Шурале — описание мифического существа
В представлении башкир, татар и других народов Азии, все леса находятся под защитой некоего духа-защитника (божества низшего разряда). У него много названий: Шурале, Ярымтык, Урман иясе. Он имеет человекоподобный вид, но выделяется шерстью на теле и небольшим рогом на лбу.
Внешний вид
У разных народов свое представление о Шурале. Но в общих чертах он выглядит следующим образом: это антропоморфное существо, издалека напоминающее человека. У него вытянутые руки, достигающие колен. Он имеет острые и длинные когти, царапающие землю во время ходьбы.
Если люди в лесу видят 5 параллельных линий или засечек на деревьях, то считают их отметинами лесного духа.
В одних преданиях у божества 5 пальцев, в других — только 3. Сами пальцы твердые, как свинец, очень сильные, с морщинистой кожей и кривыми когтями.
Мужские особи, как правило, имеют густую пушистую шерсть. Но на ладонях она отсутствует. Женские особи часто описываются без шерсти, с длинными отвисшими грудями. Чтобы они не мешали во время ходьбы или бега, существа закидывают их за спину.
В одних источниках, лесной дух предстает низким, его рост меньше человеческого, а в других, наоборот, он гораздо выше. Но в обоих вариантах он сутулый, с маленькой головой и большими глазами, с козлиной бородкой. Уши очень длинные. Посреди лба растет прямой либо закрученный рог небольших или средних размеров.
В подмышках у Шурале есть отверстие, через которое видны внутренние органы: лесной житель никогда не поднимает руки вверх, чтобы туда не попала ветка.
По народным поверьям, если в схватке надавить пальцами посильнее в отверстие, то существо погибнет.
Повадки
Шурале сами по себе — очень смешливые существа. Они любят подурачиться, но при этом агрессивно настроены против людей. Будучи лесными духами, они защищают природу, поэтому неприязненно относятся к лесорубам, охотникам, да и ко всем жителям.
Согласно преданиям, поймав человека, они могут защекотать его до смерти.
Считалось, что божества испытывают страсть к катанию на лошадях. Для этого они отбивают кобылу или жеребца от табуна и ездят на нем, пока скакун не падет без сил. Поэтому, если какому-либо селу начинает докучать Шурале, у леса привязывали лошадь, спину которой намазывали липкой смолой. Лесной дух не мог удержаться от соблазна покататься, садился на коня и прилипал к нему. Существо оказывалось в ловушке.
Интеллектом духи не блещут. Они очень наивные и доверчивые, поэтому при встрече их можно перехитрить, чем и пользуются герои многих народных сказаний.
Важно! Божество азартно, легко поддается эмоциям и охотничьим инстинктам. По преданиям, если встретить его в лесу, нельзя смеяться и скалить зубы. Эти действия возбуждают существо и он стремится или защекотать до смерти, или побыстрее убить.
Он любит поиграть с жертвой, поэтому старается заболтать человека, дурачится, задает разные вопросы. Эту особенность повадки можно использовать против него самого: встречные загадки могут поставить его в тупик и дать время придумать спасительный план или какую-либо хитрость. Шурале боится:
По слухам, если искупаться в ручье в одежде, или облить себя водой из бутылки, божество не тронет.
Легенда о существе
Согласно преданиям народов Поволжья, Урала и отчасти Средней Азии, изначально Шурале был духом смерти и засухи, сыном Тама и Улят.
По мере распространения исламской культуры, он стал прообразом Шайтана — Дьявола. Именно ему принадлежит сотворение всего материального мира, даже людей. Только духовный мир ему не подвластен — бессмертную душу в человека вселил бог Тангра.
В народном фольклоре Шурале выступает в качестве демонически-комического существа, озорника, плута, часто со злобными намерениями.
О мифическом существе в 1907 году написана популярная поэма “Шурале” (автор — Габдулла Тукай— поэт из Казани), на основе данного произведения создан одноименный балет и мультфильм.
По сюжету, деревенский парень отправляется в лес запастись дровами. Однако в лесу дровосек натыкается на Шурале. Дух хочет защекотать молодого человека (егета по-татарски) до смерти, однако парень прибегает к хитрости. В качестве последнего желания он просит, чтобы Шурави помог перебить ему клин в бревне. Существо соглашается и засовывает пальцы в щель, чтобы ее разжать. Егет ловко выбивает клин, щель схлопывается и прищемила лесному духу пальцы. Парень и был таков.
Мифология
Мифический лесной житель согласно представлениям башкир, татар, казахов, понимает человеческую речь и при встрече не прочь пообщаться.
В народных сказаниях он выступает в качестве антагониста крестьянам, охотникам, лесорубам. Чинит им козни, но из-за собственной глупости сам часто попадает в ловушки. В славянской мифологии этому образу отчасти соответствуют дух-хозяин лесов Леший, а также божество рода Щур, или Чур, Шурик.
