Семинария что это значит

семинария

Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа . Н. М. Шанский, Т. А. Боброва . 2004 .

Смотреть что такое «семинария» в других словарях:

СЕМИНАРИЯ — (лат.). Среднее духовное училище, также учреждение для подготовления учителей и учительниц. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СЕМИНАРИЯ лат. seminarium, от semen, семя; см. семинарист. Среднее… … Словарь иностранных слов русского языка

СЕМИНАРИЯ — (от латинского seminarium рассадник, В переносном смысле школа), тип профессионального учебного заведения для подготовки христианских священнослужителей и учителей начальных и неполных средних школ. Название семинария закрепилось за христианскими … Современная энциклопедия

СЕМИНАРИЯ — среднее учебное заведение для подготовки служителей религиозного культа некоторых христианских конфессий (духовная семинария, см. также Духовные учебные заведения); в некоторых странах (в т. ч. в России в 18 нач. 20 вв.) для подготовки учителей… … Большой Энциклопедический словарь

СЕМИНАРИЯ — СЕМИНАРИЯ, семинарии, жен. (от лат. seminarium рассадник) (дорев.). Специальное среднее учебное заведение. Духовная семинария (для подготовки духовенства). Учительская семинария (для подготовки учителей начальной школы). Толковый словарь Ушакова … Толковый словарь Ушакова

Семинария — среднее специальное учебное заведение для подготовки служителей религиозного культа (духовная семинария) или учителей начальной школы (учительская семинария, существовавшая в России до 1917 г.) Большой толковый словарь по культурологии..… … Энциклопедия культурологии

Читайте также:  Что значит монотонно возрастающая функция

Семинария — (от латинского seminarium рассадник, В переносном смысле школа), тип профессионального учебного заведения для подготовки христианских священнослужителей и учителей начальных и неполных средних школ. Название семинария закрепилось за христианскими … Иллюстрированный энциклопедический словарь

семинария — бурса Словарь русских синонимов. семинария сущ., кол во синонимов: 4 • бурса (5) • ешибот … Словарь синонимов

СЕМИНАРИЯ — СЕМИНАРИЯ, и, жен. Название нек рых специальных средних учебных заведений. Духовная с. (для подготовки служителей культа). Учительская с. (для подготовки учителей; устар.). | прил. семинарский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

СЕМИНАРИЯ — жен., лат. духовное училище, вообще среднее, ниже духовной академии. Семинарист, ученик, воспитанник семинарии. Семинарское образованье. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Семинария — (лат. seminarium рассадник) образовательное учреждениедля подготовления духовных лиц и учителей преимущественно народных школ.Название С. появляется впервые со времени триентского собора (1545 63)и было официальным наименованием учебных заведений … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Семинария — Духовная семинария «Вазгенян» в Армении Духовная семинария (от лат. … Википедия

Источник

Семинария

СЕМИНА́РИЯ (лат. seminarium — рассадник) — ср. спец. уч. заведение. Духовная С. — ср. уч. заведение для подготовки служителей культа у христиан. Появились в Зап. Европе во 2-й пол. 16 в. Первой в России была Александро-Невская С. в С.-Петербурге (1725). В С. были преобразованы Моск. славяно-греко-лат. и Киев. академии. В 1730—40-е гг. мн. школы при архиерейских домах (созданы по требованию Дух. регламента 1721) выросли до ср. уч. заведений, получили название духовных С. и стали сословными. В преподавании преобладала схоластика, не хватало денег и хороших учителей, но в 18 в. в России семинаристы были единств. категорией уч-ся, получавших ср. образование и пополнявших ряды студентов ун-тов. В результате реформы 1809 С. стали звеном системы сосл. духовного образования, готовили священников и поставляли кадры для духовных академий. Это были закрытые уч. заведения с 6-летним сроком обучения, к-рые давали ср. образование в объеме классич. г-зии; дополнительно преподавались психология, педагогика, логика, философия, в старших классах изучался курс богословия. Во 2-й пол. 19 в. С. стали общесословными. Выпускники С. могли преподавать в нач. школах, поступать в ун-ты (до 1884). В 1913 в России было 57 С. (по одной в каждой епархии). В наст. время духовные С. — уч. заведения, к-рые готовят священнослужителей рус. правосл., катол., армяно-григор. церквей.

