- Цвета облачений у священников: какие бывают и что обозначают?
- Богослужебное облачение
- Цвет облачений священников — что обозначает?
- Голубое облачение священника
- Белое облачение священника
- Фиолетовое облачение священника
- Красное облачение священника
- Зеленый цвет облачений
- Черный цвет облачений
- Желтое или золотистое облачение священника
- Облачения духовенства
Цвета облачений у священников: какие бывают и что обозначают?
Что обозначает цвет облачения у священника? Почему цвет облачений меняется в зависимости ото дня? Какой цвет полагается священнику на службу в Рождество? На Пасху? В другие праздники? Цвета облачений: рассказываем главное, что нужно знать.
Богослужебное облачение
Богослужебное облачение разнообразно и зависит от сана священника, священник ли это вообще (может быть диакон, например, или пономарь), а также — от тех или иных моментов служб.
Подробно о том, из чего состоит богослужебное облачение священника, мы обязательно раскажем. Но если говорить сейчас в самых общих чертах, то его отличает внешняя торжественность, и без него — надетым частично или полностью — священник не может совершать богослужение или некоторые Таинства. Например, священник не может служить или исповедовать без епитрахили.
В зависимости ото дня, когда проходит служба, облачение свящнника может быть разных цветов: желтым, красным, голубым, фиолетовым, черным, белым или зеленым. Другие цвета не используются.
Цвет облачений священников — что обозначает?
Набор цветов, которые используются в храме, сложились в Церкви традиционно — за два тысячелетия. Причем облачаются в разные цвета не только священник, но и все, кто сослужат ему — диаконы, алтарники, пономари. Также в зависимости ото дня меняется цвет облачения престола и, по возможности иные, детали в устройстве храма (например, на Пасху в некоторых храмах лампады меняют на красные — в цвет этого Праздника).
Что означает цвет облачения священника? С одной стороны, каждый цвет действительно приобрел свое символическое значение в Церкви и с этой точки зрения установились некоторые негласные правила. Например, все Богородичные праздники священники служат в голубом, а Пасхальные дни — в красном.
С другой стороны, цвет облачений — это именно традиция, а не догмат, поэтому в тех или иных случаях, в зависимости от храма, принципы выбора цвета могут незначительно отличаться. Но в общих чертах правила формирования цвета облачений священника одинаковы всюду и выглядят так:
Голубое облачение священника
Здесь и далее фото облачений: pravmagazin.ru
Полагается для Богородичных праздников. Например: Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября) или Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Или в день празднования особо чтимых Богородичных икон.
(Кстати, если у храма купол голубого цвета, то он тоже, скорее всего, освящен в честь Богородичного праздника. Хотя в целом, для куполов в отношения цвета каких бы-то ни было правил нет вообще… См. текст: сколько куполов бывает у храмов и какие они бывают?)
Белое облачение священника
Предназначается для праздников Рождества Христова (7 января), Богоявления Господня (18 января), Вознесения Господня (дата зависит от дня Пасхи), Преображения Господня (19 августа) и Обрезания Господня (14 января).
В белое священники, диаконы и алтарники облачаются также в дни Рождества Иоанна Предтечи, апостола Иоанна Богослова, а кроме того в дни памяти бесплотных сил, дев и девственников.
Погребрение, как правило, также совершается в белых облачениях, а не черных — потому что смерть в христианстве — это не трагическое событие, а наоборот — светлое, ибо душа уходит в Вечность.
Белые ризы используются и во время совершения Таинств Крещения и Венчания.
Фиолетовое облачение священника
Предназначается для праздников Креста Господня. Например — Воздвижение Креста Господня (27 сентября).
Кроме того, в фиолетовое священники облачаются во врем Великого Поста в Воскресные дни и дни Больших Праздников. Например — в День Торжества Православия, который празднуется в первое воскресение Поста.
Красное облачение священника
В красное священнослужители облачаются в дни памяти мучеников. Кроме того — это цвет Пасхальной седмицы. Хотя в ходе самого пасхального богослужения принято, что священники попеременно надевают облачения разных цветов, а встречают само Воскресение Христово и первую весть «Христос воскресе!» провозглашают в белом.
В Великий Четверг — последний четверг перед Пасхой — священник тоже облачаются в красный (память о Крови, данной Христом своим ученикам на Тайной Вечери) — но в красной темного оттенка, чтобы он не был Пасхальным.
Зеленый цвет облачений
Зеленые облачения предназначаются для праздников Святого Духа (51-й день после Пасхи), Святой Троицы (50-й день после Пасхи), Входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи) и кроме того — в дни памяти юродивых, подвижников и преподобных.
Черный цвет облачений
Черный цвет облачений полагается для постов. Причем, в некоторые дни это может быть не только черный, но темно-синий или темно-зеленый. Однако в Великий пост — особенно в Страстную Седмицу — облачение исключительно черное.
Исключением для «постных» облачений являются Большие Праздники или Воскресные дни, когда священники тоже облачаются в фиолетовое облачение или в черное, но с золотой или цветной отделкой.