Распространено поверье, что он панически боится потоков воды. Если за кем-то увязался злобный дух, достаточно перепрыгнуть через ручей или переплыть через реку, чтобы избавиться от преследователя.
Хотя Шурале считаются лесными духами-покровителями, все же это живые существа из крови и плоти. Они, как и люди, создают семьи, ухаживают за потомством. Живут в пещерах или землянках, присыпанных ветвями, лапками, мхом. В жаркие летние дни стараются не покидать убежищ. В лесу их якобы можно встретить в сырую погоду весной и осенью, чаще всего в период равноденствия.
В некоторых источниках указывается, что Шурале испытывают страсть к сокровищам. По преданиям, в каждом их жилище припрятан клад, который они самоотверженно охраняют. Многие алчные люди пытались завладеть богатой добычей, из-за чего погибали. В этом плане существо сходно с персонажем ирландского фольклора — лепреконом.
Шурале —популярный сказочный персонаж. Его памятники, скульптуры, резные композиции можно встретить в различных уголках Татарстана и Башкирии. Статуэтки, магнитики, открытки с изображением божества пользуются большим спросом у туристов и местных жителей.
Источник
Шурале
Шурале́ (тат. шүрәле , также у татар известен как урман иясе, у башкир как ярымтыҡ [1] ) — антропоморфное мифическое существо татарских и башкирских сказок, персонификация духа леса.
Содержание
Внешний вид и повадки
Обычно описывается как низкорослое, горбатое, с длинными тонкими пальцами, длинными ногами, бородой и небольшим рогом на лбу. Убивает людей щекоткой. Отбивает лошадей от табуна и катается на них, может загнать лошадь до смерти. Шурале ловят, смазывая спину лошади смолой. Шурале боится воды, поэтому от него спасаются, перепрыгнув через речку или ручей. Герои сказок также обманывают Шурале, защемив ему пальцы в щель в дереве.
По сказкам также известно, что он любил ездить на лошадях, имел семью. Не имеет мозгов.
Образ в литературе
Шурале — герой поэмы Габдуллы Тукая «Шурале», а также персонаж ряда татарских и башкирских сказок.
По третьему тому спорного по достоверности произведения «Джагфар тарихы», припысываемому Бахши Иману, Шурале считается божеством-трикстером:
Топонимика
Компонент «шурале» встречается в нескольких оронимах в горных районах Башкортостана, преимущественно в форме Шуралетау «гора Шурале» и Шуралекая «скала Шурале».
См. также
- Арзюри — чувашский аналог
- Пицен — сибирскотатарский аналог
- Леший — славянский аналог
- Эбэдэ
Примечания
- ↑ Мифы народов мира/под ред. Токарева С. А. — М., Советская энциклопедия, 1992 г. — т.2
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Шурале» в других словарях:
ШУРАЛЕ — шюрали, урман и я се, в мифологии казанских татар и башкир (шурали, ярымтык) дух леса, леший. Термин «Ш.», видимо, восходит к древнему названию божества, близкого образу духа почитаемого предка щур (чур) в славянской мифологии. У татар… … Энциклопедия мифологии
шурале — леший Словарь русских синонимов. шурале сущ., кол во синонимов: 1 • леший (17) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
«Шурале» — ШУРАЛÉ ( Али Батыр ), балет в 3 актах (по мотивам тат. нар. сказок и поэм Г. Тукая). Комп. Ф. З. Яруллин, инструментовка Ф. В. Витачека. Сцен. A. C. Файзи и Л. В. Якобсон. 12.3.1945, Т р им. Джалиля, Казань, балетм. Л. А. Жуков, Г. Х. Тагиров,… … Балет. Энциклопедия
Шурале (мифическое существо) — «Портрет» Шурале на фасаде Татарского государственного театра кукол «Экият» в Казани Шурале (тат. Шүрәле) антропоморфное мифическое существо татарских сказок. Обычно описывается как … Википедия
Шурале (значения) — Шурале: Шурале (мифическое существо) антропоморфное мифическое существо татарских сказок Шурале (поэма) поэма татарского поэта Габдуллы Тукая Шурале (балет) первый татарский балет Шурале (мультфильм) мультфильм … Википедия
Шурале (балет) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шурале (значения). Шурале Шурале Наталия Дудинская в … Википедия
Шурале (мультфильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шурале (значения). Шурале Тип мультфильма рисованный Режиссёр Галина Баринова Автор сценария Марат Акчурин … Википедия
Шурале (поэма) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шурале (значения). Шурале поэма татарского поэта Габдуллы Тукая[1]. Написана в 1907 году по мотивам татарского фольклора[2]. По сюжету поэмы создан балет «Шурале». В 1987 году… … Википедия
Репертуар Мариинского театра — Основная статья: Мариинский театр Репертуар Мариинского театра включает в себя многочисленные постановки, как созданные в последние годы, так и имеющие за собой многолетние традиции … Википедия
Большой театр — БОЛЬШÓЙ ТЕÁТР, Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР (ГАБТ), ведущий советский муз. т р, сыгравший выдающуюся роль в формировании и развитии нац. традиций балетного иск ва. Его возникновение связано с расцветом рус.… … Балет. Энциклопедия
Источник
Шурале
В татарской мифологии и фольклоре лесной дух
Содержание
Представляется в виде обросшего волосами мужчины с длинными пальцами, иногда с рогом во лбу, или обнаженной женщины. Боится собак, воды: при встрече с ним нужно бежать к ручью или озеру. Заманивает людей в лесную чащу, может защекотать до смерти.
