- Шемякин суд
- Читайте также
- Шемякин суд
- Шемякин суд истории
- Перебежчик Афанасий Шемякин
- 2.8.3. Дмитрий Шемяка и «Шемякин суд»
- Шемякин суд
- Полезное
- Смотреть что такое «Шемякин суд» в других словарях:
- Что такое шемякин суд
- Повесть «Шемякин суд»
- Шемяка как символ неправедного судьи
- Что означает образное выражение «Шемякин суд»
Шемякин суд
Выражение «Шемякин суд» в смысле «несправедливый, пристрастный, лживый суд с откровенно преднамеренным приговором в пользу не правой, а той стороны, которая дала большую взятку», существует в русском языке уже более шести веков, потому что, к сожалению, в течение всего этого времени не переводились ситуации, провоцирующие его применение.
Слово «шемяка» — старинное, к тому же, по указанию В. И. Даля, областное — нижегородское, и означает «бродяга, шатун». В средневековой Руси оно употреблялось как прозвище, но давно вышло из употребления, и его первоначальное значение забылось, хотя корень сохранился в фамилии Шемякин…
Своим нынешним значением поговорка обязана внуку Дмитрия Донского Дмитрию Юрьевичу (1420–1453), который имел прозвище Шемяка и принимал самое активное участие в междоусобной борьбе за московский великокняжеский престол.
Великим князем московским тогда был Василий II, тоже внук Дмитрия Донского, сын его старшего сына. Дмитрий Шемяка был сыном младшего. Так что противники были двоюродными братьями.
В этой борьбе Шемяка не гнушался никакими средствами. Когда в 1445 году Василий во время сражения с татарами, предпринявшими очередной набег на Русь, попал в плен, Дмитрий, воспользовавшись этим, со своей дружиной изгнал из Москвы бояр Василия и объявил себя великим князем московским. Полгода спустя Василий вернулся из плена в Москву. Шемяка схватил его, ослепил и отправил с семьей в Углич в заточение.
Только в 1447 году сторонники Василия сумели объединиться, собрать войско и при поддержке москвичей, которые признавали законным своим князем Василия, Дмитрий Шемяка был свергнут и изгнан в свой удельный город Галич Костромской.
Вся более чем двадцатилетняя борьба Дмитрия Шемяки за великокняжеский престол представляет собою бесконечную череду то примирений с Василием, то военных нападений на его земли. Во всех действиях Шемяки проявлялись главные черты его характера: жадность, жестокость и вероломство. Он грабил горожан и крестьян, у бояр, как у своих, так и у чужих, отбирал села, дома, нарушал законы и свои собственные обещания. Обиженных им было много, а княжеский суд — в те времена высший гарант справедливости — превратился в поношение правосудия. «От сего убо времени, — говорится в летописи, — в велицей Руссии на всякого восхитника во укоризнах прозвался Шемякин суд».
Митрополит Московский и всея Руси Иона в своем послании Шемяке, призывая его одуматься, дает такую характеристику его жизни и деяниям:
«Когда великий князь пришел из плена на свое государство, то дьявол вооружил тебя на него желанием самоначальства: разбойнически, как ночной вор, напал ты на него, будучи в мире, и поступил с ним не лучше того, как поступили древние братоубийцы Каин и Святополк Окаянный. Но рассуди, какое добро сделал ты православному христианству или какую пользу получил самому себе, много ли нагосподарствовал, пожил ли в тишине? Не постоянно ли жил в заботах, в переездах с места на место, днем томился тяжелыми думами, ночью дурными снами? Ища и желая большего, ты погубил и свое меньшее».
Дмитрий Шемяка кончил свою жизнь в Новгороде, куда он убежал, спасаясь от гнева великого князя. Говорили, что его отравил собственный повар, подкупленный кем-то из его врагов, которых у Шемяки было очень много.
Со временем память об историческом князе Шемяке и его деяниях изгладилась из народной памяти, но поговорка осталась.
Два века спустя, во второй половине XVII столетия, в России среди многих других литературных произведений, распространявшихся в рукописях, появилась сатирическая «Повесть о Шемякином суде», главному герою которой — судье — автор дал имя Шемяка. В России XVII века еще не было обычая на литературном произведении обозначать имя сочинителя, поэтому мы не знаем имени автора и этой повести. Но с полной уверенностью можно сказать, что он писал ее, не имея в виду исторического Шемяку. Источником для повести стала известная старинная поговорка, он написал как бы иллюстрацию к ней на современном материале, и получилась сказка-сатира в том жанре, в котором двести лет спустя, во второй половине XIX века, писал свои сказки М. Е. Салтыков-Щедрин.