Учительские С. — пед. ср. уч. заведения по подготовке учителей нач. школ. Возникли в кон. 17 в. во Франции и Германии, позднее и в др. европ. странах. Число их в Германии резко возросло в 19 в. под влиянием пед. идей И. Г. Песталоцци. В России первая учительская С. действовала в 1779—84 при Моск. ун-те. С. в С.-Петербурге в 1786—1804 выпустила более 400 учителей. Бурное развитие С. началось с 60-х гг. 19 в. План их устройства разработал К. Д. Ушинский в статье «Проект учительских С.» (1861), по к-рому работали все С., открываемые земствами. Мин-во нар. просвещения стремилось им противопоставить правительственные, осн. на «Инструкции для учительских С. Мин-ва нар. просвещения» (1875, действ. до 1917). В учительские С. принимали лиц не моложе 16 лет всех сословий правосл. исповедания, выдержавших приемные экзамены в объеме программы 2-классных уч-щ с 5—6-летним сроком обучения. Уч.-ся получали стипендию (с условием отработать в школе не менее 4-х лет) и общежитие. Срок обучения — 3—4 года, в нек-рых земских С. — до 5 лет. Преподавали Закон Божий, церк.-слав. язык, широкий круг общеобразоват. предметов, основы педагогики. Хорошо была организована пед. практика — сначала в опытных школах учительских С., затем в массовых. К 1917 в России была 171 муж. и жен. учительские С. Учительские С. сыграли большую роль в развитии просвещения. После Окт. рев-ции их преобразовали в трехлетние пед. курсы, затем в педтехникумы (пед. уч-ща).

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та . 2002 .

Полезное

Смотреть что такое «Семинария» в других словарях:

СЕМИНАРИЯ — (лат.). Среднее духовное училище, также учреждение для подготовления учителей и учительниц. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СЕМИНАРИЯ лат. seminarium, от semen, семя; см. семинарист. Среднее… … Словарь иностранных слов русского языка

СЕМИНАРИЯ — (от латинского seminarium рассадник, В переносном смысле школа), тип профессионального учебного заведения для подготовки христианских священнослужителей и учителей начальных и неполных средних школ. Название семинария закрепилось за христианскими … Современная энциклопедия

СЕМИНАРИЯ — среднее учебное заведение для подготовки служителей религиозного культа некоторых христианских конфессий (духовная семинария, см. также Духовные учебные заведения); в некоторых странах (в т. ч. в России в 18 нач. 20 вв.) для подготовки учителей… … Большой Энциклопедический словарь

СЕМИНАРИЯ — СЕМИНАРИЯ, семинарии, жен. (от лат. seminarium рассадник) (дорев.). Специальное среднее учебное заведение. Духовная семинария (для подготовки духовенства). Учительская семинария (для подготовки учителей начальной школы). Толковый словарь Ушакова … Толковый словарь Ушакова

Семинария — среднее специальное учебное заведение для подготовки служителей религиозного культа (духовная семинария) или учителей начальной школы (учительская семинария, существовавшая в России до 1917 г.) Большой толковый словарь по культурологии..… … Энциклопедия культурологии

Семинария — (от латинского seminarium рассадник, В переносном смысле школа), тип профессионального учебного заведения для подготовки христианских священнослужителей и учителей начальных и неполных средних школ. Название семинария закрепилось за христианскими … Иллюстрированный энциклопедический словарь

семинария — бурса Словарь русских синонимов. семинария сущ., кол во синонимов: 4 • бурса (5) • ешибот … Словарь синонимов

СЕМИНАРИЯ — СЕМИНАРИЯ, и, жен. Название нек рых специальных средних учебных заведений. Духовная с. (для подготовки служителей культа). Учительская с. (для подготовки учителей; устар.). | прил. семинарский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

СЕМИНАРИЯ — жен., лат. духовное училище, вообще среднее, ниже духовной академии. Семинарист, ученик, воспитанник семинарии. Семинарское образованье. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Семинария — (лат. seminarium рассадник) образовательное учреждениедля подготовления духовных лиц и учителей преимущественно народных школ.Название С. появляется впервые со времени триентского собора (1545 63)и было официальным наименованием учебных заведений … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Семинария — Духовная семинария «Вазгенян» в Армении Духовная семинария (от лат. … Википедия

Источник

Духовная семинария

(Духо́вная) семина́рия (от лат. seminarium — рассадник) — учебное заведение для подготовки христианского духовенства.

Содержание

История в Российской православной церкви

В Российской империи (Северо-восточной России) семинарии начали учреждаться в начале XVIII века, обычно при архиерейских домах; были преимущественно сословными учебными заведениями для сыновей духовенства и не имели первоначально целью подготовку обязательно священнослужителей, ввиду определённой нехватки мест для клириков.