В одном лесу могут обитать несколько шурале.
Шурале – персонаж многих произведений татарского фольклора. В мифологических рассказах наиболее распространены 3 сюжета.
Первый – о том, как находчивый джигит Былтыр, отправившийся в лес за дровами, перехитрил Шурале: он уговорил его засунуть пальцы в расщеплённое дерево, а затем выбил клин («Былтыр кысты» – «Былтыр защемил»).
Второй сюжет о том, как хозяин лошади, на которой каждую ночь скакал Шурале, поймал его, намазав спину лошади смолой («Шүрәле куаклыгы» – «Кустарник Шурале»).
Третий – как благодаря молитвам муллы, старик, которого Шурале заманил в непроходимую чащу, вышел из леса живым и невредимым («Шүрәле» – «Шурале»).
Шурале можно обмануть, переодев одежду наизнанку («Шүрәлене ничек алдарга» – «Как обмануть Шурале»). Из капли крови Шурале появляются несколько новых Шурале («Шүрәле каргаган авыл» – «Деревня, проклятая Шурале»).
Тема лесного духа воплощена во многих произведениях литературы, живописи, музыки. Наиболее широкую известность получили знаменитая поэма «Шурале» Г.Тукая, иллюстрации к ней Б.И.Урманче, Б.М.Альменова, Ф.Г.Аминова и других, одноименный балет Ф.Яруллина.
Литература
Коблов Я.Д. Мифология казанских татар. Казань, 1910.
Замалетдинов Л.Ш. О мифологической основе сказки «Шурале» // Габдулла Тукай: материалы научной конференции. Казань, 1979.
Татар халык иҗаты: риваятьләр һәм легендалар. Казан, 1987.
Источник
Кто такой шурале?
В глухом лесу, в самой его чащобе, можно встретить шурале. Кто его не видел, а питается только слухами, те напридумывали многое- и что он страшный великан, что во лбу торчит рог, что похож он на половинку человека.
Когда-то шурале жили во всех лесах, люди их часто видели, не случайно во многих районах Зауралья, да и по эту сторону Урала то река, то гора, то селение, то урочище носят их имя. Даже есть такие, что женились на девушках шурале, вели от них свой род. Так что шурале — это лесные люди. Они могут завести человека в глубину леса своими окриками то оттуда, то отсюда.
Какие же они из себя? Они выше человеческого роста, хотя теперь стали попадаться и невысокие. Некрасивые, волосатые, с длинными руками, стопы повернуты назад. У ннх есть и мужчины, и женщины. Кто женился на их девушках, утверждает, что они прекрасны. Боятся воды.
Если встретишь шурале в лесу- надо перескочить ручей или реку на другую сторону. Если шурале спросит, как ему перебратся-надо показать вниз по течению. Иначе шурале быстро дойдет до верховья и перейдет на другую сторону.
Шурале живут семьями. Они любят играть в щекотку друг с другом. К этому же склоняют и людей, которых порой встречают в лесу. Самим-то им хорошо и весело, а вот люди ухохатываются до смерти.
У шурале с левой стороны подмышками имеется дыра, и в нее видно сердце. Если человек сумеет сунуть туда руку и схватить за сердце, то таким образом, можно убить шурале.
Бояться шурале не надо. Главное, не показывать своего страха. Надо с ним поговорить. Обмануть шурале просто. Они весьма глупые. Если шурале спросит имя, нужно назваться «Былтыр» («прошлое»).Рассказывают, что один дровосек обманул шурале так –попросил подержать кривую березу, пока он поднимет лошадь между ног, то есть сядет на нее. Он ускакал, а шурале еще долго подпирал дерево, пока не устал и не свалился без сил. Другой попросил шурале засунуть руку в щель в бревне, а сам выбил клин.
Шурале любят кататься на лошадях. Их так и ловят- намазывают дегтем спину лошади, чтобы прилипли.
Груди у шурале длинные, до пояса. Чтобы не мешали, они их закидывают за плечи. Ногти длинные, медного цвета. Они бояться соли и даже самого его названия. Под грудями у них нежное мясо. Если насыпать туда соль, они очень сильно жжет. Так что люди, которые идут в лес по ягоды или по каким другим надобностям, берут с собой соль. Хотя хватает и того, что они громко говорят «асе»(горько).
Источник