Что такое «базовые школы РАН»?
1 сентября 2019 года в России начнут работать базовые школы РАН. Что это за школы и в каких регионах они будут открыты? Сибирским отделением РАН подготовлена презентация «Базовые школы РАН», в которой подробно рассказывается об этих школах.
Что же такое «базовые школы РАН»?
14 февраля на Российском инвестиционном форуме — 2019 Минпросвещения России, Российская академия наук (РАН) и Группы Компаний «Просвещение» рассказали о запуске в России проекта по созданию базовых (опорных) школ РАН.
« Базовые школы РАН » — это совместный проект Российской академии наук и Министерства просвещения Российской Федерации, цель которого — создание максимально благоприятных условий для выявления и обучения талантливых детей, их ориентации на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий, что послужит развитию интеллектуального потенциала регионов и страны в целом.
С инициативой создания в регионах базовых школ РАН к Президенту РФ В.В. Путину обратился Президент Российской академии наук А.М. Сергеев. Минпросвещения России всецело поддержало эту инициативу.
Ежегодно России нужно примерно 10 тысяч тех, кто приходит в науку. Ожидается, что организация базовых школ РАН увеличит приток в науку талантливых детей, позволит воспитать новое поколение российских ученых.
Кто и как отбирал школы для проекта?
Школы для проекта выбирала сама Академия с учетом следующих условий: по результатам существующего в России рейтинга в регионах, где имеются крупные научные институты и исследовательские университеты. Всего РАН определено 110 школ в 32 регионах.
Базовая школ РАН – это школа, которая:
-показывает высокие результаты достижений школьников в предметных олимпиадах и конкурсах;
-использует ресурсы научных институтов РАН и других научно-практических площадок; — имеет традиционные связи с крупными университетами, научными центрами;
— является муниципальной и в ходе реализации проекта осуществляет необходимые действия для передачи учредительства на региональный уровень;
-обладает значительным кадровым потенциалом для формирования исследовательских умений обучающихся, развития у них основ научной деятельности;
— имеет опыт организации профильного обучения (углубленного изучения отдельных предметов), сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями
В каких территориях будут работать базовые школы РАН?
В Презентации перечислены следующие регионы:
Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Удмуртская Республика;
края: Краснодарский,, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский;
области: Архангельская, Белгородская, Волгоградская, Воронежская, Иркутская область, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тамбовская, Томская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская.
Определены также региональные координаторы, обеспечивающие поддержку базовых школ РАН на территориальном и федеральном уровне, а также региональные научно- образовательные центры.
Возможные модели базовых школ РАН
Предлагается 6 моделей базовых школ РАН: профильная школа, школа с углубленным изучением отдельных предметов на всех уровнях, начиная с начальной школы, школа-лаборатория, школа при университете (научной организации), школа-ресурсный (сетевой) центр, смешанная модель.
Направления деятельности базовых школ РАН
Определено три ключевых направления деятельности базовых школ РАН:
1.Повышение качества образования и его доступности для обучающихся, которые .ориентированы на освоение научных знаний и достижений науки.
Для обучающихся будут предложены:
— профильные учебные курсы и факультативы;
— курсы внеурочной деятельности исследовательской направленности;
— индивидуальные консультации со стороны ведущих ученых;
— научно-популярные и образовательные проекты и сетевые лектории, способствующие вовлечению школьников в научноисследовательскую и творческую деятельность;
— интеллектуальные и творческие конкурсы и соревнования и другие формы.
2.Повышение профессиональной квалификации педагогических работников.
3. Укрепление материально-технической базы.
А что с учениками, которые сейчас обучаются в отобранных школах?
Как сообщила Министр просвещения России О.Ю. Васильева, « уже обучающихся в опорных школах РАН детей отсеивать никто не будет ». Для них « организуют классы с углублённым преподаванием отдельных предметов ».
А что с учителями?