В XVIII веке полный курс, имевшийся далеко не везде [1] , мог занимать 8 лет в следующих ступенях («классах»): фара (или аналогия), инфима, грамматика, синтаксима, пиитика, риторика, философия, богословие. В основе всей системы обучения лежало совершенное овладение латинским языком; все прочие знания давались попутно, из чтения латинских текстов. Постепенное введение греческого началось в конце XVIII века, при митрополите Московском Платоне (Левшине). Под влиянием митрополита Филарета (Дроздова) в XIX веке происходил постепенный отход от латинский схоластики.

По определению устава 1884 года, семинарии представляли собою «учебно-воспитательные заведения для приготовления юношества к служению православной церкви». Семинарии находились под общим управлением Святейшего Синода, состояли в непосредственном ведении епархиальных архиереев, имевших высшее наблюдение за направлением преподавания, за воспитанием учащихся и за выполнением правил устава в общем.

Семинарии содержались на средства Св. Синода и на пособия, отпускаемые из государственного казначейства. Непосредственное управление семинарией принадлежало ректору, инспектору и правлению, имеющему собрания педагогические и распорядительные.

В семинарии принимались молодые люди православного исповедания из всех сословий. Преобладающее значение в учебном курсе семинарий занимали богословские науки, но в значительном объёме преподавались и науки общеобразовательные, входящие в курс классических гимназий.

До конца 1870-х годов окончившие курс семинарий имели свободный доступ в высшие учебные заведения, наравне с гимназистами. Затем доступ этот был закрыт; впоследствии (в конце XIX) лучшим из окончивших курс семинарий было дозволено поступать в Томский и Юрьевский университеты.

Обучение в семинариях было бесплатным, причём сироты и дети бедных родителей принимались на казённое содержание. Лучшие воспитанники семинарий по окончании курса поступали в духовные академии; большая часть воспитанников определялась епархиальным начальством на места священно- и церковнослужителей либо на должности учителей и надзирателей в духовно-учебные заведения.

К началу XX века существовало 55 духовных семинарий, в которых учились около 18 тысяч человек.

В современной РПЦ

Согласно данным, приведённым Патриархом Алексием II на Епархиальном собрании города Москвы 24 декабря 2007 [2] , в Русской Православной Церкви (без учёта РПЦЗ) было 38 духовных семинарий.

В основу деятельности семинарий РПЦ положены «Концепция высшего Духовного образования Русской Православной Церкви» и «Церковный образовательный стандарт высшего образования специалиста в области православного богословия (Семинария)», принятые Священнным Синодом РПЦ 21 августа 2007 года [3] по докладам Председателя комиссии по подготовке концепции Духовного образования Русской Православной Церкви и анализу проводимых реформ Духовных школ, архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина) и Председателя Учебного комитета Московского Патриархата архиепископа Верейского Евгения (Решетникова).

Некоторые православные семинарии:

  • Белгородская православная духовная семинария
  • Духовная семинария Св. Иоанна Златоуста в Крагуевце
  • Калужская духовная семинария
  • Казанская духовная семинария
  • Киевская духовная академия и семинария
  • Коломенская духовная семинария
  • Курская духовная семинария
  • Минские духовные академия и семинария
  • Московская духовная академия и семинария
  • Нижегородская духовная семинария
  • Николо-Угрешская православная духовная семинария
  • Новокузнецкая духовная семинария
  • Одесская духовная семинария
  • Перервинская духовная семинария
  • Православная духовная семинария в Варшаве
  • Православная семинария Святого Константина Брынковяну
  • Рижская духовная семинария [4]
  • Самарская православная духовная семинария
  • Санкт-Петербургская духовная академия и семинария
  • Свято-Тихоновская православная богословская семинария
  • Свято-Троицкая духовная семинария
  • Сретенская духовная семинария
  • Тобольская духовная семинария
  • Томская духовная семинария
  • Хабаровская духовная семинария
  • Харьковская духовная семинария
  • Парижская духовная семинария, канцлер: архиепископ Корсунский Иннокентий (Васильев), ректор: иеромонах Александр (Синяков)

См. также Категория:Духовные семинарии Русской Православной Церкви.

Евангельские христиане

Существует большое количество евангельских церквей, для евангельского христианства необходимы собственные учебные заведения. Основной упор в евангельских семинариях делается на тщательное изучение Библии — книг Ветхого и Нового Заветов, прививаются навыки душепопечения, активного благовестия и служения обществу.