В некоих местах, рассказывает «Повесть о Шемякином суде», жили два брата-земледельца — богатый и бедный. Бедный попросил у богатого лошадь привезти дров. Богатый лошадь дал, хомут дать пожалел. Бедный привязал воз за хвост лошади, и хвост оторвался. Богатый испорченную лошадь не взял, пошел бить челом на брата в город к судье. Бедняк отправился вместе с братом, рассудив, что судебные приставы все равно поведут его на суд против воли.
По пути братья заночевали у попа. Перед сном богатый брат с попом сели ужинать, бедного за стол не позвали. Бедный с полатей загляделся на еду, свалился вниз, угодил на зыбку с поповым сыном и задавил младенца насмерть. Теперь и поп присоединился к богатому брату, тоже пошел жаловаться на бедняка судье.
Шли они по высокому мосту. Бедный брат подумал, что ему все равно погибать, и бросился с моста вниз. А там мужик вез в телеге отца, бедняк упал прямо на старика, убив его. Мужик присоединился к богатому брату и попу.
Бедняк идет и думает: что бы дать судье и тем напасти избыть. Ничего у него нет… Поднял он камень, завернул в платок, положил в шапку.
Богатый брат изложил судье свое дело. Судья говорит бедняку: «Ответствуй!» Тот молча вынул из шапки камень в платке и поклонился.
Судья, подумав, что обвиняемый сулит ему взятку и, видимо, золотом, решает дело так: «Коли он лошади твоей оторвал хвост, — говорит он богатому брату, — не бери у него лошади своей до тех пор, пока у лошади не вырастет хвост. А как вырастет хвост, в то время и возьми».
На челобитье попа бедный брат опять достал из шапки узел с камнем и показал судье. Тот понял, что за второе дело мужик сулит ему вторую взятку, и объявил такой приговор: «Коли он у тебя сына зашиб, отдай ему свою жену-попадью до тех пор, покамест от попадьи твоей не добудет он ребенка тебе; а тогда забери у него попадью вместе с ребенком».
На третье обвинение мужик ответствовал так же, как и на предыдущие, и судья сообщил третьему истцу такой приговор: «Взойди на мост, а убивший отца твоего пусть станет под мостом. И ты с моста сверзнись сам на него и убей его так же, как он отца твоего».
После суда бедняк потребовал от своих обвинителей исполнения решения судьи, но те предпочли кончить дело миром. Богатый брат, чтобы вернуть свою хотя бы и бесхвостую лошадь, дал бедному пять рублей, поп за попадью — десять рублей, дал свою мзду и мужик, рассудив: «броситься мне с моста, так его, поди, не зашибешь, а сам расшибешься».
Между тем судья прислал к ответчику слугу за обещанной взяткой. «Дай то, что ты из шапки казал судье в узлах, — сказал слуга бедному брату, — он велел у тебя то взять». Бедный брат вынул из шапки узел, развернул и показал, что в нем находится. Слуга говорит: «Это же камень!» Бедный брат отвечает: «Это я судье и посулил. Когда бы он не по мне стал судить, убил бы его этим камнем».
Вернулся слуга к судье и все рассказал ему. Судья же Шемяка, выслушав слугу, сказал: «Благодарю и хвалю Бога, что по нему судил. Когда б не по нем я судил, то он бы меня зашиб».
«Повесть о Шемякином суде» у читателей и XVII, и следующего XVIII века имела большой успех и широкое распространение, ее читали и переписывали по всей России. Такая всеобщая известность и дала некоторым историкам и литературоведам повод считать, что выражение «Шемякин суд» обязано своим возникновением именно этой повести.
Однако повесть лишь способствовала сохранению и известности старинного крылатого выражения.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Шемякин суд
Шемякин суд Дело Богрова расследовалось обстоятельно. Предварительное следствие было поручено следователю Киевского окружного суда; в допросах активно участвовали прокурор Н. В. Брандорф и товарищ прокурора Е. И. Лошкарев; в ходе предварительного следствия соблюдались
Шемякин суд истории
Шемякин суд истории Внук Дмитрия Донского, галицкий князь Дмитрий Шемяка (1420—1453), традиционно относится к отрицательным персонажам русской истории. Бытует выражение «Шемякин суд», то есть суд неправедный. Еще при жизни Шемяка был предан анафеме; церковный собор 1448 года,
Перебежчик Афанасий Шемякин
Перебежчик Афанасий Шемякин Впервые в истории русской политической мысли идея о свободном выезде за границу была выражена в 1610 г. в неосуществленном конституционном проекте, автором которого был Михаил Салтыков. Подданные российского императора получили право на
2.8.3. Дмитрий Шемяка и «Шемякин суд»
2.8.3. Дмитрий Шемяка и «Шемякин суд» Дмитрий Иванович Донской первым благословил своего старшего сына Василия «отчиной своею великим княжением», не спрашивая предварительно согласия в Орде. Кроме Василия, ставшего Василием I, у Дмитрия Ивановича были сыновья Юрий, Семен,
Источник
Шемякин суд
Шемякин суд
Название старинной русской сатирической повести, обличавшей произвол и корыстность феодального суда.