Желтое или золотистое облачение священника
Желтый цвет — апостолов, пророков, святителей и иных служителей Церкви.
Кроме того в этот цвет священник может облачаться в небогатых или сельских приходах в те дни, для которых у него нет облачений соответствующего цвета.
Про облачение священника можно сказать еще то, что шьется оно, как правило, из шелка или парчи.
При этом, облачение на узоре может быть самым разнообразным. Например, «минималистичным», как это:
Или наоборот — с изысканным узором, как вот это:
Однако выбор узора, в отличие от цвета облачения, совершенно не несет в себе правил и целиком и полностью зависит от вкусов тех, кто шьет и того, кто это облачение приобретает.
Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте
Источник
Облачения духовенства
Облачения духовенства, значение цветов облачения
Облаче́ния — священные одежды, в которых православные священнослужители, церковнослужители и монашествующие совершают богослужение. Эти одежды являются символами благодатных дарований, и без них священнослужитель совершать таинства не должен. Облачением может быть и не одежда (в строгом понимании), а освящённые предметы, используемые вместе со священными одеяниями, например: наперсный крест, панагия, чётки, омофор, орарь, епитрахиль, палица, набедренник. Кроме того, облачением называют сам процесс ритуального одевания указанных облачений (священных одежд) на клириков перед началом совершения ими общественного богослужения.
Повседневные облачения
Подрясник – длинное, доходящее до пят одеяние с узкими рукавами и с наглухо застегнутым воротом.
Ряса – верхнее одеяние монахов и священнослужителей всех степеней с длинными, ниже ладоней, широкими рукавами преимущественно черного цвета (для монашествующих); для белого же духовенства кроме черного возможен темно-синий, серый, коричневый, кремовый и белый цвета.
Крест наперсный (или иерейский), носимый священником поверх рясы (во внебогослужебное время) или фелони (на службе), является отличительным (и неотъемлемым) признаком его принадлежности ко второй степени священства.
Скуфья́ – головной убор священнослужителей и церковнослужителей, представляющий собой остроконечную шапочку, у священнослужителей – из бархата. Покрывает голову до бровей, а ее складки образуют знамение креста.
Камила́вка – высокий твердый головной убор монахов и белого священства, сделанный, как правило, из верблюжьей шерсти. Последним фиолетовые камилавки или скуфьи даются как награда и знак отличия.
Кло́бук – является как повседневным, так и богослужебным головным убором монашествующих.
Богослужебные облачения
Эти одеяния, имеющие общее наименование «ризы» , используются священнослужителями в ходе совершения богослужений. Делятся они на три категории: диаконские, иерейские и архиерейские.
Некоторые из этих одежд являются символами благодатных дарований и без них священнослужитель совершать богослужение не может. Богослужебными облачениями являются:
1. Для диакона – подрясник, поручи, стихарь, орарь |
Иподиаконы прислуживают в стихаре.
Стиха́рь – богослужебное облачение священно- и церковнослужителей. Различаются стихари церковнослужителя, диакона, священника и архиерея. Отличие богослужебных одежд низшего чина священнослужителей – диаконов – составляет то, что они служат в подряснике, поверх которого надевается стихарь.
Подри́зник – богослужебное облачение священника и архиерея – длинная до пят шелковая (реже из иных материалов) одежда, в талию, с узкими рукавами, белого или желтого цвета.
По́ручи – часть богослужебного облачения духовенства, представляющие собой трапециевидные полосы плотной материи с изображением креста на внешней их стороне, обшитые по краям лентой, имеющей иной, чем сами поручи, оттенок. Поручь стягивается шнуром, продеваемым в металлические петли на боковых его краях, а шнур плотно обматывается вокруг руки и прочно на ней держится. Поручи символизируют собой Божью силу, крепость и мудрость, даруемую священнослужителям для совершения Божественных Таинств.
Ора́рь – часть богослужебного облачения диакона и иподиакона – длинная узкая лента, носимая ими на левом плече, причем один конец спускается на грудь, другой – на спину. Орарь является принадлежностью только диаконов и название свое получил от греческого глагола «оро», что значит смотрю, стерегу, наблюдаю.
Епитрахи́ль – принадлежность богослужебного облачения священника и архиерея, представляющая собой длинную ленту (орарь диакона, но как бы удвоенный), охватывающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь. Спереди сшита или скреплена пуговицами, надевается поверх подризника или рясы. Образованная из ораря епитрахиль означала, что священник, приобретает сугубую по сравнению с диаконом благодать, дающую ему право и обязанность быть совершителем Таинств Церкви. Епитрахиль символизирует благодатные дарования священника, получаемые им в Таинстве Священства. Именно поэтому при облачении в епитрахиль читается молитва: «Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя, яко Миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его» (см.: Пс. 132; 2).
Пояс – часть богослужебного облачения священника и архиерея, надеваемая поверх подризника и епитрахили, представляет собой плотную, шириной 10–15 см, полосу материи с отделкой в виде полос иного оттенка по краям. В середине пояса нашивается крест, а по его концам – длинные ленты, которыми он фиксируется сзади, на пояснице. Пояс напоминает то полотенце, которым препоясался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечере.
