошли, согласно повелению Христа, проповедовать Евангелие по всему свету, совершая, где нужно, чудесные знамения (ср. 1Кор. 1:6, 2:4).
Источник