Шемяка — реальное историческое лицо, галицкий князь Димитрий Шемяка (ум. 1453), печально знаменитый своей жестокостью, коварством и неправедными делами. В борьбе за московский престол одержал на некоторое время верх над своим соперником, московским князем Василием и ослепил его. Впоследствии московский князь получил прозвище Василий Темный (то есть слепой), под которым и вошел в историю.
Иносказательно: неправый, несправедливый суд, пародия на судебное разбирательство (ирон., презрит.).
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .
Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .
Полезное
Смотреть что такое «Шемякин суд» в других словарях:
шемякин суд — (суд вероломный, нечестный) Это Сидорова правда да Шемякин суд. Ср. Дело этих мучеников было поднято, пересмотрено; шемякинские приговоры были отменены и доброе имя и честь этих невинных жертв кривды. были восстановлены. Н. Макаров.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
ШЕМЯКИН СУД — ШЕМЯКИН СУД. см. суд. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ШЕМЯКИН СУД — ШЕМЯКИН СУД. см. суд. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
шемякин суд — сущ., кол во синонимов: 1 • несправедливый суд (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
шемякин суд — только ед. , устойчивое сочетание Несправедливый, пристрастный, продажный суд. Вершить шемякин суд. Синонимы: кривосу/д (устар.) Этимология: По имени судьи Шемяки из русской сатирической повести второй пол. XVII в. см. тж. суд. Энциклопедический… … Популярный словарь русского языка
Шемякин Суд — заглавие старинной сатирической повести о неправедном судье Шемяке, сохранившейся во многих рукописях XVII и XVIII вв., лубочных картинах и народных сказках, а в конце XVIII и начале XIX в. получившей литературную обработку, сделанную Ф.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Шемякин суд — нарицательное выражение, обозначающее несправедливый суд. Связано с одноименным названием русской сатирической повести 2 й половины 17 в., написанной на основе распространённого среди многих народов сказочного сюжета. Тема повести… … Большая советская энциклопедия
Шемякин суд — Шемякинъ судъ (судъ вѣроломный, нечестный). Это Сидорова правда да Шемякинъ судъ. Ср. Дѣло этихъ мучениковъ было поднято, пересмотрѣно; шемякинскіе приговоры были отмѣнены и доброе имя и честь этихъ невинныхъ жертвъ кривды. были возстановлены … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Шемякин суд — Разг. Устар. Несправедливый суд. /em> Связано с личностью князя Дмитрия Шемяки (XV в.), произволом и беззаконием феодального суда. БМС 1998, 557; ДП, 173, 346; БТС, 1287, 1494; Мокиенко 1989, 162 … Большой словарь русских поговорок
шемякин суд — шем якин с уд, шем якина суд а … Русский орфографический словарь
Источник
Что такое шемякин суд
Повесть «Шемякин суд»
Повесть «Шемякин суд» – произведение, в сатирической форме рассказывающее о неправедном суде, учиненном «судией Шемякой». В этом произведении говорится о том, как на одного из бедняков по очереди подают в суд его богатый брат, поп, а затем горожанин. Для разбирательства дела трое истцов и ответчик отправляются на суд к Шемяке.
А дело было так. Как-то раз бедный брат попросил у богатого на время лошадь, чтобы дрова привезти. Богач с большой неохотой согласился, вот только в хомуте брату отказал. Недолго думая, бедный брат привязал заготовленные дрова к лошадиному хвосту. Кобыла вдруг понесла и оторвала хвост. Узнав об этом, богатый брат отправился с жалобой на брата в суд. Бедный брат последовал за ним, чтобы найти правду.
По дороге братья остановились на ночлег у попа. Когда стали ужинать, бедняка к столу не позвали. Обиделся бедный брат и в сердцах удавил поповского сына. Разгневанный поп тоже отправился к судье Шемяке с жалобой на бедняка. По дороге бедняк успел настроить против себя еще одного человека, который также пошел за поддержкой в суд. Так они все четверо и предстали перед судьей.
За пазухой у бедного брата был камень, завернутый в тряпицу, который он рассчитывал предложить судье в качестве «посула».