Источник

Семинария

Духо́вная семина́рия (от лат. seminarium — рассадник) — учебное заведение для подготовки христианского духовенства.

Содержание

История в Российской православной церкви

В Российской империи (Северо-восточной России) семинарии (архиерейские школы) начали учреждаться в начале XVIII века, обычно при архиерейских домах; были преимущественно сословными учебными заведениями для сыновей духовенства и не имели первоначально целью подготовку обязательно священнослужителей, ввиду определённой нехватки мест для клириков.

В XVIII веке полный курс, имевшийся далеко не везде [1] , мог занимать 8 лет в следующих ступенях («классах»): фара (или аналогия), инфима, грамматика, синтаксима, пиитика, риторика, философия, богословие. В основе всей системы обучения лежало совершенное овладение латинским языком; все прочие знания давались попутно, из чтения латинских текстов. Постепенное введение греческого началось в конце XVIII века, при митрополите Московском Платоне (Левшине). Под влиянием митрополита Филарета (Дроздова) в XIX веке происходил постепенный отход от латинский схоластики.

По определению устава 1884 года, семинарии представляли собою «учебно-воспитательные заведения для приготовления юношества к служению православной церкви». Семинарии находились под общим управлением Святейшего Синода, состояли в непосредственном ведении епархиальных архиереев, имевших высшее наблюдение за направлением преподавания, за воспитанием учащихся и за выполнением правил устава в общем.

Семинарии содержались на средства Св. Синода и на пособия, отпускаемые из государственного казначейства. Непосредственное управление семинарией принадлежало ректору, инспектору и правлению, имеющему собрания педагогические и распорядительные.

В семинарии принимались молодые люди православного исповедания из всех сословий. Преобладающее значение в учебном курсе семинарий занимали богословские науки, но в значительном объёме преподавались и науки общеобразовательные, входящие в курс классических гимназий.

До конца 1870-х годов окончившие курс семинарий имели свободный доступ в высшие учебные заведения, наравне с гимназистами. Затем доступ этот был закрыт; впоследствии (в конце XIX) лучшим из окончивших курс семинарий было дозволено поступать в Томский и Юрьевский университеты.

Обучение в семинариях было бесплатным, причём сироты и дети бедных родителей принимались на казённое содержание. Лучшие воспитанники семинарий по окончании курса поступали в духовные академии; большая часть воспитанников определялась епархиальным начальством на места священно- и церковнослужителей либо на должности учителей и надзирателей в духовно-учебные заведения.

К началу XX века существовало 55 духовных семинарий, в которых учились около 18 тысяч человек.

В современной РПЦ

Согласно данным, приведённым патриархом Алексием II на Епархиальном собрании города Москвы 24 декабря 2007 [2] , в Русской православной церкви (без учёта РПЦЗ) было 38 духовных семинарий.

В основу деятельности семинарий РПЦ положены «Концепция высшего Духовного образования Русской Православной Церкви» и «Церковный образовательный стандарт высшего образования специалиста в области православного богословия (Семинария)», принятые Священнным Синодом РПЦ 21 августа 2007 года [3] по докладам Председателя комиссии по подготовке концепции Духовного образования Русской православной церкви и анализу проводимых реформ духовных школ, архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина) и Председателя Учебного комитета Московского патриархата архиепископа Верейского Евгения (Решетникова).

Болонский процесс в РПЦ

По инициативе Святейшего Патриарха Кирилла в РПЦ начинается реформирование духовного образования. Преобразования нацелены на интеграцию российского духовного образования в европейское и отечественное образовательное и научное пространство. Главная цель реформы — это повышение уровня качества духовного образования России [4] .

В соответствии с Болонским процессом духовное образование в РПЦ будет трёхуровневым [5] :

  • Первый уровень — это Бакалавриат: 4 (обязательных) года + 1 (пастырский и практический) год обучения в Семинарии, итогом которого становится написание Дипломной работы на соискание степени «Бакалавр богословия».
  • Второй уровень — это Магистратура: 2-х годичная программа в Духовных Академиях, итогом которой становится написание Магистерской диссертации на соискание степени «Магистр богословия».
  • Третий уровень — это Аспирантура: 3-х годичная программа в Духовных Академиях, итогом которой становится написание Кандидатской диссертации на соискание степени «Кандидат богословских наук» (не является ученой степенью, в европейской классификации — «Доктор теологии I степени»).