Для педагогических работников базовых школ со стороны РАН будут предложены (как на региональном, так и на федеральном уровне):
— информационные и обучающие семинары, мастер-классы и консультации;
— курсы повышения квалификации, предусматривающие рассмотрение сложных научных понятий и современных научных открытий (включая он-лайн и сетевые курс);
— новые методы обучения и образовательные технологии и другие формы.
Предполагается, что, организация базовых школ РАН увеличит приток в науку талантливых детей, позволит воспитать новое поколение российских ученых, а базовые школы РАН станут центрами дополнительного образования и внешкольной работы; будут сотрудничать с местными университетами и предприятиями; обеспечат возможность вовлечения школьников в собственные исследовательские проекты во взаимодействии с академическими центрами.
Источник
Опорные школы РАН: коротко о главном
Для чего нужны опорные школы Российской Академии Наук? Кого, как и чему в них будут обучать? Ответы на эти вопросы вы сможете найти в данной статье.
Не так давно Минпросвещения анонсировало новый проект, направленный на создание опорных школы при Российской академии наук. По словам президента РАН и министра просвещения, данный проект позволит существенно повысить уровень среднего школьного образования. По крайней мере в той части учеников, которые нацелены на дальнейшее продвижение в науку.
Отметим, что идея создания специализированных школ не нова. Еще 2-3 столетия назад целью создания таких школ была, в основном, организация приютов для сирот, в которых детям давали базовые знания, помогающие в дальнейшей социальной адаптации и приобретении рабочей специальности. Тогда же массово открывались частные пансионы для детей знати, где обучали «разным наукам и светским манерам», воспитывая аристократическую надстройку общества. Спецшколы функционировали и в период становления СССР, в начале 20-х годов прошлого века.
Итак, опыт создания и работы специализированных школ в нашей стране существует. Он оказался довольно успешным, так как, по сути, позволяет реализовать главную задачу: собрать в одном классе учеников с равными способностями и обучать по некой специализированной программе, подготавливая к следующему шагу в жизнь.
Спецшколы в СССР: ретроспектива
При реализации совместного амбициозного проекта Минпросвещения, РАН и компании «Просвещение», в котором предполагается воспитывать интерес школьников к математическим и естественным наукам, очень пригодился опыт работы советских школ.
В СССР научная элита воспитывалась на базе специализированных школ с углубленным изучением предметов, ориентированных на развитие ведущих отраслей экономики. К сожалению, после распада СССР, устоявшаяся система советского образования дала трещину. Началось массовое тиражирование школ-гимназий, которое происходило под влиянием модных тенденций и ложного престижа, основанного на стремлениях родителей «устроить» будущее ребенка, и нередко – просто похвастаться в кругу знакомых «успехами» своего чада.
Спрос, как известно, рождает предложение, особенно, когда общеобразовательная школа советского периода, в которой дети получали бесплатное образование, в условиях перехода к капитализации и коммерциализации была поставлена в условия выживания. Это привело к ожидаемому снижению качества образования, падению престижа специализированных школ-гимназий, несмотря на то, что идея дифференцированного подхода к обучению в принципе дает высокие результаты.
Главный критерий отбора детей для обучения по специальным программам — выявление способностей к изучению точных и естественных наук у детей, а также дальнейшее развитие интереса их к учебе. Правда, некоторые учителя «советской закалки» до сих пор считают, что такая форма лишает ребенка права выбора, поскольку его дальнейшую судьбу решают взрослые, определяя его круг интересов на ранней стадии развития и воспитания.
Однако «старая гвардия» сильно сгущает краски. Опорная или спецшкола не лишает ребенка возможности изучать остальные предметы, воспитывая всесторонне образованную личность, а лишь делает упор на некоторые предметы. При желании, в более старшем возрасте, ребенок может изменить выбор взрослых и принять самостоятельное решение, выбирая профессию.
РАН готовит смену: перспективные планы
Наряду с работой над научными открытиями РАН всерьез озабочена вопросом подготовки молодой смены – креативных, дерзких, амбициозных и талантливых преемников.