Судья Шемяка, полагая, что бедняк ему предлагает золото, вынес решение таким образом, чтобы все три жалобщика вынуждены были откупиться от бедняка, только бы не выполнять неправедного судебного решения. По окончании суда Шемяка узнал, что бедняк имел за пазухой камень, и возблагодарил Бога за то, что тот надоумил его решить дело в пользу бедняка, который в противном случае мог бы убить судью этим самым камнем.
Шемяка как символ неправедного судьи
Рассказ о «судие Шемяке», который датируется XVII столетием, стал основой для более позднего фразеологизма. Устойчивое очетание «шемякин суд» употребляют, когда хотят подчеркнуть судейское корыстолюбие, нелепость законодательных установлений, которые могут исполняться так, как угодно судьям.
«Судия Шемяка» вынес свой приговор в пользу бедняка не на основании фактов и представлений о справедливости, а в надежде поживиться. Именно поэтому имя судьи стало нарицательным.
Интересно, что исследователи считают, что прототипом корыстолюбивого судьи стал галицкий князь Шемяка, правивший в первой половине XV века. Правитель был широко известен в народе своим коварством, жестокостью, пристрастностью и несправедливыми судебными решениями. Считается, что устные сказания о Дмитрии Шемяке впоследствии были переработаны неизвестными авторами и обрели форму сатирической повести.
Источник
Что означает образное выражение «Шемякин суд»
Фразеологизм «Шемякин суд» указывает на несправедливость, пристрастность какой-нибудь критической точки зрения. Человек, когда слышит оценочное мнение, может с ним как соглашаться, так и нет. Выражение «Шемякин суд» используют, когда полностью не согласны с критикой. Это не только несправедливое высказывание, но и нечестное. Почему люди обсуждают и осуждают других, распуская сплетни слухи? Возможно, они руководствуются своими личными мотивами и преследуют корыстные цели.
Откуда произошло это выражение? Существует две точки зрения. Одни исследователи уверены, что словосочетание названо в честь жестокого и коварного Галицкого князя Дмитрия Шемяка. Правитель нечестным путём заполучил власть. Многие считают его предателем, ведь в XV веке он ослепил действующего московского князя Василия, который законно занимал свой пост. С помощью крылатой фразы «Шемякин суд» до нас дошла недобрая слава о его нелицеприятных деяниях. Некоторые учёные уверены, что это выражение берет своё начало из русской народной повести, в которой говорится о «неправедном судие Шемяке». Возникновение повести относят также к тому периоду.
Бывают ситуации, когда человек оказывается в безвыходном положении. Вокруг него полнейшая несправедливость. Однако его никто не слушает и не слышит. Такое состояние неустанно преследует человека. Кроме того, его действиям и словам постоянно дают критическую оценку. Для многих именно это является верхом несправедливости. Каждый человек имеет право на своё мнение. Каждый самостоятельно несет ответственность за свои слова и поступки. Каждый вправе действовать так, как считает правильным и нужным. Естественно, не переходя при этом моральных и нравственных границ, принятых в обществе. Почему мы иногда позволяет другим себя критиковать? Почему многие хотят нас «уколоть», «опустить», поставить в неловкое положение. Такое явление можно назвать «обывательский суд», который сложно охарактеризовать как объективный. Оценочные суждения преследуют человека в повседневной жизни, в трудовой деятельности, на официальном уровне. Полностью избавить себя от критических мнений со стороны невозможно. Именно такую ситуацию и принято называть «Шемякиным судом».
Если решения выносятся в обстановке предвзятости, несправедливости, полной субъективности, то их нельзя назвать верными. Они несут исключительно разрушающие, негативные последствия для человека. У него не только может испортиться настроение, понизиться самооценка, но и изменится общее восприятие окружающих людей и жизни в целом. Поступок человека выставляется на всеобщее обозрения. Его могут высмеять, публично осудить.
При каких обстоятельствах уместно использовать фразеологизм «Шемякин суд»? Словосочетание олицетворяет судебный процесс или критическую оценку, которые основаны на несправедливых и необдуманных решениях. Такие неверные высказывания не просто необоснованны, но и вынесенные намеренно, предвзято. Они чётко направлены на унижение человека ради получения какой-либо выгоды.
Многие годы фразеологизм «Шемякин суд» используется в речи людей. Однако произносить его следует крайне осторожно. Словосочетание может необоснованно обидеть человека, если говорящий его ошибся в понимании значения. Чтобы не попасть в глупую нелепую ситуации, необходимо перед произношением обдумать каждое слово. «Шемякин суд» — это достаточно веское обвинение человека в предвзятых действиях. Если вы до конца не уверены, лучше промолчите и не используйте эту фразу в своей речи.
Источник