Все действующие Семинарии РПЦ в течение ближайших лет (начиная с 2010 года) должны будут сформировать Бакалавриат — программу обучения в соответствии с государственным стандартом по специальности «Теология» (031900), и получить государственную лицензию на осуществление образовательной деятельности по специальности «Теология» (031900) высшего профессионального образования. И по окончании семинарий выпускники должны будут получать диплом государственного образца со степенью «Бакалавр богословия».

Некоторые семинарии РПЦ уже к 2010 году получили государственную лицензию на осуществление образовательной деятельности по специальности «Теология» (031900) и сформировали программу соответствующую государственным стандартам, как например: Смоленская православная духовная семинария [6] , получившая лицензию в 2009 году [7] .

Православные семинарии

Русская православная церковь

Болгарская православная церковь

Грузинская православная церковь

  • Ахалцихская духовная семинария
  • Батумская духовная семинария (с 1993)
  • Кутаисская духовная семинария (1894 — ?, с 1990-х)
  • Тбилисская духовная семинария (1817—1917, с 1990-х)

Православная Церковь в Америке

Семинарии других православных поместных церквей

  • Духовная семинария Святого Иоанна Златоуста в Крагуевце (Сербская православная церковь) (с 2000)
  • Православная семинария Святого Константина Брынковяну (Румынская православная церковь)
  • Православная духовная семинария в Варшаве (1942—1944, с 1951) (Польская православная церковь)
  • Призренская духовная семинария (Сербская православная церковь)

Евангельские христиане (протестанты)

Существует большое количество евангельских церквей. Основной упор в евангельских семинариях делается на тщательное изучение Библии — книг Ветхого и Нового Заветов, прививаются навыки душепопечения, активного миссионерства и служения обществу.

Некоторые семинарии евангельских христиан

Католическая семинария в России

См. также

  • Духовная академия
  • Духовное училище
  • Женская учительская семинария в Бейт-Джале
  • Категория:Духовные семинарии Русской православной церкви.

Примечания

  1. Юбилей Полтавской Духовной Семинарии
  2. Вступительная речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Епархиальном собрании г. Москвы Официальный сайт МП 24 декабря 2007 г.
  3. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Русской православной церкви от 21 августа 2007 года // ЖУРНАЛ № 71
  4. Официальный сайт Учебного комитета РПЦ: «Опубликована презентация „Трансформация системы духовного образования“».
  5. Официальный сайт Patriarchia.ru: «Духовное образование на пороге перемен».
  6. Официальный сайт: «Смоленская Православная Духовная Семинария».
  7. Сайт СПДС: «Лицензирование и аккредитация Духовных учебных заведений».

Библиография

  • Стефан, архиеп. Пинский и Лунинецкий. История Минской Духовной Семинарии // Ступени, 2000, № 1; http://www.minds.by/.
  • Пичугин, П. В. Материалы РГАДА о библиотеке Новгородской духовной семинарии // Лихудовские чтения: материалы научной конференции «Вторые Лихудовские чтения». Великий Новгород, 24 −26 мая 2004 года / отв. ред. В. Л. Янин, Б. Л. Фонкич. Великий Новгород, 2009. — С. 120—124.

Пичугин, П. В. Духовные семинарии и их библиотеки в развитии отечественного образования // Социология социальной сферы. Материалы Всерос. социологического конгресса: тез. докладов и выступлений 22 октября 2008 г. / под. ред. академика РАН В. И. Жукова. — М., 2009. — С. 147—151. Пичугин, П. В. Духовные семинарии и их библиотеки в истории отечественного просвещения (XVIII в.) // Ученые записки / РГСУ. — 2009. — № 2. — С. 237—240. Пичугин, П. В. Из истории библиотеки Перервинской духовной семинарии. XVIII век. // Библиотека в контексте истории : материалы 8-й международной науч. конф., Москва, 5 — 6 октября 2009 г. / [сост. М. Я. Дворкина]. — М. : Пашков дом, 2009. — С. 73 — 79. Пичугин, П. В. История библиотеки духовной семинарии в Рязани (XVIII век) // Библиотековедение. — 2010. — № 2. — С. 100—104. Пичугин, П. В. Просветительская деятельность митрополита Московского Платона (Левшина) // Румянцевские чтения — 2010. Ч. 2. : материалы международ. науч. конф. (20 — 22 апреля 2010 г.) : [в 2 ч.] / Российская гос. б-ка; [сост. М. Е. Ермакова]. — М.: Пашков дом, 2010. — С. 53 — 58.

Источник

Оцените статью