Научный прогресс – объективная предпосылка для создания специализированных школ. Стимулируют работу в этом направлении и правительственные задачи — повышение качества российской системы образования, которая, чего греха таить, в последние 20 лет находилась «на задворках» государственных забот.
После социально-экономических потрясений эпохи перестройки, ряда неудачных экспериментов в сфере просвещения, Минобразования уверенно приступило к работе над национальным проектом «Наука», цель которого – создание опорных школ и научно-образовательных центров, и как результат – качественная подготовка будущих ученых. На базе Российской Академии Наук, в рамках пилотного проекта уже в 2019 году планируется открытие 110 школ и 15 НОЦ (научно-образовательных центров), во всех регионах страны. Другими словами, опорные школы будут готовить выпускников для научных центров не в отдаленной перспективе, а сейчас.
Особенно радует, что целью проекта является не создание элитных школ в столице и нескольких наиболее развитых городах России – опорные школы создаются на базе высших учебных заведений и НИИ, работающих в 32 регионах страны. То есть, такой подход обеспечивает равные возможности для всех одаренных детей, что делает обучение в опорных школах РАН более доступным.
Согласно майским указам президента РФ, РАН совместно с Министерством просвещения, до 2024 года планируется поднять рейтинг российской науки на 11 место в мире по ведущим научно-техническим направлениям и на 5 место – по количеству научных статей, опубликованных в международных изданиях. Планируется также значительное омоложение кадров в науке: ученые в возрасте до 39 лет должны составлять 50% научного состава.
Основные пути реализации проекта
Если коротко, для достижения поставленных целей нужны специальные программы, высококвалифицированные кадры и, конечно же, средства.
Первый вопрос, касающийся создания специальных программ, оказался самым простым. Программы уже разработаны и дефицита в них нет. Относительно легко решился вопрос и с кадрами: предполагается, что опорные школы будут работать на базе институтов и университетов, где такие кадры есть.
Даже решен вопрос о принципах разделения детей по способностям, в соответствии с требованиями психологии и педагогики. Отбор детей для обучения по специализированным программам планируется проводить не с первого класса, как было раньше, а с шестого. То есть, поскольку в 11-12 лет интересы ребенка к изучению тех или иных учебных дисциплин уже, в основном, сформированы, отбор в этом возрасте не нарушает принципов педагогической этики, которая так беспокоила учителей прошлых лет.
Оставался открытым самый сложный вопрос для реализации любых идей: откуда взять средства? Плачевное финансовое положение отечественной системы образования не критикуют только ленивые и безразличные. Школа, как и образование в целом – бюджетная сфера, которая, по старой советской традиции до сих пор финансируется по остаточному принципу. Но, похоже, что у этого правила наступил переломный момент.
Летом 2017 года намерение О. Васильевой, Министра образования РФ, провести реформу «по возвращению школ в государство» для создания единого образовательного пространства натолкнулось на возражения губернаторов, не желающих обременять себя дополнительными хозяйственными вопросами.
Тем не менее, в августе 2018 года школы в 16 регионах Российской Федерации были переданы в региональное подчинение, при поддержке учительского профсоюза. Это буквально означает, что финансирование в них отныне ведется не из муниципального бюджета, а из федерального, так же как и более организованно, на федеральном уровне, решаются вопросы с кадрами. Лучшие школы в этих субъектах федерации дополнительно финансируются из муниципального бюджета, по результатам рейтинга.
Если же говорить более предметно о финансировании проекта опорных школ РАН, то, по словам Ольги Васильевой, одна половина денег на него будет выделена из федерального бюджета, а другая половина – оплачивается за счет бизнеса (а если конкретнее, то компанией «Просвещение»).
Ожидается, что на закупку нового оборудования для опорных школы будет выделено около 1 млрд рублей. Набор учащихся в опорные школы планируется проводить из числа учащихся лучших школ, с учетом близости научных институт и крупных федеральных НИИ.
Такая оптимизация, как считают в министерстве просвещения, будет способствовать укреплению единого образовательного пространства и обеспечению качественного образования для всех детей РФ. Дополнительно проект направлен на сокращение управленческих звеньев и создание единого потока финансирования.