Фело́нь – богослужебное облачение священника, представляющее собой длинную до пят (со спины) накидку, которая спереди доходит только до пояса. Имеет прорезь для головы и приподнятое жесткое оплечье, без рукавов. На фелони есть четыре символических полосы, которые означают Четвероевангелие, служителями и благовестниками которого являются епископы и священники. Также полосы означают Божественное охранение, благодать, силу и премудрость, даруемые священнослужителю, совершающему Таинства Церкви. На спине в верхней части фелони под плечевой полосой так же, как и на стихаре нашивается знамение креста, а внизу под крестом ближе к подолу – восьмиконечная звезда. Звезда и крест на фелони знаменуют соединение в Православной Церкви благодати священства Ветхого (звезда) и Нового (крест) Заветов.
Набе́дренник является частью богослужебного облачения некоторых священников и представляет собой прямоугольник, который носится на длинной ленте у бедра. Право ношения набедренника дается священникам в качестве награды. Набедренник рассматривается как символическое изображение духовного оружия – слова Божьего.
Па́лица – часть богослужебного облачения архиерея, архимандрита или священника (священникам дается в качестве награды), представляющая собой матерчатый ромб, привешиваемый за один из острых углов и носимый на ленте у правого бедра.
Са́ккос – богослужебное облачение архиерея: длинная до пят, просторная одежда с широкими рукавами, сшитая из дорогой ткани. Поверх саккоса надевается омофор и панагия с крестом. Саккос духовно означает то же самое, что и фелонь.
Омофо́р – принадлежность богослужебного облачения архиерея. Омофор епископа у концов своих имеет две нашитых поперечных полосы – знак сугубого отречения от всего суетного. Два основных символических значения, усваиваемые омофору следующие: уподобление епископа Христу в попечении о спасении людей и особая полнота Божественной благодати и силы, даруемая для этого епископу.
Панагия – небольшой ковчежец прямоугольной, округлой или крестообразной формы с изображением Иисуса Христа или святых. Раньше внутри панагии помещались частицы освященной просфоры или мощи святых. В настоящее время она представляет собой образ Божией Матери, чаще всего круглой или овальной формы, с различными украшениями, без мощей. Епископские крест и панагия являются знаками высшей власти в Церкви. Панагия является исключительно архиерейским знаком.
Архиерейский жезл (посох) – это символ духовной архипастырской власти епископа над церковным народом, данной Христом Своим ученикам, призванным проповедать слово Божье.
Архиерейская мантия — бывает фиолетового (у епископов), голубого (у митрополитов) и зеленого цвета (у Святейшего Патриарха). Кроме того, архиерейская мантия объемнее и длиннее. На ее лицевой стороне, у плечей и у подола нашиваются «скрижали» – прямоугольники с отделкой по краям и крестами или иконами внутри плечевых прямоугольников. В нижних могут стоять инициалы епископа. Скрижали на мантии означают, что епископ, управляя Церковью, должен руководствоваться заповедями Божиими.
Ми́тра – головной убор, являющийся частью архиерейского облачения.
Богослужебные облачения бывают семи разных цветов в зависимости от празднования, совершаемого в данный день.
Белого цвета, символизирующего божественный нетварный свет. Белые облачения одеваются на Пасху и на некоторых других господских праздниках, а также на погребения, крещения, соборования и другие требы.
Чёрного цвета → символизирует отсутствие или недостаток света, небытие, смерть, траур, а также отречение от мирской суеты, покаяние, плач о своих грехах, смирение. Распространился этот цвет в богослужении лишь в XVIII веке. В современной Русской православной церкви чёрный цвет облачений великопостных и официальный внебогослужебный у монахов и клириков (подрясники, рясы, скуфьи, чёрные сапоги и др.). В некоторых поместных православных церквах облачения чёрного цвета почти не используются.
Красного цвета , обозначающего кровь Христа и мучеников за Него, а также праздничную красоту . В XX веке в Греции, а затем и в России, красный цвет облачений стал пасхальным — «Пасха красная», крашеные красные яйца. Однако в старину этого цвета избегали, считая, что красный цвет — символ ада, войны, бунта, разврата, и что красный цвет возбуждает греховные страсти. В дни памяти мучеников служили в облачениях багряного или бордового цвета.
Фиолетового цвета → используются в воскресные дни Великого поста и, так же как облачения бордового цвета, — в дни воспоминания страданий Христа и мучеников.
Жёлтого цвета (золотистого цвета) → символа солнца — используются в дни памяти пророков, праведников, апостолов, святителей, а также в будние дни. Облачениями золотистого цвета часто заменяются облачения белого цвета и при необходимости — любого другого. Поэтому облачения жёлто-золотистых оттенков самые часто употребимые.
Голубого цвета → символизируют чистоту неба — образ Пресвятой Богородицы, используются на многих богородичных праздниках.
Зелёного цвета — символ жизни, используются в день Сошествия Святого Духа на апостолов (День Живоначальной Троицы), на Вход Господень в Иерусалим и в дни памяти преподобных отшельников.
Источник