Источник
Основа для науки: как выстраивается система базовых школ РАН
Как выбирали школы для сотрудничества с РАН, кто из научных сотрудников придет в школы, что изменится с приходом Академии и когда будет запущен проект, рассказал в интервью корреспонденту Indicator.Ru координатор проекта от РАН Александр Соломатин.
В феврале РАН и Министерство просвещения анонсировали большой совместный проект: развитие в регионах «базовых школ РАН». Для участия в нем выбраны 110 школ в 32 регионах страны. В рамках проекта планируется объединение среднего образования и науки для подготовки будущих ученых.
— На чем был основан выбор вошедших в проект школ?
— Были определены три обязательных условия. Первое — муниципальный уровень подчинения или учредительства школы. Кроме муниципальных, в регионах действуют школы регионального подчинения, например губернаторские лицеи, и федерального — структурные подразделения университетов, частные школы. Мы выбирали только школы муниципального уровня подчинения.
Второе условие — вхождение муниципальных школ в федеральные рейтинги. Наиболее значимые и известные из них — топ-200 и топ-500. Топ-200 включает школы, ученики которых показывают высокие результаты в предметных олимпиадах и конкурсах. Для включения в топ-500 учитывается большее число показателей, в том числе результаты учащихся на ОГЭ, ЕГЭ и другие. Все выбранные 110 школ обязательно входят в один из этих рейтингов или сразу в несколько.
Третье условие связано с научно-образовательным потенциалом региона. Мы выбирали регионы, где находятся центры Российской академии наук, известные научные институты, ведущие федеральные университеты, которые готовы обеспечить поддержку базовых школ РАН. Таким образом, мы опирались на объективные показатели.
— А на чем основано число 110 — оно рассчитывалось, исходя из возможностей РАН?
— Нет, список определился после анализа результатов отбора по условиям, о которых я говорил. Какого-то специального квотирования не существовало. Сейчас идет работа по уточнению списка школ, мы обращаемся в регионы и обсуждаем перечень. Многие регионы говорят, что мы «попали в точку», перечень школ устраивает их полностью; другие предлагают изменения. Позицию каждого региона мы учитываем, но условия отбора не меняем: в список не включаются школы регионального или федерального подчинения, а также школы, которые не входят в существующие рейтинги. Мы понимаем, что это самое начало проекта, его пилотный этап, и в будущем список может расширяться.
Презентация вице-президента РАН Алексея Хохлова на заседании президиума РАН
— Не во всех регионах, где предполагается создать базовые школы, есть научные центры РАН. Кто будет отвечать за проект там?
— Во всех субъектах Российской Федерации, где запланировано создание базовых школ РАН, определены региональные координаторы. Это специалисты, готовые обеспечить взаимосвязь научных центров и вузов региона с базовыми школами РАН: обсуждение кандидатур из числа сотрудников научных центров и преподавателей вузов для работы в школах, реализацию совместного плана работы, оценку предлагаемых программ учебных курсов и модулей. Региональные координаторы выступают посредниками между научно-образовательными центрами регионов и школами, а общую поддержку проекту обеспечат РАН и Министерство просвещения. В ближайшее время РАН планирует создать комиссию по научно-организационной поддержке базовых школ. В нее будут включены представители всех заинтересованных сторон, в том числе региональные координаторы.
— А кто из научных сотрудников и представителей вузов будет непосредственно участвовать в проекте и придет в школы?
— Конструктивные отношения между школами, вузами, научными центрами нашей страны складываются в течение многих десятилетий. Во всех регионах преподаватели вузов и ученые ведут курсы, факультативы, читают открытые лекции, приглашают старшеклассников в лаборатории. Нам бы хотелось, чтобы в проекте участвовали специалисты, имеющие такой позитивный опыт. Одновременно предполагается приглашение новых специалистов, но с обязательным согласованием их кандидатур с базовыми школами РАН, с региональными координаторами и учреждениями, в которых они работают.
— Какие модели базовых школ РАН будут реализованы в проекте?
— Мы предлагаем несколько вариантов. Например, модель профильной школы предусматривает обучение школьников на повышенном уровне по одному или нескольким профилям в 10-11 классах и предпрофильное обучение в 8-9 классах. В школе с углубленным изучением отдельных предметов продвинутая подготовка и развитие проектных и исследовательских умений обучающихся будут начинаться с начальной школы. В школе-лаборатории будет организована научно-исследовательская деятельность обучающихся как на собственной лабораторной базе, так и на базе научных организаций. Есть и другие варианты, в том числе школа при университете или научной организации, школа — ресурсный (сетевой) центр, а также смешанная модель. Каждая школа может выбрать оптимальный вариант с учетом существующих традиций и опыта работы.
— Что именно проект изменит в работе базовых школ РАН? Появятся новые курсы, факультативы?
— Мы полагаем, что будут внесены коррективы в схемы развития и основные образовательные программы базовых школ РАН. Это затронет все аспекты жизни каждой школы — учебные планы, используемые формы и методы обучения школьников, внеурочную деятельность, оценочные материалы, управленческие механизмы. Например, нам известно, что учебный план любой школы может включать наряду с обязательной частью «вариативную», формируемую участниками образовательных отношений. И базовые школы РАН смогут использовать эту часть в трех вариантах: для более основательного изучения обязательных предметов, для введения дополнительных (обязательных для конкретных групп школьников) учебных курсов или курсов по выбору и факультативов с учетом интересов и профессиональных предпочтений обучающихся. Каждый вариант — сфера использования интеллектуальных и мотивационных возможностей ведущих ученых нашей страны и преподавателей вузов.
— А что подразумевается под исследовательской деятельностью? Когда школьники смогут заниматься ею на таком уровне, чтобы к окончанию школы стать соавторами научных статей?
— В проекте мы будем опираться на успешный опыт организации исследовательской деятельности школьников, уже существующий в нашей стране. Как показывает практика, для решения этой задачи существуют значительные возможности. Основы исследовательской деятельности закладываются уже в начальной школе, в ходе освоения каждым школьником учебных предметов и курсов. На следующих уровнях образования, в средней и старшей школе, появляются дополнительные ресурсы, включая серьезные проекты и исследования. Значительный потенциал имеется во внеурочной деятельности каждой школы и просто уникальный — в системе дополнительного образования детей. Базовые школы РАН в полной мере используют имеющиеся сегодня возможности, ведь не случайно они представлены в федеральных рейтингах. Наша задача — благодаря ресурсам РАН придать этой работе дополнительный импульс, и тогда, может быть, школьники станут не только соавторами, но и авторами научных статей.
— На заседании президиума РАН говорилось о повышении квалификации учителей. Что планируется делать в этом направлении?
— Проект по созданию базовых школ РАН включает в себя три направления: повышение качества образования детей за счет расширения его содержания, нацеленности на формирование исследовательских умений, а также современных педагогических технологий; переподготовка педагогов; укрепление материально-технической базы. Значит, повышение квалификации учителей — одно из обязательных направлений проекта. Здесь мы планируем опираться на показавшие свою эффективность механизмы повышения квалификации в региональных институтах развития образования и высших учебных заведениях. Вместе с тем имеет смысл, используя научно-образовательный потенциал РАН и других научных центров, включиться в действующую модель, внести изменения в тематику курсов и формы преподавания и привлечь к работе с учителями ведущих специалистов различных областей науки.
— Когда планируется запуск проекта?
— Нужно сказать, что уже сейчас ведется большая подготовительная работа. В конце февраля проект обсуждался на заседании президиума РАН. Затем 14 марта в Новосибирске на международной образовательной выставке «Учебная Сибирь 2019» представители РАН обсудили практические вопросы реализации проекта с руководителями региональных систем образования. Эта встреча была организована Министерством просвещения. Вероятно, с 1 сентября следующего учебного года базовые школы РАН приступят к реализации заявленных идей в полной мере.
Источник